Программа для детей старшей группы "Мой город - мне дорог" ☼
Автор: Ковалева Светлана Алексеевна
v\:* {behavior:url(#default#VML);}
o\:* {behavior:url(#default#VML);}
w\:* {behavior:url(#default#VML);}
.shape {behavior:url(#default#VML);}
Normal
0
false
false
false
false
RU
X-NONE
X-NONE
st1 невозможно вставить вокруг нескольких выделенных фрагментов.
/* Style Definitions */
table.MsoNormalTable
{mso-style-name:"Обычная таблица";
mso-tstyle-rowband-size:0;
mso-tstyle-colband-size:0;
mso-style-noshow:yes;
mso-style-priority:99;
mso-style-qformat:yes;
mso-style-parent:"";
mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
mso-para-margin-top:0cm;
mso-para-margin-right:0cm;
mso-para-margin-bottom:10.0pt;
mso-para-margin-left:0cm;
line-height:115%;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:11.0pt;
font-family:"Calibri","sans-serif";
mso-ascii-font-family:Calibri;
mso-ascii-theme-font:minor-latin;
mso-hansi-font-family:Calibri;
mso-hansi-theme-font:minor-latin;}
table.MsoTableGrid
{mso-style-name:"Сетка таблицы";
mso-tstyle-rowband-size:0;
mso-tstyle-colband-size:0;
mso-style-priority:59;
mso-style-unhide:no;
border:solid black 1.0pt;
mso-border-themecolor:text1;
mso-border-alt:solid black .5pt;
mso-border-themecolor:text1;
mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
mso-border-insideh:.5pt solid black;
mso-border-insideh-themecolor:text1;
mso-border-insidev:.5pt solid black;
mso-border-insidev-themecolor:text1;
mso-para-margin:0cm;
mso-para-margin-bottom:.0001pt;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:11.0pt;
font-family:"Calibri","sans-serif";
mso-ascii-font-family:Calibri;
mso-ascii-theme-font:minor-latin;
mso-hansi-font-family:Calibri;
mso-hansi-theme-font:minor-latin;}
Муниципальное образование « Междуреченский городской округ»
Муниципальное казенное учреждение
«Управление образованием» г. Междуреченска
муниципальное казенное образовательное учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
«Детский дом № 5 «Единство
Программа
«Мой город – мне дорог»
(для воспитанников старшей группы)
Автор - составитель: С.А. Ковалева,
воспитатель высшей квалификационной
категории
г. Междуреченск, 2016г
Актуальность программы
Выбор темы программы «Мой город – мне дорог» обусловлен тем, что Междуреченск – многонациональный город, в котором родились и растут наши дети. Это их малая родина, и мы с детства приучаем их любить свой город, развиваем чувство толерантности к людям разных национальностей.
Обращая внимание детей на красоту окружающей природы родного края, воспитываем у них любознательность, познавательную активность. Местные обычаи и традиции: ежегодное проведение Дня города, Дня шахтера, выставки народно-прикладного творчество наших земляков явились для дошкольников наиболее доступными средствами формирования положительного отношения к людям труда, развитие интереса к разным сторонам жизни родного города.
Сегодня нет достаточно пособий, которые помогали бы взрослым вместе с ребенком изучать культуру своего города, края, прогуливаясь по его исторической части.
Проведенные беседы с воспитанниками выявили потребность воспитания в детях чувства гражданственности, гордости за свое отечество.
Неотъемлемая часть любой системы образования – воспитание патриотизма. Патриотизм – это любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность зе нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатство. фундаментом патриотизма по праву рассматривается целенаправленное ознакомление детей с родным краем.
Программа составлена в соответствие с изменениями в организации образовательного процесса в ДОУ, связанными с внедрением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ №1155 от 17.10.2013 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования») и опирается на такие нормативные документы как:
· Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ;
· Конвенция о правах ребенка
· Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях» СанПиН 2.4.1.3049-13 (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26).
· Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013г. № 1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине - месту, где родился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине - накопление ими социального опыта жизни в своем городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.
Программа «Мой город – мне дорог» углубляет задачи образовательной области «Социально-коммуникативное развитие», ознакомления с культурой, природой, традициями и обычаями города Междуреченска.
Цель проекта:
Становление у воспитанников предпосылок позиции гражданина своего Отечества в процессе приобщения к культуре, природе, традициям и истории родного города Междуреченска.
Задачи:
- формировать представление о Родине на основе ознакомления с ближайшим окружением.
- развивать интерес к народным промыслам, традициям.
