«Профилизация обучения как один из важных факторов повышения качества подготовки к ЕНТ» ☼
Автор: Темербулатова Светлана Дмитриевна
Образование становится ведущим фактором, определяющим социально-экономическое развитие любого государства, совершенствуются не только стандарты образования, но и методика преподавания. Создается национальная система оценки качества образования, в которой формат ЕНТ играет не последнюю роль. Поэтому достижение высокого качества образования в настоящее время стало важнейшей проблемой во всем мировом сообществе.
Единое национальное тестирование (ЕНТ) - серьезное испытание для выпускников школ, их родителей и учителей. В одиннадцатом классе на первый план выступают, с одной стороны, проблема выбора профессии, построения дальнейших образовательных планов, с другой стороны – проблемы, связанные с подготовкой к итоговой аттестации. Эти проблемы оказываются настолько значимыми, что к концу учебного года приводят к увеличению психологической тревожности выпускников. Главная проблема при сдаче ЕНТ- как добиться того, чтобы каждый ученик в каждой школе получил хороший результат с сохраниением физического и психологического состояния учащихся.
Результаты учащихся выпускных классов, показанные на ЕНТ – важный показатель эффективной работы школы и рейтинга района, поэтому очень важно выработать свою систему подготовки к тестированию, позволяющую учащимся экономить время при решении, применять полученные знания в новой ситуации. Каждая школа нарабатывает свой опыт подготовки детей к итоговой аттестации.
Педагоги нашей школы всегда в поиске вопроса «Как эффективно подготовить учащихся к сдаче единого национального тестирования?». Эта проблема волнует всех участников процесса обучения: учителей, родителей, учеников.
В школе сложилась определенная система подготовки выпускников к итоговой аттестации, определены основные направления:
• психологическое;
• технологическое;
• профильное.
Традиционная непрофильная подготовка старшеклассников в общеобразовательных учреждениях привела к нарушению преемственности между школой и ВУЗом, породила многочисленные подготовительные отделения ВУЗов, репетиторство, платные курсы и др. В настоящее время в высшей школе сформировалось устойчивое мнение о необходимости дополнительной специализированной подготовки старшеклассников для прохождения вступительных испытаний и дальнейшего образования в ВУЗах.
Приоритетным направлением на старшей ступени обучения школьников является социализация личности выпускника. Задачу образовательного учреждения, состоящую в том, чтобы помочь выпускнику в выборе направления дальнейшего обучения, соответствующего его склонностям и способностям решает профильное обучение. Выбор профиля обучения обусловливает дальнейший выбор профессии выпускника школы.
Переход к профильному обучению преследует следующие основные цели:
1) обеспечить углубленное изучение отдельных предметов программы общего среднего образования;
2)создать условий для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями построения школьниками индивидуальных образовательных программ;
3) расширить возможности социализации учащихся, обеспечить преемственность между общим и профессиональным образованием, более эффективно подготовить выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.
Задачи:
1. Управление системой подготовки педагогов школы, работающих в старших классах.
2. Укрепление материально-технической базы образовательных учреждений.
3. Повышение квалификации педагогических кадров.
4. Изменение содержания образовательного процесса за счет перехода на новые образовательные технологии.
5. Создание условий для взаимодействия школьного образования и рынка труда с целью учета социально-экономических потребностей территории.
На актуальность введения профильного обучения указывают следующие обстоятельства:
1) профилизации обучения в старших классах соответствует структура образовательных и жизненных установок большинства старшеклассников;
2) к 15–16 годам у большинства учащихся складывается ориентация на сферу будущей профессиональной деятельности сферу будущей профессиональной деятельности.
В нашей школе уже в течение последних пяти лет, по выбору выпускников основным направлением является естественно-математическое (профиль – химия, биология, физика). Время и результаты ЕНТ подтверждают правильность такого решения, что положительно сказалось не только на выборе будущей профессии, но на формировании личностных качеств наших выпускников. Прослеживается соблюдение принципа последовательной и непрерывной взаимосвязи между предпрофильной подготовкой и профильным обучением, обязательным компонентом которого являются прикладные курсы. В нашей школе данные курсы направлены на подготовку к итоговой аттестации и выбору будущей профессии.
Цель прикладных курсов подготовки к ЕНТ – помочь учащимся более эффективно повторить учебный материал, интенсифицировать процесс его усвоения, поднять уровень знаний, умения применять знания на практике в будущей трудовой деятельности, а так же успешная сдача тестирования.
