Статья Проектная деятельность на уроках химии. Автор: Артамонова Светлана Михайловна

Автор: Артамонова Светлана Михайловна
В статье приведен пример над исследовательским проектом


Автор: Артамонова Светлана Михайловна

Из опыта работы. Организация проектной деятельности на уроках химии

Учитель химии МОУ «СОШ №13 им. Ю.А. Гагарина» Артамонова Светлана Михайловна

Химия – одна из самых гуманистически ориентированных естественных наук: ее успехи всегда были направлены на удовлетворение потребностей человечества.

Изучение химии в школе способствует формированию мировоззрения учащихся и целостной картины мира, пониманию необходимости химического образования для решения повседневных жизненных проблем, воспитанию нравственного поведения в окружающей среде. В то же время в условиях резкого сокращения времени, отводимого на изучение химии при сохранении объема ее содержания, снижается интерес учащихся к предмету. Как организовать процесс обучения так, чтобы учащиеся воспринимали химию как нужную и востребованную жизнью науку, как часть мировой культуры, необходимой каждому образованному человеку для формирования целостной картины мира [8] ?

Учить химии только традиционными методами стало невозможно, т.е.формировать химическую грамотность, обучать расчетам, максимально включать теоретические знания. Необходимо создавать условия для развития естественной познавательной активности ребенка и его самореализации через накопление индивидуального опыта.

Реализации в полной мере развивающего потенциала школьного курса химии помогает метод проектов, учитывающий потребность сегодняшнего дня – смену приоритетов с усвоения готовых знаний на активную, самостоятельную, познавательную деятельность каждого ученика. [6]

Дидактические условия формирования проектной деятельности учащихся химико-экологической направленности:

Первое условие – обеспечение и стимулирование высокой мотивации исследовательской деятельности. Изначально высокая мотивация деятельности зависит от выбора личностно значимой для учащихся и социально одобряемой темы (проблемы) исследования. Стимулирование мотивации возможно за счет оптимального сочетания заданий поискового и исследовательского характера Обеспечение и стимулирование высокой мотивации проектной деятельности школьников может быть осуществлено при реализации системы принципов отбора ее содержания – принципов региональности, практической значимости, экологизации, социализации, полипредметной интеграции знаний, методологизации, принцип соответствия необходимости и достаточности.

Принцип экологизации. На основании этого принципа предусматривается решение следующих задач:

  • Формирование у учащихся экологически значимого понятийного аппарата;

  • Раскрытие единства неорганического и органического мира, а также влияние деятельности человека на окружающую среду; формирование на этой основе убежденности в необходимости бережного отношения к природе;

  • Разъяснение двойственной роли веществ в природе и зависимости от их концентрации;

  • Показ особенностей научно-технического прогресса и химической промышленности с позиций охраны природы;

  • Вооружение школьников практическими умениями и навыками, позволяющими им не только жить в окружающем мире, не разрушая его, но и посильно участвовать в мероприятиях по защите природы, ее сохранению и обогащению.

Принцип региональности. Включение регионально-значимых сообщений или примеров в содержание изучаемой темы всегда вызывает повышенный интерес у школьников. Такой материал воспринимается как близкий, волнующий, личностно-значимый. На этом основании темы долговременных поисково-исследовательских работ учащихся следует определять, исходя их насущных проблем локального характера, например: «Изучение кислотности атмосферных осадков в различных районах города(в парковой зоне, вдоль автострад и др.) или «Влияние качества употребляемой питьевой воды на состояние здоровья населения».

Принцип практической значимости. Под реализацией принципа практической значимости нужно понимать отбор такого содержания исследовательской деятельности, которое обеспечивает связь теории с решением практических задач, готовя школьников к повседневной деятельности. Это разумно, так как не всякий из обучаемых в будущем станет химиком, а уметь применять знания на практике, в повседневной жизни должен каждый. Пример задания прикладного характера, тематика которого актуальна для сельских школьников: Определить целесообразность внесения удобрения сульфата аммония на глинистые почвы местного сельскохозяйственного предприятия.

Направление поиска. Используя специальную литературу, постарайтесь выяснить склонность глинистых почв к изменению рН, особенно под действием аммонийных солей.

