Программа консультативной работы с родителями по профилактике употребления ПАВ ☼
Автор: Беляева Валентина Васильевна
ПРОГРАММА КОНСУЛЬТАТИВНОЙ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПАВ
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя.
От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная
жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.
В.А. Сухомлинский
Нестабильность социально-экономической и политической жизни страны и как следствие стрессы, риск, невозможность четко представить и спланировать будущее, влияют на то, что у значительной части взрослого населения отсутствует уверенность в завтрашнем дне, нет чувства удовлетворенности жизнью. Такая ситуация отрицательно сказывается на уровне воспитанности детей. Воспитанию в семьях уделяется недостаточно внимания, времени и усилий, что толкает подростков на путь ухода от непонятной и нестабильной реальности в иллюзорный мир посредством использования различных психоактивных веществ (ПАВ). Эти вещества воздействуют на центральную нервную систему человека и приводят к изменению состояния сознания. Их длительное применение является причиной возникновения у личности состояний психологической и физической зависимости.
В последние годы в России употребление психоактивных веществ (ПАВ) приняло характер эпидемии. Определенная часть общества, не найдя в себе силы адаптироваться к социуму, предпочитает уход в наркогенную среду. Уровень наркотизации все больше захватывает детско-подростковые группы.
В соответствии с Концепцией профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде, в образовательных учреждениях активизируется работа с родителями по вопросам антинаркотического воспитания. Основной акцент в программе «родительского всеобуча» должен делаться на социальной адаптации подростков, профилактике наркомании, воспитании стрессоустойчивости, приоритете целеполагания. От творческого потенциала родителей, совершенствования воспитания в семье зависит, каким станет ребёнок, как сложится его судьба, кем он будет.
Для организации целенаправленной работы по первичной профилактике химической зависимости несовершеннолетних необходимо прежде всего понять, какие действия в отношении семьи позволят снизить риск химической зависимости. К таковым, прежде всего, относят:
• нормализацию родительско-детских отношений и снижение их конфликтности;
• информирование родителей о возможных семейных причинах химической зависимости и признаках употребления соответствующих веществ;
• информирование родителей о роли и месте семьи в развитии различных видов химической зависимости;
• участие в разрешении семейного кризиса;
• оптимизация системы внутрисемейного воспитания;
• повышение адекватности реагирования молодого человека на семейную ситуацию;
• повышение ответственности членов семьи за своё внутрисемейное поведение;
• создание позитивного эмоционального фона семейных отношений.
Таким, образом, задачу-минимум социально-педагогической работы с семьёй в указанном направлении можно сформулировать как информирование о сути проблемы и стимулирование благоприятной динамики семейных отношений; задача-максимум-участие и содействие в нормализации и реконструкции основных функций семьи, активизация личности, как субъекта ответственности за свою жизнь и судьбу.
Одна из самых сложных задач в организации профилактической работы с семьёй заключается в формировании мотивации и запроса на неё. Наличие в проблемных и нестабильных семьях хронических, в том числе, родительско-детских конфликтов, обострённых эмоциональных реакций, обид и оскорблений, а также функционирование механизмов защиты на личностном и межличностном уровнях приводят к тому, что такие семьи имеют крайне низкую мотивацию на участие в профилактической и социально-терапевтической работе. К сожалению, в подавляющем большинстве случаев члены семьи (родители) начинают проявлять инициативу уже в период открытого злоупотребления молодым человеком психотропными веществами, спиртными напитками и т.п., когда психологическая зависимость уже сформировалась и сочетается с мощной физиологической зависимостью.
“Болезнь легче предупредить, чем лечить” — это золотое правило медицины приобретает в наше время особое значение.
Программа консультативной работы с родителями по профилактике употребления ПАВ разработана для тех, кого называют великим словом РОДИТЕЛИ. Она не содержит голословных призывов и наставлений, а требует, прежде всего, мужества, чтобы заглянуть в себя и найти там ответы на вопросы:
-Почему мы с сыном (дочерью) чужие?
- Что с ним (с ней) происходит?
- Почему мы не понимаем друг друга?
И самый мучительный вопрос: «Что делать?»