Самое главное требование, предъявляемое к содержанию прикладных курсов в предпрофильной подготовке – это ориентирующий характер, оригинальность и новизна для учащихся. Кроме того, содержание курсов не должно быть очень большим (до 34 часов), т.к. в предпрофильной подготовке ученик должен пройти несколько разных элективных курсов, чтобы сделать адекватный выбор профиля обучения.
Анализ выбора профильного предмета и будущая профессиональная направленость выпускников показала преимущественную потребность предмета биологии. В период с 2011 по 2016 годы от общего числа 20-ти выпускников выбрали данный предмет 60% учащихся и поступили на специальности с профилем предмет биология.
(слайд) Результаты ЕНТ по предмету – биология.
Учебный год | Кол-во уч-ся, принявших участие в ЕНТ | Кол-во учащихся, выбравших предмет биология | Средний балл | Качество знаний | Трудоустройство |
2012-2013 | 7 | 3 | 21 | 100% | Руденко Елена(Алтын белгі), Алматинская медакадемия Сарсембаев Мади, ПГУ, Агрономия, проходит стажировку в Германии, Арынгазинов Кадыр, Медицинский колледж |
2013-2014 | 3 | 3 | 14,6 | 100% | Мелес Айя -медколледж Досжанова Сабина -Агропромышленный колледж Евграфова Ксения -колледж цветной металлургии |
2014-2015 | 3 | 1 | 22 | 100% | Нупреисова Арина, ПГПИ, учитель биологии |
2015-2016 | 2 | 2 | 17,5 | 100% | Арынгазинов Асылхан, ПГУ, «Агрономия» Коновалов Артем -колледж цветной металлургии |
Особенность биологических дисциплин состоит в том, что они преподаются в школе в течение шести лет, начиная с шестого класса. Это ограничивает возможности изучения ботаники, зоологии, анатомии и физиологии человека, не основаны на знании цитологии, генетики, главнейших законов развития природы, изучаемых в 9-11 классах, а также физики, химии. Кроме того, у учащихся создаются трудности в установлении внутрипредметных и межпредметных связей, в результате чего каждый раздел биологии воспринимается как обособленный, с присущими только ему законами, закономерностями, понятиями и немаловажную роль в решении этих проблем играет личность учителя, его профессионализм и система работы.
Нельзя не отметить работу учителя биологии Ромодина Сергея Владимирович, учителя высшей категории, стаж работы в данной школе 25 лет.(слайд). Им разработан целый комплекс прикладных курсов по предметам биологии и химии, которые позволяют сохранить преемственность и межпредметные связи, расширить и углубить знания учащихся.
(слайд) Прикладные курсы:
ü «Основы фармакологии» - 34 ч. (Рецензия ИПКПК, Павлодар 2009г)
ü «Профессиональное самоопределение» - 17 ч. (Рецензия ИПКПК, Павлодар 2009г), 11 класс
ü Химия вокруг нас 10 кл. (Рецензия ИПКПК, Павлодар 2009г)
ü Химия пищи. (Рецензия ИПКПК, Павлодар 2014 г), 10 класс
ü «Репетитор по биологии» (Рецензия ОЦРОВ, Управление образования по Павлодарской области, 2013г), 10-11 класс
ü «Биология – наука о живой природе». (Рецензия ОЦРОВ, Управление образования по Павлодарской области, 2014г), 8 класс
ü « Решение генетических задач» (Рецензия ОЦРОВ, Управление образования по Павлодарской области, 2014г), 10-11 класс
ü «Задачи по химии: способы, решения, применение». (Рецензия ОЦРОВ, Управление образования по Павлодарской области, 2013г), 10-11 кл.
ü «Экология человека», (Рецензия ПГУ , 2006г), 10 кл.
Прикладные курсы прошли успешную апробацию в школе и имеют рецензии. Результативность курсов заключается в том, что учащиеся не только имеют теоретические знания, но и углубляют практические навыки в лабораторных и практических исследованиях.
Сергей Владимирович делится своими знаниями не только с учащимися, но и является наставником молодых педагогов школы, возглавляет творческую группу учителей биологии района.
Концепция модернизации современной казахстанской школы определила новые приоритеты общего среднего образования, которые предполагают, что модель образовательного процесса должна осуществляется на основе сотрудничества педагога и ученика, гармоничного сочетания различных методик обучения, обеспечивающих использование различных видов самостоятельной учебной деятельности.
Таким образом, профильное образование дает возможность реализовать современную тенденцию, заключающуюся в том, что усвоение предметного содержания из цели образования превращается в средство такого эмоционального, социального и интеллектуального развития ребенка, которое обеспечивает переход от обучения к самообразованию.