Программа для детей старшей группы "Мой город - мне дорог"

Автор: Ковалева Светлана Алексеевна

v\:* {behavior:url(#default#VML);}

o\:* {behavior:url(#default#VML);}

w\:* {behavior:url(#default#VML);}

.shape {behavior:url(#default#VML);}

Normal

0

false

false

false

false

RU

X-NONE

X-NONE

st1 невозможно вставить вокруг нескольких выделенных фрагментов.

/* Style Definitions */

table.MsoNormalTable

{mso-style-name:"Обычная таблица";

mso-tstyle-rowband-size:0;

mso-tstyle-colband-size:0;

mso-style-noshow:yes;

mso-style-priority:99;

mso-style-qformat:yes;

mso-style-parent:"";

mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;

mso-para-margin-top:0cm;

mso-para-margin-right:0cm;

mso-para-margin-bottom:10.0pt;

mso-para-margin-left:0cm;

line-height:115%;

mso-pagination:widow-orphan;

font-size:11.0pt;

font-family:"Calibri","sans-serif";

mso-ascii-font-family:Calibri;

mso-ascii-theme-font:minor-latin;

mso-hansi-font-family:Calibri;

mso-hansi-theme-font:minor-latin;}

table.MsoTableGrid

{mso-style-name:"Сетка таблицы";

mso-tstyle-rowband-size:0;

mso-tstyle-colband-size:0;

mso-style-priority:59;

mso-style-unhide:no;

border:solid black 1.0pt;

mso-border-themecolor:text1;

mso-border-alt:solid black .5pt;

mso-border-themecolor:text1;

mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;

mso-border-insideh:.5pt solid black;

mso-border-insideh-themecolor:text1;

mso-border-insidev:.5pt solid black;

mso-border-insidev-themecolor:text1;

mso-para-margin:0cm;

mso-para-margin-bottom:.0001pt;

mso-pagination:widow-orphan;

font-size:11.0pt;

font-family:"Calibri","sans-serif";

mso-ascii-font-family:Calibri;

mso-ascii-theme-font:minor-latin;

mso-hansi-font-family:Calibri;

mso-hansi-theme-font:minor-latin;}

Муниципальное  образование « Междуреченский городской округ»

Муниципальное казенное учреждение

«Управление образованием» г. Междуреченска

муниципальное казенное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

 «Детский дом № 5 «Единство

 

 

 

 

 

 

Программа

«Мой город – мне дорог»

(для воспитанников старшей группы)

 

 

                                      Автор - составитель: С.А. Ковалева,

                                                                          воспитатель  высшей квалификационной

                категории

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Междуреченск, 2016г

 

 

Актуальность программы

 

            Выбор темы программы «Мой город – мне дорог» обусловлен тем, что Междуреченск – многонациональный город, в котором родились и растут наши дети. Это их малая родина, и мы с детства приучаем их любить свой город, развиваем чувство толерантности к людям разных национальностей.

            Обращая внимание детей на красоту окружающей природы родного края, воспитываем у них любознательность, познавательную активность. Местные обычаи и традиции: ежегодное проведение Дня города, Дня шахтера, выставки народно-прикладного творчество наших земляков явились для дошкольников наиболее доступными средствами формирования положительного отношения к людям труда, развитие интереса к разным сторонам жизни родного города.

            Сегодня нет достаточно пособий, которые помогали бы взрослым вместе с ребенком изучать культуру своего города, края, прогуливаясь по его исторической части.

Проведенные беседы с воспитанниками выявили потребность воспитания в детях чувства гражданственности, гордости за свое отечество.

            Неотъемлемая часть любой системы образования – воспитание патриотизма. Патриотизм – это любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность зе нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатство. фундаментом патриотизма по праву рассматривается целенаправленное ознакомление детей с родным краем.

            Программа составлена в соответствие с изменениями в организации образовательного процесса в ДОУ, связанными с внедрением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ №1155 от 17.10.2013 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования») и опирается на такие нормативные документы как:

·         Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;

·         Конвенция о правах ребенка

·         Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» СанПиН 2.4.1.3049-13 (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26).

·         Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».    

           Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине - накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.

Программа «Мой город – мне дорог» углубляет задачи образовательной области «Социально-коммуникативное развитие», ознакомления с культурой, природой, традициями и обычаями города Междуреченска.

Цель проекта:

            Становление у воспитанников предпосылок позиции гражданина своего Отечества в процессе приобщения к культуре, природе, традициям и истории родного города Междуреченска.

Задачи:

- формировать представление о Родине на основе ознакомления с ближайшим окружением.

