ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ.

Автор: Архипова Светлана Алексеевна

Normal

0

false

false

false

RU

X-NONE

X-NONE

/* Style Definitions */

table.MsoNormalTable

{mso-style-name:"Обычная таблица";

mso-tstyle-rowband-size:0;

mso-tstyle-colband-size:0;

mso-style-noshow:yes;

mso-style-priority:99;

mso-style-parent:"";

mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;

mso-para-margin-top:0cm;

mso-para-margin-right:0cm;

mso-para-margin-bottom:10.0pt;

mso-para-margin-left:0cm;

line-height:115%;

mso-pagination:widow-orphan;

font-size:11.0pt;

font-family:"Calibri","sans-serif";

mso-ascii-font-family:Calibri;

mso-ascii-theme-font:minor-latin;

mso-hansi-font-family:Calibri;

mso-hansi-theme-font:minor-latin;

mso-fareast-language:EN-US;}

table.MsoTableGrid

{mso-style-name:"Сетка таблицы";

mso-tstyle-rowband-size:0;

mso-tstyle-colband-size:0;

mso-style-priority:59;

mso-style-unhide:no;

border:solid windowtext 1.0pt;

mso-border-alt:solid windowtext .5pt;

mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;

mso-border-insideh:.5pt solid windowtext;

mso-border-insidev:.5pt solid windowtext;

mso-para-margin:0cm;

mso-para-margin-bottom:.0001pt;

mso-pagination:widow-orphan;

font-size:11.0pt;

font-family:"Calibri","sans-serif";

mso-ascii-font-family:Calibri;

mso-ascii-theme-font:minor-latin;

mso-hansi-font-family:Calibri;

mso-hansi-theme-font:minor-latin;

mso-fareast-language:EN-US;}

Согласовано

На педагогическом совете

КГКУ «Центр содействия

семейного устройства

пгт Преображение»

 

 

 

                                 ПРОГРАММА

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ С ЭЛЕМЕНТАМИ СВЕТСКОЙ ЭТИКИ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработала

Воспитатель высшей категории

КГКУ «Центр содействия

семейного устройства

пгт Преображение»

Архипова Светлана Алексеевна

2016 – 2017год

 

 

 

 

 

Содержание:

 

 

1.     Пояснительная записка.

2.     Актуальность.

3.     Проблема.

4.     Цели и задачи программы.

5.     Основные  направления и ценностные  основы духовно – нравственного воспитания воспитанников

6.     Ценностные  установки  духовно – нравственного воспитания

7.     Оценка эффективности реализации Программы

8.     Учебно – методический план.

9.     Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                               Выдающийся русский философ

 Иван Ильин писал:

«История показала…

 великие крушения

и исчезновения народов

возникают из-за

духовно–нравственных кризисов».

 

                                          Пояснительная записка

          Программа духовно-нравственного развития и воспитания направлена на организацию нравственного уклада жизни, включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально-значимую деятельность обучающихся, основанного на системе духовных идеалов, ценностей, моральных приоритетов, реализуемого в совместно социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни.

        Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед обществом и государством в целом.                Данная проблема должна решаться всеми, кто работает с детьми и имеет к ним отношение. В детстве сравнительно легко происходит усвоение социальных норм. И пока ребенок мал, он не может критично оценивать людей, ситуации. В этом ему должны помогать родители и педагоги.     Планирование духовно-нравственной работы является значимым звеном в общей системе образовательной деятельности образовательного учреждения. Продуманное планирование обеспечивает ее четкую организацию, намечает перспективы работы, способствует реализации определенной системы воспитания.

      Потребности современного общества возлагают на воспитание Человека высоконравственного, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире.

     Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства.

     Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны.

    Программа ориентирована на повышение общественного статуса духовно-нравственных ценностей, обновление содержания и структуры воспитания на основе отечественных традиций и современного опыта, определяет цели, задачи и направления организации духовно- нравственного воспитания в системе образования, а также первоочередные меры, связанные с развитием системы духовно-нравственного воспитания детей.

 Программой предусматривается реализация мер по всемерному повышению роли семьи в духовно-нравственном становлении растущей личности; выявление позитивного опыта духовно-нравственного воспитания, обеспечение сотрудничества в решении нравственно-воспитательных задач; повышение роли научно-теоретического знания в оперативном решении актуальных проблем.

                                                 Актуальность:

 Сегодня утрачены те нравственные ценности, которые способствуют стабильности личности и сохранению ценности семьи. Духовно-нравственные основы человека – это, прежде всего, его совесть, душа, религиозные чувства, чувство любви к Родине.

                                                       Проблема:

Недостаточное внимание к информированию взрослых и привлечению их к духовно-нравственному воспитанию воспитанников ведет к утрате нравственных ценностей, потере нравственных устоев семьи, деградации общества.

