Статья Проектная деятельность как средство формирования УУД у младших школьников. Автор: Филиппова Оксана Ананьевна

Автор: Филиппова Оксана Ананьевна
Описание опыта работы учителя начальных классов об организации в классе совместной проектной деятельности учащихся и родителей


Автор: Филиппова Оксана Ананьевна

МБОУ «Майинская средняя общеобразовательная школа им Ф.Г.Охлопкова с углубленным изучением отдельных предметов»

 

 

 

 

 

 

 

 

Проектная деятельность как средство формирования универсальных учебных действий младших школьников

 

 

 

Автор: учитель начальных классов

Филиппова Оксана Ананьевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2019 г

Содержание

 

Введение

Актуальность проблемы

Теоретическая часть проблемы

Практическая часть

Мониторинг

сформированности

УУД

Заключение

Список использованной литературы

 

Введение

Социальный запрос общества на современном этапе диктует необходимость формирования коммуникативной компетенции. Именно на первоначальном этапе обучения ребёнок должен научиться общаться, не бояться проблемных ситуаций. Великие педагоги прошлого придавали общению очень большое значение. Так, И.Ф. Гербарт считал, что все знания человека возникают из двух источников – из опыта и из общения. К.Д.Ушинский рассматривал общение как одно из средств воспитания. Общение - это деятельность, один из её видов. В простейшем случае - это обмен информацией. Но с другой стороны, общение – это взаимодействие людей в ходе совместной деятельности.

Проектная деятельность включает в себя и деятельность, и общение в ходе выполнения этой деятельности. В процессе работы над проектом ребёнок учится преодолевать трудности, проживает конкретные ситуации, приобщается к социальным явлениям, учится брать на себя ответственность, участвует в совместном принятии решений, приобретает навык письменного и устного общения, создаёт новые объекты.

Поэтому организация проектной деятельности учащихся класса стала основой моей воспитательной работы.

Цель: создание воспитательного пространства, в котором возможна разнообразная творческая проектная деятельность, общение и сотрудничество взрослых и детей.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Сплочение ученического коллектива, развитие ученического самоуправления в классе.

2. Формирование активности, самостоятельности, инициативы и творчества через вовлечение в коллективную проектную деятельность.

3. Формирование коммуникативных умений

4. Предоставление возможности проявить себя в творческой деятельности большему числу учащихся

5. Воспитание сознательной дисциплины через вовлечение в коллективную деятельность

6. Ведение мониторинга

сформированности

УУД у учащихся класса

 

Актуальность:

Актуальность использования метода проектов обусловлена возрастанием потока информации и стремительным развитием информационно-коммуникативных технологий, без которых уже немыслимы любые виды деятельности. И для того, чтобы адаптироваться в жизни, а в дальнейшем быть востребованным и компетентным во многих областях, ребёнку необходимо научиться самостоятельному исследованию, добыванию необходимых знаний

и умений, приобретению навыков общения.

Практическая значимость: Разработанный опыт организации проектной деятельности учащихся в начальных классах может быть использован другими учителями

Теоретическая часть

При организации проектной деятельности младших школьников особенно на первоначальном этапе необходимо присутствие и поддержка взрослых. Л.С.Выготский подчеркивал, что путь к самостоятельному решению лежит через действие в сотрудничестве, под руководством взрослых и по образцу. Чтобы организовать учебно-воспитательный процесс глубже, необходимо участие не только учеников и учителя, но и их родителей. Подключение родителей обусловлено несколькими причинами:

- в силу своих возрастных особенностей учащиеся не сразу могут быть самостоятельными на всех этапах выполнения проекта.

- совместная с родителями творческая деятельность особенно важна сейчас в ситуации дефицита внутрисемейного общения

- есть семейные проекты, обладающие огромным развивающим потенциалом, и для их осуществления участие родителей просто необходимо.

Основная цель привлечения родителей к проектной деятельности детей сотрудничество, партнёрство с собственным ребёнком.

В 1 классе – всю деятельность по проекту выполняет взрослый.

Второклассник становится участником процесса. Он – пока только исполнитель. Основная роль принадлежит взрослому. Но ребёнок наблюдает за процессом, интересуется, подражает. Во 2 классе работали совместные с родителями группы учащихся.

