Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 21.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Программа кружка "Экознайка" | Кондакова Татьяна Николаевна. Работа №206654

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Кондакова Татьяна Николаевна
Открытие кружка данной направленности определено особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. Поэтому важность преподавания экологических знаний в школе относится к числу важнейших принципов государственной экологической политики России.

Цель: становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осоз­нающей свое место в Природе.    

 Прогнозируемый результат: воспитание поколения, которое сможет отвечать за свои поступки, которое будет знать, что каждое неосторожное движение его тела, руки, мысли несет за собой необратимые экологические последствия.

Программа кружка разработана для обуча­ющихся начальной школы, состоит из четырех частей, органически связанных друг с другом, рассчитана на 135 часов.

Содержание программы выстроено в рамках единой логики:

1-й год обучения - «Знакомые незнакомцы» (33 часа).

2-й год обучения – «Зеленые страницы»  (34 часа).

3-й год обучения – «Человек – часть экологической системы» (34часа).

4-й год обучения - «Познавательная экология» (34 часа).

Педагогическая целесообразность  программы продиктована отсутствием в теории и практи­ке экологического образования в начальной школе.

Пояснительная записка

Открытие кружка данной направленности определено особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. Поэтому важность преподавания экологических знаний в школе относится к числу важнейших принципов государственной экологической политики России.

Цель: становление экологически грамотной личности, способной гармонично взаимодействовать с окружающим миром и осознающей свое место в Природе.

Задачи:

Дать ребёнку знания об окружающей его Природе, познакомить с разнообразием животного и растительного мира его малой родины, показать неповторимость, величие, силу и красоту природы.

Создать условия для расшире

ния экологических представлений младших школьников, форми

руемых в основном курсе, их конкретизация, иллюстрирование значительным числом ярких, доступных примеров.

Развивать потребность в необходимости и возможности решения экологических проблем, доступных младшему школь

нику.

Воспитывать у детей понимание чувства ответственности за свои действия и состояние окружающей природы, вплоть до ограничения своих потребностей, желание участвовать в посильных акциях по защите окружающей среды в ближайшем окружении.

Помочь ребёнку самоопределиться в построении взаимоотношений с природой и окружающим его миром.

Прогнозируемый результат: воспитание поколения, которое сможет отвечать за свои поступки, которое будет знать, что каждое неосторожное движение его тела, руки, мысли несет за собой необратимые экологические последствия.

Программа кружка разработана для обучающихся начальной школы, состоит из четырех частей, органически связанных друг с другом, рассчитана на 135 часов. Занятия проводятся 1 раз в неделю по одному академическому часу.

Программа составлена в соответствии с образовательным компонентом «Окружающий мир» для начальной школы, соответствует требованиям к содержанию образовательных программ дополнительного образования детей, построена с учетом преемственности экологического образования дошкольников и младших школьников, опирается на теоретический, практический и личностный опыт обучающихся, полученный при изучении курса «Окружающий мир» на уроках.

Содержание программы выстроено в рамках единой логики:

1-й год обучения - «Знакомые незнакомцы» (33 часа).

2-й год обучения – «Зеленые страницы» (34 часа).

3-й год обучения – «Человек – часть экологической системы» (34часа).

4-й год обучения - «Познавательная экология» (34 часа).

Новизна программы: занятия кружка проводятся в рамках реализации природоохранного социально – образовательного проекта «Эколята».

Приоритетной особенностью программы является формирование в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира, как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе у ребенка происходит становление современной экологически ориентированной картины мира, развивается чувство сопричастности к жизни природы и общества, формируются личностные качества культурного человека - доброта, терпимость, ответственность.

Педагогическая целесообразность  программы продиктована отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе. Любознательность младшего школьника, пытливость его ума, быстрая увлекаемость новым заставляет расширять границы информационного пространства. Предлагаемая программа позволяет в большем объеме и более разнопланово донести до ребенка неизвестное, загадочное, тайное, открывая перед ним горизонты информационного поля.

Практическая, деятельностная направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые занятия, практикумы и опытническую работу.

