Программа в воспитательной деятельности в 4-х классах

Автор: Савинова Гульназ Вакилевна

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа 32











Программа

воспитательной работы







Составила: классный

руководитель 4Д класса

Савинова Г.В.











г. Сургут

2016-2017 уч.год.

Пояснительная   записка

1. Информация о направлении деятельности.

«Доброта в нас и вокруг нас»

Процесс воспитания - целенаправленное управление развитием личности ребенка, его сознанием, чувствами, поведением, специально организованное педагогическое воздействие на личность с целью формирования значимых социальных свойств и качеств этой личности.

 

2. Обоснование названия программы.

Во все времена важными ценностями являлись Доброта и Человечность. Мы, россияне, гордимся историей своей семьи, своей страны, её нравственными истоками, примерами самоотверженного Патриотизма и Милосердия.

«Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь, потому что это подлинно человеческое утверждается в душе одновременно с познанием первых и важнейших истин, одновременно с переживанием и чувствованием тончайших оттенков родного слова. В детстве человек должен пройти эмоциональную школу - школу воспитания добрых чувств».

В.А. Сухомлинский

3. Нормативная база

Воспитательная программа для учащихся 4Д класса разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:

1) Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»

273-ФЗ от 29 декабря 2012 года.

2) "Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года", утвержденной Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. N 996-р.

3) Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

4) Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» на 2011-2015 уч. годы.

5) Закон Ханты-Мансийского АО - Югры от 9.12.2015 № 130-оз "О гражданско-патриотическом воспитании в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре".

6) Концепция гражданско-патриотического воспитания граждан Ханты-Мансийского автономного округа – Югры (утверждена распоряжением Правительства ХМАО-Югры от 29.12.2014 № 747-рп).

7) Концепция развития воспитания в системе общего образования города Сургута до 2020 года (утверждена приказом департамента образования Администрации города от 29.10.2015 № 02-11-720/15-0-0).

8) План мероприятий по реализации Концепции развития воспитания в системе общего образования города Сургута до 2020 года (утвержден приказом департамента образования Администрации города от 19.11.2015 № 12-27-771/15-0-0).

9. Устава МБОУ СОШ №32.

10.Программы развития образовательного учреждения.

11. Локальных актов образовательного учреждения.

Анализ социально-педагогической ситуации развития воспитания

В классе 25 учеников. Из них 9 девочек и 16 мальчиков. В классе обучаются дети 2005-2007 г. рождения.

Дети в классе имеют разнообразные интересы: занимаются танцами, гимнастикой, рисуют и мастерят, занимаются спортом. В целом дети дружны между собой. Мальчики стараются защищать девочек.

Школьники переживают неудачи своего класса, болеют ли за свой коллектив, при проведении общешкольных мероприятий стараются держаться вместе.

Коммуникативные способности у детей развиваются. Дети мобильны в общении, стараются подстраиваться к поведению товарищей. Конфликтные ситуации бывают. Решение конфликтов проходит, в основном, путём нахождения компромисса между детьми. Все дети знают правила поведения на уроке и в школе, и стараются соблюдать их.

У детей класса есть эталон для оценки мыслей и поступков: «Итак, во всём, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

Учащиеся учатся сами организовываться для выполнения коллективных мероприятий, терпеливо и внимательно выслушивать друг друга (на собраниях, на переменах, при выполнении различных дел).

В классе создаются ситуации, в которых дети могут учиться друг у друга. Работа в министерствах дает детям эмоциональную разрядку, возможность выражать свои чувства, осознавать и ликвидировать конфликтные отношения, укрепляет веру в свои силы, способствует формированию взаимной сплоченности.

В педагогической поддержке нуждаются дети с неадекватной самооценкой.

В классе используется всякий удобный случай, чтобы «повернуть» каждого ребенка разными сторонами к коллективу, сделать его на некоторое время центром активного внимания. Постоянно фиксируется внимание детей на разных сторонах поведения каждого ребенка в различных видах деятельности, все привлекаются к активному наблюдению за этим поведением, в детском самосознании формируются объективные критерии оценки, дети привлекаются к совместной оценке, в своей же оценке подчеркивается продвижение ребенка вперед, его моральный рост.

Проводится оценка сделанного так, чтобы дети сразу же могли видеть положительное качество каждого члена коллектива. В детском коллективе формируются конкретные правила, хорошие традиции. Эти правила и требования поддерживаются всеми участниками общего дела, превращаются в общественное мнение.

Школьников класса связывают общие интересы, общая работа. Дружат ребята не только в школе, но и вне её.

Они внимательны к товарищам, стараются им помочь. Проявляют требовательность к себе и своим друзьям, учатся видеть недостатки свои и чужие. Дети класса учатся радоваться успехам других и сопереживать неудачи своих товарищей.

Хорошие поступки в классе одобряются, плохие осуждаются. Ребята в классе разные. Дети учатся помогать друг другу. Они стараются вести себя так, чтобы не было расхождения между тем, что они говорят и что делают. Дети класса знают о том, что происходит в школе в целом, и в других классах, выполняют общешкольные поручения. Уровень развития класса как коллектива средний.

В 2016-2017 учебном году необходимо продолжить работу по созданию условий для социализации растущей личности, для вхождения её в гражданское правовое общество через становление отношений к миру и к себе в нём.

Планирование воспитательной работы является значимым звеном в общей системе деятельности педагога. Продуманное планирование обеспечивает её чёткую организацию, намечает перспективы работы, способствует реализации определённой системы воспитания. Потребности современного общества возлагают на школу задачи не только качественного обучения, но и воспитания Человека высоконравственного, духовно богатого, способного адаптироваться к процессам, происходящим в современном мире. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. 
Воспитание должно способствовать развитию и становлению личности ребенка, всех ее духовных и физических сил и способностей; вести каждого ребенка к новому мироощущению, мировоззрению, основанному на признании общечеловеческих ценностей в качестве приоритетных в жизни.

