ПРОГРАММА отряда по месту жительства «ЛЭТО : Летний экспресс творчества и отдыха » | Швецова Нина Андреевна. Работа №266448
Автор: Швецова Нина Андреевна
Данная программа предусматривает организацию летнего отдыха и оздоровления детей в условиях лагеря дневного пребывания. Принимая во внимание эмоционально-психические перегрузки ребенка в школе и семье, перед воспитателями стоит цель организации эффективной оздоровительной работы с детьми.
Направления программы основываются на формировании мотивации к здоровому образу жизни, продолжении знакомства с окружающим миром и, конечно же, оздоровлении и закаливании детей.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Центр дополнительного образования «Созвездие»
Филиал «ЦДО «Горизонт»
Утверждена
Директор МБОУДО «ЦДО «Созвездие» ___________________Ярусова А.Н.
ПРОГРАММА
отряда по месту жительства
«ЛЭТО : Летний экспресс творчества и отдыха »
для детей с 12 до 16 лет.
Срок реализации программы –июнь 2020г.
Автор-составитель Швецова Н.А.
педагог дополнительного образования
«ЦДО «Созвездие»
Филиал «ЦДО «Горизонт»
п. Майкор,
2020
Лето - наилучшая пора для общения с природой, постоянная смена впечатлений, встреча с неизвестными, подчас экзотическими уголками природы. Это время, когда дети имеют возможность снять психологическое напряжение, накопившееся за год, внимательно посмотреть вокруг себя и увидеть, что удивительное рядом.
В последние годы очевидно возрастание внимания к организации летних оздоровительных лагерей. Они выполняют очень важную миссию оздоровления и воспитания детей, когда многие семьи находятся в сложных экономических и социальных условиях. Кроме того, лагеря способствуют формированию у ребят коммуникативных навыков.
Летний отдых сегодня – это не только социальная защита, это еще и полигон для творческого развития, обогащения духовного мира и интеллекта ребенка.
Во время летних каникул происходит разрядка накопившейся за год напряженности, восстановление израсходованных сил, здоровья, развитие творческого потенциала. Эти функции выполняет летний лагерь с дневным пребыванием детей. За несколько месяцев до начала работы лагеря проводится большая подготовительная работа.
Данная программа предусматривает организацию летнего отдыха и оздоровления детей в условиях лагеря дневного пребывания. Принимая во внимание эмоционально-психические перегрузки ребенка в школе и семье, перед воспитателями стоит цель организации эффективной оздоровительной работы с детьми.
Направления программы основываются на формировании мотивации к здоровому образу жизни, продолжении знакомства с окружающим миром и, конечно же, оздоровлении и закаливании детей.
Разработка данной программы организации летнего каникулярного отдыха, оздоровления и занятости детей была вызвана:
повышением спроса родителей и детей на организованный отдых школьников;
модернизацией старых форм работы и введением новых;
необходимостью использования богатого творческого потенциала детей и педагогов в реализации цели и задач программы.
В отряде по месту жительства 5 детей. Есть дети из семей, нуждающихся в особой защите государства: многодетных, неполных, одиноких матерей. Возраст детей от 12 до 16 лет.
Воспитателями в лагере работают квалифицированные педагоги. Решению поставленных задач помогают условия, созданные для работы отряда: игровая комната, актовый зал, музей, библиотеки, зеленая зона поселка.
Центром воспитательной работы является ребенок и его стремление к реализации. Пребывание здесь для каждого ребенка – время получения новых знаний, приобретения навыков и жизненного опыта, развитие творческих способностей, расширение кругозора.
Данная программа по своей направленности является комплексной, т. е. включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях оздоровительного лагеря.
Программа ориентирована на средний и старший школьный возраст.
Цель программы: создать благоприятные условия для укрепления здоровья и организации досуга учащихся во время летних каникул.
Задачи:
Создание условий для организованного отдыха детей.
Приобщение ребят к творческим видам деятельности, развитие творческого мышления.
Формирование культурного поведения, санитарно-гигиенической культуры.
Создание благоприятных условий для укрепления здоровья детей, использование окружающей природы в качестве источника оздоровления ребёнка.
Организация среды, предоставляющей ребенку возможность для самореализации на индивидуальном личностном потенциале.
Формирование у ребят навыков общения и толерантности.
Сроки реализации программы: июль 2020года.