Ведущие технологии обучения

Личностно – ориентированные технологии позволяют найти индивидуальный подход к каждому ребенку, создать для него необходимые условия комфорта и успеха в обучении. Они предусматривают выбор темы, объем материала с учетом сил, способностей и интересов ребенка, создают ситуацию сотрудничества для общения с другими членами коллектива.

Игровые технологии помогают ребенку в форме игры усвоить необходимые знания и приобрести нужные навыки. Они повышают активность и интерес детей к выполняемой работе.

Технология творческой деятельности используется для повышения творческой активности детей.

Технология исследовательской деятельности позволяет развивать у детей наблюдательность, логику, большую самостоятельность в выборе целей и постановке задач, проведении опытов и наблюдений, анализе и обработке полученных результатов. В результате происходит активное овладение знаниями, умениями и навыками.

Планируемые результаты:

Предметные результаты:

осознавать ценность природы для человека

;

оценивать влияние деятельности человека на животных

;

различать неживое и живое в природе;

объяснять приспособленность животных

и растений

к условиям существования;

знать растения и животных своей местности (обычные, редкие, лекарственные, охраняемые);

знать сроки сбора лекарственных растений, правила заготовки лекарственного сырья;

узнавать изученных представителей животного и растительного мира в природе, на картинках, по описанию;

знать и применять в жизни способы сохранения окружающей природы;

различать положительные и отрицательные влияния человека на животных, устанавливать причинно-следственные связи;

применять теоретические знания при общении с живыми организмами и в практической деятельности по сохранению природного окружения и своего здоровья;

знать простейшие методы исследования природы: наблюдение и опыт;

оформлять результаты наблюдений в виде простейших схем, знак

ов, рисунков, описаний, выводов.

Личностные результаты:

понима

ть

необходимост

ь

заботливого и

бережного

отношения к окружающей среде;

понимать свою роль

в деле охраны окружающей среды

;

понимать и принимать

самоценность

любого организма;

знать и

выполн

ять

основны

е

правил

а

без

опасного поведения в природе

и здорового образа жизни

;

заботиться об оздоровлении окружающей природной сре

ды, об улучшении качества жизни;

учиться решать экол

огические проблемы родного края;

оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей;

развитие моральн

о-этического сознания;

оценивать свои достижения на занятии

.

Метапредметные результаты:

Регулятивные:

понимать своё продвижение в

овладении содержанием курса;

з

амечать и исправлять свои ошибки во

время изучения данной программы;

выполнять правила экологически

сообразного поведения в природе.

Познавательные:

о

владе

ть

начальными формами исследовательс

кой деятельности;

понимать информацию, представленную в

виде текста, рисунков, схем;

знать основные экологические понятия;

осуществлять поиск инфор

мации при выполнении заданий

;

уметь проектировать свою творческую деятельность при изготовлении поделок и рисунков по темам курса.

Коммуникативные:.

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её;

о

сознавать важность коммуник

ативных умений в жизни человека;

в

ысказывать и

обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Основные принципы содержания программы: 

принцип единства сознания и деятельности;

принцип наглядности;

принцип личностной ориентации;

принцип системности и целостности;

принцип экологического гуманизма;

принцип краеведческий

Формы организации деятельности: индивидуальная, парная, групповая.

Средствами эффективного усвоения программы курса являются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, моделирование, разработка и создание экознаков, театрализованные представления, экологические акции, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток. Предполагаются различные формы привлечения семьи к совместной экологической деятельности: семейные экологические домашние задания, участие в работах на пришкольном участке, в проведении общешкольной Недели экологии, помощь в оборудовании и озеленении холлов, классных комнат.

Формы, способы и средства проверки и оценки результатов

В ходе реализации программы регулярно проводится диагностика полученных результатов.

Входящий контроль: определение уровня компетентностей в виде бесед, практических и творческих работ.

Промежуточный контроль: проверка уровня формирования компетентностей в ходе беседы, игры, конкурса, самоанализ выполнения творческой работы.

Итоговый контроль: в ходе проведения викторин, игр, участия в выставках и мероприятиях.

Критерии оценки компетентностей

Низкий уровень: удовлетворительное владение теоретической информацией по темам курса, умение пользоваться литературой при подготовке сообщений, пассивное участие в организации выставок, элементарные представления об исследовательской деятельности.

