Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 21.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

ПРОЕКТНАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОБЛАСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ | Ходыко Лариса Николаевна. Работа №206526

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Ходыко Лариса Николаевна
Целью работы в режиме проектной технологии является формирование творческой личности дошкольника, развитие творческих способностей на основе участия в проектной деятельности. Для достижения цели были определены следующие задачи: 

- способствование развитию творческого мышления и воображения, любознательности и познавательного интереса к окружающей действительности; 

- создание условий для свободного экспериментирования с различными материалами путем преобразования пространственно предметной развивающей среды; 

- создание благоприятных условий для формирования умения презентовать продукт своей творческой деятельности. 

 

Ходыко Лариса Николаевна
воспитатель высшей квалификационной категории
МДОУ Детский сад № 66 г. Магнитогорск
Челябинская область
ПРОЕКТНАЯ ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОБЛАСТИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ
Мир, окружающий ребенка
– это прежде всего мир природы,
с безграничным богатством явлений,
с неисчерпаемой красотой.
Здесь, в природе,
вечный источник детского разума
В.Сухомлинский.
Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.
Целью работы в режиме проектной технологии является формирование творческой личности дошкольника, развитие творческих способностей на основе участия в проектной деятельности. Для достижения цели были определены следующие задачи:
- способствование развитию творческого мышления и воображения, любознательности и познавательного интереса к окружающей действительности;
- создание условий для свободного экспериментирования с различными материалами путем преобразования пространственно предметной развивающей среды;
- создание благоприятных условий для формирования умения презентовать продукт своей творческой деятельности.
Проект — это продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей, а порой и всего персонала детского сада. Тематика и содержание проектов для детей старшего дошкольного возраста могут быть очень разнообразны. Тема проекта, его форма и подробный план действия разрабатываются коллективно. На этапе разработки педагогами содержания занятий, игр, прогулок, наблюдений, экскурсий и других видов деятельности, связанных с темой проекта, важно тщательно продумать и организовать в ДОУ предметную среду таким образом, чтобы она являлась фоном к поисковой деятельности.
Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе.
Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира.
Проекты не только обогащают дошкольников знаниями и стимулируют их познавательную активность, но и влияют на содержание сюжетно-ролевых игр
При работе над проектом дети научились основам самостоятельной мыслительной, поисковой деятельности, так как умение видеть проблемы развивается в течение длительного времени.
Во время рефлексии (размышления) дети отметили, что им нравиться узнавать новое и интересное, экспериментировать, помогать другим, делиться своими знаниями и умениями. Работа в проекте сплотила ребят - ведь они были заняты общим делом, результат ее виден на стендах.
Дошкольник стремиться к активным действиям, обобщению, самовыражению, ярким впечатлениям. Известно, что уважение к личности ребенка, принятие его целей, запросов, создание условий для самоопределения, самореализации активно развивает творчество.
Работа в проекте помогает развить творческие способности детей. Ведь, прежде всего, воплощая проект, следует начать с формирования оригинального замысла, в конце проекта может быть создан новый творческий продукт, который ценен тем, что представляет собой уникальное видение мира, свойственное данному ребенку. В творческом проекте повышается креативность за счет расширения пространства возможностей в момент обсуждения различных вариантов проекта, предлагаемых сверстниками. Кроме того, дошкольник получает позитивный опыт конкурентного взаимодействия и понимает, что идея должна представлять ценность не только для него, но и для других.
Педагогическая технология проектирования позволяет развивать творческие способности дошкольника. В её основе лежит идея доверия природе ребенка, опора на его поисковое поведение. Поисковое поведение - это напряжение мысли, фантазия, творчество в условиях неопределенности.
Жизненный путь ребенка с самого первого шага не мыслим вне окружающей среды. Однако проблема взаимоотношений ребенка с природой еще полностью не исследована. Вот почему изучение экологического сознания и установление закономерностей его формирования уже в дошкольные годы так важны для воспитания развивающейся личности.