Ответ. Применение сульфата аммония сопряжено с двумя проблемами, особенно на влажных почвах. Во-первых, его применение приводит к удалению кальция из почвы. Во-вторых, он уменьшает рН почвы. Для устранения нежелательной кислотности, в аммонийные удобрения добавляют карбонат кальция [7].

Принцип социализации. Содержание проектной деятельности школьников должно способствовать формированию у учащихся ценностных ориентиров, развитию нравственности, духовности, интеллекта, культуры поведения и жизнедеятельности. Принцип социализации предусматривает формирование социально-значимых гуманных качеств личности школьника.

Принцип методологизации. Нельзя изучать современную науку(учебный предмет), не имея представления об одной из ее областей – методологии науки. Поэтому применение этого принципа отбора содержания проектной деятельности позволяет сформировать у учащихся понимание того, что приращение знаний возможно лишь в процессе преодоления противоречий, когда реализуются философские законы познания. Таким образом у учащихся формируется культура мышления, стимулирующая интерес к науке химии.

От учителя требуется:

– умение увидеть и отобрать наиболее интересные и практически значимые темы проектов;
– владение всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, умение организовать исследовательскую, самостоятельную работу учащихся;
– переориентация всей учебно-воспитательной работы учащихся по своему предмету на приоритет разнообразных видов самостоятельной деятельности учащихся, индивидуальных, парных, групповых видов самостоятельной деятельности исследовательского, поискового, творческого плана. Это вовсе не означает, что следует полностью отказаться от традиционных видов работ, объяснительно-иллюстративного и репродуктивных методов, классно-урочной системы, фронтальных форм работы;
– владение искусством коммуникации;
– способность генерировать новые идеи, направить учащихся на поиск путей решения поставленных проблем;
– умение устанавливать и поддерживать в группе проекта устойчивый, положительный эмоциональный настрой;
– владение компьютерной грамотностью;
– умение интегрировать знания из различных областей для решения проблематики выбранных проектов.

От учащихся требуется:

– знание и владение основными исследовательскими методами (анализ литературы, поиск источников информации, сбор и обработка данных, научное объяснение полученных результатов, выдвижение гипотез, методов их решения);
– владение компьютерной грамотностью; 
– владение коммуникативными навыками;
– умение самостоятельно интегрировать полученные знания по разным учебным предметам для решения познавательных задач;
– в случае международного проекта – практическое владение языком партнера

Работа над любым проектом включает определенные этапы выполнения проекта, которые стоит четко спланировать для достижения максимальной эффективности проектной работы.

1 Этап. Организационный. Создание группы учащихся для работы над проектом.

2 Этап. Планирование разработки проекта. На этом этапе важно добиться чтобы участники проекта понимали: зачем нужно каждое действие, какова его цель и почему именно в такой последовательности эти действия нужно выполнять.

3 Этап. Определение желаемых результатов проекта. Задача – научиться оценивать цели.

4 Этап. Выдвижение и выбор идей достижения желаемых результатов. Задача – научиться оценивать и сравнивать идеи достижения целей (список идей, соотнесение идеи к каждой поставленной цели относительно сложности, полезности). Оценки заносятся в таблицу.

5 Этап. Работа над проектом. Тщательно разработанные задания для каждой группы учащихся и подобранный (если это необходимо) материал позволяют учителю выполнять роль консультанта. Предполагается интенсивный обмен информацией, мнениями, полученными результатами.

6 Этап. Планирование реализации проекта. Задача этапа – научиться планировать действия, необходимые для достижения целей. Разработка плана графика в виде ленточной диаграммы:

Огромное достоинство проектного метода связано с тем, что школьник выступает в качестве активного субъекта деятельности, что мобилизует потенциал всех его способностей. Это не только обмен информацией и организация совместных действий, но и ориентировка в эмоционально-психологических потребностях партнеров по совместной деятельности.

В ходе работы над проектами учащиеся расширяют знания по отдельным темам, приобретают навыки работы с научной, научно-популярной и справочной литературой, умения анализировать, классифицировать, систематизировать; развивают практические умения и навыки; умения прогнозировать результаты работы; организационные и коммуникативные умения и навыки. Во время презентаций учащиеся приобретают навыки публичных выступлений.