1.1.Цель программы:
Повышение уровня психолого-педагогического образования родителей учащихся.
1.2.Задачи программы:
1. Формирование теоретических знаний в области психологии семейных отношений.
2. Развитие умений помощи подросткам в их противостоянии употреблению ПАВ.
3. Обучение приёмам психокоррекционной работы, направленной на развитие позитивных детско-родительских отношений.
1.3.Формы работы с родителями:
1) Консультирование родителей
2) Лекторий для родителей
3) Организация тренингов коррекции в семейных (родительских) группах
4) Анкетирование родителей и детей
1.4. Работа с семьёй может осуществляться на четырёх уровнях:
• индивидуальная работа с членами проблемных семей;
• работа с семьёй в целом;
• специальные семейные (родительские) группы;
• работа с массовой родительской аудиторией.
1.5. Указанные формы профилактической работы с семьёй существенно различаются организационно, методически и содержательно. Вместе с тем необходимо отметить некоторые общие принципы:
• Обеспечение приращения нового бытийного опыта членов семьи.
Независимо от реализуемой формы, усилия специалистов, занимающихся семейной проблематикой, должны быть направлены на расширение возможностей семьи в понимании ситуации, взаимоотношений, причин нарушений и их последствий.
• Взаимодействие в условиях неопределённости.
Исследования показывают, что даже «полный набор» факторов риска химической зависимости может не иметь следствием зависимость молодого человека, а иногда достаточно лишь ситуативного проявления одного из них. Решая задачу профилактики, педагог может столкнуться с любой сколь угодно сложной семейной проблематикой. С другой стороны, создание и поддержание специалистом ситуации неопределённости способствует тому, что в процессе взаимодействия с родителями (или с семьёй в целом) актуализируется наиболее значимый аспект семейной проблемы. Таким образом, работа с семьёй по профилактике химической зависимости - это деятельность в условиях неопределённости.
• Ответственность.
Важно, чтобы в процессе работы члены семьи осознали и приняли меру своей ответственности за то, что происходит с ними. Принятие ими авторства собственной судьбы является важнейшей предпосылкой активной семейной динамики.
• Открытость и незавершённость работы.
Решая задачу профилактики химической зависимости, педагог не может дать гарантии того, что в семье не появится молодой человек со сформировавшейся химической зависимостью. В связи с этим, одним из важнейших результатов профилактической работы с семьями должна быть принципиальная готовность родителей к получению специальной профессиональной помощи и мотивация на сотрудничество со специалистами и соответствующими службами.
• Реальность ожиданий.
Необходимо, чтобы с самого начала субъекты профилактики понимали, что каждый из них вносит свой посильный вклад в успех и, что перед педагогом не стоит задача обеспечить беспроблемное существование семьи. Задача педагога заключается в том, чтобы помочь семье преодолеть «зацикленность» и обеспечить минимальную динамику. Вопрос дальнейшей работы – это вопрос инициативы семьи.
• Разнообразие форм и методов работы с семьёй.
Поскольку факторы формирования химической зависимости семейной природы могут иметь различный характер, трудно представить существование какого-либо единственного, эффективного метода профилактической работы с семьёй.
• Включённость.
Специалист, реализующий ту или иную форму работы с семьёй должны находиться в непрерывном контакте с людьми, с которыми он работает. Таким образом он обеспечивает насыщенную и адекватную обратную связь и при этом находится за пределом семейных отношений, сохраняя и свою профессиональную и личностную независимость, и суверенитет и самостоятельность семьи.
• Принцип «здесь и теперь».
Специалист, работающий с семьёй, должен обращать внимание, прежде всего на то, что реально происходит в ситуации «здесь и теперь». Сущность этого принципа можно передать с помощью афоризма: «не важно, о чём говорят члены семьи, важно то, что реально происходит».
Вышеназванные принципы могут быть реализованы независимо от того, на каком уровне проводится профилактическая работа. Их реализация направлена на повышение возможностей саморазвития семьи и живущих в ней людей.
1.6. Сроки и этапы реализации программы.
Программа рассчитана на один год.
1.7. Исполнители программы.