Познавая, ребенок осваивает представления о связях в природе и социуме, о многообразии ценностей природы Земли. При этом его знания, как показали научные исследования Кандратьевой Н.Н., Николаевой С.Н. и др. приобретают качество системности и последовательности.
Большинство ученых сходятся во мнении, что охрану природы и природных ресурсов следует направлять на борьбу не с самими экологическими бедствиями, а с их причинами, и в первую очередь – с причинами социального характера. Такая деятельность должна быть систематической, продуманной и научно обоснованной.
В работе с детьми старшего дошкольного возраста уникальным средством обеспечения сотрудничества, сотворчества детей и взрослых, способом личностно-ориентированного подхода к образованию является технология проектирования. Метод проектирования исследовался Бедерхановой В.П., Зуйковым М.Б., Евдокимовой Е.С. и др.
Содержание проектной деятельности включает в себя компоненты экологического образования:
1. Познавательный компонент. В понятие природы входят объекты живой и не живой природы, живые организмы – единое целое.
2. Ценностный компонент. Природа – источник условий жизни для человека, дающий питание, дыхание, труд: отдых, красоту и творческую деятельность. Жизнь, здоровье, душевное состояние человека связаны и зависят от состояния окружающей природной среды.
3. Нормативный компонент. Отношение детей к окружающей природной среде. Нормы и правила поведения в окружающей среде. Позитивные и негативные поступки детей и взрослых в природе, отношение к этим поступкам.
4. Деятельностный компонент.
Природа – объект трудовой деятельности: Сочетание труда с играми. Пропаганда идей охраны окружающей природной среды.
Сегодня в науке и практике интенсивно отстаивается взгляд на ребенка, как на саморазвивающуюся систему, при этом усилие взрослых должны быть направлены на создание условий для саморазвития детей. Участники проекта становятся и разработчиками и реализаторами новых условий, в которых изменяются сами.
При разработке и реализации проектов учитывается ряд требований:
1. В основе любого проекта лежит проблема, для решения которой требуется исследовательский поиск.
2. Проект – это игра всерьез, результаты ее значимы для детей и взрослых.
3. Обязательные составляющие проекта:
- Детская самостоятельность (при поддержке взрослого).
- Сотворчество ребят и взрослых, развитие коммуникативных способностей детей, познавательных и творческих навыков.
- Применение дошкольниками полученных знаний на практике.
Данная проблема, являясь комплексной, в практике дошкольного учреждения была реализована через: мини-лаборатория, библиотека для детей, акции, конкурсы, мероприятия к знаменательным датам экологического календаря, занятия познавательного характера, наблюдения, экскурсии, игры, тренинги, гимнастики, драматизации, этюды и др.
Разработаны примерные темы проектов для детей старшего дошкольного возраста по охране окружающей среды: Усатый, хвостатый, полосатый, Лекарственные растения, Пернатые друзья, Лес - наше богатство, Мир насекомых, Окружающий мир. Они в свою очередь являются фундаментом создания проекта Красная книга Челябинской области для детей подготовительной к школе группы.
Проект является познавательно – игровым, долгосрочным. Цель-результат для всех участников проекта
Дети учатся с уважением и любовью относиться к редким, исчезающим или находящимся под угрозой исчезновения живым организмам; совместно со взрослыми занимаются поиском информации о редких, исчезающих или находящихся под угрозой исчезновения живых организмах, умеют донести ее до сверстников; проявляют интерес к посещению библиотек города, общению со специалистами учреждений культуры; отражают полученные впечатления (самостоятельно и вместе со взрослыми) в различных видах творческой деятельности (рисунках, рассказах, стихах, инсценировках).
Педагоги ориентируют специалистов учреждений культуры на психофизические возможности дошкольников и учет объема информации, которая может быть ими воспринята. Помогают сотрудникам библиотек отбирать информацию о редких, исчезающих или находящихся под угрозой исчезновения живых организмах, доступную для восприятия дошкольников. Создают у родителей мотивацию к сохранению семейных традиций и зарождению новых.
Родители знакомят детей с интересной и доступной информацией о редких, исчезающих или находящихся под угрозой исчезновения живых организмах, способами ее приобретения. Поддерживают у детей интерес к редким, исчезающим или находящимся под угрозой исчезновения живым организмам, помогают осуществлять поиск необходимой информации о редких, исчезающих или находящихся под угрозой исчезновения живых организмах. Развивают внимание детей к миру живых организмов.
