ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТУПЕНИ | Наталья Васильевна Лысенко, Заиченко Анна Александровна. Работа №239037
Автор: Наталья Васильевна Лысенко, Заиченко Анна Александровна
повышение профессиональных компетенций педагогических работников дополнительного образования через организацию единого пространства методической и психологической служб.
Муниципальное бюджетное образовательное
учреждение дополнительного образования
Барабинского района Новосибирской области
«Центр дополнительного образования детей»
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТУПЕНИ
(педагогическая практика)
Авторский коллектив:
Лысенко Наталья Васильевна,
методист МБОУДО ЦДОД;
Заиченко Анна Александровна,
педагог-психолог МБОУДО ЦДОД
г. Барабинск, 2020
Цель и задачи практики
Цель: повышение профессиональных компетенций педагогических работников дополнительного образования через организацию единого пространства методической и психологической служб.
Задачи:
- организация и проведение тематических тренинговых занятий для педагогов;
- составление «Персонального компетентностного профиля педагога».
Информация о преподавателях и организаторах практики: образование,
место и опыт работы,
информация о профессиональных и научных достижениях,
адрес электронной почты
Заиченко Анна Александровна - педагог-психолог, высшее образование, высшая квалификационная категория;
Лысенко Наталья Васильевна – методист, высшее образование, высшая квалификационная категория
МБОУДО ЦДОД, опыт работы в данном учреждении в должности педагог-психолог - 10 лет, в должности методист - 9 лет;
Открытый региональный конкурс методических материалов «Секрет успеха» 2017 год – диплом 3 степени, 2018 год – диплом 1 степени, диплом 3 степени, диплом 2 степени, 2019 год – диплом 3 степени;
Распространение опыта /печатные, электронные издания/:
- Перспективные научно-практические исследования материалы XII всероссийской научно-практической конференции (Новосибирск, 3 ноября 2019 г.) ЗАИЧЕНКО А.А., ЛЫСЕНКО Н.В.
«Модель взаимодействия с семьей в условиях центра дополнительного образования: укрепление социального партнерства с родителями, мобилизация социокультурного потенциала семьи, социализация детей»;
- Конструктивные педагогические заметки периодический мультидисциплинарный электронный научный журнал №6.2(10)-2018, Заиченко А. А., Лысенко Н. В. «Организация единого методического и психологического образовательного пространства как основа развития профессиональной компетентности педагога дополнительного образования»;
- Международная педагогическая дистанционная конференция «Педагогика и образование» Сборник статей Часть 3 Красноярск январь 2018 г. «Модель психолого-методического сопровождения педагогов дополнительного образования. Авторы: Лысенко Наталья Васильевна, Заиченко Анна Александровна
nata.lis@mail.ru
zaichenko-1978@mail.ru
Ключевой образовательный формат
Лекционная форма, диалоговое общение, тренинговые и практические занятия, тестирование
График реализации
2017-2019гг
Площадка реализации
МБОУДО ЦДОД
Методические материалы реализуемой практики
Таблица 1
Персональный компетентностный профиль педагога
1.ФИО_______________________________________________________
2. должность __________________________________
3. отдел _________________________________________
4. категория____________________________________________________
5. образование, стаж работы
Организационная работа с учащимися ОВЗ + -
со способными уч-ся + -
Социально-психологическая компетентность (коммуникативная)
Перечислить темы выступлений и уровень презентации
__________________________________________________
Самооценка: критерии оценивания (владею, частично, не владею)
Информационная компетентность
Указать источники пополнения профессиональных знаний _____________________________________________________
Наличие обратной связи (формы взаимодействия с родителями)
_________________________________________________________
Взаимодействие с педагогами (педагоги - коллеги, видео уроки)
________________________________________________________
Регулятивная компетентность
Самооценка: критерии оценивания (владею, частично, не владею)
4. Правовая компетентность
Перечислите законодательные и нормативно-правовые документы, изученные вами
___________________________________________________________
5. Профессиональная компетентность
Перечислите современные образовательные технологии, применяемые вами в работе
_________________________________________________________
Самооценка: критерии оценивания (владею, частично, не владею)
Методические материалы, используемые в подготовке и реализации данной практики
Литература:
1. Бурцева О.И. Профессиональное портфолио учителя: Методическое пособие. М.: УЦ «Перспектива», 2013.
