Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 21.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТУПЕНИ | Наталья Васильевна Лысенко, Заиченко Анна Александровна. Работа №239037

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Наталья Васильевна Лысенко, Заиченко Анна Александровна
повышение профессиональных компетенций педагогических работников дополнительного образования через организацию единого пространства методической и психологической служб.

 

Муниципальное бюджетное образовательное

учреждение дополнительного образования

Барабинского района Новосибирской области

«Центр дополнительного образования детей»

 

 

 

ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СТУПЕНИ

(педагогическая практика)

 

 

 

 

 

 

 

Авторский коллектив:

Лысенко Наталья Васильевна,

методист МБОУДО ЦДОД;

 

Заиченко Анна Александровна,

педагог-психолог МБОУДО ЦДОД

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Барабинск, 2020

 

 

Цель и задачи практики

Цель: повышение профессиональных компетенций педагогических работников дополнительного образования через организацию единого пространства методической и психологической служб.

Задачи:

- организация и проведение тематических тренинговых занятий для педагогов;

- составление «Персонального компетентностного профиля педагога».

Информация о преподавателях и организаторах практики: образование,

место и опыт работы,

 

 

информация о профессиональных и научных достижениях,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

адрес электронной почты

Заиченко Анна Александровна - педагог-психолог, высшее образование, высшая квалификационная категория;

Лысенко Наталья Васильевна – методист, высшее образование, высшая квалификационная категория

 

МБОУДО ЦДОД, опыт работы в данном учреждении в должности педагог-психолог - 10 лет, в должности методист - 9 лет;

 

 

Открытый региональный конкурс методических материалов «Секрет успеха» 2017 год – диплом 3 степени, 2018 год – диплом 1 степени, диплом 3 степени, диплом 2 степени, 2019 год – диплом 3 степени;

 

Распространение опыта /печатные, электронные издания/:

- Перспективные научно-практические исследования материалы XII всероссийской научно-практической конференции (Новосибирск, 3 ноября 2019 г.) ЗАИЧЕНКО А.А., ЛЫСЕНКО Н.В.

«Модель взаимодействия с семьей в условиях центра дополнительного образования: укрепление социального партнерства с родителями, мобилизация социокультурного потенциала семьи, социализация детей»;

- Конструктивные педагогические заметки периодический мультидисциплинарный электронный научный журнал №6.2(10)-2018, Заиченко А. А., Лысенко Н. В. «Организация единого методического и психологического образовательного пространства как основа развития профессиональной компетентности педагога дополнительного образования»;

- Международная педагогическая дистанционная конференция «Педагогика и образование» Сборник статей Часть 3 Красноярск январь 2018 г. «Модель психолого-методического сопровождения педагогов дополнительного образования. Авторы: Лысенко Наталья Васильевна, Заиченко Анна Александровна

 

nata.lis@mail.ru

zaichenko-1978@mail.ru

Ключевой образовательный формат

Лекционная форма, диалоговое общение, тренинговые и практические занятия, тестирование

График реализации

2017-2019гг

Площадка реализации

МБОУДО ЦДОД

Методические материалы реализуемой практики

Таблица 1

Персональный компетентностный профиль педагога

1.ФИО_______________________________________________________

2. должность __________________________________

3. отдел _________________________________________

4. категория____________________________________________________

5. образование, стаж работы

Организационная работа с учащимися ОВЗ + -

со способными уч-ся + -

Социально-психологическая компетентность (коммуникативная)

Перечислить темы выступлений и уровень презентации

__________________________________________________

Самооценка: критерии оценивания (владею, частично, не владею)

Информационная компетентность

Указать источники пополнения профессиональных знаний _____________________________________________________

Наличие обратной связи (формы взаимодействия с родителями)

_________________________________________________________

Взаимодействие с педагогами (педагоги - коллеги, видео уроки)

________________________________________________________

Регулятивная компетентность

Самооценка: критерии оценивания (владею, частично, не владею)

4. Правовая компетентность

Перечислите законодательные и нормативно-правовые документы, изученные вами

___________________________________________________________

5. Профессиональная компетентность

Перечислите современные образовательные технологии, применяемые вами в работе

_________________________________________________________

Самооценка: критерии оценивания (владею, частично, не владею)

 

Методические материалы, используемые в подготовке и реализации данной практики

Литература:

1. Бурцева О.И. Профессиональное портфолио учителя: Методическое пособие. М.: УЦ «Перспектива», 2013.

