Профессионально-технологическая подготовка учителей начальной школы

Автор: Селаври Анастасия Альбертовна

 ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА УЧИТЕЛЕЙ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ

Аннотация: Рассматриваются вопросы осуществления технологической подготовки педагогов, что обеспечивает личностное совершенствование самого учителя и формирует у него качества, необходимые в профессиональной деятельности.

В условиях изменения требований к системе образования и воспитания все большее значение приобретают профессиональные качества учителя как носителя общечеловеческих ценностей. Сложность и неоднозначность происходящих в нашем обществе перемен ставят учителя перед необходимостью ценностного самоопределения, требуют от него реализации гуманистических принципов в педагогической деятельности, что обусловливает серьезные перемены в системе подготовки учителя. Таким образом, на пути модернизации образования стоят две серьезные проблемы. Первая заключается в том, что наиболее слабым звеном в процессе внедрения инноваций, связанных с развивающим обучением, стал школьный учитель, творческий и личностный рост которого далеко не всегда стимулируется включением в инновационную деятельность. Причина в том, что инновационные программы и профессиональное развитие учителя имеют не прямую непосредственную связь, а опосредованную уровнем развития и организованностью личностных характеристик и профессионального самосознания учителя. Если уровень профессионального развития учителя не соответствует смысловой нагрузке инновационной программы, «не резонирует» с ней, возникают серьезные проблемы. Учитель продуцирует средства, «уводящие» его либо в сторону эксплуатации личностных ресурсов, либо в сторону оттачивания новых алгоритмов деятельности. Как правило, это приводит к выхолащиванию сути инновационных программ и профессиональным деформациям личности учителя (эмоциональному «выгоранию», астении переутомления или профессиональной стагнации, «автоматизации» в профессии).

