ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПАВ ☼
Автор: Шутова Людмила Алексеевна
ПРОГРАММА ПРОФИЛАКТИКИ УПОТРЕБЛЕНИЯ ПАВ
«Нам сегодня нужно подумать о том, как на современном уровне, без занудства и пошлости, пропагандировать здоровый образ жизни» - Дмитрий Медведев
«Тщательно заботься о своем здоровье» - Марк Тулий Цицерон
Еще древние философы пророчили о том, как важно заботиться о своём здоровье и пропагандировали здоровый образ жизни. Из поколения в поколение передавалась мудрость наших прадедов.
Иногда меня спрашивают - "Ты куришь?". Я говорю - "Нет". На что мне отвечают - "Не пьешь? Ха, кто не курит и не пьет тот здоровеньким помрет!".
Я не знаю, что на это ответить. Конечно можно сказать что каждый выбирает сам для себя свой образ жизни. Но, где он здоровый образ жизни. Как он выглядит. Что есть, курить не курить, каким спортом заниматься для здорового образа жизни или не заниматься.
На многие эти вопросы так и нет однозначных ответов. Но мы, взрослые, можем помочь ребенку в нужный момент, указав ему правильный выбор.
Паспорт программы
Цель программы: создание условий для формирования у учащихся устойчивых установок на неприятие наркотических средств.
Участники программы:
лицей (учащиеся и преподаватели);
семья (родители и дети);
место жительства (поселковая администрация, правоохранительные органы, районное здравоохранение);
рекреационная среда (дискотеки ,клубы, кафе, вечеринки).
Разработчики программы:
Автор программы – Шутова Л.А.. педагог-психолог МБОУ Майнский многопрофильный лицей.
Творческая группа: методическое объединение классных руководителей, психолог, совет профилактики.
Сроки реализации программы:
2015-2019 гг.
Разделы программы:
Информационный.
Когнитивного развития.
Развития личностных ресурсов.
Развития стратегий высокофункционального поведения.
Этапы реализации программы:
1 этап 2015-2016 – информационный этап.
Изучение научно – методической литературы, сбор информации, диагностика уровня воспитанности и склонности с употреблению психоактивных веществ, анкетирование учащихся, родителей и педагогов, составление информационно – аналитических справок.
2 этап 2016-2017 – этап когнитивного развития.
Выявление когнитивного развития у учащихся всех возрастных групп, профилактическая работа, мероприятия предупреждающие развитие аддитивного поведения, диагностика и мониторинг результатов профилактической работы.
3 этап 2017-2018 – этап развития личностных ресурсов.
Разработка и выполнение мероприятий, предупреждающие развитие аддитивного поведения, развитие потенциальных возможностей личности, создание необходимых условии для формирования здорового образа жизни.
4этап – 2018-2019 - Развития стратегий высокофункционального поведения.
Создание модели воспитанника высофункционального поведения. Участие в мероприятиях по совершенствованию высокофункционального поведения учащихся. Формирование у учащихся высокофункционального поведения.
Условия эффективности системы профилактики
Подросткам и взрослым будет предоставлена объективная информация о наркотических веществах, их воздействии на человека и последствиях применения.
Поток информации, ее источники будут строиться с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.
Осознание сущности наркотической зависимости будет идти параллельно с формированием устойчиво-негативного личностного отношения к наркотическим веществам, умения правильно организовывать свое время и жизнь, справляться с конфликтами, управлять эмоциями и чувствами.
В борьбе с наркоманией школьники, родители, педагоги, медики и другие специалисты будут едины.
Целевые группы:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Профилактика - это система комплексных государственных и общественных, социально-экономических и медико-биологических, психолого-педагогических и психогигиенических мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний, на всемерное укрепление здоровья.
Профилактика включает:
диагностику предрасположенности к потреблению психоактивных веществ;
выбор психокоррекционных методов, позволяющих подростку естественным способом реализовать себя;
проведение профилактики на всем протяжении подросткового периода.
Реализация профилактики:
Первичная профилактика.
1. Создание школы, свободной от психоактивных веществ (направление школьной политики по отношению к алкоголю, наркотикам и табачным изделиям; внедрение позитивной профилактики в школьные уроки, наличие пособий по профилактике и включение уроков в школьное расписание; создание групп самопомощи учеников; программы для подготовки школьных лидеров среди учеников и родителей).