Средний уровень: достаточно хорошее владение теоретической информацией по курсу, умение систематизировать и подбирать необходимую литературу, проводить исследования и опросы, иметь представление об исследовательской деятельности, участие в конкурсах, выставках, организации и проведении мероприятий.

Высокий уровень: свободное владение теоретической информацией по курсу, умение анализировать литературные источники и данные исследований и опросов, выявлять причины, проводить исследовательскую деятельность, активно принимать участие в мероприятиях, конкурсах, применять полученную информацию на практике.

 

Полученные результаты могут быть занесены в лист наблюдения. Заполнять такой лист может как учитель, так и сам ученик (совместно с учителем и под его контролем). Освоенные навыки дети и учитель могут отмечать в листах с помощью линеечек или закрашивая определенную клеточку – полностью или частично.

Лист наблюдения

1-я ступень

Ставит цель исследования с помощью учителя

Следует плану, предложенному учителем

Использует источники информации, рекомендованные учителем

2-я ступень

Ставит цель исследования самостоятельно

В целом представляет, как достичь цели

Пытается обнаружить способы получения информации

3-я ступень

Самостоятельно ставит цель исследования и действует согласно этой цели

Самостоятельно планирует и проводит исследовательский эксперимент

Знает, как получить необходимую информацию и использует разные способы ее получения

 

Для оценивания осознанности каждым обучающимся особенностей развития его собственного процесса обучения наиболее целесообразно использовать метод, основанный на вопросах для самоанализа. Этот метод рекомендуется использовать в ситуациях, требующих от обучающегося строгого самоконтроля и саморегуляции своей учебной деятельности на разных этапах формирования ключевых предметных умений и понятий курса, а также своего поведения, строящегося на сознательном и целенаправленном применении изученного в реальных жизненных ситуациях.

Вопросы для самоанализа могут быть следующими:

Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось), потому что_________________________________

________________________

Наиболее трудным мне показалось______________________________

Я думаю, это потому, что

______________________________________

Самым интересным было

_______________________________________

Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы сделал следующее ____________________________________________________

________

_

Я бы хотел попросить своего учителя

_____________________________

Все – или наиболее значимые – результаты оценивания должны фиксироваться и храниться в портфолио ребенка

 

 

 

Содержание программы

1 класс

Тема 1. Введение (1ч). Знакомство детей с целями и задачами занятий, входная диагностика. Экология - наука о связях между живыми существами и окружающей их средой, между человеком и природой. История охраны природы. Беседа. Загадки. Работа в экологических дневниках. Познавательная игра «Поле чудес».

Тема 2. Дикие животные (19 часов). Знакомство детей с животными леса. Основы обитания животных леса. Образ жизни, питание. Основы классификации и разнообразия полярных животных. Особенности жизни

и суровые условия существования животных Северного полушария. Красная книга России и Архангельской области.

Практические работы: просмотр видеоматериалов, сообщения, презентации, выставка рисунков, творческих работ.

Тема 3. Пернатые жители (13 часов). Знакомство детей с пернатыми друзьями леса. Основы обитания птиц леса. Образ жизни, питание. Практическая деятельность: изготовление кормушек для птиц, наблюдение за поведением птиц.

 

Тематическое планирование. 1-й год обучения

«Знакомые незнакомцы» - 33 час

 

зан.

Тема занятия

Количество часов

1

1. Введение (1 час) Вводное занятие: Что такое Экология? Игра «Поле чудес»

1

 

2. Дикие животные (19 часов)

19

2

Заяц - «Длинное ухо»

1

3

Лисица. «Лиса Патрикеевна»

1

4

Серый хищник - волк

1

5

Хозяин леса - медведь

1

6

Любознательный зверёк - белка

1

7

Куница - охотник на белок

1

8

Лесной красавец - лось

1

9

Сердитый недотрога - ёж

1

10

Подземный житель - крот

1

11

Всеядное животное — барсук

1

12

Бобр-строитель

1

13

Запасливый бурундук

1

14

Соболь - «дорогой» зверёк

1

15

Рысь - родственник кошки

1

16

Хозяин Арктики – белый медведь

1

17

Жители Арктики: тюлень и морской леопард

1

18

Житель Крайнего Севера - морж

1

19

Житель заснеженной тундры – северный олень

1

20

Обобщающие занятие о диких животных «Знай животных своего края»

1

 

3. Пернатые жители (13 часов)

13

21

Воробей - самая распространённая птица на Земле

1

22

Ворона - «интеллектуальная» птица. Ворон - красивая, умная птица.

