Проектная деятельность учащихся как средство реализации доступной образовательной среды в классах со сложной структурой дефекта (нарушение слуха в сочетании с нарушением интеллекта). Из опыта работы. Косенко Л.Б.

Автор: Косенко Лидия Борисовна

Проектная деятельность учащихся как средство реализации доступной образовательной среды в классах со сложной структурой дефекта (нарушение слуха в сочетании с нарушением интеллекта). Из опыта работы.

Косенко Л.Б.

 

Современный этап развития системы специального образования характеризуется как переход «от изоляции к интеграции» детей с проблемами развития в среду их здоровых сверстников (Н.Н. Малофеев и др.).  В современном обществе обострилась потребность в инициативных, коммуникабельных людях, которые после окончания школы могут активно включаться в производственную и бытовую жизнь, приспосабливаться к быстро меняющимся жизненным ситуациям. Современное общество предъявляет новые требования к системе образования, в том числе и коррекционного. Инициативность и самостоятельность, ответственность и креативность становятся основными ценностно-целевыми ориентирами. Поэтому в практической деятельности наряду со следующими технологиями: технология развития критического мышления через чтение и письмо, информационно-коммуникационные технологии, технология личностно - развивающего диалога, а также здоровьесберегающие технологии, широко используется метод проектной деятельности. Метод проектов был разработан в начале XX века с целью ориентирования обучения на целесообразную деятельность детей с учетом их личных интересов. Первоначально его называли методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанным американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком. В 1905 году русский педагог С.Т. Шацкий пытался использовать проектный метод в преподавании. В отечественной и зарубежной педагогике метод проектов получил широкое распространение и развитие (особенно в 20-х – 30-х годах прошлого столетия) в силу рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем в совместной деятельности учащихся. В последнее время этому методу снова уделяется пристальное внимание во многих странах мира. Основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает к себе многие образовательные системы, заключается в понимании учащимися, для чего им нужны получаемые знания, где и как они будут использовать их в своей жизни. Основой метода проектов является развитие познавательных умений учащихся, обучение их умению конструировать свои знания. Метод проекта в специальной школе имеет свои специфические особенности и подходы к организации, и прежде всего, ориентирован на психофизические возможности учащихся с недостатками слуха и интеллекта. Применяя в работе метод проектной деятельности, можно убедиться в эффективности его для развития разговорной речи у детей с нарушением слуха и интеллекта. Этот метод позволяет решать коррекционные задачи, повышать уровень самостоятельности учащихся, вести обучение на активной основе, через деятельность ученика, повышать учебную мотивацию. Метод проектов, по своей дидактической сущности, нацелен на формирование способностей, обладая которыми, ученики с нарушенным слухом и интеллектуальной недостаточностью оказываются более приспособленными к жизни, умеют адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах. Проектный метод отвечает всем основным специфическим принципам учебного процесса коррекционной школы; так как имеет широкую опору на различные виды деятельности, в том числе и на предметно-практическую деятельность; – использование коллективных форм деятельности; – реализация межпредметных связей; – дифференцированный подход к уровню требований;– усиление воспитывающего характера обучения. Поисково-исследовательская деятельность позволяет, во-первых, расширить активный словарный запас учащихся; во-вторых, при работе над проектом, так же как и при предметно-практической деятельности, строго соблюдать три этапа: планирование работы, её выполнение и отчёт; в-третьих, в ходе сбора информации при общении со слышащими людьми (в библиотеке, на улице, на предприятиях) ребята вынуждены стараться говорить разборчиво, так как у них возникает заинтересованность быть понятыми незнакомыми людьми. Используя потребность неслышащих учащихся в общении, организуется речевая среда, т.е. идёт работа над коммуникативной функцией.

