программа кружка | Якупова Людмила Николаевна. Работа №209702
Автор: Якупова Людмила Николаевна
Программа внеурочной деятельности для начальной школы по бисероплетению.
Утверждаю.
Завуч по ВР__________________ Ягнова О. Ю.
.
ПРОГРАММА
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ
объединение «Рукодельница»
(курс «Бисероплетение»)
Руководитель:
Якупова Людмила Николаевна
Городище 2018.
Введение
Творческое начало и безграничная фантазия заложены в каждом ребенке. Для реализации своих идей маленький человек очень часто выбирает бисер, который привлекает его не только яркостью красок, разнообразием форм и размеров, но и простотой выполнения самых причудливых изделий. По желанию ребенка бисер и бусинки, словно элементы конструктора, могут превращаться в веселую игрушку, нарядное украшение или сувенир. Такое занятие доступно даже для маленьких и неумелых рук.
Работы по бисероплетению привлекают детей своими результатами. Поделка, сделанная ребенком, является не только результатом труда, но и творческим выражением его индивидуальности. Игрушка, прошедшая через руки ребенка, становится особенно привлекательной. Вещь, над которой он трудился, вкладывая в нее выдумку, фантазию и любовь, особенно дорога ему.
Как показывает практика, увлечение ребят поначалу лишь предлагаемыми образцами игрушек постепенно перерастает в стремление самим придумывать образ, а затем воплотить его в материале.
Основная задача творческого объединения в формировании у детей практических трудовых навыков, творческой активности, способствует воспитанию художественного вкуса. Занятия не только сочетают различные виды практической работы по изготовлению игрушек-сувениров, но и открывают детям прекрасный мир народного искусства, который несет в себе многовековые представления о красоте и гармонии.
Вызвать у детей интерес к творчеству, пробудить желание творить самостоятельно - одна из главных задач творческого объединения.
Пояснительная записка
Программа объединения «Рукодельница» (курс «Бисероплетение») является прикладной, носит практико-ориентированный характер и направлена на овладение учащимися основных приемов творчества. Обучение по данной программе создает благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности ребенка, социально-культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации учащихся.
Курс обучения планируется на два учебных года. Данная программа рассчитана на детей 7-10 лет. Программа основывается на доступности материала и построена по принципу «от простого к сложному». Тематика занятий разнообразна, что способствует творческому развитию ребенка, фантазии, самореализации. Программа носит рекомендательный характер, т.е. тема занятий может изменяться в зависимости от возрастных возможностей, материального обеспечения, интересов и требований детей. Обучение на первом году строится таким образом, чтобы учащиеся хорошо усвоили приемы работы с инструментами, научились «читать» простейшие схемы. Под руководством педагога, а также и самостоятельно, выполнять работы, уметь схематически изображать узоры. Обращается внимание на создание вариантов изделия по одной и той же схеме: путем использования различных материалов, изменения цветовой гаммы.
Дети учатся планировать свою работу, распределять время. А самое главное - работа с бисером вырабатывает умение видеть прекрасное, стараться самому создать что-то яркое, необыкновенное. Процесс выполнения требует от ребенка многих действий, к которым дети плохо подготовлены. В ходе систематического труда рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Это оказывает решающее воздействие на становление красивого, ровного почерка. Ручной труд способствует развитию сенсомоторики – согласованности в работе глаза и руки, совершенствованию координации движений, гибкости, точности в выполнении действии. Постепенно образуется система специальных навыков и умений.
С самого начала процесса обучения уделяется внимание соблюдению правил безопасности труда при работе обучающихся с иглами и ножницами.
Подведение итогов работы проводится в конце учебного года (выставки). На протяжении года также проводятся тематические выстави к различным праздникам – День учителя, Новый год, 8 Марта.
Лучшие работы выставляются на районной выставке.
Общее количество часов:
1 год обучения – 33 часа;
2 год обучения – 33 часа.