Как организовать воспитательный процесс в классе? Каким содержанием его наполнить? На что обратить внимание при определении задач и видов деятельности, при планировании воспитательной работы? Подобные вопросы постоянно встают перед учителями, такой вопрос вставал и передо мной.

Составить план – значит продумать и представить себе в общем и в деталях весь процесс воспитательной работы, её организацию и результаты.

Я представляю программу воспитательной работы «МЫ РАЗНЫЕ – В ТОМ НАШЕ БОГАТСТВО, МЫ ВМЕСТЕ – В ЭТОМ НАША СИЛА» в начальной школе, в которой смогу реализовать потенциальные возможности учащихся. «Мы разные – в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила». Над этими словами предлагается поразмышлять школьникам. Ключевое слово в этой фразе – «мы», именно оно объединяет нас, таких разных, но живущих вместе россиян. Мы богаты  духовно, интеллектуально, возможностями, которые предоставляют наше культурное многообразие.

С точки зрения психолого-педагогического подхода каждый год обучения в начальной школе является важным звеном в становлении личности младшего школьника. Поэтому каждый последующий год реализации данной программы опирается на результаты предыдущего года воспитания.

Учитывая, что ребёнок, приходя в начальную школу, испытывает большие психологические трудности, основным воспитательным моментом первого года обучения становиться познание самого себя, в собственном взгляде на окружающих.
На втором году воспитания закладываются нравственные понятия «дружба», «забота о близких», «сострадание» и «милосердие».
Третий год воспитания - год становления коллектива, подчинения своих интересов его интересам.

Четвёртый год – посвящен формированию самостоятельности, правильной гражданской позиции, демократичности.

Психолого–педагогическая характеристика классного коллектива.
В классе 25 обучающихся: 1
6 мальчиков и 9 девочек. В коллективе сформирован познавательный интерес к образовательно-воспитательному процессу. Свидетельством тому является ответственное отношение к учению. Дети довольно много знают для своих лет, у них разносторонние интересы. Для 9 обучающихся характерен повышенный уровень познавательного интереса, для 13 – средний, для 3 – низкий уровень. 
Весь класс активно участвует во внеклассных мероприятиях. Особо выделяется группа ребят, которые отличаются высокой инициативностью, ответственным отношением к делам, поручениям. Класс имеет достаточно высокий уровень развития культурных навыков воспитанности, заложенных в прошлом году. Определенные результаты достигнуты в сплочении коллектива. По мнению учащихся в классе хороший микроклимат. Ребята доброжелательны, активны, самостоятельны. Особенно отмечается дух сотрудничества и творчества. Удовлетворенность большей части родителей и учащихся жизнью в классе показывает правильность выбранных ориентиров в воспитательной работе.

Актуальность программы

Актуальность программы заключается в том, что в процессе её реализации создаются условия для понимания ребёнком того, что жизнь человека, его ум и здоровье - это превеликая ценность на земле, и, что счастье его самого, родных, близких и окружающих людей в первую очередь зависит от желания постоянно работать над собой, стать образованным, духовно - воспитанным и трудолюбивым. Данная программа адаптирована для каждодневной учебно-воспитательной деятельности, причём все материалы соотнесены с актуальными требованиями общества и школы, с реалиями сегодняшнего дня.

 

Цель программы: создание максимально благоприятных условий для раскрытия способностей каждой отдельной личности, и ее духовного развития для духовного развития ребенка.

 

 

Задачи:

  1. Развивать умение общаться и сотрудничать.

  2. Создавать условия для развития творческих и интеллектуальных способностей детей.

  3. Создавать условия для поддержания стабильного здоровья обучающихся.

  4. Формировать самостоятельность, расширять возможности для развития трудовых, художественно-эстетических умений и навыков.

  5. Развивать эмоциональную и волевую сферы.

Воспитательная работа в начальных классах построена по принципу концентричности:   по тематическим периодам ученикам предлагаются мероприятия и виды работ от простых (1 класс) к более сложным    по содержанию, выполнению во 2-м, 3-м, 4-м классах. 

Основу воспитательной системы начальных классов определяют следующие принципы:   
- гуманистическое воспитание;
- личностно-ориентированный подход;

- принцип коллективизма;

- доступность;

- научность.

Вся воспитательная работа в начальной школе проводится по общешкольному воспитательному плану. В течение учебного года воспитательная работа  может корректироваться

 

Этапы реализации программы

Сроки реализации программы: 2015 -2017 учебный год

Возраст детей 9-11 лет.

 

Этапы реализации программы

В процессе построения воспитательной системы школы можно выделить 3 этапа:

Программа направлена на развитие и совершенствование положительных качеств личности ребёнка. Разработана по циклическому принципу для обучающихся в начальной школе и рассчитана на 4 года.

4 класс

  • овладение методами самовоспитания, самоконтроля;

  • проявление самостоятельной творческой активности;

  • умение самостоятельно организовывать и проводить мероприятия разной направленности;

  • обеспечение гармонии взаимоотношений семьи и школы;

  • мотивированность субъектов воспитания на совместную деятельность.

3. Содержание программы (Основные программные мероприятия)

4 класс "Жизнь дана на добрые дела"

НАПРАВЛЕНИЕ

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ

ОСНОВНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ

ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ

"Спорт и здоровье"

- формировать умение анализировать и нести ответственность за своё здоровье.

