Программа спецкурса "Тренинг познавательных способностей как средство формирования математической зоркости обучающихся в 5 классе" | Сорокина Любовь Васильевна. Работа №215421
Автор: Сорокина Любовь Васильевна
Обучение математике является важнейшей составляющей основного общего образования и призвано развивать логическое мышление и математическую интуицию обучающихся, обеспечить овладение ими умениями в решении различных практических и межпредметных задач.
Программа спецкурса для обучающихся 5-х классов направлена на расширение и углубление знаний по предмету. Темы программы непосредственно примыкают к основному курсу математики. В рамках занятий более глубоко изучаются отдельные темы школьной программы, изучаются стандартные методы решения нестандартных задач, приобретается опыт творческой и исследовательской деятельности.
Программа спецкурса «Тренинг познавательных способностей».
Пояснительная записка
Человеку в его практической деятельности приходится решать не только неоднократно повторяющиеся задачи, но и новые, никогда не встречавшиеся. Школа должна научить выпускника находить пути к решению проблем, а это значит – формировать у обучающихся способность к самостоятельному, творческому мышлению. Возможность для приобщения школьников к учебной деятельности творческого характера предоставляют математические задачи, рассматриваемые в спецкурсе «Тренинг познавательных способностей, обучающихся 5-6 классов как средство развития математической зоркости». Программа рассчитана на обучающихся 5-х классов, которые любят решать нестандартные математические задачи, а также для обучающихся, желающих научиться их решать.
Программа спецкурса предусматривает включение задач и заданий, трудность которых определяется не столько математическим содержанием, сколько новизной и необычностью математической ситуации. Это способствует появлению желания отказаться от образца, проявить самостоятельность, формированию умений работать в условиях поиска, развитию сообразительности, любознательности. В процессе выполнения заданий, обучающиеся учатся видеть сходства и различия, замечать изменения, выявлять причины и характер этих изменений, на этой основе формулировать выводы. Совместное с учителем движение от вопроса к ответу – это возможность научить ученика рассуждать, сомневаться, задумываться, стараться и самому найти выход – ответ.
Решение разнообразных задач является важнейшим средством формирования у школьников системы основных математических знаний, умений и навыков, одним из основных факторов их математического и личностного развития. Эффективное использование задач в процессе обучения в значительной мере определяет не только качество обучения математике, но и их воспитание, развитие индивидуальных сущностных качеств. В ходе занятий ребята познакомятся с проектной деятельностью. Таким образом, результатом освоения обучающимися данного курса будет не только повышение качества обучения по математике, но и воспитание в детях таких важных качеств, как самостоятельность и внимательность, ответственность за результаты своего труда, воля и трудолюбие; формирование умения работать в команде, развитие логического мышления и устойчивого познавательного интереса к математике.
На освоение данного курса отводится 34 часа.
Курс позволяет обеспечить требуемый уровень подготовки школьников, предусматриваемый государственным стандартом математического образования, а также позволяет осуществлять при этом такую подготовку, которая является достаточной для углубленного изучения математики.
Цели курса:
способствовать развитию у
об
уча
ю
щихся математического мышления, творческих способностей, интереса к математике через освоение способов решения нестандартных задач;
формирование представлений о математике как универсальном языке науки, средстве моделирования явлений и процессов; об идеях и методах математики;
развитие логического мышления, пространственного воображения, алгоритмической культуры, критичности мышления на уровне, необходимом для будущей профессиональной деятельности, а также последующего обучения в высшей школе;
овладение математическими знаниями и умениями, необходимыми в повседневной жизни, для изучения школьных естественнонаучных дисциплин на базовом уровне, для получения образования в областях, не требующих углублённой математической подготовки;
воспитание средствами математики культуры личности, понимания значимости математики для научно-технического прогресса, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры через знакомство с историей развития математики.
Задачи курса:
Активизировать познавательную деятельность
об
уча
ю
щихся.
Формировать способность к самостоятельному творческому мышлению.
Научить решать нестандартные задачи, предназначенные для данного возраста.
Развивать логическое мышление через освоение новых приёмов решения задач.
В занятия включены специально подобранные нестандартные задачи, направленные на развитие познавательных процессов у школьников. Все задания условно можно разбить на несколько групп:
задания на развитие внимания.
задания на развитие памяти.
задания на совершенствование воображения.
задания на развитие логического мышления.
Задания на развитие внимания
К заданиям этой группы относятся различные лабиринты и целый ряд игр, направленных на развитие: произвольного внимания детей, объема внимания, его устойчивости, переключения и распределения. Выполнение таких заданий способствует формированию жизненно важных умений: целенаправленно сосредоточиваться, вести поиск нужного пути, оглядываясь, а иногда и возвращаясь назад, находить самый короткий путь, решая двух-трехходовые задачи.
Задания, развивающие память
В работу включены упражнения на совершенствование слуховой и зрительной памяти. Участвуя в играх, школьники учатся пользоваться своей памятью и применять специальные приемы, облегчающие запоминание. В результате обучающиеся осмысливают и прочно сохраняют в памяти различные термины и определения. Вместе с тем у детей увеличивается объем зрительного и слухового запоминания, развивается смысловая память, восприятие и наблюдательность, закладывается основа для рационального использования сил и времени.
