Программа самоуправления

Автор: Посохина Наталья Александровна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа ученического самоуправления

«Ученический совет»

КГБОУ «Минусинская общеобразовательная школа-интернат»

на 2015-2018 гг.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Минусинск, 2015

 

Паспорт программы Наименование Программы

Программа ученического самоуправления школы-интерната «Ученический совет»

Цель Программы

Содействие становлению гуманной, демократической, самоуправляющей школы, обеспечивающей свободное развитие личности, формирование социальной активности, воспитание гражданственности, ответственности, уважительного отношения учащихся к правам других людей.

Задачи Программы

 

·                    Воспитать социально активную личность, способную к принятию решений  и реализацию их в жизни;

·                    Развить интеллектуальную и духовно – нравственную сферу жизни детей и подростков;

·                    Сформировать нравственные качества, воспитать чувство коллективизма, товарищества, ответственности, социальной дисциплины;

·                    Гуманизация взаимоотношений педагогов, учащихся и родителей, вовлечение их в школьную работу.

 

Сроки реализации Программы

2015 – 2018 гг.

Нормативно-правовые основания для разработки программы развития

Конвенция о правах ребенка;

Конституция Российской Федерации;

Гражданский кодекс Российской Федерации;

Новый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;

Закон Российской Федерации «Об общественных объединениях»;

Устав КГБОУ «Минусинская общеобразовательная школа-интернат»

Основные разработчики программы

Беккер Н.В. – заместитель директора по воспитательной работе, Посохина Н.А. – педагог-организатор.

Исполнители основных мероприятий программы

Участники микросоциума (педагоги, родители, ученики, администрация, социальные партнеры).

Ожидаемые результаты

программы

Повышение значимости роли ученического самоуправления в осуществлении совместной деятельности семьи и образовательного учреждения по воспитанию и развитию личности ребенка:

раскрытие личностного потенциала учащихся в воспитательной системе школы;

развитие познавательной, коммуникативной и мотивационной сферы личности ученика через деятельность в органах ученического самоуправления;

формирование системы отношений учащихся к миру и самим себе.

Финансирование программа

Внебюджетные средства

 

Введение

 

Системный подход к воспитанию подрастающего поколения предполагает широкое использование внеурочных форм деятельности, новых или переосмысленных традиционных форм педагогической работы, которые обладают большим потенциалом для формирования гражданских качеств личности. Максимальное использование возможностей этих форм работы позволяют учащимся получать реальное, практическое освоение навыков, направленных на овладение социальными отношениями между людьми. В условиях школы-интерната такой формой работы является школьное самоуправление. Оно позволяет создать условия для формирования гражданских навыков, способствует развитию самостоятельной, ответственной личности, а также способствует самодисциплине, выполнению норм и правил учреждения.

Школа должна предоставить учащимся возможность попробовать себя в организации и деятельности клубов, кружков, ассоциаций, в работе школьных средств массовой информации, «избирать и быть избранным в руководящие органы», получать удовлетворение от процесса и результата своей деятельности, направленной на благо других.

Однако идея школьного самоуправления порой не срабатывает, не выполняет тех функций, которые на нее возложены. Так, требования Нового Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» о создании школьных советов, где полноправными членами являются учащиеся, практически не работают. Падает заинтересованность учащихся в работе органов школьного самоуправления. Изучение литературы по организации органов школьного самоуправления и опыта последних двух лет позволяет выделить ряд проблем в развитии ученического самоуправления:

 

1.     Часто педагогическим коллективом учитываются только обязанности членов самоуправления школой, но не их права. Для повышения самостоятельной деятельности педагогическому коллективу необходимо делегировать часть своих прав и полномочий детям, т.е. происходит декларирование прав учащихся на школьное самоуправление сверху и в то же время отсутствие механизма реализации этих прав;

2.     Формальное выполнение своих обязанностей членами самоуправления, низкая мотивация к деятельности, вытекает из неинтересного содержания этой самой деятельности, из-за неумения педагогами сделать работу интересной с учетом возрастных и психологических особенностей воспитанников;

3.     К организации школьного самоуправления оказались не готовы и дети: ведь участие в школьном самоуправлении предполагает наделение учащихся определенной ответственностью, которую учащиеся не спешат брать;

 

Выделенные проблемы организации школьного самоуправления, а также необходимость грамотного, гуманного, научного управления совместной деятельностью коллектива школы диктует целесообразность привлечения программно-целевого подхода для создания и развития ученического самоуправления.

 

Раздел 1. Содержательно-методические основы Программы ученического самоуправления школы.

 

1.1 Актуальность Программы

Школьное ученическое самоуправление способствует эффективной социализации подрастающего поколения, накоплению им социального опыта, подготовке к жизни, к решению социальных проблем различной сложности.