2. Выявление группы риска (по специально разработанным методическим рекомендациям психологов и специалистов наркологического центра).
3.Работа с родителями (дать родителям необходимую информацию по проблеме; оказать помощь в осознании собственных семейных и социальных ресурсов; сформировать группы лидеров-родителей). Сюда относится анкета для раннего выявления родителями зависимости у подростка. (Приложение № 2)
4. Работа с педагогическим коллективом (подготовка специалистов, способных проводить уроки по позитивной профилактике в школе).
Вторичная профилактика.
Ориентирована на группу риска. Объектом этой формы профилактики являются молодые люди, подростки, начинающие употреблять табачные изделия, алкоголь, наркотические и токсикоманические средства, а также лица с высокой степенью риска приобщения к потреблению любых психоактивных веществ. Цель вторичной профилактики - раннее выявление начавших употреблять психоактивные вещества и помощь потенциальным алкоголика, наркоманам и токсикоманам во избежание возникновения у них психической и физической зависимости от интоксикантов. Главная задача вторичной профилактики - не опоздать с принятием оздоровительных мер.
Структура программы профилактики.
Программа предполагает работу с детьми и подростками старшего (15-16 лет) и среднего (12-14 лет) возраста. Программа включает в себя четыре раздела:
Разделы программы:
Информационный.
Когнитивного развития.
Развития личностных ресурсов.
Развития стратегий высокофункционального поведения.
Основные направления работы:
подготовка специалистов из числа школьных психологов, социальных педагогов и учителей для работы с детьми группы риска;
профилактическая работа со всеми детьми и подростками с приоритетной ориентацией на детей группы риска;
работа с родителями детей, склонных к употреблению или употребляющих психоактивные вещества.
взаимосвязь с специалистами медицинских учреждений , психологом, учреждениями дополнительного образования, учреждениями по профориентации.
Формы и методы работы.
В начале и в конце программы предусматривается проведение "круглых столов" со всеми специалистами, работающими по программе, анализ и подведение итогов работы.
Методы работы, которые могут быть использованы в ходе профилактики, следующие:
Групповая работа.
Тренинг поведения.
Когнитивная модификация и терапия.
Личностный тренинг.
Дискуссии.
Мозговые штурмы.
Беседы.
Лекции.
Ролевые игры.
10. Психогимнастика.
11. Психодрама.
12. Элементы индивидуальной и групповой психотерапии.
13. "Круглые столы".
14. Совещания.
15. Супервизия.
16. Проведение методических занятий с супервизорами.
Предполагаемые результаты:
Уменьшение факторов риска употребления психоактивных веществ в молодежной среде.
Формирование здорового жизненного стиля и высокоэффективных поведенческих стратегий и личностных ресурсов у детей и подростков.
Развитие комплексного подхода к профилактике злоупотребления психоактивными веществами.
Создание модели воспитанника высофункционального поведения.
Модель воспитанника высофункционального поведения.
Критерии эффективности:
уменьшение факторов риска злоупотребления психоактивными веществами;
усиление личностных ресурсов, препятствующих развитию саморазрушающих форм поведения;
наличие навыков противодействия наркотизирующейся среде.
Выводы критериев эффективности программы:
именно профилактические мероприятия способствуют формированию отрицательного отношения подростков к употреблению психоактивных веществ.
Организация и результаты опытно-экспериментальной работы.
Хорошо известно, какие необратимые последствия для физического развития подростка может иметь употребление психоактивных средств в период интенсивного роста организма. Но не менее серьезную травму употребление таких веществ наносит личности растущего организма. В результате, у человека возникает аморальная система мотивов поведения и ценностей. Поэтому не могут не тревожить данные статистики: за последние годы количество учащихся с аддитивным поведением возросло в 6-8 раз. Отсюда следует, что требуются безотлагательные меры, чтобы предотвратить дальнейшую эскалацию одурманивания подростков. Общеизвестно, что предупреждение любых недугов гораздо эффективнее, нежели лечение запущенной болезни. Как было уже сказано, одним из этапов профилактики аддитивного поведения является диагностика предрасположенности подростка к употреблению одурманивающих веществ. Более подробно этот вопрос рассмотрен в Приложении № 3.