В реализации программы участвуют: педагоги, администрация школы, социальный педагог, психолог, медицинский работник, инспектор КДН.
1.8. Ожидаемые результаты.
1) Возрастёт психолого-педагогическая компетентность родителей.
2) Нормализуются детско – родительские отношения в семье, уменьшится количество конфликтных ситуаций между родителями и детьми.
3) Начнётся процесс создания позитивного эмоционального фона семейных отношений.
4) Повысится ответственность членов семьи за своё внутрисемейное поведение.
2. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ - 30 часов
2.1 Консультативная работа с семьёй -9 часов
Занятие 1.
Консультативная встреча с многопоколенной семьёй (все члены семьи, живущие под одной крышей).
Цель: увидеть невербальные аспекты взаимоотношений людей, стереотипы общения, семейные правила.
Занятие 2.
Консультативная встреча с многопоколенной семьёй (все члены семьи, живущие под одной крышей).
Цель: понять иерархию отношений, союзов и коалиций в семейной системе.
Занятие 3.
Консультативная встреча с многопоколенной семьёй (все члены семьи, живущие под одной крышей).
Цель: диагностика особенностей семейного мифа (форма описания семейной идентичности, некая формообразующая и объединяющая всех членов семьи идея или образ)
Занятие 4,5
Индивидуальная консультативная встреча с членами семьи.
Цель: выявить стереотипы взаимодействия каждого члена семьи.
Занятие 6,7
Консультативная встреча с семейными подсистемами (супружеская диада).
Цель: изучить особенности семьи в ситуации «здесь и теперь».
Занятие 8,9,10
Консультативная встреча с семейными подсистемами (детско-родительская триада).
Цель: изучить особенности детско-родительских отношений.
Занятие 9.
Консультативная встреча с подсистемой детей.
Цель: изучить роль и место ребёнка в семье.
2.1.1 Техники работы с семьёй
1) Составление генограммы семьи
2) Циркулярное интервью
3) Методика «Жизненный путь»
4) Техника положительного переформулирования
5) Техника «Семейные роли»
6) Техника «Прояснение коммуникаций»
7) Техника «Незаконченное предложение»
8) Техника «Круг влияний»
9) Техника «Семейная хронология»
2.1.2 Приёмы, используемые при консультировании родителей
Цель: Расширение (изменение, корректировка) информированности родителей, повышение психологической грамотности в области обсуждаемых вопросов.
1) Применение метафор и сказок
2) Установление логических взаимосвязей
3) Проведение логического обоснования
4) Конкретное пожелание
5) Помощь в отреагировании некоторых эмоций
6) Релаксация
7) Повышение энергии и силы
8) Переоценка
9) Домашнее задание
10) Позитивный настрой
11)Ролевое проигрывание
12) Анализ ситуаций
13) Внутренние переговоры
14) Трансформация личной жизненной истории
15) Наполнение смыслом «обыденных» жизненных событий
16) Социальные пробы
2.2 Лекторий для родителей – 8 часов
Лекция 1 «Факторы риска, способствующие употреблению наркотиков»
Лекция 2 «Мотивы употребления наркотиков, токсических веществ и алкоголя детьми и подростками»
Лекция 3 «Как противостоять наркомании»
Лекция 4 «Поиск внутренних ресурсов»
Лекция 5 «Как отказаться от наркотиков»
Лекция 6 «Как защитить своих детей»
Лекция 7 «Как не «просмотреть» подростка»
Лекция 8 «Информационная лекция :Что такое наркотики»
3.Тренинги коррекции в семейных (родительских) группах -12 часов
Нормализация детско-родительских отношений имеет для профилактики состояний зависимости у детей и подростков первостепенное значение. Многие родители не знают эмоциональных потребностей своих детей и не обладают необходимыми навыками для эффективного взаимодействия с детьми. В психологической коррекции нуждаются не только дети, но и их родители: им нужно помочь овладеть навыками, которые способствовали бы развитию позитивных детско-родительских отношений.
Детско-родительская терапия выстроена таким образом, чтобы укрепить отношения между родителями и ребёнком. В процессе занятий родители становятся более чувствительными к запросам и потребностям своих детей и учатся относиться к ним с пониманием, создавая в доме такую атмосферу принятия, в которой ребёнок может чувствовать себя комфортно и безопасно.
