Программа дополнительного образования технической направленности в старше-подготовительной группе "Проще простого" | Голубева Екатерина Борисовна. Работа №207016
Автор: Голубева Екатерина Борисовна
Рабочая программа дополнительного образования технической направленности в старше-подготовительной группе "Проще простого" разработана для ознакомления детей с искусством оригами, на всестороннее интнлектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
детский сад общеразвивающего вида №39 «Ягодка»
Ул. Молодёжная, д.7, д. Полбино, Егорьевского района, Московской области, Тел. 8(49640)54-367 e.mail:dc39jagodka@mail.ru
Программа дополнительного
образования технической направленности
в старше – подготовительной группе
«Проще простого»
Разработано воспитателем:
Голубевой Екатериной Борисовной
2018 – 2019 учебный год
Пояснительная записка
В дошкольной дидактике большое место уделяется развитию интеллекта, мыслительных операций. Ведь установлено, что подготовка к школе это не огромный запас знаний, который даёт педагог, родитель, а умение логически мыслить, анализировать, обобщать, классифицировать, и самостоятельно приходить к нужным решениям. Дошкольники с развитым интеллектом быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе. Интеллектуальный труд очень нелегок, и, учитывая возрастные особенности детей при организации игр, используется основной метод развития — проблемно-поисковый, а главная форма организации игра.
Технические достижения все быстрее проникают во все сферы человеческой деятельности и вызывают возрастающий интерес детей к современной технике. Технические объекты осязаемо близко предстают перед ребёнком повсюду в виде десятков окружающих его вещей и предметов: бытовых приборов и аппаратов, игрушек, транспортных, строительных и других машин. Дети познают и принимают мир таким, каким его видят, пытаются осмыслить, осознать, а потом объяснить.
Программа «Проще простого» даёт развитие не только мелкой и средней моторики рук, но и развитие технического и творческого мышления. Неоценима роль моделирования в умственном развитии детей. Изготавливая то или иное изделие, дети знакомятся не только с его устройством, основными частями, но и значением. Получают сведения общеобразовательного характера, учатся планировать и исполнять намеченный план, находить наиболее рациональное конструктивное решение, создавать свои оригинальные поделки.
Программа направлена на развитие интереса дошкольников к техническому моделированию, на развитие образного и логического мышления, на освоение обучающимися навыков работы с различными материалами, инструментами и приспособлениями.
Актуальность:
Конструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей, объединяет в себе элементы игры с экспериментированием, что активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников, развивает конструкторские способности и техническое мышление, воображение и навыки общения, способствует интерпретации и самовыражению, расширяет кругозор, позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.
Цель программы:
Ознакомление детей с искусством оригами, всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладение элементарными приемами техники оригами, как художественного способа конструирования из бумаги.
Основные задачи программы:
Обучающие:
- знакомить детей с основными геометрическими понятиями и базовыми формами оригами;
- формировать умения следовать устным инструкциям;
- обучать различным приемам работы с бумагой;
- знакомить детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогащать словарь ребенка специальными терминами;
- создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами.
Развивающие:
- развивать внимание, память, логическое мышление;
- мелкую моторику рук и глазомер;
- художественный вкус, творческие способности и фантазии детей;
- способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев;
- пространственное воображение.
Воспитательные:
- интерес к искусству оригами;
- расширять коммуникативные способности детей;
- способствовать созданию игровых ситуаций;
- совершенствовать трудовые навыки, формировать культуру труда, учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Учебный план:
В основу содержания кружка легла основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы», под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой; является программой художественно – эстетической направленности, созданной на основе методических пособий следующих авторов: Боготеевой З. А., Куцаковой Л. В., Жихаревой О. М., Соколовой С. В., Сержатовой Т. В., и др.
Принципы реализации программы:
Принцип наглядности. Предполагает широкое представление соответствующей изучаемому материалу наглядности: иллюстрации, образцы, схемы.
Принцип последовательности. Предполагает планирование изучаемого познавательного материала последовательно (от простого к сложному), чтобы дети усваивали знания постепенно.
Принцип занимательности – изучаемый материал должен быть интересным, увлекательным для детей, этот принцип формирует у детей желание выполнять предлагаемые виды занятий, стремиться к достижению результата.
Принцип тематического планирования материала предполагает подачу изучаемого материала по тематическим блокам.
Принцип личностно-ориентированного общения. В процессе обучения дети выступают как активные исследователи окружающего мира вместе с педагогом, а не просто пассивно перенимают его опыт. Партнерство, соучастие и взаимодействие – приоритетные формы общения педагога с детьми.
Технические навыки, прививаемые детям в процессе знакомства и изготовления оригами:
Владение ножницами.
Обработка квадрата.
Создание основ (базовых форм) оригами.
Аппликативное оформление оригами.
Составление творческих композиций.
Организация деятельности:
В кружок «Проще простого» зачисляются дети посещающие МДОУ № 39 «Ягодка».
