ПРОЕКТНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ

Автор: Звонарёва Татьяна Николаевна

Проектная технология.

 

В концепции модернизации российского образования в числе важных целей указаны такие, как развитие у школьников самостоятельности и способности к самоорганизации; готовности к сотрудничеству, развитие способности к созидательной деятельности. Для её реализации требуются конкретные технологии. Ведущей технологией сегодня является проектная технология. Главная идея состоит в следующем: с большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая выбрана им самим свободно; деятельность строится  не в русле учебного предмета.

Проектная технология не является принципиально новой в мировой педагогике. Она возникла еще в начале нынешнего столетия в США. Его называли также технологией проблем и связывалась она с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Дж. Дьюи, а также его учеником В. Х. Килпатриком. Проектная технология привлекла  внимание русских педагогов еще в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С. Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные технологии в практике преподавания.

Проект – слово иноязычное, происходит оно от латинского project us. Буквальный перевод – «брошенный вперед». В современном русском языке слово «проект» имеет несколько весьма близких по смыслу значений. Так называют, во-первых – совокупность документов, необходимых для создания какого-либо сооружения или изделия; во-вторых – это может быть предварительный текст какого-либо документа и, наконец, третье значение – какой-либо замысел или план.

        Цель  проектной технологии (Дж. Дьюи, У. Килпатрик, С.Т. Шацкий) заключается в организации самостоятельной познавательной и практической деятельности; формировании широкого спектра УУД, личностных результатов, а результат - овладение учащимися алгоритмом и умением выполнять проектные работы способствует формированию познавательного интереса; умения выступать и отстаивать свою позицию, самостоятельность и самоорганизации учебной деятельности; реализация творческого потенциала в исследовательской и предметно-продуктивной деятельности.

Целевое назначение:

1. Способствовать повышению личной уверенности у каждого участника реализации технологии:

·        позволить каждому ученику увидеть себя как человека способного и компетентного;

·        развивать у каждого позитивный образ себя и других;

·        развивать у учащихся умение истинно оценивать себя.                                                                                                             

2. Развивать у учащихся «командный дух» и «чувство локтя»; вдохновлять детей на развитие такого необходимого социального навыка, как коммуникабельность и умение сотрудничать.                                                                                                        3. Обеспечить механизм развития критического мышления ребенка, умение искать путь решения поставленной задачи;                                                                                 4. Развивать у учащихся исследовательские умения (выявление проблем, сбор информации и т.д.) наблюдение, умение строить гипотезы, обобщать, развивать аналитическое мышление.

Идея состоит в следующем: с большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая выбрана им самим свободно; деятельность строится не в русле учебного предмета. Суть проектной технологии состоит в том, что учащиеся в процессе работы  создают проект, ученик в учебной  работе постигает реальные процессы, проживает конкретные ситуации, приобщается к проникновению вглубь явлений, конструированию новых процессов, объектов и т.д.

Учитель является консультантом, мотивирующим и направляющим исследовательскую, аналитическую, проектную, творческую деятельность учащегося. Ученик самостоятельно выбирает эффективный маршрут решения предметной, метапредметной, личностной проблемы из многих вариантов, используя разнообразные источники информации, материалы, формы, способы деятельности.

Чрезвычайно важно  показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести.

   Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.

   Современный образовательный процесс, основанный на деятельностном подходе, немыслим без широкого использования проектной технологии. Она способствует активизации познавательной деятельности школьников, развивает их творческую активность, формирует навыки исследовательской работы и при этом раскрывает их личностные особенности. Здесь каждый ребенок является значимой частью общего процесса познания, а продукт его деятельности – важной составной результата. Отсюда, как следствие, заинтересованность всех участников проекта и посильный вклад в общее дело в зависимости от индивидуальных особенностей каждого. В основу проектной технологии положена идея о направленности учебно–познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Проектная технология – это взаимосвязанная деятельность учителя и обучающихся. Если ученик пытается извлечь информацию, переработать ее, то учитель призван указать возможный источник или самому становиться источником информации. Если ученик старается приобретать знания и навыки для дальнейшего их использования в своей практике, то учитель координирует этот процесс, поощряет учащегося и осуществляет постоянную обратную связь. Ребенок пытается приобрести навыки коммуникативной деятельности, а учитель предлагает дискуссии, не навязывая при этом учащимся своего собственного мнения.

Проектная технология рассматривается в системе личностно-ориентированного образования и способствует развитию таких личностных качеств  школьников, как самостоятельность, инициативность, способность к творчеству, позволяет распознать их насущные интересы и потребности, представляет собой технологию, рассчитанную на последовательное выполнение  проектов. При реализации проектной технологии создается конкретный продукт, являющийся результатом совместного труда и размышлений учащихся, который им приносит удовлетворение от осознания того, что они пережили ситуацию успеха.

Проектная технология всегда ориентирована на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Эта технология органично сочетается с групповыми методами. Проектная технология всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения и воспитания, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты выполненных проектов должны быть "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни). Проектная технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

Каждый проект – это маленькая или большая, но научно–исследовательская работа. Она может длиться от нескольких часов до нескольких месяцев и даже лет. В первую очередь, ребятам необходимо определить проблему, что порой бывает очень сложно. Чтобы ученик воспринимал знания, как действительно нужные ему, личностно значимые, требуется проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка.