Наряду с исследовательскими дети приобретают и мыслительные умения, такие, как умение анализировать, классифицировать, сравнивать, выделять критерии и оценивать факты, события, явления и процессы с помощью разных критериев; проверять предположения; доказывать; устанавливать последовательность фактов, событий, явлений; выделять причинно-следственные связи; делать умозаключения; комбинировать; преобразовывать; прогнозировать; придумывать новое; вести диалог и решать проблемы в малых группах.

Уверенное овладение основными коммуникативными действиями во время выполнения проектов становится хорошей основой для формирования у учащихся организаторских качеств: инициативности, умения находить разумные компромиссы, решать конфликтные ситуации, проявляя самокритичность, дружелюбие и уверенность в своих силах.

В целом проектную деятельность можно рассматривать как один из немногих видов школьной работы, позволяющих преобразовывать академические знания в реальный жизненный и даже житейский опыт учащихся.

У учащихся, занимающихся проектной деятельностью, учебная мотивация учения в целом выражена выше. Кроме того, с помощью проектной деятельности можно добиться существенного снижения школьной тревожности, т.е. это здоровье - сберегающая технология.

Создание разных по форме и содержанию проектных работ на основе интеграции различных дисциплин, позволяет развивать творческие способности учащихся, помогает подготовить их к жизни в информационном мире, повышает их общекультурный уровень, способствует развитию у них инициативы, находчивости, активности и ответственности., способствует профессиональному самоопределению.

Использование метода проектов способствует формированию новой профессиональной компетентности учителя. Освоение учителем технологии обучения проектированию школьников, методов формирования проектной компетентности учащихся связано с выходом в надпредметное методологическое осмысление своей педагогической практики. Учитель из носителя готовых знаний превращается в организатора необходимых условий для самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Меняется стиль общения с учениками, способы и методы взаимодействия.

Появляется педагогическая цель: формирование, развитие и наращивание умений в проектных действиях, операциях, проектной деятельности в целом.

Результаты, к которым стремится любой учитель, работающий по методу проектов: повышение уровня активности школьников и качества знаний, интеграция между предметами различных образовательных областей, профессиональное самоопределение учащихся.

Список литературы

  • Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования.(Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г.№413).

  • Аранская О.С., Бурая И.В.Проектная деятельность школьников в процессе обучения химии, М., «Вента-Граф», 2005г.

  • Тяглова Е.В. Исследовательская деятельность учащихся по химии, М. «Глобус»,2007г.

  • Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Под ред.А.Г.Асмолова, М., Просвещение,2010г.

  • Ширшина Н.В. Проектная деятельность учащихся. Химия, Волгоград, «Учитель»,2007

  • Энциклопедия передового педагогического опыта (из опыта работы учителей химии г.Москвы), М.,МИОО,ОАО «Московские учебники»,2009 г.

  • Головнер В.Н.Химия 8-11 классы. Интересные уроки из зарубежного опыта преподавания, М., НЦ ЭНАС, 2001 г.

  • Никитаева М.В. Социализация школьников на основе инновационных образовательных проектов: Диссертация на соискание ученой степени кандидата социологических наук/ Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации. Москва, 2012.

Приложение 1: исследовательский проект обучающегося 7 класса на тему «Исследование детских стиральных порошков».

Содержание

1. Введение

2. Теоретическая часть:

- Возникновение моющих средств

- Синтетические моющие средства

3. Практическая часть

4. Заключение

5. Список литературы

6. Продукт

Введение

Когда в семье появляется малыш, то все домочадцы понимают, что забота о ребенке - задача крайне ответственная, требующая вдумчивости, внимательности и терпения, так как здоровые дети-это здоровая нация. Особенно важно осознавать ту беззащитность, из-за которой малыш становятся уязвимыми перед многими внешними факторами. Взрослые нечасто отдают себе отчет, что вещества, попадающие в организм ребенка, имеют свойство накапливаться, и влияют не только на его сегодняшнее самочувствие, но и на здоровье в течение всей жизни.

Почему мы задумались об этом? Потому что причину многих заболеваний детей мы находим во внешних факторах, в частности, в стиральном порошке. Дело в том, что в процессе стирки даже в режиме повторного полоскания с вещей вымывается не весь моющий состав порошка. А поскольку во многих синтетических моющих средствах содержится большое количество вредных компонентов, то все они проникают с одежды сквозь кожу ребенка в его кровь и далее распространяются по организму во все внутренние органы.