Актуальность и необходимость вовлечения детей в процесс школьного самоуправления объясняется с двух позиций:

1) С точки зрения возрастных психологических особенностей для подростка характерно отрицание  или постановка под сомнение авторитета взрослого, желание доказать свою самостоятельность, часто проявляется нигилизм и отрицание социальных норм или  повышенная восприимчивость к социальным явлениям.  Для подростка необходимо признание его как полноправной личности, его заслуг, должно быть наличие мотивации на взаимодействие в группе; ребенок готов к изменениям, испытывает потребность в своих достижениях и своем самоопределении;

2) С точки зрения педагогов, участие в школьном самоуправлении или в деятельности общественной организации способствует формированию гражданской позиции и ценностного отношения к себе и другим; позволяет учащимся повысить социальную компетенцию; развивать социальные навыки поведения и установок на самостоятельное принятие решения социальных проблемных ситуаций.

Самоорганизация и самоопределение являются необходимыми качествами личности на современном этапе развития общества. Умение консолидировать усилия в другими участниками социума для достижения цели в условиях совместной деятельности становится все более актуальным.

В сообществе сверстников, где взаимодействие строится на равных и статус надо заслужить и уметь поддерживать, подросток вырабатывает необходимые взрослому коммуникативные навыки, партнерские и лидерские качества. Подростки стремятся к групповому объединению тогда, когда видят в этом перспективу интересной жизни, возможность решить свои проблемы. Сознание групповой принадлежности, солидарности дает подростку чрезвычайно важное чувство эмоционального благополучия, устойчивости, формирует чувство ответственности за себя, за других. Этим и определяется важность и необходимость создания эффективного школьного ученического самоуправления.

 

1.2 Цель и задачи Программы

 

Опираясь на гуманно-синергетический подход  в образовании,  который заключается в стимулирующем обучении, побуждающем участника образовательного процесса к собственным поискам и открытиям, школа ставит своей задачей воспитание благородного, социально активного гражданина. Реализация участниками микросоциума (школой, родителями, социальными партнерами) данной модели предполагает развитие познавательной, коммуникативной, мотивационной сфер ученика; формирование системы отношений ученика к миру и себе.

Целью школьного самоуправления является содействие становлению правовой, демократической, самоуправляющей школы, обеспечивающей свободное развитие личности, формирование социальной активности, воспитание гражданственности, ответственности, уважительного отношения учащихся к правам других людей. Поэтому цель ученического самоуправления определяется моделью выпускника общеобразовательной школы. Выпускник школы по требованиям ФГОС – это не только высокообразованная, всесторонне развитая творческая личность, но и личность, которой свойственны следующие качества:

 

·          высокая нравственность, гуманность, толерантность отношений;

·          патриотизм, политическая грамотность;

·          активная жизненная позиция;

·          способность к самоопределению в социуме и культуре.

 

 

1.3 Нормативно-правовые основания для разработки Программы

 

Школьная программа ученического самоуправления общеобразовательной школы разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:

1. Конвенция о правах ребенка;

2. Конституция Российской Федерации;

3. Гражданский кодекс Российской Федерации;

4. Новый Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»;

5. Устав КГБОУ «Минусинская общеобразовательная школа-интернат»

 

1.4 Основные приоритеты Программы

 

Ученическое самоуправление в содержании своей деятельности объединяет различные социальные институты вокруг решения таких важных проблем современности как формирование гражданской позиции, нравственной ответственности в духе ценностей гражданского общества.

Функционирование системы самоуправления основано на следующих принципах:

1) Разделение полномочий органов самоуправления школы и их тесное взаимодействие;

2) Выборность всех органов совместного и раздельного самоуправления педагогов, учащихся и родителей;

3) Равноправие всех членов в органах самоуправления;

4) Подотчетность всех органов самоуправления и руководителей избравшим их людям;

5) Систематическая сменяемость (раз в год), обновляемость руководителей и органов самоуправления, преемственность в их работе;

6) Широкая гласность и открытость в деятельности органов школьного самоуправления;

7) Самостоятельность и свобода действий подчиненных, обсуждение решений с исполнителями до их принятия;

8) Коллегиальность принятия решений и персональная ответственность за их выполнение;

9) Учет объективных закономерностей, конкретных условий и обстоятельств;

10) Представительство первичных коллективов, их тесная связь с центральными органами самоуправления;

11) Законность принимаемых решений;

12) Свобода критики и обмена мнениями по вопросам школьной жизни, деятельности органов самоуправления;

13) Гуманное отношение к каждому отдельному человеку, приоритетность интересов учащихся.

Реализация перечисленных принципов позволяет установить демократический образ жизни в школе, создать благоприятные условия для свободного развития личности, а, следовательно, и ученического самоуправления.