Модель ОМЖ имеет ряд объективных факторов, которые и определяют специфику её работы:
Временный характер детского объединения.
Разнообразная деятельность
– насыщенность всего периода разноплановой интересной деятельностью делают пребывание в
ОМЖ
очень привлекательным для детей, которые в силу своего возраста стремятся «попробовать всё и успеть везде».
Интенсивность освоения детьми различных видов деятельности
– заинтересованность ребёнка каким-либо делом посредством достижения последующего определённого положительного результата. В этом смысле личностно-ориентированный подход означает, что степень интенсивности должна быть адекватна индивидуальным возможностям человека.
Изменение позиции ребёнка
– своеобразное разрушение прежнего, подчас негативного, стереотипа поведения.
Природно-климатическая база
– природное окружение, чистый воздух является важной составляющей успеха лагеря.
Чёткий режим жизнедеятельности
– максимальное использование природно-климатических факторов, рациональная организация всей жизнедеятельности детей.
Механизмы реализации
I этап. Подготовительный – апрель- май
Этот этап характеризуется тем, что за 2 месяца до открытия летнего оздоровительного лагеря начинается подготовка к летнему сезону. Деятельностью этого этапа является:
проведение совещаний при директоре и
руководителе филиала «ЦДО «Горизонт»
по подготовке
к летнему сезону;
издание приказа по
учреждению
ДО
о
проведении летней кампании;
разработка программы деятельности
ОМЖ;
подготовка методического материала для работников
отряда
;
отбор кадров для работы
;
составление необходимой документации для деятельности
ОМЖ
(план-сетка, положение, должностные обязанности, инструкции т.д.)
II этап. Организационный – июль
Основной деятельностью этого этапа является:
встреча детей, проведение диагностики по выявлению лидерских, организаторских и творческих способностей;
запуск программы;
знакомство с правилами жизнедеятельности
ОМЖ
.
III этап. Практический – июль
Основной деятельностью этого этапа является:
реализация основной идеи смены;
вовлечение детей и подростков в различные виды коллективно- творческих дел;
работа творческих мастерских.
IV этап. Аналитический – август
Основной идеей этого этапа является:
подведение итогов смены;
выработка перспектив деятельности организации;
анализ предложений, внесенных детьми, родителями, педагогами, по деятельности летнего оздоровительного лагеря в будущем.
В ходе реализации данной программы ожидается
Общее оздоровление воспитанников, укрепление их здоровья.
Укрепление физических и психологических сил детей, развитие лидерских и организаторских качеств, приобретение новых знаний, развитие творческих способностей, детской самостоятельности и самодеятельности.
Получение участниками смены умений и навыков индивидуальной и коллективной творческой и трудовой деятельности, социальной активности.
Развитие коммуникативных способностей и толерантности.
Приобретение новых знаний и умений в результате занятий
.
Расширение кругозора детей.
Повышение общей культуры учащихся, привитие им социально-нравственных норм.
Личностный рост участников смены.
Ресурсное обеспечение реализации программы
Интеллектуальный потенциал исполнителей программы:
Методист МБОУДО ЦДО, педагог ДО.
Материальная база
краеведческий музей;
персональны
й
компьютер
для
импорта фото и видео
материала
;
видеокамера;
Условия реализации программы
Количество детей -5 человек;
Время для творческого поиска -2 часа;
Наличие материальной базы;
Погодные условия;
Опытные наставник
и(
воспитатели);
План-сетка
1 день
День знакомства
Открытие 1 лагерной смены. Инструктаж отдыхающих в лагере по правилам безопасного поведения в лагере.
Психологический тренинг «Кто я ? Какой я?»на открытой летней площадке.
Теория «Правила фото и видеосъемки»
2 день
День творчества
Поход на реку Иньва. Фото и видеосъемки .
3 день
День малой родины
Экскурсия по родному поселку «Моя малая родина».
4 день
День лета
Экскурсия на родник «Ключик».
5 день
День Отечества.
Посещение краеведческого музея. Обзорная экскурсия по музею.
Подведение итогов .
2 смена
1 день
День общения
Знакомство. Психологический тренинг на свежем воздухе «Будем знакомы».
