Статья Программа психолого-педагогической поддержки познавательной активности ребёнка . Автор: Давыдова Анна Михайловна

Автор: Давыдова Анна Михайловна
На основе педагогических наблюдений была составлена индивидуальная программа психолого-педагогической поддержки ребенка.Программа направлена на развитие познавательной активности ребенка: любознательности, инициативности, ответственности, самостоятельности, эмоционально-волевых качеств и коммуникативной компетентности. 

 

 


Автор: Давыдова Анна Михайловна

Программа психолого-педагогической поддержки

 

познавательной активности ребёнка

 

 

Давыдова Анна Михайловна,

воспитатель

МАДОУ № 12 д.Григорово Новгородский район

 

 Актуальность программы психолого-педагогической поддержки.

По результатам целенаправленных педагогических наблюдений, Богдан И.: спокойный, неконфликтный мальчик, испытывает трудности с речью.

С вопросами к взрослым и детям не обращается, в разговор не вступает, на вопросы взрослых и детей реагирует кивком головы, однозначными ответами: «да», «нет».

Любит играть в центре конструирования: использует конструктор типа лего, магнитный конструктор, напольный конструктор для гаражей, увлечен техникой, может долго рассматривать энциклопедии «Такие разные машины», «От кареты до ракеты», сам принимал участие в изготовлении книжек-малышек по теме «Транспорт» (приклеивает картинки с разными видами транспорта, просит воспитателя или учителя-логопеда подписать название машины, частей машины).

Мелкая моторика мальчика развита слабо, поэтому не любит рисовать, часто обращается за помощью взрослого.

Во время выбора деятельности, интереса к выполнению заданий интеллектуального плана Богдан не проявляет, но, если ему их предложить (с использованием таких приёмов педагогической поддержки, как: ты сможешь, у тебя получится), то и не отказывается выполнять задания, иногда требует помощи взрослого, переходит к совместному делу, чаще достигает совместного результата.

Следует отметить, что Богдан принимает цель, но не может спроектировать шаги её выполнения. Самостоятельное планирование деятельности затруднено. При реализации алгоритма действий требуется помощь педагога, за помощью к детям не обращается.

Стоит отметить, что Богдан выполняет все упражнения с учителем-логопедом, понимая, что это ему нужно, обращает внимание на советы взрослого, старается выполнить упражнение верно. Работоспособность низкая.

На основе педагогических наблюдений была составлена индивидуальная программа психолого-педагогической поддержки ребенка.

 

Программа рассчитана на первую половину учебного года (сентябрь-декабрь 2018 года).

 

Программа направлена на развитие познавательной активности ребенка: любознательности, инициативности, ответственности, самостоятельности, эмоционально-волевых качеств и коммуникативной компетентности.

Цель психолого-педагогической поддержки:

формирование познавательной активности ребенка, развитие эмоционально-волевых качеств и коммуникативной компетентности.

Задачи развития ребенка:

Способствовать развитию познавательных интересов и потребностей

Активизировать речевое общение

Содействовать развитию положительной самооценки,

позитивного отношения к себе, своим умениям и возможностям

 Развивать мелкую моторику

Способствовать возникновению желания ребенка поделиться тем, что интересно

Поддерживать в самостоятельном поиске ответов на интересующие вопросы.

Стимулировать интерес к окружающему миру через вовлечение в беседу и совместные игры

 

Условия реализации программы психолого-педагогической поддержки:

- учёт индивидуальных особенностей ребёнка;

- использование приемов психолого-педагогической поддержки: тактики помощи и взаимодействия;

- обеспечение здоровьесберегающих условий (профилактика физических, умственных и психологических перегрузок, адаптация стимульного материала с учетом индивидуальных возможностей ребенка; соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил).

Специальные условия: предполагается, что в процессе реализации программы психолого-педагогической поддержки взрослые подберут игры, пособия, игрушки, необходимых для решения поставленных задач.

Ожидаемые результаты:

- проявления познавательных интересов;

- проявления любознательности, инициативы и самостоятельности;

- улучшение детского самоконтроля и саморегуляции;

- наличие положительной динамики в коммуникации;

- проявления планирования деятельности (цель-действия-результат);

- развитие мелкой моторики;

- формируется адекватная самооценка.

 

Методы и приёмы психолого-педагогической поддержки:

Для развития самостоятельности, коммуникативной компетентности включаем Богдана в диалог во время Детского совета, при планировании деятельности в центрах развития (помощь в выборе центра, партнеров по игре, деятельности); просим проговаривать способы действий, освоенные ребенком и доступные ему, а также показывать ему другие возможные способы: «Ты научился… Ты можешь сам… Это можно сделать по-другому, попробуй, ты сможешь», «У тебя получилось!», «Ты справился». Стремиться к тому, чтобы за помощью Богдан обращался словами, а не указывал жестами на ту или иную игрушку, поделку, книгу.

