Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 26.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Программа профилактики потребления снюс | Черноморченко Мария Павловна. Работа №235090

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Черноморченко Мария Павловна
     В программе выделены ключевые личностные характеристики, являющиеся основание возникновения "снюс"-зависимости, на их основании по схеме выстроена программа профилактики.

    При разработке программы профилактики потребления «снюсов» была определена система показателей успешности профилактической деятельности. За основу был взят список базовых составляющих  понятия «здоровый образ жизни»:

·        воспитание здоровых привычек и навыков, включая отказ от курения, наркотиков и употребления алкоголя

·        безопасная и благоприятная окружающая среда и   знания о влиянии неблагоприятных факторов окружающей среды на здоровье (гигиена);

·        здоровое питание: умеренное, соответствующее физиологическим особенностям конкретного человека, информированность о качестве употребляемых продуктов;

·        физическая активность, включая специальные физические упражнения с учётом возрастных и физиологических особенностей;

·        личная и общественная гигиена: совокупность гигиенических правил, соблюдение и выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья, владение навыками первой помощи.

·        эмоциональное самочувствие: психогигиена, умение справляться с собственными эмоциями, проблемами;

·        интеллектуальное самочувствие: способность человека узнавать и использовать новую информацию для оптимальных действий в новых обстоятельствах (позитивное мышление).

·        духовное самочувствие: способность устанавливать действительно значимые, конструктивные жизненные цели, стремиться к ним и достигать их (оптимизм).

·         социальное самочувствие — способность взаимодействовать с другими людьми (коммуникация)

 

По целевой группе были выделены следующие виды профилактики:

·        Первичная профилактика - направлена на снижение риска возникновения случаев потребления никотин содержащих веществ и других ПАВ и как следствие возникновение зависимости от них.

·        Вторичная профилактика - вторичная способствует раннему выявлению и прекращению развития неблагополучия в семье и ущерба здоровью.

·        Третичная профилактика - дает возможность реабилитации пострадавших от потребления никотин содержащих веществ и других ПАВ и восстановления их качества жизни.

 

     Профилактическая деятельность является составной частью педагогического процесса, который направлен на выявление случаев потребления никотин содержащих веществ и других ПАВ, как форм аддиктивного поведения, диагностику причин и условий случившегося, на разработку общепедагогических мероприятий и специальных мер по предупреждению и преодолению негативных тенденций и предупреждению потребления никотин содержащих веществ и других ПАВ.

   Следовательно, можно выделить три уровня профилактической работы, выступающие одновременно и ее этапами:

·        обще профилактический (первичная профилактика)

·        диагностический (вторичная профилактика)

·        реабилитационный (третичная профилактика).

 

Подробно данные уровни и технологии работы по их реализации раскрыты в работах М.А. Галагузовой, Л.В. Мардахаева, С.А. Беличевой М.Н. Бессоновой и др. С полным списком книг, авторов и интернет-источниками информации, которые использовались для составления данной работы можно ознакомиться в перечне материалов используемые для подготовки программы.

      На обще профилактическом уровне работа строится на принципе представления достоверной информации. Одним из путей улучшения состояния является разработка специальных программ и просвещения родителей, которые способствовали бы полноценному функционированию семьи и предотвращению проблем потребления никотин содержащих веществ и других ПАВ, а также во взаимоотношениях детей и родителей.

При организации работы на диагностическом уровне возможны два варианта деятельности педагога:

·        При добровольном обращении клиентов - оценка ситуации и, в случае необходимости, организация консультации психолога;

·        При недобровольном обращении - сбор доверенной информации о семье, организация встречи с ней, обеспечение обратной связи. Обязательными этапами диагностики являются: сбор информации, анализ информации и постановка социального диагноза.

Реабилитационный уровень проводится на всех этапах общения.

    Реабилитация - это система мероприятий, имеющих целью быстрейшее и наиболее полное восстановление полноценного функционирования различных категорий населения.

(Данное определение мы встречаем в трудах С.А. Беличевой, Н.Н. Бессоновой, Ю.Н. Галагузовой, М.Ф. Черкасовой.)

     Таким образом, современное понимание идей социально-педагогической превенции проблем потребления никотин содержащих веществ и других ПАВ,  заключается в особой образовательной политике, создании служб социальной помощи подросткам, которая представляет собой совокупность государственных, общественных, социально-медицинских и организационно-воспитательных мероприятий, направленных на устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода аддикции и социальные отклонения негативного характера.

Настоящая программа, опирается на уже существующие и хорошо функционирующие воспитательные и профилактические системы, действующие в нескольких образовательных учреждениях. Предлагает утверждение института первичной и вторичной профилактики ПАВ, с целью повышения эффективности межведомственного взаимодействия с социальными партнерами школы, общественными организациями, органами управления и самоуправления  органами внутренних дел по вопросам предупреждения и первичной профилактики употребления ПАВ, а так же психолого-педагогического сопровождения процесса взаимоотношений между участниками образовательного процесса.

   Психолого-педагогическая профилактика потребления никотин содержание веществ и других ПАВ среди подростков в образовательной школе представляет собой систему, изменяющую их ценностные установки с наркотических на просоциальные.

    Антинаркотическое воспитание подростков - это психологопедагогический процесс, направленный на выявление причин и условий отклонений в поведении, поиск путей и способов предотвращения наркотизации, взаимодействие семьи и школы в профилактике подросткового потребления никотин содержание веществ и других ПАВ..

   Профилактическая работа с подростками в школе планируется с учётом психологических особенностей и социальных условий жизни школьников. Соответствует принципам целесообразности и преемственности её

Проведения.

   Модель психолого-педагогической профилактики потребления никотин содержащих веществ и других ПАВ среди школьников обеспечивается выполнением следующей совокупности педагогических условий:

·                   личностно ориентированной диагностики уровня наркотизации подростков;

·                   профилактической деятельности с использованием традиционных и нетрадиционных форм и методов превентивной работы в школе;

·                   комплексного воздействия на интеллектуальную, эмоционально-волевую и деятельностную сферу личности; развития социально-культурных ценностей.

 

МОДЕЛЬ ПРОГРАММЫ ПРОФИЛАКТИКИ ПОТРЕБЛЕНИЯ "СНЮСОВ" СРЕДИ ПОДРОСТКОВ (5-9 КЛАССЫ)

АННОТАЦИЯ

В программе выделены ключевые личностные характеристики, являющиеся основание возникновения "снюс"-зависимости, на их основании по схеме выстроена программа профилактики.

При разработке программы профилактики потребления «снюсов» была определена система показателей успешности профилактической деятельности. За основу был взят список базовых составляющих понятия «здоровый образ жизни»:

воспитание здоровых привычек и навыков, включая отказ от 

курения

наркотиков

 и употребления 

алкоголя

безопасная и благоприятная окружающая среда и знания о влиянии неблагоприятных факторов окружающей среды на здоровье (

гигиена

);

здоровое 

питание

: умеренное, соответствующее физиологическим особенностям конкретного человека, информированность о качестве употребляемых продуктов;

физическая активность, включая специальные физические упражнения с учётом возрастных и физиологических особенностей;

личная и общественная гигиена: совокупность гигиенических правил, соблюдение и выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья, владение навыками первой помощи.

