Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 26.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Проектная деятельность на уроках в начальной школе | Светлана Владимировна Иванова. Работа №252533

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Светлана Владимировна Иванова
В современном образовании особое место занимает проектная деятельность. В ее основе лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему.  Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию на уроке.

Проектная деятельность на уроках в начальной школе

(УМК «Школа России»)

 

В современном образовании особое место занимает проектная деятельность. В ее основе лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления, умение увидеть, сформулировать и решить проблему. 
Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени.
Результаты выполненных проектов должны быть, что называется, "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию на уроке.

 

Метод проектирования выступает как возможное средство решения актуальных проблем:

Обучающиеся зачастую не умеют превращать информацию в знание, осуществлять целенаправленный поиск информации; ее обилие не приводит к системности знаний. Отсутствие у школьников интереса, мотива к личностному росту, к самостоятельному приобретению новых знаний.

Ведущий тип деятельности, осваиваемый обучающимися – воспроизводящий, знания оторваны от жизни.

Субъект - объектный характер взаимоотношений между учителем и учащимися.

Наибольшее распространение данный метод получил в средних и старших классах школы. Однако умения и навыки, которые формирует проектирование, необходимо развивать уже на начальной ступени образования. Вот поэтому проблема изучения эффективности использования метода проекта в начальном звене представляет педагогический интерес и является актуальной.

 

Из разнообразия инновационных направлений выбран метод проектов по нескольким причинам:

 

- метод проектов позволяет достигать поставленных любой программой, стандартом целей по любому учебному предмету;

- это метод – гуманистический, который обеспечивает не только успешное освоение учебного материала, но и интеллектуальное и нравственное развитие детей, их самостоятельность, доброжелательность по отношению к учителю и к друг к другу;

- метод проектов позволяет строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, ориентируясь на его личный интерес, практическую востребованность полученных знаний в дальнейшей жизни;

- проект сплачивает детей, развивает коммуникабельность, желание помочь другим, умение работать в команде и ответственность за совместную работу.

Под целями проектного обучения понимают следующее:

Способствовать повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии. Указанное становится возможным:

а.) через проживание «ситуации успеха» не на словах, а в деле почувствовать себя значимым, нужным, успешным, способным преодолевать различные проблемные ситуации;

 

б.) через осознание себя, своих возможностей, своего вклада, а также личностного роста в процессе выполнения проектного задания.

 

Развивать у учащихся осознание значимости коллективной работы для получения результата, роли сотрудничества, совместной деятельности в процессе выполнения творческих заданий; вдохновлять идеи на развитие коммуникабельности.

 

Развивать исследовательские умения (анализировать проблемную ситуацию, выявлять проблемы, осуществлять отбор необходимой информации из литературы, фиксировать и анализировать их результаты, строить гипотезы, осуществлять их проверку, обобщать и делать выводы).

 

Любой проект, независимо от вида, имеет одинаковую структуру:

 

Начало (определение темы, уточнение целей, выбор рабочей группы).

 

Планирование (анализ проблемы, определение источников информации, постановка задач, распределение ролей в команде).

 

Исследование (сбор и уточнение информации, обсуждение и выбор оптимального варианта, уточнение планов деятельности, выполнение проекта). Результатом работы над проектом, или, иначе говоря «выходом проекта» является продукт. От выбора его формы зависит насколько выполнение проекта будет увлекательным, защита проекта – презентабельной, а предложенные решения полезными. Иногда бывает, что вид продукта сразу обозначен в самой теме проекта. Но чаще всего выбор продукта – непростая творческая задача.

Возможные продукты проектной деятельности:

 

- выставка, письмо, газета, праздник, журнал, сказка, справочник,

словарь, стенд, игра, статья, карта, сценарий, коллекция, картина,

приготовленная пища, экскурсия.

Выполнение данных примеров продуктов приемлемо для проектной деятельности младших школьников.

Метод проектов является тем средством, которое позволяет отойти от традиционализма в обучении, для которого типичным является пассивность учащихся и стремление учителя «напичкать» своих подопечных стандартным набором знаний. Метод проектов – это дидактический инструмент, который создает уникальные предпосылки для развития целеустремленности и самостоятельности учащихся в постижении нового, стимулируя его природную любознательность и тягу к непознанному.

