Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 26.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА | Геличак София Михайловна. Работа №206284

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Геличак София Михайловна
Работа психолога немыслима без изучения личности обратившемуся к нему за помощью человека, бывает так, что клиент доверяет психологу такие тайны, которые он хранит даже от своих близких. 

УДК 37.013.77

Геличак С. М., студентка 4 курса,

группа З-БА-ППО-15 (5) ТИ (Ф) СВФУ.

Научный руководитель: Ю. В. Кобазова, к.п.н.,

доцент ТИ (ф) ГАОУ ВПО «СВФУ им. М.К. Аммосова» в г. Нерюнгри (Россия)

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЭТИКА ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА

Ключевые слова: этика, психолог, кодекс, принцип, клиент, специалист, внутренняя ответственность, косвенная форма.

В психологической науке вопросы, связанные с этикой, требуют огромного внимания, так как работа практического психолога на прямую связана с жизнью других людей (клиентов). Каждый, относящийся добросовестно к своей работе, психолог, наверняка, знает о существовании этического кодекса психолога, а также о более узконаправленных этических кодексах (кодекс психолога-педагога, психолога-диагноста и т.д.).

Работа психолога немыслима без изучения личности обратившемуся к нему за помощью человека, бывает так, что клиент доверяет психологу такие тайны, которые он хранит даже от своих близких. И если врач расскажет кому-то о болезни клиента, а нотариус — о совершенной сделке, это не будет иметь такие печальные последствия, какие были бы, если психолог раскрыл кому-нибудь другому внутренние переживания клиента. Принцип конфиденциальности — важнейший принцип профессиональной этики в работе психолога.

Нарушение этого кодекса делает работу психолога не только бесполезной, но и представляющей опасность для психологического здоровья обратившемуся к нему за помощью клиента.

Второй принцип профессиональной этики в работе психолога — это принцип, внутренней ответственности за принимаемые решения. Является фактом, что многие специалисты в области психологии являются высочайшими профессионалами, способных также воздействовать на психику клиента на уровне подсознания. Они должны помнить, что любой неосторожный шаг, любое неосторожное слово может иметь самые тяжелые последствия, особенно для клиентов, находящихся не в самом лучшем психологическом состоянии. Психолог должен полностью нести внутреннюю ответственность за любые последующие действия своего клиента. «Не навреди» — один из главных этических принципов психолога. Если психолог увидит, что его работа представляет какой-либо риск для клиента, то он должен немедленно её прекратить, или сменить подход (методику).

Третьим важным принципом в деятельности профессионального психолога — принцип правомочности. Он означает о полной информированности клиента о задачах, целях, методах работы с ним, а также о возможном результате. Согласно этому принципу следует, что если у клиента что-нибудь вызывает недоверие, то он может отказаться от помощи психолога, на какой бы стадии не была его работа прервана. В свою очередь клиент обязан понимать, что от правдивости его информации зависит успешность работы психолога. Проще говоря, на всех этапах оказания помощи, клиенту лучше или говорить правду, или вообще ничего не говорить и отказаться от услуг психолога. Человек, обратившийся к психологу, должен это делать только по своей воле, абсолютно недопустимо навязывание психологом своей помощи, в том числе и в том случае если клиент решит обратиться к другому специалисту.

Четвертым принципом профессиональной этики является создание позитивного имиджа психолога. Человек, обращаясь к психологу за помощью, надеется увидеть спокойного, чистого, опрятного, адекватно мыслящего, владеющего правильной речью человека. Состоя в штате какого-либо учреждения, психолог выглядит обособленно, приводя впечатление неторопливого, не загруженного делами, очень внимательного, способного грамотно высказать свои мысли, специалиста. Профессиональный психолог ни в коем случае, без надобности, не должен идти на сближение с руководством, членами коллектива или детьми. К сожалению, некоторые начинающие специалисты, ошибочно считают, что таким образом они могут лучше понять проблемы человека. Может это и так, но излишнее «братание» создаёт образ психолога, как обыденного человека, и при возникновении проблем, клиент просто не поверит, что психолог сможет помочь ему. А ведь доверие к психологу — наиважнейшее условие, обеспечивающее положительный результат.