эмоциональное

 самочувствие: 

психогигиена

, умение справляться с собственными эмоциями, проблемами;

интеллектуальное

 самочувствие: способность человека узнавать и использовать новую информацию для оптимальных действий в новых обстоятельствах (

позитивное мышление

).

духовное

 самочувствие: способность устанавливать действительно значимые, конструктивные жизненные цели, стремиться к ним и достигать их (

оптимизм

).

социальное самочувствие — способность взаимодействовать с другими людьми (коммуникация)

 

 

 

 

 

По целевой группе были выделены следующие виды профилактики:

Первичная профилактика -

направлена на снижение риска возникновения

случаев потребления никотин содержащих веществ и других ПАВ и как следствие возникновение зависимости от них.

Вторичная

профилактика

-

вторичная способствует раннему выявлению и прекращению развития неблагополучия в семье

и ущерба здоровью.

Третичн

ая

профилактика

-

дает возможность реабилитации пострадавших от

потребления никотин содержащих веществ и других ПАВ

и восстановления их качества жизни

.

 

Профилактическая деятельность является составной частью педагогического процесса, который направлен на выявление случаев потребления никотин содержащих веществ и других ПАВ, как форм аддиктивного поведения, диагностику причин и условий случившегося, на разработку общепедагогических мероприятий и специальных мер по предупреждению и преодолению негативных тенденций и предупреждению потребления никотин содержащих веществ и других ПАВ.

Следовательно, можно выделить три уровня профилактической работы, выступающие одновременно и ее этапами:

обще

профилакти

ческий

(первичная профилактика)

диагностический

(вторичная профилактика)

реабилитационный

(третичная профилактика).

 

Подробно данные уровни и технологии работы по их реализации раскрыты в работах М.А. Галагузовой, Л.В. Мардахаева, С.А. Беличевой М.Н. Бессоновой и др. С полным списком книг, авторов и интернет-источниками информации, которые использовались для составления данной работы можно ознакомиться в перечне материалов используемые для подготовки программы.

На обще профилактическом уровне работа строится на принципе представления достоверной информации. Одним из путей улучшения состояния является разработка специальных программ и просвещения родителей, которые способствовали бы полноценному функционированию семьи и предотвращению проблем потребления никотин содержащих веществ и других ПАВ, а также во взаимоотношениях детей и родителей.

 

 

При организации работы на диагностическом уровне возможны два варианта деятельности педагога:

При до

бровольном обращении клиентов -

оценка ситуации и, в случае необходимости, организация консультации психолога;

При недобровольном обращении

-

сбор доверенной информации о семье, организация встречи с ней, обеспечение обратной связи. Обязательными этапами диагностики являются: сбор информации, анализ информации и постановка социального диагноза.

Реабилитационный уровень проводится на всех этапах общения.

Реабилитация - это система мероприятий, имеющих целью быстрейшее и наиболее полное восстановление полноценного функционирования различных категорий населения.

(Данное определение мы встречаем в трудах С.А. Беличевой, Н.Н. Бессоновой, Ю.Н. Галагузовой, М.Ф. Черкасовой.)

Таким образом, современное понимание идей социально-педагогической превенции проблем потребления никотин содержащих веществ и других ПАВ, заключается в особой образовательной политике, создании служб социальной помощи подросткам, которая представляет собой совокупность государственных, общественных, социально-медицинских и организационно-воспитательных мероприятий, направленных на устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода аддикции и социальные отклонения негативного характера.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Тип бездымного табака, преимущественно используемый в скандинавских странах

Страна - это snus, и он в основном производится в Швеции (Benowitz,

2014; Foulds, Ramstrom, Burke & Fagerstrom, 2003). Продажа

snus разрешен в европейских странах Норвегии, Беларуси и

Россия, но это незаконно везде в Европейском Союзе, кроме

Швеция. Хотя это, скорее всего, имеет меньше вредных последствий для здоровья, чем

курение, употребление снюса по-прежнему связано с целым рядом неблагоприятных последствий для здоровья, которые

не обязательно воспринимаются (пользователями). Снус вызывает сильную зависимость

из-за содержания никотина; кроме того, он содержит генотоксичный и

канцерогенный табак - специфические нитрозамины. Использование снюса во время

беременность увеличивает риск низкого веса при рождении, преждевременных родов,

и мертворождение (Wikstrom, Cnattingius, Galanti, Kieler & Stephansson,

2010). Текущая поддержка данных, что использование snus увеличивает риск диабета

TES 2 -го типа в дозе - зависимым образом (Баба, Викстрёма, Stephansson

Тип бездымного табака, преимущественно используемый в скандинавских странах

Страна - это snus, и он в основном производится в Швеции (Benowitz,

2014; Foulds, Ramstrom, Burke & Fagerstrom, 2003). Продажа

snus разрешен в европейских странах Норвегии, Беларуси и

Россия, но это незаконно везде в Европейском Союзе, кроме

Швеция. Хотя это, скорее всего, имеет меньше вредных последствий для здоровья, чем

курение, употребление снюса по-прежнему связано с целым рядом неблагоприятных последствий для здоровья, которые

не обязательно воспринимаются (пользователями). Снус вызывает сильную зависимость

из-за содержания никотина; кроме того, он содержит генотоксичный и

канцерогенный табак - специфические нитрозамины. Использование снюса во время

беременность увеличивает риск низкого веса при рождении, преждевременных родов,

и мертворождение (Wikstrom, Cnattingius, Galanti, Kieler & Stephansson,

2010). Текущая поддержка данных, что использование snus увеличивает риск диабета

TES 2 -го типа в дозе - зависимым образом (Баба, Викстрёма, Stephansson

Тип бездымного табака, преимущественно используемый в скандинавских странах

Страна - это snus, и он в основном производится в Швеции (Benowitz,

2014; Foulds, Ramstrom, Burke & Fagerstrom, 2003). Продажа

snus разрешен в европейских странах Норвегии, Беларуси и

Россия, но это незаконно везде в Европейском Союзе, кроме

Швеция. Хотя это, скорее всего, имеет меньше вредных последствий для здоровья, чем

курение, употребление снюса по-прежнему связано с целым рядом неблагоприятных последствий для здоровья, которые

не обязательно воспринимаются (пользователями). Снус вызывает сильную зависимость

