Проектные технологии в педагогической практике. Тема «Если хочешь в жизни многого добиться, нужно срочно с книгой подружиться!» ☼
Автор: калугина Валентина Алексеевна
Проектные технологии в педагогической практике.
Тема: «Если хочешь в жизни многого добиться, нужно срочно с книгой подружиться!»
Потребности:
- Вовлечь каждого родителя в решение проблемы детского чтения и развития активной читательской среды детей.
- Повышение стойкого интереса к чтению книг.
- Развитие творческих способностей учащихся.
Актуальность: В последнее время много говорится о том, что дети теряют интерес к чтению. Создавать условия для развития читательского интереса – задача современного учителя.
Чтение - это важнейшее условие формирования мыслительных способностей.
В.А. Сухомлинский, когда исследовал причины умственной отсталости школьников, правильно подметил: «Если в начальной школе дети мало читали, мало мыслили, у них складывалось структура малодеятельного мозга». Три составляющих – семья, школа, библиотека, создают окружение формирующие человека читающего. Дефицит внимания хотя бы одной из сторон негативно сказываются на ребёнке в целом.
С первых же дней пребывания ребёнка в школе начинается кропотливая, целенаправленная работа по привитию детям интереса к книге. Я заметила, что особого интереса к чтению, мои ребята не проявляют, читают только по школьной программе. В чём же дело?
Ребёнок перенимает то отношение к чтению и книге, которое существует у его родителей. Недаром ещё в XVI веке было замечено: "Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому, - родители пример ему". На ребенка очень влияет то, читают ли родители сами или нет. Если они вечером большую часть времени проводят на кухне или у телевизора, то вряд ли их дети будут любить читать. Желание читать, стойкий интерес к чтению формируется в семье, и основа его - привычка ребёнка читать. Семья – начало детского чтения. Читают родители - читает ребёнок. Семейная среда (её моральный климат, приоритет книги, обобщение по поводу прочитанного), воспитывает внутреннюю потребность в чтении, определяет жизненный путь.
Семейное чтение играет главенствующую роль в приобщении к книжной культуре, сближает родителей и детей. Помогает лучше узнать ребёнка, понять его интересы и увлечения. Трудное дело-работа с родителями, но важное. Необходимо помочь родителям осознать ценность детского чтения, как эффективного средства образования и воспитания школьников, как залог учебного, а за тем и жизненного успеха, вовлечь каждого родителя в решение проблемы детского чтения и развития активной читательской среды детей. Поэтому надо просвещать родителей, чтобы детское чтение не превращалось в пытку, а было трудом души.
Я работаю в сельской школе, в классе всего 10 человек. Сейчас мои дети учатся во 2 классе. Ещё в 1 классе я всячески пыталась организовать совместную работу с родителями, по привитии интереса к чтению у детей своего класса: провела родительское собрание-конкурс «Папа, мама, я - читающая семья», уже с 2002 года стала традицией в моей работе проводить кружок «Клуб семейного чтения» (работу КСЧ показала участвуя в методическом конкурсе «Родительское собрание в начальной школе»). Решила, как всегда, организовать его и впервые столкнулась за многие годы работы в школе, что 70% родителей класса не хотят прикладывать малейших усилий, для того, чтобы их
-3-
собственный ребёнок полюбил чтение книг. Теоретически все родители хорошо понимают, что и как надо делать, но потом до дела так, и не доходит. Все знают: чтобы воспитать в ребенке привычку к чтению, взрослому надо читать самому, читать ребенку вслух, читать с ним по очереди. Народная мудрость гласит: «Проблемы наших детей - продолжение наших, только они более заметны. Родитель сделает - ребёнок повторит».
Я люблю своих учеников, хочу, чтобы они, наконец, поняли значимость чтения книг. В этом учебном году, решила работать с детьми и их родителями над проектом «Если хочешь в жизни многого добиться, нужно срочно с книгой подружиться!»
Цель проекта:
- создание условий для формирования личности младшего школьника как сознательного читателя, проявляющего интерес к чтению, владеющего прочными навыками чтения, способами самостоятельной работы с книгой;
- создание оптимальных условий для формирования устойчивого интереса на основе сотрудничества с семьёй и детской библиотекой.
Задачи:
- определить роль родителей в развитии интереса чтения детей;
- привлечь каждого родителя к решению проблемы детского чтения и развития активной читательской среды.
Проблема:
- недостаточная техника чтения у детей, для успешного обучения;
- отсутствие желания читать книги, т. к. вокруг большое количество других источников информации.
Планируемый результат:
* Повышение интереса к чтению книг.
* Формирование умения самостоятельно организовывать поиск информации.
* Привлечь каждого родителя к решению проблемы детского чтения.
* Повышение интереса к детской литературе.
Тип проекта: практико-ориентированный; долгосрочный
Сроки проведения проекта - с 11.09. 2013 по 24.01. 2014 г.
Этапы осуществления проекта:
I – Подготовительный (сентябрь – октябрь 2013г.).
* Изучение опыта работы коллег по данной проблеме.
* Планирование деятельности по реализации проекта (учитель, родители, дети)
* Разработка проекта и представление его на м/о начальных классов.
II - Внедренческий (ноябрь 2013г.)