Психолог по всем позитивным качествам должен стоять хоть чуточку выше своих потенциальных клиентов. Профессиональный психолог, ведущий консультационную и коррекционную работу, ни в коем случае не должен своим видом показывать наличие каких-либо проблем. Вас не насторожит мастер по ремонту одежды, сидящий в рваном белье? Или фирма по ремонту помещений, в офисе которой зашарканные стены? Следующим важнейшим принципом профессиональной этики в работе психолога является принцип компетентности. Каким бы профессиональных высот не достиг бы специалист, каким бы большим не был его опыт, психолог должен понимать, что возможности у него не безграничны. Психолог в своей работе должен использовать только те интеллектуальные средства, которые соответствуют уровню его квалификации. Наука психология тесно взаимосвязана с другими науками: биологией, педагогикой, социологией, историей и другими. Естественно, быть одинаково хорошим специалистом во всех сферах психолог не может. Профессиональный психолог ни в коем случае не должен комплексовать по поводу своей некомпетентности, ведь никому в голову не придёт упрекнуть стоматолога, что он не сможет наложить гипс, а учителя физики в том, что он не сможет провести урок литературы.

Принцип профессиональной компетентности в работе психолога, также подразумевает то, что психолог должен использовать только те программы и методики, которыми он в совершенстве владеет. Если по каким-либо причинам тест покажется ему очень сложным, то лучше заменить его на более простой. Психолог не должен стесняться, что уровень его знания низок, лучше применить простую и проверенную методику, чем сложную и не совсем понятную ему или клиенту.

Другим не менее важным принципом профессиональной этики является признак объективности и уважения к клиенту. Он означает, что в своей работе, психолог должен иметь только своё профессиональное мнение, ни в коем случае не зависящее от социального положения клиента, его взглядов, в том числе и на решаемую проблему. Естественно, психолог не должен прислушиваться к советам, в том числе и от руководства организации, в которой он работает. В своём внутреннем психологическом состоянии должны отсутствовать такие понятия как симпатия или антипатия. Нередко начинающие психологи при работе с клиентами произвольно или непроизвольно превозносят себя, нарочито стараются выглядеть интеллектуально выше, изображают гораздо большего, чем клиент, знатока жизненных проблем. Это неправильно. Клиент, обращаясь к психологу с проблемой, старается увидеть в нём партнёра, а не учителя или наставника.

Психолог обязан уважать клиента, как бы не был мал его житейский опыт или слабый уровень интеллекта. Психолог должен исключить из своей работы те методики, которые могли бы, пусть даже в косвенной форме, унизить достоинство клиента. Давая советы, психолог должен стараться делать это непринуждённо, в косвенной форме побуждая клиента к позитивным действиям.

Практическая психология очень сложная сфера, затрагивает человеческие судьбы, и психолог, не соблюдая эти принципы профессиональной этики, всегда должен помнить о возможных негативных последствиях.
Список литературы:

1. Абрамова, Г.С. Введение в практическую психологию / Г.С. Абрамова. - М.: Академия, 1994. - 73 с.

2. Бондаренко, А. Ф. Психологическая помощь: теория и практика / А.Ф. Бондаренко. - М.: Независимая фирма «Класс», 2001. - 336 с.

3. Вачков, И.В. Введение в профессию «психолог» / И.В. Вачков, И.Б. Гриншпун, Н.С. Пряжников. - Воронеж: Издательство НПО МОДЭК, 2007. - 464 с.

4. Дефектология: Словарь-справочник / Под ред. Б.П. Пузанова. - М.: Академия, 2001. - 272 с.

5. Зеер, Э.Ф. Психология профессионального развития / Э.Ф.Зеер. - М.: Академия, 2006. - 240 с.

6. Зеленкова, И.Л. Прикладная этика / И.Л. Зеленкова. - Минск: ТетраСистемс, 2002. - 129 с.

 


 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×