Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 21.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Программа по профориентации старшеклассников "Профессиональный ориентир" ☼

Дата публикации:
Описание:

Автор: Глазкова Ольга

v\:* {behavior:url(#default#VML);}

o\:* {behavior:url(#default#VML);}

w\:* {behavior:url(#default#VML);}

.shape {behavior:url(#default#VML);}

Normal

0

false

false

false

RU

X-NONE

X-NONE

/* Style Definitions */

table.MsoNormalTable

{mso-style-name:"Обычная таблица";

mso-tstyle-rowband-size:0;

mso-tstyle-colband-size:0;

mso-style-noshow:yes;

mso-style-priority:99;

mso-style-qformat:yes;

mso-style-parent:"";

mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;

mso-para-margin-top:0cm;

mso-para-margin-right:0cm;

mso-para-margin-bottom:10.0pt;

mso-para-margin-left:0cm;

line-height:115%;

mso-pagination:widow-orphan;

font-size:11.0pt;

font-family:"Calibri","sans-serif";

mso-ascii-font-family:Calibri;

mso-ascii-theme-font:minor-latin;

mso-hansi-font-family:Calibri;

mso-hansi-theme-font:minor-latin;

mso-bidi-font-family:"Times New Roman";

mso-bidi-theme-font:minor-bidi;

mso-fareast-language:EN-US;}

Пояснительная записка

    В жизни каждого человека появляется момент, когда он вынужден задуматься о своем будущем после окончания школы. И вопрос о поиске, выборе профессии является одним из центральных, и в этом смысле судьбоносным, так как задает «тон» всему дальнейшему профессиональному пути.

     Проблема выбора профессии стояла перед старшеклассниками всегда, а сейчас она становится особо актуальной в связи с изменениями, происходящими в нашем обществе. О множестве новых профессий школьники практически не имеют информации, да и традиционные профессии претерпевают существенные изменения.

Ежегодно нам приходится сталкиваться с тем, что большинство старшеклассников выбирают профессию по совету родителей или по несуществующим основаниям, что приводит к неудовлетворенности полученной профессии.

     Не имея ни достаточного личного опыта, ни опыта принятия решений, молодые люди должны определиться в важном вопросе – вопросе выбора профессии, который является одним из самых первых серьезных выборов для большинства школьников. Часто учащиеся испытывают серьезные затруднения в выборе такого рода. Однако в случае решения этой проблемы и работая именно в данном направлении, они приобретают ценный опыт и новые способности - способности выбирать и осуществлять свой выбор.

       Чтобы сделать правильный профессиональный выбор необходимо знать наиболее популярный на сегодняшний день мир профессий, какие требования предъявляет профессия к человеку, изучить самого себя: свои личностные особенности: особенности мышления, нервной системы, темперамента, характера. Чем раньше начинается целенаправленная работа по развитию готовности к осознанному выбору профессии, тем она эффективнее.

 Хотя чистая профориентация, как показывает опыт,  малоэффективна: проблемы профессионального самоопределения необходимо рассматр­ивать в более широких контекстах планирования своей жизни и на­хождения своего места в обществе. Профориентационная программа в большей степени должна быть проблемной, когда в дискуссионной форме обсуждаются не только проблемы трудоустройства в этом мире, но и улучшения этого мира через основное дело своей жизни, т.е. через свою профессию. С этой целью и была разработана программа  профессионального самоопределения старшеклассников « Профессиональный ориентир».

Программа по профориентации «Профессиональный ориентир» призвана помочь школьникам в нелегкий переходный период. Это одна из нетрадиционных форм активной работы, учитывающей специфику возраста.

Цели программы:содействие в появлении у школьников устойчивой потребности в саморазвитии и социально – профессиональной самореализации на основе самопознания, самообразования и самовоспитания.

Задачи:

1. Оказание  психолого-педагогической профориентационной поддержки обучающимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.

2. Объединение усилий в работе психолога и классного руководителя в получении диагностических данных о предпочтениях, склонностях и возможностях обучающихся для осознанного определения профиля обучения.