из-за содержания никотина; кроме того, он содержит генотоксичный и

канцерогенный табак - специфические нитрозамины. Использование снюса во время

беременность увеличивает риск низкого веса при рождении, преждевременных родов,

и мертворождение (Wikstrom, Cnattingius, Galanti, Kieler & Stephansson,

2010). Текущая поддержка данных, что использование snus увеличивает риск диабета

TES 2 -го типа в дозе - зависимым образом (Баба, Викстрёма, Stephansson

Тип бездымного табака, преимущественно используемый в скандинавских странах

Страна - это snus, и он в основном производится в Швеции (Benowitz,

2014; Foulds, Ramstrom, Burke & Fagerstrom, 2003). Продажа

snus разрешен в европейских странах Норвегии, Беларуси и

Россия, но это незаконно везде в Европейском Союзе, кроме

Швеция. Хотя это, скорее всего, имеет меньше вредных последствий для здоровья, чем

курение, употребление снюса по-прежнему связано с целым рядом неблагоприятных последствий для здоровья, которые

не обязательно воспринимаются (пользователями). Снус вызывает сильную зависимость

из-за содержания никотина; кроме того, он содержит генотоксичный и

канцерогенный табак - специфические нитрозамины. Использование снюса во время

беременность увеличивает риск низкого веса при рождении, преждевременных родов,

и мертворождение (Wikstrom, Cnattingius, Galanti, Kieler & Stephansson,

2010). Текущая поддержка данных, что использование snus увеличивает риск диабета

TES 2 -го типа в дозе - зависимым образом (Баба, Викстрёма, Stephansson

Снюс - тип бездымного табака, преимущественно используемый в скандинавских странах. В основном производится в Швеции (Benowitz,2014; Foulds, Ramstrom, Burke & Fagerstrom, 2003). Продажа снюс разрешена в европейских странах Норвегии и Беларуси, но это незаконно везде в Европейском Союзе, кроме Швеции. Хотя снюс имеет меньше вредных последствий для здоровья, чем курение.
Снюс был разрешен в России до 22 декабря 2015 года, после чего попал под запрет после принятия соответствующего закона  (законопроект №848015-7 ст. 19 ФЗ-15)

Лабораторные исследования показывают, что, в зависимости от марки, в пакетиках снюса содержатся дозы никотина, от 2,5 до 30 раз превышающие содержание никотина в обычной сигарете. Помимо этого, в них обнаружен свинец, кадмий, хром и даже мышьяк.

Снюс содержит 28 известных канцерогенов, включая никель, полоний — 210 (радиоактивный элемент) и

нитроамины

. Их концентрация превышает в 100 раз ПДК. По данным исследований ACS (американское добровольное общество по борьбе с раком), потребители снюса в 50 раз чаще болеют 

раком щек, десен и внутренней поверхностью губ. 

Тканевые клетки этих областей делятся в попытке создать барьер табаку, но под влиянием канцерогенов становятся раковыми.

Соли натрия, содержащиеся в нем, делают такого человека подверженным гипертонии. В результате у таких людей в разы увеличиваются шансы на 

инсульты и инфаркты

.

Поражение органов ЖКТ и рак. Если сигареты главным образом разрушают легкие, то основные последствия снюса ощущают на себе органы пищеварения. Глотание табачной слюны или случайное проглатывание пакетика с табаком вызывает серьезные пищевые отравления и расстройства кишечника, провоцируя 

язву желудка

.

Никотин, содержащийся в бездымном табаке, отрицательно влияет на репродуктивную

функцию

как мужчин, так и женщин.

Прием снюса вызывает перепады уровня сахара в крови, нарушает углеводный обмен и провоцирует 

сахарный диабет

.

Разрушительное влияние снюса на ткани ротовой полости – препарат обжигает и разрушает нежные слизистые оболочки, вызывая 

язвенные поражения десен

.

 

ВНЕШНИЕ ПРИЗНАКИ УПОТРЕБЛЕНИЯ СНЮСА

Ухудшение дыхательных функций.

Раздражение слизистой оболочки глаз.

Головные боли.

Учащенное сердцебиение.

Заложенность носа.

Першение в горле, кашель.

Раздражительность.

Потеря аппетита.

Головокружение и тошнота.

Ухудшение мыслительных процессов, памяти.

Снижение внимания.

 

СИМПТОМЫ ПЕРЕДОЗИРОВКИ

Передозировка от снюса подразделяется на острую легкую, острую тяжелую и хроническую формы. При легкой форме отравления основные симптомы – тошнота, головокружение, головная боль, рвота.

Как правило, такое состояние проходит спустя 1-2 дня и не требует врачебного вмешательства. Тяжелая передозировка более опасна и сопряжена с риском смерти. Ее проявления:

Тошнота, обильная рвота.

Усиленное слюноотделение или сухость во рту.

Боли в животе.

Посинение кожи.

Одышка, учащенное сердцебиение.

Расширение или сужение зрачков.

Тремор конечностей.

Тонико-клонические судороги.

Угнетение сознания.

Слуховые и зрительные галлюцинации, бред.

 

Официальной статистики по употреблению снюса среди подростков в России еще не публиковалось.

 

 

 

 

ОРГАНИЗАЦИОННО- СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ

Субъект профилактики

Объект профилактики

Учителя

Социальные педагоги

Родители

Психологи

Учащиеся 5-9 классов

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СУБЪЕКТОВ И ОБЪЕКТОВ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

Цель

Задачи

Формы и методы

Обратная связь

МЕЖВЕДОМСТВЕННЫЙ КОМПОНЕНТ

Органы местного самоуправления (на муниципальном уровне)

Комиссии по делам несовершеннолетних и защите прав

Органы управления социальной защиты населения и учреждения социального обслуживания

Органы опеки и попечительства

Органы управления образованием и образовательные учреждения

Органы по делам молодежи

Органы управления здравоохранением и учреждения здравоохранения

Органы служб занятости

Органы и учреждения культуры, досуга, спорта и туризма

ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОМПОНЕТ

Педагогические средства профилактики

Психологические средства профилактики

Функционально-ролевой подход (функции Труженика, Семьянина, Гражданина)

Оптимизация молодежной среды

Разрушение информационной безграмотности, создание на её месте конструктивного, адекватного знания понятий о зависимости и её влиянии

 

Тренинговые упражнения

Рефлексия

Деловые игры

Психокоррекционная работа, ориентированная на профилактику зависимости и образа жизни, к ней

приводящему

.

Работа с

психо

-эмоциональным состоянием

 

 

 

 

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:

Осуществление комплексной профилактики, направленной на предупреждение потребления табачных изделий (в частности СНЮС, далее в тексте снюс). Предотвращение вызываемых им заболеваний, их рецидивов и социальных последствий через систему мер, направленную на оказание специализированной медицинской, социальной, профилактической помощи населению, внедрение прогрессивных превентивных технологий обучения подростков некоторым навыкам здорового жизненного стиля и высокоэффективного поведения. Формирование сознательного отказа от употребления табачных изделий (в частности СНЮС, далее в тексте снюс), а также утверждение идей здорового образа жизни среди подросткового и взрослого населения.