Цель проекта:

Исследование влияния детских моющих средств на здоровье ребенка

Задачи проекта:

1. Исследовать качественный состав некоторых марок детских стиральных порошков.

2. Определить свойства детских стиральных порошков

3. Выявить, какой вред могут нанести детские стиральные порошки здоровью ребенка.

Теоретическая часть

Возникновение моющих средств

До появления синтетических моющих средств стирали только мылом

Оно и теперь занимает значительное место среди моющих средств.

Многие письменности позволяют считать, что уже в средине XI ст. слово мыло было

понятным в Киевской Руси. Материалы истории дают основание допускать завоз мыла в Киевскую Русь из стран Востока, Византии и других. История возникновения моющих средств

При Петре I возникло в России производство зеленого мыла из конопляного масла и поташа.

Центрами мыловарения в XVII ст. были Петербург, Москва, Валдай, Архангельск,

Коломна, Калуга, Нижний Новгород, Курск, Томск, Тюмень, Тобольск, Иркутск. Мыловарение было распространено на Украине, в Эстонии,Грузии, Азербайджане. Мыло готовится из натуральных растительных масел и животных жиров. Один его кусок при изготовлении «съедает» 250 г растительного масла. Теперь химики значительно уменьшают расход питательного продукта на мыловарение, компенсируя получение жирных кислот из отходов нефтяной и коксохимической промышленности. А это значительно дешевле.

Кусковое мыло и сегодня остается достаточно удобным средством для ручной стирки. Но

хороший моющий эффект оно дает при температуре воды 60—70°, а ее выдерживают

только хлопчатобумажные и льняные ткани. Причем, они хорошо стираются только в

мягкой воде. Вода же речная и водопроводная большей частью содержит соли жесткости —

углекислые, сернокислые и хлористые кальция и магния. При стирке с мылом получается

осадок солей, и белье со временем приобретает сероватый оттенок. Поэтому необходимо

воду смягчать стиральной содой или содово-фосфатными порошками.

Для улучшения моющей способности мыла в жесткой воде выпускаются моющие средства

на основе мыла и добавок, смягчающих воду. Они выпускаются в основном местной

промышленностью и не выдерживают конкуренции синтетических моющих средств.В настоящее время с помощью разнообразных эффективных быстродействующих

химических средств процессы стирки значительно ускорились, а качество ее при

минимальной затрате труда неизмеримо возросло.

Синтетические моющие средства

Синтетические моющие средства — стиральные порошки, моющие пасты, жидкости —

составляют значительную часть продукции бытовой химии. Стиральные порошки и пасты

изготовлены из синтетических поверхностно-активных веществ и полезных добавок,

обеспечивающих высокое моющее действие, содержат оптический отбеливатель и

специальные отдушки, придающие выстиранному белью белизну, свежесть, приятный

запах, даже в жесткой воде белье почти не застирывается, сохраняет хороший цвет.

Но порошки, как и другие моющие средства, в отличие от мыла, очень трудно

отполаскиваются. Поэтому при стирке надо строго соблюдать норму их расхода. А обильная

пена, образующаяся при стирке, снижает механическое воздействие на белье в домашних

стиральных машинах. Поэтому в последнее время увеличивается выпуск стиральных

средств с пониженным пенообразованием специально для стирки в стиральных машинах.

Следует помнить, что синтетические моющие средства хорошо стирают и в жесткой воде.

Здесь эффективность стирки вообще не зависит от обилия пены.

Снижение пенообразования обычно достигается введением в моющее средство добавок мыла. Отбеливатели Пожелтевшее от длительной носки и повторных стирок белье, а также светлые вязаные вещи, занавески можно отбелить. До появления химических отбеливателей хлопчатобумажное и льняное белье отбеливали при помощи действия прямых солнечных лучей. Издавна известно беление обкуриванием Состав детских стиральных порошков

1. Фосфаты. Снижают иммунитет и защитные функции организма.

2. Хлор. Вызывает сильнейшие аллергические реакции, очень токсичное вещество. Оптический отбеливатель. В отличие от кислородного он плохо выполаскивается и вызывает неприятные высыпания и покраснения.

