Статья Программа профилактики потребления снюс. Автор: Черноморченко Мария Павловна

Автор: Черноморченко Мария Павловна
     В программе выделены ключевые личностные характеристики, являющиеся основание возникновения "снюс"-зависимости, на их основании по схеме выстроена программа профилактики.

    При разработке программы профилактики потребления «снюсов» была определена система показателей успешности профилактической деятельности. За основу был взят список базовых составляющих  понятия «здоровый образ жизни»:

·        воспитание здоровых привычек и навыков, включая отказ от курения, наркотиков и употребления алкоголя

·        безопасная и благоприятная окружающая среда и   знания о влиянии неблагоприятных факторов окружающей среды на здоровье (гигиена);

·        здоровое питание: умеренное, соответствующее физиологическим особенностям конкретного человека, информированность о качестве употребляемых продуктов;

·        физическая активность, включая специальные физические упражнения с учётом возрастных и физиологических особенностей;

·        личная и общественная гигиена: совокупность гигиенических правил, соблюдение и выполнение которых способствует сохранению и укреплению здоровья, владение навыками первой помощи.

·        эмоциональное самочувствие: психогигиена, умение справляться с собственными эмоциями, проблемами;

·        интеллектуальное самочувствие: способность человека узнавать и использовать новую информацию для оптимальных действий в новых обстоятельствах (позитивное мышление).

·        духовное самочувствие: способность устанавливать действительно значимые, конструктивные жизненные цели, стремиться к ним и достигать их (оптимизм).

·         социальное самочувствие — способность взаимодействовать с другими людьми (коммуникация)

 

По целевой группе были выделены следующие виды профилактики:

·        Первичная профилактика - направлена на снижение риска возникновения случаев потребления никотин содержащих веществ и других ПАВ и как следствие возникновение зависимости от них.

·        Вторичная профилактика - вторичная способствует раннему выявлению и прекращению развития неблагополучия в семье и ущерба здоровью.

·        Третичная профилактика - дает возможность реабилитации пострадавших от потребления никотин содержащих веществ и других ПАВ и восстановления их качества жизни.

 

     Профилактическая деятельность является составной частью педагогического процесса, который направлен на выявление случаев потребления никотин содержащих веществ и других ПАВ, как форм аддиктивного поведения, диагностику причин и условий случившегося, на разработку общепедагогических мероприятий и специальных мер по предупреждению и преодолению негативных тенденций и предупреждению потребления никотин содержащих веществ и других ПАВ.

   Следовательно, можно выделить три уровня профилактической работы, выступающие одновременно и ее этапами:

·        обще профилактический (первичная профилактика)

·        диагностический (вторичная профилактика)

·        реабилитационный (третичная профилактика).

 

Подробно данные уровни и технологии работы по их реализации раскрыты в работах М.А. Галагузовой, Л.В. Мардахаева, С.А. Беличевой М.Н. Бессоновой и др. С полным списком книг, авторов и интернет-источниками информации, которые использовались для составления данной работы можно ознакомиться в перечне материалов используемые для подготовки программы.

      На обще профилактическом уровне работа строится на принципе представления достоверной информации. Одним из путей улучшения состояния является разработка специальных программ и просвещения родителей, которые способствовали бы полноценному функционированию семьи и предотвращению проблем потребления никотин содержащих веществ и других ПАВ, а также во взаимоотношениях детей и родителей.

При организации работы на диагностическом уровне возможны два варианта деятельности педагога:

·        При добровольном обращении клиентов - оценка ситуации и, в случае необходимости, организация консультации психолога;

·        При недобровольном обращении - сбор доверенной информации о семье, организация встречи с ней, обеспечение обратной связи. Обязательными этапами диагностики являются: сбор информации, анализ информации и постановка социального диагноза.

Реабилитационный уровень проводится на всех этапах общения.

    Реабилитация - это система мероприятий, имеющих целью быстрейшее и наиболее полное восстановление полноценного функционирования различных категорий населения.

(Данное определение мы встречаем в трудах С.А. Беличевой, Н.Н. Бессоновой, Ю.Н. Галагузовой, М.Ф. Черкасовой.)

     Таким образом, современное понимание идей социально-педагогической превенции проблем потребления никотин содержащих веществ и других ПАВ,  заключается в особой образовательной политике, создании служб социальной помощи подросткам, которая представляет собой совокупность государственных, общественных, социально-медицинских и организационно-воспитательных мероприятий, направленных на устранение или нейтрализацию основных причин и условий, вызывающих различного рода аддикции и социальные отклонения негативного характера.

Настоящая программа, опирается на уже существующие и хорошо функционирующие воспитательные и профилактические системы, действующие в нескольких образовательных учреждениях. Предлагает утверждение института первичной и вторичной профилактики ПАВ, с целью повышения эффективности межведомственного взаимодействия с социальными партнерами школы, общественными организациями, органами управления и самоуправления  органами внутренних дел по вопросам предупреждения и первичной профилактики употребления ПАВ, а так же психолого-педагогического сопровождения процесса взаимоотношений между участниками образовательного процесса.

   Психолого-педагогическая профилактика потребления никотин содержание веществ и других ПАВ среди подростков в образовательной школе представляет собой систему, изменяющую их ценностные установки с наркотических на просоциальные.

    Антинаркотическое воспитание подростков - это психологопедагогический процесс, направленный на выявление причин и условий отклонений в поведении, поиск путей и способов предотвращения наркотизации, взаимодействие семьи и школы в профилактике подросткового потребления никотин содержание веществ и других ПАВ..

   Профилактическая работа с подростками в школе планируется с учётом психологических особенностей и социальных условий жизни школьников. Соответствует принципам целесообразности и преемственности её

Проведения.

   Модель психолого-педагогической профилактики потребления никотин содержащих веществ и других ПАВ среди школьников обеспечивается выполнением следующей совокупности педагогических условий:

·                   личностно ориентированной диагностики уровня наркотизации подростков;

·                   профилактической деятельности с использованием традиционных и нетрадиционных форм и методов превентивной работы в школе;

·                   комплексного воздействия на интеллектуальную, эмоционально-волевую и деятельностную сферу личности; развития социально-культурных ценностей.

 


Автор: Черноморченко Мария Павловна
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x