2. Введенский В. Моделирование профессиональной компетентности педагога// Педагогика,2003, №10
3. Гришина И.В. Профессиональная компетенция руководителя школы как объект исследования. Монография СПб: СПбГУПМ, 2002.
4. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М., 2004. 381 с.
5. Иванов Д.А., Митрофанов К.Г, Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. М., 2003.
Методическое обоснование материала
«Профессиональные ступени»
Материал «Профессиональные ступени» представляет целенаправленную системную работу с педагогическими кадрами МБОУДО ЦДОД.
Ценность представляемого методического материала заключается в единстве действий методического и психологического компонента организации педагогических советов. Каждая встреча педагогов проходит на площадке, совмещающей в себе потенциал методического сопровождения (актуализация знаний, проработка позиций нормативных документов и т.д.) и психологического ресурса (осознание собственных возможностей, получение нового опыта в интерактивной форме, развитие профессиональных компетенций).
Выбор форм организации профессиональных встреч основан на интерактивном подходе. На наш взгляд и дальнейшее подтверждение в виде достижений педагогов, интерактивное взаимодействие с учетом профессиональных потребностей (актуальность выбора темы педагогического совета) значительно улучшает качество образовательного процесса. Педагоги получают возможность проявить свои навыки, продемонстрировать наиболее удачные формы взаимодействия и познакомиться с актуальной информацией по предлагаемой теме.
Педагогической находкой является составленный нами «Персональный компетентностный профиль педагога». По отзывам педагогов дополнительного образования предлагаемая табличная форма отслеживания перспективности развития профессиональной компетентности актуальна и результативна. Деятельность по заполнению профиля позволяет педагогу осознать свои риски и потенциальные возможности и наглядно видеть свой профессиональный ресурс.
Представленный опыт универсален в своем содержании и может транслироваться в других образовательных организациях. Тематический компонент, формы организации педагогического совета и составляющие персонального компетентностного профиля педагога могут быть изменены с учетом потребностей ОО.
Педагогический совет нашего образовательного учреждения представляет собой особое организационно-развивающее пространство, которое способствует развитию и совершенствованию каждого участника образовательного процесса.
Содержание педагогических советов ориентировано на единый процесс развития качеств отдельного педагога. На наш взгляд, только персонифицированный подход в совершенствовании педагога дополнительного образования позволяет достичь поставленной цели перед всем коллективом.
Обращаясь к рассмотрению важной темы для каждого человека, работающего в системе дополнительного образования, т.е. к размышлению над профессиональной компетентностью педагога в современных образовательных условиях, на наш взгляд, необходимо уточнить понятия «мобильность». Мобильность в широком смысле (от лат. mobilis - подвижный, подвижной) подвижность, способность к быстрому передвижению, действию, выполнению заданий.
Для того чтобы произвести изменения в своей профессиональной позиции, педагог должен обладать определенными личностными качествами и способностями: подвижность; открытость новому; креативность мышления; коммуникативность; умение адаптироваться к изменяющимся условиям деятельности; активность, быстрота, самостоятельность и ответственность в принятии решений; нацеленность на успех и постоянное самосовершенствование; умение анализировать ситуацию и прогнозировать ее развитие; способность к обучаемости, самообучаемости; умение отслеживать и правильно оценивать состояние окружающего пространства и т.д.
Введение профессиональных стандартов, направленных на получение регламентированных действий и запланированных результатов, всегда связано не только с получением возможности определить четко свои профессиональные компетенции, но и возникновением ситуаций «несоответствия задаваемым параметрам».
Профессионально грамотное разъяснение положений в предлагаемом стандарте и организация мотивационного пространства для педагогического коллектива позволяют значительно снизить риски и расширить зону перспективности для развития профессиональной компетентности педагогов в системе дополнительного образования.
Одним из ключевых моментов в период внедрения профессионального стандарта в учреждениях дополнительного образования является создание команды специалистов, сопровождающих педагогов (административная, методическая и психологическая поддержка).
На базе нашего учреждения (МБОУДО ЦДОД) в течение 2017-2019гг. были проведены педагогические советы, содержание которых способствовало осознанию и принятию педагогами необходимости развивать свои профессиональные компетенции, обусловленные потребностями современного образования.