3. ПАВ (поверхностно-активные вещества). Превышение максимально допустимой нормы может стать причиной различных заболеваний и задержки в развитии.

4. Отдушки. Их резкий запах также негативно влияет на здоровье малыша. Самыми оптимальными являются стиральные порошки на основе мыла и растительных экстрактов. Они не оказывают негативного влияния на нежную кожу младенца. Многие входящие в состав натуральные вещества обладают противовоспалительными, ранозаживляющими и бактерицидными свойствами. Рейтинг лучших детских стиральных порошков. Универсальные порошки для новорожденных подходят для использования с первых дней жизни как для стирки вручную, так и в автоматических машинках. Они хорошо справляются с продуктами жизнедеятельности малыша, бережно ухаживают за одеждой. Цветные ткани не тускнеют и не теряют свой первоначальный цвет даже при многократных стирках. В состав стиральных порошков входят безопасные для малыша компоненты. «Ушастый нянь» − безопасный стиральный порошок для ручной или автоматической стирки белья детей с рождения. Оно отстирывает трудные пятна даже при температуре 30°, не содержит фосфатов, хлора, отдушек и красителей. Являясь гипоаллергенным, исключает появление раздражений и покраснений на нежной коже малыша. Детский порошок хорошо выполаскивается, предупреждает появление накипи в машинке, предотвращает усадку и деформацию одежды. Концентрированный состав помогает снизить расход в 3 раза по сравнению с обычным средством. В комплекте идет мерная ложка. Обладая биоразлагаемым свойством, он безвреден для окружающей среды. Дерматологи рекомендуют этот порошок для детей с первых дней жизни, а также людей с чувствительной кожей. ДОСТОИНСТВА эффективно удаляет загрязнения; одобрен дерматологами; для всех видов стирки; экономичный расход; биоразлагаемый; безопасен для здоровья; не содержит фосфатов. НЕДОСТАТКИ не обнаружены.

Следующим в нашем рейтинге представлен « Персил» − эффективное немецкое средство, которое справляется с самыми стойкими загрязнениями даже при температуре 30°. Оно гипоаллергенно, не содержит фосфатов, консервантов и красителей. Отстирывает пятна от сока, пюре, грязи, травы. Рекомендовано для детей и людей с чувствительной кожей, склонной к аллергическим проявлениям. Экстракт ромашки, входящий в состав, бережно ухаживает за тканью, придает ей мягкость. Одежда сохраняет яркость цвета даже после многочисленных стирок. Средство из натуральных компонентов не наносит вред окружающей среде. Гелевая консистенция исключает риск образования пыли, которая может возникнуть при использовании порошка, тем самым предотвращается ее попадание в дыхательные пути малыша.

Источник: https://expertology.ru/10-luchshikh-detskikh-stiralnykh-poroshkov/

Практическая часть

Мной был проведен качественный анализ химического состава порошка «Ушастый нянь». В результате эксперимента было выявлено: порошок не содержит фосфатов.

Присутствуют энзимы, способствующие эффективному удалению загрязнений. Их разрушение происходит при температурном режиме от 40 градусов, поэтому стоит выбирать в настройках стиральной машины соответствующие режимы. Если пренебрегать этим условиям, весьпорошковый состав окажется бесполезным, а пятна перейдут на другие участки ткани и распространятся по ним.

Отсутствуют в составе хлор и прочие галогены.

Нет оптических отбеливателей, отсутствуют отдушек,

количество ПАВ в составе – не более 15%.

Так же я провел социологический опрос в классе и сделал вывод:

- Большинство семей пользуются детскими стиральными порошками, так как считают их безвредными для здоровья ребенка.

- Прежде чем купить порошок,все внимательно изучают информацию о составе и свойствах порошка, представленных на упаковке.

Положительные качества ДСП(Детских стиральных порошков):

- главные плюсы состава

- простота использования

- высокая эффективность

- отсутствие вредных веществ в составе

- отсутствие неприятного запаха

- экономичность расхода

- защита стиральной машины от жесткой воды;

- универсальность – для тканей любого типа.

Недостаток заключается лишь в относительно высокой стоимости порошков для детей.