 

Организация проектов требует специальной и достаточно тщательной подготовки учителей. От него требуется:

 

- умение видеть и отобрать наиболее интересные и практически значимые темы проектов;

 

- умение организовать самостоятельную исследовательскую работу учащихся;

 

- переориентация всей учебно-воспитательной работы учащихся на приоритет разнообразных видов самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет индивидуальных, парных, групповых методов самостоятельной деятельности исследовательского, поискового, творческого планов;

 

- владение искусством коммуникации, которое предусматривает умение организовать и вести дискуссии, не навязывая свою точку зрения;

 

- умение устанавливать и поддерживать в группе проекта устойчивый, положительный, эмоциональный настрой;

 

- владение компьютерной грамотностью.

 

Опыт организации проектной деятельности в начальной школе указывает на преимущества применения проектного метода в образовательном и воспитательном процессе:

 

1. Работа над проектами повышает активность и самостоятельность разных по уровню развития и способностям учащихся.

 

Успешные, способные учащиеся при выполнении проектов могут проявить свои познавательные и творческие способности. Таким детям требуется помощь только в виде консультирования.

 

Проблемные учащиеся, которые учатся без интереса и с трудом, заинтересовавшись какой-то проблемой, и выполнив проект, пусть даже на вторых ролях, часто повышают самооценку, приобретают уверенность в своих силах, на деле почувствовав себя нужными и значимыми

 

2. Работа над проектами стимулирует познавательную мотивацию и способствует повышению интереса к предметам, сплачивает коллектив.

 

Учебник «Окружающий мир» для 2 класса предполагает выполнение шести проектов:

«Родной город (село), «Красная книга, или Возьмём под защиту», «Профессии», «Родословная», «Города России», «Страны мира».

Содержание проектов разнообразно, при их реализации формируются следующие личностные результаты: осознание себя гражданином России через формирование интереса и уважительного отношения к родному посёлку, другим городам России; формирование личной ответственности за свои поступки на основе составления собственной Красной книги; бережного отношения к материальным и духовным ценностям на основе знакомства с профессиями родных и близких; осознание ценности семьи, Развитие этических норм по отношению к членам своей семьи через составление родословной; формирование целостного взгляда на мир через знакомство со странами мира.

Проектные работы выполнялись учениками индивидуально и в парах. Презентация проектов проходит в конце каждого полугодия. В ходе презентации работ использовалась не только традиционная наглядность, но и современные средства информационных и коммуникационных технологий (мультимедийный проектор и др.)

Учебник «Математика» для 2 класса предполагает сбор и обработку информации при выполнении проектной деятельности по темам «Математика вокруг нас»: «Узоры и орнаменты на посуде» и «Оригами». В ходе работы над проектами формируются коммуникативные умения: умения принимать участие в обсуждении проекта; умения работать в группе, вести диалог, обсуждать возникающие вопросы;

регулятивные: понимать, принимать и сохранять познавательную задачу; планировать свои действия в соответствии с поставленной целью; оценивать результаты проекта;

познавательные: осуществлять поиск необходимой информации; строить речевые высказывания с использованием математических терминов;

 

Учебник «Русского языка» для 2 класса предлагает работу над тремя проектами:

«И в шутку и всерьёз», «Пишем письмо», «Рифма». В результате работы над проектами обучающиеся научатся решать логические задачи по русскому языку, отбирать занимательный материал по предмету; строить сообщения в устной и письменной форме; работать в парах, группах; участвовать в обсуждении; планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

Учебник «Литературное чтение» для 2 класса предлагает выполнение трёх проектов:

«О чём может рассказать школьная библиотека?», «Любимый детский журнал», «Мой любимый писатель – сказочник».

В младшем школьном возрасте дети активно включаются в общие дела, в ходе выполнения которых возникает настоящее сотрудничество: дети помогают друг другу, осуществляют взаимный контроль, у них формируются навыки конструктивного общения со сверстниками, желание помогать друг другу, развиваются отношения уважения друг к другу, формируются общие интересы и дружеские отношения. При проведении регулярной работы над проектами у учащихся формируются метапредметные умения, соответствующие требованиям ФГОС НОО и закладываются основы для достижения большинства личностных результатов.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×