Статья Программа антинаркотического воспитания школьников "Я выбираю жизнь".. Автор: Белова Татьяна Николаевна

Автор: Белова Татьяна Николаевна
         Задачи:

·        Обеспечение соблюдения прав и законных интересов несовершеннолетних;

·        Организация и проведение специальных профилактических мероприятий, направленных на предупреждение употребления ПАВ, наркотических

средств, алкогольных напитков и табакокурения;

·        Систематическая поддержка связи с межведомственными организациями, занимающимися проблемами безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

·        Улучшение качества воспитания и формирования у детей и подростков антинаркотических устоев;

·        Повышение качества здоровья школьников;

·        Оказание детям и подросткам консультационной и психокоррекционной помощи;

·        Осуществление антинаркотической профилактической работы в семьях.

 


Автор: Белова Татьяна Николаевна
Филиал МБОУ Николаевская СОШ
Мариинская ООШ
Согласовано: ___________ Утверждено: ____________
Заведующий школы Директор школы
З.А. Давыдова Л.И. Иванова
ПРОГРАММА
Я ВЫРИРАЮ ЖИЗНЬ
Здоровье… никогда не может потерятьсвоей цены в глазах человека, потомучто и в довольстве, и в роскоши плохо жить без здоровья…Н.Г. Чернышевский.
Наименование программы – Я ВЫБИРАЮ ЖИЗНЬ
Основание для разработки:
Федеральный закон Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
Федеральная целевая программа Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту.
Цель программы:
Объединение основных участников профилактического процесса (образовательных, социальных, медицинских) для обеспечения условий профилактики употребления наркотических средств, психоактивных
веществ, для создания условий полноценного развития ребенка, его социальной адаптации.
Задачи:
Обеспечение соблюдения прав и законных интересов несовершеннолетних;
Организация и проведение специальных профилактических мероприятий, направленных на предупреждение употребления ПАВ, наркотических
средств, алкогольных напитков и табакокурения;
Систематическая поддержка связи с межведомственными организациями, занимающимися проблемами безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;
Улучшение качества воспитания и формирования у детей и подростков антинаркотических устоев;
Повышение качества здоровья школьников;
Оказание детям и подросткам консультационной и психокоррекционной помощи;
Осуществление антинаркотической профилактической работы в семьях.
Актуальность программы:
По данным Всемирной организации здравоохранения суммарное количество больных с заболеваниями, вызванными приемом различных ПАВ, за исключением курильщиков табака составляет более 500 млн. человек. Злоупотребление алкоголем, наркотиками и другими ПАВ приняло характер эпидемии, что ведет к демократическому кризису, распаду семей. В Российской Федерации – 2 млн. бездомных детей, 700 тыс. – сирот. По данным независимых социологических исследований, реальная численность потребителей наркотиков в стране превышает официальную численность в 8-10 раз. По данным общероссийского мониторинга, общая численность лиц, допускающих незаконное потребление наркотиков, составляет 5.99 млн. человек, из них 1.87 млн. человек – это подростки и молодежь в возрасте до 24 лет. Поэтому для решения этой общегосударственной задачи необходима профилактическая программа Я ВЫБИРАЮ ЖИЗНЬ.
Научно-методическое обоснование:
За последние три года количество наркоманов увеличилось в 14 раз. Главная особенность наркотической ситуации в стране – отсутствие какого-либо конструктивного подхода к профилактике наркомании со стороны государства. Законодатели почти три года проталкивают закон о контроле за легальным оборотом наркотиков. На самом деле, как и технология маркетинга, реклама наркобизнеса отшлифовывается уже третье тысячелетие, и достигла такой изощренности, что иногда действительно кажется, что с этим не справится уже никто и никогда. Тем не менее, наркобизнес уязвим, поскольку процветает только при тотальном невежестве в этой области. Ведь не станет ребенок экспериментировать с наркотиками, если заранее будет знать, что первые уже пробы – это путь в никуда. Профилактика наркомании может дать действительно серьезные результаты. Нужна серьезная просветительская работа. На первом этапе нужен просто ликбез для детей, подростков и их родителей.
Используя концептуальный и систематический подход, приоритет профилактических мер для раннего выявления и диагностики наркомании, - улучшение криминогенной обстановки в обществе.
Концепция программы
В последние годы в подростковой среде наблюдается рост наркомании,
курения, пьянства, токсикомании.
Психологи и социологи, занимающиеся изучением данной проблемы,
отмечают, что причины этой тенденции носят универсально-экономический
характер:
общая криминализация и наркотизация взрослого населения страны;
жилищная проблема;
низкий социальный уровень материального обеспечения;
отсутствие мотивации к труду;
отчужденность от результатов труда.
Воздействие этих явлений на молодежь объективно усиливается. Социальная
поляризация населения носит ярко выраженные формы. Прямое действие
оказывают факторы, имеющиеся психолого-педагогическую сущность:
отсутствие прямой заинтересованности многих семей в результатах воспитания детей;
педагогическая безграмотность родителей;
правовой нигилизм несовершеннолетних;
несовершенство системы нравственно-правового просвещения детей и родителей;
отсутствие взаимопонимания, уважения, терпимости между педагогами и школьниками;
неумение считаться с интересами и потребностями ребенка, его индивидуальными возможностями, что в немалой степени обуславливается недостаточным уровнем материального обеспечения труда учителя.
Все это порождает негативные последствия в деле воспитания и обучении
школьников, содействует развитию в подростковой среде таких пороков, как
пьянство, наркомания, преступность. Вместе с тем имеется значительное
