Статья «Профилактика правонарушений и безнадзорность несовершеннолетних как социально-педагогическая проблема». Автор: Петрова Марина Авенировна

Автор: Петрова Марина Авенировна
Актуальность темы работы заключается  в том, что сегодня, как никогда в России, остра проблема детской безнадзорности, которую все чаще связывают с явлениями социальной и школьной дезадаптации, возникновением наркомании, токсикомании, преступности и бродяжничества.

Проблемы детской безнадзорности приобрели угрожающий характер. Число безнадзорных детей из года в год неуклонно растет, и уже достигло астрономической величины - по данным разных источников их количество в 2018 году составляет от 3 до 5 млн. человек.

Анализ реальных шагов, которые предпринимают власти в отношении защиты прав и интересов подрастающего поколения в целом и его наименее социализированных групп в частности, убеждает в том, что затрачиваемые государством усилия в этом направлении нельзя назвать адекватными сложившейся острой ситуации с положением детей и подростков, отчужденных от институтов воспитания.

Изучая факторы или причины, определившие в сознании детей установку на бродячий образ жизни,  выделяют, прежде всего, тяжелое материальное положение семей, в которых родители не способны осуществлять нормальный воспитательный процесс. Материальный фактор напрямую влияет на общий моральный климат в семье и поведение старших членов семьи.

Конфликты с родителями, пьянство, ссоры и наркомания последних, жестокое обращение с детьми – вторая основная детерминанта [1]. Если она сопровождается неудачами в школе, создается комплекс причин, который предопределяет решение ребенка бежать из дома. «Из-за ссор с родителями» стали бродягами 24 % мальчиков и 21 % девочек. 13 % девочек и 12,7 % мальчиков считают неудачи в школе основной причиной ухода из дома».

Острой остается проблема детей, оказавшихся вне образования. Несмотря на повышение роли воспитания в системе образования, по-прежнему во многих случаях образовательные учреждения стараются избавиться от «трудных» детей. Не снижается количество правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, не обучающимися в общеобразовательных учреждениях и нигде не работающими. Сохраняется опасная тенденция повышения криминальной активности подростков младших возрастов, а также подростков женского пола. Особую тревогу вызывает продолжающееся распространение злоупотребления алкоголем, наркотическими средствами, психотропными и сильнодействующими веществами среди детей и подростков, а также массовое внутригрупповое насилие в молодежной и подростковой среде. Непрекращающийся процесс расширения масштабов преступности молодежи, повышение степени е общественной опасности, появление новых форм преступного поведения, резко обостряющих криминальную ситуацию в регионах, а также иные признаки кризисного положения дел в сфере борьбы с молодежной преступностью, убедительно свидетельствуют, что общество и государство далеко не полно используют резервы для борьбы с ней. Профилактика преступлений молодежи представляет собой очень актуальную и значимую составную часть предупреждения преступности в нашей стране.

Для решения проблем несовершеннолетних безнадзорников нужно заниматься ее ранней профилактикой. Мы считаем ее одной из самых актуальных в деятельности школы и деятельности социального педагога.

Роль посредника во взаимодействии личности, семьи, общества, который может обеспечить социально-педагогическую защиту семье и ребенку, выполняет социальный педагог.

В основе взаимодействия школы и семьи должно быть взаимное доверие и уважение, взаимная поддержка и помощь, терпение и терпимость по отношению друг к другу. Это поможет педагогам и родителям объединить свои усилия в создании условий, для формирования у ребенка тех качеств и свойств, которые необходимы для его самоопределения и самореализации.