При планировании воспитательной работы с воспитанниками на год я продумала мероприятия разных направлений, включая и духовно-нравственное воспитание. Придерживаясь мнения психологов, что ребенок 7-15 лет берет пример, прежде всего, с родителей, я считаю, что воспитание, прежде всего, рождается в семье. Разрабатывая программу работы по духовно-нравственному воспитанию, я поставила

Цель:

Воспитание, социально-педагогической поддержки становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного и компетентного гражданина России, принимающего судьбу Отечества как свою личную, осознающего ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

 

Задачи:

формирование способности к духовному развитию;

укрепление нравственности;

формирование  нравственного самосознания личности (совести);

принятие воспитанниками базовых общенациональных ценностей,  национальных и этнических духовных традиций;

формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

развитие трудолюбия, способности к преодолению трудностей, целеустремленности, настойчивости в достижении результата;

пробуждение веры в Россию, чувства личной ответственности за Отечество;

формирование патриотизма и гражданской солидарности;

формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям, к вере и религиозным убеждениям;

формирование толерантности и основ культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, образу жизни представителей народов России.

 

Основные  направления и ценностные  основы духовно – нравственного воспитания воспитанников

 

1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

2. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

3. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

4.Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

5.Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде.

6.Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях.

 

Ценностные  установки  духовно – нравственного воспитания

 

Содержанием духовно-нравственного воспитания воспитанников на ступени основного общего образования являются ценности, хранимые в культурных, семейных, религиозных, этнических, социальных традициях и передаваемые от поколения к поколению. Традиционными источниками нравственности являются следующие ценности:

патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);

социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);

гражданственность (правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);

человечность (мир во всем мире, принятие и уважение многообразия культур и народов мира, равенство и независимость народов и государств мира, международное сотрудничество);

честь;

достоинство;

свобода (личная и национальная);

доверие (к людям, институтам государства и гражданского общества);

семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);

любовь (к близким, друзьям и действия во благо их);

дружба;

здоровье (физическое и душевное, психологическое, нравственное, личное, близких и общества, здоровый образ жизни);

труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);

наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание);

традиционные российские религии.

искусство и литература (красота, гармония, духовный мир человека, нравственный выбор, смысл жизни, эстетическое развитие);

природа (жизнь, родная земля, заповедная природа, планета Земля).

Оценка эффективности реализации Программы

воспитанники знают и применяют на практике нормы и правила нравственного поведения в различных жизненных ситуациях;

воспитанники знают особенности своего характера и исходя из этого владеют навыками самосовершенствования;

повышение уровня толерантности детей;

воспитанники участвуют в различного рода акциях, направленных на оказание помощи престарелым людям, инвалидам;

участвуют в эстетизации предметной среды детского дома;

рост социальной и личностной активности;

«видимое» расширение социального опыта воспитанника в его общественных связях, разнообразии социальных действий;

наличие чёткой перспективной линии развития (карьерных и образовательных планов);

воспитанники учатся видеть прекрасное в окружающем мире;

умение понимать собственные мысли и чувства, чётко формулировать свои желания и намерения, руководствоваться в действиях позитивными мыслями и утверждениями;

воспитанник-творческая личность, обладающая креативными способностями.

Убежденность воспитанников  в том, что настоящий гражданин любит свою Родину;

Гордится ее славной историей;

Изучает историко-культурное наследие;

Верен своему гражданскому долгу и готов к защите Отечества.

 

                            Перспективный план мероприятий на 2016 – 2017год.

 

Наименование мероприятия

цель

Дата проведения

Количество часов

« Символика в истории России» - урок мира

Закрепить знания детей о государственной символике. 
Формировать положительное отношение к истории Р.Ф. Способствовать формированию правовой культуры учащихся.

 

сентябрь

1

Что значит быть культурным - беседа

Способствовать формированию нравственно-этической культуры, положительных черт своего характера;

 Развивать умения общаться с людьми, анализировать свои поступки и оценивать их;

Воспитывать взаимоуважение, доброту, вежливость.

 

сентябрь

1

Выставка рисунков

« Будущее нашего поселка»

 

Закрепить знания детей о своей стране – России.

Дать знания о своеобразии жизни народов ханты и манси: природа, жилища, одежда, труд.

Познакомить с историей возникновения поселка

Закрепить знания детей о достопримечательностях родного поселка.

Воспитывать в детях чувство восхищения красотой своего родного поселка, уважение к ветеранам войны и труда.

 

октябрь

1

«Может ли доброта исцелить человека?»

Продолжать развивать внимание.

Умение чувствовать настроение другого и описывать его.

Создать положительный эмоциональный фон, условия для позитивного отношения к окружающим.

 

октябрь

1

«Мировые религии и их основатели».

 

формировать  у учащихся представление об основных религиях мира, познакомить с основами вероучений в мировых религиях, с их основоположниками, показать сходства и различия религий; способствовать воспитанию уважения к взглядам и верованиям  людей.