ЦЕЛЕВЫЕ ГРУППЫ:

Подростковое население

(учащиеся 5-9 классов)

Подростки

(

группы повышенного риска формирова

ния заболеваний вызываемых употреблением никотин содержащих веществ и развитию аддикции)

Родители

С

пециалисты, работающие с детьми

 

КОНЦЕПЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

Использование комплексного межведомственного подхода к профилактике злоупотребления психоактивными веществами среди несовершеннолетних. Разработка и внедрение в практику многофакторных целевых программ профилактики (личностно-центрированные, средо- центрированные) в соответствии с законодательством РФ и города Ростов-на-Дону. Внедрение современных технологий превенции, отказ от манипулятивных подходов, использование в работе дифференцированного подхода, только гуманистической, развивающей личность направленности, а также принципов добровольности и доступности.

 

 

 

 

 

 

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ

Необходимо отметить, что употребление снюс приводит к разрушению организма в четырёх сферах жизнедеятельности, как и любая другая зависимость, биологическом, социальном, психологическом и духовных аспектах. Также как и любая зависимость, никотиновая имеет склонность к развитию и прогрессированию.

Употребление снюс вызывает:

неопухолевые поражения слизистой оболочки ротовой полости практически в 100 % случаев. Развитию заболеваний дёсен, чаще всего — рецессия десны (то есть смещение уровня десны с обнажением корня зуба), кариесу, пародонтозу и другим стоматологическим заболеваниям.

Высокую вероятность болезней

сердечно-сосудистой

системы, главным образом ишемической болезни сердца и артериальной

гипертензии

.

Заболевания ЖКТ

Повышает вероятность развития хронических болезней органов дыхания, так характерных для курильщиков

Исследование, в котором анализировались ранние маркеры заболеваний сердечно-сосудистой системы на примере группы из 1600 здоровых норвежцев, показало

.

ч

то эндотелиальная функция сосудов снижена у потребителей снюса, особенно тех, кто ведет неактивный образ жизни. По изученному показателю, который может предвещать развитие заболеваний сердечно сосудистой системы за годы до их проявления, потребители снюса оказались на том же уровне, что и курильщики

И многие другие заболевания.

Последние годы произошло значительное омоложение потребителей никотин содержащих веществ: первичное потребление никотин содержащих веществ происходит даже не в подростковом, а в детском возрасте (10-11 лет). При этом следует отметить, что чем в более раннем возрасте развивается зависимость от никотин содержащих веществ, тем сложнее лечить больного и устранять физические, психологические и социальные последствия этого заболевания.

Часто употребление никотин содержащих веществ становиться первым шагом к употреблению наркотиков и потреблению других ПАВ. Их распространение в подростковой среде по-прежнему остается на высоком уровне. Соответственно, лучшим выходом из такой ситуации является предотвращение потребления никотин содержащих веществ и других ПАВ посредством развития целостной, специализированной системы профилактической помощи именно детям и подросткам, т.е. на самых ранних этапах формирования ребенка, когда развитие наркологических заболеваний наиболее опасно и прогредиентно(постепенно). Причем профилактику зависимости невозможно рассматривать отдельно от профилактики злоупотребления другими ПАВ.

Большинством ведомств и организаций, занимающихся профилактикой зависимости, преимущественно используется разовое чтение лекций о вреде наркотиков. Применение в профилактической работе только информационного подхода в отрыве от других мероприятий, направленных на превенцию, приводит не к уменьшению, а к увеличению интереса к наркотизации у подростков, в силу присущей этому возрасту реакции оппозиции по отношению к жестко навязываемой точке зрения взрослых людей.

Таким образом, становятся очевидными такие требования к профилактической деятельности, как:

Осуществление профилактики потребления никотин содержащих веществ и ПАВ учреждениями и организациями разных ведомств

,

при координации и организации из единого специализированного центра и под единой программой профилактики потребления.

Объединение профилактических мероприятий в единую Программу, составляющими которой являются:

интеграция усилий учреждений здравоохранения, науки, культуры, образования, органов внутренних дел и всех заинтересо

ванных учреждений и организаций.

Обеспечение первичной профилактиче

ской помощью детей и подростков.

Разработк

а

и проведение мероприятий по выявлению «групп риска« по употреблению никотин содержащих веществ

и

ПАВ, а также детей и подростков со сформированной зависимостью

от

никотин

содержащих веществ

и ПАВ.

Оказание

психокоррекционной

помощи детям и подросткам «группы риска« в каче

стве мер вторичной профилактики.

Разработк

а

и внедрение комплекса обучающих програм

м для студентов, психологов, со

циальных работников, педагогов, волонтеров, с целью

подготовки специалистов по профилактике

никотин содержащих веществ

и ПАВ.

Развитие информационно-пропагандистского направления работы.

 

НАУЧНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ НЕОБХОДИМОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

В связи с тем, что имеются дети и подростки «группы риска» и те. кто уже страдает клинической формой заболевания, т.е. дезадаптацией, предлагается уделять особое внимание тем подходам, которые направлены на активное преодоление функциональных донозологических форм расстройств, а также на сохранение и здорового образа жизни.

В зависимости от причин и механизмов развития зависимости от никотин содержащих веществ и других ПАВ будут зависеть подходы профилактических мероприятий. Вследствие того, что на сегодняшний день зависимость рассматривается как мультифакторное заболевание (био-психо-социо-духовного) характера, который зависит от результирующего эффекта влияния разнонаправленных факторов (факторов риска и защиты по отношению к возможности приобщения к никотин содержащим веществ и другим ПАВ и зависимому (аддиктивному) поведению).

Для того чтобы достигнуть хороших результатов, который можно было бы распространить в широкой практике, приоритет отдается многофакторной психо-социальной модели профилактики, так как она отвечает актуальным требованиям. В первую очередь к таким относится модель, предложенная отечественными превентологами Н.А.Сиротой и В.М. Ялтонским. В основе разработанного ими подхода лежит интегративное сочетание теории копинга Р. Лазаруса и социального научения А. Бандуры. Их подход ориентирован на развитие и модификацию преодолевающих форм поведения, тех поведенческих стратегий, которые способствуют адаптации требованиям социальной среды. Также выбраны стратегии разрешения личностных проблем, поиск и оказание социальной поддержки, а также стратегии избегания вовлечения в наркотизацию, развитие личностных ресурсов (позитивной самооценки, самоуважения, само принятия, умения сопереживать, способности самостоятельно контролировать свое поведение, социальной компетентности), с их помощью можно делать здоровый и осмысленный поведенческий выбор. Составной частью данного подхода является формирование способности справляться со стрессом, развитие умений различать, выражать и управлять своим эмоциональным состоянием. В целом это позволяет выработать эффективные стратегии, позволяющие подростку справляться с эмоциональным дистрессом.

Еще выбрана модель психосоциального подхода – формирование эффективных жизненных навыков, способствующих развитию самоэффективности, формированию психологической невосприимчивости к вредным социальным влияниям. Эта модель предполагает потенцирование детей и подростков на развитие и закрепление в их повседневной жизни форм поведения, препятствующих началу или продолжению употребления никотин содержащих веществ и других ПАВ, исключение из социального взаимодействия с окружающими рискованных форм поведения, способствующих потреблению никотин содержащих веществ и других ПАВ.

