Статья Программа по обучению игре на фортепиано для детей дошкольного возраста (5-6 лет) «Первые шаги». Автор: Пушкина Светлана Николаевна

Автор: Пушкина Светлана Николаевна
В основу образовательного процесса в ДМШ положена концепция развивающего обучения, согласно которой работа над приобретением и совершенствованием исполнительных навыков и умений находиться в неразрывной связи с всесторонним, универсальным развитием личности обучающегося, расширением его художественного и культурного кругозора, активизацией творческих и познавательных сил.

Изменившиеся условия деятельности образовательных учреждений в области искусства диктуют новые, особые требования к учебным планам и образовательным программам, структура и содержание которых ориентируется на современные виды образовательной деятельности музыкальной школы:

1. Обучение практическим навыкам владения музыкальным инструментом.

2. Обучение теоретическим и практическим основам музыкальной грамоты, навыкам пения по нотам.

3. Художественно-эстетическое обучение и воспитание в рамках курса «Музыкальная литература в ДМШ».

4. Формирование навыков коллективного музицирования.

5. Практическая реализация творческих способностей и потребностей самовыражения обучающихся (предмет по выбору).

 


Автор: Пушкина Светлана Николаевна

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Дополнительного образования детей города Новосибирска

Детская музыкальная школа №9

 

 

 

 

 

 

 

Программа по обучению игре на фортепиано для детей дошкольного возраста (5-6 лет)

«Первые шаги»

 

 

Автор-составитель: преподаватель ДМШ №9

Пушкина Светлана Николаевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Новосибирск, 2019

 

Пояснительная записка

 

В основу образовательного процесса в ДМШ положена концепция развивающего обучения, согласно которой работа над приобретением и совершенствованием исполнительных навыков и умений находиться в неразрывной связи с всесторонним, универсальным развитием личности обучающегося, расширением его художественного и культурного кругозора, активизацией творческих и познавательных сил.

Изменившиеся условия деятельности образовательных учреждений в области искусства диктуют новые, особые требования к учебным планам и образовательным программам, структура и содержание которых ориентируется на современные виды образовательной деятельности музыкальной школы:

1. Обучение практическим навыкам владения музыкальным инструментом.

2. Обучение теоретическим и практическим основам музыкальной грамоты, навыкам пения по нотам.

3. Художественно-эстетическое обучение и воспитание в рамках курса «Музыкальная литература в ДМШ».

4. Формирование навыков коллективного музицирования.

5. Практическая реализация творческих способностей и потребностей самовыражения обучающихся (предмет по выбору).

Преподавание игры на музыкальном инструменте принципиально отличается от преподавания в классных коллективах. Из чего следует, что процесс преподавания построен совершенно иначе – на уроке обучение игре на музыкальном инструменте все знания и навыки передаются отдельному обучающемуся. Этот индивидуальный характер урока дает возможность учитывать при преподавании индивидуальные способности и личные качества каждого обучающегося, а не средний уровень класса. Таким образом, можно выбирать методы, соответствующие возрасту, интересам, способностям и характеру отдельного обучающегося.

Как всякий другой процесс обучения, преподавание игры на музыкальном инструменте является целенаправленным процессом, и поэтому должно планироваться и быть направленным на достижение определенной цели.

Начиная с пяти – шести лет у детей появляется более целенаправленное восприятие, четкое представление образов предметов, зрительная и слуховая память, способность мысленно сопоставить несколько предметов, и некоторые преподаватели считают, что ребенок повзрослел, стал серьезным, усидчивым, не подозревая, что в это время основой воспитания по-прежнему остается движение. В 6 лет обучающийся овладевает большинством моторных функций, у него активно формируется двигательная память. Большая способность и стремление к движению затрудняет для обучающихся длительное сидение на уроках.

Вторая особенность: кратковременное концентрирование внимания (не более 3-4 минут). Следует помнить, что обучающиеся этого возраста слабо владеют принудительным (волевым) вниманием, поэтому продолжительность одного вида работы не следует затягивать.

Оптимальное время от 1 до 4 минут.

Настойчивое желание преподавателя заставить обучающегося активно добиваться результата в течение 10-15 минут обычно приводит к отключению детского внимания, потере интереса, иногда раздражение. Достижение цели обучающимся лучше моделировать как процесс, охватывающий ряд уроков, состоящих из цепи кратких заданий на каждом из них.

