Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 20.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

программа "Мастерская игрушки" | Соболевская Ирина Георгиевна. Работа №205654

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Соболевская Ирина Георгиевна
Настоящая дополнительная образовательная программа разработана для овладения обучающимися художественными инструментами и материалами, ознакомления обучающихся с историей становления и развития декоративного искусства, подготовки обучающихся к участию в художественных конкурсах различного уровня.

Современность  данной программы состоит в том, что в нее включён материал по воспитанию гражданской идентичности, направленный на более глубокое знакомство и изучение культуры народов России, особенности традиций декоративно- прикладного искусства, промыслов народов Сибири, бережного отношения к народному наследию и любви к Малой Родине

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дополнительная общеразвивающая программа

«Мастерская игрушки»

 

 

Адресат программы:

школьники 7-13 лет,

Срок реализации: 1 год

Разработчик программы:

Соболевская Ирина Георгиевна,

педагог дополнительного

образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дополнительная

общеразвивающая программа «Мастерская игрушки»

 

Пояснительная записка

:

- литература, на основе которой составлена программа

1. Рублев А.В., Рублева Т.С. Духовно-нравственное воспитание и традиционная культура: Программно-методический сборник [Текст] / - Рублев А.В., Рублева Т.С. - Новосибирск: НП Издательский дом « Историческое наследие Сибири», 2007.-256с.

Абрамова А. Введение в традицию: Пособие в помощь родителям и педагогам

[Текст]

/ - Абрамова А.- М.: Никея,2014.-208с.

Дайн Г.Л. Детский народный

календарь.

-

Сергиев Посад : Издательский дом «Весь Сергиев Посад»,2010.-184с.

Дайн Г.Л. Сергиев Посад-столица русской игрушки.

-

Сергиев Посад : Издательский дом «Весь Сергиев Посад»,2011.-280с.

Дайн Г.Л. Сергиев Посад-мастерская игрушки.

-

Сергиев Посад : Издательский дом «Весь Сергиев Посад»,2011.-232с.

Дайн Г.Л. Тряпичная кукла. Лоскутные мячики- Сергиев

Посад :

Издательский дом «Весь Сергиев Посад»,2012.-248с.

Дайн Г.Л. Как войти в народную культуру - Сергиев

Посад :

Издательский дом «Весь Сергиев Посад»,2015.-292с.

направленность программы: художественная;

- значимость (актуальность) и педагогическая целесообразность программы обусловлена тем, что по результатам образовательных запросов детей и родителей в настоящее время обучение декоративно-прикладному искусству – одна из самых доступных, популярных и востребованных форм дополнительного образования детей. Дети имеют стремление создавать художественные изделия своими руками, поэтому главной функцией программы дополнительного образования «Мастерская игрушки» является создание условий для реализации этого интереса, становление и осмысление собственного художественного опыта, более глубоком ознакомлении с жанрами декоративно-прикладного искусства. Настоящая дополнительная образовательная программа разработана для овладения обучающимися художественными инструментами и материалами, ознакомления обучающихся с историей становления и развития декоративного искусства, подготовки обучающихся к участию в художественных конкурсах различного уровня.

Современность данной программы состоит в том, что в нее включён материал по воспитанию гражданской идентичности, направленный на более глубокое знакомство и изучение культуры народов России, особенности традиций декоративно- прикладного искусства, промыслов народов Сибири, бережного отношения к народному наследию и любви к Малой Родине.

Обучение по данной образовательной программе позволяет решить следующие проблемы: занятость свободного времени детей, пробуждение интереса обучающихся к декоративному искусству, воспитание личностных качеств, а так же проблемы социализации детей.