3.  Формирование актуального для подростков «информационного поля».      

4. Обеспечение широкого диапазона вариативности профильного обучения за счет ком­плексных и нетрадиционных форм и методов, применяемых на уроках, курсах по выбору, факультативных занятиях и в системе воспитательной работы.

5. Выработка гибкой системы взаимодействия старшей ступени школы с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями села, регио­на.

Данная программа опирается на соблюдение следующих принципов:

 

Программа по профориентации старшеклассников "Профессиональный ориентир"      принцип сознательности в выборе профессии;

Программа по профориентации старшеклассников "Профессиональный ориентир"       принцип соответствия выбираемой профессии интересам, склонностям, способностям учащегося и потребностям общества;

Программа по профориентации старшеклассников "Профессиональный ориентир"       принцип активности: учащийся сам активно выбирает профессию;

принцип развития: профессия должна давать возможности для развития личности.

Форма проведения занятий: классный руководитель может проводить занятия в форме классных часов, психолог – в форме групповой психокоррекционной работы во внеурочное время, темы программы могут быть включены практически во все предметы, изучаемые в школе, техникуме. Знания о профессиях можно использовать на уроках русского языка (при выполнении упражнений) или математики (при решении задач).

Предусмотрено использование комплекса психологических методик, направленных, во-первых, на изучение и анализ индивидуальных психологических качеств учащихся, а во-вторых, на обеспечение их психологического развития.

Основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучающихся

1.       Знание названий и особенностей основных профессий, связанных с умственной и физической трудовой деятельностью людей.

2.       Усвоение основных требований к человеку той или иной профессии.

3.       Овладение простейшими трудовыми навыками, использование их в повседневной жизни.

4.       Уметь  соотносить свои индивидуальные особенности с требованиями конкретной профессии; составлять личный профессиональный план; анализировать информацию о профессиях.

5.       Иметь представления о смысле и значении труда в жизни человека и общества.     

 Основные направления работы классного руководителя.

1.        Выявление интересов и склонностей обучающихся, их способностей.

2.        Оказание психолого-педагогической помощи в приобретении обучающимися представлений о жизненных, социальных ценностях, в том числе связанных профессиональным становлением.

3.        Развитие ключевых компетентностей, обеспечивающих успешность в выборе будущей профессиональной деятельности.

4.         Групповое и индивидуальное консультирование, соответствующее интересам и способностям, ценностным ориентациям.

5.        Составляет для конкретного класса  план педагогической поддержки самоопреде­ления учащихся, включающий разнообразные формы, методы, средства, активизирующие познавательную, творческую активность обучающихся.

6.        Организует индивидуальные и групповые профориентационные беседы, диспуты, конфе­ренции.

7.        Ведет психолого-педагогические наблюдения склонностей учащихся (данные наблюдений, анкет, тестов фиксируются в индивидуальной карте обучающегося).

8.        Помогает обучающемуся проектировать индивидуальную образовательную траекторию, моделировать варианты профильного обучения и профессионального становления, осуще­ствлять анализ собственных достижений.

9.        Организует посещение учащимися дней открытых дверей в вузах.

10.    Организует тематические и комплексные экскурсии учащихся на предприятия.

11.    Оказывает помощь психологу в проведении анкетирования, учащихся и их ро­дителей по проблеме самоопределения.

12.    Проводит родительские собрания по проблеме формирования готовности учащихся к про­фильному и профессиональному самоопределению.

13.    Организует встречи учащихся с выпускниками школы – студентами вузов, средних про­фессиональных учебных заведений.

14.    Способствует развитию познавательного интереса, творческой направленности личности учащегося, используя разнообразные методы и средства: проектную деятельность, деловые игры, семинары, круглые столы, конференции, предметные недели, олимпиады, факультативы, конкурсы стенных газет, домашние сочинения и т.д..

15.    Обеспечивает профориентационную направленность уроков, формирует у учащихся об­щетрудовые, профессионально важные навыки.

16.    Способствует формированию у обучающихся адекватной самооценки.