количество учащихся (более 70%), которые не относятся к вышеназванным
категориям. Для педагогов очень важно сохранить этот потенциал дальнейшего
развития.
Поэтому совершенно очевидной представляется задача школы по
организации и осуществлению действенной профилактики правонарушений,
потребления наркотиков и других социальных отклонений среди подростков.
Основой профилактической деятельности может быть нейтрализация комплекса
психолого-педагогических факторов, которые коренятся в школьной и семейной
сферах.
До настоящего времени акцент в профилактике на методе запретов и
наказаний социально-психологической компетентности и программы
обучения жизненным навыкам.
И та и другая программа включает в себя 3 основных задачи:
развитие личностной компетенции;
выработка и развитие навыков защиты;
предупреждение возникновения проблем.
Первая задача реализуется посредством обучения навыкам эффективного
общения, принятия решений.
Вторая – посредством обучения умению противостоять различным факторам
риска.
Третья реализует посредством формирования навыков реализации эмоций,
разрешения конфликтов и т.д.
Цель профилактики – объединить представителей всех слоев общества и
различных организаций (школы, правоохранительные органы, молодежные
клубы, детские сады, государственные организации, медицинские учреждения,
общественные объединения), упорядочить их усилия, сплотить их вокруг
школы, как наиболее организованного звена общественно- государственного
влияния на сознание и поведение юных граждан.
Кто же должен заниматься профилактической деятельностью в школе?
Во-первых, это психологи. Их основная задача – работа с детьми группы риска.
Во-вторых, профилактикой негативной зависимости в школе должны
заниматься классные руководители.
В-третьих, одним из основных способов профилактики наркомании,
противоправных действий и алкоголизма является организация занятости
подростков во внеурочное время.
За организацию досуговой деятельности учащихся отвечают заместители
директоров по воспитательной работе.
Основы профилактической работы с подростками должны знать социальные
работники, социальные педагоги, медицинский персонал.
Необходимо помнить, что потенциальные наркоманы – это не только дети
группы риска. Наркоманом может стать и вполне благополучный ребенок
(попробовал из любопытства и не смог остановиться).
Зачастую ребенок начинает проявлять интерес к наркотикам под влиянием
друзей, потому что они убеждают его, что наркотики – это модно, круто.
Поэтому так необходима просветительская работа среди детей и их родителей,
психологические занятия и обучающие игры.
Ожидаемые результаты:
сформировать у учащихся гражданские качества, современные знания и
умения, помогающие личности разрешать возникающие проблемы, адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим и политическим условиям, представлять и защищать свои интересы и права других людей;
сформировать у школьников потребность в здоровом образе жизни.
Профилактическая
антинаркотическая работа, проводимая в школе
Профилактическая работа с родителями:
организация родительских университетов;
предупреждение внутрисемейного вовлечения детей в раннюю
алкоголизацию;
оказание помощи семье в конфликтных ситуациях (Совет по профилактике безнадзорности и правонарушений).
Воспитательно-педагогическая работа с детьми:
разработка и внедрение обучающих программ – тренингов активной психологической защиты;
создание в школе воспитательной системы, направленной на пропаганду здорового образа жизни;
поддержка и развитие существующих, а также организация новых детских и подростковых клубов;
методическое сопровождение мероприятий досуга детей и подростков;
разработка и внедрение общешкольных антинаркотических мероприятий;
создание условий для саморазвития и самореализации личности;
организация внутришкольных тематических семинаров.
Просветительская работа с педагогическим коллективом;
Осуществление мероприятий по раннему выявлению детей группы риска;
В установленном порядке посещение несовершеннолетних, проведение
бесед с ними и их родителями;
Запрашивание информации государственных органов и иных учреждений по вопросам, входящим в их компетенции.
Структура и содержание программы
Социально-правовая программа Я ВЫБИРАЮ ЖИЗНЬ разработана с целью
оказания помощи учащимся, на которых обрушились неразрешимые проблемы,
с которыми большинство родителей справиться не могут из-за потока вредной
информации ТV и других источников.
Количество беспризорных детей России в 2007 году сравнялось с 700 тыс.
детей оказавшихся беспризорными после ВОВ.
Сеть наркодиллеров заполнила даже маленькие деревушки России…
Курить и употреблять пиво дети начинают, чуть ли не с пеленок…
Программа рассчитана на учащихся 1-9 классов. В ней используются все
формы и методы профилактической работы, которые направлены на активное
участие самих подростков, что поможет им сознательно регулировать свои
поступки, учитывать интересы других людей, ориентироваться в современной
жизни, что приведет и к профессиональному самоопределению, сформулирует
здоровый образ жизни.
В данной работе сформированы цель и задачи профилактической работы с
детьми, актуальность и научно-методическое обоснование программы,
представлена ее Концепция и ожидаемые результаты. Работа знакомит с
целевыми группами, на которые направлена работа по профилактике наркомании.
Кроме того, даны планы работы по различным направлениям
просветительской и профилактической работы в школе:
Безнадзорность и правонарушение
Наркотические и другие зависимости
Табакокурение
Право и ответственность
Профориентация
Милосердие
К программе представлен список используемой литературы и Нормативная
база по проблеме профилактики правонарушений и распространения ПАВ среди
учащихся.
В качестве Приложений даны используемые в работе анкета, опросник, схема
и сценарий школьных праздников.
Право и ответственность

