Программа "Контраст" | Галина Александровна Федченко. Работа №234933
Автор: Галина Александровна Федченко
Программа художественной направленности для детей до школьного возраста.
Муниципальное казенное образовательное учреждение
«Управление образованием Туринского городского округа»
Муниципальное автономное образовательное учреждение
дополнительного образования
Центр дополнительного образования «Спектр»
Туринского городского округа
Утверждаю:
Директор МАОУ ДО ЦДО
«Спектр»
_______________ Т.А. Кормина
от «___» ______2019 г.
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности
«Контраст»
Срок реализации программы: 1 год
Составитель:
Федченко Г. А.
педагог дополнительного образования
г. Туринск, 2019
Комплекс основных характеристик программы
Пояснительная записка 1 года обучения
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа разработана в соответствии: Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ; Концепцией развития дополнительного образования детей (утверждена распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 г. № 1726-р); СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»; Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) Минобрнауки России от 18 ноября 2015 №09-3242; Приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 г. № 196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»; Уставом МАОУ ДО ЦДО «Спектр».
Данная общеобразовательная общеразвивающая программа художественной направленности изучает различные виды художественного творчества, реализует общекультурное направление. Курс «Контраст» дает возможность обучать детей основам изобразительного искусства и развивать творческое мышление.
Направленность программы - художественная.
Актуальность программы.
Без воспитания эстетически грамотных людей, воспитания с ранних лет уважения к духовным ценностям, умения понимать и ценить искусство, без пробуждения у детей творческих начал невозможно становление цельной, гармонично развитой и творчески активной личности.
Отличительные особенности программы.
При реализации данной программы дети приобщаются к поисковой работе и умении использовать её в своём творчестве. А актуальность заложена в реализации основной цели преподавания изобразительного искусства; формирование внутреннего мира человека, эмоциональной отзывчивости , приобщение к ценностям и традициям народной культуры.
Адресат общеразвивающей программы: дошкольники (5-6 лет)
Ребенок данной возрастной группы совершенствует технические навыки и умения в различных видах художественной деятельности. Педагог организует совместную работу, координирует действия ребенка, направляет его на поиск наиболее удачного решения в выборе способа изображения. В этом возрасте закрепляются и совершенствуются представления, а так же умения и навыки изображения украшения. Развиваются самостоятельность, инициативность, умение создавать выразительный образ, передавать свое отношение к изображаемому, используя полученные знания. В изображении предметного мира ребенок передает как общие, типичные, так и характерные, индивидуальные признаки предметов или живых объектов.
Объем и срок освоения общеразвивающей программы:
Объем программы: 60 часа.
Режим занятий: 2 часа в неделю.
Форма обучения: очная.
Срок реализации программы 1год.
Формы занятий: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Уровень программы
«Стартовый» обучающемуся предлагается знакомство с основными представлениями, не требующими владения специализированными предметными знаниями и концепциями, участие в решении заданий и задач, обладающих минимальным уровнем сложности, необходимым для освоения содержания программы
Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «Контраст» является модифицированной программой, создана на основе программ «Волшебные краски» автор: Поварницина Е.А. г. Чайковский и «Палитра» автор Онорина О. С. г. Калининград.
Цель общеобразовательной общеразвивающей программы «Контраст» 1 года обучения – обучение детей основам изобразительной грамоты и их активное творческое развитие с учётом индивидуальности каждого ребёнка посредством занятий изобразительной деятельностью.
Задачи 1 года обучения:
Обучающие:
Знакомство с различными художественными материалами и техниками изобразительной деятельности.
Приобретение умения грамотно строить композицию с выделением композиционного центра.
Развивающие:
Развить память, внимание, фантазию, воображение.
Развить колористическое видение.
Развить художественный вкус.
Воспитательные:
Воспитать устойчивый интерес к занятию изобразительным творчеством.
Воспитать бережное отношение друг к другу, работам других ребят.
Формировать нравственно-эстетическую потребность.
Программа дополнительного образования «Контраст» рассчитана на 72 учебных часа.
