Программа по обществознанию

Автор: Решетова Юлия Андреевна

 

Министерство образования, науки и молодежной политики Забайкальского края

Государственное профессиональное образовательное учреждение

«Первомайское многопрофильное училище»

 

 

Утверждаю

Заместитель директора ГПОУ ПМУ

_________________О.В. Казанцева

«_______» _______________2016г.

 

 

 

 

 

 

 

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины

«Обществознание»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

п. Первомайский, 2016г.

            Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих  по профессии 15.01.05 «Сварщик».

 

 

Срок обучения: 2 года 10 месяцев

 

 

 

Рабочую программу разработал:

Решетова Ю.А. преподаватель

Учебной дисциплины «Обществознание»

 

 

 

 

Рассмотрена на заседании

кафедры ООД

«______» __________ 2016г.

Заведующей кафедрой

________И.Б. Веретельниковой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

            Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Обществознание» предназначена для изучения обществознания в образовательных учреждениях среднего профессионального образования.

            Программа образовательной учебной дисциплины включает: общую характеристику учебной дисциплины, место учебной дисциплины в учебном плане, результаты освоения учебной дисциплины.

            Содержание образовательной учебной дисциплины, тематический план образовательной учебной дисциплины, учебно-методическое и материально - техническое обеспечение программы учебной дисциплины.

            Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Обществознание», в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования.

            В рабочей программе конкретизуется содержание предметных тем, даётся распределение учебных часов по темам дисциплины и рекомендуется последовательность изучения тем с учетом логики учебного процесса, возрастных особенностей студентов, профессиональной направленности.

            Содержание программы «Обществознание» направлено на достижение следующих целей:

ü  воспитание гражданственности, социальной ответственности, правового самосознания, патриотизма, приверженности конституционным принципам Российской Федерации;

ü  развитие личности на стадии начальной социализации, становление правомерного социального поведения, повышение уровня политической, правовой и духовно-нравственной культуры подростка;

ü  углубление интереса к изучению социально-экономических и политико-правовых дисциплин;

ü  умение получать информацию из различных источников, анализировать, систематизировать ее, делать выводы и прогнозы;

ü  содействие формированию целостной картины мира, усвоению знаний об основных сферах человеческой деятельности, социальных институтах, нормах регулирования общественных отношений, необходимых для взаимодействия с другими людьми в рамках отдельных социальных групп и общества в целом;

ü  формирование мотивации к общественно полезной деятельности, повышение стремления к самовоспитанию, самореализации, самоконтролю;

ü  применение полученных знаний и умений в практической деятельности в различных сферах общественной жизни.

            Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Обществознание» является основой для разработки рабочих программ, в которых профессиональные образовательные организации, реализующие образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, уточняют содержание учебного материала, последовательность его изучения, распределение учебных часов, тематику рефератов (докладов), индивидуальных проектов, виды самостоятельных работ с учетом специфики программ подготовки квалифицированных рабочих, служащих и специалистов среднего звена, осваиваемой профессии.

            Программа может использоваться другими профессиональными образовательными организациями, реализующими образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования - программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих; программы подготовки (ППКРС).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Обществознание

            1.1. Область применения программы

       Программа учебной дисциплины является частью профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по профессии СПО Технического профиля: 15.01.05 «Сварщик».

       Программа учебной дисциплины может быть использована для преподавания обществознания.

       1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы - общеобразовательный цикл.

       1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины студент должен уметь:

            1. характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные признаки, закономерности развития;

            2. анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия;

            3. устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

            4. объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных социальных объектов (включая взаимодействия человека и общества, важнейших социальных институтов, общества и природной среды, общества и культуры, взаимосвязи подсистем и элементов общества);

            5. раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия социально-экономических и гуманитарных наук;

            6. осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма,);

            7. извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (правовых, научно-популярных, публицистических и др.) знания по заданным темам;

            8. систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию (различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы);

            9. оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личности, группы, организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

            10. формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

            11.подготавливать устное выступление, творческую работу по социальной проблематике;         12. применять гуманитарные знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;

            13. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: успешного выполнения типичных социальных ролей;

            14.  совершенствования собственной познавательной деятельности;

            15. критического восприятия информации, получаемой в межличностном общении и в массовой коммуникации;

            16. осуществления самостоятельного поиска, анализа и использования собранной социальной информации;

            17. предвидения возможных последствий определенных социальных действий;

            18. оценки происходящих событий и поведения людей с точки зрения морали и права;

            19. реализации и защиты прав человека и гражданина, осознанного выполнения гражданских обязанностей;

            20. осуществления конструктивного взаимодействия людей с разными убеждениями, культурными ценностями и социальным положением;

            21. характеризовать: основные черты правовой системы России, порядок принятия и вступления в силу законов, порядок заключения и расторжения брачного контракта, трудового договора, правовой статус участника предпринимательской деятельности, порядок получения платных образовательных услуг, порядок призыва на военную службу;

            22. объяснять: взаимосвязь права и других социальных норм;

            23. различать: виды судопроизводства; полномочия правоохранительных органов, адвокатуры, нотариата, прокуратуры;

            24. приводить примеры: различных видов правоотношений, правонарушений, ответственности;

            25. излагать и аргументировать собственные суждения о происходящих событиях и явлениях с точки зрения права;

            26. решать правовые задачи (на примерах конкретных ситуаций).