Автор: Петрова Марина Авенировна
Петрова Марина Авенировна, педагог-организатор МАОУДО Дворец детского (юношеского) творчества города Чебоксары Чувашской Республики, кандидат педагогических наук
Профилактика правонарушений и безнадзорность несовершеннолетних как социально-педагогическая проблема
Введение.
Актуальность темы работы заключается в том, что сегодня, как никогда в России, остра проблема детской безнадзорности, которую все чаще связывают с явлениями социальной и школьной дезадаптации, возникновением наркомании, токсикомании, преступности и бродяжничества.
Проблемы детской безнадзорности приобрели угрожающий характер. Число безнадзорных детей из года в год неуклонно растет, и уже достигло астрономической величины - по данным разных источников их количество в 2018 году составляет от 3 до 5 млн. человек.
Анализ реальных шагов, которые предпринимают власти в отношении защиты прав и интересов подрастающего поколения в целом и его наименее социализированных групп в частности, убеждает в том, что затрачиваемые государством усилия в этом направлении нельзя назвать адекватными сложившейся острой ситуации с положением детей и подростков, отчужденных от институтов воспитания.
Изучая факторы или причины, определившие в сознании детей установку на бродячий образ жизни, выделяют, прежде всего, тяжелое материальное положение семей, в которых родители не способны осуществлять нормальный воспитательный процесс. Материальный фактор напрямую влияет на общий моральный климат в семье и поведение старших членов семьи.
Конфликты с родителями, пьянство, ссоры и наркомания последних, жестокое обращение с детьми – вторая основная детерминанта [1]. Если она сопровождается неудачами в школе, создается комплекс причин, который предопределяет решение ребенка бежать из дома. Из-за ссор с родителями стали бродягами 24 % мальчиков и 21 % девочек. 13 % девочек и 12,7 % мальчиков считают неудачи в школе основной причиной ухода из дома.
Острой остается проблема детей, оказавшихся вне образования. Несмотря на повышение роли воспитания в системе образования, по-прежнему во многих случаях образовательные учреждения стараются избавиться от трудных детей. Не снижается количество правонарушений, совершаемых несовершеннолетними, не обучающимися в общеобразовательных учреждениях и нигде не работающими. Сохраняется опасная тенденция повышения криминальной активности подростков младших возрастов, а также подростков женского пола. Особую тревогу вызывает продолжающееся распространение злоупотребления алкоголем, наркотическими средствами, психотропными и сильнодействующими веществами среди детей и подростков, а также массовое внутригрупповое насилие в молодежной и подростковой среде. Непрекращающийся процесс расширения масштабов преступности молодежи, повышение степени е общественной опасности, появление новых форм преступного поведения, резко обостряющих криминальную ситуацию в регионах, а также иные признаки кризисного положения дел в сфере борьбы с молодежной преступностью, убедительно свидетельствуют, что общество и государство далеко не полно используют резервы для борьбы с ней. Профилактика преступлений молодежи представляет собой очень актуальную и значимую составную часть предупреждения преступности в нашей стране.
Для решения проблем несовершеннолетних безнадзорников нужно заниматься ее ранней профилактикой. Мы считаем ее одной из самых актуальных в деятельности школы и деятельности социального педагога.
Роль посредника во взаимодействии личности, семьи, общества, который может обеспечить социально-педагогическую защиту семье и ребенку, выполняет социальный педагог.
В основе взаимодействия школы и семьи должно быть взаимное доверие и уважение, взаимная поддержка и помощь, терпение и терпимость по отношению друг к другу. Это поможет педагогам и родителям объединить свои усилия в создании условий, для формирования у ребенка тех качеств и свойств, которые необходимы для его самоопределения и самореализации.
Таким образом, исходя из темы актуальности, цель исследования – выявить специфику деятельности социального педагога общеобразовательной школы и по профилактике правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних.
Объектом исследования является процесс профилактики правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних в системе дополнительного образования.
Предмет исследования – специфика деятельности социального педагога в системе дополнительного образования по профилактике правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних.
Задачи исследования:
1.Рассмотреть безнадзорность несовершеннолетних как социально-педагогическую проблему.
2.Раскрыть профилактику правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних как направление работы социального педагога в системе дополнительного образования.
В ходе исследования были использованы следующие группы методов:
теоретические, связанные с анализом литературы по педагогике, психологии;