- расширять и углублять знания воспитанников о городе Междуреченске, его истории, познакомить детей с главными улицами города, достопримечательностях, богатствах города.
- воспитывать гражданско-патриотические чувства через изучение государственной символики России, своего города Междуреченска.
- развивать связную речь детей, обогащать словарный запас.
- способствовать развитию памяти, мышления, сплочению группы.
Принципы и подходы, осуществляемые в процессе реализации программы
Программа опирается на следующие принципы:
· учет психологических и индивидуальных особенностей детей 4-7 лет.
· взаимосвязи и взаимопроникновения разнообразных видов детской деятельности.
· скоординированная, целенаправленная работа всех участников образовательного процесса (воспитатель - ребенок) в условиях специально организованной развивающей среды.
· сочетание научности и доступности исторического материала.
· последовательность в гражданско-патриотическом формировании личности: от близкого - к далекому, от малого - к великому (я - моя семья - мой край - моя страна).
· динамика преемственных связей – на каждой возрастной ступени она означает отбор наиболее актуальных знаний и их постепенное усложнение, при учете специфики изменения социального опыта детей разного дошкольного возраста.
Основополагающими в программе стали следующие подходы:
1. Личностно – ориентированный подход направлен на развитие всех качеств личности. Этот подход обращает внимание к личности ребенка, к его внутреннему миру, где таятся еще не развитые способности и возможности.
Цель данного подхода – разбудить, вызвать к жизни эти внутренние силы и возможности, использовать их для более полного и свободного развития личности каждого ребенка на занятии.
2. Культурологический подход подчеркивает ценность уникальности пути развития своего родного края на основе не противопоставления природных факторов и культуры, а поиска их взаимосвязи, взаимовлияния.
3. Диалектический подход обеспечивает формирование у детей начальных форм диалектического рассмотрения и анализа окружающих явлений в их движении, изменении и развитии, в их взаимосвязях и взаимопереходах. У детей развивается общее понимание того, что любой предмет, любое явление имеет свое прошлое, настоящее и будущее.
4. Компетентностный подход выдвигает на первое место не информированность, а умение решать проблемы, возникающие в практической деятельности, и направлен на изучение динамики и оценки результативности интегративных качеств.
Возраст детей, на которых рассчитана программа
Программа рассчитана на работу с детьми 4-7 лет.
Данный дошкольный возраст важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируется ответственность и способность ребенка к свободному выбору, уважению и пониманию других людей независимо от их социального происхождения. Предназначение дошкольного образования на современном этапе состоит не только в формировании определенной суммы знаний, но и в развитии базовых способностей личности, ее социальных и культурных навыков, здорового образа жизни.
Ребенок 4-7 лет стремится познать себя и другого человека как представителя общества, постепенно означает связи и зависимости в социальном поведении и взаимоотношениях людей. В этом возрасте дети начинают предъявлять требования, которые раньше предъявлялись взрослыми, они могут доводить до конца малопривлекательную работу, так как дети уже осознают общепринятые нормы и правила поведения и обязанность их выполнения. Ребенок эмоционально переживает не только оценку его поведения другими, но и соблюдения им самим норм и правил, соответствие его поведения своим морально-нравственным представлениям. В этом возрасте превалируют тенденция бережного отношения ко всему живому. Также формируются система первичной гендерной идентичности. Дети оценивают свои поступки в соответствие с гендерной принадлежностью, прогнозируют возможные варианты разрешения различных ситуаций общения с детьми разного пола, ориентируются на социально одобряемые образцы женских и мужских проявлений людей, литературных героев и с удовольствием принимают роли достойных мужчин и женщин в игровой, театрализованной и др. видах деятельности.
Общение детей становится раскрытым, полным, они охотно рассказывают о том, что с ними произошло: где был, что видели и т.д. Дети внимательно слушают друг друга, эмоционально сопереживают рассказам друзей. Развивается исследовательская активность старших дошкольников в процессе изучения природных ресурсов родного края. Дети приобретают способность искать ответы на сложные вопросы, критически мыслить, развивать внутреннюю активность, способность добывать новые знания, используя разные способы, прочувствовать свои силы в решении актуальных, социально значимых проблем, приобрести необходимый личный опыт.
Дошкольный (4-7) возраст характеризуется возрастающим интересом к природе и культуре родного края. Дошкольников привлекает самобытность культуры города, в котором они живут. Все устойчивей формируется гражданская позиция маленького гражданина, его желание быть сопричастным судьбе родного города, земляков. Все это, в конечном итоге, будет формировать гражданскую позицию взрослого горожанина. От того, насколько прочна его связь с малой родиной в детстве во многом зависит его отношение к ней в будущем. Кроме того нельзя не отметить, что у старших дошкольников велик интерес к печатному слову. Программа призвана развить данный интерес, приобщая воспитанника к литературным произведениям о родном крае.
