Программа кружка «Эрудит» для детей 6–7 лет ☼
Автор: Коннонова Светлана Николаевна
Программа кружка «Эрудит»
для детей 6-7 лет
Автор: воспитатель первой квалификационной категории
С.Н. Кононова
г. Киров
Пояснительная записка
Актуальность
Для успешного освоения программы школьного обучения ребенку необходимо не только много знать, но и последовательно и доказательно мыслить, догадываться, проявлять умственное напряжение, логически мыслить. Обучение развитию логического мышления имеет немаловажное значение для будущего школьника и очень актуально в наши дни. Овладевая любым способом запоминания, ребенок учится выделять цель и осуществлять для ее реализации определенную работу с материалом. Он начинает понимать необходимость повторять, сопоставлять, обобщать, группировать материал в целях запоминания. Обучение детей классификации способствует успешному овладению более сложным способом запоминания – смысловой группировкой, с которой дети встречаются в школе. Используя возможности развития логического мышления и памяти дошкольников можно более успешно готовить детей к решению тех задач, которые ставит перед нами школьное обучение. Развитие логического мышления включает в себя использование дидактических игр, смекалок, головоломок, решение различных логических игр и лабиринтов и вызывает у детей большой интерес. В этой деятельности у детей формируются важные качества личности: самостоятельность, находчивость, сообразительность, вырабатывается усидчивость, развиваются конструктивные умения. Дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, догадываться в поиске результата, проявляя при этом творчество. Занимаясь с детьми, можно заметить, что многие дети не справляются с простыми на первый взгляд логическими задачами. Например, большинство детей старшего дошкольного возраста не могут правильно ответить на вопрос о том, чего больше: фруктов или яблок, даже если у них в руках картинка, на которой нарисованы фрукты – много яблок и несколько груш. Дети будут отвечать, что больше груш. В подобных случаях он основывают свои ответы на том, что видят собственными глазами.
В старшем дошкольном возрасте начинают проявляться элементы логического мышления, характерного для школьников и взрослых, которые необходимо развивать в выявлении наиболее оптимальных приёмов развития логического мышления. Игры логического содержания помогают воспитывать у детей познавательный интерес, способствовать к исследовательскому и творческому поиску, желание и умение учиться. Дидактические игры как один из наиболее естественных видов деятельности детей и способствует становлению и развитию интеллектуальных и творческих проявлений, самовыражению и самостоятельности.
Характеристика мышления
Мышление – высший познавательный процесс обобщенного и опосредованного отражения действительности.
Мышление является самым важным процессом познания. С помощью мышления мы получаем знания, которые органы чувств не могут нам дать.
Мышление соотносит данные ощущений и восприятий, сопоставляет, различает и раскрывает отношения между окружающими явлениями даже в их отсутствие.
Результатом мышления является мысль, выраженная в словах. Таким образом, мышление человека тесно связано с речью и невозможно без нее.
Мышление существует в трех основных формах: понятие, суждение и умозаключение.
В процессе мыслительной деятельности человек использует специальные приемы или операции: анализ (мысленное разложение целого на части), синтез (мысленное объединение частей в единое целое), сравнение (установление сходства или различия между объектами), абстрагирование (выделение существенный свойств предмета и отвлечение от несущественных), обобщение (мысленное объединение объектов по их признакам).
Все операции проявляются в тесной связи друг с другом. На их основе выделяются более сложные операции, такие как классификация, систематизация и др.
Цель программы - создание условий для максимального развития логического мышления дошкольников в подготовке к успешному обучению в школе.
Задачи программы:
? обучать детей основным логическим операциям: анализу, синтезу, сравнению, отрицанию, классификации, систематизации, ограничению, обобщению, умозаключениям.
? учить детей ориентироваться в пространстве.
? развивать у детей высшие психические функции, умение рассуждать, доказывать.
? воспитывать стремление к преодолению трудностей, уверенность в себе, желания прийти на помощь сверстнику.
Информация о работе кружка:
Программа рассчитана на детей 6 -7 лет
Периодичность занятий -1 раз в неделю, 4 раза в месяц, 36 занятий в год, продолжительность одного занятия 30 минут.
Программа предусматривает проведение занятий в различной форме:
· Индивидуальная самостоятельная работа детей.
· Работа в парах.