17.    Проводит наблюдения по выявлению склонностей и способностей учащихся.

18.    Адаптирует учебные программы.                                                                                                                                                      

Основные направления работы заместителя директора по воспитательной работе:

1. Выработка стратегии взаимодействия субъектов, ответственных за педагогическую под­держку самоопределения учащихся с целью согласования и координации их деятельно­сти;

2. Поддержание связей общеобразовательного учреждения с социальными партнерами, влияющими на самоопределение учащихся;

3. Планирование работы педагогического коллектива по формированию готовности обучающихся к профильному и профессиональному самоопределению в соответствии с концепцией и об­разовательной программой общеобразовательного учреждения;

4. Осуществление анализа и коррекции деятельности педагогического коллектива по данному направлению (консультации учителей-предметников, классных руководителей по органи­зации системы учебно-воспитательной работы, направленной на самоопределение учащих­ся: профпросвещение, профконсультирование, профдиагностика определения индивиду­альной образовательной траектории;

5. Проведение педагогических советов, производственных совещаний по проблеме профиль­ного и профессионального самоопределения обучающихся;

6. Создание ученических производственных бригад, организация летней трудовой практики;

7.  Организация участия одаренных детей в предметных олимпиадах разного уровня;

8. Организация системы повышения квалификации классных руководителей, учи­телей-предметников, школьного психолога по проблеме самоопределения учащихся;

9. Осуществление контролирующих функций работы классных руководителей , учителей-предметников, школьного психолога по проблеме профильного и профессио­нального самоопределения учащихся;

Основные направления работы педагога:

1. Изучает профессиональный интерес и склонностей учащихся;

2. Осуществляет мониторинг готовности учащегося к профильному и профессиональному са­моопределению через анкетирование учащихся и их родителей;

3. Проводит тренинговые  занятия по профориентации учащихся;

4. Проводит беседы, психологическое просвещение для родителей и педагогов на тему выбо­ра;

5. Осуществляет психологические консультации с учётом возрастных особенностей учащихся;

6. Способствует формированию у школьников адекватной самооценки;

7. Приглашает родителей учащихся для выступлений перед учениками о своей профессии, привлекает их для работы руководителями кружков;

8. Оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке интересов и склонностей учащихся.

Основные направления работы социального педагога:

1. Способствует формированию у обучающихся группы риска адекватной самооценки, по­скольку, как правило, у таких детей она занижена;

2. Оказывает педагогическую поддержку детям группы риска в процессе их профессионально­го и жизненного самоопределения;

3. Осуществляет консультации учащихся по социальным вопросам;

4. Оказывает помощь классному руководителю в анализе и оценке социальных факторов, за­трудняющих процесс самоопределения школьника.

Основные направления работы педагога-библиотекаря:

1. Регулярно подбирает литературу для учителей и учащихся в помощь выбору профессии (по годам обучения) и профориентационной работе;

2. Изучает читательские интересы учащихся и рекомендует им литературу, помогающую в выборе профессии; организовывает выставки книг о профессиях и читательские диспуты-конференции на темы выбора профессии;

3. Обобщает и систематизирует методические материалы, справочные данные о потребностях региона в кадрах и другие вспомогательные материалы (фотографии, вырезки, схемы, про­спекты, программы, описания профессий);

4. Регулярно устраивает выставки литературы о профессиях по сферам и отраслям (машино­строение, транспорт, строительство, в мире искусства и т.д.).

Структура программы:

Этапы проведения программы:

I. Ознакомительно-ориентировочный

Цель:подготовить условия для профориентационной работы с обучающимися в классе.

С помощью профориентационной деятельности (ролевые, дидактические игры, беседы, конкурсы, общественно полезный труд, экскурсии на предприятия, где работают родители, семейные праздники и др.) формируется представление о мире профессий, добросовестное отношение к труду, понимание его роли в жизни человека и общества, дается установка на выбор профессии, развивается интерес к будущей профессии.

Формируется осознание учащимися своих интересов, способностей, общественных ценностей, связанных с выбором профессии и своего места в обществе. При этом будущая профессиональная деятельность выступает как способ создания определенного образа жизни, как путь реализации своих возможностей.