Выводы программы
Итак, на основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
Одним из главных методов в борьбе с аддиктивностью является профилактика, которая определяется как система комплексных государственных и общественных, социально-экономических и медико-санитарных, психолого-педагогических и психогигиенических мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний, на всемерное укрепление здоровья.
Выделяют первичную профилактику, которая направлена на предотвращение употребления психоактивных веществ; вторичную, направленную на выявление подростков, начавших употреблять психоактивные вещества; третичную, цель которой - оказание помощи лицам, страдающим алкоголизмом и наркоманией, с целью предупреждения дальнейшего распада личности.
Профилактика аддиктивности проводится по следующим направлениям:
психологическое;
педагогическое;
санитарно-гигиеническое;
медико-социальное;
здравоохранительное;
административно-правовое;
экономическое.
4. В результате опытно-экспериментальной работы было выявлено, что около 30% подростков имеют предрасположенность к употреблению психоактивных веществ, поэтому необходимо большое внимание уделять профилактике аддиктивности, "ведь болезнь легче предупредить, чем излечить".
Заключение программы.
В настоящее время проблема распространения алкоголизма, наркомании в среде детей и подростков - одна из острейших проблем современного российского общества.
Анализ показателей официальной медицинской статистики говорит о продолжающемся активном вовлечении значительной части детей и подростков в незаконное употребление наркотиков и других ПАВ.
На сегодняшний день явно прослеживаются следующие тенденции:
"омоложение" контингента употребляющих наркотические вещества;
снижение возраста впервые пробующих наркотики и другие психоактивные вещества;
отсутствие учёта той доли детей и подростков, которые задумываются над проблемой употребления психоактивных веществ.
Каков же вывод? Ведущая роль в борьбе с подростковой наркоманией, алкоголизмом принадлежит системе образования. Именно в образовательном учреждении возможно организовать работу по профилактике употребления психоактивных веществ в ходе воспитательного процесса. Всегда легче что-то предотвратить, чем потом исправлять уже допущенные ошибки.
Любое образовательное учреждение обладает следующими возможностями для организации профилактической работы с учащейся молодёжью:
привитие навыков здорового образа жизни в процессе обучения и контроля за их усвоением
влияние на уровень притязаний и самооценку учащихся в ходе организации воспитательной работы с ними
посещение семей школьников для анализа и контроля ситуации
организация профилактической работы комплексной группой специалистов: педагогами, психологом, социальным педагогом, школьным врачом
организация работы по выявлению групп риска - склонных к наркотизации детей и подростков.
Иными словами, общая задача - вырастить психически здоровое, полноценное поколение.
Перспективный план профилактической работы
МБОУ «Майнский многопрофильныйлицей» на 2015 -2019гг.
по профилактике аддиктивного поведения учащихся.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| ||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
“21 век – век без наркотиков” |
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение № 1
"Методика первичной диагностики и выявления детей "группы риска".
Инструкция
"Тебе предлагается ряд вопросов, касающихся различных сторон твоей жизни. Если честно и обдуманно отвечать на каждый вопрос, то у тебя будет возможность лучше узнать самого себя.
Здесь нет правильных и неправильных ответов. Отвечай на каждый вопрос следующим образом: если ты согласен, отвечай "да", если не согласен - ответь "нет". Если ты не живешь вместе с родителями, то отвечай на вопрос о семье, имея в виду тех людей, с которыми живешь.
Работай как можно быстрее, долго не раздумывай":
Считаешь ли ты, что людям можно доверять?
Легко ли ты заводишь друзей?
Бывает ли так, что твои родители возражают против друзей, с которыми ты встречаешься?
Часто ли ты нервничаешь?
Являешься ли ты обычно в центре внимания в компании сверстников?
Ты не любишь, когда тебя критикуют?
Раздражаешься ли ты иногда настолько, что начинаешь кидаться предметами?
Часто ли у тебя возникает чувство, что тебя не понимают?
Кажется ли тебе иногда, что за твоей спиной люди говорят о тебе плохо?
Много ли у тебя близких друзей?
Стесняешься ли ты обращаться к людям за помощью?