- отличительные особенности программы программа по каждому разделу вмещает в себя этапы работы над художественным изделием (проектом): изучение народных традиций (былин, рассказов, обрядов), эскиз изделия, сборка изделия, проработка аксессуаров для куклы, грунтовка, роспись, украшение в смешанных техниках. Что обеспечивает разнообразие видов работ, поддерживает живой интерес детей, знакомит их с традиционными изобразительными техниками, расширяет рамки их художественного восприятия и творческого потенциала. Организация проектной деятельности на занятиях позволяет заинтересовать обучающихся в получении знаний, раскрыть их творческий потенциал, помочь им реализовать свои замыслы и проверить свои возможности, что соответствует требованиям ФГОС. Система занятий раскрывает алгоритм работы по выполнению творческого проекта. Каждая большая тема завершается демонстрацией творческих достижений обучающихся в формате фотоссесии, просмотра работ или выставки;

- адресат программы дети от 7 до 13 лет.

Краткая характеристика учащихся, которые будут обучаться по данной программе, возрастные особенности, медико-психолого-педагогические характеристики:

Дети отличаются большой жизнерадостностью, внутренней уравновешенностью, постоянным стремлением к активной практической деятельности. Эмоции занимают важное место в психике этого возраста, им подчинено поведение ребят. Дети этого возраста весьма дружелюбны, легко вступают в общение. Для них все большее значение начинают приобретать оценки их поступков не только со стороны старших, но и сверстников. Их увлекает совместная коллективная деятельность. Они легко и охотно выполняют поручения и отнюдь не безразличны к той роли, которая им при этом выпадает. Они хотят ощущать себя в положении людей, облеченных определенными обязанностями, ответственностью и доверием. Неудача вызывает у них резкую потерю интереса к делу, а успех сообщает эмоциональный подъем. Далекие цели, неконкретные поручения и беседы "вообще" здесь неуместны. В этом возрасте ребята склонны соревноваться буквально во всем. Их захватывают игры, содержащие тайну, приключения, поиск, они весьма расположены к эмоционально окрашенным обычаям жизни, ритуалам и символам. Они охотно принимают руководство педагога. К его предложениям относятся с доверием и с готовностью откликаются на них. Доброжелательное отношение и участие взрослого вносят оживление в любую деятельность ребят, и вызывает их активность.

- срок освоения программы: 1 год обучения, 36 недель, 9 месяцев.

- форма обучения: очная;

- режим занятий в соответствии с СанПиН, 2 раза в неделю по 2 учебных часа, перерыв между занятиями 10 минут;

- цель создание условий для творческой самореализации обучающихся в процессе обучения декоративно-прикладному искусству;

- задачи:

обучающие задачи:

совершенствовать полученные знания, умения и навыки изобразительной деятельности, продолжить формирование чувства цвета, изучение новых техник и приёмов

в

декоративно

м

искусств

е

(

шитье,

папье

-

маше

,

пейп

-арт,

квилинг

,

фелтинг

,

кимекоми

,

тестопластика

,

точечная роспись

, декорирование

различными материалами

),

совершенствовать навыки творческого проектирования,

знакомить с творческим наследием России.

развивающие задачи:

развивать мелкую моторику рук

, творческие способности, художественное воображение и

вкус

, способствовать

формированию творческой активности, развивать коммуникативные способности.

воспитательные задачи

: воспитывать у обучающихся самостоятельность при выполнении индивидуального творческого проекта,

умение применять полученные знания в быту, приобретение социального опыта, умение работать в группе, осуществлять взаимопомощь, воспитание: выдержки, трудолюбия, организованности, аккуратности, упорства в достижении цели.

 

Комплекс основных характеристик программы

Объём программы - общее количество учебных часов, необходимых для освоения программы 1 год обучения: занятия проходят 2 раза в неделю по 2 часа, итого 4 х 36 недель =144 часа;

Содержание программы:

Раздел 1. «Куклы» (32 часа)

Тема 1. «Лоскутные куклы» (18 часов)

Тема 2. » Куклы из соломы » (6 часов)

Тема 3. » Куклы в смешанной технике» (8 часов)

В данном разделе дети знакомятся с народными куклами по фотографиям, рисункам, наглядным пособиям. Учатся наблюдать, анализировать, различать виды кукол. Получают навык работы с различными материалами, тканями, соломой, берестой, нитками, знакомятся с техникой шитья и скручивания. На первом этапе обучения декоративно-прикладному искусству следует обратить особое внимание на адаптацию детей к новым условиям занятий в группе, научить правилам пользования художественными инструментами и материалами, соблюдать технику безопасности на занятиях и переменах, слушать педагога и выполнять задание в определенной последовательности. Дать навыки самообслуживания и взаимопомощи. Завершается изучение раздела выставкой работ обучающихся.