Эстетическое отношение к миру у воспитанников становится более осознанным и активным. Он уже в состоянии не только воспринимать красоту, но в какой-то мере создавать ее.
Слушая чтение книг, старшие дошкольники сопереживают, сочувствуют литературным героям, обсуждают их действия. При восприятии изобразительного искусства им доступны не только наивные образы детского фольклора, но и произведения декоративно-прикладного искусства, живописи, графики, скульптуры. В рисовании дети передают характерные признаки предмета (формы, пропорции, цвет), замысел становится более устойчивым.
Планируемые результаты освоения детьми программы
Результатом усвоения программы является развитие следующих качеств:
Интеллектуальные:
· имеет представление о культуре, традициях, города Междуреченска,
· знает название своего города, его географическое расположение, символику (флаг, герб, гимн), достопримечательности;
· научаться узнать названия главных улиц города, достопримечательности города.
Физические:
· отражает свои впечатления о Междуреченске в предпочитаемой деятельности: рассказывает, изображает, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет;
· участвует в событиях, жизни детского сада, детского дома, города;
· ориентируется в ближайшем к детскому саду и детскому дому микрорайону, центральных улицах города, приобретет навыки общения в социуме (кинотеатре, музее, в местах отдыха горожан и т.д.)
Личностные:
· любознателен, стремится к самостоятельному поиску информации о крае, городе (найти интересный факт, фотографию, иллюстрацию);
· проявляет уважение к людям разных национальностей Междуреченска и их традициям;
· эмоционально отзывается на красоту родного края.
Участники: воспитатели, дети группы №9, МКОУ Детский дом №5 «Единство»
Срок реализации программы – 1 год (сентябрь 2016 г- сентябрь 2017г)
Количество занятий – 1 раза в неделю, по 30 минут.
Основные этапы проекта:
1 этап – подготовительный.
Включает в себя: изучение знаний воспитателей и детей по данному направлению, пополнение знаний воспитателя об истории города, его культурных достопримечательностях, природе, растениях родного края, планирование работы, выбор форм и методов, подбор иллюстративного и литературного материала для работы с детьми.
2 этап – практический, исследовательский.
Включает в себя два направления: взаимодействие с детьми, сотрудничество с работниками музея, выставочного зала и т.д.
3 этап – обобщающий.
Итоговое занятие «Улицы моего города»
Комплексно-тематическое планирование по программе
№
| Формы работы над проектом | Участники | Сроки проведения | Пополнение развивающей среды |
| ||
I этап Подготовительный (разработка проекта) |
| ||||||
1 | Выявление проблемы, постановка цели, задач, определение методов работы. | Воспитатели и дети | Август 2016г |
|
| ||
2 | Подбор художественной литературы, книг для чтения и рассказывания детям. | Воспитатели | Август 2016г |
|
| ||
3 | Составление перспективного плана работы над проектом | Воспитатели | Август 2016г |
|
| ||
II этап Исследовательский | |||||||
4.