"Посеешь привычку - пожнёшь характер"

"осенний кросс «Золотая осень»



Кросс - спринт

устный журнал





спартакиада

"Труд и порядок"

- формировать умение контролировать и проявлять самостоятельность в поддержании порядка в школьном учреждении.

"Порядок в труде - порядок в знаниях"

"Школьный двор - лучший двор"

рейд, конкурс

рисунков о рабочем

человеке

трудовая акция

"Патриот"

- развивать стремление к самостоятельному изучению родного края и своей страны;

- обучать пониманию смысла человеческого существования.

"Природа родного края"

"Не лозунги, а дела"

"У войны не женское лицо"

Оказание помощи ветеранам войны и труда

"Жизнь дана на добрые дела"



акция

исследовательская деятельность



круглый стол в кругу друзей

"Наука и образование"

- создавать условия для реализации интересов детей и их потребностей в саморазвитии.



Интеллектуально - творческий марафон



Участие в работе школьного научного общества

интеллектуальный конкурс

смотр достижений выпускников начальной школы

"Досуг"

- учить самостоятельно организовывать и проводить мероприятия разной направленности;

- поддерживать и направлять работу органов самоуправления.

"Мои интересы, мои возможности"

Поход в лес

"Я умею, я могу, я хочу"

"Помоги другу"

беседа

путешествие

отчёт о выполнении обязанностей



 

"Мир прекрасного"

- формировать желание активно преобразовывать действительность

Литературно-музыкальная гостиная "В мире прекрасного"

"Школьные годы чудесные:"

"Гармония в природе"

поисковая работа

выпуск журнала

экологический плакат

 

Во  внеклассной деятельности используются  различные формы работы, такие как:

* беседа

* творческие  конкурсы (рисунков, стихов, песен, поделок и др.),

* КВНы,

* экскурсии, 

* спортивные игры и соревнования,

* общешкольные утренники,

* линейки, 

* творческие отчеты,

* трудовые десанты,

* занятия по ОРКСЭ,

* кружки,

*исследовательские работы.

Такая форма работы позволяет глубоко рассматривать обозначенные вопросы, вызывать интерес у младших школьников,  находить разнообразные подходы к достижению поставленных воспитательных и образовательных  целей и задач.

Огромную роль в осуществлении программы играют занятия по ОРКСЭ (основам религиозных культур и светской этики). Я веду уроки по модулю «Основы православной культуры», которые формируют именно такие качества личности, как доброта, милосердие, вежливость, любовь и уважение к близким людям, бережное отношение к окружающей среде и т. д. Они проходят в виде бесед, игр, «Рождественский перезвон», «Пасхальные образовательные чтения».

Содержание сотрудничества классного руководителя с родителями включает три основных направления:

  • психолого-педагогическое просвещение родителей;

  • вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс;

  • участие в управлении учебно-воспитательным процессом.

Формы работы с семьёй по данным направлениям содержатся в предлагаемой ниже таблице, которые предполагают создание условий для организации взаимодействия и сотрудничества с родителями в соответствии с запросами и уровнем просвещённости конкретного родительского коллектива.

Взаимодействие классного руководителя с родителями

основные направления

формы работы с семьёй

психолого - педагогическое просвещение родителей

родительские университеты

индивидуальные и тематические консультации

тренинги

конференции

родительские собрания

вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс

дни творчества

открытые уроки и внеклассные мероприятия

помощь в организации и проведении внеклассных дел и в укреплении материально - технической базы школы и класса

родительское общественное патрулирование

шефская помощь

участие в управлении учебно-воспитательным процессом

участие родителей класса в работе попечительского совета школы

участие родителей класса в работе родительского комитета

участие в работе общественного совета содействия семье и школе

Калейдоскоп родительских собраний

Срок проведения

Тема собрания

Ответственные

4 класс

I четверть

Ваш ребёнок взрослеет. Половое воспитание в семье.

врач, учитель

II четверть

Значение памяти в интеллектуальном развитии школьника.

учитель

III четверть

Как научить ребёнка жить в мире людей. Уроки этики для детей и родителей.

учитель

IV четверть

Школе мы не говорим: "Прощай!", мы говорим: "До новой встречи!"

учитель

 

9. Механизм реализации программы

Логика программы выстроена в соответствии с возрастными психологическими закономерностями и особенностями личностного роста. Программа составлена на основе принципов системности, научности, доступности, творчества и успеха и рассчитана на один год. Структура и организация данной воспитательной программы строится с учётом возрастных категорий учащихся, в связи со специфическими особенностями и задачами программы.

 

Категория: ребята 4 класс. Механизмом программы является ежегодный план воспитательной работы.

 

10. Ожидаемые результаты программы (основываться на формировании компетенций).

Ключевые образовательные компетенции:

    1. Ценностно-смысловая компетенция.

    Способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нём, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.

      1. Общекультурная компетенция.

      Обладание познаниями и опытом деятельности. Это особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно-досуговой сфере, например.

       

        1. Учебно-познавательная компетенция.  

        Знания и умения целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности. Ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приёмами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем.

          1. Информационная компетенция.

          Формирование умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовать, преобразовать, сохранить и передать её. Эта компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика с информацией, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире.

            1. Коммуникативная компетенция.

            Умение представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и др. Чтобы освоить эту компетенцию в учебном процессе, фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках каждого изучаемого предмета или образовательной области.

              1. Социально-трудовая компетенция.

              Владение знанием и опытом в гражданско-общественной деятельност, в социально-трудовой сфере, в области семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в профессиональном самоопределении

                1. Компетенция личностного самосовершенствования.

                Овладение способами деятельности в собственных интересах и возможностях, что выражается в его непрерывном самопознании, развитии необходимых современному человеку личностных качеств, формировании психологической грамотности, культуры мышления и поведения. К этой компетенции относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура.

