Программа курса внеурочной деятельности "Я гражданин России"

Автор: Никифорова Ольга Викторовна

                    Программа гражданско-патриотического воспитания младшего школьника

                                                                               «Я гражданин России»

       В последние годы российская образовательная система претерпела значительные изменения. Перемены затронули различные сферы образовательной деятельности и что еще более важно -  реформирование продолжается. Этот процесс закономерен, т.к. образование является  одним из базовых институтов государства. При экономической нестабильности в стране, размывание нравственных и эстетических  ценностей, резкое снижение социальной активности молодежи, кризис в семье и отношений между родителями и детьми заставляют по-новому взглянуть на образовательную систему  и на возможность воспитания. По сути  дела,  школа выполняет «социальный заказ общества в духе времени», восполняя пробелы, в воспитании подрастающего поколения, в их нравственном оздоровлении, в формировании активной жизненной позиции. Государственный заказ на воспитание личности, формирование ее гражданско-патриотического воспитания определен в  основополагающих документах Российской  Федерации и, прежде всего, в программе «Патриотическое воспитание  граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы».

       Патриотизм одна из важнейших черт всесторонне развитой личности и отличительное качество граждан России во все времена. Вместе с тем, воспитание патриотизма - это неустанная работа по созданию у школьников чувства гордости за свою Родину и свой народ, уважения к ее великим свершением и достойным страницам прошлого. Подрастающее поколение слабо ориентируется не только в народных традициях, но и плохо знает историю своей страны. А молодежь, которая не усвоила уроки прошлого, просто не в состоянии оценить в полной мере проблемы дня сегодняшнего, стоящие перед их страной, созидать её будущее. Многое должна сделать начальная школа: её роль в этом плане невозможно переоценить: ведь воспитание маленьких патриотов, чем раньше начнётся, тем выше будет результат.

       Цель программы: воспитание у детей младшего школьного возраста патриотизма, любви к Родине, к родному краю, уважения к историческому прошлому страны.

    Данная цель охватывает весь педагогический процесс, пронизывает все структуры, интегрируя учебные занятия и внеурочную жизнь обучающихся, разнообразные виды деятельности. Ее достижение становится возможным через решение следующих задач:

1. Углубление знаний учащихся о Родине, своём родном крае, месте рождения

2. Более содержательное знакомство с историей своей семьи

3. Углубление знаний об истории, традициях, культуре народов России

4. Воспитание гражданского самосознания и причастности к родным истокам.

5. Формирование у учащихся их личной ответственности за будущее страны.

  Программа опирается на принципы социальной активности, индивидуализации, мотивированности, взаимодействия личности и коллектива, развивающего воспитания и единства образовательной и воспитательной среды.

      Основные принципы организации воспитания:

       Принцип целостно-смыслового равенства.  У педагога и учащихся общая цель, интересная совместная деятельность, одинаковые взгляды на общечеловеческие ценности, позиции равенства. Ведущим в отношении взрослого и ребёнка является принцип: «хоть ты ещё и ребёнок, но такой же, человек, как и я; я уважаю тебя. Мы вместе делаем общее дело».               Принцип непрерывности и системности воспитательного воздействия на всех ступенях непрерывного образования. Взаимосвязь процессов воспитания и обучения.

       Концептуальные принципы совместного образования (демократизация, гуманизация, регионализация).

       Учёт закономерностей психофизиологического развития в каждом возрастном периоде, обеспечение личностно-ориентированного подхода к воспитанию детей и подростков.                     Принципы организации и самоорганизации, (активность учащегося, его мотивированность, готовность к сотрудничеству, способность к творчеству и коммуникативность).

Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.

        Теоретические занятия: Беседы, Предметные уроки, Классный час Просмотр и обсуждение видеоматериала. Практические занятия (урочная, внеурочная, внешкольная)

       С вышесказанным, выделяю несколько направлений:

1. «Пусть всегда будет мама» - воспитание любви к родителям, семейное воспитание как часть патриотического воспитания.

2. «С чего начинается Родина?» - воспитание любви в дому, к родному городу, жителям, изучение истории.

3. «Природа шепчет мне с любовью свои заветные слова» - воспитание любви к родной природе, экологическое воспитание в ходе экскурсий, на уроках и внеклассных мероприятиях.

4. «Школьные годы чудесные» - воспитание любви к родной школе, к учителю, к товарищам.

5. «Мой город - Черногорск» - воспитание любви к малой родине.

6. «Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой» - воспитание интереса к истории России.

7. «Гражданином быть обязан» - воспитание гражданского самосознания.

8. «Живем мы по соседству» - воспитание уважительного отношения к народам других стран, знакомство со странами - соседями России.

        Все эти направления взаимосвязаны и дополняют друг друга. Комплекс программных мероприятий предусматривает их воплощение в жизнь через:

       1.Знаниевый компонент, основанный на предметном начале для детей младшего, среднего и старшего школьного возраста.

       2.Региональный компонент с рассмотрением гражданской тематики.

       3.Систему тематических бесед, творческих встреч и внеклассных воспитательных мероприятий.

      4.Участие в тематических конкурсах, выставках.

      5.Активное сотрудничество с  социумом и общественными организациями.

          Новизна программы

          Развитие метапредметных знаний через коммуникативный метод   обучения, воспитания и развития.

          Качественное изменение контроля за деятельностью учащихся.

           С целью контроля реализации программы ее эффективности организуется мониторинг эффективности внедрения программы, который проводится  2 раза в 1-2 классах (декабрь, май).

            Ценностные установки и планируемые результаты

Ценностные установки: 

любовь к России, к своему народу,  к своей малой родине, закон и правопорядок, свобода и ответственность, доверие к людям, 

долг перед старшим поколением, семьей, почитание родителей, забота о старших и младших, справедливость, милосердие, честь, достоинство, толерантность;

родная земля, заповедная природа, планета Земля;

красота, гармония, духовный мир человека, эстетическое развитие, художественное творчество.

         Планируемые результаты:

         Сформировано ценностное отношение к России, своему народу, краю, государственной символике, законам РФ, старшему поколению, к природе.

        Учащиеся имеют знания о значимых страницах истории страны, о примерах исполнения гражданского и патриотического долга, о традициях и культурном достоянии своего края, о моральных нормах и правилах поведения, об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, знают традиции своей семьи и образовательного учреждения, бережно относятся к ним.

        Учащиеся обладают опытом ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции, опытом взаимодействия с людьми разного возраста,   неравнодушны к жизненным проблемам других людей, умеют сочувствовать человеку, находящемуся в трудной ситуации, видеть красоту в окружающем мире, в поведении, поступках людей.

       Школьники обладают начальными представлениями о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе.

        У детей младшего школьного возраста накоплен личный опыт участия в экологических инициативах, проектах, в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке.

         В результате реализации программы ожидается:

·                  развитие творческих способностей;

·         осознание ответственности за судьбу страны, формирование гордости за сопричастность к деяниям предыдущих поколений;

·               способность к самореализации в пространстве российского государства, формирование активной жизненной позиции;    знание и соблюдение норм правового государства;

·      осознание обучающимися высших ценностей, идеалов, ориентиров, способность руководствоваться ими в практической деятельности.

          Конечным результатом реализации программы должна стать активная гражданская позиция и патриотическое сознание обучающихся, как основа личности гражданина России.

 

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x