- развивать интерес к народным промыслам, традициям.

- расширять и углублять знания воспитанников о городе Междуреченске, его истории, познакомить детей с главными улицами города, достопримечательностях, богатствах города.

- воспитывать гражданско-патриотические чувства через изучение государственной символики России, своего города Междуреченска.

- развивать связную речь детей, обогащать словарный запас.

- способствовать развитию памяти, мышления, сплочению группы.

Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации программы

Программа опирается на следующие принципы:

·         учет психологических и индивидуальных особенностей детей 4-7 лет.

·         взаимосвязи и взаимопроникновения разнообразных видов детской деятельности.

·         скоординированная, целенаправленная работа всех участников образовательного процесса (воспитатель  - ребенок) в условиях специально организованной развивающей среды.

·         сочетание научности и доступности исторического материала.

·         последовательность в гражданско-патриотическом формировании личности: от близкого - к далекому, от малого - к великому (я - моя семья - мой край - моя страна).

·         динамика преемственных связей – на каждой возрастной ступени она означает отбор наиболее актуальных знаний и их постепенное усложнение, при учете специфики изменения социального опыта детей разного дошкольного возраста.

Основополагающими в программе стали следующие подходы:

            1. Личностно – ориентированный подход направлен на развитие всех качеств личности. Этот подход обращает внимание к личности ребенка, к его внутреннему миру, где таятся еще не развитые способности и возможности.

Цель данного подхода – разбудить, вызвать к жизни эти внутренние силы и возможности, использовать их для более полного и свободного развития личности каждого ребенка на занятии.

            2. Культурологический подход подчеркивает ценность уникальности пути развития своего родного края на основе не противопоставления природных факторов и культуры, а поиска их взаимосвязи, взаимовлияния.

            3. Диалектический подход обеспечивает формирование у детей начальных форм диалектического рассмотрения и анализа окружающих явлений в их движении, изменении и развитии, в их взаимосвязях и взаимопереходах. У детей развивается общее понимание того, что любой предмет, любое явление имеет свое прошлое, настоящее и будущее.

            4. Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность, а умение решать проблемы, возникающие в практической деятельности, и направлен на изучение динамики и оценки результативности интегративных качеств.

 Возраст детей, на которых рассчитана программа

Программа рассчитана на работу с детьми 4-7 лет.

 Данный дошкольный возраст важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируется ответственность и способность ребенка к свободному выбору, уважению и пониманию других людей независимо от их социального происхождения. Предназначение дошкольного образования на современном этапе состоит не только в формировании определенной суммы знаний, но и в развитии базовых способностей личности, ее социальных и культурных навыков, здорового образа жизни.

Ребенок 4-7 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества, постепенно означает связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей. В этом возрасте дети начинают предъявлять требования, которые раньше предъявлялись взрослыми, они могут доводить до конца малопривлекательную работу, так как дети уже осознают общепринятые нормы и правила поведения и обязанность их выполнения. Ребенок  эмоционально переживает не только оценку его поведения другими, но и соблюдения им самим норм и правил, соответствие его поведения своим морально-нравственным  представлениям. В этом возрасте превалируют тенденция бережного отношения ко всему живому. Также формируются система первичной гендерной идентичности. Дети оценивают свои поступки в соответствие с гендерной принадлежностью, прогнозируют  возможные варианты разрешения различных ситуаций общения с детьми разного пола, ориентируются на социально одобряемые образцы женских и мужских проявлений людей, литературных героев и с удовольствием  принимают роли достойных  мужчин и женщин в игровой, театрализованной и др. видах деятельности.

Общение детей становится раскрытым, полным, они охотно рассказывают о том, что с ними произошло: где был, что видели и т.д. Дети внимательно слушают друг друга, эмоционально сопереживают рассказам друзей. Развивается исследовательская активность старших дошкольников в процессе изучения природных ресурсов родного края. Дети приобретают способность искать ответы на сложные вопросы, критически мыслить, развивать внутреннюю активность, способность добывать новые знания, используя разные способы, прочувствовать свои силы в решении актуальных, социально значимых проблем, приобрести необходимый личный опыт.

 Дошкольный (4-7) возраст характеризуется возрастающим интересом к природе и культуре родного края. Дошкольников привлекает самобытность культуры города, в котором они живут. Все устойчивей формируется гражданская позиция маленького гражданина, его желание быть сопричастным судьбе родного города, земляков. Все это, в конечном итоге, будет формировать гражданскую позицию взрослого горожанина. От того, насколько прочна его связь с малой родиной в детстве во многом зависит его отношение к ней в будущем. Кроме того  нельзя не отметить, что у старших дошкольников велик интерес к печатному слову. Программа призвана развить данный интерес, приобщая воспитанника к литературным произведениям о родном крае.