Показывают, как связаны живые организмы Родного края с живыми организмами Российской Федерации. Уважают и поддерживают авторитет педагога в семье, осознают ценность его помощи. Оказывают помощь детскому саду в организации встреч-вечеров, экскурсии в библиотеку, акции, конкурсы.
Итак, такое отношение вполне может быть сформировано, если систематически на протяжении нескольких лет знакомить детей с разнообразием природы, вовлекать в практическую деятельность, предоставляя возможность наблюдать за различными проявлениями в благоприятных условиях. Экологически ориентированное проектирование позволяет дошкольникам овладеть умениями экологически целесообразно вести себя в природе, понимать и сочувствовать тем, кто испытывает дефицит в каких-либо условиях, эмоционально откликаться, радоваться проявлениям природы. Ребенок накапливает нравственно-ценностный опыт отношения к окружающему миру.
Список используемой литературы
1. Анцыперова, Т. А. Экологические проекты как средство формирования познавательного интереса дошкольников к природе / Анцыперова Т. А.// Детский сад от А.до Я. - 2009. - № 1. - С. 152-158.
2. Бобылева, Л. К природе - с добротой: экологическая беседа со старшими дошкольниками / Бобылева Л., Бобылева О.// Дошкольное воспитание. - 2010. - № 4. - С. 38-43.
3. Бодракова, Н. И. Экологическое воспитание дошкольников / Бодракова Н. И.// Детский сад от А.до Я. - 2008. - № 6. - С. 104-109.
4. Вдовиченко, С. Экологические модели / Вдовиченко С., Воробьева Т.// Дошкольное воспитание. - 2008. - № 12. - С. 121-122. 5. Веревкин, И. Активные формы и методы воспитания экологической культуры дошкольников / Веревкин И., Чиженко Н.// Детский сад от А.до Я. - 2008. - № 6. - С. 101-103.
5. Воронкевич, О. А. Добро пожаловать в экологию - современная технология экологического образования дошкольников / Воронкевич, О. А.// Дошкольная педагогика . - 2006. - №3. - С. 23 - 27.
6. Гирусов, Э.В. Экологическая культура как высшая форма гуманизма [Электронный ресурс] // http://www.ecoculture.ru/ecolibrary/eco_lib2_03.php (дата обращения: 06.02.2014).
7. Григорьева, А. И. Формирование экологической культуры дошкольника / Григорьева А. И.// Детский сад от А.до Я. - 2008. - №6. - С. 44-45.
8. Едакова, И.Б. К вопросу об оценке качества дошкольного образования в условиях введения ФГОС //Начальная школа плюс До и После. 2013. -№12. С. 17-22.
9. Зеленкова, О. С. Совместная работа детского сада и семьи по экологическому воспитанию детей / Зеленкова О. С.// Дошкольная педагогика. - 2010. - № 1. - С. 57.
10. Курашова, В. Методика экологического воспитания средствами фольклора / Курашова В.// Дошкольное воспитание. - 2009. - № 12. - С. 108-111.
11. Лысов, А.А., Лысова, О.А. Каким должно быть современное экологическое образование и воспитание? // Начальная школа плюс До и После. 2013. -№ 12. С. 1-3.
12. Мамедов, Н.М. Экологическое образование: социокультурный аспект/ [Электронный ресурс] /Мамедов Н.М. // Вестник КРАУНЦ СЕРИЯ Гуманистические науки 2012. - №2(20). с.6-13. http://cyberleninka.ru/article/n/ekologicheskoe-obrazovanie-sotsiokulturnyy-kontekst (дата обращения: 06.02.2014).
13. Моисеева, Л.В. Теоретико-методологические основы экологической педагогики // Успехи современного естествознания. - 2004. - № 7 - стр. 67-69 URL:www.rae.ru/use/?section=content&op=show_article&article_id=7781117(дата обращения: 06.02.2014).
14. Новый закон Об образовании в Российской Федерации: текст с изм. и доп. На 2013 г. - М.: Эксмо, 2013. - 208 с.
15. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. - 336 с.
16. Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе/ авт.-сост. С.В. Машкова [и др.]. - Волгоград: Учитель, 2012. - 174 с.
17. Рыжова, Н. А. Программа Наш дом - природа: блок занятий Я и природа / Рыжова Н. А. - М.: ООО "КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА", 2005. - 192 с.
18. Серебрякова, Т. А. Экспериментальный подход к воспитанию основ ценностного отношения к природе у детей дошкольного возраста. [Электронный ресурс] // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. Выпуск № 2 / 2009:http://cyberleninka.ru/article/n/eksperimentalnyy-podhod-k-vospitaniyu-osnov-tsennostnogo-otnosheniya-k-prirode-u-detey-doshkolnogo-vozrasta#ixzz2sYAr0wlT
19. Федорова, Т. Т. Распространение экологических знаний в дошкольном образовательном учреждении / Федорова Т. Т., Хайруллина Р. Р.// Современный детский сад . - 2010. - № 3. - С. 19-22.
20. Шарманова, С. Б. Интеграция физического и экологического образования в старших группах дошкольного образовательного учреждения / Шарманова С. Б.Начальная школа плюс До и После. - 2010. - № 1. - С. 48-53.
21. Янакиева, Э. К. Теоретические вопросы экологического воспитания / Янакиева Э. К.// Современный детский сад . - 2008. - № 8. - С. 49-54.
5
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×