Программа кружка «Эрудит» для детей 6–7 лет

Автор: Коннонова Светлана Николаевна

 

 

 

 

 

Программа кружка «Эрудит»

для детей 6-7 лет

 

 

 

 

 

 

 

Автор: воспитатель  первой квалификационной категории

С.Н. Кононова

 

 

г. Киров

 

 

 

 

Пояснительная записка

Актуальность

Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение, логически мыслить. Обучение развитию логического мышления имеет немаловажное значение для будущего школьника и очень актуально в наши дни. Овладевая любым способом запоминания, ребенок учится выделять цель и осуществлять для ее реализации определенную работу с материалом. Он начинает понимать необходимость повторять, сопоставлять, обобщать, группировать материал в целях запоминания. Обучение детей классификации способствует успешному овладению более сложным способом запоминания – смысловой группировкой, с которой дети встречаются в школе. Используя возможности развития логического мышления и памяти дошкольников можно более успешно готовить детей к решению тех задач, которые ставит перед нами школьное обучение. Развитие логического мышления включает в себя использование дидактических игр, смекалок, головоломок, решение различных логических игр и лабиринтов и вызывает у детей большой интерес. В этой деятельности у детей формируются важные качества личности: самостоятельность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. Дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поиске результата, проявляя при этом творчество. Занимаясь с детьми, можно заметить, что многие дети не справляются с простыми на первый взгляд логическими задачами. Например, большинство детей старшего дошкольного возраста не могут правильно ответить на вопрос о том, чего больше: фруктов или яблок, даже если у них в руках картинка, на которой нарисованы фрукты – много яблок и несколько груш. Дети будут отвечать, что больше груш. В подобных случаях он основывают свои ответы на том, что видят собственными глазами.

В старшем дошкольном возрасте  начинают проявляться элементы логического мышления, характерного для школьников и взрослых, которые необходимо развивать в выявлении наиболее оптимальных приёмов развития логического мышления. Игры логического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способствовать к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Дидактические игры как один из наиболее естественных видов деятельности детей и способствует становлению и развитию интеллектуальных и творческих проявлений, самовыражению и самостоятельности.

Характеристика мышления

Мышление – высший познавательный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности.

Мышление является самым важным процессом познания. С помощью мышления мы получаем знания, которые органы чувств не могут нам дать. 

Мышление соотносит данные ощущений и восприятий, сопоставляет, различает и раскрывает отношения между окружающими явлениями даже в их отсутствие.

Результатом мышления является мысль, выраженная в словах. Таким образом, мышление человека тесно связано с речью и невозможно без нее.

Мышление существует в трех основных формах: понятие, суждение и умозаключение.

В процессе мыслительной деятельности человек использует специальные приемы или операции: анализ (мысленное разложение целого на части), синтез (мысленное объединение частей в единое целое), сравнение (установление сходства или различия между объектами), абстрагирование (выделение существенный свойств предмета и отвлечение от несущественных), обобщение (мысленное объединение объектов по их признакам).

Все операции проявляются в тесной связи друг с другом. На их основе выделяются более сложные операции, такие как классификация, систематизация и др.

Цель программы - создание условий для максимального развития логического мышления дошкольников в подготовке к успешному обучению в школе.

Задачи программы:

?  обучать детей основным логическим операциям: анализу, синтезу, сравнению, отрицанию, классификации, систематизации, ограничению, обобщению, умозаключениям.

?  учить детей ориентироваться в пространстве.

?  развивать у детей высшие психические функции, умение рассуждать, доказывать.

?  воспитывать стремление к преодолению трудностей, уверенность в себе, желания прийти на помощь сверстнику.

Информация о работе кружка:

Программа рассчитана на детей 6 -7 лет

Периодичность занятий -1 раз в неделю, 4 раза в месяц, 36 занятий в год, продолжительность одного занятия 30 минут.

Программа предусматривает проведение   занятий в различной форме:

·                    Индивидуальная самостоятельная работа детей.

·                    Работа в парах.

·                    Групповые формы работы.