                - Развитие в детях нравственных качеств: доброта, честность, справедливость, сострадание другому человеку.

                - Привитие навыков коллективистских отношений, активной жизненной позиции.

                - Привитие здоровье сберегающих навыков.

                - Формирование патриотического сознания,   уважительного отношения к старшему поколению, любви к родному краю.

                - Формирование уважительного, ценностного отношения к труду,

                - формирование общетрудовых навыков,  потребности в труде.

                 

                 

                Методическое обеспечение программы:

                - общешкольный план учебно-воспитательной работы,

                - план работы детской школьной ассоциации «Государство доброты»,
                - учебные таблицы, плакаты по основным предметам,

                 

                - классный уголок.

                 

                Обеспеченность учебной литературой (учебниками) на 2016 - 2017 учебный год.

                 

                п/п

                Предмет

                Оснащенность учебниками, %

                1.

                Русский язык

                100

                2.

                Литературное чтение

                100

                5.

                Математика

                100

                6.

                Английский язык

                100

                7.

                Окружающий мир

                100

                8.

                Информатика и ИКТ

                100

                9.

                Истоки

                50

                10.

                Технология

                100

                11.

                ИЗО

                100

                 



                Мониторинг воспитательного процесса и воспитательного результата.

                Для определения, как реализуется педагогические задачи, над чем требуется дальнейшая работа используются следующие методы диагностика (Приложение №2):

                • метод опроса/анкетирования;

                • метод наблюдений;

                • метод беседы/социометрического выбора;

                • мониторинг;

                • тесты (диагностика достижений).

                 

                 

                 

                 

                 

                 

                 

                 

                 

                 

                 

                 

                Приложение 1

                Анкета.

                Ответственный ли я человек?

                 

                1. Мой режим дня (указать).

                2. Время подготовки уроков.

                3. Какие предметы я готовлю в первую очередь

                4. По каким предметам я испытываю трудности? Указать причину:

                - пропустил занятия

                - не понимаю

                - нужна консультация

                - не учу

                - не посещаю

                - не доучиваю

                - другая причина (указать)

                5. Есть ли у меня свободное время и как я его провожу.

                6. Мир моих увлечений.

                7. Мое отношение к классному коллективу.

                8. Как ты думаешь, уважают ли тебя в классе и за что?

                9. Чтобы я хотел изменить в отношениях между одноклассниками.

                10. Что мне нравится в школе.

                11. Что мне нравится делать в семье, хороший ли я сын (дочь)?

                12. Мои представления о будущем. Моя профессия.

                13. Культурный ли я человек, умею ли я вести себя по взрослому?

                14. Есть ли люди, которых я уважаю, люблю, проявляю о них заботу?

                 

                Приложение 2

                 

                п/п

                Вопросы

                Ответы

                1.

                Что ты считаешь самым важным в школе?

                 

                2.

                Какой день недели ты больше всего любишь?

                 

                3.

                Чем бы ты хотел заниматься в свободное время?

                 

                4.

                Если бы ты мог выбирать, то в каком классе ты хотел бы учиться во 2 или в 6?

                 

                5.

                Какие твои любимые уроки?

                 

                6.

                Что в школе для тебя самое интересное?

                 

                7.

                Что самое неприятное?

                 

                8.

                Как ты учишься?

                 

                9.

                Каким по успеваемости учеником ты хотел бы быть?

                 

                10.

                Тебе нравится в школе или не очень?

                 

                11.

                У тебя в школе много друзей?

                 

                12.

                Какое общественное поручение ты хотел бы выполнять?

                 

                 

                 

                 

                 

                 

                Анкета «Отношение к школе» .

                 

                Приложение 3

                Анкета для определения уровня воспитанности.

                Анкета ученика (цы)_________ класса ___________________________________________

                Долг и ответственность

                1

                Считаю для себя важным добиваться, чтобы коллектив моего класса работал лучше.

                4

                3

                2

                1

                0

                2

                Вношу предложения по совершенствованию работы класса.

                4

                3

                2

                1

                0

                3

                Самостоятельно организую отдельные мероприятия в классе.

                4

                3

                2

                1

                0

                4

                Участвую в подведении итогов работы класса, в определении ближайших задач.

                4

                3

                2

                1

                0

                Бережливость

                1

                Аккуратно пользуюсь библиотечными книгами.

                4

                3

                2

                1

                0

                2

                Бережно отношусь к школьной мебели ( не рисую, не черчу на партах.

                4

                3

                2

                1

                0

                3

                Бережно отношусь к своей одежде ( слежу за чистотой и опрятностью).

                4

                3

                2

                1

                0

                4

                Экономлю природные ресурсы(электроэнергию, воду бумагу - до конца использую тетради,).

                4

                3

                2

                1

                0

                Дисциплинированность

                1

                Знаю и соблюдаю правила, записанные в Уставе школы.

                4

                3

                2

                1

                0

                2

                Всегда внимателен на уроках, не мешаю слушать другим объяснения учителя.

                4

                3

                2

                1

                0

                3

                Участвую во внеклассных мероприятиях, проводимых в классе ( в школе).

                4

                3

                2

                1

                0

                4

                Осознаю свою ответственность за результаты работы в коллективе класса.

                4

                3

                2

                1

                0

                Ответственное отношение к учебе

                1

                Прихожу в школу с выполненным домашним заданием.

                4

                3

                2

                1

                0

                2

                При подготовке домашнего задания стараюсь не прибегать к помощи взрослых.

                4

                3

                2

                1

                0

                3

                Использую дополнительную литературу ( пользуюсь средствами Интернета).

                4

                3

                2

                1

                0

                4

                Аккуратен, исполнителен, точен.