· Групповые формы работы.
· Дифференцированная.
· Фронтальная проверка и контроль.
· Самооценка выполненной работы.
· Дидактическая игра.
· Соревнование.
Этапы реализации программы
Технология деятельности строится по этапам:
1. Мониторинг исходного уровня развития познавательных процессов и контроль за их развитием.
2. Планирование средств, какими можно развивать то или иное качество (внимание, память, воображение, мышление), с учетом индивидуальности каждого ребёнка и имеющихся знаний
3. Постепенное усложнение материала, поэтапное увеличение объема работы, повышение уровня самостоятельности детей.
4. Ознакомление с элементами теории, обучение способам рассуждения, самостоятельной аргументации выбора.
5. Интеграция знаний и способов познавательной деятельности, овладение ее обобщенными приемами.
6. Оценка результатов развивающего курса по разработанным критериям, в которую должен быть включен и ребёнок (самооценка, самоконтроль, взаимоконтроль).
Ожидаемые результаты дети должны уметь:
1. Определять закономерности и выполнять задание по данной закономерности, классифицировать и группировать предметы, сравнивать, находить общее и частное свойства, обобщать и абстрагировать, анализировать и оценивать свою деятельность;
2. Путем рассуждений решать логические, нестандартные задачи, выполнять творческо-поисковые, словесно- дидактические, числовые задания, находить ответ к математическим загадкам;
3. Быстро и правильно отвечать во время разминки на поставленные вопросы;
4. Выполнять задания на тренировку внимания, восприятия, памяти
5. Выполнять графические диктанты, уметь ориентироваться в схематическом изображении графических заданий;
6. Уметь ставить цель, планировать этапы работы, собственными усилиями добиться результата.
Перспективное планирование
№ п/п |
Содержание разделов и тем |
Количество занятий |
Месяц
|
1 |
Мониторинговые мероприятия: Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на начало года. |
1 |
сентябрь
|
2 |
Развитие концентрации внимания. Решение логических задач. |
1 |
|
3 |
Развитие концентрации внимания. Логические задачи на развитие аналитических способностей. |
1 |
|
4 |
Развитие концентрации внимания. Логические задачи на развитие аналитических способностей. |
1 |
|
5 |
Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие способности рассуждать. |
1 |
октябрь |
6 |
Тренировка зрительной памяти. Логические задачи на развитие аналитических способностей. |
1 |
|
7 |
Поиск закономерностей. Логические задачи на развитие способности рассуждать. |
1 |
|
8 |
Развитие пространственного воображения. Работа со спичками. |
1 |
|
9 |
Развитие логического мышления. Логические задачи на развитие способности рассуждать. |
1 |
ноябрь |
10 |
Развитие концентрации внимания. Логические задачи на развитие аналитических способностей. |
1 |
|
11 |
Тренировка внимания. Логические задачи на развитие способности рассуждать. |
1 |
|
12 |
Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие аналитических способностей. |
1 |
|
13 |
Тренировка зрительной памяти. Логические задачи на развитие умения рассуждать. |
1 |
декабрь |
14 |
Поиск закономерностей. Логические задачи на развитие аналитических способностей. |
1 |
|
15 |
Развитие пространственного воображения. Работа со спичками. |
1 |
|
16 |
Развитие логического мышления. Решение логических и творческо-поисковых задач. |
1 |
|
17 |
Развитие концентрации внимания. Логические задачи на развитие способности рассуждать. |
1 |
январь
|
18 |
Тренировка внимания. Логические задачи на развитие аналитических способностей. |
1 |
|
19 |
Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие способности рассуждать. |
1 |
|
20 |
Тренировка зрительной памяти. Логические задачи на развитие аналитических способностей. Развитие логического мышления. |
1 |
февраль |
21 |
Поиск закономерностей. Логические задачи на развитие способности рассуждать. |
1 |
|
22 |
Развитие пространственного воображения. Работа со спичками. Тренировка внимания. Логические задачи на развитие логических способностей. |
1 |
|
23 |
Развитие логического мышления. Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие умения рассуждать и анализировать |
1 |
|
24 25 |
Тренировка концентрации внимания. Логические задачи на развитие аналитических способностей. Поиск закономерностей. |
2 |
март |
26 |
Тренировка внимания Логические задачи на развитие аналитических способностей. |
1 |
|
27 28 |
Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие способности рассуждать. Развитие логического мышления. |
2 |
|
29 |
Тренировка зрительной памяти. Логические задачи на развитие аналитических способностей. |
1 |
апрель |
30 31 |
Развитие концентрации внимания. Логические задачи на развитие умения рассуждать и анализировать. |
2 |
|
32
|
Тренировка концентрации внимания. Логические задачи на развитие аналитических способностей. Поиск закономерностей. |
1 |
|
33 |
Тренировка внимания Логические задачи на развитие аналитических способностей. |
1 |
|
34 |
Тренировка слуховой памяти. Логические задачи на развитие способности рассуждать. Развитие логического мышления. |
1 |
май |
35 |
Тренировка зрительной памяти. Логические задачи на развитие аналитических способностей. |
1 |
|
36 |
Развитие концентрации внимания. Логические задачи на развитие умения рассуждать и анализировать. |
1 |
|
|
Всего занятий: |
36 |
|
Содержание программы
Краткое описание разделов и тем занятий (разделы соответствуют определенной логической операции, которой будут обучаться дети на занятии):
1. Анализ – синтез.
