Статья Профилактика самовольных уходов воспитанников школы- интерната. Автор: Колесникова Галина Ивановна

Автор: Колесникова Галина Ивановна
Хотя  причин  самовольных  уходов  детей может быть великое множество. У каждого - своя причина. Согласно объяснениям  несовершеннолетних чаще всего они убегают ,чтобы встретиться  со своими родственниками, друзьями, с желанием пожить самостоятельной жизнью, избавиться от опеки и конроля, надоевшего режима и наскучившего образа жизни. Дома зачастую они предоставлены сами себе, отсутствует контроль со стороны родителей, что и привлекает воспитанников. В силу  особенностей развития психических процессов у обучающихся с нарушением интеллекта, они как правило совершают  самовольные уходы  спонтанно, не обдумывая  конкретных планов, а по возвращению в школу  даже не могут объяснить, зачем они это сделали.


Автор: Колесникова Галина Ивановна

 

 

Профилактика самовольных уходов воспитанников школы - интерната.

В школах интернатного типа существует проблема самовольных уходов воспитанников. Наше образовательное учреждение не является учреждением закрытого типа и дети имеют право свободно передвигаться по школе. Статистика самовольных уходов за 5 лет на 15.01.2019года выглядит так:

2013-2014 учебный год(10 обучающихся совершили самовольный уход)

2014-2015 учебный год ( 6 обучающихся совершили самовольный уход)

2015-2016 учебный год (2 обучающихся совершили самовольный уход)

2016-2017 учебный год (1 обучающийся совершил самовольный уход)

2017-2018 учебный год ( самовольных уходов не было)

Уже из названия нашей школы можно понять, что мы работаем с особенными детьми, с детьми с ОВЗ. Что кроется за этими словами? В первую очередь кропотливый труд, колоссальное терпение не отдельных педагогов, а большого дружного коллектива. Все обучающиеся нашей школы имеют нарушение интеллекта. У таких детей часто отмечаются раздражительность, эмоциональная неустойчивость, тревожность, агрессивность, негативизм. В целом их поведение просто непредсказуемо.

У нас обучаются дети со всей Новосибирской области, что очень усложняет работу нашему коллективу. Среди поступающих к нам на обучение часто встречаются дети с повышенной склонностью к возникновению социально отрицательных форм поведения, сквернословие, хулиганские поступки, бродяжничество, курение и т.д.

Сложность нашей работы состоит ещё и в работе с родителями. Очень много наших воспитанников проживают в неблагополучных семьях, в семьях с низким уровнем достатка. Большинство родителей не работают, живут Усвоих детей даже на каникулы. Но вот парадокс, который известен всем педагогам, работающим с «трудными» семьями. Чем неблагополучнее семья, тем больше порой ребёнок любит и скучает по своим родителям. И это одна из главных причин самовольных уходов наших воспитанников.

Хотя причин самовольных уходов детей может быть великое множество. У каждого - своя причина. Согласно объяснениям несовершеннолетних чаще всего они убегают ,чтобы встретиться со своими родственниками, друзьями, с желанием пожить самостоятельной жизнью, избавиться от опеки и конроля, надоевшего режима и наскучившего образа жизни. Дома зачастую они предоставлены сами себе, отсутствует контроль со стороны родителей, что и привлекает воспитанников. В силу особенностей развития психических процессов у обучающихся с нарушением интеллекта, они как правило совершают самовольные уходы спонтанно, не обдумывая конкретных планов, а по возвращению в школу даже не могут объяснить, зачем они это сделали.

В нашей школе создана целая система профилакики самовольных уходов.

1.Утверждено положение по профилактике самовольных уходов несовершеннолетних из школы-интерната, выявлению и возвращению воспитанников, самовольно ушедших из учреждения.

2. В план работы Совета профилактики включён анализ работы по профилактике самовольных уходов.

3. По результатам мониторингов, индивидуальной работы и наблюдений был сформирован банк несовершеннолетних, склонных к самовольным уходам.

4.На каждого воспитанника ,склонного к самовольным уходам, была сформирована картотека, содержащая фотографию, метрические данные, особые приметы, адреса возможного пребывания (близкие родственники, друзья),информацию о состоянии психического здоровья воспитанника и др.)

5. Взаимодейсвие с органами ,учреждениями профилактики по вопросам самовольных уходов и розыска воспитанников.

6.В школе проводятся инструктажи сотрудников. Помощники воспитателя Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение Ордынского района Новосибирской области «Верх - Ирменская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья» (ночные няни) прошли курсы повышения квалификации.

7.Проведение педагогических расследований по каждому факту совершения воспитанниками самовольного ухода.

8.В случае самовольного ухода для выяснения причин воспитанники по возвращению в школу приглашаются на внеочередное заседание Совета профилактики.

9.После возвращения воспитанников в учреждение с ними проводится индивидуально- профилактическая работа, которая включает: осмотр ребёнка( в случае необходимости оказание ему первой медицинской помощи),проведение психодиагностического анализа эмоционального состояния несовершеннолетнего, организацию постоянного психолого-педагогического сопровождения.

10.С целью предупреждения самовольных уходов перед каникулами со всеми детьми проводятся профилактические беседы, на которых ещё раз разъясняем режим дня, напоминаем о комендантском часе, о правилах поведения и технике безопасности на каникулах. Заранее с детьми планируем, чем ребёнок будет занят в каникулярное время. Инструктажи фиксируем в журнале по ТБ.

11.Говорят «Не занятый ум-работа для дьявола». В нашей школе профилактике самовольных уходов способствует в целом вся система воспитательной работы, которая построена так, что у детей остаётся мало свободного времени. Беседы, творческие мастерские, дежурство по школе, работа школьных кружков, праздники, спортивные мероприятия, интеллектуальные игры. Мы стараемся чтобы каждая минутка у ребят была занята нужными и полезными делами. Пройдя по коридорам нашей школы вы увидите результат этой работы. Всё, начиная от мелких штукатурных работ и заканчивая садовыми фигурами возле школы наши дети делают своими руками под чутким руководством талантливых педагогов. Многие школьные мероприятия стали традиционными, в подготовке которых педагоги стараются задействовать в первую очередь «трудных ребят» .Если завлечь эту категорию детей, остальным уж точно скучно не будет.

На базе нашей школы стало традиционно проводить олимпиаду по трудовому обучению среди коррекционных школ Новосибирской области. Для ребят это возможность не только показать свои знания и умения, но и приобрести новых друзей и социализироваться в обществе.

Усилена работа в спортивном направлении. Ребята принимают участие в районных, региональных соревнованиях, становятся участниками спецолимпиад по различным видам спорта. В школе был открыт каток, где дети проводят зимой большую часть своего свободного времени.

Т. о в 2017-2018 учебном году удалось свести к минимуму количество самовольных уходов. Самовольных уходов в 2018 году не было, работа в данном направлении будет продолжена.

Есть замечательная фраза Одиночество- это не когда никого нет рядом, а когда никого нет внутри тебя». Поэтому главная задача педагогического коллектива-это здоровый микроклимат в школе, чтобы каждый ребёнок ощущал тепло, заботу и свою необходимость. Тогда ни один не будет одинок и его внутренний мир никогда не опустеет.

 

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x