Основаниями для развития ученического самоуправления служат следующие принципы:

·        Принцип педагогического руководства («целенаправленное развитие детского самоуправления»);

·        Принцип социальной значимости деятельности («есть деятельность – есть орган самоуправления»);

·        Принцип единства планирования деятельности и учета интересов учащихся;

·        Принцип динамичности структуры органов ученического самоуправления;

·        Принцип регулярной сменяемости видов деятельности, функций руководства и подчинения;

·        Принцип сознательности при выборе в состав органов ученического самоуправления;

·        Принцип согласия;

·        Принцип взаимосвязи педагогического и детского самоуправления.

Учет данных принципов позволяет создать систему ученического самоуправления как демократическую форму организации коллектива детей, обеспечивающую развитие их самостоятельности в принятии и реализации решений для достижения значимых целей.

 

Раздел 2. Структурная модель ученического самоуправления в школе.

2.1 Структура ученического самоуправления

Структура ученического самоуправления представляет собой градацию органов управления, во главе которой стоит Президент Ученического совета школы, выбирается из учащихся 8-11 классов на один год. Выборы Президента Ученического совета школы проходят в сентябре месяце, подготовку выборов и контроль за ними осуществляет центральная избирательная комиссия школы.

Программа самоуправленияПрограмма самоуправленияПрограмма самоуправления SHAPE  \* MERGEFORMAT

Администрация школыАдминистрация

школы

 

Президент Совета                               

 

Администрация

школы

Совет председателей комитетов

Комитет по труду и волонтерской

деятельности

Комитет по культуре и информации

Комитет порядка и безопасности

Программа самоуправления

 

 

 

2.2. Порядок проведения выборов Президента Ученического совета школы.

 

Выборы проходят в порядке и по принципам государственных выборов. Кандидаты должны не позднее 15 сентября подать заявки на участие в выборах Президента. Заявку должны поддержать не менее 10 членов школы. 10 дней отводится кандидатам на предвыборную борьбу, в эти дни кандидаты должны представить свои программы по улучшению жизни школы. Педагоги должны содействовать выпуску рекламных листовок, организовывать встречи с избирателями, всячески способствовать духу доброжелательной конкуренции.

Центральная избирательная комиссия назначается из числа педагогов и воспитанников, незаинтересованных в исходе голосования. В задачи комиссии входит регистрация кандидатов, контроль за порядком агитации и голосования. Комиссия должна пресекать все моменты подкупа или давления на избирателей. Комиссия в праве снять кандидата в выборов за неоднократные нарушения в процессе агитации.

Процесс голосования происходит в конце сентября. Голосование имеет тайный характер, происходит в раздельных кабинках для голосования, размещенных в специально отведенном помещении. В голосовании принимают участие ученики с 6 по 11 классы. Победитель определяется большинством голосов.

 

Структура школьного ученического самоуправления

Основными функциями Президента Ученического совета школы являются:

Координация связи органов ученического самоуправления;

Осуществление связи с администрацией школы.

 

Ученический совет

Комитет порядка и безопасности

Комитет культуры и информации

Комитет труда и волонтерской деятельности

Высшим исполнительным органом ученического самоуправления является Ученический совет, который формируется на выборной основе сроком на один год.

Целью работы Ученического совета является организация разнообразной деятельности учащихся в урочное и внеурочное время и содействие учащимся в их всестороннем развитии и выработке активной жизненной позиции.

Задачами деятельности Ученического совета являются:

1.            формирование интереса к изучению учебных дисциплин и ведение систематического контроля за успеваемостью и посещаемостью учащихся;

2.            изучение интересов учащихся и их привлечение к участию в мероприятиях школы;

3.            реализация возможностей учащихся практически познакомиться с разными видами творчества и вовлечь их в общественную деятельность;

4.            вовлечение учащихся в систематические занятия физкультурой и спортом и пропаганда здорового образа жизни;

5.            реализация плана воспитательной работы в школе;

6.            информирование учащихся о событиях в школьной жизни;

7.            размещение  информации в отведенных местах, на стенде ученического совета;

8.            направление администрации школы письменные предложения о улучшении жизни школы и получать на них официальные ответы;

9.            участие в разрешении конфликтных вопросов между учениками, учителями и родителями;

10.       создание печатных органов;

11.       участие в защите прав, интересов учащихся во всех сферах их деятельности;

12.       принимать участие в профилактике отклонений в поведении учащихся; в принятии решений о поощрениях и наказаниях.

 

Приоритеты деятельности и функции ученического совета.