Занятия проводятся по четвергам во вторую половину дня, длительность регулируется с учетом возрастных особенностей детей (продолжительность занятия 25 – 30 минут).
Кружок работает в течение учебного года, 2 раза в месяц. План кружка рассчитан на год.
Посещение кружка осуществляется на основании присутствия ребенка в дошкольном учреждении.
Ожидаемые результаты:
В ходе кружка «
Проще простого
», по данной программе, дети научаться:
самостоятельно изготовить и знать
основные базовые формы оригами.
будут знать основные геометрические понятия и базовые формы оригами;
научатся следовать устным инструкциям, создавать изделия оригами
будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике оригами;
разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию;
познакомятся с искусством оригами;
ориентироваться на листе бумаги;
уметь намечать линии;
тщательно и аккуратно разглаживать линии сгиба;
уметь украсить свою поделку, добавлять недостающие детали (глаза, усы, и т.п.);
добиваться конечного результата;
самостоятельно и справедливо оценивать конечный результат своей работы и работы сверстников
.
В плане подготовки детей к школе работа с оригами ценна еще тем, что посредством этой деятельности формируются важные качества детей:
умение слушать педагога;
принимать умственную задачу и находить способ ее решения;
переориентировка сознания детей с конечного результата на способы выполнения;
развитие самоконтроля и самооценки;
осознание
собственных познавательных процессов.
Работа с родителями:
Предусматривает регулярное индивидуальное консультирование, проведение родительских собраний, совместное выполнение работ родителей и детей с целью ознакомления родителей с особенностями оригами, способами изготовления поделок и т.д. Разработан цикл консультаций по темам:
«Оригами и психология», «Значение оригами для развития умственных и творческих способностей детей», «Влияние оригами на развитие речи дошкольников», «Значение оригами для развития детей».
Перспективное планирование кружковой работы «Проще простого»
в старше – подготовительной группе
№
Тема
Программное содержание
Сентябрь
1
«Знакомство с
Оригами»
Выявить уровень подготовленности детей к конструированию из бумаги. Познакомить детей со свойствами бумаги. Вызвать интерес к изготовлению поделок из бумаги. Познакомить детей с
искусством складывания фигурок из бумаги
2
«Гриб Мухомор»
Закрепить технику работы с ножницами, умение складывать лист бумаги в разных направлениях, правильно пользоваться клеем и кисточкой, развивать глазомер, воспитывать аккуратность; повторить на какие две группы делятся грибы, расширить знания об окружающем мире
Октябрь
1
«Ворона»
Продолжить обогащать багаж знаний детей об окружающем мире и их словарный запас; продолжить прививать любовь к природе ; продолжить воспитывать доброжелательное и бережное отношение к животному миру; продолжить знакомить с оригами и учить складывать бумагу во всех направлениях; показать и научить делать поделку из бумаги «ворона»; продолжить развивать мелкую моторику рук, пространственное воображение, логическое и конструктивное мышления, фантазию, внимание и память.
2
«Голубь»
Познакомить детей с разными видами голубей.
Учить складывать фигуру «голубя », на основе базовой формы «Треугольник», тщательно выравнивая углы. Воспитывать культуру труда, коммуникативные качества, эстетический вкус.
Развивать моторику кистей и пальцев рук, умение совершать последовательные действия;
Совершенствовать пространственное воображение, способность следовать устным инструкциям.
Ноябрь
1
«Лисичка»
Продолжать знакомить детей с животными;
развивать мелкую моторику рук и умение использовать ранее приобретённые навыки и умения для создания образа лисы в технике оригами;
совершенствовать навык делать правильные и чёткие сгибы при складывании;
формировать конструктивное мышление, внимание, память и творческие способности;
воспитывать любознательность и доброжелательное отношение к окружающему миру.
2
«Ежик»
Учить детей приемам изготовления ёжика с элементами оригами.
Уточнять и расширять представление детей о ёжике, окружающем мире; закреплять знания детей о геометрических фигурах – прямоугольнике, квадрате.
Развивать умение детей складывать ёжика из прямоугольного и квадратного листа бумаги в разных направлениях, проглаживая сгибы; развивать мелкую моторику пальцев рук, внимательность;
Воспитывать усидчивость, аккуратность, умение доводить начатое дело до конца.
Декабрь
1
«Снежинки»
Продолжать учить складывать квадратный лист бумаги пополам, совмещая углы и стороны.
Продолжать развивать и совершенствовать сенсомоторную координацию движения рук и глаз.
Воспитывать усидчивость, терпеливость; аккуратность и умение работать с клеем.
Активизировать в речи детей термины: верхний угол,
нижний угол, правая и левая сторона.
2
«Новогодняя
ёлка»
Закреплять умение складывать лист бумаги в разных направлениях.
Приучать к точным движениям пальцев под контролем сознания.
Развивать глазомер.
Воспитывать усидчивость, аккуратность.