Еще одна особенность обучающихся младшего возраста: высокая степень восприимчивости, создающая почву быстрого понимания материала и слабое усвоение, запоминание, что обусловлено отсутствием у обучающихся абстрактно-логического мышления, фактически у них отсутствует механизм запоминания. Преподаватели же иногда это принимают за леность, несерьезное отношение к занятиям.

Исходя из этого можно смоделировать общие принципы построения урока с маленькими музыкантами. Урок должен включать много разных видов музыкальной деятельности.

Начальный этап обучения.

Самый трудный и ответственный этап в работе.

Цель – создание фундамента, на котором построится все дальнейшее развитие обучающегося.

Задачи – выявить и развить индивидуальные природные возможности, склонности и музыкальные данные ребенка, дать необходимые теоретические знания и выработать исполнительные навыки; определить интенсивность, цели и задачи последующего обучения.

Дошкольный возраст (5-6 лет)

Цель – импрессинг (избирательное, активизирующее воздействие внешней среды).

Задачи:

- развитие слуха (высотного, гармонического, тембрового, динамического);

- воспитание чувств ритма;

- возбуждение интереса;

- организация мышления;

- освоение музыкальной грамоты;

- организация игрового двигательного аппарата;

- воспитание начальных исполнительных навыков;

- развитие зачатков самостоятельного творчества.

Содержание работы:

- слушание музыки, определение характера, жанра, содержания. Осознание ритмического своеобразия жанров;

- пение песен с поддержкой аккомпанемента и без;

- определение количества звуков, мотивов;

- осознание относительной высоты звуков;

- знакомство с ладом;

- знакомство с интервалами;

- постановка руки и освоение штрихов;

- игра в ансамбле;

- исполнение лёгких пьес, этюдов, упражнений;

- выполнение творческих заданий: рисунки к пьесам, сочинение маленьких мелодий, коротких стишков, подбор по слуху, транспонирование.

Форма занятий – урок (индивидуальный, мелкогрупповой).

Форма контроля успеваемости – контрольные задания, контрольные занятия (краткая словесная характеристика).

Принцип – привычные баллы заменены качественной словесной оценкой преподавателя, чаще всего поощрительного характера.

Систематическое построение учебного процесса

АМД – алгоритмизированная модель дисциплины – функционирующий учебный план и программа.

В результате обучения на основе АМД обучающийся должен приобрести представление о системности и последовательности в работе над произведением, над формированием того или иного навыка. Это будет стимулировать его интерес к делу и самостоятельность к занятиям.

 

Тематика учебного процесса в классе фортепиано

1. Воспитание художественного мышления:

а) накопление музыкальной информации, ее осмысление на основе музыкального языка и образа.

2. Пианистические навыки:

б) чтобы обучающийся постоянно контролировал звуковой результат и учился находить организацию пианистического аппарата.

3. Личная творческая инициатива и эстрадно-пианистические качества:

а) в начальном этапе обучения воспитываются в процессе освоения учебных задач по развитию художественного мышления;

б) осознанное отношение к вопросам трактовки произведения и исполнительского воздействия на аудиторию.

Функционирующий учебный план

Содержание и виды работ

Общее количество часов

Теория

Практика

1. Организация музыкальных интересов обучающихся

Беседы по музыке

Игра преподавателя

Слушание музыки на концертах и в записи (акцент переносится на домашнюю работу)

2. Развитие музыкальной грамотности и обучению чтению нот

Подбор по слуху

Транспонирование

Импровизация

Ансамблевое музицирование

Чтение с листа

3. Работа над репертуаром

Над игровыми приемами, упражнениями и развитие мастерства

Работа над произведением

Накопление репертуара

Воспитание просветительско-артистической направленности (концертная деятельность)

 

 

ИТОГО:

 

 

 

5

10

5

 

 

 

 

 

4

4

4

4

4

 

12

 

 

15

5

3

 

 

 

72

 

 

5

-

-

 

 

 

 

 

1

1

1

1

1

 

2

 

 

2

-

-

 

 

 

14

 

 

 

-

5

10

 

 

 

 

 

3

3

3

3

3

 

10

 

 

15

5

3

 

 

 

58

 

 

 

 

 

ПРОГРАММА

Слушание музыки в исполнении преподавателя

ТЕМАТИКА: «Что сыграть на фортепиано?»

 

Показ детской музыки, фортепианного репертуара.

Подбор по слуху легких пьес.

Транспонирование легких пьес.

Организация игровых движений.