Родители, принимая участие в совместных групповых занятиях, проводят время вместе с ребёнком, играют с ним, тем самым разделяют с ним его интересы.
В процессе работы ребёнок начинает воспринимать родителей по-новому, как союзников. Ребёнок получает у родителя поддержку, учится правильно оценивать свои возможности, что способствует формированию адекватной самооценки.
Работая в группе и участвуя в играх, родители наблюдают за ребёнком, видят те особенности, которые в обыденной жизни часто ускользают от их внимания. В процессе общения они помогают друг другу взять на себя ответственность за построение межличностных отношений.
Важно то, что все приобретённые родителями и детьми навыки, умения, способы взаимодействия спонтанно, естественным образом переносятся за пределы группы, в реальную жизнь.
Занятие 1 «Знакомство»
1) Знакомство
Цель: Сближение участников группы
2) Таблички с именами
Цель: Знакомство, получение первичной информации друг о друге
3) Молекулы
Цель: Повышение позитивного настроя и сплоченности группы, эмоциональное и мышечное расслабление
4) Три мушкетёра
Цель: Знакомство, получение первичной информации друг о друге, формирование коммуникативных навыков.
5) Гордиев узел
Цель: Снятие напряжённости
6) Газета
Цель: Повышение позитивного настроя и сплоченности группы, эмоциональное и мышечное расслабление
7) Какая рука у соседа
Цель: Установление контакта между участниками группы, развитие тактильных ощущений.
8) Игра без правил
Цель: Создание атмосферы принятия, понимания, развития навыков общения, активного слушания, эмпатии, умения безоценочно относиться друг к другу.
9) Я-ты
Цель: формирование чувства близости между родителями и детьми
10) Рефлексия
Занятие 2 «Социальная самоидентификация»
1) Приветствие
Цель: Создание позитивного настроя
2) Кулак, палец, ладонь
Цель: Сплочение группы, эмоциональное и мышечное расслабление, создание атмосферы единства.
3) Счёт
Цель: Сплочение группы, эмоциональное и мышечное расслабление, создание атмосферы единства.
4) Переключатели
Цель: Создание позитивного настроя на работу, создание атмосферы единства.
5) Я и мир вокруг меня
Цель: Самовыражение, самосознание. Создание атмосферы принятия и понимания.
6) Маски
Цель: Самовыражение, самосознание. Работа с различными чувствами и состояниями.
7) Генеалогическое древо
Цель: Усиление сплочённости между родителями и детьми. Развитие взаимопонимания.
8) Старые фотографии
Цель: Усиление сплочённости между родителями и детьми. Развитие взаимопонимания. Установление связи между поколениями.
9) Что такое мальчик? Что такое девочка?
Цель: Расширение представлений о людях, социальном поведении людей.
10) Наши вопросы
Цель: Снятие напряжённости, создание групповой сплочённости.
11) Ищу друга
Цель: Сплочение группы, создание атмосферы единства, снятие напряжённости.
12) Рефлексия.
Занятие 3 «Мир детский и мир взрослый»
1) Приветствие
Цель: Создание позитивного настроя
2) Подари улыбку
Цель: Создание атмосферы единства, повышение позитивного настроя, развитие умения выражать своё эмоциональное состояние.
3) Зеркало
Цель: Эмоциональное осознание своего поведения, снижение напряжения, преодоление неуверенности.
4) Клеевой дождик
Цель: Развитие сплочённости группы, снижение напряжения.
5) Ты любишь…
Цель: Создание атмосферы принятия и понимания, развитие навыков общения, активного слушания, умения искренне относиться друг к другу.
6) Упражнение на принятии себя «Да-нет»
Цель: Формирование чувства близости между родителями и детьми, принятие друг друга, развитие навыков общения.
7) Великий мастер
Цель: Снятие внутренних зажимов. Поиск своих ресурсов.
8) Мир детский и мир взрослый
Цель: Самовыражение и самосознание. Создание атмосферы принятия и понимания, развитие эмпатии, умения без оценок и «ярлыков» относиться друг к другу.