Содержательный компонент педагогических советов и выбор форм их проведения (квест, деловая игра, мозговой штурм и т.д.) способствовали пониманию педагогами поставленных задач в профессиональном стандарте и разработке собственных программ развития.
Однако важно отметить, что необходимость соответствия нормам, расширение границ ответственности за полученный результат в значительной степени увеличивают риск непринятия нового и подсознательный уход в пространство «педагогической пассивности».
Именно в этот период важно организовать психолого-методическое сопровождение педагогов и создать условия для развития их мотивационной сферы. Этому в значительной мере способствуют профессиональные встречи, проводимые нами в форме тренинговых занятий, индивидуальных и групповых консультаций.
Содержание каждого педагогического совета представляет собой модель взаимодействия методического и психологического сопровождения педагогов дополнительного образования и позволяет повысить конкурентоспособность педагогов, способствует формированию позитивного отношения к жизни, овладению приемами, направленными на повышение стрессоустойчивости, и расширению границ презентаций профессионального опыта (Приложение №1).
Результативность форм организации и тематического содержания педагогических советов подтверждается результативным участием педагогов дополнительного образования в городских, областных, Всероссийских конкурсах, выставках: зональный этап конкурса «Сердце отдаю детям», региональный этап конкурса «Сердце отдаю детям» - диплом II степени; районный конкурс «Педагог года» - 1 место, участие в муниципальном этапе конкурсного отбора участников проекта «Лидеры нового поколения. Образование Новосибирской области - 2035». Педагогический коллектив принял участие в международной образовательной выставке "УчСиб" 2019. " - серебряная медаль выставки УчСиб 2019", конкурс "Секрет успеха" – дипломы первой и второй степени.
Настоящее время для педагогов дополнительного образования ознаменовано переходом от размышлений к выполнению требований, определенных приказом Минтруда России от 05.05.2018 N 298н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых".
Эффективность взаимодействия методической и психологической служб в рамках организации педагогических советов МБОУДО ЦДОД подтверждается не только положительными отзывами, но и повышением качества педагогической деятельности (Диаграмма 1,2).
Диаграмма 1.
Уровень образования педагогических работников/ чел.
Вывод: данные диаграммы указывают на высокий процентный показатель педагогов, имеющих \ получающих в настоящее время высшее профессиональное образование. Педагоги дополнительного образования со средним специальным образованием проявляют инициативу в повышении своего образовательного уровня.
Диаграмма 2.
Сравнительный анализ уровня квалификации педагогических кадров
Вывод: данные диаграммы указывают на положительную динамику и высокий процентный показатель педагогов, имеющих высшую квалификационную категорию
(41% 2017-2018, 44% 2018-2019) и первую квалификационную категорию (33% 2017-2018, 41% 2018-2019). Процентный показатель параметра «без категории» снизился с 23% 2017-2018 до 13% 2018-2019.
Еще одним важным аспектом в организации педагогических советов МБОУДО ЦДОД является применение положений компетентностного подхода.
Потребности современного общества, ставящие перед системой образования, в том числе и дополнительной, новые задачи и цели, изменяют качественный подход, в первую очередь, к профессионализму самих педагогов.
Компетентностный подход получил свое развитие в образовании после изучения предъявляемых требований к потенциальному работнику. Успешность человека в обществе основывается на профессиональной универсальности, то есть его умении работать в коллективе, быть стрессоустойчивым, владеть навыками бесконфликтного общения, воспринимать инновационную информацию. Получается, что при сохранении объема получаемых предметных знаний, педагогам необходимо отметить их практическую жизненную направленность. Здесь мы согласны с мнением отечественных ученых (В.П. Беспалько, И.А. Зимняя, О.Е. Лебедев, А.А. Пинский, А.В. Хуторской, С.Е. Шишов и др.) о том, что основная задача современного образования состоит в формировании у учащихся ключевых компетенций. Однако наша профессиональная позиция строится на том, что заниматься развитием компетенций учащихся может педагог, сам обладающий профессиональной компетентностью.
Давайте обратимся к содержанию таких важных понятий указанного подхода как «компетентность» и «компетенция». В педагогической литературе отсутствует единая точка зрения на содержание понятий «компетенция», «компетентность». Мы предлагаем обратиться к следующему содержанию указанных понятий.