Январь
1
«Рыбки в аквариуме»
Продолжать формировать умение конструировать поделки из бумаги способом оригами по инструкции и показу педагога;
отрабатывать навыки сгибания квадратного листа бумаги по диагонали и по горизонтали пополам;
обучить детей выполнению базовой формы «двойной треугольник» в технике оригами;
упражнять в знакомых способах вырезывания, соблюдать правила безопасности в работе с ножницами;
совершенствовать мелкую моторику рук и зрительно-двигательную координацию;
развивать навыки коллективной работы при составлении композиции из готовых форм;
воспитывать аккуратность, умение находить нестандартные решения творческих задач, умение оценивать свою работу критически.
2
«Пингвины на льдине»
Познакомить с новой моделью (фигурка пингвина) и этапами изготовления;
Познакомить с новыми терминами;
Развивать пространственное воображение – умение читать чертежи, умение следовать устным инструкциям;
Развитие памяти, внимания в процессе изготовления модели;
Развитие творческого воображения, фантазии, чувства вкуса при создании композиции;
Повторить правила работы с ножницами и клеем
Воспитывать у ребят чувство аккуратности и бережливости во время выполнения работы
Февраль
1
«Лягушата»
Продолжать учить поэтапному складыванию лягушки;
продолжить знакомство с искусством конструирования из бумаги- оригами;
формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки;
продолжить знакомить детей с основными геометрическими понятиями;
развивать творческие способности.
2
Поздравительная
открытка для
папы и дедушки
«Рубашка с галстуком»
Формировать умения следовать устным инструкциям;
обучать различным приемам работы с бумагой;
продолжать знакомить детей с основными геометрическими понятиями: квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д.; повторить цвета
обогащать словарь ребенка специальными терминами;
создавать композиции с изделиями, выполненными из бумаги.
Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображение;
развивать мелкую моторику рук и глазомер;
развивать художественный вкус, творческие способности и фантазии детей;
развивать пространственное воображение.
Воспитывать интерес к конструированию из бумаги;
формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки;
учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.
Март
1
Поздравительная
открытка для
мам и бабушек
Расширять и активизировать словарь прилагательных, закрепить умение отвечать на вопросы;
Развивать координацию речи с движениями, мелкую и общую моторику; воспитывать любовь и уважение к матери, как к самому близкому и родному человеку;
Формировать у детей представления о государственном празднике нашей станы – День матери;
Продолжать учить детей складывать бумагу в разных направлениях; развивать творческие способности детей.
2
«Щенок»
Закрепить умения и навыки создавать поделки в технике «Оригами»;
продолжать совершенствовать навыки детей делать правильные четкие сгибы, внутренние сгибы, складывать квадрат по диагонали;
продолжать учить выполнять поделку, используя пошаговую схему.
Развивать пространственное воображение, память, творческие способности, уверенность в своих силах, конструктивное мышление;
Развивать мелкую моторику рук;
Расширять коммуникативные способности детей;
Воспитывать художественный вкус, культуру труда, стремление делать работу аккуратно, до конца, конструктивно правильно;
Воспитывать желание самостоятельно конструировать из бумаги.
Апрель
1
«Ракета»
Формировать умения следовать устным инструкциям;
обучать различным приемам работы с бумагой;
обогащать словарь ребенка.
Развивать внимание, память, логическое и пространственное воображение;
развивать мелкую моторику рук и глазомер;
Воспитывать интерес к конструированию из бумаги;
формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки
2
«Медвежонок»
Расширить представления детей об образе жизни медведей, способах их самозащиты от врагов.
Закрепить умение мастерить поделки в стиле оригами с использованием пооперационных карт.
Развивать глазомер, мелкую мускулатуру рук.
Май
1
«Гвоздики – цветы победителей»
Учить детей преобразовывать базовую форму в разные поделки, развивать вариативность мышления.
Развивать навыки выполнения точных, аккуратных сгибов.
Отрабатывать выполнение базовой формы «треугольник».
Воспитывать внимание, усидчивость.
Развивать устойчивый интерес детей к искусству оригами
2
«Бабочки»
Расширять представления детей о насекомых; познакомить с названиями видов бабочек—лимонница, капустница, павлиний глаз; закрепить приёмы складывания оригами;
развивать мелкую моторику рук, внимание, воображение и творческие способности;
воспитывать бережное отношение к живой природе.
Список используемой литературы
З.А.
Богатеева
«Чудесные поделки из бумаги» Москва «Просвещение» 1992г.
С.
Ращипкина
«
Фигуркм
из бумаги» Ростов-на-Дону ИД «
Владис
» Москва 2011г.
Е.Г. Лебедева «Простые поделки из бумаги и пластилина»
Москва АИРИС-ПРЕСС 2007г.
https://infourok.ru/konspekt-zanyatiya-po-origami-snezhinka-1286250.html
https://www.maam.ru/detskijsad/konspekt-nod-po-konstruirovaniyu-iz-bumagi-sposobom-origami-na-temu-lochka-v-starshei-grupe.html
https://infourok.ru/urok_tehnologii_na_temupingviny_na_ldine-origami-360676.htm