Статья Проектные задачи агротехнологического содержания. Автор: Ильина Елена Николаевна

Автор: Ильина Елена Николаевна
О проектных задачах агротехнологического содержания, о системе оценивания таких задач


Автор: Ильина Елена Николаевна
Проектные задачи для начальных классов агротехнологического содержания
Ильина Е.Н., учительница начальных классов МБОУ Майинская СОШ имени
В.П. Ларионова с углубленным изучением отдельных предметов
Важнейшей особенностью начального курса математики является то, что рассматриваемые в ней основные понятия, отношения, взаимосвязи, закономерности раскрываются в системе конкретных, чаще всего сюжетных, текстовых задач. Числовой и сюжетный материал таких задач можно брать не только из различных учебных пособий, задачников, так и из окружающей жизни. Наша школа – агрошкола. Тема, связанная с работой на земле, выращиванием, уходом, сбором овощных культур, известна детям с малых лет. Поэтому учителя школы широко используют в своей работе задачи агротехнологического содержания. Такие задачи заключают в себе следующие термины, действия:
Саженцы, рассада, цветник, клумба, бутон, газон, ваза, букет, оранжерея, пришкольный участок, теплица, огород, грядки, плоды, орудия труда, полив, урожай, заготовки, витаминный стол, сельскохозяйственная техника, овощеводы, бригада, овощная база, погодные условия, почва, удобрение, норма, живой уголок, кормушка, клетка, корм.
Купля – продажа, производительность, прибыль.
Работе над такими задачами можно придать творческий характер, изменяя вопрос, условие, ставя дополнительный вопрос, предложить учащимся самим определить, что можно узнать из условия задачи. Предусмотренные программой в начальной школе задачи можно использовать в следующих случаях:
на уроках математики для объяснения, закрепления пройденного материала;
для контроля знаний учащихся;
в качестве дополнительных заданий для учеников.
Кроме программных задач в младших классах применяются проектные задачи. Проектная задача занимает промежуточное положениемежду обычными предметными задачамии полноценным проектом. При этом она можетбыть как предметной, так и межпредметной.
Проектная задачаориентирована на применение учащимися целого ряда способовдействия, средств и приемов не в стандартной (учебной) форме, а в ситуациях, поформе и содержанию приближенных к реальным. Итогом решения такой задачи всегда является реальный продукт (текст, схема или макет прибора, результат анализа ситуации, представленный в виде таблиц, диаграмм,графиков), созданный детьми.
Проектная задача имеет свои особенности.Она может состоять изнескольких заданий, которые связаны между собой общим сюжетом и служаториентирами при решении поставленной задачи в целом. Перед собственнопостановкой задачи обязательно должна быть описана конкретно-практическая, проблемная ситуация, которая фиксируется в формулировке задачи и реализуется через систему заданий. Проектные задачи могут быть как предметные, так и межпредметные, стартовые и итоговые, тематические, межвозрастные. Впроцессе работы над проектной задачей можно сформировать Следующие умения и навыки:
а) мыследеятельностные: выдвижение идеи, проблематизация, целеполагание иформулирование задачи, выдвижение гипотезы, постановка вопроса, обоснованный выбор способа или метода, пути вдеятельности, планирование своей деятельности, самоанализ ирефлексия;
б) презентационные: построение устного сообщения опроделанной работе, выбор способов иформ наглядной презентации результатов деятельности, изготовление предметов наглядности, подготовка письменного отчёта опроделанной работе;
в) коммуникативные: слушать ипонимать других, выражать себя, находить компромисс, взаимодействовать внутри группы, находить консенсус;
г) поисковые: находить информацию покаталогам, контекстный поиск, вгипертексте, вИнтернет, формулирование ключевых слов;
д) информационные: структурирование информации, выделение главного, приём ипередача информации, представление вразличных формах, упорядоченное хранение ипоиск.
Проектная задача Молочная Страна
Наш улус в основном занимается сельским хозяйством: производством мяса и молока. В таблице приведены данные производства молока в различных хозяйствах за последние 10 лет в тоннах.
2008
2009
2010
2011
2012
2013
2014
2015
2016
2017
Молоко
19979
20478
21505
20085
19418
19776
20230
20400
19784
19303
Внимательно рассмотри данные и проанализируй, в каком году было произведено наибольшее количество молока, в каком году наименьшее количество? Свои выводы занеси в таблицу (если нужно, добавь строки и столбцы)
Посчитай, сколько тонн молока было произведено с 2013 года по 2017 год?
_____________________________________________________________________________
На сколько тонн сократилось производство молока с 2016 года до 2017 год?
_____________________________________________________________________________
С чем может быть связан этот спад? Напиши.
_____________________________________________________________________________
Все знают – пить молоко очень полезно. Какую продукцию выпускают молокозаводы, напиши: _____________________________________________________________________
Представь себе, ты работаешь в небольшом предприятии по производству молочных продуктов. Расскажи:
- Что вы производите? Напиши наименование продукции. _____________________________________________________________________________
- Какое сырье используете? _____________________________________________________________________________
- Какое количество продукции делаете за 1 день (неделю, месяц, год)? Если нужно, добавь строки и столбцы.
- Где продаете? _____________________________________________________________________________
- Каковы перспективы развития вашего предприятия? _____________________________________________________________________________
Придумай новый вид молочного продукта, дай название. Если можешь, поделись рецептом.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Использованная литература:
Спивак А.В. Математический праздник. - М.: МЦНМО, 1995.
Аксенова Е.Н. Развитие логического мышления школьников. Занимательные задачи в русских сказках: Для учителей и родителей. – М.: Гуманитар. изд. центр Владос. 2006.
АсмоловА.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. - М.: Просвещение,2008.
ВоронцовА.Б. Проектные задачи в начальной школе. -М.: Просвещение,2009.
ПетерсонЛ.Г. Деятельностный метод обучения. -М., АПК и ППРО, 2007.
Цукерман Г.А.Учебная задача – точка роста поисковой активности. Комментарий к видеозаписям уроков. Ч. 3. - М.: АПКиППРО, 2005.
Воронцов А.Б.Проектная задача как инструмент мониторинга способов действия школьников в нестандартной ситуации учения //http://nsc.1september.ru/article1.
Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x