Цель настоящей программы:
Научить детей самостоятельно создавать изделия из бисера, пользоваться схемами и самостоятельно составлять их.
Задачи:
Образовательные – углубление и расширение знаний об истории и развитии бисероплетения, формирование знаний по основам композиции, цветоведения и материаловедения, освоение техники бисероплетения.
Воспитательные – привитие интереса к культуре своей Родины, к истокам народного творчества, воспитание эстетического отношения к действительности, трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, умения довести начатое дело до конца, взаимопомощи при выполнении работы, экономичного отношения к используемым материалам, привитие основ культуры труда.
Развивающие – развитие моторных навыков, образного мышления, внимания, фантазии, творческих способностей, формирование эстетического и художественного вкуса.
В программе прослеживаются межпредметные связи с другими образовательными областями. Так, изучая основы бисероплетения, учащиеся пользуются знаниями, полученными на уроках природоведения (используются школьные знания для изготовления цветов, листьев, различных растений, животных и др.), ИЗО ( подбор сочетаний различных цветов и красок). При выполнении схем бисероплетения, эскизов изделий, применяются знания из областей математики (умение «читать» и составлять схемы), ( подсчет стоимости используемого материала).
Ожидаемые результаты
В конце изучения курса "Бисероплетение" обучающиеся должны знать правила техники безопасности, основы композиции и цветоведения, классификацию и свойства бисера, основные приёмы бисероплетения, условные обозначения, последовательность изготовления изделий из бисера, правила ухода и хранения изделий из бисера; уметь гармонично сочетать цвета при выполнении изделий, составлять композиции согласно правилам, классифицировать бисер по форме и цветовым характеристикам, правильно пользоваться ножницами, иглами, булавками, чётко выполнять основные приёмы бисероплетения, свободно пользоваться описаниями и схемами из журналов и альбомов по бисероплетению, составлять рабочие рисунки самостоятельно, изготавливать украшения, плоские и объёмные фигурки животных, а также цветы и деревья из бисера на основе изученных приёмов, выполнять отдельные элементы и сборку изделий, рассчитывать плотность плетения, хранить изделия из бисера согласно правилам.
Организация рабочего места
Просторное, светлое помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим требованиям, с достаточным освещением. Учебное оборудование включает комплект мебели, инструменты и приспособления, необходимые для организации занятий, хранения наглядных пособий.
Материалы:
Бисер различного размера и качества. Существует несколько видов бисера:
круглый
, граненый и рубка. Помимо формы и размера бисер различается по способу окраски - он может быть прозрачным или матовым, прозрачным с окрашенным изнутри отверстием или с перламутровым блеском
Стеклярус разной длины. Это стеклянные или пластмассовые трубочки с отверстием внутри.
Бусины,
разнообразные материалы: плоды, семе
н
а, ракуш
к
и
.
Леска и резинка для плетения браслетов
Проволока медная или металлическая, окрашенная в разные цвета. Толщина проволоки диктуется формой изделия и размерами используемого материала, но в основном нужна проволока от 0,2 до
1 мм
в диаметре.
Нитки или специальная бумага для декорирования стеблей. Нитки понадобятся шелковые или мулине, соответствующие по цвету зелени листьев. Бумагу лучше брать гофрированную или папиросную, но ее придется подкрасить в тон листьев анилиновыми красками. Можно использовать также специальную флористическую ленту.
А
лебастр для заливки.
Клей ПВА для закрепления концов ниток и бумаги.
Различные по форме горшочки для цветов, рамочки, плетеные корзинки для создания объемных цветочных композиций или настенных украшений.
Инструменты
Для выполнения работ из бисера на проволоке необходимы следующие инструменты
кусачки для отрезания проволоки;
ножницы для бумаги и ниток.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
I год обучения
Вводное занятие
(1
ч.)
Цель, содержание и форма занятий кружка. Режим работы. План занятий. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правила техники безопасности.
История развития
бисероплетения
(1
ч.)