Цель – учить детей делить целое на части, устанавливать между ними связь; учить мысленно соединять в единое целое части предмета.
Игры и упражнения: нахождение логической пары (кошка – котенок, собака – ? (щенок)). Дополнение картинки (подбери заплатку, дорисуй карман к платью).
Поиск противоположностей (легкий – тяжелый, холодный – горячий). Работа с пазлами различной сложности. Выкладывание картинок из счетных палочек и геометрических фигур.
2. Сравнение.
Цель – учить мысленно устанавливать сходства и различия предметов по существенным признакам; развивать внимание, восприятие детей. Совершенствовать ориентировку в пространстве.
Игры и упражнения: закрепление понятий: большой – маленький, длинный – короткий, низкий – высокий, узкий – широкий, выше – ниже, дальше – ближе и т.д. Оперирование понятиями «такой же», «самый». Поиск сходства и различий на 2-х похожих картинках.
3. Ограничение.
Цель – учить выделять один или несколько предметов из группы по определенным признакам. Развивать наблюдательность детей.
Игры и упражнения: «обведи одной линией только красные флажки», «найди все некруглые предметы» и т.п. Исключение четвертого лишнего.
4. Обобщение.
Цель – учить мысленно объединять предметы в группу по их свойствам. Способствовать обогащению словарного запаса, расширять бытовые знания детей.
Игры и упражнения на оперирование обобщающими понятиями: мебель, посуда, транспорт, овощи, фрукты и т.п.
5. Систематизация.
Цель – учить выявлять закономерности; расширять словарный запас детей; учить рассказывать по картинке, пересказывать.
Игры и упражнения: магические квадраты (подобрать недостающую деталь, картинку). Составление рассказа по серии картинок, выстраивание картинок в логической последовательности.
6. Классификация.
Цель – учить распределять предметы по группам по их существенным признакам. Закрепление обобщающих понятий, свободное оперирование ими.
7. Умозаключения.
Цель – учить при помощи суждений делать заключение. Способствовать расширению бытовых знаний детей. Развивать воображение.
Игры и упражнения: поиск положительного и отрицательного в явлениях (например, когда идет дождь, он питает растения – это хорошо, но плохо то, что под дождем человек может промокнуть, простудиться и заболеть). Оценка верности тех или иных суждений («ветер дует, потому что деревья качаются» Верно?). Решение логических задач.
Методическое обеспечение
1. Программа "От рождения до школы" под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой в соответствии с ФГОС.
2. Е.В. Колесникова "Я решаю логические задачи". Рабочая тетрадь 5-7 лет
3. Тихомирова Л.Ф. «Логика для дошкольников» Издательство: Академия развития
4. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей.
5. Наталья Гордиенко: Развиваем логику. 6-7 лет. ФГОС ДО
6. Просветов Г.И.«Утверждаем и доказываем» Серия: "Занимательная логика"
7. Терентьева Н.
8. Н. Терентьева: 35 занятий для успешной подготовки к школе. Логическое мышление
9. Стародубцева, Завьялова: Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников
10. Рабочая тетрадь дошкольника. Логические задачи
|
|