В результате освоения дисциплины студент должен знать/понимать:

- основные положения и понятия, отражающие природу человека, его взаимодействие с другими людьми;

- функционирование и развитие общества как формы совместной деятельности людей;

- характерные черты и признаки основных сфер жизни общества;

- основные принципы и институты права, правовые и моральные нормы, регулирующие общественные отношения;

- биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации личности, место и роль человека в системе общественных отношений;

- тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;

- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных норм, механизмы правового регулирования;

- особенности социально-гуманитарного познания.

В программу включено профессионально направленное содержание, необходимое для усвоения профессиональной образовательной программы, формирования у студентов профессиональных компетенций.

Приоритетным направлением является формирование правовой компетентности и приобретение определенного правового опыта в рамках учебной и внеучебной деятельности.

Содержание программы предусматривает развитие у студентов учебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций, акцентирует внимание на формировании навыков самостоятельной работы необходимыми для обеспечения правовой защиты и поддержки в профессиональной деятельности.

 

 


            1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины::

            максимальной учебной нагрузки студента 256 часов, в том числе:

            обязательной аудиторной учебной нагрузки студентов 171 час;

            практического занятия 4 часа;

            самостоятельной работы студента 85 часов.

 

 

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

256

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

171

в том числе:

 

лабораторные работы

---

практические занятия

4

контрольные работы

6

Самостоятельная работа студентов (всего)

85

в том числе:

 

индивидуальное проектное задание

---

тематика внеаудиторной самостоятельной работы

85


3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

               Введение

               Обществознание как учебный курс. Социальные науки. Специфика объекта их

изучения. Актуальность изучения обществознания при освоении профессий СПО.

               1. ЧЕЛОВЕК И ОБЩЕСТВО

               Природа человека, врожденные и приобретенные качества. Философские представления о социальных качествах человека. Человек, индивид, личность. Деятельность и мышление. Виды деятельности. Творчество. Человек в учебной и трудовой деятельности. Основные виды профессиональной деятельности. Выбор профессии. Профессиональное самоопределение. Формирование характера, учет особенностей характера в общении и профессиональной деятельности. Потребности, способности и интересы. Социализация личности. Самосознание и социальное поведение. Цель и смысл человеческой жизни. Проблема познаваемости мира. Понятие истины, ее критерии. Виды человеческих знаний. Мировоззрение. Типы мировоззрения. Основные особенности научного мышления. Свобода как условие самореализации личности. Свобода человека и ее ограничители (внутренние - со стороны самого человека и внешние - со стороны общества). Выбор и ответственность за его последствия. Гражданские качества личности. Человек в группе. Многообразие мира общения. Межличностное общение и взаимодействие. Проблемы межличностного общения в молодежной среде. Особенности самоидентификации личности в малой группе на примере молодежной среды. Межличностные конфликты. Истоки конфликтов в среде молодежи.

               Общество как сложная система. Представление об обществе как сложной динамичной системе. Подсистемы и элементы общества. Специфика общественных отношений. Основные институты общества, их функции. Общество и природа. Значение техногенных революций: аграрной, индустриальной, информационной. Противоречивость воздействия людей на природную среду. Многовариантность общественного развития. Эволюция и революция как формы социального изменения. Понятие общественного прогресса. Смысл и цель истории. Цивилизация и формация. Общество: традиционное, индустриальное, постиндустриальное (информационное). Особенности современного мира. Процессы глобализации. Антиглобализм, его причины и проявления. Современные войны, их опасность для человечества. Терроризм как важнейшая угроза современной цивилизации. Социальные и гуманитарные аспекты глобальных проблем.

               Практическое занятие: Человек, индивид, личность.

              

 

 

2. ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА

               Понятие о культуре. Духовная культура личности и общества, ее значение в общественной жизни. Культура народная, массовая и элитарная. Экранная культура - продукт информационного общества. Особенности молодежной субкультуры. Проблемы духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде. Формирование ценностных установок, идеалов, нравственных ориентиров. Взаимодействие и взаимосвязь различных культур. Культура общения, труда, учебы, поведения в обществе. Этикет. Учреждения культуры. Государственные гарантии свободы доступа к культурным ценностям.

