Проектная деятельность в ДОУ Тема: «Проект «Экология воды», | Щипачева Татьяна Александровна. Работа №206139
Автор: Щипачева Татьяна Александровна
Актуальность проблемы преобщения детейдошкольного возраста к природе на современном этапе обуславливает поиск наиболее эффективных методов организации деятельности по данному направлению.
Проектная деятельность в ДОУ
Тема: «Проект «Экология воды»,
В наши дни, когда мир находится на грани экологической катастрофы, экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальных проблем современности. Чтобы сохранить природу на планете, нужны образованные люди. И первые основы экологической культуры должны закладываться нами- педагогами дошкольных учреждений.
Одной из ведущих особенностей развития образования на современном этапе является стремление обеспечить условия качественного обновления его содержания. Последнее должно включать не только новейшую научно- техническую информацию, но прежде всего- гуманитарные, личностно развивающие знания и умения, систему нравственно- эстетических понятий.
Актуальность проблемы приобщения детей дошкольного возраста к природе на современном этапе обуславливает поиск наиболее эффективных методов организации деятельности по данному направлению. Эффективным способом, позволяющим обеспечить единство воспитательных . Развивающих и обучающих задач, построить образовательный процесс с учётом современных требований ( принципа интеграции образовательных областей) , является метод проектирования . В представленном проекте показана небольшая часть работы по экологическому воспитанию детей, одна из современных форм работы (проектный метод) –проект «Экология воды». Однако большое всегда начинается с малого. Если ребёнок научится беречь, любить маленькую букашку, птичку, цветок, то став взрослым , он приложит все свои силы и возможности для сохранения окружающей природы. Проект «Экология воды» адресован воспитателям, родителям детей дошкольного возраста и может быть реализован в любом дошкольном учреждении, в рамках любой общеобразовательной программы.
Актуальность
Что такое экология? Экология – это наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и окружающей средой. С латинского языка экология переводиться как «наука о доме». Что же происходит с водой в нашем общем доме под названием «Земля»?
Главная задача экологического воспитания – это воспитание в детях доброты и человечности, бережного обращения к природе, к людям, к самому себе, видения прекрасного, воспитание чувства ответственности, в первую очередь, за собственное поведение и поступки.
Обостренное внимание мирового сообщества к экологическим проблемам, от решения которых зависит будущее человечества, да и каждого человека в отдельности, стало причиной, побудившей нас формировать у дошкольников представление о мире, значении воды в жизни человека, об их взаимосвязи и взаимозависимости.
Наш проект мы назвали «Экология воды». Целью разработки стало обучение, но не механическое запоминание и воспроизведение ребенком изученного материала, а понимание, осмысление, умение объяснить свою позицию и видение гармонии природы с чистотой водного пространства. Научив ребенка просто закрывать за собой кран, не донеся до него смысла необходимости, не раскрыв всей проблемы, мы воспитаем аккуратного, но бессердечного человека
Выбрали тему исследования: «Бережное отношение к воде».
Наметили направления в работе с детьми: виды воды, её функции, характеристику. А также влияние воды, как на живую природу, так и на неживую
Миссия педагогического проекта: формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способного осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой.
Цель: сформировать у дошкольников элементарные экологические знания и представления, навык бережного отношения к воде; развивать любознательность , логическое и диалектическое мышление и поведение через организацию поиского- познавательной деятельности.
Определили следующие задачи:
1. Оздоровительные
охранять и укреплять здоровье детей;
учить детей правильно взаимодействовать с природой;
формировать умения рационально использовать природные ресурсы;
2. Образовательные
расширять и углублять знания и представления об окружающем мире, в том числе и о воде;
развивать речь, воображение, мышление, умение анализировать, сравнивать;
развивать познавательные умения через экспериментальную деятельность;
формировать навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.
3. Воспитательные
формировать навыки работы в коллективе, умение и желание согласовывать свои желания, взгляды, предложения с другими детьми;
учить накапливать опыт гуманного отношения к растениям и живым существам.
Формами обучения стали:
Занятия
Экскурсии
Продуктивная деятельность – экспериментирование, рисование, видение дневников наблюдений
Чтение художественной литературы, театрализованная деятельность
Наблюдения в уголке природы, на прогулке.
Целевые прогулки на природе
Игры: подвижные, дидактические, настольные
Разные формы бесед: по иллюстрациям, по вопросам, о прочитанном и т.д.
Организация труда в уголке природы, на участке детского сада
Экспериментирование, поисковая деятельность на интересующие вопросы
Работа с календарем природы, дневники наблюдения.