            Эстетическое отношение к миру у воспитанников становится более осознанным и активным. Он уже в состоянии не только воспринимать красоту, но в какой-то мере создавать ее.

            Слушая чтение книг, старшие дошкольники сопереживают, сочувствуют литературным героям, обсуждают их действия. При восприятии изобразительного искусства им доступны не только наивные образы детского фольклора, но и произведения декоративно-прикладного искусства, живописи, графики, скульптуры. В рисовании дети передают характерные признаки предмета (формы, пропорции, цвет), замысел становится более устойчивым.

 Планируемые результаты освоения детьми программы

Результатом усвоения программы является развитие следующих  качеств:

Интеллектуальные:

·      имеет представление о культуре, традициях, города Междуреченска,

·      знает название своего города, его географическое расположение, символику (флаг, герб, гимн), достопримечательности;

·         научаться узнать названия главных улиц города, достопримечательности города.

Физические:

·      отражает свои впечатления о Междуреченске   в предпочитаемой деятельности: рассказывает, изображает, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет;

·      участвует в событиях, жизни детского сада, детского дома, города;

·      ориентируется в ближайшем к детскому саду и детскому дому микрорайону, центральных улицах города, приобретет  навыки общения в социуме (кинотеатре, музее, в местах отдыха горожан и т.д.)

Личностные:

·      любознателен, стремится к самостоятельному поиску информации о крае, городе (найти интересный факт, фотографию, иллюстрацию);

·      проявляет уважение к людям разных национальностей Междуреченска и их традициям;

·      эмоционально отзывается на красоту родного края.

Участники: воспитатели, дети  группы №9, МКОУ Детский дом №5 «Единство»

 Срок реализации программы – 1 год (сентябрь 2016 г- сентябрь 2017г)

  Количество занятий – 1 раза в неделю, по 30 минут.

Основные этапы проекта:

1 этап – подготовительный.

                Включает в себя: изучение знаний воспитателей  и детей по данному направлению, пополнение знаний воспитателя об истории города, его культурных достопримечательностях, природе, растениях  родного  края, планирование работы, выбор форм и методов, подбор иллюстративного и литературного материала для работы с детьми.

2 этап – практический, исследовательский.

            Включает в себя два направления: взаимодействие с детьми, сотрудничество с работниками музея, выставочного зала и т.д.

3 этап – обобщающий.

            Итоговое занятие «Улицы моего города»

 

 

                              Комплексно-тематическое планирование по программе




 

Формы работы над проектом

Участники

Сроки проведения

Пополнение развивающей среды

 

                                              I этап Подготовительный (разработка проекта)

 

1

Выявление проблемы, постановка  цели, задач, определение методов работы.

Воспитатели

 и дети

Август

   2016г

 

 

2

Подбор художественной литературы, книг для чтения и рассказывания детям.

Воспитатели

      Август

2016г

 

 

3

Составление перспективного плана работы над проектом

Воспитатели

      Август

2016г

 

 

II этап Исследовательский

 

4.

 

 

 

 

 

Беседа с детьми о родном городе, в котором мы живем: формировать начальное представление о  городе, о его достопримечательностях.

 

 

воспитатели, дети

Сентябрь

 

 

 

Фотографии города, презентация «Мой город»

5.

Литературный вечер: прослушивание песен, стихотворений  о Междуреченске

воспитатели, дети

Сентябрь

 

Фото - альбом о

г. Междуреченске

6

Беседа Междуреченск –шахтерский город. (познакомить детей с трудом шахтера)

воспитатели, дети

Сентябрь

 

Альбом  на тему  «Междуреченск –шахтерский город»

7

Экскурсия «Милый сердцу  уголок». Посещение любимых мест города

воспитатели, дети

Сентябрь

Пополнение сюжетно – развивающей  среды природным материалом

8

Посещение к/т «Кузбасс» (познакомить детей с достопримечательностью города). Закрепить правила поведения в общественных местах.

воспитатели, дети

Октябрь

 

Конкурс рисунков «к/т «Кузбасс»

 

Альбом на тему  «Правила поведения в общественных местах».