 

Комитет порядка и безопасности:

·        участие в разработке правил и норм поведения учащихся в ОУ и контроль за их соблюдением;

·        контроль за выполнением Устава школы;

·        контроль за соблюдением режима дня школьниками;

·        ведение  пропаганды здорового образа жизни;

·        разъяснительная работа с нарушителями дисциплины и порядка.

 

 

 

Комитет культуры и информации:

      подготовка и проведение КТД, ведение культурно-просветительской деятельности, организация концертов, культурных программ, тематических выставок, общешкольных праздников;

      организация встреч с  интересными людьми района, города;

      издание газеты «Школьный вестник»;

      создание новостных роликов о жизни школы и их размещение на школьных информационных ресурсах.

Комитет труда и волонтерской деятельности:

      контроль за сохранностью школьного имущества;

      благоустройство школьной территории и помещений;

      организация дежурства, контроль за качеством  уборки, за соблюдением санитарно-гигиенических норм и правил;

      адресная помощь людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, пожилым, инвалидам, ветеранам и иным нуждающимся;

 

2.3 Правила ученического самоуправления школы

1.Правило конструктивной критики:

                Ты такой обычай знай: «Критикуешь - предлагай!»

2. Правило блокнота и ручки:

               На заседания члены органов ученического самоуправления приходят с блокнотом и ручкой (карандашом) для того, чтобы записать все самое главное, чтобы не забыть и потом рассказать учащимся.

 

2.4 Нормативно-правовые документы деятельности ученического самоуправления

К документам, регламентирующим деятельность органов ученического самоуправления, относятся:

1.     Устав КГБОУ «Минусинская общеобразовательная школа-интернат»;

2.     Программа ученического самоуправления школы;

3.     Положение об Ученическом Совете КГБОУ «Минусинская общеобразовательная школа-интернат»;

4.     План воспитательной работы КГБОУ «Минусинская общеобразовательная школа-интернат»;

5.     План работы Ученического Совета КГБОУ «Минусинская общеобразовательная школа-интернат».

 

В ходе своей работы органы ученического самоуправления школы ведут следующую документацию:

1)    Протоколы заседания Ученического Совета.

2)    Фотоотчеты о проделанной работе.

 

Раздел 3. Организационно-управленческие основы Программы

3.1.         Этапы и сроки реализации Программы

 

№ п/п

Этап

Сроки

Содержание

1

Подготовительный

этап

2015г.

Обоснование участниками педагогического процесса актуальности проблемы развития детского самоуправления.

Разработка школьной Программы ученического самоуправления общеобразовательной школы и ее утверждение на педагогическом совете школы.

2

Основной

этап

2015 год –2018 год

Реализация цели и задач Программы ученического самоуправления общеобразовательной школы. Промежуточный анализ деятельности участников микросоциума (педагогов, учащихся, родителей, социальных партнеров) по реализации модели ученического самоуправления.

3

Заключительный

этап

2019г.

Экспертиза реализации цели и задач Программы ученического самоуправления общеобразовательной школы. Определение перспективы дальнейшего развития системы школьного самоуправления. Обобщение опыта участников микросоциума школы (педагогов, учащихся, родителей) и его распространение.

 

3.2 Ожидаемый результат Программы

Конкретное представление приведенной цели программы выражается в формулировании основного ожидаемого результата, который представляется как повышение значимости роли ученического самоуправления в осуществлении совместной деятельности семьи школы по воспитанию и развитию личности ребенка. Прогнозируемый результат Программы заключен в совокупности трех составляющих:

                раскрытие личностного потенциала учащихся в образовательной системе школы;

                развитие познавательной, коммуникативной и мотивационной сферы личности ученика через деятельность в органах ученического самоуправления;

                формирование системы отношений учащихся к миру и самим себе.

3.3 Мониторинг результатов реализации Программы

 

Критериями реализации Программы выступает достижение цели и задач Программы ученического самоуправления общеобразовательной школы.

Показателем достижения цели и задач Программы является эффективность социализации личности учащегося, которая определяется на основе трех параметров:

1) сформированность интеллектуальных навыков, позволяющих ученику самостоятельно и ответственно принимать решения в ситуациях учебного, личностного, социального, гражданского выбора;

2) сформированность основных способов деятельности, необходимых для позитивного общения, продолжения учебы или трудовой деятельности, реализации своих прав и выполнение гражданских, семейных, профессиональных обязанностей;

3) сформированность личных качеств, позволяющих продуктивно действовать для реализации своих целей в соотнесении с правами, потребностями и целями окружающих людей, общества, государства.

 

Мониторинг результатов реализации Программы включает в себя следующие компоненты:

Ø диагностика уровня воспитанности учащихся;

Ø анкетирование.

 

 

Управление реализацией Программы и контроль за ее результатами осуществляет директор школы и организатор по воспитательной работе школы.

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x