Творческие игры:

Сочинение песенок и пьес, импровизация на строчки легких стихотворных текстов.

Исполнение разучиваемых пьес.\исполнение ранее выученных произведений. Упражнения.

 

Показателем эффективности любого обучения служит конечный результат.

Для обучающихся музыкальных школ это публичное выступление, которое стимулирует и повышает результативность обучения, усиливает его привлекательность, воспитывает и концентрирует лучшие качества, помогает ощутить его результат.

Выступление перед родителями, товарищами по школе, в детских садах – дает возможность всем обучающимся найти свою концертную площадку, своего слушателя, а, следовательно, способствует оживлению учебного процесса росту интереса, расширению рамок репертуара юных исполнителей.

Условия, необходимые для реализации программа.

Необходимо расширение рамок репертуара, использование нового современного материала, определенного задачами ДМШ сегодня. Ведь в последние годы издается значительное количество нотной литературы, детских сборников, включающих разностилевой и, что самое главное, - качественный, художественно-полноценный материал.

Конечно, в дополнениях и изменениях репертуара должны отражаться задачи и направления конкретного музыкального инструмента, а также возможности и специфика каждой музыкальной школы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Диагностическая карта качества обучения на фортепиано

Фамилия, имя обучаю-щегося

Неделя

учебного

года

Чтение нотного текста

Исполнение выученного произведения

Анализ выученных произведений

Инструментальные навыки

Оценка

Приме-чание

 

 

 

Звуковысотность

Метроритм

Выражение целостности мелодии

Музыкальная память, ритм.

Выражение первичных жанровых признаков

Точность воспроизведения

текста: звук, ритм, артикуляция.

Эмоциональная реакция на характер музыки.

Посадка за инструментом. Пластичность аппарата, в легато

в нонлегато,

расположение пальцев, опоры рук, координация, организация аппарата

Количество

Положи-тельных

и отрица-тельных

оценок. Проценты качества.

 

 

 

 


 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

В рекомендуемой литературе собраны традиционные и хорошо знакомые детские пьесы, которые предназначены для музыкального воспитания и обучения игре на фортепиано.

Пьесы собраны в порядке нарастания технических трудностей: музыкального языка, ладовых, ритмических и гармонических элементов полифонии.

А. Артоболевская. «Первая встреча с музыкой». Учебное пособие, М., 1992 г.

Сост. А. Бакулов, К. Сорокин. «Калинка». Альбом начинающего пианиста: Учебное пособие для ДМШ. М., 1984 г.(Ч. Первые разделы 1,2).

Л. Баренбойм. «Путь к музицированию».Вып.1. Редакция Л., 1984 г.

Сост. Л. Баренбойм, С. Ляховицкая. «Сборник фортепианных пьес, этюдов и ансамблей». Л., 1984 г.

М. Глушенко. «Фортепианная тетрадь для юного музыканта». «Музыка». Л. 1989 г.

Сост. В. Игнатов, Л. Игнатьева. «Я музыкантом стать хочу». Альбом нач. пианиста. Лен. Издат., 1986 г.

Н. Кончаловская. «Нотная азбука».Киев., 1987 г.

М. Соколов, Н. Кувшинников. «Школа игры на фортепиано». М., «Музыка» 1964 г.

И. Лещинская, В. Пороцкий. «Малыш за роялем». Учебное пособие. М., 1989 г.

Сост. Т. Мануильская. «Фортепианная музыка для ДМШ». Вып. 7. Младшие классы. М., 1982 г.(1 номера)

Б. Милич. «Маленькому пианисту». Киев, 1981 г.

Сост. В. Натансон, Л. Ройзман. «Юный пианист». Вып. Первый.

Сост. А. Николаев, В. Натансон. «Фортепианная игра». М., 1984 г.

О. Гвоздева. «Первые уроки игры на фортепиано». Часть 1-2. Новосибирск., 2006 г.

К. Сорокин, А. Туманян. «Педагогический репертуар». Хрестоматия для 1 класса. М., 1981 г.

Сост. Н. Тахтарова. «Сборник пьес для фортепиано». Подготовительное отделение. Саратов. «Лицей»., 1998 г.

Л. Хереско. «Музыкальные картинки». М., 1982 г.

«Ребенок за роялем». Хрестоматия для фортепиано в две или четыре руки с пением. С-Петербург., 1997 г.