2. Введенский В. Моделирование профессиональной компетентности педагога// Педагогика,2003, №10

3. Гришина И.В. Профессиональная компетенция руководителя школы как объект исследования. Монография СПб: СПбГУПМ, 2002.

4. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М., 2004. 381 с.

5. Иванов Д.А., Митрофанов К.Г, Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. М., 2003.

 

Методическое обоснование материала

«Профессиональные ступени»

Материал «Профессиональные ступени» представляет целенаправленную системную работу с педагогическими кадрами МБОУДО ЦДОД.

Ценность представляемого методического материала заключается в единстве действий методического и психологического компонента организации педагогических советов. Каждая встреча педагогов проходит на площадке, совмещающей в себе потенциал методического сопровождения (актуализация знаний, проработка позиций нормативных документов и т.д.) и психологического ресурса (осознание собственных возможностей, получение нового опыта в интерактивной форме, развитие профессиональных компетенций).

Выбор форм организации профессиональных встреч основан на интерактивном подходе. На наш взгляд и дальнейшее подтверждение в виде достижений педагогов, интерактивное взаимодействие с учетом профессиональных потребностей (актуальность выбора темы педагогического совета) значительно улучшает качество образовательного процесса. Педагоги получают возможность проявить свои навыки, продемонстрировать наиболее удачные формы взаимодействия и познакомиться с актуальной информацией по предлагаемой теме.

Педагогической находкой является составленный нами «Персональный компетентностный профиль педагога». По отзывам педагогов дополнительного образования предлагаемая табличная форма отслеживания перспективности развития профессиональной компетентности актуальна и результативна. Деятельность по заполнению профиля позволяет педагогу осознать свои риски и потенциальные возможности и наглядно видеть свой профессиональный ресурс.

Представленный опыт универсален в своем содержании и может транслироваться в других образовательных организациях. Тематический компонент, формы организации педагогического совета и составляющие персонального компетентностного профиля педагога могут быть изменены с учетом потребностей ОО.

Педагогический совет нашего образовательного учреждения представляет собой особое организационно-развивающее пространство, которое способствует развитию и совершенствованию каждого участника образовательного процесса.

Содержание педагогических советов ориентировано на единый процесс развития качеств отдельного педагога. На наш взгляд, только персонифицированный подход в совершенствовании педагога дополнительного образования позволяет достичь поставленной цели перед всем коллективом.

Обращаясь к рассмотрению важной темы для каждого человека, работающего в системе дополнительного образования, т.е. к размышлению над профессиональной компетентностью педагога в современных образовательных условиях, на наш взгляд, необходимо уточнить понятия «мобильность». Мобильность в широком смысле (от лат. mobilis - подвижный, подвижной) подвижность, способность к быстрому передвижению, действию, выполнению заданий.

Для того чтобы произвести изменения в своей профессиональной позиции, педагог должен обладать определенными личностными качествами и способностями: подвижность; открытость новому; креативность мышления; коммуникативность; умение адаптироваться к изменяющимся условиям деятельности; активность, быстрота, самостоятельность и ответственность в принятии решений; нацеленность на успех и постоянное самосовершенствование; умение анализировать ситуацию и прогнозировать ее развитие; способность к обучаемости, самообучаемости; умение отслеживать и правильно оценивать состояние окружающего пространства и т.д.

Введение профессиональных стандартов, направленных на получение регламентированных действий и запланированных результатов, всегда связано не только с получением возможности определить четко свои профессиональные компетенции, но и возникновением ситуаций «несоответствия задаваемым параметрам».

Профессионально грамотное разъяснение положений в предлагаемом стандарте и организация мотивационного пространства для педагогического коллектива позволяют значительно снизить риски и расширить зону перспективности для развития профессиональной компетентности педагогов в системе дополнительного образования.

Одним из ключевых моментов в период внедрения профессионального стандарта в учреждениях дополнительного образования является создание команды специалистов, сопровождающих педагогов (административная, методическая и психологическая поддержка).

На базе нашего учреждения (МБОУДО ЦДОД) в течение 2017-2019гг. были проведены педагогические советы, содержание которых способствовало осознанию и принятию педагогами необходимости развивать свои профессиональные компетенции, обусловленные потребностями современного образования.