Нравится ли тебе нарушать установленные правила?
Всегда ли ты дома обеспечен (-а) всем необходимым?
Боишься ли ты оставаться один (одна) в темноте?
Ты всегда уверен (-а) в себе?
Ты обычно вздрагиваешь при необычном звуке?
Бывает ли, что, когда ты остаешься один, твое настроение улучшается?
Кажется ли тебе, что у твоих друзей более счастливая семья, чем у тебя?
Чувствуешь ли ты себя несчастным из-за недостатка денег в семье?
Бывает ли, что ты злишься на всех?
Часто ли ты чувствуешь себя беззащитным (-ой)?
Трудно ли тебе отвечать в школе перед всем классом?
Есть ли у тебя знакомые, которых ты вообще не переносишь?
Можешь ли ты ударить человека?
Ты иногда прощаешь людям?
Часто ли родители наказывают тебя?
Появлялось ли у тебя когда-нибудь сильное желание убежать из дома?
Часто ли ты чувствуешь себя несчастным?
Легко ли ты можешь рассердиться?
Рискнул (-а) бы ты схватить за уздечку бегущую лошадь?
Ты - человек робкий и застенчивый?
Бывает ли у тебя чувство, что тебя недостаточно любят в семье?
Ты часто совершаешь ошибки?
Часто ли у тебя бывает веселое и беззаботное настроение?
Любят ли тебя твои знакомые, друзья?
Бывает ли, что твои родители тебя не понимают и кажутся тебе чужими?
При неудачах бывает ли у тебя желание убежать куда-нибудь подальше и не возвращаться?
Бывает ли, что кто-то из родителей вызывал у тебя чувство страха?
Завидуешь ли ты иногда счастью других?
Есть ли люди, которых ты ненавидишь по-настоящему?
Часто ли ты дерешься?
Легко ли тебе усидеть на месте?
Ты охотно отвечаешь у доски в школе?
Бывает ли, что ты так расстроен (-а), что долго не можешь уснуть?
Часто ли ты ругаешься?
Мог (-ла) бы ты без тренировки управлять парусной лодкой?
Часто ли в вашей семье бываю ссоры?
Ты всегда делаешь все по-своему?
Часто ли тебе кажется, что ты чем-то хуже других?
Легко ли тебе удается поднять настроение друзей?
Ключ к опроснику
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Оценка результатов
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Обработка результатов
Ответы учащихся сверяются с ключом. Подсчитывается количество совпадений ответов с ключом по каждой шкале. Суммарный балл по каждой из 5 шкал отражает степень ее выраженности.
Интерпретация результатов
1. Отношения в семье.
Высокие баллы свидетельствуют о нарушении внутрисемейных отношений, которое может быть обусловлено:
напряженной ситуацией в семье;
родительской неприязнью;
необоснованными ограничениями и требованиями дисциплины без чувства родительской любви;
страхом перед родителями и т.д.
2. Агрессивность.
Высокие баллы свидетельствуют о повышенной враждебности, задиристости, грубости.
3. Недоверие к людям.
Высокие баллы говорят о сильно выраженном недоверии к окружающим людям, подозрительности и враждебности.
4. Неуверенность в себе.
Высокие баллы свидетельствуют о высокой тревожности, неуверенности личности в себе.
5. Акцентуации характера.
К группе риска относят следующие типы акцентуации характера:
Гипертимный тип. Отличается почти всегда хорошим настроением, энергичен, активен, не любит дисциплины, раздражителен.
Истероидный тип. Проявляет повышенную любовь к самому себе, жажду внимания со стороны, ненадежен в человеческих отношениях.
Шизоидный тип. Характеризуется замкнутостью и неумением понимать состояние других людей, часто уходит в себя.
Эмоционально-лабильный тип. Характеризуется непредсказуемой изменчивостью настроения.
Приложение № 2
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Если Вы обнаружили более чем 10 признаков и их суммарная оценка превышает 2000 баллов, можно с большой вероятностью предположить химическую зависимость.
Приложение № 3
В лицее с подростками 9 класса было проведено анкетирование. Им предлагалось ответить на вопросы анкеты с целью определения процентного соотношения одобрительного и отрицательного отношения к употреблению психоактивных веществ. Школьникам предлагались вопросы следующего характера.