Исходные теоретические позиции проектного обучения:

·        в центре внимания - ученик, содействие развитию его творческих способностей;

·        образовательный процесс  строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для ученика, что повышает его мотивацию в учении;

·        индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого ученика на свой уровень развития;

·        комплексный подход к разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций ученика;

·        глубокое, осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.

Проектная технология предполагает:

·        наличие проблемы, требующей интегрированных знаний и исследовательского поиска ее решения;

·        практическую, теоретическую, познавательную значимость предполагаемых результатов;

·        самостоятельную деятельность ученика;

·        структурирование содержательной части проекта с указанием поэтапных результатов;

·        использование исследовательских методов, т.е. определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижения гипотезы их решения. Обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов. Анализ полученных данных, подведение итогов, корректировка, выводы.

Этапы работы над проектом. 

Стадии

   Деятельность учителя

   Деятельность учащихся

1. Разработка проектного задания

 

 

1.1. Выбор темы проекта

Учитель отбирает возможные темы и предлагает их учащимся.

Учащиеся обсуждают и принимают общее решение по теме.

 

Учитель предлагает учащимся совместно отобрать тему проекта.

Группа учащихся совместно с учителем отбирает темы и предлагает классу для обсуждения

 

Учитель участвует в обсуждении тем, предложенных учащимися.

Учащиеся самостоятельно подбирают темы и предлагают классу для обсуждения.

1.2. Выделение подтем в теме проекта

Учитель предварительно вычленяет подтемы и предлагает учащимся для выбора

Каждый ученик выбирает себе подтему или предлагает новую.

 

Учитель принимает участие в обсуждении с учащимися подтем проекта

Учащиеся активно обсуждают и предлагают варианты подтем. Каждый ученик выбирает одну из них для себя (т.е. выбирает себе роль).

1.3. Формирование творческих групп

Учитель проводит организационную работу по объединению школьников, выбравших себе конкретные подтемы и виды деятельности

Учащиеся уже определили свои роли и группируются в соответствии с ними в малые команды

1.4. Подготовка материалов к исследовательской работе: формулировка вопросов, на которые нужно ответить, задание для команд, отбор литературы

Если проект объемный, то учитель заранее разрабатывает задания, вопросы для поисковой деятельности и литературу

Отдельные учащиеся старших и средних классов принимают участие в разработке заданий.

 Вопросы для поиска ответа вырабатываться могут в командах с последующим обсуждением классом.

1.5. Определение форм выражения итогов проектной деятельности

Учитель принимает участие в обсуждении

Учащиеся в группах, а затем в классе обсуждают формы представления результата исследовательской деятельности: видеофильм, альбом, натуральные объекты, литературная гостиная и т.д.

2. Разработка проекта

Учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность.

Учащиеся осуществляют поисковую деятельность

3. Оформление результатов

Учитель консультирует, координирует работу учащихся, стимулирует их деятельность.

Учащиеся вначале по группам, а потом во взаимодействии с другими группами оформляют результаты в соответствии с принятыми правилами.

4. Презентация

Учитель организует экспертизу (например, приглашает в качестве экспертов старших школьников или параллельный класс, родителей и др).

Докладывают о результатах своей работы

5. Рефлексия

Оценивает свою деятельность по педагогическому руководству деятельностью детей, учитывает их оценки

Осуществляют рефлексию процесса, себя в нем с учетом оценки других. Желательна групповая рефлексия

 

 

 

 

Наиболее полной классификацией проектов в отечественной педагогике является классификация, предложенная в учебном пособии Е.С.Полат и М.Ю.Бухаркиной.

 В данной классификации по нескольким критериям выделяются следующие разновидности проектов:

1. По содержанию:

·        Монопредметные (выполняются на материале конкретного предмета, в нашем случае  - истории, обществознания);

·        Межпредметные (интегрируется смежная тематика нескольких   предметов);

·        Надпредметные (выполняются  на основе изучения сведений, не входящих в школьную программу).

2. По методу, доминирующему в проекте:

·        Творческие, исследовательские (характеризующиеся наличием четко поставленной цели и обоснованной структуры);

·        Приключенческие, игровые (основным компонентом содержания   становится ролевая игра);

·        Информационные, практико – ориентированные (их особенность состоит в выработке результата, имеющего практическое значение, например, подготовка газеты или видеофильма).

3. По характеру координирования проекта:

·        с явной координацией

·        со скрытой   координацией

 4. По включенности проектов в учебные планы:

·        текущие (на самообразование и проектную деятельность выносится из учебного курса часть содержания обучения);

·        итоговые (по результатам выполнения оценивается освоение   учащимися определенного учебного материала)

5. По продолжительности выполнения проекта:

·        мини – проекты (несколько недель);

·        средней продолжительности (несколько месяцев);

·        долгосрочные (в течение года)

 6. По количеству участников проекта:

·        коллективные

·        индивидуальные

·        групповые.