п/п
Мероприятия
Сроки
Ответственный
1
Анкетирование учащихся по теме:
Законы в нашей жизни
сентябрь
Педагог-организатор
Кл. руководители
2
Конкурс рисунков Я рисую приглашение на выборы
сентябрь-октябрь
Учитель ИЗО
3
Творческие работы Право на службе человека
октябрь
Учитель обществознания
4
Внеклассное мероприятие на тему:
Права потребителя
ноябрь
Учитель обществознания
5
Беседы О правовой ответственности несовершеннолетних
1 раз
в месяц
Инспектор
ОДН ОВД
6
Ознакомление учащихся с Конвенцией о правах ребенка и Декларацией о правах человека
в течение
года
Педагог-организатор
Учитель обществознания
7
Знакомство родителей и учащихся со статьями РФ об ответственности родителей за воспитание своих детей
по графику школы
Инспектор
ОДН ОВД
8
Правовая викторина на тему: Право выше власти
ноябрь
Учитель обществознания
9
Проведение недели права
первые декады декабря,
марта
Педагог-организатор
Учитель обществознания
10
Межшкольный семинар на тему:
Я и закон
декабрь,
март
Педагог-организатор
11
Выставка книг по праву
декабрь,
март
Школьный библиотекарь
12
Классный час на тему:
Нужны ли нам законы
в течение
года
Кл. руководители
13
Беседа с младшими школьниками на правовые темы
декабрь,
март
Кл. руководители
14
Индивидуальные консультирования с учащимися и родителями
по мере необходимости
Педагог-организатор
15
Помощь трудным учащимся в самостоятельном изучении УК РФ
в течение
года
Педагог-организатор
16
Олимпиада Знания Конституции РФ
декабрь
Учитель обществознания
17
Деловая игра по избирательному праву Ты сам отвечаешь за все
февраль
Учитель обществознания
18
Круглый стол Демократия на Дону
март
Учитель обществознания
19
Игра-конкурс Права несовершеннолетних
март
Учитель обществознания
Профориентационная работа