История бисера и его применение. Современные направления в бисероплетении. Знакомство с разными направлениями. Традиционные виды плетения. Демонстрация образцов и изделий. Материалы и приспособления. Инструктаж по технике безопасности.
Основы
цветоведения
(
1
ч.)
Понятие о сочетании цветов. Цветовой круг. Теплая и холодная гамма. Образцы узоров с разными композициями.
Изготовление изделий с использованием основных приёмов
бисероплетения
. Плоские и объёмные фигурки животных.
(1
8
ч.)
Теоретические сведения. Основные приемы бисероплетения: параллельное и спаренное плетение, способ плетения «коралл», «скрутка», «низание дугами», «низание петлями по кругу». Наращивание проволоки. Изготовление схем. ( Работа со схемами проводится в начале каждой практической работы и предусматривает умение ребенка читать схему изделия и зарисовывать в тетради, а в дальнейшем самостоятельное выполнение схем).
Практическая работа. Знакомство с новыми методами. Выполнение образцов.
Теоретические сведения. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления фигурок животных на плоской основе: параллельное, петельное и игольчатое плетение. Техника выполнения туловища, крылышек, глаз, усиков, лапок. Анализ моделей. Зарисовка схем.
Практическая работа. Выполнение отдельных элементов на основе изученных приёмов. Сборка брошей. Подготовка основы для брошей. Составление композиции. Прикрепление элементов композиции к основе. Оформление.
Плоские фигурки: паучок, змейка, сороконожка, рыбка, стрекоза, бабочка.
Объемные фигурки: ящерица, крокодил, божья коровка, мышонок.
Цветы из бисера.
Основные приёмы. Составление композиций.
(5
ч.)
Теоретические сведения. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления цветов: параллельное, способ плетения «коралл», «скрутка», низание дугами. Комбинирование приёмов. Техника выполнения серединки, лепестков, чашелистиков, тычинок, листьев. Анализ моделей. Зарисовка схем. Наращивание проволоки.
Практическая работа. Выполнение отдельных элементов цветов. Сборка изделий: брошей, букета цветов. Составление композиций весенних, летних, осенних и зимних букетов. Подготовка основы декоративного панно: обтягивание картона тканью. Прикрепление элементов композиции к основе. Оформление цветами из бисера подарков и других предметов.
Букет подснежников, незабудок, ромашки, колокольчик, мак, фиалки, флоксы. Миниатюрные деревья
Композиции на пр
о
волоке.
(
6
ч.)
Приемы бисероплетения, используемые для изготовления деревьев: параллельное, петельное. Комбинирование приемов. Техника выполнения.
Практическая работа. Выполнение отдельных элементов. Формирование ствола. Сборка и закрепление деревьев в горшке.
Практическая работа. Освоение приемов бисероплетения. Изготовление браслетов и различных украшений.
Сочетание бисера и пайеток в работах Виды пайеток. Основные приемы плетения: плоская полоса, выпуклая полоса, полоса с бисерным швом. Демонстрация изделий.
Практическая работа. Выполнение отдельных элементов цветов. Сборка и оформление изделий.
Изготовление коллективных выставочных работ
(4ч.)
Коллективная работа «На морском дне», «Фиалки», «Березка».
Организация выставок лучших работ учащихся. Обсуждение результатов выставок, подведение итогов, награждение.
Ожидаемые результаты
По окончании 1 года обучения учащиеся знают:
название и назначение материалов (бисер, стеклярус,
пайетки
, леска, проволока, нитки, резинка, алебастр);
название и назначение ручных инструментов и приспособлений (ножницы, кусачки);
правила безопасности труда при работе с указанными инструментами.
По окончании 1 года обучения учащиеся умеют:
организовать рабочее место в соответствии с используемым материалом и поддерживать порядок во время работы;
соблюдать правила безопасной работы с инструментами;
под руководством преподавателя проводить анализ изделия, планировать последовательность его изготовления и осуществлять контроль результата практической работы по
образцу изделия, схеме, рисунку.
II год обучения
Вводное занятие
(1 ч.)