               Наука и образование в современном мире. Естественные и социально-гуманитарные науки. Значимость труда ученого, его особенности. Свобода научного поиска. Ответственность ученого перед обществом.

               Образование как способ передачи знаний и опыта. Роль образования в жизни современного человека и общества. Правовое регулирование образования. Порядок приема в образовательные учреждения профессионального образования. Система образования в Российской Федерации. Государственные гарантии в получении образования.

               Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры. Основные принципы и нормы морали. Гуманизм. Добро и зло. Долг и совесть. Моральный выбор. Моральный самоконтроль личности. Моральный идеал. Религия как феномен культуры. Мировые религии. Религия и церковь в современном мире. Свобода совести. Религиозные объединения Российской Федерации. Искусство и его роль в жизни людей. Виды искусств.

               3. ЭКОНОМИКА

               Экономика и экономическая наука. Экономические системы. Экономика семьи. Экономика как наука и хозяйство. Главные вопросы экономики. Потребности. Выбор и альтернативная стоимость. Ограниченность ресурсов. Факторы производства. Разделение труда, специализация и обмен. Типы экономических систем: традиционная, централизованная (командная) и рыночная экономика. Рынок. Фирма. Роль государства в экономике. Рынок одного товара. Спрос. Факторы спроса. Предложение. Факторы предложения. Рыночное равновесие. Основные рыночные структуры: совершенная и несовершенная конкуренция. Роль фирм в экономике. Издержки, выручка, прибыль. Производительность труда. Основные организационные формы бизнеса в России. Основные источники финансирования бизнеса. Акции и облигации. Фондовый рынок. Основы менеджмента и маркетинга. Деньги. Процент. Банковская система. Роль Центрального банка.

Основные операции коммерческих банков. Инфляция. Виды, причины и последствия инфляции. Антиинфляционные меры. Основы денежной политики государства. Частные и общественные блага. Функции государства в экономике. Понятие ВВП и его структура. Экономический рост и развитие. Экономические циклы. Виды налогов. Государственные расходы. Государственный бюджет. Государственный долг. Основы налоговой политики государства. Рынок труда и безработица. Спрос на труд и его факторы. Предложение труда. Факторы предложения труда. Роль профсоюзов и государства на рынках труда. Человеческий капитал. Понятие безработицы, ее причины и экономические последствия. Рациональный потребитель. Защита прав потребителя. Основные доходы и расходы семьи. Реальный и номинальный доход. Сбережения. Основные проблемы экономики России. Элементы международной экономики. Становление современной рыночной экономики России. Особенности современной экономики России, ее экономические институты. Основные проблемы экономики. России и ее регионов. Экономическая политика Российской Федерации. Россия в мировой экономике. Организация международной торговли. Государственная политика в области международной торговли. Глобальные экономические проблемы.

               4. СОЦИАЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ

               Социальная роль и стратификация. Социальные отношения. Понятие о социальных общностях и группах. Социальная стратификация. Социальная мобильность. Социальная роль. Многообразие социальных ролей в юношеском возрасте. Социальные роли человека в семье и трудовом коллективе. Социальный статус и престиж. Престижность профессиональной деятельности. Социальные нормы и конфликты. Социальный контроль. Виды социальных норм и санкций. Самоконтроль. Девиантное поведение, его формы, проявления. Профилактика негативных форм девиантного поведения среди молодежи. Опасность наркомании, алкоголизма. Социальная и личностная значимость здорового образа жизни. Социальный конфликт. Причины и истоки возникновения социальных конфликтов. Пути разрешения социальных конфликтов. Важнейшие социальные общности и группы Особенности социальной стратификации в современной России. Демографические, профессиональные, поселенческие и иные группы. Молодежь как социальная группа. Особенности молодежной политики в Российской Федерации. Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения. Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации. Семья как малая социальная группа. Семья и брак. Современная демографическая ситуация в Российской Федерации. Семейное право и семейные правоотношения. Понятие семейных правоотношений. Порядок, условия заключения и расторжения брака. Права и обязанности супругов. Брачный договор. Правовые отношения родителей и детей. Опека и попечительство.

              

               5. ПОЛИТИКА

               Политика и власть. Государство в политической системе. Понятие власти. Типы общественной власти. Политика как общественное явление. Политическая система, ее внутренняя структура. Политические институты. Государство как политический институт. Признаки государства. Государственный суверенитет. Внутренние и внешние функции государства. Особенности функционального назначения современных государств. Межгосударственная интеграция, формирование надгосударственных институтов - основные особенности развития современной политической системы. Формы государства: формы правления, территориально-государственное устройство, политический режим. Типология политических режимов. Демократия, ее основные ценности и признаки. Условия формирования демократических институтов и традиций. Правовое государство, понятие и признаки. Участники политического процесса. Личность и государство. Политический статус личности. Политическое участие и его типы. Причины и особенности экстремистских форм политического участия. Политическое лидерство. Лидеры и ведомые. Политическая элита, особенности ее формирования в современной России. Гражданское общество и государство. Гражданские инициативы. Отличительные черты выборов в демократическом обществе. Абсентеизм, его причины и опасность. Избирательная кампания в Российской Федерации. Политические партии и движения, их классификация. Современные идейно-политические системы: консерватизм, либерализм, социал-демократия, коммунизм. Законодательное регулирование деятельности партий в Российской Федерации. Роль средств массовой информации в политической жизни общества.