п/п
Мероприятия
Сроки
Ответственный
1
Анкетирование учащихся 2 ступени по теме: Моя будущая профессия
по графику
Кл. руководители
2
Профориентационное тестирование 9 класса
по графику
Кл. руководитель
3
Районная акция Урок занятости
октябрь
Кл. руководитель 9 кл.
4
Индивидуальные консультации учащимися и их родителями о выборе профессионального училища
по мере необходимости
Педагог-организатор
5
Деловая игра Я выбираю профессию
ноябрь
Учитель обществознания
Учитель технологии
6
Составление учащимися 8 класса Семейного профессионального древа
январь
Педагог-организатор
Кл. руководитель
7
Выставка книг и проведение бесед о профессиях
февраль
Школьный библиотекарь
Кл. руководитель
8
Экскурсия на предприятия и учебные заведения ЮФУ
в течение
года
Педагог-организатор
Кл. руководители
9
Внеклассное мероприятие на тему: Трудовое право несовершеннолетних
декабрь
Учитель обществознания
10
Ознакомление учащихся с трудовым законодательством при приеме несовершеннолетних на работу
декабрь,
март
Учитель обществознания
11
Приглашение учащихся и родителей на дни открытых дверей образовательных учреждений
март,
апрель
Зам. директора
по УВР
12
Встречи с бывшими выпускниками школы по профориентационной работе
в течение
года
Педагог-организатор
Кл. руководитель 9 кл.
13
Встреча с ветеранами ВОВ – О профессии военного
май
Педагог-организатор
Милосердие

п/п
Мероприятия
Сроки
Ответственный
1
Акция День пожилого человека
октябрь
Педагог-организатор
Кл. руководители
2
Акция День матери
последнее воскресенье ноября
Педагог-организатор
Кл. руководители
3
Классные часы по теме: Международный день толерантности
16 ноября
Кл. руководители
4
Беседы о доброте и милосердии
декабрь
Кл. руководители
5
Акция Милосердие
ноябрь
Педагог-организатор
Кл. руководитель
6
Знакомство учащихся с книгами о доброте и милосердии
в течение
года
Школьный библиотекарь
7
Беседы с учащимися, оставшимися без родителей
в течение
года
Педагог-организатор
Кл. руководители
8
Торжественное награждение учащихся и классов, принимавших участие в акции Милосердие - Дипломами доброты
март
Педагог-организатор
9
Приглашение социально незащищенных учащихся и их родителей на культурно-спортивные мероприятия
в течение
года
Педагог-организатор
Кл. руководители
Учителя физической культуры
10
Выставка книг о доброте, милосердии и толерантности
в течение
года
Школьный библиотекарь
11
Межшкольный праздник для ветеранов ВОВ Песни наших дедов – наши песни
апрель
Педагог-организатор
Учитель музыки
12
Операция Забота
в течение
года
Педагог-организатор
Кл. руководители
Профилактика наркомании и других зависимостей