II. Проективный, коррекционный

Цель: апробация системы профориентационной работы с обучающимися.

Формируется представление о профессиональных навыках, перспективах профессионального роста и мастерства, правилах выбора профессии, умение адекватно оценить свои личностные возможности в соответствии с требованиями избираемой профессии. Основное внимание уделяется консультационной помощи в выборе профессии, определяется стратегия действий по освоению запасного варианта. 

На этом этапе работы с наиболее целесообразны групповые формы работы: спецкурсы, миникурсы, «мозговые штурмы», ролевые тренинги, научно-практические работы,  зачеты, проектные задания, диагностики, опросники и т.д.

Учащиеся изучают профессии, которые наиболее востребованы на рынк е труда, знакомятся с профессиями, требующими повышенной моральной ответственности: сотрудник внутренних дел, спасатель, работник МЧС, здравоохранения, образования. На данном этапе активизируется диагностическая работа, проводимая психологом, проводятся уроки выбора профессии. В этот период учащиеся начинают заниматься исследовательской деятельностью, делают первые шаги в составлении профессиограмм, участвуют в создании банка данных «Азбука профессий» в школьном информационном центре.

 

 

 

III. Основной, развивающий

Цель: организация научно-исследовательской и поисковой  деятельности обучающихся для усовершенствования процесса обучения и профориентации,  воспитание устойчивого интереса к самообразованию, самосовершенствованию.

Основное внимание обращается на формирование   профессионально   важных   качеств   в   избранном   виде деятельности, оценку и коррекцию профессиональных планов; знакомство со способами достижения результатов в профессиональной деятельности, самоподготовки к избранной профессии.

В системе профориентационной работы этот этап является  самым ответственным и направлен на содействие обучающимся в их профессиональном самоопределении. В этот период более масштабно разворачивается консультационная деятельность среди учащихся и их родителей.Используются различные формы работы с учащимися: беседы, консультации по вопросам выбора профиля обучения, информирование о способах получения желаемого образования, требованиях профессии к человеку, оплате труда. Продолжается работа по созданию профессиограмы, в которых отражены психофизические особенности профессий, расширяется база данных об учебных заведениях, о редких профессиях, гностических профессиях.

 

 

9 класс

10 класс

11 класс

« Познание самого себя»

« Познание ситуации»

« Владение ситуацией»

Особенности своего темперамента, характера, эмоционально- волевой сферы.

Знание старшеклассниками требований и знаний, которые предъявляет профессиональная деятельность человеку, профессионально важных качествах, позволяющих овладеть профессией и добиться успеха в ней

Определение профессионального выбора, получение информации о возможностях и путях получения профессионального образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ожидаемые результаты и эффективность:

Данная программа объединяет профориентационную работу психолога, классных руководителей, родителей для совместной целенаправленной работы, что, безусловно, дает более высокий показатель её эффективности.

Во-первых, развитие рыночных отношений в нашей стране предполагает жесткую конкуренцию на рынке рабочей силы. Чем быстрее молодой человек разрешит проблемную ситуацию с выбором профессии, тем больше у него будет времени и возможностей для целенаправленного саморазвития, подготовки.

Во-вторых, специфика сегодняшнего полного среднего образования заключается в том. Что практически повсеместно в 10-11-х классах введено профильное обучение, то есть обучение старшеклассников ориентировано на конкретную профессиональную сферу.

В-третьих, на рынке труда появляется все больше новых профессий со своей системой требований к личности кандидата. Информация об этих профессиях учащиеся либо не имеют вообще, либо имеют в ограниченном, чаще искаженном виде.

 

Примерное содержание программы

 

Внутренний мир человека и возможности его познания.

Понятие личности. Уникальность личности каждого человека. Многообразие личностных   особенностей.

Практическая работа. Составление «дерева» психологических качеств личности.

Многообразие мира профессий

Разнообразие профессий. Развитие личности и профессиональное самоопределение.
Практическая работа. Составление словаря профессий.