               6. ПРАВО

               Правовое регулирование общественных отношений. Юриспруденция как общественная наука. Право в системе социальных норм. Правовые и моральные нормы. Система права: основные институты, отрасли права. Частное и публичное право. Основные формы права. Нормативные правовые акты и их характеристика. Порядок принятия и вступления в силу законов в РФ. Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц. Правовые отношения и их структура. Правомерное и противоправное поведение. Виды противоправных поступков. Юридическая ответственность и ее задачи. Основы конституционного права Российской Федерации. Конституционное право как отрасль российского права. Основы конституционного строя Российской Федерации. Система государственных органов Российской Федерации. Законодательная власть. Исполнительная власть. Институт президентства. Местное самоуправление. Правоохранительные органы Российской Федерации. Судебная система Российской Федерации. Адвокатура. Нотариат. Понятие гражданства. Порядок приобретения и прекращения гражданства в РФ. Основные конституционные права и обязанности граждан в России. Право граждан РФ участвовать в управлении делами государства. Право на благоприятную окружающую среду. Обязанность защиты Отечества. Основания отсрочки от военной службы. Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени. Отрасли российского права. Гражданское право и гражданские правоотношения. Физические лица. Юридические лица. Гражданско-правовые договоры. Правовое регулирование предпринимательской деятельности. Имущественные права. Право собственности на движимые и недвижимые вещи, деньги, ценные бумаги. Право на интеллектуальную собственность. Основания приобретения права собственности: купля-продажа, мена, наследование, дарение. Личные неимущественные права граждан: честь, достоинство, имя. Способы защиты имущественных и неимущественных прав. Трудовое право и трудовые правоотношения. Понятие трудовых правоотношений. Занятость и трудоустройство. Органы трудоустройства. Порядок приема на работу. Трудовой договор: понятие и виды, порядок заключения и расторжения. Правовое регулирование трудовой деятельности несовершеннолетних. Коллективный договор. Роль профсоюзов в трудовых правоотношениях. Трудовые споры и порядок их разрешения. Заработная плата. Правовые основы социальной защиты и социального обеспечения. Административное право и административные правоотношения. Административные проступки. Административная ответственность. Уголовное право. Преступление как наиболее опасное противоправное деяние. Состав преступления. Уголовная ответственность. Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. Обстоятельства, исключающие уголовную ответственность.

               Практическое занятие: Права и обязанности человека и гражданина.

               Темы рефератов:

1) Человек, индивид, личность: взаимосвязь понятий.

2) Влияние характера человека на его взаимоотношения с окружающими людьми.

3) Проблема познаваемости мира в трудах ученых.

4) Я или мы: взаимодействие людей в обществе.

5) Индустриальная революция: плюсы и минусы.

6) Глобальные проблемы человечества.

7) Современная массовая культура: достижение или деградация?

8) Наука в современном мире: все ли достижения полезны человеку?

9) Кем быть? Проблема выбора профессии.

10) Современные религии.

11) Роль искусства в обществе.

12) Экономика современного общества.

13) Структура современного рынка товаров и услуг.

14) Безработица в современном мире: сравнительная характеристика уровня и причин безработицы в разных странах.

15) Я и мои социальные роли.

16) Современные социальные конфликты.

17) Современная молодежь: проблемы и перспективы.

18) Этносоциальные конфликты в современном мире.

19) Семья как ячейка общества.

20) Политическая власть: история и современность.

21) Политическая система современного российского общества.

22) Содержание внутренних и внешних функций государства на примере современной России.

23) Формы государства: сравнительная характеристика (два государства на выбор: одно - из истории, другое - современное).

24) Формы участия личности в политической жизни.

25) Политические партии современной России.

26) Право и социальные нормы.

27) Система права и система законодательства.

28) Развитие прав человека в ХХ - начале XXI века.

29) Характеристика отрасли российского права (на выбор).

 


 

2.2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа студентов, курсовая работа (проект).

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Введение

 

2

 

Раздел 1. Человек и общество

 

20

 

Тема 1.1.

Природа человека, врожденные и приобретенные качества.

Умение давать характеристику понятий: «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность», «деятельность», «мышление».

Знание о том, что такое характер, социализация личности, самосознание и социальное поведение.

Знание о том, что такое понятие истины, ее критерии; общение

и взаимодействие, конфликты.