Работа направлена на:
Развитие речи
Развитие логического мышления
Пробуждение воображения и фантазии
Обобщение представлений о природе
Классификация представлений о природе.
Развитие коммуникативных качеств у детей.
Совместная деятельность взрослых и детей, в которой используются такие формы как:
Наблюдения в уголке природы;
Целевые наблюдения;
Рассматривание иллюстраций о природе;
Экспериментальная и поисковая деятельность;
Труд в уголке природы и на участке детского сада;
Совместная экскурсия детей и родителей на водоем;
Воспитание бережного отношения к воде.
Интересные беседы :
«Вода. Какая она?» (где встречается вода в повседневной жизни)
«Как поступает вода в наши дома».
«Мы пришли на водоем» (о безопасном поведении у водоема летом и зимой).
«Значение воды».
«Мировой океан».
«На пруду».
«Ручейки и озера».
«Родники. Образование родников».
«Почему воду нужно беречь».
«Берегите воду».
«Кто живет в реке, море, океане?» и много других.
Изюминка моего проекта в том, что мы с детьми не стали решать глобальные экологические проблемы как спасти мир, а постарались решить хотя бы одну, но не менее важную для их окружающего мира – бережное отношение к воде.
Начали с экспериментальной деятельности. Были проведены такие эксперименты как:
«Ходит капелька по кругу» - этот опыт помог понять детям, как происходит круговорот воды в природе и какие факторы на это влияют.
«Красота воды
» ,на
котором дети увидели, что вода может приобретать цвет.
Был проведен большой цикл опытов и экспериментов на тему: «Какой бывает вода».
- Вода прозрачная.
- У воды нет вкуса.
- У воды нет запаха.
- Лед – твердая форма воды.
- Пар – это тоже вода.
- Лед легче воды.
В процессе реализации проекта рекомендуется руководствоваться следующими принципами:
Принцип развития
отражает чёткую ориентацию познавательной деятельности на развитие личностных качеств: ответственность, гуманизм и т.д.;
Принцип системности
. Достижение цели обеспечивается решением комплекса задач оздоровительной, образовательной и воспитательной направленности с соответствующим содержанием, что позволяет получить прогнозируемый результат.
Принцип последовательности
заключается в постепенном повышении требований в процессе познавательной деятельности.
Принцип диалогического общения
, как неотъемлемого условия взаимодействия субъектов познавательной деятельности, который отражает тесную связь между взаимной и встречной открытостью, искренностью, взаимопониманием воспитателя и ребёнка, и проецирует установку на разумное усвоение.
Принцип дифференциации и индивидуализации
предполагает создание условий для полного проявления способностей каждого ребёнка и своевременной воспитательно- образовательной работы.
Ожидаемые результаты от реализации проекта:
Сформировать мотивацию детей на природоохранную деятельность, первоначальных навыков экологически грамотного и безопасного поведения в природе;
Развитие социально-значимых качеств личности;
Ответственное отношение детей к окружающей среде.
Развитие у детей инициативы, сообразительности, самостоятельности.
Вывод: мы добились результата – дети осмысленно, со знанием проблемы дефицита чистой воды, не пройдут мимо включенного крана. Не смогут бросить и пройти мимо мусора возле водоема и в сам водоем. Не сорвут растения, растущие в воде и вокруг водоемов. Будут бережно относиться к родникам. Вырастут экологически грамотными людьми.
Мы надеемся, что дети и дальше будут расширять и углублять свои представления об окружающем мире, развивать свои познавательные умения через экспериментальную деятельность, ведь дети так любят эксперименты. Помимо всего накапливают опыт гуманного отношения к растениям и живым существам. возможно, это в будущем и решит глобальную проблему человечества. Ведь прежде чем изменить мир, начни изменять себя.
Участники проекта : Дети 4-7 лет, воспитатели, родители, сотрудники детского сада.
Сроки реализации проекта: долгосрочный
Список литературы
1 Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию»! Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста (текст)-СПб.:-«Детство-Пресс», 2010-496с., ил.- Прил:1 электрон .опт. диск (Библиотека программы «Детство»)
2 Коломина И.В. Занятия по экологии в детском саду-М.:ТЦ Сфера, 2008-144 с.
3 Кравченко И.В.,Долгова Т.Л. Прогулки в детском саду, Младшая и средняя группы: Методическое пособие/Под ред. Г.М.Киселевой, Л.Н. Понаморёвой. М.,ТЦ Сфера, 2008,-176 с.
4 Листок на ладони: Методическое пособие по проведению экскурсий с целью экологического и эстетического воспитания дошкольников.\Под ред. Л.М.Маневцевой: СПб: Детство-ПРЕСС,2003-112 стр.