Постепенно включаться в деятельность ребенка и проговаривать вместе с ним действия, а затем и обсуждать с ребенком результаты: как он добился результата, что помогло, что было легко, трудно, хвалить результат его деятельности.

Подключать мальчика в игру детей, и Богдана привлекать в игры детей, предлагая ему внести новый материал (способы действия с материалом) для ознакомления или изучения детьми (по теме), чтобы дети могли увидеть через Богдана, как носителя новой информации, а не только взрослый, новое, чтобы они могли поучиться у Богдана новому, а для ребенка – это повышение мотивации, уровня самооценки (я тоже могу, я могу научить, показать).

Создавать ситуацию успеха при любом взаимодействии (задание по силам, предложить Богдану сделать что-то самостоятельно, даже если не все получается, важно похвалить при всех), чтобы вызвать у ребёнка положительные эмоции и мотивировать на дальнейшую деятельность (постепенно усложняя)

Для расширения познавательных интересов предлагать Богдану для рассматривания книги не только о машинах, но и о другой технике, ее применении, из чего состоит. Так, интерес ребенка вызвали книги про «Бытовую технику», оказывается во многих машинах, используются те же части, что и в транспорте.

Так, Богдан вместе с родителями нашёл информацию о том, из чего сделана посудомоечная машина, и почему она так называется, чем заправляется. Богдан заинтересовал детей этой темой, которой интересовался сам, принёс книги в группу, дети вместе смастерили из коробки посудомоечную машину, а вот починить её может только Богдан, только он знает как её можно починить. Так Богдан смог поделиться с детьми информацией, которую узнал дома от родителей. Ремонт машинки проходил каждый день, дети с радостью обращались за помощью к Богдану, а он с удовольствием спешил на помощь.

В рамках программы педагогической поддержки, нам удалось подобрать ребенку игры и задания, в т. ч. развивающие тематические карточки, на развитие памяти, внимания, восприятия, мышления; мелкой моторики; развития математических представлений: разные по уровню сложности, Богдан выбирал и сложный уровень, радовало то, что за помощью он обращался теперь не только к взрослым, но и к старшим детям.

Большую роль в рамках программы следует уделять индивидуальной работе: здесь важно показывать способы деятельности в развивающих заданиях и играх, придерживаясь принципа «от простого к сложному»: карточки выбирал сам, а степень трудности (сложности) воспитатель, потому что на первых порах, Богдану сложно было отобрать уровень сложности. Развивающие игры Богдана типа «Математическое лото», «Домино» приносили в центры активности для возможности самостоятельной деятельности с новыми карточками и заданиями уже в группе сверстников, а не в индивидуальной работе со взрослым.

Большое значение в рамках поддержки уделяем взаимодействию с родителями: вовлечь родителей в решение задач для достижения поставленной цели через ведение наблюдений, обмен информацией, обсуждение и анализ фактов, которые помещали в портфолио.

Для обеспечения информированности членов семьи, помещаем наблюдения в Экран в приёмной, теперь и Богдан говорит маме: почитай, что сегодня я делал.

Результат:

В настоящее время сроки, заложенные в рамках программы педагогической поддержки ещё не завершены, но уже с уверенностью можно отметить, что у Богдана наблюдается значительный прогресс в речевом развитии:

- участвует в обсуждении темы, обращается с вопросами, просьбами;

- увлекся новыми книгами из серии энциклопедий «Хочу всё знать»;

- ежедневно рассказывает о своих планах и результатах, привносит в среду новые идеи для игры детей в центре конструирования: придумал новые схемы из Лего, показывает новые способы магнитного конструктора мальчикам группы;

- продолжает изучать назначение бытовых приборов, заинтересовался феном;

- соотносит количество предметов с цифрами (в пределах 5);

- проявляет интерес к выполнению заданий, получает удовлетворение от правильно выполненного задания;

- уровень работоспособности повысился;

- улучшилась мелкая моторика и появился интерес к некоторым видам изобразительной деятельности: увлекся пластилинографией.

- ребенок стал более уверенным, самостоятельным, готов помочь и поддержать сверстников;

- со слов родителей, каждый день рассказывает, что делал в детском саду, просит о помощи: найти или купить новую книгу, игрушку по теме, чтобы рассказать детям о ней.

 

 

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x