·                    Дифференцированная.

·                    Фронтальная проверка и контроль.

·                    Самооценка выполненной работы.

·                    Дидактическая игра.

·                    Соревнование.

                   Этапы реализации программы

Технология деятельности строится по этапам:

1.        Мониторинг исходного уровня развития познавательных процессов и контроль за их развитием.

2.        Планирование средств, какими можно развивать то или иное качество (внимание, память, воображение, мышление), с учетом индивидуальности каждого ребёнка и имеющихся знаний

3.        Постепенное усложнение материала, поэтапное увеличение объема работы, повышение уровня самостоятельности детей.

4.        Ознакомление с элементами теории, обучение способам рассуждения, самостоятельной аргументации выбора.

5.        Интеграция знаний и способов познавательной деятельности, овладение ее обобщенными приемами.

6.        Оценка результатов развивающего курса по разработанным критериям, в которую должен быть включен и ребёнок (самооценка, самоконтроль, взаимоконтроль).

Ожидаемые результаты дети должны уметь:

1.      Определять   закономерности   и   выполнять   задание   по   данной  закономерности, классифицировать и группировать предметы, сравнивать, находить общее и частное свойства, обобщать и абстрагировать, анализировать и оценивать свою деятельность;

2.      Путем рассуждений решать логические, нестандартные задачи, выполнять творческо-поисковые, словесно- дидактические, числовые задания, находить ответ к математическим загадкам;

3.      Быстро и правильно отвечать во время разминки на поставленные вопросы;

4.      Выполнять задания на тренировку внимания, восприятия, памяти

5.      Выполнять графические диктанты, уметь ориентироваться в схематическом изображении графических заданий;

6.      Уметь ставить цель, планировать этапы работы, собственными усилиями добиться результата.

 

Перспективное планирование

№ п/п

Содержание  разделов и тем

Количество занятий

Месяц

 

1

Мониторинговые мероприятия:

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на начало года.

1

сентябрь

 

 

 

 

2

Развитие концентрации внимания. Решение логических задач.

1

3

Развитие концентрации внимания.

Логические задачи на развитие аналитических способностей.

1

4

Развитие концентрации внимания.

Логические задачи на развитие аналитических способностей.

1

5

Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие способности рассуждать.

1

октябрь

6

Тренировка зрительной памяти.

Логические задачи на развитие аналитических способностей.

1

7

Поиск закономерностей. Логические задачи на развитие способности рассуждать.

1

8

Развитие пространственного воображения. Работа со спичками.

1

9

Развитие логического мышления. Логические задачи на развитие способности рассуждать.

1

ноябрь

10

Развитие концентрации внимания. Логические задачи на развитие аналитических способностей.

1

11

Тренировка внимания. Логические задачи на развитие способности рассуждать.

1

12

Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие аналитических способностей.

1

13

Тренировка зрительной памяти. Логические задачи на развитие умения рассуждать.

1

декабрь

14

Поиск закономерностей. Логические задачи на развитие аналитических способностей.

1

15

Развитие пространственного воображения. Работа со спичками.

1

16

Развитие логического мышления.

Решение логических и творческо-поисковых задач.

1

17

Развитие концентрации внимания. Логические задачи на развитие способности рассуждать.

1

январь

 

18

Тренировка внимания. Логические задачи на развитие аналитических способностей.

1

19

Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие способности рассуждать.

1

20

Тренировка зрительной памяти. Логические задачи на развитие аналитических способностей. Развитие логического мышления.

1

февраль

21

Поиск закономерностей. Логические задачи на развитие способности рассуждать.

1

22

Развитие пространственного воображения. Работа со спичками. Тренировка внимания. Логические задачи на развитие логических способностей.

1

23

Развитие логического мышления. Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие умения рассуждать и анализировать

1

24

25

Тренировка концентрации внимания. Логические задачи на развитие аналитических способностей. Поиск закономерностей.

2

март

26

Тренировка внимания Логические задачи на развитие аналитических способностей.

1

27

28

Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие способности рассуждать. Развитие логического мышления.