 

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

М. Антошина., Музыкальное развитие детей в ДМШ. Сб. Музыканту-педагогу., М., 1991 г.

Л. Выготский., Воображение и творчество в детском возрасте. М., 1991 г.

Я. Достал., Ребенок за роялем., Прага, 1997 г.

Д.Б. Кабалевский., Воспитание ума и сердца: книга для учителя., М., 1984 г.

Н.И. Киященко., Цели, задачи и принципы эстетического воспитания. Эстетическое воспитание: теория и практика., М., 1990 г.

Г.О. Коган., О работе музыканта-педагога. Сб. Вопросы музыкальной педагогики., №1 М., 1979 г.

Ю. Козырев., Импровизация – путь к музыке для всех., Муз. Воспитание., М., Вып. 2., 1985 г.

Ф. Маркевич., Психологические факторы в фортепианном обучении. Сб. Ребенок за роялем., М., 1981 г.

И.К. Петров., К вопросу о развитии творческих способностей младших школьников. Сб. Вопросы муз. Педагогики., №7., М., 1970 г.

В.И. Руденко, В.А. Натансон., Вопросы методики начального музыкального образования., Сб. статей., М., 1981 г.

Л. Сигал., Воспитание волевых качеств в классе по специальности. Сб. Воспитательная работа в музыкальной школе., Л., 1959 г.

М.О. Фейгин., Индивидуальность ученика и искусство педагога. М., Музыка., 1969 г.

Л.М. Фридман., Педагогический опыт глазами психолога. М., 1987 г.

Г.М. Цыпин., Обучение игре на фортепиано. М., Просвещение., 1984 г.

Т. Чельшева., Музыкальная педагогика и музыкальная психология. Сб. Спутник учителя музыки., М., 1993 г.

Шмит-Шковская., О воспитании пианистических навыков.

Т.Б. Юдовина-Гальперина., За роялем без слез., С.П., 1996 г.

УРОКИ ИЗ ПРАКТИКИ

Можно смоделировать общие принципы построения урока с маленькими музыкантами. Урок должен включать много разных видов музыкальной деятельности. Более длительными могут быть упражнения, в которых по ходу освоения появляются новые формы, новые сведения, новые условия. То есть опасно долго «вдалбливать» одно и то же. Детям даются легче упражнения игрового характера, на них можно затратить времени больше. В середине урока, а также в конце хорошо помещать упражнения – игры, связанные с движением. Двигательная разрядка в середине урока поможет обучающимся вернуть сосредоточенность. В конце урока снимет напряжение, усталость и создаст хорошее настроение.

В построении содержания урока необходимо следить за непрерывностью всех важных (основных) методических линий: развитие всех видов слуха и памяти, ритма, организации аппарата. Сделать это по памяти довольно сложно, каждый раз появляются какие-либо упущения. Составление поурочных планов для самого начального этапа обучения (5 лет) помогает, сохранив четкую организацию урока внутри, выстроить последовательность всех уроков. Однако, поурочные планы не должны быть жесткой схемой. Упражнения по желанию преподавателя можно варьировать. Однако необходимо следить, чтобы повышение уровня сложности шло плавно без рывков и перепадов.

Практически это случается редко (болезни, нерегулярность занятий, неверное понимание какого-либо задания) в этом случае отдельные задания могут повторяться несколько раз. Если задание окажется очень сложным, его можно временно отложить, перенеся на более поздние уроки. Если для некоторых обучающихся темп обучения окажется слишком быстрым – каждый урок можно повторить два раза.

Движения для организации пианистического аппарата с каждым уроком накапливаются.

Двигательные упражнения постоянно должны быть в работе для доведения их до автоматизма. Поэтому время на пианистические упражнения постепенно увеличивается на уроке. Но, поскольку упражнения разные, обучающийся не скучает, выполняя их.

Один из уроков юного пианиста (5 лет)

Знакомство с учеником. Следует спросить ученика обо всем, о чем он может и хочет рассказать: о доме, о любимых играх и игрушках, о домашних животных и др. Доверительная беседа с учеником, интерес к его делам располагает его к взрослому человеку (3 минуты).

Знакомство с инструментом, должно произвести на него яркое впечатление. Ознакомить с особенностями механики фортепиано: показать действие клавиш, молоточков, педальных лапок, демпферов и др. Но главное очарование фортепиано, естественно, в его звучании. Можно исполнить для ученика несколько пьес.