10

2

Тема 1.2.

Общество как сложная система.

 

Представление об обществе как сложной динамичной системе,

взаимодействии общества и природы.

Умение давать определение понятий: «эволюция», «революция», «общественный прогресс».

6

2

 

 

Контрольная работа.

 

2

2

 

Практическое занятие

2

 

 

Самостоятельная работа

6

 

Раздел 2.  Духовная культура человека и общества

24

 

Тема 2.1.

Духовная культура

личности и общества

Умение разъяснять понятия: «культура», «духовная культура

личности и общества»; демонстрация ее значения в общественной жизни.

Умение различать культуру народную, массовую, элитарную.

Показ особенностей молодежной субкультуры. Освещение проблем

духовного кризиса и духовного поиска в молодежной среде;

взаимодействия и взаимосвязи различных культур.

Характеристика культуры общения, труда, учебы, поведения в

обществе, этикета.

Умение называть учреждения культуры, рассказывать о государственных гарантиях свободы доступа к культурным ценностям

2

2

Тема 2.2.

Наука и образование в современном мире.

Различение естественных и социально-гуманитарных наук.

Знание особенностей труда ученого, ответственности ученого

перед обществом.

8

2

Тема 2.3.

Мораль, искусство

и религия как элементы

духовной культуры.

Раскрытие смысла понятий: «мораль», «религия», «искусство»

и их роли в жизни людей.

12

2

 

Контрольная работа.

2

2

 

Самостоятельная работа

20

 

Раздел 3. Экономика

35

 

Тема 3.1.

Экономика и экономическая наука. Экономические системы.

Умение давать характеристику понятий: «экономика»; «типы

экономических систем»; традиционной, централизованной (командной) и рыночной экономики.

8

2

Тема 3.2.

Рынок. Фирма.

Роль государства в экономике.

Умение давать определение понятий: «спрос и предложение»;

«издержки», «выручка», «прибыль», «деньги», «процент»,

«экономический рост и развитие», «налоги», «государственный

бюджет».

10

2

Тема 3.3.

Рынок труда и безработица.

Знание понятий «спрос на труд» и «предложение труда»; понятия безработицы, ее причины и экономических последствий.

10

2

Тема 3.4.

Основные проблемы

экономики России. Элементы международной экономики.

Характеристика становления современной рыночной экономики России, ее особенностей; организации международной торговли.

5

2

 

Контрольная работа.

2

2

 

Самостоятельная работа

12

 

Раздел 4. Социальные отношения

30

 

Тема 4.1.

Социальная роль и стратификация.

Знание понятий «социальные отношения» и «социальная стратификация».

Определение социальных ролей человека в обществе.

8

2

Тема 4.2.

Социальные нормы

и конфликты.

Характеристика видов социальных норм и санкций, девиантного поведения, его форм проявления, социальных конфликтов,

причин и истоков их возникновения.

10

2

Тема 4.3.

Важнейшие

социальные общности

и группы.

Объяснение особенностей социальной стратификации в современной России, видов социальных групп (молодежи, этнических общностей, семьи).

10

2

 

Контрольная работа.

2

2

 

Самостоятельная работа

11

 

Раздел 5.  Политика

22

 

Тема 5.1.

Политика и власть.

Государство в политической системе.

Умение давать определение понятий: «власть», «политическая

система», «внутренняя структура политической системы».

Характеристика внутренних и внешних функций государства, форм государства: форм правления, территориально-

государственного устройства, политического режима.

Характеристика типологии политических режимов. Знание понятий правового государства и умение называть его признаки.

10

2

Тема 5.2.

Участники политического процесса.

Характеристика взаимоотношений личности и государства.

Знание понятий «гражданское общество» и «правовое государство».

Характеристика избирательной кампании в Российской Федерации.

10

2

 

Контрольная работа

2

2

 

Самостоятельная работа

16

 

Раздел 6.  Право

38

 

Тема 6.1.

Правовое регулирование общественных

отношений.

Выделение роли права в системе социальных норм.

Умение давать характеристику системе права.

10

2

Тема 6.2.

Основы конституционного права

Российской Федерации.

Умение давать характеристику основам конституционного

строя Российской Федерации, системам государственной власти

РФ, правам и свободам граждан.

14

2

Тема 6.3.

Отрасли российского права.

Умение давать характеристику и знать содержание основных

отраслей российского права.

10

2

 

 

Контрольная работа.

2

2

 

Практическое занятие

2

 

 

Самостоятельная работа

20

 

Всего:

256

 

     

 

 

 

 

 

 

 


            УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

            3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация  программы учебной   дисциплины  требует наличия учебного кабинета Обществознание

            Оборудование учебного кабинета:

- рабочие места по количеству студентов;

- рабочее место преподавателя;

- комплект учебно-наглядных пособий по обществознанию;

            Технические средства обучения:

- Компьютер,

- Электронные учебные пособия.