Внеклассное мероприятие  «Калейдоскоп профессий».

Представление о себе и проблема выбора профессии

 Образ «Я» как система представлений о себе.Структура  образа  «Я» (знание о себе, оценка себя, умение управлять собой)

 Диагностические процедуры

Методика «Кто я?», Карта интересов; опросник профессиональной готовности. Теппинг-тест. Проба Ланчиса. Опросник Айзенка.Опросник «Беспокойство — тревога».  Опросник Баса-Дарки.Опросник «Какая у меня воля?».

«Секреты» выбора профессии («хочу» — «могу» — «надо»)

«Хочу» — склонности, желания, интересы личности; «могу» — человеческие возможности   (физиологические и психологические ресурсы личности);  «надо» — потребности рынка труда в кадрах. Типичные ошибки при выборе профессии.Общее понятие о профессии, специальности, должности.

Практическая работа.     Методика самооценки индивидуальных особенностей. Знакомство с описаниями профессий.

Личный профессиональный план

Практическая работа. Составление личного профессионального плана.   

Социальные проблемы труда

Рейтинг профессий. Самые-самые…

Анализ профессий

Основные признаки профессиональной деятельности. Предмет труда. Цели труда. Средства труда.  Условия труда. Формула профессии. Понятие о профессиограмме.

Классификация профессий

Практическая работа. Составление формул профессий.

Здоровье и выбор профессии

Учет состояния здоровья при выборе профессии. 

Практическая работаТипы профессий по медицинским противопоказаниям.                                                                                           Свойства нервной системы в профессиональной деятельности

Общее представление о нервной системе и ее свойствах (сила, подвижность, уравновешенность).Ограничения при выборе некоторых профессий, обусловленные свойствами нервной системы.

Темперамент в профессиональном становлении личности

Общее представление о темпераменте. Психологическая характеристика основных типов темперамента, особенности их проявления в учебной и профессиональной деятельности.

 Эмоциональные состояния личности

Эмоции и чувства, их функции в профессиональной деятельности. Основные формы эмоциональных переживаний (настроения, аффекты, фрустрация, стрессовые состояния).

Интеллектуальные способности и успешность профессионального труда

Секреты памяти

Внимание

Мышление

Индивидуальные стили кодирования информации

Соотношение трех основных форм кодирования информации: словесной, образной и чувственно-сенсорной. Роль образного и чувственно-сенсорного опыта в стимулировании творческой профессиональной активности.

Индивидуальные стили переработки информации

Индивидуальные различия в способах восприятия и понимания происходящего.
Диагностические процедуры. Методики «Свободная сортировка», «Включение фигуры». 

Успех в жизни. Что значит быть успешным?

Неисчерпаемость человеческих ресурсов

Творческое отношение к собственной жизни. Целеустремленность в преодолении жизненных сложностей при устройстве своей профессиональной судьбы.
Человек среди людей

Личность и межличностные отношения в группах. Лидерство. Совместная деятельность в трудовом коллективе. Психологическая совместимость людей. Принятие групповых решений.

Виды общения. Конфликты, пути разрешения конфликтных ситуаций.
Диагностические процедуры. Опросники «Потребность в общении», «Диагностика межличностных отношений», «Эмпатия»

Современный рынок труда и его требования к профессионалу
Разнообразные виды предприятий и форм собственности. Занятость населения. Безработица.

Пути получения профессии

Система профессионально-технического образования. Типы профессиональных училищ, условия приема и обучения в них. Подготовка рабочих на производстве.

Средние специальные учебные заведения, их типы, условия приема и обучения.
Типы высших учебных заведений, условия приема и обучения студентов.
Практическая работа. Письменная работа «Мой путь в профессию».

Практическая работа. Стратегия выбора профессии.

Моя профессиональная карьера

 Понятие о профессиональной карьере. Профессиональное прогнозирование и профессиональное самоопределение.

Практическая работа. Анализ личного профессионального плана.

Практическая работа. Создание портфолио достижений обучающегося.

 

Пожалуйста, подождите.
x
×