Академик В.А. Сластенин [4] в своих исследованиях подчеркивает, что современный педагог поставлен перед необходимостью решения, помимо традиционных, таких актуальных и сложных психолого-педагогических задач, как аналитико-рефлексивных, конструктивно-прогностических, организационно- деятельностных,  оценочно-информационных, коррекционно-регулирующих. Главная суть их заключается в анализе и рефлексии целостного педагогического процесса, причин возникающих затруднений и их преодоления, прогнозировании результатов и последствий принимаемых решений, коррекции протекания педагогического процесса, установлении необходимых коммуникативных связей, их регуляции и поддержки, в восхождении от отдельных педагогических функций к их системе. На практике процессы профессионального развития (саморазвития) учителя проходят стихийно, без необходимого психологического обеспечения, поскольку педагог не владеет средствами такого развития и не может самостоятельно организовать его условия. Система повышения квалификации учителей в лучшем случае направлена на их обучение новым способам деятельности, знакомство с новыми учебными программами и новыми учебниками. Традиционной формой обучения учителей, использующейся в системе повышения квалификации (лекции, практические занятия, семинары), имеют чаще всего репродуктивный характер и если и оказывают воздействие, то исключительно на когнитивные структуры личности педагога. Однако ценности и жизненные смыслы не могут передаваться тем же путем, что знания, умения, навыки, путь их освоения лежит прежде всего через переживания. Это положение послужило исходной предпосылкой в поисках наиболее эффективных способов психологического воздействия на личность педагога с целью переориентации его на инновационное преподавание и создание постоянно развивающейся системы «учитель – ученик», в которой раскрывает творческая  индивидуальность как ученика, так и учителя. Учитель не только создает оптимальные условия для развития позитивных потенций каждого ученика, но и сам открыт новому опыту, активно, страстно увлечен процессом познания жизни, человека, природы и способен зажечь своей страстью ученика. Здесь следует говорить о личностно- развивающем подходе в образовании. Процесс развития ученика и учителя должен идти синхронно, только у учителя этот процесс начинается гораздо раньше, он должен знать психологические закономерности и условия развития личности, прежде всего своей собственной. Вторая проблема касается «приоритета» сохранения здоровья обучающихся в образовательных учреждениях, но выполнение этой задачи пока не прослеживается. Результаты медицинской статистики и научных наблюдений показывают резкое ухудшение в последние годы состояния здоровья у всей популяции детей школьного возраста и особенно обучающихся в новых видах образовательных учреждений. Способствует этому сочетание больших объемов учебной нагрузки и постоянного дискомфорта на занятиях учителей, создающих нездоровую среду обитания для учащихся в школе. Вместе с тем многочисленные исследования, проведенные в нашей стране [3], показали, что приоритетной на данный момент является модель педагогического стиля учителя, ориентированного прежде всего на результативность, на соответствие принятым стандартам подготовленности школьников к поступлению в определенный вуз или к получению престижной работы, обеспечивающей желаемый образ жизни. Но общеобразовательная школа не должна выполнять социальный заказ общества: готовить специалистов, необходимых только в данный момент. Образование призвано опережать другие сферы общественной жизни человека и быть фактором развития общества. Именно сейчас, в кризисный период, необходимо целенаправленно внедрять развивающие технологии, и тогда общество быстрее выйдет из кризиса, а человек будет готов  к разного рода самоизменениям. Очевидно, что педагогическое образование в таком случае должно строиться на идеологии развития (саморазвития), а не на идеологии воспроизводства функционирующей, устоявшейся системы образования. Модель подготовки (и переподготовки) педагогов должна соответствовать требованиям времени, изменяться и содержательно, и технологически. Технология – категория процессуальная, поэтому ее изменение означает изменение не только лежащих в ее основе процессов и деятельности, но и всей сопутствующей системы механизмов и средств такой деятельности [1]. Происходит смена целевых установок, ценностных ориентации, системы конкретных знаний. Условием успешной профессиональной деятельности становится умение ее перестраивать с учетом резкого изменения общественно- экономических отношений, ценностных ориентаций, жизненной философии. Если по-прежнему учитель будет ориентирован лишь на передачу знаний, умений, навыков, усвоенных им самим, то молодое поколение неизбежно окажется не подготовленным к новым ситуациям, которые не могли быть предусмотрены в ходе любого обучения. Поэтому цель подготовки педагога должна быть связана не только с формированием навыков деятельности, но и (что принципиально) личностных характеристик будущих профессионалов. Поэтому необходим переход от цели обучения в виде знаний, умений и навыков в их классическом понимании к личностным характеристикам будущего профессионала, которые во все большей мере выступают в роли непосредственных показателей профессиональной зрелости человека, профессионального развития учителя. В связи с актуальностью обозначенных проблем педагогами-практиками востребована прикладная педагогика, та часть общей педагогики, которая отвечает на вопросы: как, каким образом обеспечивать реализацию педагогических положений в практической жизни школы, детского коллектива, каждого школьника. Необходимость технологической подготовки означает развитие педагогической мысли в осознании проблемы необходимости дальнейшего совершенствования профессионализма педагога. В системе его подготовки недоставало очень существенного звена, операционного аспекта, обеспечивающего результативность педагогических воздействий на воспитанников и в целом воспитательного процесса. Таким образом, технологическая подготовка является тем педагогическим феноменом, который сосредоточивает в себе возможность решения триединой задачи: помочь педагогу овладеть теоретико-методологическими, методическими, психолого-педагогическими и операционными основами воспитательного процесса, воспитательного воздействия и взаимодействия, передать эти знания и умения своим воспитанникам, а главное – помочь в личностном совершенствовании самого педагога-воспитателя, формировании в нем таких качеств, как гуманность, толерантность, искренность, креативность (творчество), которые востребованы сегодня в деятельности педагога. Сегодня термин «технология» стал актуальным и уверенно входит в нашу педагогическую действительность, и не только термин, но и сам операционный процесс. Педагоги-практики и ученые сегодня продолжают поиск такого построения учебного процесса, который бы безотказно обеспечивал успех в руках рядового педагога и был эффек- тивным в условиях массовой школы, поиск таких дидактических средств, которые могли бы превратить обучение в своего рода производственно-технологический процесс с гарантированным результатом. Обновление всех сторон жизнедеятельности начальной школы предъявляет новые требования к компетентности педагогических кадров, владению необходимыми теоретическими знаниями, а также применению современных организационных и технических приемов построения деятельности на уроке. Обеспечение требований модернизации к системе общего образования во многом определяется ее первой ступенью – начальной школой, в которой закладывается образовательный фундамент, обеспечивающий ребенку успешный старт в обучении и дальнейшем его продолжении. В этом случае путь к успеху профессиональной деятельности учителя лежит через обогащение традиций применением диагностики и технологии. Поэтому мысль В.Н. Зайцева [2], автора «Технологии совершенствования общеучебных умений и навыков», о том, что в школе нарушаются психолого-дидактические закономерности, подтверждается и нашими наблюдениями, анализом собранной информации. Успешность обучения в основной школе зависит от числа хорошо читающих детей. Хорошо учиться могут дети, имеющие при переходе в 5 класс уровень чтения, письма и вычисления 120/60/30. Министерские нормы – это троечный уровень, и его в качестве ориентира выбирать нельзя. Кроме того, и этот норматив осваивают в начальной школе только 60-80%. Пренебрежение  общеучебными умениями привело к уменьшению числа хорошо занимающихся пятиклассников до 32%, ухудшилась работа по формированию ОУУН.

