Статья Программы по ОВЗ для 1-4 классов. Автор: Бондарева Наталья Яковлевна

Автор: Бондарева Наталья Яковлевна
Программы по ОВЗ разработаны для учащихся 1-4 классов с учетом их способностей


Автор: Бондарева Наталья Яковлевна

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «УСИНСК»

 

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА» пгт ПАРМА

 

ПРИНЯТО УТВЕРЖДЕНО

педагогическим советом приказом директора

Протокол №3 от 03.12.2018 г. от 04.12.2018 г. № 560

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«РУССКИЙ ЯЗЫК»

 

УРОВНЯ НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

4 класс

Срок реализации 1 год

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа составлена

учителем начальных классов

Бондаревой Н.Я.

 

 

 

 

 

 

пгт Парма, 2018 г.

 

Пояснительная записка

 

Адаптированная рабочая программа предмета «Русский язык» обязательной предметной области «Русский язык и литература» для начального общего образования разработана в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (с изменениями, внесенными Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 г. № 1576), с учетом примерной основной образовательной программы начального общего образования (одобрено Федеральным учебно-методическим объединением по общему образованию Протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15), с учетом авторских рабочих программ В. Г. Горецкого, В. П. Канакиной «Русский язык», со сборником рабочих программ «Школа России» 1-4 классы авт. С.В. Анащенкова, М.А. Бантова, Г.В. Бильтюкова, Москва «Просвещение», 2011.

Основанием для разработки адаптированной общеобразовательной программы (далее – АОП) для детей с ОВЗ служат следующие нормативные документы: Письмо Министерства образования и науки РФ от 18.04. 2008 № АФ-150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»; Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» (Утверждена 04 февраля 2010 года, Пр-271); Письмо Министерства образования Российской Федерации от 06.04.2004 № 26/188 «О дополнительных мерах по соблюдению права на образование детей- инвалидов с отклонениями в умственном развитии»; Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях";

В соответствии с учебным планом МБОУ «ООШ» пгт Парма на изучение русского языка в 4 классе в начальной школе выделяется 136 часов (4 ч в неделю, 34 учебные недели).

 

Планируемые результаты освоения учебного предмета

 

Личностные результаты

Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России; осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.

Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.

Принятие и освоение социальной роли учащегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Развитие навыков сотрудничества

со

взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.

Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, мотивации к творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления.

Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.

Использование знаково-символических сре

дств пр

едставления информации.

Активное использование речевых средств и сре

дств дл

я решения коммуникативных и познавательных задач.

Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации.

Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами: осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.

Готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценки событий.

Определение общей цели путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.

Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык».

Овладение базовыми предметными и

межпредметными

понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.

Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Русский язык»

У выпускника будут сформированы:

внутренняя позиция школьника на уровне положитель

ного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца

«хорошего ученика»;

широкая мотивационная основа учебной деятельности,

включающая социальные,

учебно­познавательные

и внешние мотивы;

учебно­познавательный

интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

ориентация на понимание причин успеха в учебной

деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль резуль

тата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;

способность к оценке своей учебной деятельности;

основы гражданской идентичности, своей этнической

принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи,

представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;

ориентация в нравственном содержании и

смысле

как

собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;

развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения; понимание чу

вств др

угих людей и сопереживание им;

установка на здоровый образ жизни;

основы экологической культуры: принятие ценности природного мира, готовность следовать в своей деятельности нор

мам природоохранного, нерасточительного,

здоровьесберегающего

поведения;

чувство прекрасного и эстетические чувства на основе

знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

 

Выпускник получит возможность для формирования:

внутренней позиции обучающегося на уровне поло

жительного отношения к образовательной организации, понимания необходимости учения, выраженного в преобладании

учебно­познавательных

мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний;

выраженной устойчивой

учебно­познавательной

моти

вации учения;

устойчивого

учебно­познавательного

интереса к новым

общим способам решения задач;

адекватного понимания причин успешности/

неуспешности

учебной деятельности;

положительной адекватной дифференцированной само

оценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика»;

компетентности в реализации основ гражданской

идентичности в поступках и деятельности;

морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учета позиций партнеров в общении, ориентации на их мотивы и чувства, устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

установки на здоровый образ жизни и реализации ее в реальном поведении и поступках;

осознанных устойчивых эстетических предпочтений и ориентации на искусство как значимую сферу человеческой жизни;

эмпатии

как осознанного понимания чу

вств др

угих людей и сопереживания им, выражающихся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.

Регулятивные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

принимать и сохранять учебную задачу;

учитывать выделенные учителем ориентиры действия в но

вом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

учитывать установленные правила в планировании и конт

роле способа решения;

осуществлять итоговый и пошаговый контроль по резуль

тату;

оценивать правильность выполнения действия на уровне

адекватной ретроспективной оценки соответствия результа

тов требованиям данной задачи;

адекватно воспринимать предложения и оценку учите

лей, товарищей, родителей и других людей;

различать способ и результат действия;

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных

ошибок, использовать предложения и оценки для создания

нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.