обобщение опыта социально-педагогической деятельности педагогов МБОУДОД Дом детского творчества г. Чебоксары ЧР по профилактике правонарушений и безнадзорности несовершеннолетних.
Теоретическую основу исследования составили идеи и концепции: социально-педагогическая проблема правонарушений и безнадзорности проанализирована в работах Э. Р. Баянова, Н. Н. Верцинской, Е. Вороновой, В. Келасьева, Л. П. Кузнецовой, Г. Кургановой, С.Левчук, М. С. Мартыновой, В. М. Шакуровой, Е. Б. Штейнберг.
Безнадзорность несовершеннолетних как социально-педагогическая проблема.
Социальные потрясения во всем мире и в России, в частности, сопровождаются повсеместным ростом девиантного поведения в молодежной среде. На сегодняшний день остается актуальной проблема безнадзорности, как одна из форм проявления девиации. Судьба безнадзорника трагична, его развитие деформировано. В реальной жизни причинами безнадзорности являются социально-экономические, социально – психологические и психологические условия.
Понятие безнадзорность прочно вошло в психологию, педагогику, социологию и юриспруденцию, его рассматривают как на государственном уровне, так и на частном.
Федеральный закон РФ Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних от 24.06.99 №120 ФЗ предлагает следующие определения: безнадзорным признается несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц [2].
Э.Р. Баянов определяет: безнадзорность как отсутствие или недостаточный контроль над поведением и занятиями детей и подростков со стороны родителей (законных представителей) или лиц замещающих [3].
Л.В. Мардахаев определяет понятие безнадзорные дети - дети, лишенные присмотра, внимания, заботы, позитивного влияния со стороны родителей или лиц, их заменяющих, детского коллектива и одновременно при безразличии родителей, воспитателей к детям. Безнадзорный ребенок живет под одной крышей с родителями, поддерживает связи с семьей, у него может еще сохраняться эмоциональная привязанность к кому-то из ее членов, но связи эти хрупки и часто находятся под угрозой атрофии и разрушения. Крайнее проявление безнадзорности – беспризорность [4].
Безнадзорный – несовершеннолетний, контроль за поведением которого отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц (ФЗ Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних от 24 июня 1999 г.) [5].
Безнадзорность детей – общественное явление, заключающееся в отсутствии надлежащего наблюдения за детьми со стороны родителей или лиц, их заменяющих в отчуждении детей от семьи, детского коллектива, и одновременно в безразличии родителей, воспитателей к детям [6].
Безнадзорность детская – отсутствие или недостаточность контроля за поведением и занятиями детей и подростков, воспитательные влияния на них со стороны родителей или заменяющих их лиц [7].
Основные факторы, провоцирующие безнадзорность детей: семейный (детско-родительские отношения, кризис семьи, упадок воспитательного потенциала семьи и т.п.); социально – экономический; социально-психологический (проблема жестокости в семье, увеличение числа разводов и т.д.); школа (авторитарный стиль работы педагогов, наклеивание ярлыков и т.д.); психический (увеличение числа детей с аномалией психического развития), психологический (личностные характеристики ребенка). Ребенок зачастую остается один на один со своими проблемами. И одним из способов решения этих проблем могут стать правонарушения и бродяжничество.
Безнадзорный ребенок, как правило, живет под одной крышей с родителями, поддерживает связи с семьей, у него может еще сохраняться эмоциональная привязанность к кому-то из ее членов, но связи эти хрупки и часто находятся под угрозой атрофии и разрушения. Предоставленные сами себе, дети забрасывают учебу, отдают свободное время улице, бесцельному время провождению. Безнадзорность детей нередко является первым шагом к беспризорности, социальной дезадаптации, разрушению нормального процесса социализации ребенка. К категории безнадзорных относятся дети, жизнедеятельность которых нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства сами или с помощью родителей. Ряд исследователей относят таких детей к группе риска:
1) дети с проблемами в развитии, не имеющие резко выраженной клинико-паталогической характеристики;
2) дети, оставшиеся без попечения родителей в силу разных, не имеющих юридической силы, обстоятельств;
3) дети из неблагополучных, асоциальных семей;
4) дети из семей, нуждающихся в социально-экономической и социально-психологической помощи и поддержке;
5) дети с проявлениями социальной и психолого-педагогической дезадаптации.
Среди безнадзорных есть дети и подростки из материально обеспеченных, благополучных семей. Н. Н. Верцинская относит таких детей к категории избыточно-комфортного типа [8]. Они имеют в семье все, что нужно, но при этом у них нет никаких обязанностей перед родными и близкими. Такой ребенок живет одним днем, без собственной цели и перспектив, стремится к развлечениям, легко попадает под чужое влияние, чаще отрицательное.
Причины детской и подростковой безнадзорности.