п/п
Мероприятия
Сроки
Ответственный
1
Постановка на ВШУ зависимых учащихся
в течение
года
Начальник
ОДН ОВД
Инспектор по охране прав детей
2
Индивидуальная работа с зависимыми учащимися
в течение
года
Педагог-организатор
Кл. руководители
3
Профилактические беседы обо всех видах зависимостей с учащимися и родителями
в течение
года
Нарколог
Начальник
ОДН ОВД
4
Конкурс агитбригад Школа – против наркотиков
ноябрь
Педагог-организатор
Кл. руководители
5
Родительские собрания обо всех видах зависимостей и их пагубном влиянии на здоровье подростков
по графику школы
Педагог-организатор
Кл. руководители
6
Беседа с учащимися на тему: Спасибо, НЕТ!
в течение
года
Педагог-организатор
Кл. руководители
7
Международный день борьбы со СПИДом
1 декабря
Педагог-организатор
Кл. руководители
Фельдшер Мариинского ФАП
8
Выставка книг о вреде наркотиков и психоактивных веществ, книги о ЗОЖ
декабрь
Школьный библиотекарь
9
Дежурство родительской общественности во время школьных мероприятий
в течение
года
Группа родительской общественности
10
Приглашение зависимых учащихся в спортивные и творческие объединения и культурные мероприятия
в течение
года
Педагог-организатор
Кл. руководители
Учителя физической культуры
11
Выставка рисунков Я выбираю жизнь
в течение
года
Педагог-организатор
Учитель ИЗО
12
Классный час Суд над наркоманией
январь
Кл. руководители
13
Выпуск листовок Мы выбираем жизнь
март
Педагог-организатор
14
Соревнования по футболу и волейболу под девизом Молодежь против наркотиков
май
Учителя физической культуры
Профилактика табакокурения

п/п
Мероприятия
Сроки
Ответственный
1
Анкетирование учащихся – Почему курят дети
сентябрь
Педагог-организатор
Кл. руководители
2
Выступление на родительских собраниях о невозможности курения учащихся и родителей в образовательных учреждениях
сентябрь
Педагог-организатор
Кл. руководители
Дежурные преподаватели
3
Операция Никотин
еженедельно
Педагог-организатор
Кл. руководители
4
Конкурс агитбригад Дети велят: - Не курите
октябрь
Педагог-организатор
Кл. руководители
6
Беседы, семинары –
День отказа от курения
18 ноября
Педагог-организатор
Кл. руководители
7
Беседы с учащимися о вреде табакокурения
ноябрь
Педагог-организатор
Кл. руководители
8
Выставка книг о вреде курения
ноябрь
Школьный библиотекарь
9
Конкурс и выставка рисунков на тему – Курить – здоровью вредить
ноябрь-декабрь
Педагог-организатор
Учитель ИЗО
10
Привлечение курящих учащихся на внешкольные и районные мероприятия
в течение
года
Педагог-организатор
Кл. руководители
11
Вовлечение курящих учащихся в спортивные и творческие объединения
в течение
года
Педагог-организатор
Кл. руководители
Учителя физической культуры
12
Индивидуальные беседы с курильщиками о здоровом образе жизни
в течение
года
Педагог-организатор
Кл. руководители
Учителя физической культуры
13
Показ видеофильма о вреде курения
в течение
года
Педагог-организатор
Кл. руководители
14
Конкурс слоганов о вреде курения Антитабак
апрель
Педагог-организатор
Кл. руководители
15
Акция – Бросай курить
май
Педагог-организатор
Кл. руководители
Учителя физической культуры
ЗОЖ – здоровый образ жизни