9) Рефлексия
Занятие 4 «Прошлое-настоящее-будущее»
1) Приветствие
Цель: Создание позитивного настроя
2) Распределение времени
Цель: Развитие представление о времени, развитие способности структурировать своё время.
3) Прошлое-настоящее-будущее
Цель: Осознание своей жизни, работа над актуальными на данный момент проблемами и трудностями.
4) Твоя жизнь
Цель: Осознание своей жизни, работа над актуальными на данный момент проблемами и трудностями.
5) Кино
Цель: Самовыражение и самосознание. Создание атмосферы принятия и понимания, развитие эмпатии.
6) Закончи предложение
Цель: Самовыражение, самосознание.
7) Волшебный стул
Цель: Снятие внутренних зажимов. Поиск внутренних ресурсов.
8) Рефлексия.
Занятие 5 «Умение слушать»
1) Приветствие
Цель: Создание позитивного настроя
2) Испорченный телефон
Цель: Развитие навыков позитивного общения.
3) Разные ответы
Цель: Научиться отличать уверенные ответы от неуверенных и агрессивных.
4) Ты мне нравишься, потому что…
Цель: Создание атмосферы принятия и понимания, развитие умения безоценочно относиться друг к другу.
5) Акустики
Цель: Развитие концентрации внимания.
6) Никто не знает
Цель: Создание атмосферы принятия и понимания, развитие эмпатии.
7) Шурум-бурум
Цель: Развитие концентрации внимания, умения передавать различные настроения, умения понимать эмоциональное состояние другого человека.
8) Вижу разницу
Цель: Развитие концентрации внимания.
9) Картина двух художников
Цель: Развивать умение работать в парах, развитие навыка совместной деятельности, развитие эмпатии.
10) Рефлексия
Занятие 6 «Усиление сплочённости»
1) Приветствие
Цель: Создание позитивного настроя
2) Браво
Цель: Усиление сплочённости, снятие внутренних зажимов.
3) Фанты
Цель: Повышение позитивного настроя и сплочённости группы, эмоциональное и мышечное расслабление.
4) Пересядьте все те, кто…
Цель: Повышение позитивного настроя и сплочённости группы, эмоциональное и мышечное расслабление.
5) Найди себя
Цель: Самораскрытие, работа с образом «Я»
6) Какой он
Цель: Развитие сензитивности, эмпатии, взаимопонимания.
7) Хорошо или плохо
Цель: Учиться смотреть на одно и то же явление с разных точек зрения. Развитие умения слушать друг друга.
8) Комплименты
Цель: Усиление сплочённости. Снятие внутренних зажимов. Развитие умения доставить радость другому.
9) Только вместе
Цель: Развитие сензитивности, эмпатии, взаимопонимания.
10) Рефлексия.
Занятие 7 Работа с «Я-образом»
1) Приветствие
Цель: Создание позитивного настроя
2) Узкий мост
Цель: Усиление позитивного настроя и сплоченности группы, эмоциональное и мышечное расслабление.
3) Рисование себя
Цель: Самораскрытие, работа со своим внутренним миром.
4) 20 Я
Цель: Самораскрытие, работа со своим внутренним миром.
5) Пообщаться руками
Цель: Повышение сплочённости группы, эмоциональное и мышечное расслабление.
6) Волшебная рука
Цель: Самораскрытие, получение обратной связи.
7) Качества
Цель: Самораскрытие, получение обратной связи.
8) Место, где я себя прекрасно чувствую
Цель: Работа с внутренними ресурсами. Самораскрытие. Повышение внутреннего мира каждого человека.
9) Рефлексия.
Занятие 8 « Умение принимать решения»
1) Приветствие
Цель: Создание позитивного настроя
2) Передай мячик
Цель: Создание позитивного настроя
2) Узкий мост
Цель: Повышение позитивного настроя и сплочённости группы, эмоциональное и мышечное расслабление.
3) Воздушный шар
Цель: Формирование навыка принятия личных и коллективных решений. Формирование представлений о конфликтах.
4) Необитаемый остров
Цель: Формирование навыка принятия личных и коллективных решений. Формирование представлений о конфликтах, умения распознать и прогнозировать конфликтную ситуацию, развитие способности идти на компромисс.