Содержание программы
Учебный план (1 год обучения 72 часа)
Наименование разделов
Количество часов
Всего
Теория
Практика
Форма аттестации
1. Вводное занятие.
2
2
-
Устный опрос
2. Акварельная техника.
14
3
11
Просмотр, устный опрос.
3. Гуашевая техника.
16
4
12
Просмотр, устный опрос.
4. Смешанные техники.
16
4
12
Просмотр, устный опрос.
5. Бумагапластика.
14
3
11
Просмотр, устный опрос.
6. Итоговое занятие.
2
2
-
Итоговый просмотр, устный опрос, контрольное художественно-практическое задание.
Всего:
64
18
46
Содержание учебного плана
Теория:
Вводное занятие. Знакомство с материалом и инструментами.
Практика: Игра.
2.Теория: «Акварельная техника» Простые акварельные приемы.
Выполнение несложных упражнений с акварелью.
Практика: Выполнение несложных упражнений с акварелью. Выполнение упражнений по схеме
3.Теория: « Гуашевая техника»
Практика: Выполнение композиций в простых гуашевых техниках. Выполнение рисунков по схеме.
4.Теория: «Смешанные техники»
Практика: Выполнение композиций в простых смешанных техниках. Выполнение тонировки, штриховки.
5.Теория: «Бумагопластика». Правила обращения с бумагой и ножницами.
Практика: Выполнение несложных оригами по схеме. Составление оригами-композиций на заданную тему
6. Итоговое занятие.
Планируемые результаты
Планируемые результаты 1 года обучения:
В результате реализации программы предполагается достижение определённого уровня овладения детьми изобразительной грамоты. Дети будут знать специальную терминологию, получат представление о видах и декоративно прикладного искусства, научатся обращаться с основными художественными материалами и инструментами изобразительного искусства.
По окончанию 1 года обучения, обучающиеся достигнут следующих результатов: личностные, метапредметные и предметные результаты.
Личностные результаты художественного обучения, которые отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся:
-эмпатические свойства личности, способности к эстетическому переживанию, созерцанию окружающего мира, проявленность чувства интереса к явлениям жизни;
- способности к эмоционально-нравственной и ценностно-смысловой ориентации в окружающем мире; культуросообразная оценка явлений реальности;
- сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
- чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
- уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом.
Метапредметными результатами является формирование следующих действий (УУД):
Познавательные УУД
осознавать познавательную задачу;
Регулятивные УУД
принимать и сохранять учебную задачу;
планировать (в сотрудничестве с учителем и
одногруппниками
или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану.
Коммуникативные УУД
задавать вопросы, формулировать собственные мысли, высказывать свое мнение.
Комплекс организационно-педагогических условий:
Календарный учебный график (1 год обучения 72 часа)
№ п/п
Месяц
Число
Форма занятия
Кол-во часов
Тема
Форма аттестации
1
Вводное занятие. Лекция.
2
Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Оборудование рабочего места. Принадлежности, необходимые для занятий рисованием. Правила пользования кистями. Свойства и виды бумаги.
Устный опрос
2.1
Лекция. Практическое занятие.
2
«Акварельная техника»
Знакомство с инструментами и материалами. Знакомство с акварелью.
Устный опрос.
2.2
Лекция. Практическое занятие.
6
«Акварельная техника»
Простые акварельные приемы.
Выполнение несложных упражнений с акварелью.
Выполнение упражнений по схеме.
Устный опрос.
2.3
Лекция. Практическое занятие.
6
«Акварельная техника»
Рисование с натуры по схеме. Выполнение тематических композиций по схеме. Выполнение композиций по представлению.
Устный опрос. Просмотр.
3.1
Лекция. Практическое занятие.
4
«Гуашевая техника»
Знакомство с гуашью.
Свойства гуашевой краски и её виды.
Техника нанесения мазков. Базовые упражнения с кистью.
Устный опрос.
3.2
Лекция. Практическое занятие.
6
«Гуашевая техника»
Выполнение композиций в простых гуашевых техниках.