2 день
День малого похода
Экскурсия в Юсьвинское лесничество. Час общения
3 день
Моя малая родина
Экскурсия по родному поселку: сад, бывший завод,
4 день
Как прекрасен этот мир
Экскурсия к родникам
5 день
Волонерство
Приведение в порядок памятника погибшим в ВОв
3 смена
1 день
Общение
Знакомство « Как стать настоящим другом». Общение на свежем воздухе
2 день
В гости к мастеру
Экскурсия в этнографическую мастерскую. Фото и видеосъемки
3день
Моя малая родина
Экскурсия в п.Горки (история, достопримечательности, интересные люди). Фото и видеосъемки.
4 день
Волонерство
Помощь ветерану труда
5 день
Наши земляки
Встреча с мастером народных кукол
Список литературы
Григоренко Ю.Н.,
Кострецова
У.Ю., Кипарис-2: Учебное пособие по организации детского досуга в детских оздоровительных лагерях и школе. – М.: Педагогическое общество России, 2002.
Гузенко А.П. Как сделать отдых детей незабываемым праздником. Волгоград: Учитель, 2007
Нещерет
Л.Г. Хочу быть лидером! Выпуск 4.-Н. Новгород: изд-в
о ООО
«Педагогические технологии», 2006.
Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере.
С.И.Лобачева
.М
осква
: ВАКО, 2007 г.
Учебник для вожатого.
М.П.Кулаченко
– Ростов на Дону: Феникс, 2008.
Голубев
Н.К. Диагностика и прогнозирование воспитательного процесса. П., 1988.
Калениц
Т.Н.,
Кейлина
З.А. Внеклассная и внешкольная работа с учащимися. М.,: Просвещение, 1980.
Лобачева С.И. Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере. Москва: ВАКО, 2007 г.
Радюк
Е.А. Игровые модели досуга и оздоровления детей.- Волгоград: Учитель, 2008г.
Трепетунова
Л.И. и др. Летний оздоровительный лагерь: массовые мероприятия. – Волгоград: Учитель – 2007г.
Филимонов А.П.., Сперанская Н.И. Комплексная программа организации отдыха и оздоровления детей и подростков «Итоги пятилетки: Люди. Цифры. События». Вариант 2011. Практико-ориентированная монография. Тюмень, 2011.
Шмаков С.А. Игры-шутки, игры-минутки. М., 1993.
Шмаков С.А.,
Безродова
Н. От игры к самовоспитанию. Сборник игр. М.; Новая школа. 1993.
Шмаков С.А. Ее величество—
иг
ра. М., 1992.
Шуркова
Н.Е.,
ПитюковВ.Ю
. и др. Новые технологии воспитательного процесса. М., 1994.
Приложение
Режим отдыха
12-00 - 12-15-встреча детей .
Медицинский фильтр. Организационный момент (план работы на день, инструктажи, информационный блок).
12-15 - 13-45 - отрядное мероприятие.
13-45 - 14-00 - Подведение итогов. Рефлексия.
Законы и правила ОМЖ «ЛЭТО»
Закон хозяина
МБОУДО ЦДО «Созвездие»филиал ЦДО «Горизонт»- наш дом, мы хозяева в нем. Чистота, порядок, уют и покой зависят, прежде всего, от нас.
Закон точности
Время дорого у нас, берегите каждый час. Каждое дело должно начинаться и заканчиваться вовремя.
Не заставляй ждать себя и не беспокой напрасно других.
Закон поднятых рук
Наверху увидел руки – в отряде тишина - ни звука.
Каждый в ответе за то, что с ним происходит!
Помни, что о тебе заботятся, хотят видеть в твоих поступках только хорошее. Сначала подумай, потом действуй. Не стесняйся спросить совета.
Верь в себя и свои силы !
Найди занятие по душе. Продемонстрируй все свои таланты и способности.
Анкета
личностного роста
1. Ты с удовольствием идёшь утром в отряд?
2. Если тебе интересно в отряде, то что больше всего нравится?
3. Чему ты научился за пять дней?
4. Если бы тебе разрешили, что бы ты еще сделал в отряде ?
5. Чего нет в отряде, чего бы ты хотел?
6. Ты пойдёшь на следующий год в наш лагерь? Если не пойдёшь, то почему?
7. Что ты рассказываешь дома об отряде?
8. Оцени работу отряда по «5» - ти бальной системе.
12. Нашел ли ты новых друзей?
13. Что особенно понравилось в отряде?
14. Пожелание воспитателю: