Название статьи:
Программа правового воспитания "Подросток и закон" | Кукарских Наталия Викторовна. Работа №209102
Дата публикации:
03.04.2019
Автор:
Кукарских Наталия Викторовна
Описание:
Автор: Кукарских Наталия Викторовна
В современном мире все дозволенно, подросток сам не может видеть грань между плохим и хорошим. Программа расчитана на профилактику правонарушений.
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Большеатлымская средняя общеобразовательная школа
Принято
На заседании Педагогического совета МКОУ Большеатлымская СОШ
Протокол № ____
от ______________ 2013 г.
Утверждено
Директор МКОУ Большеатлымская СОШ
____________________Басаргина С.В.
Приказ №_____
от ____ ___________ 2015 г.
Программа
правового воспитания
Подросток и закон
на 2015-2020 годы
c.Большой Атлым
2015 г.
Паспорт программы правового воспитания
Наименование Программы
Программа правового воспитания
Подросток и закон
Основание для разработки
Конвенция о правах ребенка
Закон об образовании РФ
Разработчики программы
Заместитель директора по воспитательной работе Кирчу Н.В.
Цель Программы
Формирование правового сознания, правовой культуры учащихся школы, активной гражданской позиции подростков.
Задачи Программы
- формирование правовой грамотности подрастающего поколения,
- воспитание правосознания подростков,
- формирование правовой компетентности гражданина,
- социализация личности школьника.
Целевые группы
Учащиеся школы начальной, средне и старшей школы, родители учащихся.
Основные направления реализации программы
- совершенствование процесса правового воспитания;
- развитие научно-теоретических и методических основ правового воспитания;
- координация деятельности общественных организаций
(объединений);
- информационное обеспечение деятельности.
Механизм реализации Программы
Администрация школы осуществляет координацию деятельности всех структур школы по реализации Программы, обеспечивает: координацию деятельности всех участников образовательного процесса, способствует реализации намеченных задач, осуществляет контроль за использованием финансовых средств.
Исполнители Программы
Администрация МКОУ Большеатлымская СОШ, все участники образовательного процесса
Сроки реализации Программы
5 лет
Ожидаемые результаты реализации
Конечными результатами положительная динамика формирования правосознания учащихся; повышение социальной активности и уровня социализации учащихся
Актуальность проблемы
Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, Семье – один из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закрепленный в Законе РФ Об образовании. И это не случайно. В современных условиях серьезно обострились проблемы социальной дезадаптации детей и подростков. Ежегодно растет количество правонарушений, совершаемых детьми и подростками. Отмечается рост насильственных и корыстных преступлений, преступность несовершеннолетних все более приобретает организованный и групповой характер. Почти каждое третье правонарушение совершается неработающими и необучающимися подростками. Значительное число подростков совершают общественно опасные деяния до достижения возраста уголовной ответственности.
Нарушение поведения подростков зависит от взаимодействия многих факторов, которые можно рассматривать по трём осям: социально-психологической, клинико-психопатологической и личностно-динамической. О роли социально-психологического фактора убедительно свидетельствует рост и омоложение преступности в периоды социальной нестабильности. Социальные факторы по-прежнему остаются одними из основных причин формирования противоправного поведения у подростков. Это: семейное неблагополучие, алкоголизм, наркомания, социальное сиротство, невыполнение родителями обязанностей по воспитанию детей. Семья должна стать активно действующим элементом системы профилактики правонарушений среди подростков. Активная работа в области правового воспитания, пропаганде здорового образа жизни, преодоления всех типов зависимостей и социальной некомпетентности, социализация подростков должна стать главной задачей современной школы. 11% учащихся нашей школы из неблагополучных семей. В остальных семьях также отмечается недостаток внимания детям со стороны родителей. В настоящее время 2 ученика на внутришкольном. Причина –постановки на ВШК это 1 семья находится в трудной жизненной ситуации, вторая семья является социально-опасной для ребенка. Дети в этих семьях в школе ведут себя адекватно, учатся в меру своих способностей, прогулов без уважительной причины нет.
Большинство семей малообеспеченные. Родители не имеют серьезных планов на будущее детей, но следят за их обучением. У многих детей занижена самооценка в вопросе образования. Поэтому, желая утвердиться в глазах других, дети совершают поступки на грани правонарушений, ведь в возрасте 12-15 лет не только нет осознанной ответственности за каждое свое деяние. Одним из распространенных мотивов правонарушений становится от скуки, от нечего делать.
Задача школы в этой ситуации научить подростков жить интересно, привить им внутреннюю культуру, а для начала – просто дать им возможность проводить свободное время в школе, в позитивном общении с учителями и товарищами. Необходимо дать учащимся возможность личностного развития, познания собственных способностей и самоопределения.
Нормативно-правовая основа программы
- Всероссийская воспитательная программа "Подросток и закон",
- Устав школы
3. Задачи школы и направления работы по правовому воспитанию.
3.1 Задачи школы по правовому воспитанию:
формирование системных правовых знаний, объективно отражающих правовую действительность,
целенаправленное педагогическое воздействие на поведение учащихся в соответствии с нормами правовой культуры.
формирование положительного эмоционального отношения к правовым явлениям,
способствовать развитию интереса учащихся к вопросам правового образования, определения ими своего отношение к праву как общественной ценности;
3.2 Основные направления системы правового воспитания:
работа Совета по профилактике правонарушений по правовому воспитанию,
профилактика наркомании, токсикомании, алкоголизма, табакокурения,
пропаганда здорового образа жизни,
осуществление правового образования учащихся,
индивидуальная работа с учащимися, состоящими на внутришкольном учете,
правовое образование родительской общественности
взаимодействие с органами системы профилактики КДН ОМВД, отдел опеки и попечительства по Октябрьскому району
школьное самоуправление как средство правового воспитания учащихся.
4.Структура и содержание деятельности
4.1. Формы работы:
Проведение круглых столов, дискуссий, создание правовых проектов
Проведение классных часов, работа с родителями
Проведение встреч с инспектором по делам несовершеннолетних
Самоуправление, участие в выборных органах.
4.2. Участники выполнения программы:
Учителя, Совет по профилактике правонарушений, психолог, классные руководители,.зам. директора по ВР
Работа Совета по профилактике правонарушений.
В школе действует Совет по профилактике правонарушений, заседания которого проводятся совместно с инспекцией по делам несовершеннолетних или участковым один раз в четверть (по согласованнию). На Совет по профилактике приглашаются учащиеся вместе с родителями и классными руководителями.
В школе по работает психолог, которым проводится диагностика психолого-медико-педагогических особенностей некоторых обучающихся, с помощью классных руководителей составляется социальный портрет каждого класса.
Классный руководитель изучает психолого-медико-педагогические особенности личности обучающихся и ее микросреды, условия жизни, выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении обучающихся и своевременно оказывает им социальную помощь и поддержку, выступает посредником между личностью обучающихся и учреждением, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов; содействует занятости детей групп риска, регулярно участвует в работе КДН.
Регулярно в школе проводятся беседы по предупреждению правонарушений, правилам поведения в общественных местах и правилам дорожного движения. Ежегодно в школе проводятся мониторинги: Нужны ли учащимся правовые знания?, Вредные привычки.
В сложившейся ситуации традиционные подходы к правовому воспитанию и предупреждению правонарушений несовершеннолетних оказались малоэффективными. Жизнь требует новых подходов и решений. Дети и подростки, находясь под воздействием непрерывно возникающих стрессовых ситуаций, не готовы к их преодолению и страдают от их последствий. Таким образом, новые подходы к правовому воспитанию в школе – социальный заказ общества системе образования, т.е. макросоциум хочет, чтобы мы выпускали из школы воспитанную личность, считающуюся с современными нормами и правилами поведения, впитавшую в себя систему общечеловеческих ценностей, уважающую права личности и право собственности.
В современных условиях именно правовое образование становится важнейшим фактором развития личности, становления гражданского общества и демократического правового государства в современной России, граждане которого смогут жить в социально-правовом согласии друг с другом и с государством. Воспитывающий потенциал правового образования прямо связан с утверждением демократических правовых ценностей в обществе. Правовая подготовка школьников рассматривается как специально организованная воспитательная система, обеспечивающая социализацию личности школьника.
Система правового образования в школе представлена урочной и внеклассной работой.
5.1. Урочная работа и внеурочная работа.
Преподавание основ правовых знаний ведется в рамках курса Окружающий мир в 1-4 классах
Преподавание основ правовых знаний в рамках курса Обществознание (6-11 кл.).
На уроках ОБЖ учащиеся говорят о проблеме профилактики наркомании, участвуют в конкурсе “Осторожно, наркотики!”, пишут рефераты по этой проблеме, на уроках информатики учащиеся готовят презентации по пропаганде ЗОЖ, работают над созданием социальных плакатов.
Основы правовых знаний изучаются и на классных часах.
Мы пытаемся воспитывать у ребят осознание того, что личная свобода кончается там, где начинается свобода другого (И. Кант). Таким образом, наша целевая установка – социальная адаптация обучающихся к реальной общественной жизни.
5.2. Школьное самоуправление как средство правового воспитания учащихся.
Важная роль в правовом воспитании учащихся отводится Лиге учащихся, особенно в организации и в проведении спортивных и культурно-массовых мероприятий. То, что организуется самими учащимися, как правило, вызывает у них больший энтузиазм, и именно школьное самоуправление должно поддерживать интерес учеников всех возрастов к внешкольным и внеклассным воспитательным мероприятиям.
5.3. Внешние связи школы по правовому образованию
В школе должен быть налажен контакт с инспектором по делам несовершеннолетних, работниками муниципальной полиции, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Октябрьского района. Но в связи с тяжелой транспортной схемой педагоги школы самостоятельно проводят мероприятия по профилактике и правовому всеобучу. Все представители КДН и ОМВД, опека по мере возможности приезжают для проведения профилактической работы.
5.4. Правовое образование родительской общественности
Программа предполагает правое образование родителей, которое должно носить систематический и планомерный характер. На родительских собраниях проходит работа по повышению уровня правовых знаний родителей,ориентация на защиту прав ребенка, оказывается помощь в воспитании детей.
Школе необходимо тесно сотрудничать с отделением полиции, работники которого регулярно проводят лекции по профилактике правонарушений, тесно общаются с учащимися из группы риска и состоящими на внутришкольном учете и их родителями. Работа по предупреждению правонарушений и профилактике асоциального поведения должна вестись постоянно в тесном контакте с администрацией школы и классными руководителями. Для разрешения конфликтных ситуаций в семье возможно приглашение психолога.
Основные мероприятия по реализации Программы
Направление работы
Содержание работы
Работа с нормативными и руководящими документами. Правовой всеобуч
Изучение:
- Закона РФ Об образовании,
- Ф.З. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних ,
- Конвенции ООН О правах ребенка,
- Семейный кодекс РФ,
-Ф.З. О наркотических средствах и психотропных веществах,
- Составление социального паспорта школы
Организация взаимодействия администрации школы с
- классными руководителями, педсоветами,
- инспекцией по делам несовершеннолетних,
- комиссией по делам несовершеннолетних при администрации Октябрьского района
- медицинскими учреждениями района,
Работа с учащимися
Начальная школа:
- индивидуальные профилактические и разъяснительные беседы,
- классные часы о воспитании личности в коллективе на темы: Правила поведения, Добро и зло, Милосердие, Что такое справедливость и сочувствие, Что такое уважение и взаимопонимание и т.д.
- классные часы правовой направленности: Ребенок и закон, Поступок и ответственность, Права ребенка и т.д.
Основная школа:
- индивидуальные разъяснительные и профилактические беседы,
- классные часы о воспитании личности в коллективе на темы: Законы жизни школьного коллектива, Что такое порядочность, Правила доверия, Конфликты в коллективе и способы их разрешения и т.д.
- классные часы правовой направленности: Я – гражданин России, Преступление и наказание, Действие и бездействие, Права ребенка в современном мире. Гарантии прав ребенка и т.д.
- индивидуальные и групповые психологические консультации, опросы, семинары, тренинги.
Средняя школа:
- индивидуальные разъяснительные и профилактические беседы,
- классные часы о нравственном воспитании личности на темы: Что такое порядочность, Что значит быть принципиальным, Что такое цель жизни, Любовь и дружба. Свобода половых отношений, Взрослая жизнь – взрослая ответственность и т.д.
- классные часы правовой направленности: Я – гражданин России, Закон и подросток, Закон о наркотиках, Мои права – мои обязанности и т.д.
- индивидуальные и групповые психологические консультации, опросы, семинары, тренинги.
Работа с учащимися
Трудные подростки:
- оформление картотеки,
- подбор документов на учащихся для предоставления в комиссию по делам несовершеннолетних,
- вовлечение во внеурочную учебно-познавательную деятельность (во внеклассные мероприятия, в работу кружков, факультативов и т.д.),
- индивидуальные разъяснительные и профилактические беседы по предотвращению правонарушений, алкоголизма, табакокурения, наркомании, токсикомании,
- групповая работа психолога с трудными учащимися (психологические тренинги),
- посещение уроков с целью контроля за дисциплиной и успеваемостью трудных подростков,
- посещение учащихся на дому,
- беседы с родителями.
Опекаемые дети:
- оформление картотеки,
- вовлечение во внеурочную учебно-познавательную деятельность (во внеклассные мероприятия, в работу кружков, факультативов и т.д.),
- индивидуальные разъяснительные и профилактические беседы по предотвращению правонарушений, алкоголизма, табакокурения, наркомании, токсикомании,
- посещение на дому с целью составления актов обследования условий,
- встречи и беседы с опекунами,
- индивидуальная работа психолога с учащимися и опекунами.
Работа с родителями
Родительские собрания:
- в классах совместно с ИДН ОВД Чернского района по вопросу Проблемы профилактической работы с педагогически запущенными детьми,
- Общешкольное родительское собрание Семья – важнейший институт воспитания детей: опыт, трудности, проблемы,
- Родительские собрания на тему: Проблема вредных привычек у детей и подростков
- Общешкольное родительское собрание Целенаправленная организация свободного времени в семье
- проведение анкеты-опроса среди родителей,
- Общешкольное родительское собрание Педагогическая культура родителей и условия эффективного воспитания
- Система работы школы по предупреждению правонарушений,
- Занятость детей группы риска в кружках, факультативах,
- Готовность родителей к кризисам своих детей (5-8 классы).
Неблагополучные семьи и семьи, дети которых состоят на внутришкольном учете:
- своевременное выявление неблагополучных семей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации,
- оформление картотеки по неблагополучным семьям,
- проведение малых и больших педсоветов,
- встречи и беседы с инспектором по делам несовершеннолетних,
- подбор литературы для родителей,
- проведение рейдов в семьи,
- подбор документов на семьи для предоставления в комиссию по делам несовершеннолетних,
- индивидуальные психологические беседы, консультации, тренинги.
Мониторинги, обследования
- Занятость детей и подростков в свободное от уроков время,
- Подросток и вредные привычки,
- Уровень тревожности,
- Уровень агрессии,
- Подросток и его профессиональные интересы и т.д.
Наглядная агитация
Выставки тематической литературы:
- Права человека и права ребенка,
- Предупреждение вредных привычек у подростков.
Оформление тематических стендов:
- Подросток вышел на улицу,
- Молодежный экстремизм: формы проявления, профилактика,
- Толерантность в правовом государстве.
Конкурсы плакатов:
- Я выбираю жизнь!
- Вредным привычкам – НЕТ! и т.д.
Классные часы
5-6 кл. Законы жизни школьного коллектива
7-8 кл. Преступление и наказание
9,11кл. Права и обязанности в нашей жизни
Общее руководство и контроль за работой пед.коллектива по правовым вопросам
Помощь и проведение тематических классных часов по основным темам программы
Беседы с классными руководителями 1 – 11 классов. Темы:- Причины отклонений в поведении трудных учащихся.
- Воспитание личности в коллективе.
- Неблагополучные условия семейного воспитания.
- Взаимодействие семьи и школы.
- Работа с семьями повышенной конфликтности,
- Детская агрессия и т.д.
6.Результаты работы
Итогом сформированности правового сознания учащихся является отсутствие обучающихся МКОУ Большеатлымская СОШ на учете в КДН, ОВД.
Отсутствие обучающихся, длительное время не посещающих школу без уважительной причины.
Сокращение количества проступков детей, нарушений дисциплины в школе и вне школы.
Повышение уровня ответственности родителей за детей, их учебу, досуг.
8. Список литературы:
Конституция РФ
Закон РФ Об Образовании
Национальная доктрина образования в РФ
Ивлиева Л.Г. Внеклассные мероприятия по гражданско-правовому воспитанию школьников - Аркти, 2014;
Летнева О.В. Правовое воспитание школьников. 5-9 класс. Конспекты занятий -Учитель 2013;
Волкова Г.Ю. "Правовое образование и воспитание учащихся";
Дик Н.Ф. Правовые классные часы в 5-7 классах: Правовое воспитание подростков; 30 лучших сценариев классных часов - Феникс, 2012;
Скачать работу
Большеатлымская средняя общеобразовательная школа
Принято
На заседании Педагогического совета МКОУ Большеатлымская СОШ
Протокол № ____
от ______________ 2013 г.
Утверждено
Директор МКОУ Большеатлымская СОШ
____________________Басаргина С.В.
Приказ №_____
от ____ ___________ 2015 г.
Программа
правового воспитания
Подросток и закон
на 2015-2020 годы
c.Большой Атлым
2015 г.
Паспорт программы правового воспитания
Наименование Программы
Программа правового воспитания
Подросток и закон
Основание для разработки
Конвенция о правах ребенка
Закон об образовании РФ
Разработчики программы
Заместитель директора по воспитательной работе Кирчу Н.В.
Цель Программы
Формирование правового сознания, правовой культуры учащихся школы, активной гражданской позиции подростков.
Задачи Программы
- формирование правовой грамотности подрастающего поколения,
- воспитание правосознания подростков,
- формирование правовой компетентности гражданина,
- социализация личности школьника.
Целевые группы
Учащиеся школы начальной, средне и старшей школы, родители учащихся.
Основные направления реализации программы
- совершенствование процесса правового воспитания;
- развитие научно-теоретических и методических основ правового воспитания;
- координация деятельности общественных организаций
(объединений);
- информационное обеспечение деятельности.
Механизм реализации Программы
Администрация школы осуществляет координацию деятельности всех структур школы по реализации Программы, обеспечивает: координацию деятельности всех участников образовательного процесса, способствует реализации намеченных задач, осуществляет контроль за использованием финансовых средств.
Исполнители Программы
Администрация МКОУ Большеатлымская СОШ, все участники образовательного процесса
Сроки реализации Программы
5 лет
Ожидаемые результаты реализации
Конечными результатами положительная динамика формирования правосознания учащихся; повышение социальной активности и уровня социализации учащихся
Актуальность проблемы
Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, Семье – один из основополагающих принципов государственной политики в области образования, закрепленный в Законе РФ Об образовании. И это не случайно. В современных условиях серьезно обострились проблемы социальной дезадаптации детей и подростков. Ежегодно растет количество правонарушений, совершаемых детьми и подростками. Отмечается рост насильственных и корыстных преступлений, преступность несовершеннолетних все более приобретает организованный и групповой характер. Почти каждое третье правонарушение совершается неработающими и необучающимися подростками. Значительное число подростков совершают общественно опасные деяния до достижения возраста уголовной ответственности.
Нарушение поведения подростков зависит от взаимодействия многих факторов, которые можно рассматривать по трём осям: социально-психологической, клинико-психопатологической и личностно-динамической. О роли социально-психологического фактора убедительно свидетельствует рост и омоложение преступности в периоды социальной нестабильности. Социальные факторы по-прежнему остаются одними из основных причин формирования противоправного поведения у подростков. Это: семейное неблагополучие, алкоголизм, наркомания, социальное сиротство, невыполнение родителями обязанностей по воспитанию детей. Семья должна стать активно действующим элементом системы профилактики правонарушений среди подростков. Активная работа в области правового воспитания, пропаганде здорового образа жизни, преодоления всех типов зависимостей и социальной некомпетентности, социализация подростков должна стать главной задачей современной школы. 11% учащихся нашей школы из неблагополучных семей. В остальных семьях также отмечается недостаток внимания детям со стороны родителей. В настоящее время 2 ученика на внутришкольном. Причина –постановки на ВШК это 1 семья находится в трудной жизненной ситуации, вторая семья является социально-опасной для ребенка. Дети в этих семьях в школе ведут себя адекватно, учатся в меру своих способностей, прогулов без уважительной причины нет.
Большинство семей малообеспеченные. Родители не имеют серьезных планов на будущее детей, но следят за их обучением. У многих детей занижена самооценка в вопросе образования. Поэтому, желая утвердиться в глазах других, дети совершают поступки на грани правонарушений, ведь в возрасте 12-15 лет не только нет осознанной ответственности за каждое свое деяние. Одним из распространенных мотивов правонарушений становится от скуки, от нечего делать.
Задача школы в этой ситуации научить подростков жить интересно, привить им внутреннюю культуру, а для начала – просто дать им возможность проводить свободное время в школе, в позитивном общении с учителями и товарищами. Необходимо дать учащимся возможность личностного развития, познания собственных способностей и самоопределения.
Нормативно-правовая основа программы
- Всероссийская воспитательная программа "Подросток и закон",
- Устав школы
3. Задачи школы и направления работы по правовому воспитанию.
3.1 Задачи школы по правовому воспитанию:
формирование системных правовых знаний, объективно отражающих правовую действительность,
целенаправленное педагогическое воздействие на поведение учащихся в соответствии с нормами правовой культуры.
формирование положительного эмоционального отношения к правовым явлениям,
способствовать развитию интереса учащихся к вопросам правового образования, определения ими своего отношение к праву как общественной ценности;
3.2 Основные направления системы правового воспитания:
работа Совета по профилактике правонарушений по правовому воспитанию,
профилактика наркомании, токсикомании, алкоголизма, табакокурения,
пропаганда здорового образа жизни,
осуществление правового образования учащихся,
индивидуальная работа с учащимися, состоящими на внутришкольном учете,
правовое образование родительской общественности
взаимодействие с органами системы профилактики КДН ОМВД, отдел опеки и попечительства по Октябрьскому району
школьное самоуправление как средство правового воспитания учащихся.
4.Структура и содержание деятельности
4.1. Формы работы:
Проведение круглых столов, дискуссий, создание правовых проектов
Проведение классных часов, работа с родителями
Проведение встреч с инспектором по делам несовершеннолетних
Самоуправление, участие в выборных органах.
4.2. Участники выполнения программы:
Учителя, Совет по профилактике правонарушений, психолог, классные руководители,.зам. директора по ВР
Работа Совета по профилактике правонарушений.
В школе действует Совет по профилактике правонарушений, заседания которого проводятся совместно с инспекцией по делам несовершеннолетних или участковым один раз в четверть (по согласованнию). На Совет по профилактике приглашаются учащиеся вместе с родителями и классными руководителями.
В школе по работает психолог, которым проводится диагностика психолого-медико-педагогических особенностей некоторых обучающихся, с помощью классных руководителей составляется социальный портрет каждого класса.
Классный руководитель изучает психолого-медико-педагогические особенности личности обучающихся и ее микросреды, условия жизни, выявляет интересы и потребности, трудности и проблемы, конфликтные ситуации, отклонения в поведении обучающихся и своевременно оказывает им социальную помощь и поддержку, выступает посредником между личностью обучающихся и учреждением, семьей, средой, специалистами различных социальных служб, ведомств и административных органов; содействует занятости детей групп риска, регулярно участвует в работе КДН.
Регулярно в школе проводятся беседы по предупреждению правонарушений, правилам поведения в общественных местах и правилам дорожного движения. Ежегодно в школе проводятся мониторинги: Нужны ли учащимся правовые знания?, Вредные привычки.
В сложившейся ситуации традиционные подходы к правовому воспитанию и предупреждению правонарушений несовершеннолетних оказались малоэффективными. Жизнь требует новых подходов и решений. Дети и подростки, находясь под воздействием непрерывно возникающих стрессовых ситуаций, не готовы к их преодолению и страдают от их последствий. Таким образом, новые подходы к правовому воспитанию в школе – социальный заказ общества системе образования, т.е. макросоциум хочет, чтобы мы выпускали из школы воспитанную личность, считающуюся с современными нормами и правилами поведения, впитавшую в себя систему общечеловеческих ценностей, уважающую права личности и право собственности.
В современных условиях именно правовое образование становится важнейшим фактором развития личности, становления гражданского общества и демократического правового государства в современной России, граждане которого смогут жить в социально-правовом согласии друг с другом и с государством. Воспитывающий потенциал правового образования прямо связан с утверждением демократических правовых ценностей в обществе. Правовая подготовка школьников рассматривается как специально организованная воспитательная система, обеспечивающая социализацию личности школьника.
Система правового образования в школе представлена урочной и внеклассной работой.
5.1. Урочная работа и внеурочная работа.
Преподавание основ правовых знаний ведется в рамках курса Окружающий мир в 1-4 классах
Преподавание основ правовых знаний в рамках курса Обществознание (6-11 кл.).
На уроках ОБЖ учащиеся говорят о проблеме профилактики наркомании, участвуют в конкурсе “Осторожно, наркотики!”, пишут рефераты по этой проблеме, на уроках информатики учащиеся готовят презентации по пропаганде ЗОЖ, работают над созданием социальных плакатов.
Основы правовых знаний изучаются и на классных часах.
Мы пытаемся воспитывать у ребят осознание того, что личная свобода кончается там, где начинается свобода другого (И. Кант). Таким образом, наша целевая установка – социальная адаптация обучающихся к реальной общественной жизни.
5.2. Школьное самоуправление как средство правового воспитания учащихся.
Важная роль в правовом воспитании учащихся отводится Лиге учащихся, особенно в организации и в проведении спортивных и культурно-массовых мероприятий. То, что организуется самими учащимися, как правило, вызывает у них больший энтузиазм, и именно школьное самоуправление должно поддерживать интерес учеников всех возрастов к внешкольным и внеклассным воспитательным мероприятиям.
5.3. Внешние связи школы по правовому образованию
В школе должен быть налажен контакт с инспектором по делам несовершеннолетних, работниками муниципальной полиции, комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав при администрации Октябрьского района. Но в связи с тяжелой транспортной схемой педагоги школы самостоятельно проводят мероприятия по профилактике и правовому всеобучу. Все представители КДН и ОМВД, опека по мере возможности приезжают для проведения профилактической работы.
5.4. Правовое образование родительской общественности
Программа предполагает правое образование родителей, которое должно носить систематический и планомерный характер. На родительских собраниях проходит работа по повышению уровня правовых знаний родителей,ориентация на защиту прав ребенка, оказывается помощь в воспитании детей.
Школе необходимо тесно сотрудничать с отделением полиции, работники которого регулярно проводят лекции по профилактике правонарушений, тесно общаются с учащимися из группы риска и состоящими на внутришкольном учете и их родителями. Работа по предупреждению правонарушений и профилактике асоциального поведения должна вестись постоянно в тесном контакте с администрацией школы и классными руководителями. Для разрешения конфликтных ситуаций в семье возможно приглашение психолога.
Основные мероприятия по реализации Программы
Направление работы
Содержание работы
Работа с нормативными и руководящими документами. Правовой всеобуч
Изучение:
- Закона РФ Об образовании,
- Ф.З. Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних ,
- Конвенции ООН О правах ребенка,
- Семейный кодекс РФ,
-Ф.З. О наркотических средствах и психотропных веществах,
- Составление социального паспорта школы
Организация взаимодействия администрации школы с
- классными руководителями, педсоветами,
- инспекцией по делам несовершеннолетних,
- комиссией по делам несовершеннолетних при администрации Октябрьского района
- медицинскими учреждениями района,
Работа с учащимися
Начальная школа:
- индивидуальные профилактические и разъяснительные беседы,
- классные часы о воспитании личности в коллективе на темы: Правила поведения, Добро и зло, Милосердие, Что такое справедливость и сочувствие, Что такое уважение и взаимопонимание и т.д.
- классные часы правовой направленности: Ребенок и закон, Поступок и ответственность, Права ребенка и т.д.
Основная школа:
- индивидуальные разъяснительные и профилактические беседы,
- классные часы о воспитании личности в коллективе на темы: Законы жизни школьного коллектива, Что такое порядочность, Правила доверия, Конфликты в коллективе и способы их разрешения и т.д.
- классные часы правовой направленности: Я – гражданин России, Преступление и наказание, Действие и бездействие, Права ребенка в современном мире. Гарантии прав ребенка и т.д.
- индивидуальные и групповые психологические консультации, опросы, семинары, тренинги.
Средняя школа:
- индивидуальные разъяснительные и профилактические беседы,
- классные часы о нравственном воспитании личности на темы: Что такое порядочность, Что значит быть принципиальным, Что такое цель жизни, Любовь и дружба. Свобода половых отношений, Взрослая жизнь – взрослая ответственность и т.д.
- классные часы правовой направленности: Я – гражданин России, Закон и подросток, Закон о наркотиках, Мои права – мои обязанности и т.д.
- индивидуальные и групповые психологические консультации, опросы, семинары, тренинги.
Работа с учащимися
Трудные подростки:
- оформление картотеки,
- подбор документов на учащихся для предоставления в комиссию по делам несовершеннолетних,
- вовлечение во внеурочную учебно-познавательную деятельность (во внеклассные мероприятия, в работу кружков, факультативов и т.д.),
- индивидуальные разъяснительные и профилактические беседы по предотвращению правонарушений, алкоголизма, табакокурения, наркомании, токсикомании,
- групповая работа психолога с трудными учащимися (психологические тренинги),
- посещение уроков с целью контроля за дисциплиной и успеваемостью трудных подростков,
- посещение учащихся на дому,
- беседы с родителями.
Опекаемые дети:
- оформление картотеки,
- вовлечение во внеурочную учебно-познавательную деятельность (во внеклассные мероприятия, в работу кружков, факультативов и т.д.),
- индивидуальные разъяснительные и профилактические беседы по предотвращению правонарушений, алкоголизма, табакокурения, наркомании, токсикомании,
- посещение на дому с целью составления актов обследования условий,
- встречи и беседы с опекунами,
- индивидуальная работа психолога с учащимися и опекунами.
Работа с родителями
Родительские собрания:
- в классах совместно с ИДН ОВД Чернского района по вопросу Проблемы профилактической работы с педагогически запущенными детьми,
- Общешкольное родительское собрание Семья – важнейший институт воспитания детей: опыт, трудности, проблемы,
- Родительские собрания на тему: Проблема вредных привычек у детей и подростков
- Общешкольное родительское собрание Целенаправленная организация свободного времени в семье
- проведение анкеты-опроса среди родителей,
- Общешкольное родительское собрание Педагогическая культура родителей и условия эффективного воспитания
- Система работы школы по предупреждению правонарушений,
- Занятость детей группы риска в кружках, факультативах,
- Готовность родителей к кризисам своих детей (5-8 классы).
Неблагополучные семьи и семьи, дети которых состоят на внутришкольном учете:
- своевременное выявление неблагополучных семей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации,
- оформление картотеки по неблагополучным семьям,
- проведение малых и больших педсоветов,
- встречи и беседы с инспектором по делам несовершеннолетних,
- подбор литературы для родителей,
- проведение рейдов в семьи,
- подбор документов на семьи для предоставления в комиссию по делам несовершеннолетних,
- индивидуальные психологические беседы, консультации, тренинги.
Мониторинги, обследования
- Занятость детей и подростков в свободное от уроков время,
- Подросток и вредные привычки,
- Уровень тревожности,
- Уровень агрессии,
- Подросток и его профессиональные интересы и т.д.
Наглядная агитация
Выставки тематической литературы:
- Права человека и права ребенка,
- Предупреждение вредных привычек у подростков.
Оформление тематических стендов:
- Подросток вышел на улицу,
- Молодежный экстремизм: формы проявления, профилактика,
- Толерантность в правовом государстве.
Конкурсы плакатов:
- Я выбираю жизнь!
- Вредным привычкам – НЕТ! и т.д.
Классные часы
5-6 кл. Законы жизни школьного коллектива
7-8 кл. Преступление и наказание
9,11кл. Права и обязанности в нашей жизни
Общее руководство и контроль за работой пед.коллектива по правовым вопросам
Помощь и проведение тематических классных часов по основным темам программы
Беседы с классными руководителями 1 – 11 классов. Темы:- Причины отклонений в поведении трудных учащихся.
- Воспитание личности в коллективе.
- Неблагополучные условия семейного воспитания.
- Взаимодействие семьи и школы.
- Работа с семьями повышенной конфликтности,
- Детская агрессия и т.д.
6.Результаты работы
Итогом сформированности правового сознания учащихся является отсутствие обучающихся МКОУ Большеатлымская СОШ на учете в КДН, ОВД.
Отсутствие обучающихся, длительное время не посещающих школу без уважительной причины.
Сокращение количества проступков детей, нарушений дисциплины в школе и вне школы.
Повышение уровня ответственности родителей за детей, их учебу, досуг.
8. Список литературы:
Конституция РФ
Закон РФ Об Образовании
Национальная доктрина образования в РФ
Ивлиева Л.Г. Внеклассные мероприятия по гражданско-правовому воспитанию школьников - Аркти, 2014;
Летнева О.В. Правовое воспитание школьников. 5-9 класс. Конспекты занятий -Учитель 2013;
Волкова Г.Ю. "Правовое образование и воспитание учащихся";
Дик Н.Ф. Правовые классные часы в 5-7 классах: Правовое воспитание подростков; 30 лучших сценариев классных часов - Феникс, 2012;