С большим интересом дети слушают фрагменты сочинений В. Моцарта, Л. Бетховена, П.И. Чайковского, из взрослого репертуара (10 минут).

Развитие чувства ритма. Ритмизация слов: «елочка», «сосенка», «Антошка» и др. Задание на доли слов, под которыми следует проставить черточки, соответствующие хлопкам: сильный хлопок – длинная черточка, короткий хлопок – короткая черточка (3 минуты).

Упражнение для развития гармонического слуха. Угадывание количества одновременно извлекаемых звуков – один или два? Пропевание этих звуков вверх и вниз вместе с преподавателем и подыгрыванием их на фортепиано (3 минуты).

Упражнение на развитие мелодического слуха. Обучающийся угадывает движение мелодии вверх и вниз: последования из 3-5 звуков играются в широком расположении. Совсем неважно, чтобы мелодия была красивой, известной. Важнее, чтобы звуковая последовательность состояла из интервалов не меньше терции.

Изучение клавиатуры. Обращаем внимание на чередование групп черных клавиш: две – три – две – три. Запоминаем клавишу «ре», находящуюся между двумя черными клавишами, находим ее по всей клавиатуре (1 минут).

Двигательные упражнения – отдых. Маршируем под музыку в одном темпе и с изменениями темпа (2 минуты).

Организация аппарата. Свободное движение запястья. Выучим стишок «Гусь поет, а бычок держит скрипку и смычок. Слон трубит, а баран барабанит в барабан». Руки ребенка от локтя до кисти лежат на столе. Расслабленная кисть всегда принимает естественно округлую форму.

Ритм стишка простукивается сначала одновременно двумя, затем попеременно с помощью преподавателя, держащего в своих руках кисти обучающегося.

Преподаватель может положить кисти ученика на свои кисти или держать кисти ученика пальцами сбоку (4 минуты).

Свободное движение всей руки. Играем в «стрекозу».

Рука с колена плавно поднимается, и ложится на пюпитр. Пальчики раскрыты: «стрекоза» взлетела и греет на солнышке крылья! Затем также плавно руки – «стрекоза» опускается на клавиатуру, на черную клавишу – сучок и красиво «собирает крылышки», чтобы не сломались о сучки и ветки (кисть приобретает естественную округлую форму). Упражнение выполняется попеременно обеими руками (1 минута).

Обрисовываем карандашом кисть ребенка. Проставляем на рисунке номера пальцев. Задаем на дом выучить их и быстро показывать называемые пальцы (1 минута).

Упражнение для развития тембрового слуха. Раскрашиваем аккорды. Преподаватель показывает как это делается и предлагает ученику сделать то же самое. В создании «звукового центра» участвуют: гармония (консонанс, диссонанс), регистры фортепиано и динамика. (К примеру, трезвучие до-мажора в 1 октаве пиано может быть окрашено в белый или бледно-голубой цвет, 5/6 акк. Во 2 октаве сыгранный форте – похож на ярко-красный или оранжевый цвет, дм7 вводный аккорд в большой октаве напоминает темно-коричневый или черный цвет).

Далее ученик изобретает собственные цвета и оттенки. Некоторые созвучия ученики называют «солнечными», «сверкающими», «искрящимися», иные – грустными, «мутными», «плачущими» (3 минуты).

Проверка и развитие звуковысотного и внутреннего слуха. Преподаватель и ученик вместе поют отдельные звуки в пределах кварты. Затем обучающийся находит пропетый звук, то есть выбрать нужно из двух звуков (1 минута). (Внутренний слух – это умение запоминать звуки, представлять их, сознательно воспроизводить без его помощи невозможно что-либо спеть или сыграть).

Упражнение, тренирующее внутренний слух. Ребенок поет известную песенку. Преподаватель, в какой-то момент поднимает руку вверх. По этому сигналу ученик продолжает пение, но про себя. При отсутствии руки в исходном положении – ученик продолжает петь в слух. Все чередования пения песни вслух и про себя должны происходить уверенно, без заминок. Ученик может взять инициативу на себя. Во время пения песни он сам попеременно, то поднимает, то опускает руку и сам повинуется ее движению: поет то вслух, то про себя.

Тренировка зрительной памяти. Играем в разведчика, который ничего не должен записывать, только запомнить расположение предметов, лежащих на столе. Затем ученик говорит, какой предмет исчез, пока он не смотрел на стол. (Ручка, журнал, очки, дневник и т.д.). (Один предмет убирает преподаватель).