Актуальность темы: Родина, Отечество, родной край, мой город.…В корнях этих слов близкие каждому образы: мать и отец, родители, те, кто дает жизнь новому существу. Воспитание чувства патриотизма у детей с нарушением слуха и интеллекта – процесс сложный и длительный. Любовь к близким людям, к школе, к родному городу и родной стране играют огромную роль в становлении личности ребенка. В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Современные исследователи в качестве основополагающего фактора интеграции социальных и педагогических условий в патриотическом и гражданском воспитании школьников рассматривают национально – региональный компонент. При этом акцент делается на воспитание любви к родному дому, природе, культуре малой Родины. Знакомство детей с родным краем: с историко-культурными, национальными, географическими, природными особенностями формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь. Рост научно-технического прогресса, новые открытия и технические изобретения отодвинули на второй план духовные ценности. Проблемы воспитания у подрастающего поколения любви к своей малой Родине выпали из поля зрения ученых и практиков на многие годы. С введением в действие закона РФ “Об образовании” произошли существенные изменения в развитии системы образования. Это повлекло изменения содержания образования. Одним из приоритетных направлений стало знакомство детей школьного возраста с национальным и региональным культурным наследием и историей страны, края. Основные задачи нравственно-патриотического воспитания в системе образования: обеспечить историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства, способных к социализации в условиях гражданского общества; формирование мира и межличностных отношений и т.д. Цель проекта: Воспитание гражданских чувств, чувства любви к Родине, родному краю; развитие способностей к практическому и умственному экспериментированию, речевому планированию, логическим операциям. Задачи проекта: - дать знания детям о родном крае, городе, школе: история, символика, достопримечательности; - воспитывать любовь к родному городу, краю, школе, умение видеть прекрасное, гордиться ими; - познакомить с культурой и традициями Пермского края; - формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды. Направления проектной деятельности: 1. Информационный блок: переработка теоретических материалов. 2. Технологический блок: разработка конспектов занятий с использованием развивающего обучения. 3.  Организационный блок: создание предметно – развивающей среды. Вид проекта: долгосрочный, творческий, познавательный, групповой. Разделы программы, содержание которых включено в проект: развитие речи, чтение, индивидуальные уроки по РСВ и ОП, библиотечные часы. Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта: подбор справочной и исторической литературы, подбор произведений писателей и поэтов Ростовской области, подбор наглядного материала (иллюстрации, фотографии, зарисовки), выставки книг, рисунков,  создание условий для проведения мероприятий (оформление класса и стендов), интернет. Этапы проведения и реализации проекта: I. Информационно-накопительный: - изучение интереса детей для определения целей проекта (беседа и анкетирование); -  сбор и анализ литературы для детей по теме проекта. II. Организационно-практический: - проведение цикла познавательных занятий по темам: «Я и моя семья», «Составление рассказа о своей семье по фото», «Моя школа», «Моя малая Родина», «Мой город», «Народные промыслы нашего края», «Народные традиции», цикл бесед библиотекаря «Ростовские писатели детям». Цикл бесед на тему «Профессии наших родителей». Организация экскурсий для учащихся: 1. Зимняя экскурсия в лес; 2. Экскурсия по городу 3. Экскурсия в краеведческий музей 4. Посещение выставки народных промыслов; 5. Экскурсия на фабрику игрушек. 6.. Организация праздника «Масленица» с целью изучения истории и традиций праздника. Участие в мастер-классах: «Изготовление рождественского венка», «Изготовление куклы-оберега»Необходимые условия реализации проекта: интерес детей и родителей; методические разработки, интеграция с другими специалистами (библиотекарь, учитель-дефектолог, экскурсоводы, педагоги мастер-классов). В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что проектная деятельность объединяет детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствует формированию коллективных взаимоотношений. «Подлинная встреча» с культурным наследием города, края помогла раскрыть интеллектуальные и творческие способности детей, сформировала некоторые суждения и оценки. Развивающая среда, созданная в классе, помогла осуществить основные направления работы по краеведению. Оформление стендов  дало представление детям о  крае, олимпийских играх в Сочи, народных традициях. Дети узнали о народных промыслах, познакомились с произведениями Ростовских авторов. Экскурсии позволили заметить у учащихся заинтересованность, желание общаться, желание узнавать новое, желание знакомиться с новыми людьми. Мастер-классы приобщили детей к художественному труду (поделки к праздникам, изготовление кукол), а также налаживанию коммуникаций с взрослыми и сверстниками на основе совместной деятельности и взаимной помощи. Занятия построенные на народных играх разных видов (соревновательные, речевые, на внимание и т.д) дали возможность с успехом решать задачи физического развития детей с учетом индивидуальных способностей. Кроме того игры способствовали развитию нравственных качеств (взаимопомощи, взаимоподдержки).

Литература:

1.      Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. – М.: Аркти, 2003.

2.      Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида. – М.:  Просвещение, 2006.

3.      Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников образовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2003.

4.      Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. – М.: «Сентябрь», 2003. – 204 с.

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x