1

23

«Золотая птица» — иволга

1

24

Сорока - белобока - «лесная сплетница»

1

25

«Лесной доктор» - дятел

1

26

Соловей - «великий маэстро»

1

27

Галка - городская птица

1

28

Загадочная птица - кукушка

1

29

«Пернатая кошка» - сова

1

30

Любимая птица - снегирь

1

31

«Сестрицы-синицы» - самые полезные птички России

1

32

Наш добрый сосед - скворец

1

 33

Обобщающее занятие о птицах своего края.

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание программы

2 класс

Знакомство обучающихся с миром растений. Разнообразие растений. Растения природных сообществ. Первые наземные растения. Растения у тебя дома. Значение растений. Ядовитые растения, нужны ли они? Условия для существования растений. Строение растений. Лист – фабрика энергии. Вегетативное размножение растений. Размножение семенами. Разнообразие семян. Значение семян. Условия прорастания семян. Распространение семян. Растения и химия. Медицина и растения. Влияние человека на растения. Растения – индикаторы. Правила поведения в природе. Природоохранная деятельность человека. Растения, занесенные в Красную книгу России и Архангельской области. Знакомство с особым царством – царством грибов. Сформировать представление о грибах как части живой природы; показать значение грибов для человека, растений и животных; познакомить с многообразием грибов, выделив группы съедобных и несъедобных. Грибы - накопители вредных веществ. Дать представление о строении шляпочных, пластинчатых и трубчатых грибов. Познакомить с правилами сбора грибов без нарушения лесной подстилки.

Практическая деятельность: работа с гербарными материалами. Изготовление гербария. Определение растений в кабинете. Особенности ухода за разными комнатными растениями. Пересадка комнатных растений. Определение всхожести семян. Посадка семян растений. Исследовательская работа: создание разных условий для их роста.

 

Тематическое планирование. 2-й год обучения

«Зеленые страницы» - 34 часа 

 

зан.

Тема занятия

Количество часов

Лес — наше богатство! Правила поведения в лесу.

1

Этажи леса.

1

Растения леса. Работа с литературой «Великан на поляне или первые уроки экологической этики», «Зеленые страницы», «От земли до неба» (автор А. А. Плешаков, М.: Просвещение, 2014г.)

1

Лесные пожары.

Учёный-эколог Франко Тасси и его «10 заповедей друзей леса».

1

Растения луга. Работа с литературой «Великан на поляне или первые уроки экологической этики», «Зеленые страницы», «От земли до неба» (автор А. А. Плешаков, М.: Просвещение, 2014г.)

1

Растения водоемов. Работа с литературой «Великан на поляне или первые уроки экологической этики», «Зеленые страницы», «От земли до неба» (автор А. А. Плешаков, М.: Просвещение, 2014г.)

1

Растения поля. Работа с литературой «Великан на поляне или первые уроки экологической этики», «Зеленые страницы», «От земли до неба» (автор А. А. Плешаков, М.: Просвещение, 2014г.)

1

Особое царство - царство грибов. Правила сбора грибов. Работа с литературой «Великан на поляне или первые уроки экологической этики», «Зеленые страницы», «От земли до неба» (автор А. А. Плешаков, М.: Просвещение, 2014г.)

1

Морские цветы (актинии), звезды, ежи и другие живые «чудеса».

1

Растения – опасные сорняки и вредители здоровья человека. Работа с литературой «Великан на поляне или первые уроки экологической этики», «Зеленые страницы», «От земли до неба» (автор А. А. Плешаков, М.: Просвещение, 2014г.)

1

Берёза — символ России. 

1

Растения в нашем парке. Что мы знаем о липе? 