Вот и встаёт задача – решить проблему более полного учёта психолого-дидактических закономерностей. Это позволяет сделать диагностико-технологический подход к управлению педагогическим процессом. Диагностико-технологическое управление обеспечивает практический характер дидактики, последовательное включение резервов обучения. Перенос опыта внедрения «Технологии совершенствования общеучебных умений и навыков» в начальной школе потребовал ёмкой работы по созданию дидактических материалов, по самообразованию и администрации школы, и учителей. Исходя из понимания цикличности педагогической деятельности, когда в каждом цикле выделяются последовательные этапы: ориентационно-мотивационный, системно- информационный, этап алгоритмической деятельности и этап творчества, в школе осуществлялась технологическая подготовка учителей начальной школы. Обучение педагогов и последующее внедрение «Технологии совершенствования общеучебных умений и навыков» в образовательном процессе по достижению оптимального чтения показали рост коэффициента трудового участия (КТУ) учителя  и результатов учащихся. Результаты убедительно подчеркивают, что для повышения уровня чтения необходимо перейти к новым результативным технологиям, предложенным В.Н. Зайцевым. Наблюдения подтвердили: от уровня скорости чтения зависит понимание текста, а следовательно, и скорость выполнения домашнего задания; технология, применяемая ежеурочно, даёт хорошие результаты;  при уменьшении объема тренировок происходит быстрое ухудшение умения читать бегло.

Таким образом, обучение учителей, а также обеспечение их технологической подготовки позволят значительно увеличить результативность профессиональной педагогической деятельности. Все это требует дальнейшего продолжения обучения и осуществления технологической подготовки, обеспечивая профессиональное развитие учителя.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика, 1989. – 192 с.

2. Зайцев В.Н. Практическая дидактика: учеб. пособие. для педагогических специальностей университетов и институтов повышения квалификации работников образования. – М.: Народное образование, 1999. – 328 с.

 3. Коростелев А.А., Монахов В.М., Ярыгин А.Н. Педагогические объекты. Педагогическое проектирование. KNOW HOW технологии: учеб. пособие. – Тольятти: Волжский университет им. В. Н. Татищева, 2004. – 38 с.

 

 4. Сластенин В.А. Педагогика профессионального образования. – М.: Академия, 2004. – 420 с.

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x