Расписание и план занятий. Демонстрация изделий. Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правила техники безопасности.
Теоритические
вопросы
бисероплетения
(1 ч.)
Современные направления в бисероплетении. Основы цветоведения. Основные способы плетения.
Цветы из бисера
(9
ч.)
Теоретические сведения. Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления цветов: параллельное, способ плетения «коралл», «скрутка», низание дугами. Комбинирование приёмов. Техника выполнения серединки, лепестков, чашелистиков, тычинок, листьев. Анализ моделей. Зарисовка схем. (Работа со схемами проводится в начале каждой практической работы и предусматривает умение ребенка читать схему изделия и зарисовывать в тетради, а в дальнейшем самостоятельное выполнение схем). Наращивание проволоки. Цветовое и композиционное решение.
Практическая работа. Выполнение отдельных элементов цветов. Сборка цветов. Составление композиций букетов. Придание эстетического вида, обкручивание стебля зеленой ниткой. Сборка и закрепление цветов в вазе. Использование цветов для оформления интерьера.
Ромашка, подсолнух, колокольчик, орхидея, ландыш, василек.
Деревья из бисера
(9
ч.)
Теоретические сведения. Анализ образцов. Приемы бисероплетения, используемые для изготовления деревьев: параллельное, петельное, игольчатое, низание дугами. Комбинирование приемов. Техника выполнения Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение.
Практическая работа. Выполнение отдельных элементов. Формирование ствола. Сборка и закрепление деревьев в горшке.
Береза, рябина, елочка, яблоня, сосна.
Плетение
из
пайеток
.
Изготовление плоских изделий
(11
ч.)
Теоретические сведения. Основные приемы плетения, используемые для изготовления фигурок и цветов из пайеток: плоская полоса, полоса с бисерным швом, последовательность выполнения поворота плетения. Техника выполнения серединки цветка, лепестков, листьев, тычинок. Анализ моделей.
Практическая работа. Выполнение отдельных элементов фигурок и цветов из пайеток. Сборка изделий. Составление композиций.
Плоские изделия: стрекоза, сердечко, лебеди, бабочка
Цветы: ромашка, тигровая лилия.
Изготовление коллективных работ
(2ч)
Коллективные работы, приуроченные к тематическим выставкам.
7. Выставка работ(2 ч.)
Организация выставки лучших работ учащихся. Обсуждение результатов выставки, подведение итогов, награждение.
Ожидаемые результаты.
По окончании 2 года обучения учащиеся знают:
название материалов, ручных инструментов, предусмотренных программой;
правила безопасности труда при работе с ручным инструментом;
правила планирования и организации труда.
По окончании 2 года обучения учащиеся умеют:
самостоятельно выполнять всю работу по составленному вместе с преподавателем плану с опорой на рисунок, схему, чертеж;
выделять основные этапы изготовления, устанавливать последовательность выполнения операций;
проявлять элементы творчества на всех этапах;
эстетично оформлять изделия.
Учебно – методическое обеспечение:
Артамонова Е.В.
.
Бисер
.-
М.:Изд-во
Эксмо,2004г..
Божко Л.А. «
Бисер
.У
роки
мастерства».-М.,2012г
Виноградова Е..
Бисер для детей: Игрушки и украшения.-
М.:Изд-во
Эксмо
; СПб,,2003г.
Гашицкая
Р.П.
Цветы из
пайеток
. – М.: «Мартин» ,2007
Котова И.Н. ,Котова А.С.
Бисер. Гармония цветов. Начальный курс: Учебное
пособие
.-
СПб
.: «
МиМ
»,
1998 г
.. М.
Ликсо
Н.Л. .
Бисер. – Минск: Харвест,2
Стольная
Е.А.
. Цветы и деревья из
бисера._
. М.: «Мартин»,2006
Учебно-тематический план
1 год обучения
№п/п
Название тем
Количество часов
всего
теория
практика
Ознакомление с искусством рукоделия.
1.