9

Экскурсия в выставочный зал на выставку   работ на тему « Город в котором я живу»

Сотрудники выставочного зала, воспитатели, дети

Октябрь

Пополнение атрибутов в сюжетно - развивающей среде

10

Экскурсия по проспекту 50 лет Комсомола (обратить внимание, что на ней находится одна из главных достопримечательностей города: «Ледовый дворец «Кристалл» и к/т «Кузбасс».

Обратить внимание детей на доску почета « Люди, прославившие город»

 

Воспитатели, дети

Октябрь

Сюжетно – ролевая игра «Путешествие по городу»

11

Целевая прогулка по проспекту Коммунистический, уточнить что на нем расположены жилые дома, магазины, почта, ДК «Распадский» на главной улице,зона отдыха.

воспитатели, дети

Октябрь

Рисование «ДК «Распадский» на главной улице города»

12

Викторина Моя малая родина (уточнить знания о родном городе

воспитатели, дети

Ноябрь

 

13

Развлечение  «Осенние мотивы» (познакомить детей с обычаями и традициями русского народа

воспитатели, дети

Ноябрь

 

14

 Наблюдение за транспортом на улице (на прогулках, экскурсиях). Беседа о том, как вести себя на улицах города

Воспитатели, дети

 

 

 

Ноябрь

Сюжетно-ролевая игра «Едим в гости на автобусе»

15

Экскурсия по проспекту Строителей, обратить внимание на учебное заведение, торговый центр «Бель-Су», наблюдение за транспортом.

Воспитатели, дети

 

 

Ноябрь

Конструирование на тему «Дома в моем городе»

16

Отгадывание загадок, чтение стихотворений о городе, пословиц о родном городе.

Воспитатели

дети,

 

Декабрь

Пополнение уголка

 « Мой Междуреченск»

17

Экскурсия по улице, на которой находится детский дом и детский сад, больница, разные магазины, офисы, киоск и т.д.

Воспитатели, дети,

Декабрь

 

18

Беседа «Наша дружная семья». Продолжать формировать у детей представление о  мире семьи. Способствовать развитию терпимости, понимания, взаимопомощи в семейной жизни.

воспитатели, дети

декабрь

Презентация «Мы играем и поем.

Очень весело живем»

19

Беседа «Как празднуют Новый год в других странах»

воспитатели, дети

Декабрь

Презентация на тему «Как  празднуют Новый год в других странах»

20

Беседа Город труженик. Познакомить с различиями города  и села. Познакомить детей с людьми разных профессий: шахтер, строитель и т. д.

воспитатели, дети

Январь

 Альбом  на тему «Люди разных профессий»

21

Составление рассказов о городе по названия улиц (учить детей использовать накопленные знания для составления рассказов учить использовать фотографии, иллюстрации  для украшения рассказа.

воспитатели, дети

Январь

Альбом о городе Междуреченске

22

Рождественские посиделки (познакомить детей с историей возникновения  и  традициями празднования христианского праздника - Рождество

воспитатели, дети

Январь

 

23

Экскурсия в городской музей

«Что такое музей»

Сотрудники музея, воспитатели и дети

Январь

 

24

Игра – путешествие «Узнай, где я нахожусь» (закрепление знаний достопримечательностях города

воспитатели, дети

Февраль

 

25

Экскурсия в музей детского дома

воспитатели, дети, работник музея

Февраль

 

26

Экскурсия «Люди, прославившие город (обратить внимание детей на доску почета)

воспитатели, дети

Февраль

 

27

Посещение кинотеатра «Кузбасс»

воспитатели, дети

Февраль

Конкурс  рисунков «Герои мультфильма»

28

Демонстрация презентации

« Кузнецкий Алатау»

воспитатели, дети

Март

Картотека презентаций.

29

Рассказ о народных традициях, обычаях и праздниках. Продолжить знакомить с народными традициями и обычаями, с народно-прикладным искусством. Рассказ о русской избе и других строениях

воспитатели, дети

Март

Презентация на тему «Традиции и обычаи разных народов»

30

Целевая прогулка по близлежащим улицам. Учить детей ориентироваться на местности, называть строения. Обращать внимание на улицы  города.

Воспитатели, дети,

Март




 

31

Музыкально-литературная композиция «Недаром помнит вся Россия…»

воспитатели, дети

Март

 

32

Просмотр слайдов и видеоматериалов о городе.

воспитатели, дети

Апрель

Картотека презентаций.

33

Развлечение  Красная горка (познакомить  с традициями гуляний на пасхальной неделе.

 

Апрель

Конкурс «писанки» (расписные яйца)

34

Литературный вечер «Город Междуреченск в стихах»

воспитатели, дети

Апрель

Альбом «Любимые стихи о городе»

35

Беседа  о правилах дорожного движения. Систематизировать знания о правилах дорожного движения. Учить детей называть дорожные знаки и их назначение.