Основные требования к учебному проекту

1.      Работа над проектом всегда направлена на разрешение конкретной, причем социально-значимой проблемы - исследовательской, информационной, практической. В идеальном случае проблема ставится перед проектной группой внешним заказчиком.

2.      Планирование действий по разрешению проблемы - иными словами, выполнение работы всегда начинается с проектирования самого проекта, в частности - с определения вида продукта и формы презентации. Однако некоторые проекты (творческие, ролевые) не могут быть сразу четко спланированы от начала до конца.

3.      Исследовательская работа учащихся как обязательное условие каждого проекта. Отличительная черта проектной деятельности - поиск информации, которая затем обрабатывается, осмысливается и представляется участниками проектной группы.

4.      Результатом работы над проектом, иначе говоря, его выходом, является продукт, который создается участниками проектной группы входе решения поставленной проблемы.

5.      Осуществление проекта требует на завершающем этапе презентации продукта и защиты самого проекта.

      Таким образом, проект- это "пять П": проблема - проектирование (планирование) - поиск информации - продукт - презентация. Шестое "П" проекта - это его портфолио, т. е. папка, в которой собраны все рабочие материалы, в том числе черновики, дневные планы, отчеты и др.

Преимущества персональных проектов:

·        план работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной точностью;

·        у учащегося формируется чувство ответственности, поскольку выполнение проекта зависит только от него;

·        учащийся приобретает опыт на всех без исключения этапах выполнения проекта - от рождения замысла до итоговой рефлексии;

·        формирование у учащегося важнейших обще учебных умений и навыков (исследовательских, презентационных, оценочных) оказывается вполне управляемым процессом.

Преимущества групповых проектов:

·        в проектной группе формируются навыки сотрудничества;

·        проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне;

·        на каждом этапе работы над проектом, как правило, есть свой ситуативный лидер: лидер-генератор идей, лидер-исследователь, лидер-оформитель продукта, лидер-режиссер презентации; каждый учащийся, в зависимости от своих сильных сторон, активно включается в работу на определенном этапе;

·        в рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения; элемент соревнования между ними, как правило, повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта.

         Критериями оценки является достижение  и цели проекта, и достижение надпредметных целей (что представляется более важным), которые обеспечивают проектное обучение.

          Результатом или продуктом любого проекта могут быть разные формы: доклады, сообщения, выступления на конференциях или конкурсах, создание газет или информационных бюллетеней, написание рефератов или отчетов. В последнее время наиболее востребованными и интересными формами считаются презентация. Презентации ярко, красочно, наглядно демонстрируют результаты творческой деятельности учащегося или группы школьников, кроме того, приобщают учеников к новым информационных технологиям.

Виды презентации проектов:

·        научный доклад;

·        деловая игра;

·        демонстрация видеофильма;

·        экскурсия;

·        телепередача;

·        научная конференция;

·        инсценировка;

·        театрализация;

·        игры с залом;

·        защита на Ученом Совете;

·        диалог исторических или литературных персонажей;

·        спортивная игра;

·        спектакль;

·        путешествие;

·        реклама;

·        пресс-конференция.

Критерии оценки проекта должны быть понятны, их должно быть не более 7-10. Оцениваться, прежде всего, должно качество работы в целом, а не только презентация.

Результат. Если цели проекта достигнуты, то мы можем рассчитывать на получение качественно нового результата, выраженного в развитии познавательных способностей ученика и его самостоятельности в учебно-познавательной деятельности.

Метод проектов предоставляет учителю широчайшие возможности для изменения традиционных подходов к содержанию, формам и методам учебной деятельности, выводя на качественный уровень всю систему организации процесса обучения.

Использование проектной технологии в начальной школе имеет свою специфику. Требования к проектированию, в общем, самые простые, и главное из них - исходи из ребенка.  Все темы, предлагаемые в качестве проектных, должны быть посильны пониманию ребенка. Чем меньше ребенок - тем проще проект. Маленькие дети способны выполнять только очень незамысловатые проекты и рассчитывать свою работу на день и даже только на несколько часов. Отсюда вывод: проекты в младшей школе отличаются несложностью, простотой. Ученик должен отчетливо представлять не только задачу, стоящую перед ним, но и, в основном, пути ее решения.

Все, что я познаю, я знаю, для чего это мне надо и где и как я могу эти знания применить, - вот основной тезис современного понимания  проектной технологии, который и привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

Литература:

1. Кукушин В.С., Болдырева-Вараксина А.В. Педагогика начального образования. - М., 2005.

2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. / Под ред. Е.С. Полат. - М., 2000

3. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение - что это? // Методист, №1, 2004. - с. 42.

4. Проектная деятельность в начальной школе: — Москва, Учитель, 2014 г.- 132 с.

5.Новые педагогические и информационные образовательные технологии в системе образования / под ред. Е. С. Полат. – М., 1999.

6. Гаврилин, А. Организация работы по проектам // Школьная педагогика. – 2004. – № 3.

7. Меняева, И. Н. О методике проектов // Педагогическая мастерская. – 2004. – № 4.

 

8. Пахомова, Н. Ю. Учебные проекты: его возможности // Учитель. – 2000. – № 1.

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x