                4

                3

                2

                1

                0



                Отношение к общественному труду

                1

                Своевременно и точно выполняю порученные мне задания.

                4

                3

                2

                1

                0

                2

                Принимаю участие в трудовых рейдах( уборке класса, школы, пришкольного участка, сборе макулатуры).

                4

                3

                2

                1

                0

                3

                Выполняю трудовые поручения родителей.

                4

                3

                2

                1

                0

                4

                Добросовестно выполняю все поручения.

                4

                3

                2

                1

                0

                Коллективизм, чувство товарищества

                1

                Удовлетворен отношением моих товарищей к другим классам.

                4

                3

                2

                1

                0

                2

                Готов отстаивать интересы всего коллектива школы в других коллективах и общественных организациях.

                4

                3

                2

                1

                0

                3

                Готов помочь своим одноклассникам выполнять домашнее задание или поручения взрослых.

                4

                3

                2

                1

                0

                4

                Готов ответить за результаты своей работы и за результаты работы своих товарищей.

                4

                3

                2

                1

                0

                Доброта и отзывчивость

                1

                Стремлюсь помочь другим ученикам, а также младшим в разрешении трудностей, возникающих перед ними.

                4

                3

                2

                1

                0

                2

                Вежлив со взрослыми, уступаю места старшим.

                4

                3

                2

                1

                0

                3

                Не реагирую на случайные столкновения в школьных вестибюлях, помогаю младшим .

                4

                3

                2

                1

                0

                4

                Ко мне всегда можно обратиться за помощью.

                4

                3

                2

                1

                0



                Честность и справедливость

                1

                Считаю, что необходимо отвечать за свои поступки.

                4

                3

                2

                1

                0

                2

                Честно сознаюсь, если что-то натворил.

                4

                3

                2

                1

                0

                3

                Осуждаю своего товарища, если он рассказал взрослому о проступке товарища без его присутствия при разговоре.

                4

                3

                2

                1

                0

                4

                Открыто и смело высказываю свое мнение перед любым коллективом.

                4

                3

                2

                1

                0

                Простота и скромность

                1

                Говоря о своих успехах, не забываю об успехах товарищей.

                4

                3

                2

                1

                0

                2

                Понимаю, что человека уважают не за деньги.

                4

                3

                2

                1

                0

                3

                Иногда люблю похвастаться.

                4

                3

                2

                1

                0

                4

                Могу дружить с девочками и мальчиками другой национальности

                4

                3

                2

                1

                0

                Культурный уровень

                1

                Посещаю музеи, выставки, театры не реже одного раза в месяц.

                4

                3

                2

                1

                0

                2

                Среди телевизионных передач смотрю учебные, познавательные фильмы ( из жизни растительного и животного миров, передачи, посвященные жизни и деятельности писателей, артистов кино…) Слушаю не только современную музыку, эстрадную, но и классическую.

                4

                3

                2

                1

                0

                3

                Слежу за своей речью, не допускаю, чтобы при моем присутствии говорили грубо, некорректно, нецензурно.

                4

                3

                2

                1

                0

                4

                Соблюдаю правила поведения в общественных местах ( в том числе транспорте)

                4

                3

                2

                1

                0

                Расчет делать по каждому пункту.

                Детям сказать: “Прочитайте вопросы анкеты и постарайтесь долго не задумываться. Ответьте на них, оценивая себя по 5-балльной шкале. (расшифровка дана на доске)”

                • 0” - всегда нет или никогда.

                • 1” - очень редко, чаще случайно.

                • 2”- чаще нет, чем да, иногда вспоминаю.

                • 3”- чаще да, чем нет, иногда забываю.

                • 4”- всегда да, постоянно.

                Результаты одного пункта складываются и делятся на 16 ( максимальное кол-во баллов) ( 3+4+3+4)/16

                Затем складываются показатели по всем пунктам и делятся на 9. ( 1+0,9+0,7+0,6+0,5+1+1+1+0,2)/9

                • До 0,5 – низкий уровень воспитанности

                • 0,6- уровень воспитанности ниже среднего

                • 0,7 -0,8 средний уровень воспитанности

                • До 0,9 уровень воспитанности выше среднего

                • 1- высокий уровень воспитанности

                 

                Приложение 4

                Опросник

                1. Трудно ли тебе держаться на одном уровне знаний со всем классом?

                2. Волнуешься ли ты, когда учитель говорит, что собирается проверить, насколько ты знаешь материал?

                3. Трудно ли тебе работать в классе так, как этого хочет учи­тель?

                4. Снится ли тебе временами, что учитель в ярости потому, что ты не знаешь урок?

                5. Случалось ли, что кто-нибудь из твоего класса бил или уда­рял тебя?

                6. Часто ли тебе хочется, чтобы учитель не торопился при объяснении нового материала, пока ты не поймешь, что он говорит?

                7. Сильно ли ты волнуешься при ответе или выполнении зада­ния?

                8. Случается ли с тобой, что ты опасаешься высказываться на уроке, потому что боишься сделать глупую ошибку?

                9. Дрожат ли у тебя колени, когда тебя вызывают отвечать?

                10. Часто ли твои одноклассники смеются над тобой, когда вы играете в разные игры?

                11. Случается ли, что тебе ставят более низкую оценку, чем ты ожидал?

                  1. Волнует ли тебя вопрос о том, не оставят ли тебя на второй год?

                  2. Стараешься ли ты избегать игр, в которых делается выбор, потому что тебя, как правило, не выбирают?

                  3. Бывает ли временами, что ты весь дрожишь, когда тебя вы­зывают отвечать?

                  4. Часто ли у тебя возникает ощущение, что никто из твоих од­ноклассников не хочет делать то, что хочешь ты?