Раздел 2. «Береста» (14 часов)

Тема 1. «Конструирование из бересты « (8 часов)

Тема 2. «Плетение из бересты » (6 часа)

В данном разделе дети знакомятся с традиционным русским промыслом берестой. Изучают историю промысла, его особенности, приемы работы. На каждом занятии демонстрируется наглядный раздаточный материал, анализируются изображения, выполняются упражнения в бересте, затем детям предлагается изготовить предметы из бересты уже самостоятельно. Изображение коллажа, игрушек дети выполняют с использованием шаблонов. В работе используются гуашевые и акварельные краски, фломастеры. Особый акцент нужно делать на лаконичность стилей, детям выдаются только те цвета, которые будут использоваться на занятии.

Все рисунки выполняются пошагово, педагог демонстрирует каждый этап работы на доске, контролирует индивидуально каждого ученика. Используются разнообразные художественные материалы. Особое внимание следует обратить на правила техники безопасности при работе с колюще-режущими инструментами.

Завершается изучение раздела творческой самостоятельной работой обучающихся, после которой необходимо организовать выставку готовых берестяных изделий и композиций.

Раздел 3. «Рождество» (24 часа)

Тема 1. «Маски» (6 часов)

Тема 2. «Подарки к Рождеству» (18 часов)

В данном разделе дети продолжают знакомиться с техникой папье-маше, историей праздника Рождества, учатся моделировать форму из пластилина и декорировать маски красками и различным материалам. Знакомятся с характерной формой, гаммой цветов, учатся отбирать необходимые цвета для своей работы. Изучают понятия «световой и цветовой контраст». Все работы выполняются пошагово, педагог демонстрирует каждый этап работы на доске, контролирует индивидуально каждого ученика. В данном разделе дети рассматривают фотографии, репродукции картин, изображения масок, учатся любоваться их красотой. Завершается изучение раздела творческой самостоятельной работой обучающихся, после которой необходимо организовать выставку масок и подарков для праздничного оформления.

Раздел 4. «Кукла царевна» (30 часов)

Тема 1. «Изготовление фигуры куклы-царевны» (10 часа)

Тема 2. «Изготовление одежды для куклы-царевны» (14 часов)

Тема 3. «Упаковка для куклы-царевны » (6 часов)

В данном разделе дети знакомятся с понятием «историческая кукла», учатся изготавливать куклу в свободной манере различными материалами и техниками. Продолжают знакомство с техникой шитья, учатся отбирать необходимые материалы для своей работы, пользоваться различными историческими источниками для придумывания костюма. Закрепляют понятие «цветовой контраст, ньюанс ». Изучают стили одежды определенной эпохи. Учатся шить одежду в миниатюре, изображать лицо человека, моделировать фигуру человека, соблюдая определенные пропорции. Все работы выполняются пошагово, педагог демонстрирует каждый этап работы лично, контролирует индивидуально каждого ученика. В данном разделе дети рассматривают фотографии, репродукции картин художников, учатся любоваться красотой костюма.

Завершается изучение раздела творческой самостоятельной работой обучающихся, после которой необходимо организовать выставку.

 

Раздел 5. «Встречаем Весну» (30 часов)

Тема 1. «Масленица» (12 часов)

Тема 2. «Пасхальные яйца» (6 часов)

Тема 3. «Балаганчик» (12 часов)

В данном разделе дети продолжают совершенствоваться в технике шитья и изготовлении текстильной куклы. Осваивают новую технику кимекоми. Все работы выполняются пошагово, педагог демонстрирует каждый этап работы лично, контролирует индивидуально каждого ученика. Используются разнообразные материалы. Особое внимание следует обратить на правила техники безопасности при работе с колюще-режущими инструментами. В данном разделе дети рассматривают готовые изделия, репродукции, учатся любоваться красотой изделий традиционных промыслов и их интерпретациями. Завершается изучение раздела творческой самостоятельной работой обучающихся, после которой необходимо организовать выставку.

