Проектные технологии в педагогической практике. Тема «Если хочешь в жизни многого добиться, нужно срочно с книгой подружиться!»

Автор: калугина Валентина Алексеевна

Проектные технологии в педагогической практике.

Тема: «Если хочешь в жизни многого добиться, нужно срочно с книгой подружиться!»

Потребности:

- Вовлечь каждого родителя в решение проблемы детского чтения и развития активной читательской среды детей.

- Повышение стойкого интереса к чтению книг.

- Развитие творческих способностей учащихся.

Актуальность: В последнее время много говорится о том, что дети теряют интерес к чтению. Создавать условия для развития читательского интереса – задача современного учителя.

  Чтение - это важнейшее условие формирования мыслительных способностей.

 В.А. Сухомлинский, когда исследовал причины умственной отсталости школьников, правильно подметил: «Если в начальной школе дети мало читали, мало мыслили, у них складывалось структура малодеятельного мозга». Три составляющих – семья, школа, библиотека, создают окружение формирующие человека читающего. Дефицит внимания хотя бы одной из сторон негативно сказываются на ребёнке в целом.

    С первых же дней пребывания ребёнка в школе начинается кропотливая, целенаправленная работа по привитию детям интереса к книге. Я заметила, что особого интереса к чтению, мои  ребята не проявляют, читают  только по школьной программе. В чём же дело?
     Ребёнок перенимает то отношение к чтению и книге, которое существует у его родителей. Недаром ещё в XVI веке было замечено: "Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому, - родители пример ему". На ребенка очень влияет то, читают ли родители сами или нет. Если они вечером большую часть времени проводят на кухне или у телевизора, то вряд ли их дети будут любить читать. Желание читать, стойкий интерес к чтению формируется в семье, и основа его - привычка ребёнка читать. Семья – начало детского чтения. Читают родители - читает ребёнок. Семейная среда (её моральный климат, приоритет книги, обобщение по поводу прочитанного),  воспитывает внутреннюю потребность в чтении, определяет жизненный путь. 
   Семейное чтение играет главенствующую роль в приобщении к книжной культуре, сближает родителей и детей. Помогает лучше узнать ребёнка, понять его интересы и увлечения. Трудное дело-работа с родителями, но важное. Необходимо помочь родителям осознать ценность детского чтения, как эффективного средства образования и воспитания школьников, как залог учебного, а за тем и жизненного успеха, вовлечь каждого родителя в решение проблемы детского чтения и развития активной читательской среды детей. Поэтому надо просвещать родителей, чтобы детское чтение не превращалось в пытку, а было трудом души.

    Я работаю в сельской школе, в классе всего 10 человек.  Сейчас мои дети учатся во 2 классе. Ещё в 1 классе я всячески пыталась организовать совместную работу с родителями,  по привитии интереса к чтению у детей своего класса: провела родительское собрание-конкурс «Папа, мама, я - читающая семья», уже с 2002 года стала  традицией в моей работе проводить кружок «Клуб семейного чтения» (работу КСЧ  показала участвуя в методическом конкурсе «Родительское собрание в начальной школе»). Решила, как всегда, организовать его и впервые столкнулась за многие годы работы в школе, что 70% родителей класса не хотят прикладывать малейших усилий, для того, чтобы их

-3-

собственный ребёнок полюбил чтение книг. Теоретически все родители хорошо понимают, что и как надо делать, но потом до дела так, и не доходит. Все знают: чтобы воспитать в ребенке привычку к чтению, взрослому надо читать самому, читать ребенку вслух, читать с ним по очереди. Народная мудрость гласит: «Проблемы наших детей - продолжение наших, только они более заметны. Родитель сделает - ребёнок повторит».

     Я люблю своих учеников, хочу, чтобы они,  наконец,  поняли значимость чтения книг. В этом учебном году, решила работать с детьми и их родителями над проектом «Если хочешь в жизни многого добиться,  нужно срочно с книгой подружиться!»

Цель проекта:

- создание условий для формирования личности младшего школьника как сознательного читателя, проявляющего интерес к чтению, владеющего прочными навыками чтения, способами самостоятельной работы с книгой;

- создание оптимальных условий для формирования устойчивого интереса на основе сотрудничества с семьёй и детской библиотекой.

 Задачи:

 - определить роль родителей в развитии интереса чтения детей; 
 - привлечь каждого родителя к решению проблемы детского чтения и развития активной читательской среды. 
Проблема:

-  недостаточная техника чтения у детей, для успешного обучения;

-  отсутствие желания читать книги, т. к. вокруг большое количество других источников информации.

Планируемый результат:

* Повышение интереса к чтению книг.

* Формирование умения самостоятельно организовывать поиск информации.

* Привлечь каждого родителя к решению проблемы детского чтения.

* Повышение интереса к детской литературе.

Тип проекта: практико-ориентированный; долгосрочный

Сроки проведения проекта -  с 11.09. 2013 по 24.01. 2014 г.

Этапы осуществления  проекта:

I – Подготовительный (сентябрь – октябрь 2013г.).

* Изучение опыта работы коллег по данной  проблеме.

* Планирование деятельности по реализации проекта (учитель, родители, дети)

* Разработка проекта и представление его на м/о начальных классов.

II - Внедренческий (ноябрь 2013г.)