2

29

Тренировка зрительной памяти. Логические задачи на развитие аналитических способностей.

1

апрель

30

31

Развитие концентрации внимания. Логические задачи на развитие умения рассуждать и анализировать.

2

32

 

Тренировка концентрации внимания. Логические задачи на развитие аналитических способностей. Поиск закономерностей.

1

33

Тренировка внимания Логические задачи на развитие аналитических способностей.

1

34

Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие способности рассуждать. Развитие логического мышления.

1

май

35

Тренировка зрительной памяти. Логические задачи на развитие аналитических способностей.

1

36

Развитие концентрации внимания. Логические задачи на развитие умения рассуждать и анализировать.

1

 

Всего занятий:

36

 

 

Содержание программы

Краткое описание разделов и тем занятий (разделы соответствуют определенной логической операции, которой будут обучаться дети  на занятии):

1. Анализ – синтез.

Цель – учить детей делить целое на части, устанавливать между ними связь; учить мысленно соединять в единое целое части предмета.

Игры и упражнения: нахождение логической пары (кошка – котенок, собака – ? (щенок)). Дополнение картинки (подбери заплатку, дорисуй карман к платью).

Поиск противоположностей (легкий – тяжелый, холодный – горячий). Работа с пазлами различной сложности. Выкладывание картинок из счетных палочек и геометрических фигур.

2. Сравнение.

Цель – учить мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам; развивать внимание, восприятие детей. Совершенствовать ориентировку в пространстве.

Игры и упражнения: закрепление понятий: большой – маленький, длинный – короткий, низкий – высокий, узкий – широкий, выше – ниже, дальше – ближе и т.д. Оперирование понятиями «такой же», «самый». Поиск сходства и различий на 2-х похожих картинках.

3. Ограничение.

Цель – учить выделять один или несколько предметов из группы по определенным признакам. Развивать наблюдательность детей.

Игры и упражнения: «обведи одной линией только красные флажки», «найди все некруглые предметы» и т.п. Исключение четвертого лишнего.

4. Обобщение.

Цель – учить мысленно объединять предметы в группу по их свойствам. Способствовать обогащению словарного запаса, расширять бытовые знания детей.

Игры и упражнения на оперирование обобщающими понятиями: мебель, посуда, транспорт, овощи, фрукты и т.п.

5. Систематизация.

Цель – учить выявлять закономерности; расширять словарный запас детей; учить рассказывать по картинке, пересказывать.

Игры и упражнения: магические квадраты (подобрать недостающую деталь, картинку). Составление рассказа по серии картинок, выстраивание картинок в логической последовательности.

6. Классификация.

Цель – учить распределять предметы по группам по их существенным признакам. Закрепление обобщающих понятий, свободное оперирование ими.

7. Умозаключения.

Цель – учить при помощи суждений делать заключение. Способствовать расширению бытовых знаний детей. Развивать воображение.

Игры и упражнения: поиск положительного и отрицательного в явлениях (например, когда идет дождь, он питает растения – это хорошо, но плохо то, что под дождем человек может промокнуть, простудиться и заболеть). Оценка верности тех или иных суждений («ветер дует, потому что деревья качаются» Верно?). Решение логических задач.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическое обеспечение

 

1.      Программа "От рождения до школы" под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой в соответствии с ФГОС.

2.      Е.В. Колесникова "Я решаю логические задачи". Рабочая тетрадь 5-7 лет

3.      Тихомирова Л.Ф. «Логика для дошкольников»  Издательство: Академия развития

4.      Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей.

5.      Наталья Гордиенко: Развиваем логику. 6-7 лет. ФГОС ДО

6.      Просветов Г.И.«Утверждаем и доказываем» Серия: "Занимательная логика"

7.      Терентьева Н. 35 занятий для успешной подготовки к школе. Память и внимание

8.      Н. Терентьева: 35 занятий для успешной подготовки к школе. Логическое мышление

9.      Стародубцева, Завьялова: Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников

10.  Рабочая тетрадь дошкольника. Логические задачи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x