Данный подход основан на признании определяющего влияния на поведение детей и подростков социальных факторов, формирующихся в семье и в различных группах сверстников, на позитивной социально ориентированной работе (тренинг устойчивости к социальному давлению за счет развития критического мышления, стимулирования ответственного и обдуманного поведения, «прививки» против воздействия средств массовой информации, информации о влиянии семьи, подростковых групп и т.д.).

 

Усилению защитных факторов будет служить формирование здоровой «установки к употреблению никотин содержащих веществ и других ПАВ». Согласно модели, предложенной Э.Е. Бехтелем, (1986г.), Макеевой А.Г., (1995) установка, отношение индивида к никотин содержащих веществ и других ПАВ является результатом усвоения социального опыта и определяет поведение человека в определенной ситуации. Так как все установки формируются в раннем детстве, в том числе и склонность к здоровому образу жизни, негативное отношение к употреблению никотин содержащих веществ и других ПАВ необходимо формировать с раннего возраста.

Важно сформировать положительное отношение и удовольствие подростков от собственного труда и собственной деятельности.

Казуальный подход в основе причин потребления никотин содержащих веществ и других ПАВ рассматривает комплекс различных факторов. По мнению экспертов Всемирной организации здравоохранения, существует четыре уровня факторов риска потребленияникотин содержащих веществ и других ПАВ: биофизиологические, индивидуально-психологи-ческие, социальные (микро, макро). Комплексное воздействие с использованием современных технологий и привлечение к профилактической деятельности различных специалистов позволяет также ослабить воздействие факторов риска.

Информационная модель позволяет воздействовать на когнитивные аспекты принятия решений. Суть этой модели - предоставление специфической и неспецифической информации, максимально объективных фактических данных о природе, фармакологических свойствах и негативных последствиях употребления никотин содержащих веществ и других ПАВ адекватно возрастным особенностям и уровню осведомленности детей. Информационный подход необходим как одно из звеньев в системе проведения более дифференцированной, комплексной программы профилактики, основанной на сознательном формировании у детей и подростков потребности в приобретении знаний и навыков, необходимых для обеспечения их здоровья.

Симбиоз перечисленных моделей, методов и подходов позволяет создать наиболее эффективную программу профилактики потребления никотин содержащих веществ и других ПАВ, которая обладает гибкостью, прицельным использованием и дает наибольший эффект при формировании, проведении и разработке профилактических работ.

При разработке структуры программы профилактики потребления использовался метод системного анализа. Был проведен анализ социальной ситуации, социальные условия, возможности населения и актуальные данные по употреблению никотин содержащих веществ и других ПАВ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

НОРМАТИВНО-ПРАВОВАЯ ОСНОВА

При создании комплексной программы профилактики среди подростков потребления никотин содержащих веществ и других ПАВ учитывались следующие нормативные и законодательные акты правительства РФ и города Ростов-на-Дону:

Законы Российской Федерации:

«О наркотических средствах и психотропных веществах»;

Кодекс Российской Федерации об административных нарушениях;

Семейный кодекс Российской Федерации;

Гражданский кодекс Российской Федерации;

Уголовный кодекс Российской федерации;

«Об образовании»;

«Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;

«Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершен

нолет

них»;

«О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее получении»

«Об оказании медицинской помощи и гарантиях прав граждан при ее получении»;

«О физической культуре и спорте в Российской Федерации».

 

Законы города Ростов-на-Дону:

«Об административной ответственности за попуститель

ство незаконному обороту или не

законному потреблению наркотических средств и психотропных веществ»;

«О комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав»;

«О развитии образования в городе

Ростов-на-Дону

»;

«О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в городе

Ростов-на-Дону

».

 

 

 

 

 

ЦЕЛИ ПРОГРАММЫ:

Формирование и развитие навыков безопасного поведения в ситуациях, связанных с риском вовлечения несовершеннолетнего в наркотизацию (пробы никотин содержащих веществ и других ПАВ);

Профилактика правонарушений и преступлений, асоциальных явлений в молодежной среде;

Формирование и укрепление антинаркотических установок у подростков;

Осуществление комплексного, системного, межведомственного подхода к профилактике

потребления

никотин содержащих веществ и других ПАВ

подростков.

Разработка и реализация программ профилактики раннего приобщения и

потребления

никотин содержащих веществ и других ПАВ

, а также предупреждение развития заболеваний

вызванных

потреблени

ем

никотин содержащих веществ и других ПАВ

среди несовершеннолетних.

Формирование здорового жизненного стиля и высоко функционального поведения среди детско-подросткового населения, как одной из форм самозащиты от наркогенного давления со стороны потребителей и распространителей

никотин содержащих веществ и других ПАВ

.

Профилактическое воздействие на дисфункциональное и малоэффективное поведение у несовершеннолетних из группы риска, с целью изменения е

го на более эффективные и здоро

вые формы. Оказание помощи в решении возрастных психологических и социальных задач детям из группы риска по формированию наркологических заболеваний.

Оздоровление установок социальной среды, повышение значимости антинаркотических и антиалкогольных ценностей в семье и молодежной субкультуре.

 

ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

Разработка и реализация комплексных, системных, п

остоянно действующих профилакти

ческих и коррекционных программ на основе единого

методологического подхода, осно

ванного на современном отечественном и зарубежном опыте превенции наркомании и алкоголизма.

Привлечение к реализации профилактических меропр

иятий специалистов различных ве

домств (Управления образования, Культуры, УВД, ФСКН, средств массовой информации, учреждения образования, науки, здравоохранения).

Оказание специализированной помощи, а также осуществление деятельности, нацеленной на выявление, профилактику развития наркологических

заболеваний среди детей и подро

стков.

Обеспечение профессиональной первичной профил

актической помощью детско-подро

сткового населения (

консультативная

, диагностическая,

социально-психологическая, про

светительская, обучающая).

Осуществление пропаганды и целенаправленного распространения

научных знаний и иных социально значимых сведений, формирующих

общую культуру учащихся, основы их мировоззрения и формирования

модели конструктивного поведения.

Создание условий для повышения уровня

социальной

и личностной

ответственности родителей за благополучное полноценное развитие

своих детей.

Помощь родителям в осознании собственного

воспитательного опыта по профилактике потребления

никотин содержащих веществ и других ПАВ

.

Повышение педагогической культуры и развитие профессиональной

компетентности педагогов Школы в сфере профилактики потребления никотин содержащих веществ и других ПАВ.

Создать комплексную систему мер, направленную на ликвидацию

вредных привычек в образовательной среде.

Формирование у несовершеннолетних представления об потребления

никотин содержащих веществ и других ПАВ

как угрозе внутренней стабильности и способствование

неприятию несовершенно

летними любых форм наркотизации.