Содержательный компонент педагогических советов и выбор форм их проведения (квест, деловая игра, мозговой штурм и т.д.) способствовали пониманию педагогами поставленных задач в профессиональном стандарте и разработке собственных программ развития.

Однако важно отметить, что необходимость соответствия нормам, расширение границ ответственности за полученный результат в значительной степени увеличивают риск непринятия нового и подсознательный уход в пространство «педагогической пассивности».

Именно в этот период важно организовать психолого-методическое сопровождение педагогов и создать условия для развития их мотивационной сферы. Этому в значительной мере способствуют профессиональные встречи, проводимые нами в форме тренинговых занятий, индивидуальных и групповых консультаций.

Содержание каждого педагогического совета представляет собой модель взаимодействия методического и психологического сопровождения педагогов дополнительного образования и позволяет повысить конкурентоспособность педагогов, способствует формированию позитивного отношения к жизни, овладению приемами, направленными на повышение стрессоустойчивости, и расширению границ презентаций профессионального опыта (Приложение №1).

Результативность форм организации и тематического содержания педагогических советов подтверждается результативным участием педагогов дополнительного образования в городских, областных, Всероссийских конкурсах, выставках: зональный этап конкурса «Сердце отдаю детям», региональный этап конкурса «Сердце отдаю детям» - диплом II степени; районный конкурс «Педагог года» - 1 место, участие в муниципальном этапе конкурсного отбора участников проекта «Лидеры нового поколения. Образование Новосибирской области - 2035». Педагогический коллектив принял участие в международной образовательной выставке "УчСиб" 2019. " - серебряная медаль выставки УчСиб 2019", конкурс "Секрет успеха" – дипломы первой и второй степени.

Настоящее время для педагогов дополнительного образования ознаменовано переходом от размышлений к выполнению требований, определенных приказом Минтруда России от 05.05.2018 N 298н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых".

Эффективность взаимодействия методической и психологической служб в рамках организации педагогических советов МБОУДО ЦДОД подтверждается не только положительными отзывами, но и повышением качества педагогической деятельности (Диаграмма 1,2).

 

 

 

Диаграмма 1.

Уровень образования педагогических работников/ чел.

Вывод: данные диаграммы указывают на высокий процентный показатель педагогов, имеющих \ получающих в настоящее время высшее профессиональное образование. Педагоги дополнительного образования со средним специальным образованием проявляют инициативу в повышении своего образовательного уровня.

Диаграмма 2.

Сравнительный анализ уровня квалификации педагогических кадров

Вывод: данные диаграммы указывают на положительную динамику и высокий процентный показатель педагогов, имеющих высшую квалификационную категорию

(41% 2017-2018, 44% 2018-2019) и первую квалификационную категорию (33% 2017-2018, 41% 2018-2019). Процентный показатель параметра «без категории» снизился с 23% 2017-2018 до 13% 2018-2019.

 

Еще одним важным аспектом в организации педагогических советов МБОУДО ЦДОД является применение положений компетентностного подхода.

Потребности современного общества, ставящие перед системой образования, в том числе и дополнительной, новые задачи и цели, изменяют качественный подход, в первую очередь, к профессионализму самих педагогов.

Компетентностный подход получил свое развитие в образовании после изучения предъявляемых требований к потенциальному работнику. Успешность человека в обществе основывается на профессиональной универсальности, то есть его умении работать в коллективе, быть стрессоустойчивым, владеть навыками бесконфликтного общения, воспринимать инновационную информацию. Получается, что при сохранении объема получаемых предметных знаний, педагогам необходимо отметить их практическую жизненную направленность. Здесь мы согласны с мнением отечественных ученых (В.П. Беспалько, И.А. Зимняя, О.Е. Лебедев, А.А. Пинский, А.В. Хуторской, С.Е. Шишов и др.) о том, что основная задача современного образования состоит в формировании у учащихся ключевых компетенций. Однако наша профессиональная позиция строится на том, что заниматься развитием компетенций учащихся может педагог, сам обладающий профессиональной компетентностью.

Давайте обратимся к содержанию таких важных понятий указанного подхода как «компетентность» и «компетенция». В педагогической литературе отсутствует единая точка зрения на содержание понятий «компетенция», «компетентность». Мы предлагаем обратиться к следующему содержанию указанных понятий.

Компетенция – личностные и межличностные качества, способности, навыки и знания, которые выражены в различных формах и ситуациях работы и социальной жизни. В настоящее время понятие «компетентность» расширено, в него включены личностные качества человека. Под компетентностью подразумевается – обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности. Компетенции являются структурными компонентами компетентности.