                  5. Сильно ли ты волнуешься перед тем, как начать выполнять задание?

                  6. Трудно ли тебе получать такие отметки, каких ждут от тебя родители?

                  7. Боишься ли ты временами, что тебе станет дурно в классе?

                  8. Будут ли твои одноклассники смеяться над тобой, если ты сделаешь ошибку при ответе?

                  9. Похож ли ты на своих одноклассников?

                  10. Выполнив задание, беспокоишься ли ты о том, хорошо ли с ним справился?

                  11. Когда ты работаешь в классе, уверен ли ты в том, что все хорошо запомнишь?

                  12. Снится ли тебе иногда, что ты в школе и не можешь ответить на вопрос учителя?

                  13. Верно ли, что большинство ребят относится к тебе по-дру­жески?

                  14. Работаешь ли ты более усердно, если знаешь, что результаты твоей работы будут сравниваться в классе с результатами твоих одноклассников?

                  15. Часто ли мечтаешь о том, чтобы поменьше волноваться, ког­да тебя спрашивают?

                  16. Боишься ли ты временами вступать в спор?

                  17. Чувствуешь ли ты, что твое сердце начинает сильно биться, когда учитель говорит, что собирается проверить твою готов­ность к уроку?

                  18. Когда ты получаешь хорошие отметки, думает ли кто-нибудь из твоих друзей, что ты хочешь выслужиться?

                  19. Хорошо ли ты себя чувствуешь с теми из твоих одноклассни­ков, к которым ребята относятся с особым вниманием?

                  20. Бывает ли, что некоторые ребята в классе говорят что-то, что тебя задевает?

                  21. Как ты думаешь, теряют ли расположение остальных те учеб­ники, которые не справляются с учебой?

                  22. Похоже ли на то, что большинство твоих одноклассников не обращают на тебя внимания?

                  23. Часто ли ты боишься выглядеть нелепо?

                  24. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся учителя?

                  25. Помогает ли твоя мама в организации вечеров, как другие мамы твоих одноклассников?

                  26. Волновало ли тебя когда-нибудь, что думают о тебе окружа­ющие?

                  27. Надеешься ли ты в будущем учиться лучше, чем раньше?

                  28. Считаешь ли ты, что одеваешься в школу так же хорошо, как и твои одноклассники?

                  29. Часто ли, отвечая на уроке, ты задумываешься о том, что думают о тебе в это время другие?

                  30. Обладают ли способные ученики какими-то особыми права­ми, которых нет у других ребят в классе?

                  31. Злятся ли некоторые из твоих одноклассников, когда тебе удается быть лучше их?

                  32. Доволен ли ты тем, как к тебе относятся одноклассники?

                  33. Хорошо ли ты себя чувствуешь, когда остаешься один на один с учителем?

                  34. Высмеивают ли временами одноклассники твою внешность и поведение?

                  35. Думаешь ли ты, что беспокоишься о своих школьных делах больше, чем другие ребята?

                  36. Если ты не можешь ответить, когда тебя спрашивают, чувству­ешь ли ты, что вот-вот расплачешься?

                  37. Когда вечером ты лежишь в постели, думаешь ли ты време­нами с беспокойством о том, что будет завтра в школе?

                  38. Работая над трудным заданием, чувствуешь ли ты порой, что совершенно забыл вещи, которые хорошо знал раньше?

                  39. Дрожит ли слегка твоя рука, когда ты работаешь над зада­нием?

                  40. Чувствуешь ли ты, что начинаешь нервничать, когда учитель говорит, что собирается дать классу задание?

                  41. Пугает ли тебя проверка твоих знаний в школе?

                  42. Когда учитель говорит, что собирается дать классу задание, чувствуешь ли ты страх, что не справишься с ним?

                  43. Снилось ли тебе временами, что твои одноклассники могут сделать то, что не можешь ты?

                  44. Когда учитель объясняет материал, кажется ли тебе, что твои одноклассники понимают его лучше, чем ты?

                  45. Беспокоишься ли ты по дороге в школу, что учитель может дать классу проверочную работу?

                  46. Когда ты выполняешь задание, чувствуешь ли ты обычно, что делаешь это плохо?

                  47. Дрожит ли слегка твоя рука, когда учитель просит сделать задание на доске перед всем классом?

                 

                Приложение 5

                Материалы диагностики уровня сформированности нравственных качеств

                АНКЕТА                                     

                1)Обведите вариант, с которым вы согласны.

                1.       Если  кто-то  относится  к  тебе  не  очень  хорошо,  то

                а)  ты  прощаешь  ему  это,

                б)  ты  относишься  к  нему  также.

                2.      Когда  кто-то  из  детей  просит  тебя  помочь  на  контрольной,

                а)  ты  говоришь,  чтобы  он  сам  все  решал,

                б)  ты  помогаешь,  когда  не  видит  учитель.

                3.      Если  мама  на  тебя  сердится,  то

                а)  у  тебя  ощущение,  что  ты  сделал  что-то  не  так,

                б)  ты  думаешь,  что  она  ошибается.

                4.      Когда  мама  зовет  тебя  домой,  ты

                а)  идешь  сразу  же,

                б)  продолжаешь  играть  еще  немного.

                5.      Если  ты  знаешь,  что  тебя  могут  наказать  за  что-то,

                а)  ты  тревожишься,

                б)  тебя  это  не  волнует.

                2) Ответь на вопросы:

                -с кем бы хотел подружиться из героев литературных произведений или фильмов?

                -почему?

                -какие качества привлекают в герое?

                - кто вам в жизни помогает в трудную минуту?

                - чем могут помочь телевизионные и литературные герои?

                3) Как бы ты поступил?