5) Тень
Цель: Развитие наблюдательности, памяти, внутренней свободы и раскованности.
6) Рефлексия.
Занятие 9 « Почувствуй себя любимым»
1) Приветствие
Цель: Создание позитивного настроя
2) Щепки плывут по реке
Цель: Налаживание физического контакта между родителями и детьми, развитие тактильных ощущений.
3) Ласковое имя
Цель: Создание позитивного настроя, развитие чувства доверия, формирование в группе атмосферы взаимной поддержки.
4) Мои достижения
Цель: Поиск внутреннего ресурса, повышение самооценки.
5) Ресурсы
Цель: Поиск внутреннего ресурса, повышение самооценки.
6) Аплодисменты по кругу
Цель: Переживание чувства радости, волнения, ожидания, сплоченности группы, создание атмосферы принятия.
7) Паровозик
Цель: Развитие произвольности, умения принимать на себя ответственность, заботу о других.
8) Мы тебя любим
Цель: Эмоциональная поддержка, установление доверительных отношений.
9) Налаживание взаимоотношений
Цель: Возможность выразить свою любовь, поддержку, принять ребёнка, ощутить тактильный контакт.
10) Рефлексия.
Занятие 10 « Путь доверия»
1) Приветствие
Цель: Создание позитивного настроя
2) Надписи на футболке
Цель: Создание позитивного настроя на работу, развитие доверия.
3) Передай сигнал
Цель: Сплочение группы, развитие чувства ответственности.
4) Слепой и поводырь
Цель: Формирование чувства близости между родителями и детьми, развитие чувства безопасности, умения сопереживать.
5) Разведчики
Цель: Развитие наблюдательности, коммуникативных и организаторских способностей.
6) Кошки-мышки
Цель: Снятие эмоционального и мышечного напряжения, преодоление страхов.
7) Ёжик
Цель: Эмоциональная поддержка, установление доверительных отношений между родителями и детьми.
8) Колокол
Цель: Сплочение группы, снятие эмоционального и мышечного напряжения, создание атмосферы единства.
9) Рефлексия.
Занятие 11 « Настроение»
1) Приветствие
Цель: Создание позитивного настроя
2) Передай по кругу
Цель: Воспроизведение ситуаций во всех сенсорных модальностях, развитие творческого воображения.
3) Слепой танец
Цель: Снятие страхов и внутренних зажимов.
4) Пятнашки
Цель: Снятие избытка торможения, скованности, страхов. Преодоление неуверенности в себе.
5) Кораблик
Цель: Снятие страхов, преодоление неуверенности в себе.
6) Живые руки
Цель: Развитие эмоционального и физического контакта между родителями и детьми, формирование тактильного восприятия.
7) Доброе животное
Цель: Создание позитивного настроения, укрепление чувства принадлежности к группе.
8) Зоопарк
Цель: Снятие эмоционального напряжения, развитие выразительности поведения.
9) Сиамские близнецы
Цель: Развитие навыка действовать сообща, умения понимать намерения друг друга.
10) Рефлексия.
Занятие 12 « Сделай себя счастливей»
1) Приветствие
Цель: Создание позитивного настроя
2) Комплимент
Цель: Создание позитивного настроя, умения замечать положительные качества в людях и говорить им об этом.
3) Танец «Распускающийся бутон»
Цель: Активизировать совместную деятельность, создание позитивного настроения, умения синхронизировать свои действия с действиями других.
4) Планирование будущего
Цель: Умение планировать своё будущее, развитие самоконтроля.
5) Театр
Цель: Развитие выразительности движений, коммуникативных возможностей, снятие страхов.
6) Путаница
Цель: Создание позитивного настроения, развитие организаторских способностей, повышение самооценки.
7) Цвет-предмет
Цель: Развитие внимания, ассоциативных связей, активизация мышления. Преодоление неуверенности в себе.
8) Скульптор и глина
Цель: Развитие взаимопонимания, способности к самовыражению, творчеству.
9) Рисунок-подарок
10) Общий рисунок
11 Подведение итогов.