Задания на развитие и совершенствование воображения
Развитие воображения построено в основном на материале геометрического характера:
дорисовывание
несложных композиций из геометрических тел или линий, не изображающих
ничего конкретного, до какого-либо изображения;
выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
вычерчивание уникурсальных фигур (фигур, которые надо начертить, не отрывая карандаша от
бумаги и не проводя одну и ту же линию дважды);
выбор пары идентичных фигур сложной конфигурации;
выделение из общего рисунка заданных фигур с целью выявления замаскированного рисунка:
деление фигуры на несколько заданных фигур и построение заданной фигуры из нескольких
частей, которые выбираются из множества данных;
складывание и перекладывание спичек с целью составления заданных фигур
.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Изучение спецкурса дает возможность обучающимся достичь следующих результатов развития:
Личностными результатами изучения данного спецкурса являются:
Р
азвитие любознательности, сообразительности при выполнении разнообразных заданий проблем
ного и эвристического характера.
Р
азвитие внимательности, настойчивости, целеустремленности, умения преодолевать трудности – качеств весьма важных в практическ
ой деятельности любого человека.
В
оспитание чувства
справедливости, ответственности.
Р
азвитие самостоятельности суждений, независимости и нестандартности мышления.
Универсальные учебные действия
Сравнивать разные приемы действий, выбирать удобные способы для выполнения конкретного задания.
Включаться в групповую работу. Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, высказывать собственное мнение и аргументировать его.
Аргументировать свою позицию в коммуникации, учитывать разные мнения, использовать критерии для обоснования своего суждения.
Сопоставлять полученный (промежуточный, итоговый) результат с заданным условием.
Контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
Анализировать текст задачи: ориентироваться в тексте, выделять условие и вопрос, данные и искомые числа (величины).
Искать и выбирать необходимую информацию, содержащуюся в тексте задачи, на рисунке или в таблице, для ответа на заданные вопросы.
Моделировать ситуацию, описанную в тексте задачи. Использовать соответствующие знаково-символические средства для моделирования ситуации.
Конструировать последовательность «шагов» (алгоритм) решения задачи.
Объяснять (обосновывать) выполняемые и выполненные действия.
Воспроизводить способ решения задачи.
Анализировать предложенные варианты решения задачи, выбирать из них верные.
Выбрать наиболее эффективный способ решения задачи.
Оценивать предъявленное готовое решение задачи (верно, неверно).
Участвовать в учебном диалоге, оценивать процесс поиска и результат решения задачи.
Основное время на занятиях занимает самостоятельное выполнение детьми логически-поисковых заданий. Благодаря этому, у детей формируются общеучебные умения: самостоятельно действовать, принимать решения, управлять собой в сложных ситуациях. На занятиях ребята познакомятся с проектной деятельностью, будут включены в работу по созданию информационного проекта на тему «История математики».
Планируемые результаты освоения курса «Тренинг познавательных способностей, обучающихся 5 классов как средство развития математической зоркости».
В результате освоения предлагаемого курса у обучающихся предполагается формирование универсальных учебных действий (познавательных, регулятивных, коммуникативных) позволяющих достигать предметных, метапредметных и личностных результатов.
Метапредметными результатами изучения в 5-м классе являются формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
Самостоятельно формулировать цели
занятия
после предварительного обсуждения.
Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Познавательные УУД:
Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
Донести свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений.
Обучающиеся должны уметь:
четко и ясно излагать свои мысли;
давать определения понятиям; строить умозаключе
ния;
аргументированно доказывать свою точку зрения;
общаться и взаимодействовать в коллективе;
работать в парах, группах;
уважать мнение других;
объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;
выбор фигуры нужной формы для восстановления целого;
Критерии оценивания эффективности занятий.
Для оценки эффективности занятий по РПС можно использовать следующие показатели:
– степень помощи, которую оказывает учитель учащимся при выполнении заданий: чем помощь учителя меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;
– поведение учащихся на занятиях: живость, активность, заинтересованность школьников обеспечивают положительные результаты занятий;
– результаты выполнения тестовых заданий и заданий из конкурса эрудитов, при выполнении которых выявляется, справляются ли ученики с этими заданиями самостоятельно;
– косвенным показателем эффективности данных занятий может быть повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам, а также наблюдения учителей за работой учащихся на других уроках (повышение активности, работоспособности, внимательности, улучшение мыслительной деятельности).
Также показателем эффективности занятий по курсу РПС являются данные, которые учитель на протяжении 4 лет занятий заносил в таблицы в начале и конце года, прослеживая динамику развития познавательных способностей детей.
При составлении программы курса использовались материалы:
О.А.Холодова «Юным умникам и умницам. Развитие познавательных способностей».
С.Ю.Афонькин
«Учимся мыслить логически»
Учебно-тематический план
№
Наименование тем
Всего
часов
Дата
По плану
По факту
1.
Из истории развития арифметики. Как люди научились считать.
2
2.
Развитие концентрации внимания. Игра «Муха».
1
3.
Древнегреческая, древнеримская и другие нумерации. История нуля. История математических знаков.
2
4.
Последовательности. Числовые последовательности. Поиск закономерностей. Игра «Судоку»
3
5.
Из истории математики. Великие математики.
1
6.
Из истории математики. Л.Ф.Магницкий.
1
7.
Последовательности. Последовательности картинок. Игры «Дорисуй фигуру», «Нарисуй фигуру, не отрывая карандаша от бумаги»
2
8.
Логические задачи. Способы их решения.
1
9.
Решение логических задач табличным методом.
4
10.
Решение логических задач с помощью графов.
3
11.
Решение логических задач с помощью рассуждений.
2
12.
Работа над проектом. Что такое информационный проект. Создание информационного проекта.
3
13.
Защита проекта.
2
14.
Игры со спичками.
1
15.
Простейшие геометрические фигуры. Задачи на разрезание и складывание фигур.
1
16.
Составление интересных задач на разрезание фигур.
1
17.
Обобщающее занятие – игра.
1
Всего:
34