Развитие у подростков навыков самоконтроля и

само регуляции

.

Внедрение в учебных заведениях специальных заняти

й по позитивной первичной профи

лактике зависимости

от

никотин

содержащих веществ и других ПАВ

с применением интерактивных и

тренинговых

методов работы, направленных на снижение факторов риска и развитие

протективных

факторов здорового социально-эффективного поведения у детей и подростков.

Профилактика наркологических заболеваний и их последствий среди детей группы риска, с помощью формирования высоко функциональных стра

тегий поведения, навыков жизнен

ной компетентности, способов преодоления стресса, развития внутренних ресу

рсов, пре

пятствующих включению ребенка в

потреблениеникотин

содержащих веществ и других ПАВ.

Формирование у детей и подростков мотивации на эффективное психологическое, социальное и духовное функционирование за счет повышения зн

ачимости антинаркотических и ан

тиалкогольных ценностей. За счет здорового образа жизни, как в молодежной субкультуре, так и в семье, с использованием воздействия на средовые установки средств массовой информации, издательской, культурно-просветительской деятельности, лекционной и других форм работы (краткосрочных мотивационных акций).

Подготовка специалистов в области профилактики

потребления

никотин содержащих веществ и других ПАВ

из числа студентов педагогических, психологических факультетов и лиц, работающих с детьми.

Повышение психологической и педагогической просвещённости

в области знаний по первичной профилактики зависимости и медиации

среди детей и подростков и их родителей.

 

ПРИНЦИПЫ ПРОГРАММЫ:

Доступность: дети и их родители получают консультативную и отчасти лечебную помощь педагогов, психологов, врачей бесплатно;

Анонимность: любые виды помощи оказываются без фиксирования обратившихся, а тем более без оповещения каких-либо третьих лиц;

Опосредованность: работа по профилактике и преодолению потребления никотин содержащих веществ и других ПАВ ведется без использования прямых мер по противодействию им.

Системность: системный подход к решению вопроса профилактики потребления никотин содержащих веществ и других ПАВ при взаимодействии с различными учреждениями системы профилактики

 

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Основным механизмом достижения поставленных целей и задач является реализация комплексных целевых проектов по первичной, вторичной профилактике с использованием комплексного, системного подхода в профилактики наркомании и скоординированной совместной деятельности с учреждениями различных ведомств.

ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ ПОТРЕБЛЕНИЯ "СНЮСОВ"

Образовательные учреждения

ОВД по делам несовершеннолетних

Учреждения здравоохранения

Учреждения науки

Учреждения культуры

СМИ

МЕРОПРИЯТИЯ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПОСТАВЛЕННЫХ ЗАДАЧ НА БАЗЕ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ СРЕДНЕЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Наименование мероприятия

Срок

Ответственные

Организационно-методическая работа.

1.

Выявление  неблагополучных, неполных, малообеспеченных семей, детей, состоящих под опекой и попечительством.

Сентябрь – октябрь (в течение года).

Классные руководители, социальные педагоги.

2.

Выявление обучающихся, склонных к употреблению снюса и постановка их на внутришкольный учёт (анкетирование, личные беседы, тренинги, психологическое тестирование и др.)

Сентябрь – октябрь (в течение года).

Классные руководители, социальные педагоги, педагог-психолог.

3.

Вовлечение обучающихся, находящихся в группе риска в кружки, клубы, секции.

Контроль за внеурочной занятостью обучающихся.

В течение года

 

Зам. директора по ВР, классные руководители, социальные педагоги, педагог- психолог.

4.

Корректировка  картотеки индивидуального учёта подростков группы риска.

Сентябрь ктябрь  (в течение года)

Социальные педагоги, классные руководители

5.

Проведение  профилактических рейдов

В течение года.

Социальные педагоги, классные руководители, специалисты КДН и ЗП при администрации района.

6.

Размещение информационно-методических  материалов на сайте школы.

В течение года

Социальные педагоги.

7.

Контроль за посещаемостью учебных занятий, выявление обучающихся, не посещающих школу по неуважительным причинам, профилактическая работа с ними, своевременное информирование КНД и ЗП, ОПДН ОВД.

Ежедневно.

Социальные педагоги, классные руководители

Работа с учащимися

2.1.

Лекторий «Подросток и закон» (7-11 кл.)

1 раз в 2 месяца

Социальные педагоги.

2.2.

Конкурс рисунков

5-7 кл. «Мы за ЗОЖ»

8-11 кл. «Выбери жизнь»

 Октябрь.

Педагог изобразительного искусства

2.3.

Беседы:

 «Правонарушения и ответственность за них» (5-8 классы),

«Уголовная ответственность несовершеннолетних»(9-11 класс)

Ноябрь.

Классные руководители,  социальные педагоги.

2.4.

Цикл бесед о вреде снюса  «Выбирай сам!» (8-11 классы)

Октябрь, апрель.

Классные руководители.

2.5.

Выпуск листовок, памяток по пропаганде ЗОЖ

Ноябрь.

Социальные педагоги, педагоги- психологи.

2.6.

Круглый стол «Есть ли дно у бездны?»

(8- 9классы)

Декабрь.

Социальные педагоги, педагоги- психологи.

2.7.

Акция «Нет употреблению снюса!»

Январь.

Социальные педагоги, педагоги- психологи.

2.8.

Беседы  с юношами и девушками  по формированию  культуры отношения (8-9 классы)

Январь – февраль.

Классные руководители

2.9.

Квест «Баланс отрицательных сторон употребления снюса» (6 классы)

Февраль.

Социальные педагоги, педагоги- психологи.

2.10

Беседа «Если бы мне предложили снюс»

(6-9 классы)

Март, апрель.

Классные руководители.

2.11

Неделя пропаганды знаний о здоровом образе жизни.

Май.

Социальные педагоги, педагоги- психологи.

2.12

«За здоровый образ жизни»

просмотр видеофильмов по плану социального педагога

(5-11 классы)

В течение года.

Социальные педагоги.

2.13

Беседы о вреде снюса и первичной профилактике зависимости (5-9 классы)

В течение года.

Классные руководители, социальные педагоги, педагоги- психологи.

2.14

Беседы о профилактике употребления снюса и реабилитации и ресоциализации (8-11 кл.)

В течение года.

Социальные педагоги, педагоги- психологи, медицинский работник.

2.15

Проведение тематических классных часов:

«День против потребления никотин содержащих веществ и ПАВ»;

«Здоровье - это жизнь»;

«Личность и снюс»;

«Горькие плоды «сладкой жизни» или о тяжких социальных последствиях употребления снюса»

В течение года (по запросу классных руководителей).

Социальные педагоги, педагоги- психологи.

2.16

Систематическое выявление обучающихся, нарушающих Устав школы,  Закон РФ «Об ограничении курения табака», Законы  КО «О профилактике наркомании и токсикомании на территории РФ  « О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью и развитию несовершеннолетних в КО», «О защите несовершеннолетних от угрозы алкогольной зависимости и профилактике алкоголизма, употребления снюса среди несовершеннолетних» другие нормативные акты, регулирующие поведение школьников  и принятие мер воспитательного воздействия.