воспитатели, дети

Май

Игра « Светофор»

36

Рассматривание альбома  о Великой Отечественной войне. Привлечь детей к составлению альбома о ВОв.

воспитатели, дети

Май

Альбом «Герои Великой Отечественной войны»

37

Беседа « Что расскажет этот предмет о себе?» (фронтовые медали, ордена, пилотка бойца и т. д). Расширить знания о героях Великой Отечественной войны. Учить детей использовать свои знания и умения для выполнения заданий.

воспитатели, дети

Май

 

38

Экскурсия в городской парк.

Возложение цветов к памятнику воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Знакомство  с памятником героям      Великой Отечественной войны.

Воспитатели, дети

Май

 

39

Экскурсия  на кухню детского дома. Познакомить детей с профессией повара

Воспитатель и дети

Июнь

н/п игра «Профессии»

40

Игры – забавы «Моя семья – ее традиции» Расширять представление о людях разных национальностей.

воспитатели, дети

Июнь

Пополнить атрибутами предметно – развивающую среду

41

Продуктивная деятельность детей: Рисование: «Город готовится к празднику города»

Воспитатели, дети

Июнь

Выставка работ

42

Акция «Чистый берег». Привлечь детей к уборке берега реки.

 

 

 

 

 

Воспитатель, дети

 

 

 

 

 

Июнь

 

43

Составление рассказа «Как мы трудились на дамбе»

Воспитатель, дети

Июль

Презентация «Чистый берег»

44

Составление рекомендаций: «Что мы можем сделать для того, чтобы улицы города были чистыми».

воспитатели, дети

Июль

 

45

Сюжетно-ролевые игры:

- «Строители»;

- «Мы едим в автобусе»

воспитатели, дети

Июль

Пополнение атрибутами  в предметно -развивающей среде.

46

- Словесная игра «Угадай по описанию достопримечательность города»

 

воспитатели, дети

Август

Пополнение дидактической игры

«Угадай по описанию»

47

Экскурсия в городской парк. Предложить детям собрать природный материал

воспитатели, дети

Август

Пополнение природным материалом предметно – развивающую среду.

48

Конкурс рисунков на тему «Красивый город»

воспитатели, дети

Август

 

                                        3 этап – обобщающий

49.

-Итоговое занятие «Улицы моего города»

Воспитатели и дети

август

Оформление выставки «Улицы моего города»;

 

 

        

 

 Время и сроки реализации парциальной образовательной программы

Реализация программы «Мой город – мне дорог», осуществляется в

·           в совместной деятельности воспитателя и детей, осуществляемой в ходе режимных моментов;

·           самостоятельной деятельности детей;

·           Непосредственная образовательная деятельность  проводится воспитателем 1раз в неделю во 2 -ю половину дня – 30 минут.

Также программа реализуется:

·           в совместной деятельности воспитателя и детей, осуществляемой в ходе режимных моментов ежедневно по 15 минут в1-ю половину дня. И участие в экскурсиях по городу – 1 час.

·           самостоятельной деятельности детей ежедневно 15 мин. В утренний отрезок времени (рассматривание альбомов, фотографий, журналов).

Источник финансирования:

Основным источником финансирования являются средства детского дома, воспитателей.

            Кроме того, привлеченные средства – это помощь наших шефов (шахта им. Ленина) и спонсоров.

            Оценка эффективности:

Эффективность деятельности будет оцениваться:

·         по итоговому занятию «Улицы моего города»;

·         по выставкам детских работ;

·         по пополнению атрибутов в предметно-развивающей среде.

 

                                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                              

                                                                      ЛИТЕРАТУРА

1.             Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М.:ЦГЛ, 2005.

2.             Кондрыкинская Л.А. Дошкольникам о защитниках Отечества. – М.: ТЦ Сфера, 2006.

3.             Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина. – М.: ТЦ Сфера, 2003.

4.             Данилина Г.Н. Дошкольнику – об истории и культуре России. – М.: АРКТИ, 2003.

5.             Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. – М.: Линка – Пресс, 2003.

6.             Бударина Т.А. Знакомство детей с русским народным творчеством. – СПб., «Детсво – Пресс», 1999.

7.             Князева О.А. Приобщение к истокам русской народной культуры. – СПб.: «Детсов – Пресс», 1998.

8.             Ривина Е.К. Российская символика. – М.: АРКТИ, 2003

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x