1

Растения - путешественники. Работа с литературой «Великан на поляне или первые уроки экологической этики», «Зеленые страницы», «От земли до неба» (автор А. А. Плешаков, М.: Просвещение, 2014г.)

1

Что такое насекомоядные растения?

1

Удивительные комнатные растения. Работа с литературой «Великан на поляне или первые уроки экологической этики», «Зеленые страницы», «От земли до неба» (автор А. А. Плешаков, М.: Просвещение, 2014г.)

1

«Где цветы, где листья?» Особенности цветения растений.

1

Необычные цветы. Цветы в нашей жизни. Работа с литературой «Великан на поляне или первые уроки экологической этики», «Зеленые страницы», «От земли до неба» (автор А. А. Плешаков, М.: Просвещение, 2014г.)

1

Растения-рекордсмены.

1

Особенности ухода за разными комнатными растениями.

1

Практическая работа: «Пересадка комнатных растений».

1

Культурные растения (садовые деревья, кустарники, травянистые растения). Работа с литературой «Великан на поляне или первые уроки экологической этики», «Зеленые страницы», «От земли до неба» (автор А. А. Плешаков, М.: Просвещение, 2014г.)

1

Посадка семян растений. Создание разных условий для их роста.

1

Практическое занятие «Маленький огород на подоконнике»

1

Кедр. Экскурсия в кедровую рощу.

1

Шишки еловые, шишки сосновые. Работа с литературой «Великан на поляне или первые уроки экологической этики», «Зеленые страницы», «От земли до неба» (автор А. А. Плешаков, М.: Просвещение, 2014г.)

1

Удивительные растения моего края.

1

Растения «Красной книги» России.

1

Растения «Красной книги» Архангельской области.

1

Необычные растения. 

1

Первоцветы. Работа с литературой «Великан на поляне или первые уроки экологической этики», «Зеленые страницы», «От земли до неба» (автор А. А. Плешаков, М.: Просвещение, 2014г.)

1

Природа - источник сил, вдохновения и оздоровления. Работа с литературой «Великан на поляне или первые уроки экологической этики», «Зеленые страницы», «От земли до неба» (автор А. А. Плешаков, М.: Просвещение, 2014г.)

1

«Зелёная» аптека. Работа с литературой «Великан на поляне или первые уроки экологической этики», «Зеленые страницы», «От земли до неба» (автор А. А. Плешаков, М.: Просвещение, 2014г.)

1

Деревья твоего двора.

1

Обобщающее занятие «Зеленые страницы».

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание программы

3 класс

Знакомство обучающихся с основными экосистемами Земли и их особенностями. Как человек связан с природой? Может ли человек существовать вне природы и природа без человека? Осознание места человека как части природы. Человек – верный сын природы. Положительное и отрицательное влияние человека на природу. Ничего не меняется без человека, а человек существует только во взаимосвязи с природой. Составление моделей, показывающих место человека в природе. Экологические кризисы и катастрофы. Особо охраняемые природные территории Архангельской области. Знакомство с профессией лесничего.

Практическое деятельность: изготовление кормушек, оформление листовок, работа по озеленению школьных рекреаций, конкурс творческих работ, участие в экологических акциях, проведение лабораторных работ, выходы на природу, выступление агитбригад.

 

Тематическое планирование. 3-й год обучения.

«Человек – часть экологической системы» - 34 часа.

 

№ занятия

Тема занятий

Количество часов

1.

 

Познавательная беседа «Основные экосистемы Земли и их особенности». Работа с литературой «Великан на поляне или первые уроки экологической этики», «Зеленые страницы», «От земли до неба» (автор А. А. Плешаков, М.: Просвещение, 2014г.)

1

2.

Устный журнал «Человек – часть экологической системы». Работа с литературой «Великан на поляне или первые уроки экологической этики», «Зеленые страницы», «От земли до неба» (автор А. А. Плешаков, М.: Просвещение, 2014г.)

1

3.

Экологическое путешествие «Человек и окружающая среда». (Влияние окружающей среды на здоровье человека). Работа с литературой «Великан на поляне или первые уроки экологической этики», «Зеленые страницы», «От земли до неба» (автор А. А. Плешаков, М.: Просвещение, 2014г.)