В течение года.

Классные руководители, социальные педагоги, педагоги- психологи.

2.17

Семинары с элементами тренинга по профилактике наркомании, табакокурения, алкоголизма, употребления снюса.

В течение года. 

Педагоги – психологи, социальные педагоги.

2.18

Тематические выставки литературы « О здоровом образе жизни».

В течение года.

Педагоги-библиотекари.

2.19. Спортивно- оздоровительные мероприятия.

1.

День Здоровья (5-11 кл.)

Сентябрь, январь

 

Зам. директора по ВР учителя физической культуры, классные руководители.

2.

Спортивные соревнования (5-11 кл.)

В течение года (согласно общешкольному плану ВР)

Зам. директора по ВР учителя физической культуры, классные руководители.

3. Работа с родителями.

3.1.

Родительские  собрания:

- «Подростоки и потребление никотин содержащих веществ и ПАВ»;

- «Курить или не курить?»

«Организация занятий школьника по укреплению здоровья и привитию здорового образа жизни» (с приглашением  специалистов)

В течение года (по запросу классных руководителей).

Социальные педагоги, педагоги- психологи.

3.2.

Лекторий для родителей:

 5 классы    «Адаптация в средней школе».

5-7  классы «Психология общения».

5-9 классы  «Психофизическое развитие, адаптация учащихся переходного возраста».

6 классы  «Социально-психологическая характеристика личности учащегося».

7 классы   «Возрастные особенности подросткового периода».

8 классы « Подросток и родители».

9 классы «Поиск понимания в общении».

10 классы  «Пора ранней юности».

11  классы  «Взрослый, но всё ещё подросток».

В течение года (по запросу классных руководителей).

Социальные педагоги,

педагоги- психологи.

3.3.

Консультации родителей  по вопросам профилактики употребления снюса, алкоголизма, наркозависимости и лечения их последствий.

В течение года (согласно плану социального педагога и педагога- психолога)

Социальные педагоги, педагоги- психологи.

3.4.

Разработка рекомендаций для родителей «Что делать, если Ваш ребенок употребляет никотин содержащих веществ и ПАВ», «Создание дома, свободного от никотин содержащих веществ и ПАВ».

В течение года.

Социальные педагоги, педагоги- психологи.

3.5.

Семинары с элементами тренинга по профилактике употребления снюса, никотин содержащих веществ и ПАВ.

В течение года. 

Педагоги – психологи, социальные педагоги.

3.6.

Анкетирование родителей «Здоровье в семье», «Детско- родительские отношения».

В течение года.

Социальные педагоги, педагоги- психологи.

4. Работа с педагогическим коллективом.

4.1.

МО  классных руководителей «Кризисные зоны развития ребенка и характер педагогической поддержки»

По плану МО кл. руководителей.

Зам. директора  по ВР, педагоги- психологи, социальные педагоги.

4.2.

Разработка методических рекомендаций по проведению классных часов по нравственному и правовому  воспитанию старшеклассников.

В течение года. 

Педагоги- психологи, социальные педагоги.

4.3.

 Индивидуальное консультирование по вопросам профилактической работы с обучающимися и родителями (законными представителями).

В течение года. 

Педагоги- психологи, социальные педагоги.

 

РАБОТА С УЧРЕЖДЕНИЯМИ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ (ШКОЛЫ, КОЛЛЕДЖИ И Т.Д.):

диагностические исследования, направленные на оценку психосоциальных расстройств, выявление лиц, употребляющих наркотики, и подростко

в из «группы риска», а также мо

ниторинговые исследования наркогенной ситуации в учебном учреждении;

образовательная деятельность по профилактике дезадаптации несовершенн

олетних, по

вышению психолого-педагогической грамотности родителей, педагогов;

подготовка специалистов по профилактике зависимости из числа педагогов, социальных работников школ, школьных психологов;

профилактическая деятельность (первичная позитивная профилактика) с учащимися (специальные занятия, лекции, беседы, дискуссии, конкурсы и т.д.);

информационно-просветительская деятельность (ра

спространение методических реко

мендаций, литературы по профилактике, листовок, пропаганде альтернативных видов деятельности и т.п.);

психокоррекционная деятельность (вторичная профилактика) с учащимися из «группы риска».

Работа с учреждениями Управления культуры (на базе б

иблиотек, досуговых центров, мо

лодежных

интеллект-центров

и т.д.):

деятельность консультативных кабинетов (первичная, вторичная профилактика);

организация работы психологических клубов (первичная, вторичная профилактика);

организация тематических мероприятий, посвящ

енных проблемам первичной профи

лактики, пропаганде идей здорового образа жизни (лек

ции, вечера, выставки книг, кон

курсы рисунков и т.д.).

РАБОТА С МУНИЦИПАЛЬНЫМИ КОМИССИЯМИ ПО ДЕЛАМ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ И ЗАЩИТЕ ИХ ПРАВ:

выявление в рамках работы комиссии по делам несовершеннолетних детей и подростков из «группы риска» по развитию наркологической группы заболеваний и привле

чение их к участию в программе профилактике потребления «снюсов».

выявление в рамках работы

комиссии

по делам

несовершеннолетних

подростков

употребляющих никотин содержание вещества и другие ПАВ

и направление их за лечебной или специализированной психологической помо

щью в Наркологический диспансер.

Работа с учреждениями здравоохранения. Обучение врач

ей и медицинских сестер, специа

лизированных и общего профиля медицинских учрежде

ний, основам выявления и диагно

стики состояний наркотического одурманивания, алкогольного опьянения, наличия наркологического заболевания, а также основам профилактики.

КООРДИНАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

по выявлению детей и подростков «группы риска« и наркотизирующихся (детско-подростковые кабинеты, кабинеты анонимного обследования на ВИЧ, медико-психолого-социальные центры и т.д.);

по направлению их в соответствующие лечебные или профилактические программы.

Работа со средствами массовой информации (печать, телевидение, Интернет):

информационно-пропагандистская поддержка Программы

профилактики потребления «снюсов».

просвещение населения по вопросам наркомании, алкоголизма и их профилактики.

Работа с научно-исследовательскими учреждениями и

учреждениями системы высшего об

разования:

разработка и внедрение системы мониторинга ситуации

потребления

никотин содержание вещества и другие ПАВ

детьми и подростками;

разработка и внедрение новых методик профилактики (первичной, вторичной) в работу «Отделения профилактики» и диспансера; разработка и внедрение программ по обучению студентов, работников образования, культуры и волонтеров из общественных объединений основам и методикам профилактики

потребления никотин содержание вещества и других ПАВ.

 

Таким образом, работа амбулаторного отделения профилактики на основе межведомственного взаимодействия включает разнообразные направления, формы деятельности.

НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Организационная деятельность;

Профилактическая деятельность;

Консультативная деятельность

Образовательная деятельность;

Диагностическая деятельность;

Психокоррекционная деятельность.

 

Наиболее эффективные результаты программы возможны при совместной работе перечисленных структур и их открытом взаимодействии.

 

 

 

 

 

 

ВЫВОД:

Настоящая программа, опирается на уже существующие и хорошо функционирующие воспитательные и профилактические системы, действующие в нескольких образовательных учреждениях. Предлагает утверждение института первичной и вторичной профилактики ПАВ, с целью повышения эффективности межведомственного взаимодействия с социальными партнерами школы, общественными организациями, органами управления и самоуправления органами внутренних дел по вопросам предупреждения и первичной профилактики употребления ПАВ, а так же психолого-педагогического сопровождения процесса взаимоотношений между участниками образовательного процесса.

Психолого-педагогическая профилактика потребления никотин содержание веществ и других ПАВ среди подростков в образовательной школе представляет собой систему, изменяющую их ценностные установки с наркотических на просоциальные.

Антинаркотическое воспитание подростков - это психологопедагогический процесс, направленный на выявление причин и условий отклонений в поведении, поиск путей и способов предотвращения наркотизации, взаимодействие семьи и школы в профилактике подросткового потребления никотин содержание веществ и других ПАВ..

Профилактическая работа с подростками в школе планируется с учётом психологических особенностей и социальных условий жизни школьников. Соответствует принципам целесообразности и преемственности её

Проведения.

Модель психолого-педагогической профилактики потребления никотин содержащих веществ и других ПАВ среди школьников обеспечивается выполнением следующей совокупности педагогических условий:

личностно ориентированной диагностики уровня

наркотизации подростков;

профилактической деятельности с использованием

традиционных и нетрадиционных форм

и методов превентивной работы в

школе;

комплексного воздействия на интеллектуальную, эмоционально

-

волевую и деятельностную сферу личности; развития социально-культурных

ценностей.

 

 

МАТЕРИАЛЫ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ ПРОГРАММЫ:

Литература:

Байкова

, В. Г. Наркомания в России: состояние, тенденции, пути

преодоления

:п

особие

для педагогов и родителей /

Байкова

В. Г. ,

Брюн

Е. А.; Под общ. ред. А. Н.

Гаранского

. -М.: ВЛАДОС-Пресс , 2003. -352 с

Березин, С. В. Наркомания глазами семейного психолога : учеб

.

п

особие для вузов / Березин Сергей Викторович,

Лисецкий

Константин Сергеевич. -

СанктПетербург

: Речь , 2005. -238 с.

Вислова

А. Д.

Психолого-педагогические и социальные аспекты формирования и профилактики наркотической зависимости у детей и подростков

. Автор……канд.

психол.н

., М,

2001

. -24 с.

Занина

Л.В. Педагогические аспект

ы профилактики зависимостей сре

ди учащейся молодежи. //Фундаментальные и прикладные науки сегодня. Материалы

V

Между

н

а

родной научно-практической конференции.

Noth

Chariston

.

SC

. 20

Добреньков

В.И., Кравченко А.И. Методы социологического исследования. М., 2011.

Колбанов

, В.В. Профилактика наркозависимости в школе /

Колбанов

В.В.;

Комитет по образованию Санкт-Петербурга, Санкт-Петербург

.

а

кад.

постдиплом

.

пед

. образования, Каф.

валеологии

.

Пб.: Санкт-Петербургская академия

постдипломного педагогического о

бразования , 2003. -105, [1] с.

Медведев Н.П. Социальное самочувствие личности: вопросы содержания, измерения и оценки // Социальное самочувствие населения в современной России: Тезисы докладов Всероссийской научно-практической конференции. Ростов н

, 2010.

Профилактика патологических форм зависимого поведения

.

в

трех томах. Под общей редакцией О.В.

Зыкова

ом

I. Позитивное большинство: технологии влияния на личный выбор (первичная профилактика). – М: РБФ НАН, 2010. – 342 с

Профилактика зависимостей в подростков в вопросах и ответах. Под общей редакцией

Л.В.Заниной

.

–М

: Кредо, 2015.= 70 с.

Сергеева Т.Б. Генезис и факторы социального сам

о-

чувствия // Социальное самочувствие населения в современной России. Ростов н

, 2010. С. 190−191.

 

 

 

 

 

Интернет источиники

Профилактика наркомании

-

http://stop-alcoholism.com/prevention-of-drug-addiction/

Снюс

-

https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BD%D1%8E%D1%81#%D0%A1%D0%BC._%D1%82%D0%B0%D0%BA%D0%B6%D0%B5

Профилактика употребления снюса: отношение и деятельность Государственной стоматологической службы в юго-восточной части Норвегии

-

https://www.researchgate.net/publication/331721383_Prevention_of_snus_use_Attitudes_and_activities_in_the_Public_Dental_Service_in_the_south-eastern_part_of_Norway

Запрет на продажу снюс -

https://ria.ru/20151222/1346957739.html

Статистика

-

https://vogazeta.ru/articles/2020/2/7/health/11499-podrostki_chasche_vsego_ne_osoznayut_chem_mozhet_obernutsya_uvlechenie_snyusom

Влияние употребления снюса у мальчиков-подростков на употребление табака в молодом возрасте; когорта из HUNT

Study

Norway

-

https://www.researchgate.net/publication/335797547_Impact_of_snus_use_in_teenage_boys_on_tobacco_use_in_young_adulthood_a_cohort_from_the_HUNT_Study_Norway

Модели и поведение потребления снюса в Швеции - https://academic.oup.com/ntr/article/11/10/1175/1011617

О работе администрации города по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в городе Ростове-на-Дону

-

http://docs.cntd.ru/document/432874971

Профилактика зависимостей -

http://xn----7sbabkslebfandbl1auodu8adkn5a.xn--p1ai/

Профилактика табачной зависимости

-

https://xn--80acgfbsl1azdqr.xn--p1ai/%D0%B6%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8F%D0%BC/%D0%B7%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%8C%D0%B5/%D0%BF%D1%80%D0%BE%D1%84%D0%B8%D0%BB%D0%B0%D0%BA%D1%82%D0%B8%D0%BA

%D0%B0/%D0%B7%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D1%81%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8/%D0%BD%D0%B0%D0%B2%D0%B8%D0%B3%D0%B0%D1%82%D0%BE%D1%80

Итоги научно-практической конференции «Профилактика и лечение

табакокурения

как этап реализации Федерального закона № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия табачного дыма и последствий потребления табака»

-

https://xn--80acgfbsl1azdqr.xn--p1ai/

file

/71917bcd7a8ac80b05febdde877b409c

Данные с

Путеводител

я

интернет-ресурсов

,

посвященных

проблеме противодействия и профилактики наркомании

-

https://orenlib.ru/resources/bibliograficheskie-obzory/protivodejstvije-i-profilaktika-narkomanii.html

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×