|
Беседа с детьми о родном городе, в котором мы живем: формировать начальное представление о городе, о его достопримечательностях. |
воспитатели, дети | Сентябрь
|
Фотографии города, презентация «Мой город» | |||
5. | Литературный вечер: прослушивание песен, стихотворений о Междуреченске | воспитатели, дети | Сентябрь
| Фото - альбом о г. Междуреченске | |||
6 | Беседа Междуреченск –шахтерский город. (познакомить детей с трудом шахтера) | воспитатели, дети | Сентябрь
| Альбом на тему «Междуреченск –шахтерский город» | |||
7 | Экскурсия «Милый сердцу уголок». Посещение любимых мест города | воспитатели, дети | Сентябрь | Пополнение сюжетно – развивающей среды природным материалом | |||
8 | Посещение к/т «Кузбасс» (познакомить детей с достопримечательностью города). Закрепить правила поведения в общественных местах. | воспитатели, дети | Октябрь
| Конкурс рисунков «к/т «Кузбасс»
Альбом на тему «Правила поведения в общественных местах». | |||
9 | Экскурсия в выставочный зал на выставку работ на тему « Город в котором я живу» | Сотрудники выставочного зала, воспитатели, дети | Октябрь | Пополнение атрибутов в сюжетно - развивающей среде | |||
10 | Экскурсия по проспекту 50 лет Комсомола (обратить внимание, что на ней находится одна из главных достопримечательностей города: «Ледовый дворец «Кристалл» и к/т «Кузбасс». Обратить внимание детей на доску почета « Люди, прославившие город»
| Воспитатели, дети | Октябрь | Сюжетно – ролевая игра «Путешествие по городу» | |||
11 | Целевая прогулка по проспекту Коммунистический, уточнить что на нем расположены жилые дома, магазины, почта, ДК «Распадский» на главной улице,зона отдыха. | воспитатели, дети | Октябрь | Рисование «ДК «Распадский» на главной улице города» | |||
12 | Викторина Моя малая родина (уточнить знания о родном городе | воспитатели, дети | Ноябрь |
| |||
13 | Развлечение «Осенние мотивы» (познакомить детей с обычаями и традициями русского народа | воспитатели, дети | Ноябрь |
| |||
14 | Наблюдение за транспортом на улице (на прогулках, экскурсиях). Беседа о том, как вести себя на улицах города | Воспитатели, дети
| Ноябрь | Сюжетно-ролевая игра «Едим в гости на автобусе» | |||
15 | Экскурсия по проспекту Строителей, обратить внимание на учебное заведение, торговый центр «Бель-Су», наблюдение за транспортом. | Воспитатели, дети
| Ноябрь | Конструирование на тему «Дома в моем городе» | |||
16 | Отгадывание загадок, чтение стихотворений о городе, пословиц о родном городе. | Воспитатели дети, |
Декабрь | Пополнение уголка « Мой Междуреченск» | |||
17 | Экскурсия по улице, на которой находится детский дом и детский сад, больница, разные магазины, офисы, киоск и т.д. | Воспитатели, дети, | Декабрь |
| |||
18 | Беседа «Наша дружная семья». Продолжать формировать у детей представление о мире семьи. Способствовать развитию терпимости, понимания, взаимопомощи в семейной жизни. | воспитатели, дети | декабрь | Презентация «Мы играем и поем. Очень весело живем» | |||
19 | Беседа «Как празднуют Новый год в других странах» | воспитатели, дети | Декабрь | Презентация на тему «Как празднуют Новый год в других странах» | |||
20 | Беседа Город труженик. Познакомить с различиями города и села. Познакомить детей с людьми разных профессий: шахтер, строитель и т. д. | воспитатели, дети | Январь | Альбом на тему «Люди разных профессий» | |||
21 | Составление рассказов о городе по названия улиц (учить детей использовать накопленные знания для составления рассказов учить использовать фотографии, иллюстрации для украшения рассказа. | воспитатели, дети | Январь | Альбом о городе Междуреченске | |||
22 | Рождественские посиделки (познакомить детей с историей возникновения и традициями празднования христианского праздника - Рождество | воспитатели, дети | Январь |
| |||
23 | Экскурсия в городской музей «Что такое музей» | Сотрудники музея, воспитатели и дети | Январь |
| |||
24 | Игра – путешествие «Узнай, где я нахожусь» (закрепление знаний достопримечательностях города | воспитатели, дети | Февраль |
| |||
25 | Экскурсия в музей детского дома | воспитатели, дети, работник музея | Февраль |
| |||
26 | Экскурсия «Люди, прославившие город (обратить внимание детей на доску почета) | воспитатели, дети | Февраль |
| |||
27 | Посещение кинотеатра «Кузбасс» | воспитатели, дети | Февраль | Конкурс рисунков «Герои мультфильма» | |||
28 | Демонстрация презентации « Кузнецкий Алатау» | воспитатели, дети | Март | Картотека презентаций. | |||
29 | Рассказ о народных традициях, обычаях и праздниках. Продолжить знакомить с народными традициями и обычаями, с народно-прикладным искусством. Рассказ о русской избе и других строениях | воспитатели, дети | Март | Презентация на тему «Традиции и обычаи разных народов» | |||