                -Если бы ты гулял во дворе вместе с другими и кто–нибудь из ребят упал около тебя и очень сильно ушиб ногу.

                Что бы ты сделал?

                -Если бы ты строил что – то из дощечек и рядом Витя тоже строил. Ему не хватало кубиков. Что бы ты сделал?

                 А если бы тебе тоже нужны были эти дощечки, тебе бы тоже не хватило?

                  №4) ДАЙТЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯМ:

                1. Счастье

                2. Свобода

                3.Мудрость

                4.мужество

                5.Умеренность

                6. справедливость

                7 Дружба

                8. Добро

                9. Зло

                10. милосердие

                11. Долг

                1. Вина

                 

                5)Скажи, как ты думаешь, что такое ответственность?

                 Как обычно ведет себя ответственный человек?

                 Как обычно ведет себя безответственный человек?

                 Скажи, как ты думаешь, что такое доброжелательность?

                 Как обычно ведет себя доброжелательный человек?

                 Как обычно ведет себя недоброжелательный человек?

                 

                 

                Приложение 6

                Диагностика уровня нравственного воспитания учащихся


                 


                Основные отношения
                Показатели воспитанности


                Признаки и уровни формирующихся качеств (от 3-го уровня до нулевого уровня)


                Отношение к обществу


                1. Патриотизм


                1. Отношение к родной природе


                3 - любит и бережет природу, побуждает к бережному отношению других;
                2 - любит и бережет природу;
                1 - участвует в деятельности по охране природы под руководством учителя;
                0 - природу не ценит и не бережет.


                2. Гордость за свою страну


                3 - интересуется и гордится историческим прошлым Отечества, рассказывает об этом другим;
                2 - интересуется историческим прошлым;
                1 - знакомится с историческим прошлым при побуждении старших;
                0 - не интересуется историческим прошлым.


                3. Служение своими силами


                3 - находит дела на службу малому Отечеству и организует других;
                2 - находит дела на службу малому Отечеству;
                1 - участвует в делах на службу малому Отечеству при организации и поддержке со стороны учителей;
                0 - не принимает участия в делах на пользу малому Отечеству


                4. Забота о своей школе


                3 - участвует в делах класса и привлекает к этому других
                2 - испытывает гордость за свою школу, участвует в делах класса;
                1 - в делах класса участвует при побуждении;
                0 - в делах класса не участвует, гордости за свою школу не испытывает.


                Отношение к умственному труду


                2. Любознательность


                5. Познавательная активность


                3 - сам много читает и знает, обсуждает с друзьями узнанное;
                2 - сам много читает;
                1 - читает при побуждении взрослых, учителей
                0 - читает недостаточно, на побуждения учителя не реагирует


                6. Стремление реализовать свои интеллектуальные способности


                3 - стремится учиться как можно лучше, помогает другим;
                2 - стремится учиться как можно лучше
                1 - учиться при наличии контроля;
                0 - плохо учится даже при наличии контроля


                7. Саморазвитие


                3 - есть любимое полезное увлечение, к которому привлекает товарищей;
                2 - есть любимое полезное увлечение;
                1 - нет полезного увлечения, во внеурочной познавательной деятельности участвует при наличии побуждения со стороны учителя;
                0 - во внеурочной деятельности не участвует.


                8. Организованность в учении


                3 - работу на уроке и домашнее задания выполняет внимательно, аккуратно, помогает товарищам;
                2 - работу на уроке и домашнее задания выполняет внимательно, аккуратно
                1- Работу на уроке и домашнее задания выполняет под контролем;
                0 - на уроках невнимателен, домашнее задания не выполняет


                Отношение к физическому труду


                3. Трудолюбие


                9. Инициативность и творчество в труде


                3 - находит полезные дела в классе, школе и организует товарищей на творческий труд;
                2 - находит полезные дела в классе, школе, выполняет их с интересом;
                1 - участвует в полезных делах в классе, в школе, организованных другими;
                0 - в полезных делах не участвует, позитивную инициативу и творчество не проявляет.


                10. Самостоятельность


                3 - хорошо трудится без контроля со стороны старших и побуждает к этому товарищей;
                2 - сам хорошо трудится, но к труду других равнодушен;
                1 - трудится при наличии контроля;
                0 - участия в труде не принимает


                11. Бережное отношение к результатам труда


                3 - бережет личное и общественное имущество, стимулирует других;
                2 - бережет личное и общественное имущество;
                1 - требует контроля в отношении к личному и общественному имуществу;
                0 - небережлив, допускает порчу личного и общественного имущества.


                12. Осознание значимости труда


                3 - осознает знание труда, сам находит работу по своим силам и помогает товарищам;
                2 - осознает значение труда, сам находит работу по своим силам;
                1 - не имеет четкого представления о значимости труда; при выполнении работ по силам нуждается в руководстве;
                0 - не осознает значимости труда, не умеет и не любит трудиться.


                Отношение к людям


                4. Доброта и отзывчивость


                13. Уважительное отношение к старшим


                3 - уважает старших, не терпит неуважительного отношения к ним со стороны сверстников;
                2 - уважает старших;
                1 - к старикам не всегда уважителен, нуждается в руководстве;
                0 - не уважает старших, допускает грубость.