4. Анкетирование родителей и детей (в течение года) (Приложения 1,2,3)
Приложение 1
Уважаемые родители, чтобы помочь своему ребёнку избавиться от недовольства собой и своим окружением и от желания поиграть со смертью, попробуйте начать с себя. Проанализируйте, прежде всего, состояние своего внутреннего мира.
Заполните следующую таблицу:
Я доволен |
Я высоко ценю |
Я недоволен |
Я не люблю |
В ЖИЗНИ |
|||
1 |
|
|
|
2 |
|
|
|
3 |
|
|
|
4 |
|
|
|
5 |
|
|
|
В ЛЮДЯХ |
|||
1 |
|
|
|
2 |
|
|
|
3 |
|
|
|
4 |
|
|
|
5 |
|
|
|
В СЕБЕ |
|||
1 |
|
|
|
2 |
|
|
|
3 |
|
|
|
4 |
|
|
|
5 |
|
|
|
Таблицу следует заполнять наедине с собой, не торопясь (возможно, в течение нескольких дней), не лукавя и не стараясь выглядеть лучше, чем вы есть на самом деле
Приложение 2
В таблице отмечайте - неделя за неделей, месяц за месяцем, удаётся ли вам следовать этим простым, но очень важным правилам. Если успехи налицо, ставьте кружок; заштрихованный - если собой все – таки недовольны. При «переменных успехах» делите кружок надвое.
По истечении нескольких месяцев проанализируйте, как связаны ваши достижения с положительными изменениями в ваших отношениях с ребёнком.
•Разговаривайте друг с другом: если общения не происходит, вы отдаляетесь друг от друга |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
•Умейте выслушивать внимательно, с пониманием, не перебивая и не настаивая на своём |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
•Рассказывайте им о себе. Пусть ваши дети знают, что вы готовы поделиться с ними, а не уходите в себя |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
•Будьте тверды и последовательны: не выставляйте условия, которые не можете выполнить. Ребёнок должен знать чего от вас ожидать |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
•Будьте рядом: важно, чтобы дети понимали, что дверь к вам открыта и всегда есть возможность побыть и поговорить с вами |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
•Старайтесь всё делать вместе, планировать общие интересные дела: нужно как можно активнее развивать интересы ребёнка, чтобы дать ему альтернативу, если ему вдруг предстоит делать выбор, где одним из предложенных вариантов будет наркотик |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
•Общайтесь с его друзьями: подросток часто ведёт себя тем или иным образом, находясь под влиянием окружения |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
•Показывайте пример. Алкоголь, табак, медикаменты – их употребление привычно, хотя может вызвать проблемы (например, алкоголизм). Все эти вещества легальны, но то, как вы их употребляете, какое место они занимают в вашей жизни, - пример для ваших детей |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
•Помните, что ребёнок нуждается в вашей поддержке: помогите ему поверить в свои силы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
•Не запугивайте: они могут перестать вам верить |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 3
Найдите несколько минут, чтобы заполнить анкеты и узнать, какими защитными качествами уже обладает ваш ребёнок и какие защитные ресурсы ему необходимы.
Для этого заполните анкеты независимо друг от друга, отметив галочкой те утверждения, которые вам кажутся справедливыми. Затем попросите ребёнка поделиться с вами его ответами и покажите ему свою анкету. Что получилось? У вашего ребёнка больше защитных качеств, чем вы ожидали? Меньше? Ваши представления о защитных качествах и ресурсах ребёнка о том, что он думает о себе и своей семье, не совпадают? Вместе поговорите и подумайте об этом.
Анкета для детей
Внимательно прочитайте каждое утверждение. Если оно кажется тебе справедливым, отметь его галочкой
1. Я чувствую любовь и поддержку семьи.
2. Я всегда могу серьёзно поговорить с родителями.
3. Я часто разговариваю с родителями на разные темы.
4. Я могу обратиться за помощью не только к родителям, но и к другим взрослым.
5. Я часто серьёзно разговариваю не только с родителями, но и с другими взрослыми.
6. Родители интересуются моей учёбой, иногда помогают делать домашние задания и посещают школьные мероприятия.
7. В моей школе хорошо.