30 | Целевая прогулка по близлежащим улицам. Учить детей ориентироваться на местности, называть строения. Обращать внимание на улицы города. | Воспитатели, дети, | Март |
| |||
31 | Музыкально-литературная композиция «Недаром помнит вся Россия…» | воспитатели, дети | Март |
| |||
32 | Просмотр слайдов и видеоматериалов о городе. | воспитатели, дети | Апрель | Картотека презентаций. | |||
33 | Развлечение Красная горка (познакомить с традициями гуляний на пасхальной неделе. |
| Апрель | Конкурс «писанки» (расписные яйца) | |||
34 | Литературный вечер «Город Междуреченск в стихах» | воспитатели, дети | Апрель | Альбом «Любимые стихи о городе» | |||
35 | Беседа о правилах дорожного движения. Систематизировать знания о правилах дорожного движения. Учить детей называть дорожные знаки и их назначение. | воспитатели, дети | Май | Игра « Светофор» | |||
36 | Рассматривание альбома о Великой Отечественной войне. Привлечь детей к составлению альбома о ВОв. | воспитатели, дети | Май | Альбом «Герои Великой Отечественной войны» | |||
37 | Беседа « Что расскажет этот предмет о себе?» (фронтовые медали, ордена, пилотка бойца и т. д). Расширить знания о героях Великой Отечественной войны. Учить детей использовать свои знания и умения для выполнения заданий. | воспитатели, дети | Май |
| |||
38 | Экскурсия в городской парк. Возложение цветов к памятнику воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Знакомство с памятником героям Великой Отечественной войны. | Воспитатели, дети | Май |
| |||
39 | Экскурсия на кухню детского дома. Познакомить детей с профессией повара | Воспитатель и дети | Июнь | н/п игра «Профессии» | |||
40 | Игры – забавы «Моя семья – ее традиции» Расширять представление о людях разных национальностей. | воспитатели, дети | Июнь | Пополнить атрибутами предметно – развивающую среду | |||
41 | Продуктивная деятельность детей: Рисование: «Город готовится к празднику города» | Воспитатели, дети | Июнь | Выставка работ | |||
42 | Акция «Чистый берег». Привлечь детей к уборке берега реки.
| Воспитатель, дети
| Июнь |
| |||
43 | Составление рассказа «Как мы трудились на дамбе» | Воспитатель, дети | Июль | Презентация «Чистый берег» | |||
44 | Составление рекомендаций: «Что мы можем сделать для того, чтобы улицы города были чистыми». | воспитатели, дети | Июль |
| |||
45 | Сюжетно-ролевые игры: - «Строители»; - «Мы едим в автобусе» | воспитатели, дети | Июль | Пополнение атрибутами в предметно -развивающей среде. | |||
46 | - Словесная игра «Угадай по описанию достопримечательность города»
| воспитатели, дети | Август | Пополнение дидактической игры «Угадай по описанию» | |||
47 | Экскурсия в городской парк. Предложить детям собрать природный материал | воспитатели, дети | Август | Пополнение природным материалом предметно – развивающую среду. | |||
48 | Конкурс рисунков на тему «Красивый город» | воспитатели, дети | Август |
| |||
3 этап – обобщающий | |||||||
49. | -Итоговое занятие «Улицы моего города» | Воспитатели и дети | август | Оформление выставки «Улицы моего города»;
| |||
Время и сроки реализации парциальной образовательной программы
Реализация программы «Мой город – мне дорог», осуществляется в
· в совместной деятельности воспитателя и детей, осуществляемой в ходе режимных моментов;
· самостоятельной деятельности детей;
· Непосредственная образовательная деятельность проводится воспитателем 1раз в неделю во 2 -ю половину дня – 30 минут.
Также программа реализуется:
· в совместной деятельности воспитателя и детей, осуществляемой в ходе режимных моментов ежедневно по 15 минут в1-ю половину дня. И участие в экскурсиях по городу – 1 час.
· самостоятельной деятельности детей ежедневно 15 мин. В утренний отрезок времени (рассматривание альбомов, фотографий, журналов).
Источник финансирования:
Основным источником финансирования являются средства детского дома, воспитателей.
Кроме того, привлеченные средства – это помощь наших шефов (шахта им. Ленина) и спонсоров.
Оценка эффективности:
Эффективность деятельности будет оцениваться:
· по итоговому занятию «Улицы моего города»;
· по выставкам детских работ;
· по пополнению атрибутов в предметно-развивающей среде.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М.:ЦГЛ, 2005.
2. Кондрыкинская Л.А. Дошкольникам о защитниках Отечества. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
3. Кондрыкинская Л.А. С чего начинается Родина. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
4. Данилина Г.Н. Дошкольнику – об истории и культуре России. – М.: АРКТИ, 2003.
5. Новицкая М.Ю. Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду. – М.: Линка – Пресс, 2003.
6. Бударина Т.А. Знакомство детей с русским народным творчеством. – СПб., «Детсво – Пресс», 1999.
7. Князева О.А. Приобщение к истокам русской народной культуры. – СПб.: «Детсов – Пресс», 1998.
8. Ривина Е.К. Российская символика. – М.: АРКТИ, 2003