            3.2. Информационное обеспечение обучения.

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Для студентов

1.      Боровик В.С., Боровик С.С. Обществознание: учебник. - М., 2015.

2.      Человек и общество: Обществознание: учебник для 10 - 11 кл. общеобразоват. учреждений: в 2 ч. - Ч. 1: 10 кл. / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. - М., 2015.

3.      Словарь по обществоведению: учебное пособие для 10 - 11 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и Ю. И. Аверьянова. - М., 2015.

4.      Важенин А.Г. Обществознание: учебник. - М., 2014.

5.      Важенин А.Г. Практикум по обществознанию: учеб. пособие. - М., 2014.

6.      Кравченко А.И. Обществознание. 10 кл. - М., 2014.

7.      Кравченко А.И. Обществознание. 11 кл. - М., 2014.

8.      Обществознание. 10 -11 кл. / под ред. А.Ю. Лазебниковой. - М., 2014.

9.      Мушинский В.О. Обществознание. - М., 2014.

10.  Кишенкова О.В. Тестовый контроль на уроках обществознания. - М., 2015.

11.  Кишенкова О.В., Лискова Т.Е. Обществознание. Сборник тестовых заданий для тематического и итогового контроля. - М., 2016.

12.  Смирнов И.П. Введение в современное обществознание: учебник.  - М., 2015.

13.  Учебно-тренировочные материалы для подготовки к Единому государственному экзамену. Обществознание. - М., 2016.

Для преподавателей

1.      Методика преподавания обществознания: учебник для студентов педвузов / под ред. Л. Н. Боголюбова. - М., 2015.

2.      Кишенкова О.В., Иоффе А.Н. Основы обществознания. М., 2015.

3.      Готовимся к Единому государственному экзамену. Обществоведение. - М., 2016.

4.      Единый государственный экзамен. Контрольные измерительные материалы. Обществознание. - М., 2016.

5.      Певцова Е.А. Основы правовых знаний. - М., 2014.

6.      Певцова Е.А. Право. Основы правовой культуры. - М., 2015.

7.      Болотина Т.В., Певцова Е.А., Миков П.В., Суслов А.Б., Смирнов В.В. Права человека. - М., 2014.

8.      Мушинский В.О. Основы правоведения. - М., 2014.

9.      Яковлев А.И. Основы правоведения. - М., 2016.

10.  Учебно-тренировочные материалы для сдачи ЕГЭ. - М., 2014.

 

 

Нормативные правовые акты

1.      Конституция Российской Федерации. Принята на референдуме 12 декабря 1993г.

2.      Гражданский кодекс Российской Федерации от 21 октября 1994 г. № 51-ФЗ.

3.      Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ.

4.      Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 № 195 .

5.      Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001. № 197-ФЗ.

6.      Закон Российской Федерации «Об образовании» 10 июля 1992г. № 3266-1

7.      Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21 декабря 1996 г. № 159-ФЗ

8.      Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации».

9.      Федеральный закон от 24 июня 1999 года № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних».

10.   Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

            Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения студентами  индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Раздел (тема)учебной дисциплины

Результаты

(освоенные умения, усвоенные знания).

Основные показатели результатов подготовки.

Формы и методы контроля.

Раздел 1.

Человек и общество. Тема 1.1.

Природа человека, врожденные и приобретенные качества.

Знать основные положения по теме урока: виды и уровни человеческих знаний; что такое мировоззрение, философия; проблема познаваемости мира. Уметь высказывать свое мнение, работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, давать определение понятий; характеризовать моральные ценности; объяснять сущность мировоззрения.

Определять  виды и уровни человеческих знаний

Фронтальный опрос

Тема 1.2.

Общество как сложная система.

Знать основные положения по теме урока.

Уметь объяснять взаимосвязь всех сфер жизни общества на конкретных примерах; анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы, высказывать собственную точку зрения или обосновывать известные;

уметь работать с текстом учебника, выделять главное; решать проблемные вопросы;

работать с материалами СМИ.

Описывать сферы жизни общества на конкретных примерах.

Выполнение самостоятельной работы

Раздел 2.

Духовная культура человека и общества.

Тема 2.1.

Духовная культура

личности и общества.

Знать основные положения по теме урока: культура у различных народов; что представляют собой правила этикета и как они могут выражаться.

Уметь анализировать особенности культурных ценностей и объяснить сущность культурного наследия; делать выводы, отвечать на вопросы.

Определять, что такое культура у различных народов; что представляют собой правила этикета и как они могут выражаться.

Творческое задание (подготовить реферат)

Тема 2.2.

Наука и образование в современном мире.

Знать основные положения по

теме урока: что такое наука, каковы ее функции в обществе, какие существуют учреждения науки; что представляет собой высшая школа, какие виды высших учебных заведений есть в РФ.