Исследования, проводимые в стране, позволяют выделить ряд причин, способствующих росту безнадзорности, среди которых:
рост числа асоциальных семей;
безработные родители;
беженцы и вынужденные переселенцы;
нестабильные браки (разводы);
низкий уровень благосостояния семьи;
негативный опыт отношений с родителями;
неготовность школы оказывать социально-педагогическую поддержку и сопровождение учащихся, оказавшихся в трудной жизненной ситуации;
наличие у части учащихся негативного учебного опыта.
Причины детской безнадзорности:
социально-экономические причины (сложное материальное положение, безработные родители, многодетная семья, отсутствие жилья, малообеспеченная семья и др.);
социально-педагогические причины (невнимание родителей и школы к проблемам ребенка, нежелание школы заниматься проблемными детьми, частые конфликтные ситуации в семье и школе и др.);
психолого-педагогические причины (разный уровень доступа к образованию, негативная установка ребенка на учебу, негативный опыт отношений в классном коллективе и др.).
Какими бы причинами не было обусловлено попадание ребенка в категорию безнадзорных, суть заключается в том, что он попадает в трудную жизненную ситуацию, объективно нарушающую его жизнедеятельность (сиротство; болезнь; малообеспеченность; отсутствие определенного места жительства; конфликты в семье и школе; жестокое обращение в семье; одиночество и др.), которую он не может преодолеть самостоятельно или с помощью семьи.
Проблемы детской и подростковой безнадзорности.
Экономические и идеологические кризисы вызвали резкий рост числа детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, детей, привлекаемых, в силу безнадзорности, активизировавшимися криминальными структурами к алкоголю, наркотикам, преступной деятельности. Это привело государство к необходимости защиты и поддержки таких проблемных детей, активно притягиваемых антиправовым полем экономического и идеологического кризиса.
Успешность социально-педагогической поддержки ребенка, подростка, попавшего в трудную жизненную ситуацию, объективно связана с необходимостью решения социальных проблем, возникающих в ходе идущих в стране социально-экономических преобразований.
В научной литературе эти проблемы классифицируются следующим образом:
проблемы свободы выбора и социального творчества — трудности на пути реализации ребенком его интересов и потребностей, установления социального статуса и др.;
проблемы социальной адаптации и дезадаптации — трудности усвоения и приспособления к существующим нормам социальной жизни, трудности в разрушении тех норм, которые являются социально опасными, несут в себе угрозу для жизни и здоровья ребенка;
проблемы социальной интеграции или дезинтеграции — трудности воссоединения или разъединения потребностей, интересов и возможностей ребенка, его семьи с возможностями, потребностями и интересами других людей, трудности в расширении социальных связей и др.[9]
Эффективное решение данных проблем возможно только в рамках формирующейся государственной социальной политики. Однако, по мнению М. С. Мартыновой, к настоящему времени проблемы ребенка не рассматриваются государством и обществом целостно [10]. Негативную роль в решении перечисленных проблем играет ведомственная разобщенность.
Сегодня можно говорить о том, что система социального воспитания несовершеннолетних в новых социально-экономических условиях находится на этапе становления. Общественные институты, институт семьи, школы пока не стали партнерами, не определили свою социально-педагогическую нишу, свою роль в социальном воспитании, которую М. А. Галагузова определяет как педагогически ориентированную и целесообразную систему помощи в образовании и воспитании детей, нуждающихся в ней в период их включения в социальную жизнь.
Организационно система социально-педагогического сопровождения является ведомственной и подчиняется муниципальному органу управления образованием. Однако в целом задача реализации и защиты прав детей имеет вневедомственный характер, ответственность за ее успешное решение несут все государственные и муниципальные структуры. Важным фактором является открытость системы социально-педагогической поддержки безнадзорного ребенка, которая означает работу различных типов и видов учреждений по специальным программам, что уменьшает любого рода изоляцию ребенка от привычной для него среды. Необходимо создание действенных механизмов ранней диагностики проблем детства, в том числе и безнадзорности, что обеспечит ориентацию на предупреждение факторов риска, конфликтов и кризисных ситуаций, а также на сохранение и укрепление благоприятных для развития ребенка условий.
Важнейшим фактором безнадзорности несовершеннолетних является условие семейного воспитания.
Исследования, проводимые отечественными учеными, позволяют определить модель родительской семьи, где дети встают на путь асоциального поведения:
нестабильный брак или родители в разводе;
деструктивные взаимные отношения между членами семьи;
низкий уровень благосостояния;
наличие в семье безработных;