Компетенция – личностные и межличностные качества, способности, навыки и знания, которые выражены в различных формах и ситуациях работы и социальной жизни. В настоящее время понятие «компетентность» расширено, в него включены личностные качества человека. Под компетентностью подразумевается – обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетенции являются структурными компонентами компетентности.
Под профессиональной компетентностью понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде.
К основным составляющим профессиональной компетентности относятся:
интеллектуально-педагогическая компетентность – умение применять знания, опыт в профессиональной деятельности для эффективного обучения и воспитания, способность педагога к инновационной деятельности;
коммуникативная компетентность – значимое профессиональное качество, включающее речевые навыки, навыки взаимодействия с окружающими людьми, экстраверсию,
эмпатию
;
информационная компетентность – объем информации педагога о себе, воспитанниках, родителях, коллегах;
рефлексивная компетентность – умение педагога управлять своим поведением, контролировать свои эмоции, способность к рефлексии, стрессоустойчивость;
социальная компетентность – готовность и способность к социальному взаимодействию в разных жизненных сферах, единство социальной
адаптированности
и мобильности.
Компетентностный подход в системе дополнительного образования предполагает системную и целенаправленную деятельность всех участников образовательного процесса по развитию профессиональной педагогической компетентности.
Для педагогов дополнительного образования Барабинского района нами составлен персональный компетентностный профиль. Форма данного профиля универсальна и может быть видоизменена в зависимости от потребностей образовательной организации (актуальный набор компетенций педагога). Представленный профиль позволяет педагогам отследить динамику развития собственных профессиональных компетенций (таблица 1 - методические материалы реализуемой практики).
Литература:
1. Бурцева О.И. Профессиональное портфолио учителя: Методическое пособие. М.: УЦ «Перспектива», 2013.
2. Введенский В. Моделирование профессиональной компетентности педагога// Педагогика,2003, №10
3. Гришина И.В. Профессиональная компетенция руководителя школы как объект исследования. Монография СПб: СПбГУПМ, 2002.
4. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М., 2004. 381 с.
5. Иванов Д.А., Митрофанов К.Г, Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. М., 2003.
1.
Деловая игра
«Профессиональный стандарт педагога, повышение профессиональной компетенции педагогов – необходимое условие развития учреждения»
Зам. директора по УВР
Методисты отделов
Педагог-психолог
Педагоги д.о.
2.
Педагогическая мастерская
«Технология работы с моббингом и буллингом в образовательных учреждениях»
Зам. директора по УВР
Зам. директора по НМР
Методисты
Социальный педагог
Педагог-психолог
3.
Педсовет-тренинг
«Работа с родителями как форма социального партнерства в условиях модернизации образовательного процесса»
Зам. директора по УВР
Методисты отделов
Педагог-психолог
Педагоги д.о.
4.
Педагогический квест
«Творческий педагог - творческие дети»
Зам. директора по УВР
Зам. директора по НМР
Методисты
Педагог-психолог
План-сетка мероприятий для педагогов МБОУДО ЦДОД
Наименование мероприятия
Форма проведения
Особенности организации образовательной деятельности со способными учащимися и детьми ОВЗ
Групповая консультация
Технология тайм-менеджмент - успешность самоорганизации
Психологический тренинг
Использование в работе педагогов дополнительного образования современных образовательных технологий
Круглый стол
Путь к истине – сопровождение способных детей
Техно-игра
Создание электронного портфолио, личного сайта
Мастер-класс
по созданию персонального сайта
Документооборот. Планирование и распределение функций
Групповая консультация
для молодых специалистов
«Бесконфликтное общение»
Психологический тренинг
Обратная связь как фактор поддержки эмоционального здоровья ребенка
Развивающее занятие с элементами тренинга
Ключи к успеху. Портрет успешной личности
Психологический тренинг
Психологический инструментарий
1. Тест «Диагностика стилей педагогического общения»
Шкалы: модели педагогического общения: гипорефлексивная, гиперрефлексивная, негибкого реагирования, авторитарная, активного взаимодействия
Источник: Диагностика стилей педагогического общения / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. C.273-275 Модели педагогического общения / Акимова М.Н., Илькухин А.А. Самопознание – путь профессионального становления учителя. – Самара, 1994. С.36-41
2. методика «Диагностика уровня эмпатии» (В.В. Бойко)
Источник: psytests.org