Под профессиональной компетентностью понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности. Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде.

К основным составляющим профессиональной компетентности относятся:

интеллектуально-педагогическая компетентность – умение применять знания, опыт в профессиональной деятельности для эффективного обучения и воспитания, способность педагога к инновационной деятельности;

коммуникативная компетентность – значимое профессиональное качество, включающее речевые навыки, навыки взаимодействия с окружающими людьми, экстраверсию,

эмпатию

;

информационная компетентность – объем информации педагога о себе, воспитанниках, родителях, коллегах;

рефлексивная компетентность – умение педагога управлять своим поведением, контролировать свои эмоции, способность к рефлексии, стрессоустойчивость;

социальная компетентность – готовность и способность к социальному взаимодействию в разных жизненных сферах, единство социальной

адаптированности

и мобильности.

Компетентностный подход в системе дополнительного образования предполагает системную и целенаправленную деятельность всех участников образовательного процесса по развитию профессиональной педагогической компетентности.

Для педагогов дополнительного образования Барабинского района нами составлен персональный компетентностный профиль. Форма данного профиля универсальна и может быть видоизменена в зависимости от потребностей образовательной организации (актуальный набор компетенций педагога). Представленный профиль позволяет педагогам отследить динамику развития собственных профессиональных компетенций (таблица 1 - методические материалы реализуемой практики).

Литература:

1. Бурцева О.И. Профессиональное портфолио учителя: Методическое пособие. М.: УЦ «Перспектива», 2013.

2. Введенский В. Моделирование профессиональной компетентности педагога// Педагогика,2003, №10

3. Гришина И.В. Профессиональная компетенция руководителя школы как объект исследования. Монография СПб: СПбГУПМ, 2002.

4. Зимняя И.А. Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании. М., 2004. 381 с.

5. Иванов Д.А., Митрофанов К.Г, Соколова О.В. Компетентностный подход в образовании. Проблемы, понятия, инструментарий. М., 2003.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.

Деловая игра

«Профессиональный стандарт педагога, повышение профессиональной компетенции педагогов – необходимое условие развития учреждения»

Зам. директора по УВР

Методисты отделов

Педагог-психолог

Педагоги д.о.

2.

Педагогическая мастерская

«Технология работы с моббингом и буллингом в образовательных учреждениях»

Зам. директора по УВР

Зам. директора по НМР

Методисты

Социальный педагог

Педагог-психолог

3.

Педсовет-тренинг

«Работа с родителями как форма социального партнерства в условиях модернизации образовательного процесса»

Зам. директора по УВР

Методисты отделов

Педагог-психолог

Педагоги д.о.

4.

Педагогический квест

«Творческий педагог - творческие дети»

Зам. директора по УВР

Зам. директора по НМР

Методисты

Педагог-психолог

План-сетка мероприятий для педагогов МБОУДО ЦДОД

 

Наименование мероприятия

Форма проведения

Особенности организации образовательной деятельности со способными учащимися и детьми ОВЗ

Групповая консультация

Технология тайм-менеджмент - успешность самоорганизации

 

Психологический тренинг

Использование в работе педагогов дополнительного образования современных образовательных технологий

Круглый стол

Путь к истине – сопровождение способных детей

 

Техно-игра

 

Создание электронного портфолио, личного сайта

Мастер-класс

по созданию персонального сайта

Документооборот. Планирование и распределение функций

 

Групповая консультация

для молодых специалистов

«Бесконфликтное общение»

 

Психологический тренинг

Обратная связь как фактор поддержки эмоционального здоровья ребенка

Развивающее занятие с элементами тренинга

Ключи к успеху. Портрет успешной личности

Психологический тренинг

Психологический инструментарий

1. Тест «Диагностика стилей педагогического общения»

Шкалы: модели педагогического общения: гипорефлексивная, гиперрефлексивная, негибкого реагирования, авторитарная, активного взаимодействия

 

Источник: Диагностика стилей педагогического общения / Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. – М., Изд-во Института Психотерапии. 2002. C.273-275 Модели педагогического общения / Акимова М.Н., Илькухин А.А. Самопознание – путь профессионального становления учителя. – Самара, 1994. С.36-41

2. методика «Диагностика уровня эмпатии» (В.В. Бойко)

Источник: psytests.org

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×