Действия взрослого при реализации проектного метода можно охарактеризовать такими словами:

- помогает ученику определить цель деятельности;

- рекомендует источники получения информации;

- раскрывает возможные формы деятельности

- создает условия для активности школьника;

- является партнером;

- помогает оценить полученный результат

 

Рассмотрим, как меняются роли взрослого и младшего школьника при выполнении проекта от класса к классу:

 

Этапы

выполнения

проекта

1 класс

2 класс

 

3 класс

 

4 класс

1. Выдвижение первоначальных идей и выбор лучшей из них

ВЗРОСЛЫЙ

ВЗРОСЛЫЙ

учащиеся

взрослый

учащиеся

УЧАЩИЕСЯ

взрослый

2. Выбор и формулировка темы и задачи проекта

ВЗРОСЛЫЙ

ВЗРОСЛЫЙ

учащиеся

взрослый

учащиеся

УЧАЩИЕСЯ

взрослый

3. Разработка плана выполнения проекта

ВЗРОСЛЫЙ

ВЗРОСЛЫЙ

учащиеся

взрослый

учащиеся

УЧАЩИЕСЯ

взрослый

4. Выполнение

работы

ВЗРОСЛЫЙ

ВЗРОСЛЫЙ

учащиеся

взрослый

учащиеся

УЧАЩИЕСЯ

взрослый

5. Презентация

проекта

ВЗРОСЛЫЙ

ВЗРОСЛЫЙ

учащиеся

взрослый

учащиеся

УЧАЩИЕСЯ

6. Рефлексия

 

ВЗРОСЛЫЙ

учащиеся

взрослый

учащиеся

взрослый

учащиеся

УЧАЩИЕСЯ

взрослый

 

В 3 классе взрослый и ученик становятся соучастниками, партнерами. В планирование, организацию и проведение внеклассных мероприятий активное участие принимают сами учащиеся.

В 4 классе самостоятельность и активность учащихся возрастает. Учитель и родители становятся просто консультантами, соучастниками, зрителями.

Особую роль проектные задачи играют в становлении учебного сотрудничества в малых группах. Взаимодействуя в группе, дети понимают, что для достижения общей цели всем участникам необходимо договариваться между собой, вырабатывать общую стратегию решения задачи, распределять обязанности, осуществлять взаимопомощь в процессе решения задачи. Таким образом, решение проектных задач способствует воспитанию чувства ответственности, формированию умений общаться, договариваться, чутко относиться к сверстникам

 

Практическая часть

В 1 классе были созданы творческие группы родителей. Каждый год осенью на первом родительском собрании планировалась работа родительских творческих групп, создавались группы (или оставались прежние) по желанию родителей.

Во 2 классе учащиеся класса разделились на звёздочки (группы) по желанию. Групповая проектная работа шла по звёздочкам. В 3 и 4 классах состав звёздочек менялся.

Во 2 классе в состав звёздочек входили родители (по 1 родителю).

Коллективные проекты создавались целым классом.

 

Проекты родителей

Совместные проекты

(родит+уч-ся)

Групповые проекты

(группа уч-ся)

Коллективные проекты

Семейные проекты

«Байанай»

«Праздник игр»

«Новый год»

«Танха»

«А ну-ка мальчики»

«Весенний праздник»

«Самый умный»

«Читающая семья»

«Мы за ЗОЖ»

«Знатоки природы»

«Самое доброе слово»

Выпускной праздник

Школа будущего

Играем сказку

Береги лес!

Здоровое питание

Времена года

 

Построй башню

Страна «Математика»

Волшебная сумка

Спаси жизнь

Серебряное дерево

Дом мечты

Построй башню

Волшебная сумка

Кормушка для птиц

Парк отдыха в селе Майя

Книжка-раскладушка

Сочиняем сказку

Сувенир в подарок

Задачник (задачи о нас самих)

Стенгазета «Дары осени»

Клумба класса

Украшаем класс к Новому году

Новогодняя маска

Готовимся к празднику

Наш питомец

Птицы Якутии

Моё хобби

Наша семейная коллекция

Моя улица

 

Доклады учащихся «Эврика»

 

Какие универсальные учебные действия можно реализовать на каждом этапе работы над проектом?

1 этап — погружение в проект (осуществление деятельности по определению проблемы, целеполаганию, постановке задач, предстоящей деятельности).

На данном этапе формируем познавательные универсальные учебные действия:

умение извлекать информацию из иллюстраций, текста;

умение формулировать проблему.

Коммуникативные УУД- это:

умение слушать и понимать других;

умение оформлять свои мысли в устной форме;

умение совместно договариваться о правилах общения и поведения.