Раздел 6. «Авторская матрешка» (14 часов)

В данном разделе дети учатся рисовать лицо, платок, сарафан, фартук русской матрешки. Знакомятся с историей матрешки по фотографиям, рисункам. Учатся наблюдать, анализировать, различать виды матрешек и создавать свою индивидуальную и неповторимую. В работе используются: акриловые, акварельные, гуашевые краски, контуры, цветная бумага, картон, ножницы, клей. Все работы выполняются пошагово, педагог демонстрирует каждый этап работы лично, контролирует индивидуально каждого ученика. Завершается изучение раздела творческой коллективной работой обучающихся, после которой необходимо организовать выставку детских работ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебный план

 

 

Наименование разделов, тем

Количество часов

Формы промежуточной аттестации

 

 

всего

теория

практика

 

Раздел 1. «Куклы»

32

8

24

 

1.1.

 

1.2

 

1.3

 

Лоскутные куклы.

 

Куклы из соломы.

 

Куклы в смешанной технике.

18

 

6

 

8

3

1

4

15

 

5

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

Выставка.

Раздел 2. «Береста»

14

4

10

 

2.1.

 

2.2.

 

Конструирование из бересты.

Плетение из бересты.

8

 

6

 

1

 

3

7

3

 

 

Выставка

Раздел 3. «Рождество»

24

8

16

 

3.1.

3.2.

Маски.

Подарки к Рождеству.

 

6

18

2

6

4

12

 

Промежуточная аттестация.

Выставка.

Раздел 4. «Кукла-царевна»

30

4

26

 

4.1.

 

4.2.

 

4.3.

Изготовление фигуры куклы-царевны.

Изготовление одежды для куклы-царевны.

Упаковка для куклы-царевны.

10

 

14

 

6

2

 

2

 

0

8

 

12

 

6

 

 

 

 

 

Выставка.

Раздел 5. «Встречаем Весну»

30

7

23

 

5.1.

5.2.

5.3.

Масленица.

Пасхальные яйца.

Балаганчик.

12

6

12

1

1

5

5

7

 

 

Выставка.

Раздел 6. «Авторская матрешка»

14

2

12

Промежуточная аттестация.

Выставка.

 

ИТОГО

144

33

111

 

 

Список литературы

Нормативно-правовая основа при написании программы ДО:

Федеральный Закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в

Российской Федерации»;

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (далее – Минобрнауки России) от 29 августа 2013 года № 1008 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 года № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14

«

Санитарно

- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»»;

Концепция развития

дополнительного образования детей (Распоряжение

Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 года № 1726-

р). Письмо Минобрнауки России «О направлении рекомендаций» от

18.11.2015 года № 09-3242.

Методические рекомендации по разработке и оформлению дополнительных общеразвивающих программ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность в Иркутской области // Составители Т.А. Татарникова, Т.А. Павловская.

– Иркутск. – 2016. – С. 21.

 

Список рекомендуемой литературы для педагога:

1. Рублев А.В., Рублева Т.С. Духовно-нравственное воспитание и традиционная культура: Программно-методический сборник [Текст] / - Рублев А.В., Рублева Т.С. - Новосибирск: НП Издательский дом « Историческое наследие Сибири», 2007.-256с.

2. Абрамова А. Введение в традицию: Пособие в помощь родителям и педагогам [Текст] / - Абрамова А.- М.: Никея,2014.-208с.

3. Дайн Г.Л. Детский народный календарь.- Сергиев Посад : Издательский дом «Весь Сергиев Посад»,2010.-184с.

5. Дайн Г.Л. Как войти в народную культуру - Сергиев Посад : Издательский дом «Весь Сергиев Посад»,2015.-292с.

 

Список рекомендуемой литературы для детей:

Чаянова Г.Н.

Соленое тесто.

– М

.

:

Дрофа – Плюс, 2005

. –

144

с.

Дайн Г.Л. Детский народный

календарь.-

Сергиев Посад : Издательский дом «Весь Сергиев Посад»,2010.-184с.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×