Выполнение рисунков по схеме.
Устный опрос.
3.3
Лекция. Практическое занятие.
6
«Гуашевая техника»
Выполнение композиций в гуашевых техниках.
Выполнение тематических композиций по схеме. Выполнение композиций по представлению.
Устный опрос. Просмотр.
4.1
Лекция. Практическое занятие.
4
«Смешанные техники»
Знакомство со смешными техниками рисования.
Выполнение базовых упражнений с карандашами, мелками.
Устный опрос.
4.2
Лекция. Практическое занятие.
6
«Смешанные техники»
Выполнение композиций в простых смешанных техниках.
Выполнение тонировки, штриховки.
Устный опрос.
4.3
Лекция. Практическое занятие.
6
«Смешанные техники»
Выполнение композиций в несложных смешанных техниках.
Выполнение тематических композиций по схеме.
Выполнение композиций в технике «Пуантель», «Штампинг».
Выполнение композиций по представлению.
Устный опрос. Просмотр.
5.2
Лекция. Практическое занятие.
6
«Бумагопластика»
Выполнение несложных композиций в технике торцевание по схеме. Составление композиций по заданной теме.
Устный опрос.
5.3
Лекция. Практическое занятие.
8
«Бумагопластика»
Выполнение несложных композиций в технике квиллинг.
Составление композиций по заданной теме.
Устный опрос. Просмотр.
6
Лекция. Практическое занятие.
2
Итоговое занятие.
Выполнение итоговой работы.
Устный опрос, итоговый просмотр, контрольная художественно-практическая работа.
Итого:
60
Условия реализации общеразвивающей программы:
Материально-технические требования
Парта 7шт
Бумага акварельная
Стол 1шт
Краски гуашевые
Стул 16шт.
Краски акварельные
Шкаф 3 шт.
Кисти
Доска 4шт.
Емкость для воды
Тумбочка 2шт.
Карандаш простой
Мольберт 9 шт.
Карандаши цветные
Информационное обеспечение-интернет источники.
Кадровое обеспечение – Федченко Г.А. педагог дополнительного образования.
Формы аттестации и контроля
Организация выставок детских работ для родителей.
Тематические выставки в ОУ.
Оформление эстетической развивающей среды в группе.
Итоговые просмотры работ.
Методические материалы
Учебно-наглядные пособия:
и
ллюстрации
и
грушки
п
резентации
Методические материалы:
литература
по
ИЗО
цветовые и композиционные схемы, пошаговые разработки выполнения;
Предметными результатами изучения курса «Контраст» является формирование следующих знаний и умений:
Знать:
основы
цветоведения
;
различные художественные техники.
Уметь:
правильно использовать изобразительные материалы;
смешивать цвета.
Список литературы
Галанов А. С., Корнилова С. Н., Куликова С. Л. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. – М
.
:
ТЦ «Сфера», 2000
Доронова
Т. Н. Изобразительная деятельность и эстетическое развитие дошкольников: методическое пособие для воспитателей дошкольных образовательных учреждений. – М
.
:
Просвещение, 2006
Казанова Р. Г.,
Сайганова
Т. И., Седова Е. М. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М: ТЦ «Сфера», 2004
Колдина
Д. Н. Рисование с детьми 4-5, 5-6 лет. Конспекты занятий. – М
.
:
Мозаика-Синтез, 2013
Коллективное творчество дошкольников: конспекты занятий. /Под ред.
Грибовской
А. А. – М
.
:
ТЦ «Сфера», 2005
Лыкова И. А., Изобразительная деятельность в детском саду. Старшая группа. – М
.
:
ИД «Цветной мир», 2013
Немешаева Е. А. Разноцветные ладошки /Екатерина Немешаева. - М
.
:
Айрис-пресс, 2013.
Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. – М
.
:
«Карапуз – Дидактика», 2006
Утробина К. К., Утробин Г. Ф. Увлекательное рисование методом
тычка
с детьми 3-7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М
.
:
Издательство «ГНОМ и Д», 2001