1

4.

Природоохранная акция по приборке школьной территории «Осенний трудовой десант».

1

5.

Агитбригада «Берегите землю!» (Нарушенная экосистема).

1

6.

Урок – отчет «Я познаю природу» (конкурс исследовательских работ и проектов).

Посвящение в эколята.

1

7.

Урок экологической безопасности «Очистка воздуха и воды». Экскурсия к экологам.

1

8.

Природоохранная акция «Птицы в городе» (сбор корма для птиц).

1

9.

Познавательный час «Экологические кризисы и катастрофы».

 

1

10.

Особо охраняемые природные территории Архангельской области. Экскурсия в кедровую рощу. Работа с литературой «Великан на поляне или первые уроки экологической этики», «Зеленые страницы», «От земли до неба» (автор А. А. Плешаков, М.: Просвещение, 2014г.)

1

11.

Акция «Спасем ежиков вместе!» (Сбор использованных батареек).

1

12.

 

Ярмарка «Жизнь без мусора» (выставка поделок из твердых бытовых отходов, вторичного сырья).

1

13.

 

Игра-моделирование «Я создаю заповедник».

1

 

14.

Проект “Зимний сад” (озеленение школьных рекреаций).

1

15.

 

Практическое занятие «Изготовление кормушек».

Раздача листовок «Покормите птиц зимой».

1

16.

 

 

Беседа «Профессия – лесничий». Работа с литературой «Великан на поляне или первые уроки экологической этики», «Зеленые страницы», «От земли до неба» (автор А. А. Плешаков, М.: Просвещение, 2014г.)

1

 

 

17, 18

Познавательное занятие «Когда я вырасту, я стану лесохимиком». Работа с книгой «Когда я вырасту, я стану лесохимиком», Н. Иволга).

2

19.

Экскурсия на комбинат «От древесины – к бумаге и картону».

1

20.

Интеллектуальная игра «Моя малая родина – город Коряжма».

1

21.

 

Практическое занятие «Что скрывает талая вода?». Экскурсия в САФУ.

1

22.

Агитбригада «Спасибо природе!» Работа с литературой «Великан на поляне или первые уроки экологической этики», «Зеленые страницы», «От земли до неба» (автор А. А. Плешаков, М.: Просвещение, 2014г.)

1

23.

Познавательный турнир «Природа родного края».

Работа с литературой «Великан на поляне или первые уроки экологической этики», «Зеленые страницы», «От земли до неба» (автор А. А. Плешаков, М.: Просвещение, 2014г.)

1

24.

Фотоконкурс «Удивительное рядом». Организация экскурсий для воспитанников детских садов и младших школьников.

1

25.

Практическое занятие “Цветочный калейдоскоп” (посадка рассады для цветника школы).

1

26.

Турнир знатоков житейской премудрости (народное творчество о природе).

1

27.

 

Праздник, посвященный Всемирному дню воды «Кап-кап-кап».

1

28.

Познавательная беседа «1 апреля – Международный день птиц».

Мастер-класс «Птицы» (оригами).

1

29.

Акция «Родному городу – тимуровскую заботу» (благоустройство городской территории совместно с волонтерской организацией «Стрела»).

1

30.

 

Акция «Сохрани дерево!» - сбор макулатуры.

1

31.

Экскурсия в лесничество г. Котласа «Дадим лесу жизнь».

1

32.

 

Акция «Чистый двор» (благоустройство школьной территории).

1

33.

Игровое занятие «Аукцион экологических знаний». Работа с литературой «Великан на поляне или первые уроки экологической этики», «Зеленые страницы», «От земли до неба» (автор А. А. Плешаков, М.: Просвещение, 2014г.)

1

 

34.

Практическое занятие “Цветочный калейдоскоп” (посадка и оформление цветочных клумб на территории школы).