Чувство лада. Ребенок слушает песенку «На морозе девочка песенку запела». Затем без текста определяет веселый и грустный характер музыки (2 минуты).

«На морозе девочка песенку запела,

Горлышко у девочки сразу заболело.

Ребятишки бегают только снег скрипит,

А больная девочка в комнате лежит».

Мелодия 1-ой и 3-ей строки строгая и на первых пяти звуках до-мажор до-ре-ми-фа-соль соль-соль, соль-фа-ми-ре-доо-доо.

Мелодия 2-ой и 4-ой строфы играется по тем же звукам: но в миноре (с ми бемоль вместо ми). Сопровождение включат два трехзвучия. К 1-ой и 3-ей строке – мажорное, ко второй и 4-ой минорное. Далее преподаватель играет мажор и минор варианты мелодии, а обучающийся должен определить какое звучание (веселое или грустное) (2 минуты).

Игра «Поиск предмета под музыку». Преподаватель прячет какой-либо предмет и обещает ученику помощь: когда он будет приближаться к спрятанному предмету – музыка будет становиться громче и наоборот, чем дальше от цели, тем музыка тише (6 минут). Дети очень любят двигательные игры, они помогают им психологически и физически расслабиться.

Запись задания в дневник. (45 минут урок).

ЗНАКОМСТВО С ПЕРВОЙ ПЬЕСОЙ

В качестве первой пьесы лучше выбрать ансамбль (эффективность совместного исполнения). «Птичка» ред. А. Николаева. Знакомство с диезом, бемолем. Песенку можно спеть. Ноты выучить через ритмослоги, которые произносит преподаватель, задавая ритм и темп.

Ритм читается с листа хлопками в ладоши, с произнесением длительности (например: та-та-та-та-ти-та-ти-ти и т.п.). Сразу можно задать домой и простучать ритм на крышке фортепиано обеими руками поочередно (по тексту). (6 минут).

Проходить пьесу 2-3 урока (зависит от ученика) и брать для повторения.

МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ ПО СОЛЬФЕДЖИО И ФОРТЕПИАНО

Один час групповое занятие, один час индивидуальное.

Группа обучающихся – это основа основ. (6 лет). Некоторые вопросы можно вводить в 5 лет.

ОБЪЯСНЕНИЕ СТУПЕНЕЙ

Т – тоника – КОРОЛЬ (всемогущий, умный, добрый) главный житель города.

Д – доминанта – ПРИНЦЕССА (ощущение возвышенности).

S – субдоминанта – КОРОЛЕВА (ласковая, добрая мама).

7 звуков много городов.

IIIIV ступени – устойчивые ступени.

СИ – ФА – не дружные, опять к королю.

Песенка: до-ми-соль вверх

соль-фа-ми-ре-до вниз

с устойчивых звуков, все идет с аппликатурой (мыслят пальцами).

«Елочка» - ритм – раз хлопок,

два на колени.

Легато на два звука: переступать с ножки на ножку 3-2 (2 звука).

 

Пример: «Цыганочка» - аккомпанемент у преподавателя, мелодия у обучающегося.

Делать хороший звук - это трудно. Надо найти способ этих компромиссов. Нужен кончик (полиэтиленовая пленка на чашечку и сделать дырочку пальчиком). Палец должен иметь опору, потом это ощущение перенести на инструмент.

Один палец играет с откусанным бубликом. Окошечко между 1-2 п., кошка пройдет – все это кончик пальца.

Максимально быстро играть, как мыслит логика.

Все надо делать со словами (подтекстовка).

Первая доля, как большая матрешка и мы к ней стремимся.

Любое настроение – это мелодия.

Люлька – единица измерения

ритм: О бегемот; О медведь;

 

♪ волк; белки ♪.

паузы:

______▬______ _______ _______

лежит половинка колбасы целая висит колбаса

 

нога рука

ту-ру ту-ру, ту-ру

СОЧИНЕНИЯ

Жеребьевка: кто за кем будет играть? (Это делают даже самые маленькие дети).

«Зайчик». Игрушку переставлять на разные октавы для обучающегося. Аккомпанирует преподаватель.

«Дождик». Вступление капельки с преподавателем (красота, радуга), слова и музыка обучающегося.

Важно скоординировать:

Услышал

Сообразил по слуху

Показал

 

По слуху Т, Д сколько раз в разных тональностях. Стишок брать на определенную гармонию.

«Зайка» - драматическая тональность в ми мажоре.