п/п
Мероприятия
Сроки
Ответственный
1
Анкетирование учащихся о проведении летних каникул
сентябрь
Кл. руководители Учителя физической культуры
2
Приглашение в творческие и спортивно-оздоровительные объединения
в течение
года
Кл. руководители Учителя физической культуры
3
Участие трудных учащихся в спортивно-культурных мероприятиях школы и района
каникулы
Кл. руководители
4
Информирование родителей о работе спортивных секций и творческих объединений
на родительских собраниях
Педагог-организатор
Кл. руководители
5
Вовлечение подростков во все каникулярные мероприятия школы и района
каникулы
Кл. руководители
6
Беседы с родителями о здоровом образе жизни семьи
на родительских собраниях
Кл. руководители
7
Круглый стол для родителей на тему: Проблемы общения детей и отцов
февраль
Психолог
Инспектор ОВД
8
Приглашение родителей к участию во всех конкурсах вместе с детьми
в течение
года
Кл. руководители
9
Дни здоровья
в течение
года
по графику
Педагог-организатор
Учителя физической культуры
Учитель ОБЖ
10
Организация и проведение спортивных конкурсов, соревнований, эстафет
в течение
года
по графику
Педагог-организатор
Учителя физической культуры
Учитель ОБЖ
11
Проведение классных часов о здоровом образе жизни
в течение
года
Кл. руководители
12
Конкурс и выставка рисунков на тему – Мы за здоровый образ жизни
май
Педагог-организатор
Учитель ИЗО
13
Помощь в устройстве учащихся на индивидуально-трудовую деятельность в летние каникулы
май
ЦТ и ЗМ
14
Районная акция Здоровье нации в наших руках
май
Педагог-организатор
Ожидаемые результаты
В результате совместной работы всего школьного коллектива с учащимися
и их родителями по социально-правовой программе Я ВЫБИРАЮ ЖИЗНЬ
ожидаются положительные результаты по следующим направлениям
Безнадзорность и правонарушение:
- повышение правовых знаний учащихся и их родителей;
- усиление ответственности родителей за воспитание своих детей и их поведение;
- снижение правонарушений среди подростков.
Наркотические и другие зависимости:
- формирование знаний детей и родителей о последствиях нарко и других
зависимостей;
- обучение навыкам отказа от нарко и других токсических веществ.
Табакокурение:
- проведение образовательно-профилактической работы по отказу от курения;
- снижение количества учащихся от табакозависимости;
- помочь учащимся правильно организовать свое свободное время.
Право и ответственность:
- формирование правовых знаний учащихся и их родителей;
- повышение ответственности родителей за воспитание своих детей;
- формирование активной гражданской позиции.
Профориентация:
- ознакомление с Трудовым кодексом Российской Федерации, правами
16-летних подростков при оформлении их на работу;
- проведение своевременной профориентации позволяет рано ориентировать
детей на выбор профессии;
- ранний выбор профессии снижает правонарушения, расширяет кругозор по
выбору предметов, необходимых в будущем для профессиональной карьеры;
- направление работы по повышению престижности рабочих профессий.
Милосердие:
- профилактика агрессивных проявлений среди учащихся к лицам других
национальностей;
- формирование толерантных качеств ребенка позволяет снизить уровень
правонарушений;
- формирование терпимого отношения к инвалидам, к лицам с ограниченными
возможностями здоровья.
Здоровый образ жизни:
- профилактика физических и эмоциональных отклонений в здоровье учащихся.
Литература
Федеральная целевая программа Профилактика безнадзорности и правонарушений
Полный сборник кодексов РФ
Правовые знания – школьнику, Знания Народный университет
Правовые знания – учителям, Знания Народный университет
Защита и охрана прав несовершеннолетних, Центр школьника, выпуск 4
Социальная защита детей, Центр школьника, выпуск 8
Л.В. Колесов Антинаркотическое воспитание
В.Д. Казьмин Курение, мы и наше потомство
Б.М. Гузиков, А.А. Мейоран Что губит нас
В. Джонсон Как заставить наркомана и алкоголика лечиться
Л. Богданович Белый ужас
М.И. Буянов Размышление о наркомании
П.С. Гуревич Человек
А.Ф. Никитин, Н.Г. Суворова Школьникам о праве
Е.С. Шабельник, Е.Г. Каширцева Ваши права
С.В. Кривцова Навыки жизни в согласии с миром
А.Ф. Никитин Политика и право
А.В. Гоголева Аддиктивное поведение и его профилактика
Г.У. Солдатова Жить в мире с собой и другими
С.Н. Верминин, Г.А. Копухова Основы предпринимательской деятельности и бизнес планирования
Под редакцией А.С. Потапова Подготовка молодежи к предпринимательской деятельности
Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x