8. Родители чётко формулируют свои требования к моему поведению.
9. Родители наказывают меня, когда я нарушаю принятые в семье правила.
10. Когда я куда-то иду, родители спрашивают, куда я иду, с кем и когда вернусь домой.
11. Количество вечеров, которые я могу проводить вне дома, с друзьями, ограничено.
12. Мои друзья хорошо учатся, не употребляя алкоголь и наркотики.
13. Я занимаюсь музыкой.
14. Я занимаюсь в спортивной секции.
15. .Я занимаюсь спортом вне школы.
16. Я стараюсь хорошо учиться.
17. После окончания школы я собираюсь учиться дальше.
18. Мои оценки выше среднего.
19. Ежедневно не менее часа я учу уроки.
20. Мне нравится помогать людям.
21. Мне небезразличны катастрофы и стихийные бедствия, такие как голод.
22. Мне небезразличны чувства окружающих.
23. Я придерживаюсь собственных убеждений.
24. Я умею принимать решения.
25. Я легко нахожу друзей.
26. Я умею планировать будущее.
27. Я доволен собой.
28. У меня будет счастливая жизнь.
Анкета для родителей
Внимательно прочитайте каждое утверждение. Если оно кажется вам справедливым, отметьте его галочкой.
1. Дома мой ребёнок окружён теплом и заботой.
2. Когда мой ребёнок хочет серьёзно со мной поговорить, я к этому готов (а).
3. Я часто серьёзно разговариваю с ребёнком.
4. Кроме меня, мой ребёнок имеет возможность посоветоваться с другими взрослыми.
5. Мой ребёнок разговаривает с другими взрослыми на серьёзные темы.
6. Я интересуюсь тем, как мой ребёнок учится, иногда помогаю делать домашние задания и посещаю школьные мероприятия.
7. В школе, где учится мой ребёнок, доброжелательная атмосфера.
8. Я отчетливо выражаю свои требования к поведению моего ребёнка.
9. Я устанавливаю правила поведения и наказываю ребёнка за нарушение правил.
10. Когда мой ребёнок уходит из дома, я знаю, куда он пошёл, с кем и когда вернётся домой.
11. Я ограничиваю количество вечеров, которые мой ребёнок может провести вне дома.
12. Друзья моего ребёнка влияют на него хорошо. Они хорошо учатся, не употребляют алкоголь и наркотики.
13. Мой ребёнок занимается музыкой не менее одного часа в неделю.
14. Мой ребёнок посещает спортивную секцию в школе не реже одного раза в неделю.
15. Мой ребёнок занимается спортом вне школы не реже одного часа в неделю.
16. Мой ребёнок старается хорошо учиться в школе.
17. Мой ребёнок продолжит образование после окончания школы.
18. Мой ребёнок готовит уроки как минимум шесть часов в неделю.
19. Мой ребёнок стремится помогать окружающим.
20. Моему ребёнку небезразличны катастрофы и стихийные бедствия, такие как голод.
21. Моему ребёнку небезразличны чувства других людей.
22. Убеждения моего ребёнка таковы, что не позволяют ему заниматься сексом в подростковом возрасте.
23. Мой ребёнок придерживается собственных убеждений.
24. Мой ребёнок умеет принимать собственные решения.
25. Мой ребёнок легко находит друзей.
26. Мой ребёнок умеет принимать разумные решения.
27. Мой ребёнок умеет планировать своё будущее.
28. Мой ребёнок надеется на счастливое будущее.
5. Итоговое занятие-1 час
Дискуссия с семейной группой «Легко ли быть счастливым»
Критерии и оценки эффективности программы:
Эффективность программы будет определяться следующей системой показателей:
• объективными медико –физиологическими показателями здоровья школьников;
• востребованностью услуг школы (консультации для родителей и детей, спортзал…);
•снижение роста конфликтных ситуаций;
• снижение количества общественно-опасных деяний, совершённых школьниками;
• снижение числа семей, состоящих в группе риска и в СОП;
• изменение поведения учащихся (по результатам наблюдений);
• продолжение выпускниками обучения или их трудоустройство (100%);
• уровень социализации выпускников школы в обществе.