Зайку бросила хозяйка

Под дождем остался зайка

Со скамейки слезть не мог

Весь до ниточки промок.

Слова проговаривать аккордами в ми – мажоре от нотки си.

В правой руке можно сделать дождик: си-соль-ми в разных октавах.

Т, S, Т, Д, Т и т.д. В конце капельки.

«Бычок» - Идет бычок качается – петь со словами в ми – миноре.

Можно проводить концерты в мажоре и миноре.

Джазовые гармонии в классе, где есть традиции.

МЕЛКАЯ МОТОРИКА НА ОЩУЩЕНИЕ ПАЛЬЦА

Передавать игрушки 1-2-3-4 пальцами. Бить по клавишам нельзя, можно только проколоть звук.

РАЗВИТИЕ МЕЛОДИЧЕСКОГО ЗВУКА

Исполнение преподавателем мелодий. Ученик должен отмечать все повороты мелодии вниз-вверх движением руки.

Обучающийся начинает с показа рукой звуков изменяемой мелодии (высота, направление движения) – это «графическое изображение мелодии). Затем пытается подобрать мелодию на фортепиано: Преподаватель эпизодически помогает, пропевает отдельные звуки, и, подкрепляя это, изображая мелодию графически.

ИНТЕРВАЛЫ

Степень напряженности двух звуков (нужно пианистам).

Звуки дружат, не дружат. Консонансы – звуки приятные. Диссонансы – колючие, не приятные.

Секунда – им тесно, они ссорятся 2-3 пальцами.

В терции – звуки поют дружно, они через нотку живут.

Ура! Вперед! Нас кварта зовет!

Ах! Квинта – чистая, приятная, опрятная.

Секста – малая, большая, живут взрослые в разных странах и пишут письма друг другу.

Септима – крокодил «спасите, спасите». Крокодил малый кусачий, крокодил большой кусачий.

Тритон – Баба Яга (дети сами придумывают слова).

Можно сделать по карточкам.

ОРГАНИЗАЦИЯ АППАРАТА

Один звук, один палец – участвует весь организм, звук надо представить, звук должен быть окрашен: розовый, красный и т.д. Погружение с предслышанием, звук извлекаем проколом пальца. Чтобы звук физиологически вибрировал (и тихий, и громкий по телу идет звук). Это надо почувствовать. Звук не идет, не живет – не физиологичен. Звук должен быть комфортным.

ГАММЫ

При развитии беглости работает слух. Мышцы не дадут быстроты. Пять ноток – это мелодия, это пение, каждый звук – красивый голос.

Отдать руки,

Погрузиться,

Пальцы «прокалывают»,

Рука дышит.

Опору не теряем. Осваивать каждый урок. А потом к гамме с подкладыванием 1 пальца.

Зайка идет в норку,

1 п. не кладем, а то домик развалится.

Осваивать одну-две октавы.

АККОРДЫ

 

Опора каждого пальца. Центральный палец несущий – главный (горка-крыша 2-3 пальца).

Погрузиться и оттолкнуться, вытянуть наружу.

Все играть из рояля, а не в него.

ИГРЫ «Машинки». Глаза закрыты, ладошки сверху. За руки не держимся. Чуть прикосновение к кончикам пальцев (чередование контактов). Упражнение тренировочное.

УПРАЖНЕНИЕ. Кончики пальцев только кожица и в той и другой игре, глаза закрыты. Если не хочет, то открыть глаза, чтобы не было страха и передать партнеру.

УПРАЖНЕНИЕ. Под музыку за руки вести партнеру (как вальс), приседание 2 упр. в сторону руки.

УПРАЖНЕНИЕ – рукопожатие (лошадь и телега) движение энергетивногно порядка. Сгибаем руку, поднимаем, берем под ладонь (пошевелить пальцами рук и ног и пойти).

Голову не подключать.

Чувствуя локтя.

УПРАЖНЕНИЕ – постукивать каблучком, руки свободны (висят).

УПРАЖНЕНИЕ – палец на палец (легато).

Одна из важнейших задач обучения – зажечь в ребенке интерес к музыке, слить музыку с его жизнью, с его интересами. Но вместе с интересом надо столь же тщательно прививать любовь к работе. Если ребенок воспринял яркий образ, у него возникает необходимость передать этот образ собственными силами. Отсюда должна зародиться и склонность к многократным повторениям, к тому, что мы называем «умением работать».

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x