наличие в семье членов с асоциальным поведением;
частые социальные контакты членов семьи с носителями асоциальных форм поведения.
Исследования показывают негативные тенденции роста числа таких семей. Вместе с тем попытка переноса центра тяжести воспитания в семью показала неготовность последней на данном этапе развития общества к выполнению воспитательных функций. Однако бесспорным является то, что семья может и должна взять на себя главную ответственность за воспитание своих детей. Но это станет возможным при наличии государственной социальной политики, которая бы способствовала включению семьи в близкий круг посредничества (семья, школа) в процессе социализации ребенка. Опыт многих семей показывает, что там, где родители - первые учителя, воспитатели, которые всегда рядом со своими детьми, понимают и любят их, совместно ищут выход из сложных жизненных ситуаций, - ребенок никогда не станет безнадзорным.
Важнейшим фактором безнадзорности несовершеннолетних является условие школьного воспитания.
Школа как социальная среда может провоцировать различное поведение ребенка. Факторами формирования социального поведения, прежде всего, являются система отношений, школьный уклад. Поэтому очень важно, чтобы в школе были созданы условия, обеспечивающие нормальное развитие ученика, в том числе соблюдение его прав, доступ к качественному образованию и др.
Среди причин, по которым дети и подростки покидают школу, можно выделить следующие:
неподготовленность школы к работе с проблемными детьми;
скрытый отсев;
формирование у части учащихся отрицательного опыта учебы;
проблемы со здоровьем;
физическое и моральное насилие учителей;
плохое поведение;
неуспеваемость;
отсутствие интереса к учебе и др.
Анализ перечисленных причин позволяет говорить о необходимости реализации в школе как мер общей профилактики, создающей условия для активного вовлечения учеников в школьную жизнь, предупреждения потери интереса к учебе, неуспеваемости, так и специальной профилактики по выявлению нуждающихся в особом педагогическом внимании, индивидуальной работе.
Исследования показывают, что в новых условиях воспитывающая, социально-педагогическая миссия школы и учреждений дополнительного образования не должна ликвидироваться, а, напротив, должна значительно усиливаться. В ситуации кризиса детства, социальной неустроенности значительной части населения, семейного неблагополучия, усилившейся агрессивности социальной среды все более остро встает вопрос о необходимости социально-педагогической поддержки детей и подростков, социально-педагогического сопровождения ребенка, находящегося в трудной жизненной ситуации.
Ребенок приходит в нее семилетним и покидает ее уже во многом сформировавшейся личностью в 17–18 лет. Здесь он не только учится, он проживает в школе тот период, в котором интенсивно происходит становление его личности. Между тем традиционную школу считают учебным заведением, полагая, что ребенка или подростка в ее стенах, прежде всего, учат, насыщают знаниями, а он учится, приобретает знания и умения, необходимые для будущей жизни. В последние 10-15 лет в связи с перестройкой и сменой идеологических ориентиров воспитательная, формирующая личность роль школы значительно ослабла.
Вместе с тем следует учитывать и то, что нормы и правила, которые устанавливаются взрослыми в школе и дома, не осознанные ребенком, не ставшие потребностью (просто так удобно взрослым), вызывают у него естественное стремление уйти из-под опеки и влияния взрослых. А это влечет за собой чувство одиночества, неприкаянность, желание заявить о себе. Как итог - уход ребенка из-под влияния взрослых, на улицу, побеги, появление химической зависимости.
Список литературы.
1. Алиханов З. И. Социально-педагогические условия предупреждения подростковой безнадзорности: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. – Махачкала, 2008.
2. Баянов Э. Р. Психокоррекционная работа с беспризорниками // Материалы городской августовской конференции. – Уфа, 2004. – С. 15.
3. Большой юридический словарь/Под ред. А. Я. Сухарева, В. Е. Крутских. – М., 2002.
4. Варывдин В. А., Клемантович, И. П. Управление системой социальной защитой детства: учеб. пос. – М., 2004.
5. Верцинская Н. Н. Трудный ребенок. - Минск, 1989.
6. Воронова Е., Келасьев В., Курганова Г. Социальная работа с безнадзорными и беспризорными // Социальная педагогика. – 2004. – №3. – С. 68-74.
7. Восстановление социального статуса безнадзорных детей / Под ред. Г. М. Иващенко. – М., 2002.
8. Гиль С., Мартынова М. Индивидуальная профилактическая работа с несовершеннолетними как социально-педагогическая технология // Социальная педагогика. – 2007. - №3. – С. 73-78.
9. Дементьева И. Отклоняющееся поведение несовершеннолетних как следствие семейного неблагополучия // Социальная педагогика. - 2005.-№1. – С. 23-30.
10. Закон РФ Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. – М., 1999.
11. Закон РФ №103-ФЗ от 20.07.2000 г. Об основных гарантиях прав ребенка, ст. 14.
2
Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x