Регулятивные УУД — это:

умение определять цель деятельности.

2 этап — организация деятельности (разбивка на группы, распределение ролей, планирование, выбор формы и способа презентации).

На 2 этапе формируется целый ряд коммуникативных универсальных учебных действий:

умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели, функции участников, способов взаимодействия;

умение ставить вопросы — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

умение разрешать конфликты — выявлять, идентифицировать проблемы, искать и оценивать альтернативные способы разрешения конфликта, принимать решение и реализовывать его.

3 этап — осуществление деятельности (поиск материала, консультации, контроль и помощь со стороны учителя, подготовка презентации).

На этом этапе формируется умение искать и выделять необходимую информацию, применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств. Это познавательные УУД.

Формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами- это коммуникативные УУД.

Формируем умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем- это регулятивные УУД.

4 этап — презентация (предъявление результата, рефлексия деятельности, оценка результативности).

Коммуникативные УУД:

формируем умение слушать и понимать других;

формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

формируем умение оформлять свои мысли в устной форме.

Регулятивные УУД:

формируем умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем;

формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей

Мониторинг

сформированности

УУД

 

Как ведётся отслеживание результатов деятельности? Для диагностики уровня сформированности УУД у учащихся своего класса я использовала следующие методики:

Для мониторинга личностных УУД

Самооценка

«

Лесенка» (1- 4 класс).

Анкета «Оценк

а школьной мотивации» (методика Лускановой

).

«Что такое хорошо и что такое плохо» (1-2 класс).

«Незаконченные предложения» (3-4 класс).

Оценка

воспит

анности (Методика Шиловой

)

 

Для мониторинга познавательных УУД

1.     «Найди отличия» - сравнение картинок (1 класс).

2.       Выделение существенных признаков (2 класс).

3.       Логические закономерности (3 класс).

4.       Исследование словесно-логического мышления (4 класс).

5. Мониторинг читательской компетентности (проект МО учителей начальных классов нашей школы)

   

Для мониторинга коммуникативных УУД:

Методика И.А.Гришановой

Методика О.Н.Мостовой (стиль общения)

Задание «Рукавички» (Г.А.

Цукерман

)

4. Оценивание через технологию сотрудничества (в групповой работе). Автор Г.В. Шакина

Для мониторинга регулятивных УУД:

Методика, разработанная МО учителей начальных классов нашей школы

 

Кроме этого велось отслеживание

Активности учащихся, их участия в школьных, улусных мероприятиях

Межличностных отношений в кла

ссе

 

IV. Заключительная часть

 

Таким образом, проектная деятельность является эффективным средством формирования универсальных учебных действий у младших школьников при выполнении  методических рекомендаций по организации работы в этом направлении:

1.  Учите детей действовать самостоятельно, независимо; уклоняйтесь от прямых инструкций;

2.   Не сдерживайте инициативы детей;

3.   Не делайте за них то, что они могут делать (или могут научиться делать) самостоятельно;

4.    Не спешите с вынесением оценочных суждений;

5.    Помогайте детям учиться управлять процессом усвоения знаний:

- самостоятельно выявлять проблемы;

-прослеживать связи между предметами, событиями, явлениями;

-формировать навыки самостоятельного решения проблем исследования;

- учите анализу, классификации, обобщению информации;

6.Учите отстаивать свои идеи и отказываться от ошибочных.

Коллективная проектная деятельность стимулирует творчество, фантазию, воображение, познавательную активность и самостоятельность, содействует воспитанию коллективизма и товарищества, помогает становлению таких важных нравственных качеств, как чувства справедливости, ответственности.

 

 

Список используемой литературы

Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.

Землянская

Е.Н. Учебные проекты младших школьников. //

Нач

кола

. – 2005. - №9.

Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. //

Нач

кола

. – 2004. - №2.

Конышева Н.М. Проектная деятельность школьников//Начальная школа. - 2006, №1.

Кравец Т.Н.,

Телеганова

М.В.,

Спутай С. Младшие школьники проводят

исследование //Начальное образование.- 2005, №2.

Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование, № 7, 2000, с 151-157

Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: его возможности. // Учитель, № 4, 2000, — с. 52-55

Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2005.

Сиденко

А.С. Метод проектов: история и практика применения. //Завуч. – 2003. - №6.

Интернет-ресурсы.

 

 

 

 

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x