1. Как Вы думаете, в Вашем классе подростки:
|
|
|
|
| |
|
|
| |||
|
|
|
| ||
|
|
|
|
2.Среди Ваших друзей (старше или младше Вас):
|
|
|
|
| |
|
|
| |||
|
| ||||
| 100,00% |
|
3. Подростки, использующие токсикоманические или наркотические вещества, получают их:
|
|
|
|
|
|
|
4. Как Вы относитесь к потреблению подростками алкоголя и наркотиков в таких случаях:
|
|
|
|
|
|
| |
|
|
| |
|
|
| |
|
|
|
5.Как Вы оцениваете информацию о наркотиках, получаемую от:
|
|
|
| |
|
|
|
| |
|
| |||
|
|
| ||
|
|
|
6.Употребляете ли Вы наркотики, алкоголь, табак:
|
|
|
|
|
|
|
|
7.Если в компании сверстников Вас уговаривают:
|
|
| |
|
|
| |
|
| ||
|
|
|
|
8.Согласны ли Вы с утверждением, что человек имеет право выпивать, сколько он хочет и где он хочет?
|
|
|
|
9. Если подросток в меру и без вредных последствий употребляет психоактивные вещества - это вполне нормально:
|
|
|
10. Бывали случаи, когда мои родители, другие взрослые высказывали беспокойства по поводу того, что я немного выпил (-а):
|
|
|
|
|
|
|
11. Мне нравится бывать в компаниях, где в меру выпивают и веселятся:
|
|
|
|
12. Сигарета в трудную минуту меня успокаивает:
|
|
|
|
|
|
13. Вредное воздействие на организм человека алкоголя и табака сильно преувеличивают:
|
|
|
14. Я бы попробовал (-а) какое-нибудь одурманивающее вещество, если бы твердо знал (-а), что это не повредит моему здоровью и не повлечет наказания:
|
|
|
|
|
|
15. Я считаю, что люди должны отказаться от всякого употребления спиртных напитков:
|
|
|
|
|
В анкетировании принимали участие 18 подростков. Результаты оказались следующими.
При ответе на вопрос о распространенности курения и потребления алкоголя среди учеников 9 класса выяснилось, что 1/3 курят и употребляют алкоголь, так считает большинство исследуемых - 70%. При ответе на вопрос о потреблении наркотиков и токсикоманических веществ мнения разделились: 70% считают, что никто в классе не употребляет одурманивающие средства, 30% считают, что это 1-2 человека. 100% исследуемых уверены в том, что подростки получают психоактивные вещества от знакомых взрослых. Мнения разделились также и при ответе на вопрос об употреблении одурманивающих веществ в различных ситуациях: примерно 1/2 подростков относятся к этому отрицательно, столько же - безразлично. К информации о психоактивных веществах, получаемой из разных источников, 50% относятся безразлично, столько же считают ее правильной.
По результатам ответов на оставшиеся вопросы можно сделать вывод, что большинство исследуемых подростков отрицательно относятся к потреблению психоактивных веществ, понимая их вредное воздействие (100% понимают, что не является нормальным употребление психоактивных веществ, даже если человек употребляет их в меру; 70% считают, что человек должен отказаться от всякого употребления спиртных напитков; 100% осознают вредное воздействие, которое оказывает потребление одурманивающих средств), но все-таки остается процент тех подростков, у которых не сформировано понятие о вреде одурманивающих веществ.
Итак, на основании полученных данных, можно сделать вывод, что большинство подростков отрицательно относятся к употреблению психоактивных средств (70%), но все- таки оставшаяся часть (30%) еще не осознают негативного действия таких веществ, поэтому есть вероятность предрасположенности включения подростков в так называемую "группу риска".
Помимо тестов группового характера, нами было проведено индивидуальное тестирование с учащимся 10-го класса. Существует немало тестов, позволяющих определить степень зависимости от табака и дающих возможность решить дилемму: можно ли прекратить курение самостоятельно или лучше обратиться к специалистам, добившимся наибольших успехов в преодолении никотиномании. Поэтому для проведения исследования использовался тест "Почему я курю?", разработанный А. Леоновым. Тест включает 18 высказываний, на которые можно дать 5 разных вариантов ответа: всегда (5 баллов); часто (4 балла); при случае (3 балла); изредка (2 балла); никогда (1 балл).