1

 

 

Итоговое мероприятие (подведение итогов). Поездка в г. Архангельск. Круглый стол, обмен опытом, экскурсии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание программы

4 класс

Работа со схемой «Возникновение жизни на Земле». Нахождение сходств и различий между растительным и животным миров в разные эпохи развития Земли. Сравнение времен года в разных географических поясах Земли. Зависимость разных форм жизни от изменений температуры и осадков. Полезные взаимосвязи природы и человека. Человек и его деятельность – причина загрязнения водоемов. Воздух: его состав и значение. Охрана воздушной среды. Почва: её состав и свойства. Земные недра и их охрана. Решение экологических задач. Покупки. Экологическая маркировка продукции. Здоровый образ жизни – часть экологической культуры. Энергия. АЭС, ГЭС Энергия Солнца. Альтернативные источники энергии. Взаимоотношения в животном мире. Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений.

Практическое деятельность: участие в акциях, мастер-классах, постановка спектаклей на экологическую тему, выступление агитбригад, участие в проектной деятельности, в праздничных мероприятиях, конкурсах и играх.

 

Тематическое планирование. 4-й год обучения.

«Познавательная экология» - 34 часа.

 

№ занятия

Тема занятий

Количество часов

Земля – наш общий дом. Работа с литературой «Великан на поляне или первые уроки экологической этики», «Зеленые страницы», «От земли до неба» (автор А. А. Плешаков, М.: Просвещение, 2014г.).

1

Практическое занятие «Осень на пришкольном участке».

1

Постановка спектакля на экологическую тему.

1

Знакомство с рассказами и сказками на экологическую тему (ТРКМ). Работа с литературой «Великан на поляне или первые уроки экологической этики», «Зеленые страницы», «От земли до неба» (автор А. А. Плешаков, М.: Просвещение, 2014г.).

1

Экологический проект «Человек и его деятельность – причина загрязнения водоемов». Работа с литературой «Великан на поляне или первые уроки экологической этики», «Зеленые страницы», «От земли до неба» (автор А. А. Плешаков, М.: Просвещение, 2014г.).

1

Энергия. АЭС, ГЭС Энергия Солнца. Альтернативные источники энергии.

1

Экскурсия «Вычегда – река нашего города». Акция «Сохраним воду!».

1

Заочная экскурсия «Северная Двина – главная река нашей области».

1

Динозавры – вымерший вид животных. Просмотр видеофильма о жизни динозавров.

1

Акция «Птицы в городе» (сбор корма, подкормка птиц). Работа с литературой «Великан на поляне или первые уроки экологической этики», «Зеленые страницы», «От земли до неба» (автор А. А. Плешаков, М.: Просвещение, 2014г.)

1

Взаимоотношения в животном мире. Работа с литературой «Великан на поляне или первые уроки экологической этики», «Зеленые страницы», «От земли до неба» (автор А. А. Плешаков, М.: Просвещение, 2014г.)

1

Красная книга – способ защиты редких видов животных и растений. Викторина «Возьмем под защиту». Работа с литературой «Великан на поляне или первые уроки экологической этики», «Зеленые страницы», «От земли до неба» (автор А. А. Плешаков, М.: Просвещение, 2014г.)

1

Редкие и исчезающие виды растений и животных Архангельской области».

1

Экологический проект «Почему нужно защищать природу? Работа с литературой «Великан на поляне или первые уроки экологической этики», «Зеленые страницы», «От земли до неба» (автор А. А. Плешаков, М.: Просвещение, 2014г.)

1

Воздух: его состав и значение. Охрана воздушной среды. Работа с литературой «Великан на поляне или первые уроки экологической этики», «Зеленые страницы», «От земли до неба» (автор А. А. Плешаков, М.: Просвещение, 2014г.)

1

Почва: её состав и свойства. Земные недра и их охрана. Экологическая игра «Войди в природу другом».

1

Праздник «Лесной карнавал».

1

19 февраля – Всемирный день защиты млекопитающих. День кита. Мастер-класс «Кит» (оригами).

1

Конкурс плакатов и листовок «Их нужно спасти!»

1

Вечер экологической сказки.

1

Экологический турнир «Экологические проблемы».

1

Конкурс книжек-малышек на экологическую тему «Животные и растения Архангельской области.

1

Выход на природу «Весенний лес – полон сказок и чудес».

Здоровый образ жизни – часть экологической культуры.