2.1. Провела родительское собрание на тему: «Семейное чтение»;

 Решение родительского собрания:

- помогать детям готовить презентацию к защите проектов, по теме: « Почему я люблю читать книги?», или наоборот «Почему я не люблю читать книги?»;

- учитывая важную роль родителей в воспитании у детей любви к книге и развитии у   них     устойчивого интереса к чтению, направить усилия на решение следующей задачи: читать  ежедневно с ребёнком детские книги, обсуждать с ним прочитанное, помогать ему  составлять по иллюстрациям рассказы;

- каждой семье найти время для организации семейного чтения;

- включить в круг детского семейного  чтения журналы и газеты для детей;

- помогать ребёнку вести читательский дневник;

-  раз в полугодие проводить заседание КСЧ; - « Дневник чтения семьи»;

- участие в литературных событиях библиотеки (конкурсах, викторинах, обсуждениях,

-4-

 чтениях и т.д.) и проектах семейного чтения «Семейные рекорды чтения»;- участие в литературных событиях библиотеки (конкурсах, викторинах, обсуждениях, чтениях и т.д.) и проектах семейного чтения «Семейные рекорды чтения»;

Конкурс:

 * «Моя книжная полка»;                                                                          ноябрь

2.2. Знакомство детей с анимациями:

 - Как осуществить свой проект?(алгоритм проектной деятельности)

2.1. Познакомься с общей темой проекта класса

2.2. Выбери свою тему в рамках общей темы.

2.3. Собери информацию к своей теме.

2.4. Оформи информацию.

2.5. Выбери, как ты будешь использовать собранную информацию.

2.6. Выполни свой проект.

2.7. Представь свой проект публике вместе с ребятами.

- Как читать и понимать тексты? (алгоритм продуктивного чтения)                  ноябрь

Дети рассуждают, к какой группе детей они могут себя отнести:

1 группа - «Я люблю читать» (30% детей, приложение, презентация 1, слайд 2)

2 группа – «Я не люблю читать» (70%детей)

Возникает вопрос - «Почему?» (презентация 1, слайд 5, 6)

-  К  чему это может привести? (презентация 1, слайд 7,8)

-  Как можно изменить сложившуюся ситуацию?

- Для чего нужно читать и т.д.? (слайд 9)

(Презентация1, это коллективная работа класса, высказывания детей, их результаты  на протяжении всей работы над проектом).  

III - Организационно - обобщающий (конец ноября, декабрь 2013 – январь2014 г.).
3.1. Памятка для родителей  (приложение 3)

3.2.Совместная работа родителей и детей (см. решение родительского собрания).

3.3.  Конкурсы:

      *  Лучший читательский дневник                                                             январь

      *  Лучший читатель в библиотеке.                                                            январь

      *  Самая активная семья (обсуждение с родителями книг,                    январь

  подбор информации, составление презентации и т.д.).

 3.4.  Проведение семейного читательского клуба, по теме «Сказы П.П.Бажова» 20.12.2013                                     

 (КСЧ ведётся у детей с 1 класса, заседание КСЧ - раз в полугодие вместе с                                                          родителями).

 3.5.  Работа библиотекаря Марчук Л.П. за время проекта с учащимися данного класса:

 * Познавательный клуб «Почемучка»-дети посещают с 1 класса             1 раз в неделю

 Включает в себя (указаны мероприятия, которые проводились за время проекта):

- библиотечный урок из истории возникновения книги;

- обзор литературы;

- занятия из цикла «Удивительное рядом»;

- сказочные викторины , познавательные кроссворды, конкурсы, обсуждения книг, беседы с элементами игры;

- знакомство с биографией П.П.Бажова;

- чтение сказов П.П.Бажова «Серебряное копытце»;

- постановка сказки «Серебряное копытце» к заседанию КСЧ.

 

 

-5-

4. Заключительный     этап                                                                              24января 2014г .

* Защита проектов. (Лучшие  презентации- приложение 2).                                                                                        

* Анализ проделанной работы по проекту.

* Выявление наиболее эффективных методов и приемов работы.

* Обобщение опыта работы над проектом.

* Подведение итогов, награждения участников и победителей проекта.

      За время работы над проектом раз в неделю подводили итог работы (с учителем, работая в группе, в паре), составляли план дальнейших действий, в итоге совместная презентация к концу проекта имеет следующий вид (приложение1). Просмотрев мониторинг в презентации, мы видим, темп чтения детей повысился, к числу читающих детей добавились ещё 40%.  70% детей - читают книги, берут в библиотеке, а главное  большинство родителей стали активными помощниками своим детям. 

       На заключительном этапе учителем, детьми и их родителями, администрацией школы было принято решение продолжить участие детей 2 класса  в областном конкурсе «Лидер чтения – 2014 года», в номинации «Самый читающий класс».

     Трудности. Часто младшие школьники выбирают книги не по силам, их привлекает красочная иллюстрация, интересное оформление. А когда ребенок сталкивается с непосильными трудностями, мелкий шрифт, непонятные слова, трудное для понимания содержание, у него пропадает желание брать книгу вновь. Если это происходит не раз, то возникает стойкое нежелание читать. Дети начинают считать, что все книги сложные и неинтересные. Чтобы избежать этого, важно, чтобы младший школьник справился с чтением сам, получил удовлетворение от проделанной работы и удовольствие от прочитанного.

    Мои дети знают, что общение с книгой должно реализовываться в творческой деятельности, которая предполагает сотворчество, сочувствие, сотрудничество читателя и автора.

 

Использованная  литература

           1.Дусавидский А.К. Воспитывая интерес. - М.: Знание, 1984

2. Лутова Т.Н. Литературное чтение в начальной школе. Привитие интереса к                                                                                                                                    у младших школьников.  Н.Новгород,2006.

           3. Журнал «Начальная школа»:

      - №7-2004 г. В.В. Макеева. Клуб «Счастливая семья»

      - №10-2002г. С.Г. Макеева. За «семейный характер» современной школы.

            4. www.poznanie.ru

            5. www.1september.ru

            6. www.allbest.ru

 

             

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x