Уметь осознанно выбирать вуз для продолжения обучения; разъяснять эволюцию системы образования с древнейших времен до наших дней; разъяснять особенности правового статуса ученика современной школы

Определять, что такое наука, каковы ее функции в обществе, какие существуют учреждения науки.

Устный опрос

Тема 2.3.

Мораль, искусство

и религия как элементы

духовной культуры.

Знать основные положения по

теме урока: роль морали в жизни человека и общества; становление нравственного в человеке; что такое религия; особенности мировых религий. Иметь представление о фетишизме, мифологии, анимизме, тотемизме, магии и их проявлениях в истории человечества

Описывать роль морали в жизни человека и общества.

Индивидуальные письменные задания.

Раздел 3.

Экономика.

Тема 3.1.

Экономика и экономическая наука. Экономические системы.

- Знать что такое экономика, её структура,  роль в человеческом обществе, производство.

- Уметь определять поведение предпринимателя, менеджера, наёмного работника в экономической сфере.

Экономика и экономическая наука

 

Поиск информации в различных источниках, ее анализ.

Тема 3.2.

Рынок. Фирма.

Роль государства в экономике.

Знать что представляет рыночное общество. Уметь анализировать основные черты рыночной экономики и их влияние на развитие человечества

Определять основные черты рыночной экономики.

Выполнение самостоятельной работы.

Тема 3.3

Рынок труда и безработица.

ВВП, его структура и динамика.

Деньги, банки, инфляция.

Знать,   в   чем   заключается деятельность государства как экономического субъекта. Знать, какие существуют спо­собы воздействия государст­ва на экономику.

 

Давать характеристику банкам и банковской деятельности.

Объяснять   причины   и   по­следствия инфляции.

Устный опрос

Раздел 4.

Социальные отношения

Тема 4.1.

Социальная роль и стратификация.

Уметь объяснять сущность

Социальной стратификации анализировать положение людей, принадлежащих к определенному социальному классу.

Знать понятия и термины: неравенство, рабство, каста, сословие, титул, класс, открытое и закрытое общество

Описывать сущность

Социальной стратификации анализировав положение людей, принадлежащих к определенному социальному классу.

Поиск информации в различных источниках, ее анализ.

Тема 4.2.

Социальные нормы

и конфликты.

Пояснять сущность социальной напряженности в обществе. Знать особенности возникающих в обществе конфликтов, уметь давать советы по их разрешению, используя разные способы, известные в науке, характеризовать протестные формы поведения людей.

Определять протестные формы поведения людей

Устный опрос.

Эссе

Тема 4.3.

Важнейшие

социальные общности

и группы.

Знать  основные положения по теме урока: что такое социальный статус личности в обществе; социальная группа, социальные отношения; что такое социальная стратификация, какие существуют крупные страты в определенном обществе людей

Уметь разъяснять, аппелируя конкретными примерами, социальную структуру любого общества; анализировать социальный образ, имидж личности; объяснять поступки людей в соответствии с их социальной ролью; уметь анализировать положение человека  в обществе

Определять, что такое социальная стратификация, какие существуют крупные страты в определенном обществе людей.

Выполнение самостоятельной работы.

Раздел 5.  Политика.

Тема 5.1.

Политика и власть.

Государство в политической системе.

Знать формы проявления влияния в обществе; власть, ее виды. Политическая система общества и роль государства в ней; основные признаки государства; основные функции государства; политический режим и его типы

Уметь анализировать конкретные жизненные ситуации, связанные с борьбой за власть.  Давать разъяснение слову государство Употребляемому в различных значениях; анализировать причины и условия возникновения государства, основные функции государства; анализировать виды монополии государства и виды политических режимов.

Определять, что такое социальная стратификация, какие существуют крупные страты в определенном обществе людей.

Выполнение самостоятельной работы.

Тема 5.2.

Участники политического процесса.

Знать основные положения по теме урока.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

Знать, что представляет собой политическая система: определять сходство и различие мажоритарной и пропорциональной систем: типологии политических партий и их сущность

Определять сходство и различие мажоритарной и пропорциональной систем: типологии политических партий и их сущность.

Индивидуальные письменные задания

Раздел 6. Право.

Тема 6.1.

Правовое регулирование общественных

отношений.

 

Знать основные положения по теме урока.

Уметь анализировать, делать выводы, отвечать на вопросы.

Знать, что представляет собой политическая система: определять сходство и различие мажоритарной и пропорциональной систем: типологии политических партий и их сущность

Определять сходство и различие мажоритарной и пропорциональной систем: типологии политических партий и их сущность.

Индивидуальные письменные задания.

Тема 6.2.

Основы конституционного права

Российской Федерации.

Давать определение понятию «право», объяснять сущность отдельных концепций правопонимания, анализируя их положительные и отрицательные стороны.