1

21 марта – Международный день леса.

Встреча с работниками лесной отрасли.

1

Мастер-класс «Вторая жизнь упаковки».

1

Экологическая игра «В гости к Берендею». Работа с литературой «Великан на поляне или первые уроки экологической этики», «Зеленые страницы», «От земли до неба» (автор А. А. Плешаков, М.: Просвещение, 2014г.)

1

Экологическая игра «Войди в природу другом». Работа с литературой «Великан на поляне или первые уроки экологической этики», «Зеленые страницы», «От земли до неба» (автор А. А. Плешаков, М.: Просвещение, 2014г.)

1

15 апреля – День экологических знаний.

Круглый стол «Пойми язык живой природы».

1

Акция «Каждому скворцу – по дворцу» (изготовление скворечников).

1

Акция «Чистые берега» (благоустройство берега реки Вычегды).

Раздача листовок «Природа просит помощи!»

1

3 мая – День Солнца.

Музыкальная композиция «Солнечный круг».

1

15 мая – Единые дни в защиту водоемов.

Конкурс рисунков «Вода вокруг нас».

1

Конкурс фотографий «Зеленый уголок моего города».

1

Праздник – подведение итогов.

1

 

 

 

Список использованной литературы:

Основная литература

1. Александрова Ю.Н. Материалы кружка «Юный эколог» - Волгоград: Учитель, 2010, 331с.

2.  Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия. –  М.: Просвещение, 2010, 119с.

3.  Аверина,  Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н.Г. Аверина // Нач. школа. – 2005 - №11 – С. 68-71

4.  Бобкова, Н.Н. Окружающий мир: тематический тестовый контроль в начальной школе.  Волгоград: Учитель, 2007. 152с.

5Григорьев, Д.В., Степанов, П.В. Внеурочная деятельность школьников./ Методический конструктор. – М.: Просвещение, 2010, 223с.

6. Данилюк А.Я. Концепция духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России. –  М.: Просвещение, 2014, 24с.

7. Жарковская, Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях / Т.Г. Жарковская // Стандарты и мониторинг в образовании – 2003 - №3 – С. 9-12

8Планируемые результаты начального общего образования / [Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова,   М. З. Биболетова и др.] ; под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – М. : Просвещение, 2009. – 120 с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 9785090210584.

 Дополнительная литература

1.Ляшова, Н.Н. Разноуровневые проверочные и тестовые работы по естествознанию. 1-4 классы.-Ростов н: изд-во «Феникс»,2003.- 448с.

2. Маханева, М.Д., Князева О.Л. Приобщение младших школьников к краеведению и истории России: Методическое пособие.- М.: АРКТИ, 2005.-72 с.

3.Молодова, Л.П. Игровые экологические занятия с детьми.журнал «Начальная школа» №10, 2005.

4.Рыжова, Н.А. Не просто сказки (экологические рассказы, сказки, праздники).журнал «Начальная школа», 1998, №10.

5.Скребцова, М. Природа – глазами души.: М.: 1999, 48 с.

6.Тарабарина, Т.И. И учеба и игра: Природоведение. Популярное пособие для родителей и педагогов.- Ярославль: «Академия развития», 1997.-240 с.

7.Томилина, М.Е. Природоведение для младших школьников.- СПб.: Издательский Дом «Литера», 2006.- 64 с.

8.Цветкова, И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты.- Ярославль: «Академия развития», 1997.-192 с.  

9. Харчевникова Е.Л. Программа по литературному краеведению «Тропинка»  2001

10.Учебно-методическое пособие «В союзе с природой». Эколого-природоведческие игры и развлечения с детьми, «Илекса», Москва, 1999

 

Литература для обучающихся

1.Калугин М.А. После уроков. Ребусы, кроссворды, головоломки.- Ярославль: «Академия развития», 1998, 192с.

2.Плешаков А.А. «Великан на поляне или первые уроки экологической этики». - М.: Просвещение, 2014г.

3. Плешаков А.А. «Зеленые страницы». - М.: Просвещение, 2014г.

4. Плешаков А.А. «От земли до неба». - М.: Просвещение, 2014г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×