 

ноябрь

1

«Как не стать жертвой преступления, мошенничества».

 

Обучить детей находить выход из экстремальных ситуаций, предвидеть и по возможности избегать их; Развить умение видеть опасности и быстро реагировать на них;

Воспитывать самоконтроль, самообладание в трудных жизненных ситуациях.

 

ноябрь

1

Конкурс исследовательских работ «Духовные святыни родного края»

 

Духовно-нравственное и патриотическое становление воспитанников на основе изучения героического прошлого России, важнейших событий в жизни народа.

декабрь

1

Конкурс детских рисунков «Мама, папа, я – дружная семья»

формировать представления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним;

знакомство с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи.

декабрь

1

Беседа: «Моя малая Родина»

Продолжать формировать элементарные представления воспитанников о малой Родине.

Дать представление о том, что для каждого человека малая Родина – это место, где он  родился, где прошло его  детство (познание); развивать навыки речевого общения, умение воспринимать на слух читаемый текст (коммуникация, чтение художественной литературы);

Обогащать словарный запас, формировать грамматический строй речи, умение поддерживать непринуждённую беседу, отвечая на вопросы воспитателя.

Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине (социализация);

Продолжать воспитывать доброжелательные взаимоотношения между        детьми (социализация).

 

январь

1

Викторина « Знай и люби свой край!»

Познакомить воспитанников с природой России.       

Развивать у детей любознательность, творческую активность, интеллектуальные и исследовательские умения.

Воспитывать бережное отношение к окружающему миру.

 

январь

1

«Труд – источник создания, сохранения и приумножения материальных и духовных ценностей».

 

формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции — «становиться лучше»; пробуждение веры в Россию, свой народ, чувства личной ответственности за Отечество;   формирование у воспитанников уважительного отношения к родителям, педагогам,  осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

формирование представления о семейных ценностях, гендерных семейных ролях и уважения к ним;

знакомство с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи

февраль

1

Конкурс рисунков «Наши родители  на работе».

 

Развивать творческий потенциал, воспитывать коллективизм.

февраль

1

Устный журнал «Трезво жить – век не тужить».

 

обучение навыкам ответственного поведения в пользу своего здоровья.

Предоставить воспитанникам объективную информацию о психоактивных веществах.

Способствовать формированию положительного «образа — Я».

Сформировать навык принятия обоснованных решений.

 

февраль

1

"Ты и твоя будущая профессия" 

 

Дать воспитанникам представления о профессиях, выявить возможности к определённому виду деятельности. 


март

1

Практикум              « Русский народный костюм».

 

 

сформировать представления учащихся о русском народном костюме, дополнить знания о его элементах и деталях, упражнять в изготовлении деталей народного костюма (плетение пояса), способствовать проявлению гордости за принадлежность к русской традиционной культуре.

 

март

1

«Путешествие с комнатными растениями по странам света».

 

-формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе.


апрель

1

 «Голубая планета Земля».

 

Закрепить с детьми знания о природе,  нашей планете;

 - дать представление о том, что наша планета Земля сейчас в опасности: во многих местах вода, почва, воздух загрязнены.

 Продолжать учить детей различать объекты живой и неживой природы;

 - опытническим путем закрепить знания о воздухе;

 -развивать быстроту реакции, сообразительность, логическое мышление;

 - воспитывать интерес к окружающей среде, любознательность;

 

апрель

1

«Может ли доброта исцелить человека?»

развивать представление  воспитанников о добре.

май

1

Акция «Ветеран живет рядом» (поздравление ветеранов Великой Отечественной войны

Воспитание чувства гордости за историческое прошлое своего народа, чувства благодарности к погибшим в годы В.О.В.

май

1

 

                                           Литература:

Данилюк А. Я., Кондаков А. М., Тишков В. А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности граждан России. М., 2011.

 Далай Лама. Этика для нового тысячелетия. СПб., 2001, с. 232—233.

 Часть программы «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики» написана авторами: Т. Д. Шапошниковой, А. А. Шемшуриным, К. В. Савченко.

 Военно-патриотическое воспитание в школе. Сборник мероприятий к празднованию дня Победы, дня защитника Отечества и другим патриотическим праздникам: сценарии торжественных линеек, вечеров, литературно-музыкальных композиций, классных часов, военно-спортивных игр. Автор-составитель М.В. Видякин. - Волгоград: «Учитель», 2006.

Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения – российский путь развития. // Воспитание школьников.- 2002. – № 7.

Патриотическое воспитание. Система работы, планирование, конспекты уроков, разработки занятий. Автор-составитель И.А. Пашкович. Волгоград: «Учитель», 2006.

 Салихова Р. Воспитание гражданина. // Воспитание школьников.- 2003. – №

 

 

 

 

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x