Проектная деятельность, как средство развития эмоционального интеллекта детей. | Коверзнева Елена Александровна. Работа №239778
Автор: Коверзнева Елена Александровна
Как благодаря развитию эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста уменьшить конфликтные ситуации в группе.
Проектная деятельность, как средство развития эмоционального интеллекта детей.
Современном мире взрослые все чаще уделяют внимание развитию познавательных способностей детей и забывают о другой не менее важной составляющей в развитии ребенка – эмоциональный интеллект. Другими словами не развивают у ребенка способность распознавать свои и чужие эмоции, управлять ими и понимать причину их возникновение. Однако, во многом именно данные способности являются залогом успешной и счастливой жизни человека.
Эмоциональный интеллект – это явление, которое объединяет в себе способности управлять и различать собственные эмоции, а так же эмоции партнеров по общению.
Эмоциональный интеллект включает в себя следующий составляющие:
- самосознание;
- самоконтроль;
- социальная чуткость;
- управление отношениями.
Развитие эмоционального интеллекта в дошкольном возрасте приобретает особое значение, потому что в этот период идет активное эмоциональное становление детей, совершенствование их самосознания, и способности к рефлексии. Детей нужно учить, правильно выражать эмоции, а не подавлять их, таким образом, укрепляя психологическое здоровье ребенка.
Для развития эмоционального интеллекта в дошкольной практике используются такие методы, как:
- игровые обучающие ситуации;
- арт-терапия;
- сказкотерапия;
- психогимнастика и т.п.
Одним из методов развития эмоционального интеллекта детей, позволяющим проявлять детям активность заинтересованность является проектная деятельность, так называемая деятельность по созданию норм.
Нормативные ситуации можно разделить на три группы:
запрещающие;
позитивно нормирующие;
создание новых норм –
нормотворческие
.
Нормотворческие ситуации основываются на обычных жизненных конфликтных ситуациях возникающие входе общения детей в группе детского сада, когда происходит столкновение детских инициатив, при этом каждый из детей настаивает на своем варианте поведения. Педагог, при поддержки детской инициативы подводит к увеличению числа возможных вариантов правил поведения и к созданию нового правила поведения в данной ситуации.
В нормативной проектной деятельности можно выделить следующие этапы:
педагог выявляет ситуации с нежелательными формами поведения;
происходит обсуждение тех нежелательных последствий, которые могут возникнуть;
дети зарисовывают нежелательные последствия неправильного поведения;
дети рассказывают о своих рисунках;
предлагается подумать над ситуацией и предложить правило поведения в группе, но правило недолжно быть запрещающим, что не подавлять инициативу детей;
дети зарисовывают придуманное правило;
дети объясняют, что нарисовали и
правило носится в книгу правил группы.
Конечно данный метод не снимает раз и на всегда все конфликтных ситуаций в группе, но «книга правил» существует для того чтобы дети могли к ней обращаться самостоятельно или по подсказке педагога и решать конфликтные ситуации. Как показывает такие правил не много (10-12), но это помогает улучшить психологический климат в группе детского сада и значительно облегчает работу педагога по формированию эмоционально интеллекта дошкольников.