2.1. Провела родительское собрание на тему: «Семейное чтение»;
Решение родительского собрания:
- помогать детям готовить презентацию к защите проектов, по теме: « Почему я люблю читать книги?», или наоборот «Почему я не люблю читать книги?»;
- учитывая важную роль родителей в воспитании у детей любви к книге и развитии у них устойчивого интереса к чтению, направить усилия на решение следующей задачи: читать ежедневно с ребёнком детские книги, обсуждать с ним прочитанное, помогать ему составлять по иллюстрациям рассказы;
- каждой семье найти время для организации семейного чтения;
- включить в круг детского семейного чтения журналы и газеты для детей;
- помогать ребёнку вести читательский дневник;
- раз в полугодие проводить заседание КСЧ; - « Дневник чтения семьи»;
- участие в литературных событиях библиотеки (конкурсах, викторинах, обсуждениях,
-4-
чтениях и т.д.) и проектах семейного чтения «Семейные рекорды чтения»;- участие в литературных событиях библиотеки (конкурсах, викторинах, обсуждениях, чтениях и т.д.) и проектах семейного чтения «Семейные рекорды чтения»;
Конкурс:
* «Моя книжная полка»; ноябрь
2.2. Знакомство детей с анимациями:
- Как осуществить свой проект?(алгоритм проектной деятельности)
2.1. Познакомься с общей темой проекта класса
2.2. Выбери свою тему в рамках общей темы.
2.3. Собери информацию к своей теме.
2.4. Оформи информацию.
2.5. Выбери, как ты будешь использовать собранную информацию.
2.6. Выполни свой проект.
2.7. Представь свой проект публике вместе с ребятами.
- Как читать и понимать тексты? (алгоритм продуктивного чтения) ноябрь
Дети рассуждают, к какой группе детей они могут себя отнести:
1 группа - «Я люблю читать» (30% детей, приложение, презентация 1, слайд 2)
2 группа – «Я не люблю читать» (70%детей)
Возникает вопрос - «Почему?» (презентация 1, слайд 5, 6)
- К чему это может привести? (презентация 1, слайд 7,8)
- Как можно изменить сложившуюся ситуацию?
- Для чего нужно читать и т.д.? (слайд 9)
(Презентация1, это коллективная работа класса, высказывания детей, их результаты на протяжении всей работы над проектом).
III - Организационно - обобщающий (конец ноября, декабрь 2013 – январь2014 г.).
3.1. Памятка для родителей (приложение 3)
3.2.Совместная работа родителей и детей (см. решение родительского собрания).
3.3. Конкурсы:
* Лучший читательский дневник январь
* Лучший читатель в библиотеке. январь
* Самая активная семья (обсуждение с родителями книг, январь
подбор информации, составление презентации и т.д.).
3.4. Проведение семейного читательского клуба, по теме «Сказы П.П.Бажова» 20.12.2013
(КСЧ ведётся у детей с 1 класса, заседание КСЧ - раз в полугодие вместе с родителями).
3.5. Работа библиотекаря Марчук Л.П. за время проекта с учащимися данного класса:
* Познавательный клуб «Почемучка»-дети посещают с 1 класса 1 раз в неделю
Включает в себя (указаны мероприятия, которые проводились за время проекта):
- библиотечный урок из истории возникновения книги;
- обзор литературы;
- занятия из цикла «Удивительное рядом»;
- сказочные викторины , познавательные кроссворды, конкурсы, обсуждения книг, беседы с элементами игры;
- знакомство с биографией П.П.Бажова;
- чтение сказов П.П.Бажова «Серебряное копытце»;
- постановка сказки «Серебряное копытце» к заседанию КСЧ.
-5-
4. Заключительный этап 24января 2014г .
* Защита проектов. (Лучшие презентации- приложение 2).
* Анализ проделанной работы по проекту.
* Выявление наиболее эффективных методов и приемов работы.
* Обобщение опыта работы над проектом.
* Подведение итогов, награждения участников и победителей проекта.
За время работы над проектом раз в неделю подводили итог работы (с учителем, работая в группе, в паре), составляли план дальнейших действий, в итоге совместная презентация к концу проекта имеет следующий вид (приложение1). Просмотрев мониторинг в презентации, мы видим, темп чтения детей повысился, к числу читающих детей добавились ещё 40%. 70% детей - читают книги, берут в библиотеке, а главное большинство родителей стали активными помощниками своим детям.
На заключительном этапе учителем, детьми и их родителями, администрацией школы было принято решение продолжить участие детей 2 класса в областном конкурсе «Лидер чтения – 2014 года», в номинации «Самый читающий класс».
Трудности. Часто младшие школьники выбирают книги не по силам, их привлекает красочная иллюстрация, интересное оформление. А когда ребенок сталкивается с непосильными трудностями, мелкий шрифт, непонятные слова, трудное для понимания содержание, у него пропадает желание брать книгу вновь. Если это происходит не раз, то возникает стойкое нежелание читать. Дети начинают считать, что все книги сложные и неинтересные. Чтобы избежать этого, важно, чтобы младший школьник справился с чтением сам, получил удовлетворение от проделанной работы и удовольствие от прочитанного.
Мои дети знают, что общение с книгой должно реализовываться в творческой деятельности, которая предполагает сотворчество, сочувствие, сотрудничество читателя и автора.
Использованная литература
1.Дусавидский А.К. Воспитывая интерес. - М.: Знание, 1984
2. Лутова Т.Н. Литературное чтение в начальной школе. Привитие интереса к у младших школьников. Н.Новгород,2006.
3. Журнал «Начальная школа»:
- №7-2004 г. В.В. Макеева. Клуб «Счастливая семья»
- №10-2002г. С.Г. Макеева. За «семейный характер» современной школы.
4.
5.
6.