Курю, чтобы снять усталость.
Даже взять в руки сигарету - для меня удовольствие.
Курение приятно, потому что я расслабляюсь.
Курение помогает справиться с приступами злости на кого-либо.
Если сигарет нет под рукой, я не могу успокоиться, пока не куплю хотя бы одну.
Курю автоматически, не задумываясь.
Курение придает уверенности, если ситуация непонятная.
Самое большое удовольствие - момент прикуривания.
Курение выключает из напряженного ритма, уносит в мир тишины и покоя.
Закуриваю, когда выбит из колеи или плохо себя чувствую.
Четко выделяю минуты, когда не курю.
Закуриваю новую сигарету, когда старая еще не погасла.
Курю, чтобы улучшить настроение.
Приятен даже вид дымка от сигареты.
Закурить особенно приятно, когда чувствуешь удовлетворение и раскованность.
Обязательно надо закурить, если хочу избавиться хотя бы на время от неприятностей и забот.
В минуты, когда не курю, чувствую, что-то похожее на голод.
Иногда держу во рту сигарету, но не помню как закурил.
Сумма ответов на вопросы 1,7 и 13 выявляет истинные причины, заставляющие курить. Сумма ответов 2,8 и 14 показывает, насколько важны для человека манипуляции с сигаретой. Ответы 3,9 и 15 в сумме дают оценку тому раскрепощению, которое курящий получает от сигарет. 4,10 и 16 - это показатель внутреннего напряжения. Сумма ответов на вопросы 5,11 и 17 отражают психологическую зависимость от сигареты. Сумма ответов на вопросы 6, 12 и 18 характеризует силу привычки, так называемого рефлекса курения.
Если каждая из сумм баллов составляет одиннадцать и выше - это показатель сильной зависимости от курения.
Подросток, с которым проводился тест, набрал 11 баллов по шкале, характеризующей силу привычки к курению. Тестирование показало, что курильщик зависит от никотина, для определения степени зависимости был проведен уточняющий тест Фагерстрема.
Когда курящий тянется за сигаретой, после того как проснется?
На протяжении 5 минут - 3 балла.
От 6 до 30 минут - 2 балла.
От 31 до 60 минут - 1 балл.
Более, чем через 60 минут - 0 баллов.
2. Тяжело ли ему воздержаться от курения в тех местах, где оно запрещено?
Да - 1 балл.
Нет - 0 баллов.
3. От какой сигареты ему было бы тяжелее всего воздержаться?
От утренней - 1 балл.
От последующей - 0 баллов.
4. Сколько сигарет в день он выкуривает?
10 или менее - 0 баллов.
От 11 до 20 - 1 балл.
От 21 до 30 - 2 балла.
Более 30 - 3 балла.
5. Когда он больше курит - утром или на протяжении дня?
Утром - 1 балл.
На протяжении дня - 0 баллов.
6. Курит ли он во время болезни, когда он должен придерживаться постельного режима?
Да - 1 балл.
Нет - 0 баллов.
Если курильщик набрал от 0 до 3 баллов - низкий уровень зависимости. При решении прекратить курение основное внимание должно быть уделено психологическим факторам.
4-5 баллов - средний уровень зависимости. Желательно использование препаратов замещения никотина.
6-10 баллов - высокий уровень зависимости. Резкий отказ от курения может вызвать неприятные ощущения в организме. Справиться с ними помогут препараты замещения никотина.
Тестируемый подросток набрал следующие баллы при ответе на вопросы: 1- 1 балл. 2 - 1 балл. 3 - 1 балл. 4 - 2 балла. 5 - 0 баллов. 6 - 1 балл.
Итого 6 баллов, следовательно, в 16 лет он имеет уже высокую степень зависимости от курения.
Проведенная опытно-экспериментальная работа позволила выявить тот процент подростков, у которых имеется предрасположенность к употреблению психоактивных веществ, многие уже их употребляют. Это еще раз доказывает тот факт, что психоактивные вещества становятся сегодня антисоциальным компонентом молодежной субкультуры.