Программа факультативного курса

Автор: Жукова Наталия Билльевна

Программа факультативного курса

для учащихся начальных классов

«Тайны родного языка»

 

Необыкновенный язык наш,

есть еще тайна.

Н.В.Гоголь

 

 

Пояснительная записка 

 

Элективный курс «Тайны родного языка» предназначен для учащихся 3-4 классов и рассчитан на 14 часов.

Цель курса: расширение полученных знаний по русскому языку в начальных классах; развитие связной речи и пополнение словарного запаса; формирование навыков работы со справочной литературой; совершенствование знаний по языку.

Задачи курса: Пополнить знания учащихся по русскому языку; совершенствовать коммуникативные умения и навыки школьников; развивать логическое мышление.

 

Данный курс поможет ученику восполнить пробелы его предыдущей языковой подготовки; даст возможность проявить себя в создании творческих работ различных жанров.

Структура элективного курса соответствует базовой программе по русскому языку в начальной школе.

Основные формы организации учебных занятий: организационно-деятельностные игры, грамматические викторины. В элективном курсе имеют место практические занятия, на которых обучающиеся учатся редактировать  тексты, знакомятся с многоаспектностью существования слов, знакомятся с рубриками : «Почему мы так говорим», «Знаешь ли ты» и др.

Специфика курса состоит в его занимательной форме.

Содержание курса направлено на передачу знаний, необходимых для формирования у учащихся коммуникативной компетенции. 

Содержание программы

Тема 1. «---Человек через слово всемогущ» (Г.Р.Державин). Рассказы о словах.

О слове. В поисках нужного слова. Старые и новые слова. Откуда пришли фразеологизмы? Почему мы так говорим…

Тема 2. «Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке…» (А.Франс). Наши добрые спутники – словари.

Толковые словари. «Собирал человек слова…» (О «Толковом словаре» В.Даля). Близкие слова ( О «Кратком словаре синонимов русского языка»). О «Школьном словообразовательном словаре» и др.

Тема 3. «При письме половина ошибок является следствием плохого усвоения фонетики изучаемого языка…» (Н.Крупская). Фонетика. Графика.

Рассказ учителя «Чудо из чудес». Звуки речи. Звукопись. Шарады. Редкое соседство. Сказка-быль «Хитрый звук». «Пульс» в слове. Особенности русского ударения. Проведение игры «Юный знаток фонетики».

Тема 4. Друзья! Моя задача такова- открыть вам, как построены слова, какие их морфемы составляют, какую роль в словах они играют.                           (П.Чесноков). Морфемика. Дерево из слов.

Состав слова. Как найти корень в слове. Миниатюра «Слова- родственники». Рассказ «Весёлые суффиксы». Приставки – близнецы. Суффиксы и окончания слов. Проведение игры «Кто больше?»

Тема 5. « Морфология – раздел науки о языке, в котором слово изучается как часть речи.»

Морфология. Имя существительное. Род имен существительных. Инженер или инженерка? Загадка-шутка. Имена собственные, нарицательные. Склонение существительных. Олицетворять – это прекрасно! Вопросы – шутки. Ребусы. Трудные фамилии. Почему мы так говорим…

Имя прилагательное. Роль прилагательных в художественной речи. Разряды прилагательных. Что означает сравнительная степень? Эпитеты, сравнения, олицетворения в поэтической речи. «Сказка «Освободившиеся» прилагательные». Игра «Образуй быстро».

Имя числительное. Из истории числительных. Кроссворд «С числительным 100». Почему мы так говорим…

Местоимение. Использование местоимений в нашей речи. Чайнворд к теме «Местоимение» Почему мы так говорим? Знаешь ли ты…? Грамматические задачи.

Глагол. «Скучное» слово глагол. Использование глаголов речи, звучания в художественной литературе. Глаголы- исключения. Игра «Образуем лицо».

Наречие. История возникновение слова «Наречие». Кроссворд «Наречие». Почему мы так говорим…

Служебные части речи: предлоги, союзы, частицы. Синонимичные конструкции с использованием служебных частей речи. Грамматические викторины.

Тема 6. «Синтаксис … - не автономен, он постоянно и глубоко взаимодействует с морфологией и словообразованием, с одной стороны, с лексикой, лексикологией и стилистикой – с другой». (Р.А Будаков)

Синтаксис. Из истории возникновения слова «Синтаксис». Слово, словосочетание и предложение. Виды предложений. Члены предложений.

Тема 7. «Филология напоминает, что слово есть прообраз всей духовной культуры» (Т.О.Винокур)

Заключительное занятие клуба юных филологов. Вместо послесловия. Великий русский язык. Быль. Защита проектов.

 

 

 

 

Тематическое планирование

№ п/п

Тема

Виды деятельности учащихся

Количество часов

1

«…Человек через слово всемогущ» (Г.Р.Державин) Рассказы о словах.

Подготовка сообщений, дискуссий

 

1

2

«Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке…» (А.Франс) Наши добрые спутники – словари (Рассказы о разных словарях).

Сопоставительный анализ словарей, использование их при  проверке собственных высказываний (устных и письменных)

 

1

3

«При письме половина ошибок является следствием плохого усвоения фонетики изучаемого языка…» Фонетика. Графика. Правильно ли ты ставишь ударение?

Подготовка докладов. Деловая игра «Юный знаток фонетики»

 

2

4

Друзья! Моя задача такова - открыть вам, как построены слова, какие их морфемы составляют, какую роль в словах они играют. (П.Чесноков). Морфемика. Дерево из слов.

Проведение игры «Кто больше?» Подготовка проектов

 

5

Морфология – раздел науки о языке, в котором слово изучается как часть речи.» Морфология. Самостоятельны и служебные части речи.

Подготовка и проведение грамматических викторин.

 

5

6

Синтаксис … - не автономен, он постоянно и глубоко взаимодей-ствует с морфологией и словообразо-ванием, с одной стороны, с лексикой, лексикологией и стилистикой – с другой». (Р.А Будаков). Синтаксис.

 

 

Составление докладов

 

 

2

7

«Филология напоминает, что слово есть прообраз всей духовной культуры» (Т.О.Винокур)

Заключительное занятие клуба юных филологов.

Защита проектов.

 

Литература для преподавателей

 

1.      Проектирование и экспертиза учебных курсов по выбору учащихся. Н.И.Пьянкова. Пособие для учителя. – М.:АПК  и ПРО, 2014

2.      Предпрофильная подготовка учащихся основной школы: учебные программы элективных курсов. Е.Е вязхемский. М.:АПК и ПРО, 2013

3.      Материалы по занимательной грамматике. Н.Н.Приставкин. Саранск, 1970

4.      Язык мой – друг мой. Л.Т.Григорян М:»Просвещение», 1988

 

Литература для учащихся

1.      Тайны родного языка. В.А. Иванова, З.А.Потиха.- Волгоград, 1969

2.      Весь школьный курс русского языка. И.Э.Савко –Минск, «Современный литератор», 2000

 

3.      На берегах Лингвинии. Л.Д.Чеснокова. – М.: «Просвещение»,1996

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x