Делать анализ отдельных концепций права.

Выполнение самостоятельной работы.

Тема 6.3.

Отрасли российского права.

Знать обществоведческие понятия: гражданство, российское гражданство, гражданин, лицо без гражданства, правовой статус, компетенция.

Уметь объяснять юридический смысл понятия «гражданство».

Объяснять юридический смысл понятия «гражданство».

Поиск информации в различных источниках, ее анализ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


ПЕРСПЕКТИВНО- ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

«АВТОМЕХАНИК»

II КУРС

п/п

Наименование темы

Кол-во

часов

Цель занятия

Опорные знания

Средства обучения

Домашнее задание

 

1

Введение

1

Формирование представлений студентов об основах изучения предмета обществознания.

Изучить особенности

Обществознание, наука, общество, социум.

Рабочая тетрадь, учебник.

§ 1.1.

уч. А.Г. Важенин

Повторить опорный конспект.

 

Раздел 1.  «Начала философских и психологических знаний о человеке и обществе»  (20 часов)

 

2-3

Человек, индивид, личность, индивидуальность.

2

Изучить и рассмотреть основные понятия: человек, индивид, личность, гражданин, индивидуальность.

Человек - биопсихосоциальное существо.

Личность - социальная характеристика человека. Становление личности. Цельная, всесторонне развитая личность.

Человек, индивид, личность, индивидуальность.

Рабочая тетрадь, учебник.

§ 2.6.

уч. А.Г. Важенин

Выучить термины.

 

 

3-4

Деятельность и мышление.

2

Сформировать понятия об

многообразие деятельности.

Изучить виды деятельности (практическая, духовная).

Сформировать у студентов представление о труде. творчестве, игре.

Деятельность, мышление, труд, творчество, игра.

Рабочая тетрадь, учебник.

§ 1.4.

уч. А.Г. Важенин

Выучить термины.

Составить сравнительную характеристику.

 

 

4-5

Виды человеческих знаний.

Мировоззрение.

2

Сформировать понятия у студентов о знаниях, мировоззрении.

 Изучить разновидности человеческих знаний. Познаваемый ли мир? Познание чувственное и рациональное. Истина и ее критерии. Особенности научного познания. Социальные и гуманитарные знания.  Многообразие человеческого знания.

Знание. Социальное знание.

Агностицизм.

Гносеологизм.

Чувственное познание.

Понятие.

Суждение.

Мышление.

Язык.

Сенсуализм.

Рационализм.

Истина (абсолютная, относительная).

Паранаука.

Мировоззрение.

Рабочая тетрадь, учебник.

§ 4.3.

уч. А.Г. Важенин

Письменно ответить на вопросы 3-4.

 

6-7

Самосознание и социальное поведение.

2

Сформировать понятия студентов о биологическом и социальном человеке. Личность. Социальное поведение  и социализация личности. Самосознание и самореализация. Единство свободы и ответственности личности.

Социальное поведение, личность, нравы,

обычай,

самосознание,

самореализация, социальные движения, коллективное поведение, социальное поведение личности.

Рабочая тетрадь, учебник.

§ 6.2.

уч. А.Г. Важенин

Выучит термины.

Заполнить таблицу.

Творческое задание № 10.

 

8-9

Многообразие мира общения.

2

Дать представления студентам о многообразии мира общения. Общение как особый вид деятельности. Общение и коммуникация.

Изучить формы общения (вербальное, невербальное);

функции общения.

Общение. вербальное и невербальное общение, бытовое, деловое, убеждающее, обучающее, культурное, научное, ритуальное, межкультурное общение.

Рабочая тетрадь, учебник.

§ 2.5.

уч. А.Г. Важенин

Вопрос № 10

Творческое задание

 

10-11

Межличностные конфликты. Истоки конфликтов среди молодежи.

 

2

Изучить этнические общности. Межнациональные отношения. Межнациональные конфликты и пути их преодоления. Сформировать понятия о национальной политике.

Рассмотреть разновидности конфликтов среди молодежи.

Конфликт. конфликтная ситуация, инцидент, этнос, народ.

Национальное самосознание,

 соперничество, сотрудничество, компромисс, избегание, приспособление, переговоры.

Рабочая тетрадь, учебник.

Выучить термины. Заполнить таблицу.

 

 

11-12

Общество как сложная динамическая система.

2

Изучить общество как сложную динамичную систему. Рассмотреть причинные и функциональные связи в обществе. Взаимосвязь основных сфер общественной жизни. Важнейшие институты общества.

Социальная система

Социальные институты.

Самодостаточность.

Интеграция.

Общественные потребности.

 

 

Рабочая тетрадь, учебник, карточки для индивидуальной работы.

§ 1.1.

уч. А.Г. Важенин

Вопрос № 1,5,6.

 

13-14

Общество и природа.