Вводное занятие. Цель, содержание и форма занятий. Режим работы. Инструменты и материалы для работы. Организация рабочего места.
1
1
-
2.
История развития рукоделия. Материалы и приспособления.
Инструктаж по технике безопасности.
1
1
-
3.
Основы цветоведения. Цветовая гамма.
1
1
-
4.
Изготовление изделий с использованием основных приемов бисероплетения.
Способ плетения «скрутка». Браслет.
1
-
1
Способ плетения «низание дугами».
«Модные штучки»
2
-
2
Фрукты и овощи из бисера.
1
-
1
Плоские фигурки животных. Паучок.
1
-
1
Змейка
1
-
1
Сороконожка
1
-
1
Стрекоза
1
-
1
Рыбка
1
-
1
Бабочка
1
-
1
Объемные фигурки животных. Змейка.
1
-
1
Ящерица
1
-
1
Крокодил
1
-
1
Божья коровка
1
-
1
Мышонок
1
-
1
Итого:
18
2
16
2.
Цветы из бисера. Основные приемы. Составление композиций.
Плетение лепестка по схеме
1
-
1
Варианты изменения формы листа. Составление схем.
1
-
1
Букет подснежников
1
-
1
Букет незабудок
1
-
1
Фиалки
1
-
1
Итого:
5
-
5
3.
Композиции на проволоке
Панно из бисера
1
-
1
Браслеты из бисера
1
-
1
Миниатюрные деревья из бисера
2
-
2
Сочетание бисера и пайеток в работах.
Веточка вербы
2
-
2
Итого:
6
-
6
4.
Изготовление коллективных выставочных работ
2
-
2
5.
Выставка работ.
2
-
2
Итого:
4
-
4
Всего:
33
3
30
2 год обучения
№п/п
Название тем
Количество часов
всего
теория
практика
1.
Вводное занятие.
Инструктаж по технике безопасности.
1
1
-
2.
Теоретические вопросы бисероплетения. Основы цветоведения. Современные направления в бисероплетении.
1
1
-
Способ плетения «скрещенные оси»
1
-
1
3.
Цветы из бисера
Ромашка
1
1
Колокольчик
1
-
1
Подсолнух
1
-
1
Способ плетения «низание петлями по кругу». Способы сборки и крепежа изделий
1
-
1
Василек
1
-
1
Орхидея
1
-
1
Итого:
9
2
7
4.
Деревья из бисера
Береза
2
-
2
Рябина
2
-
2
Елочка
1
-
1
Яблоня
2
-
2
Сосна
2
-
2
Итого:
9
-
9
5.
Плетение из пайеток .Цветы из пайеток.
Приемы плетения из пайеток
1
1
-
Плоская полоса. Ромашка
2
-
2
Выпуклая полоса .Тигровая лилия
2
-
2
Полоса с бисерным швом
1
-
1
Последовательность выполнения поворота плетения.
1
-
1
Итого:
7
1
6
6.
Изготовление плоских изделий
Стрекоза
1
-
1
Сердечко
1
-
1
Лебеди
1
-
1
Бабочка
1
-
1
Итого:
4
4
1
-
1
1
-
1
8.
Изготовление коллективных выставочных работ
2
-
2
Выставка работ
2
-
2
Итого:
4
-
4
Всего:
33
3
30
Время работы: пятница 11.40. – 13.25.
Список участников:
Ф. И. обучающегося
класс
1.
Бычкова Ольга
3
2.
Кузнецова Марина
3
3.
Карабанова Виктория
3
4.
Мелихова Екатерина
3
5.
Гавришева Мария
1
6.
Черепнина Олеся
3
7.
Приходько Полина
3
8.
Горбенко Ульяна
1
9.
Филимонова Олеся
1
10.
Долгинина Кристина
1
11.
Баракаева Камила
1
12.
Денисенко Ирина
3
13.
Гавришев Андрей
3
14.
Чуриков Денис
3
15.
Песков Захар
3
16.
Кожухова Софья
1