                14. Дружелюбное отношение к сверстни-кам


                3 - отзывчив к друзьям и близким, дружелюбно относится к сверстникам, осуждает грубость;
                2 - отзывчив к друзьям, близким и сверстникам;
                1 - проявляет дружелюбие, нуждается в побуждении со стороны товарищей и старших;
                0 - груб и эгоистичен


                15. Милосердие


                3 - сочувствует и помогает слабым, больным, беспомощным и настраивает на это других;
                2 - сочувствует и помогает слабым, больным;
                1 - помогает слабым, больным при условии поручения, наличия контроля
                0 - неотзывчив, иногда жесток


                16. Честность в отношениях с товарищами и взрослыми


                3 - честен в отношениях с товарищами и взрослыми, не терпит проявления лжи и обмана со стороны других
                2 - честен в отношениях с товарищами и взрослыми;
                1 - не всегда честен;
                0 - нечестен


                Отношение к себе


                5. Самодисциплина


                17. Развитая добрая воля


                3 - проявляет добрую волю и стремится развивать ее, поддерживает проявление доброй и осуждает проявление злой воли сверстников;
                2 - проявляет добрую волю, стремится развивать ее;
                1 - развивает волю в организованных взрослыми ситуациях, нередко подчиняясь воле других;
                0 - силой волей не обладает и не стремится ее развивать.


                18. Самоуважение, соблюдение правил культуры поведения


                3 - добровольно соблюдает правила культуры поведения, требует этого от других;
                2 - добровольно соблюдает правила культуры поведения, не заботится о других;
                1 - нормы, правила поведения соблюдает при наличии контроля;
                0 - нормы и правила не соблюдает


                19. Организованность и пунктуальность


                3 - своевременно и качественно выполняет любое дело, требует этого от других;
                2 - своевременно и качественно выполняет свои дела;
                1 - при выполнении дел и заданий нуждается в контроле;
                0 - начатые дела не выполняет


                20. Требовательность к себе


                3 - требователен к себе и товарищам, стремится проявить себя в хороших делах и поступках;
                2 - требователен к себе, стремится проявить себя в хороших делах и поступках;
                1 - не всегда требователен, не стремится проявить себя в хороших делах и поступках;
                0 - к себе не требователен, проявляет себя в негативных поступках.


                Баллы независимо друг от друга выставляют учитель, родители, сам школьник и заполняют индивидуальный оценочный лист. Таким образом, формируется объективная оценка нравственных качеств личности.

                 

                 

                Приложение 7
                Индивидуальный оценочный лист по определению уровня воспитанности ученика ___ класса ______________________________

                 




                Критерии уровня воспитанности


                Оценка в баллах

                (по 3-балльной системе)


                Средняя

                оценка


                Сам школьник


                семья


                Классный руководитель


                1.


                Отношение к обществу.










                2.


                Отношение к умственному труду










                3.


                Отношение к физическому труду










                4.


                Отношение к людям










                5.


                Отношение к себе










                Итого: арифметическая сумма средних оценок


                ВЫВОДЫ: Общий уровень воспитанности личности учащегося

                _________ % - _____________________ (Высокий, средний, низкий)

                 

                 

                 

                 

                 

                 

                 

                 

                 

                 

                Приложение 8

                Анкета для родителей первоклассников.

                 

                Уважаемый родитель! Просим Вас ответить на перечисленные вопросы. Среди вариантов ответов подчеркните тот, который Вам кажется более подходящим Вашему ребенку.

                1. Охотно ли идет ребенок в школу?

                Неохотно – 4, без особой охоты – 3, охотно – 2, с радостью – 1, затрудняюсь ответить.

                1. Вполне ли приспособился к школьному режиму? Принимает ли как должное новый распорядок?

                Пока нет – 4, не совсем – 3, в основном да – 2, безусловно да – 1, ответить затрудняюсь.

                  1. Переживает ли свои учебные успехи и неуспехи?

                Нет – 4, скорее нет, чем да – 3, скорее да, чем нет – 2, безусловно да – 1, ответить затрудняюсь.

                  1. Вполне ли сформировалось у него чувство ответственности по отношению к учебным занятиям?

                Пока нет – 4, не совсем – 3, в основном да – 2, безусловно да – 1, ответить затрудняюсь.

                  1. Часто ли ребенок делится с Вами школьными впечатлениями?

                Пока нет – 4, делится иногда – 3, делится всегда – 2, довольно часто – 1.

                  1. Каков преобладающий эмоциональный характер этих впечатлений?

                    • преобладают в основном отрицательные эмоциональные впечатления – 4,

                    • впечатления разные, но отрицательных больше – 3,

                    • положительных и отрицательных поровну – 2,

                    • в основном впечатления положительные – 1.

                  2. Сколько времени в среднем тратит Ваш ребенок ежедневно на выполнение домашних заданий?

                4 часа – 4; 3 часа – 3; 2 часа – 2; 1 час – 1.

                  1. Нуждается ли ребенок в Вашей помощи при выполнении домашних заданий?

                Помощь нужна всегда – 4, помогаем довольно часто – 3, помогаем иногда – 2, в помощи не нуждается – 1, ответить затрудняюсь.

                  1. Как Ваш ребенок преодолевает трудности в работе?

                Перед трудностями сразу пасует – 4, обращается за помощью – 3, трудности старается

                преодолеть сам, но может отступить – 2, настойчив в преодолении трудностей – 1, ответить затрудняюсь.

                  1. Способен ли ребенок сам проверить свою работу, найти и исправить ошибки?

                Сам этого сделать не может – 4, иногда может – 3, может, если побуждать к этому – 2, как правило, может – 1, ответить затрудняюсь.

                  1. Часто ли ребенок жалуется на товарищей по классу, обижается на них?

                Довольно часто – 4, бывает, но редко – 3, такого практически не бывает – 2, ответить затрудняюсь.

                  1. Справляется ли ребенок с учебной нагрузкой без перенапряжения?

                Нет – 4, скорее нет, чем да – 3, скорее да, чем нет – 2, безусловно да – 1.

                 

                 

                comments powered by HyperComments
                Пожалуйста, подождите.
                x