Проектная деятельность как средство для развития исследовательских и творческих способностей учащихся

Автор: Алексеева Лариса Александровна

Проектная деятельность как средство для развития исследовательских и творческих способностей учащихся

Одной из целей ФГОС  является развитие личности школьника и его творческих способностей. Школа обязана научить детей мыслить нестандартно, нестереотипно.

Перефразировав известное выражение, хочется сказать: «Школа – это праздник, который всегда с тобой». Но всегда ли школа-праздник и чего не хватает современной школе для праздника?

Конечно, проблемы есть, и они близки и понятны всем нашим педагогам. А основные из них следующие:

- невостребованность школьных знаний (согласно проведённому в России исследованию только 5% школьных знаний используются в дальнейшей практической взрослой жизни населения).

Возникает вопрос:

или мы не тому учим, или наши выпускники не могут применить знания на практике.

- возрастающая тенденция нежелания учиться,

-синдром профессионального сгорания учителя, когда педагог работает на грани своих возможностей, постоянно находясь в стрессовой ситуации, но в конечном итоге не получает желаемого результата и, наконец, разочаровывается в профессии.

-проблема сохранения и укрепления здоровья школьников.

Тогда

-как организовать обучение через желание?

-как активизировать учащихся, стимулируя их природную любознательность, мотивировать интерес к самостоятельному приобретению знаний,

-как сделать так, чтобы учитель был удовлетворён результатами своего труда, получая радость от совместной деятельности с учениками, заряжался энергией для успешной работы?

Как сохранить и укрепить здоровье школьников?

Как найти ответы на эти непростые вопросы?

Всё это не может не волновать меня как учителя и заставляет искать выход из создавшейся ситуации. И я нашла для себя и своих учеников выход в проектной деятельности.

Метод проектов не является принципиально новым в мировой педагогике. Он был предложен и разработан в 1920 году американским психологом и философом Дьюи, где он предполагал строить обучение на активной основе.

В России идеи проектного метода обучения возникли в 1905 году под руководством педагога Шацкого, который с небольшой группой коллег пытался активно использовать проектные методы в практике преподавания. Они были недостаточно продуманы, и в 1931 году метод проектов был запрещён.

Но шло время, и сейчас возникла реальная необходимость создать такие условия для обучения школьников, при которых уже в школе дети могли бы раскрыть свои возможности и подготовиться к жизни в конкурентном мире. Об этом сказано и в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», на это нацеливают нас и новые федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения, где в основу положен принцип системно-деятельностного подхода и где проектной деятельности, начиная уже с 1 класса, отводится большое внимание.

Метод проектов уже прочно вошёл в мою педагогическую деятельность. Чисто интуитивно я почувствовала значимость и перспективу этого метода, а в ходе работы над проектами убедилась, что я на правильном пути. А за методом проектов – будущее…

Сейчас у меня 3 класс, и мы с моими ребятами уже совместно работали над такими учебными проектами, как «Слово и его значение», «Сказки», «Сколько весит здоровье?» и другие. Ребята учились находить необходимую информацию, выдвигать гипотезы, работать со справочной литературой, работать в группах и индивидуально, знать и понимать научную терминологию

И я вижу привлекательность проектной деятельности в учебном процессе. У ребят развиваются новые учебные умения и навыки (конструирование, ориентация в информационном пространстве, любознательность, умение работать в коллективе) и, таким образом, решается проблема, о которой я говорила раньше: проблема невостребованности школьных знаний и применении их в жизни.

Проектная деятельность позволяет мне, как учителю, преодолеть тенденцию нежелания учиться. Наблюдая за деятельностью учеников на уроках, я вижу, что по-настоящему прочными становятся лишь знания, добытые ценой собственных усилий.

Я с удовольствием и радостью наблюдаю за тем, как постепенно, от проекта к проекту, развиваются и творческие способности учеников, развивается эрудиция и расширяется кругозор, и они могут свои знания применить при решении нестандартных ситуаций. Повышается их мотивация, они стремятся к познанию нового.

Я вижу, как у моих учеников появляется стремление и желание не просто учиться, а учиться лучше, чем раньше.

И мне снова здесь помогла совместная проектная деятельность с учащимися.

Так получилось, что большая часть учеников класса - лидеры.

С одной стороны это хорошо, а с другой стороны, я столкнулась с проблемой, когда эти ребята неохотно подчинялись другим, не могли смириться с тем, что нужно быть терпимым к мнению других, нужно учиться слушать и слышать. Как можно решить такую проблему?

И решению этой проблемы мне помогла проектная деятельность, ведь дети учились работать в группах, распределять роли, меняться обязанностями, учились договариваться. Я думаю, что организовать работу в группах проблематично даже с ребятами более старшего возраста, не говоря о начальных классах. Это трудно, а подчас даже очень трудно, но такая кропотливая работа даёт свои плоды, и от проекта к проекту ребята учатся работать в команде, что пригодится им в дальнейшей профессиональной деятельности.

А как же меняется позиция учителя?

Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведёт к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной деятельности учеников. Изменилась и я как учитель, изменяется психологический климат в классном коллективе, так как мне приходится переориентировать свою деятельность на характер поиска, исследования, творчества. Появляется желание учить по-новому!

Возрастающий поток информации, усложнение учебных программ, широкое использование новых форм обучения, увеличивающих объём учебной нагрузки, создают ощутимое воздействие на организм ребёнка.

В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» одним из ключевых направлений является сохранение и укрепление здоровья школьников.

Здоровый ученик - хороший ученик.

Как же я, как учитель, могу сохранить и укрепить здоровье моих учеников? Я нашла выход в использовании проектного метода для здоровьесбережения учащихся.

Сначала это была серия уроков по проектной деятельности, затем, увидев первые положительные результаты, я решила не останавливаться на достигнутом, а идти дальше и создала образовательную программу по проектной деятельности «На страже здоровья!»

Когда я ознакомилась с Федеральными государственными образовательными стандартами второго поколения, то очень обрадовалась, поняв, что я на правильном пути, а за методом проектов – будущее.

Постепенно, шаг за шагом, используя проектный метод в работе, я думаю, что все вместе мы сможем решить проблемы, стоящие перед российской школой, и тогда школа действительно станет праздником, который всегда с тобой.

Закончить свои размышления я хочу словами великого Конфуция: «Три пути ведут к знанию:

путь размышлений - самый благородный,

путь подражания - самый лёгкий.

путь опыта - это самый горький!»

 

А у нас только один путь - идти по всем трём дорогам сразу. И всё-таки главным для себя я выбрала самый нелёгкий и горький путь-путь опыта!!!

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x