Выпускник получит возможность научиться:

в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

преобразовывать практическую задачу

в

познавательную;

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

самостоятельно учитывать выделенные учителем ори

ентиры действия в новом учебном материале;

осуществлять констатирующий и предвосхищающий

контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в

исполнение

как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Познавательные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные,

цифровые), в открытом информационном пространстве, в том

числе контролируемом пространстве сети Интернет;

осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

использовать

знаково­символические

средства, в том чис

ле модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;

проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве

;

строить сообщения в устной и письменной форме;

ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

основам смыслового восприятия художественных и позна

вательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

осуществлять синтез как составление целого из частей;

проводить сравнение,

сериацию

и классификацию по

заданным критериям;

устанавливать

причинно­следственные

связи в изучае

мом круге явлений;

строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

обобщать, т.

е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;

осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков и их синтеза;

устанавливать аналогии;

владеть рядом общих приемов решения задач.

Выпускник получит возможность научиться:

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;

создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;

осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

осуществлять синтез как составление целого из частей, самостоятельно достраивая и восполняя недостающие компоненты;

осуществлять сравнение,

сериацию

и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

строить

логическое рассуждение

, включающее установление

причинно­следственных

связей;

произвольно и осознанно владеть общими приемами

решения задач.

Коммуникативные универсальные учебные действия

Выпускник научится:

адекватно использовать коммуникативные, прежде все

го

речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том чис

ле сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть

диалогической формой коммуникации,

используя

в том чис

ле средства и инструменты ИКТ и дистанционного обще

ния;

допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его

собственной

, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться и приходить к общему решению в со

вместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

задавать вопросы;

контролировать действия партнера;

использовать речь для регуляции своего действия;

адекватно использовать речевые средства для решения

различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Выпускник получит возможность научиться:

учитывать и координировать в сотрудничестве по

зиции других людей, отличные

от

собственной;

учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;

с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности

.

 

Предметные результаты

1) сформированы первоначальные представления о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

2) сформировано понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;

3) сформировано позитивное отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

4) овладение первоначальными представлениями о нормах русского языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средств для успешного решения коммуникативных задач;

5) овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

 

Формирование следующих умений:

- производить разбор слов по составу: находить окончание, выделять корень, приставку, суффикс;

- подбирать однокоренные слова разных частей речи;

- распознавать части речи, их грамматические признаки (род, число, падеж имен существительных, род и число имен прилагательных, время и число глаголов);

- изменять имена существительные и прилагательные по числам;

- склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями;

- изменять имя прилагательное по родам и числам в соответствии с родом и числом существительного;

- изменять глагол по временам (простые случаи) и в прошедшем времени — по родам;

- распознавать и употреблять в тексте синонимы, антонимы;

- устанавливать по вопросам связь между словами в предложении, вычленять словосочетания;

- распознавать главное и зависимое слово в словосочетании;

- производить синтаксический разбор предложений: определять их вид по цели высказывания и по интонации, выделять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам;

- производить синтаксический разбор предложения с однородными членами;

- производить разбор слова как части речи.

 

Содержательная линия «Система языка»

РАЗВИТИЕ РЕЧИ

Выпускник научится:

осознавать

ситуацию

общения: с

какой

целью, с кем и где происходит общение; выбирать адекватные языковые и неязыковые средства в соответствии с конкретной ситуацией общения;

практически овладевать формой диалогической речи; овладевать умениями ведения разговора (начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и др.);

выражать собственное мнение, обосновывать его с учётом ситуации общения;

овладевать нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ;

оценивать правильность (уместность) выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке, в школе, в быту, со знакомыми и незнакомыми, с людьми разного возраста;

практически овладевать монологической формой речи; уметь под руководством учителя строить монологическое высказывание на определённую тему с использованием разных типов речи (описание, повествование, рассуждение);

овладевать умениями работы с текстом: определять тему и главную мысль текста, самостоятельно озаглавливать текст по его теме или главной мысли, выделять части текста (корректировать порядок предложений и частей текста), составлять план к заданным текстам;

пользоваться самостоятельно памяткой для подготовки и написания изложения учеником;

письменно (после коллективной подготовки) подробно или выборочно передавать содержание повествовательного текста, предъявленного на основе зрительного и слухового восприятия, сохраняя основные особенности текста-образца; грамотно записывать текст; соблюдать требование каллиграфии при письме;

сочинять письма, поздравительные открытки, объявления и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения;

составлять тексты повествовательного и описательного характера на основе разных источников (по наблюдению, по сюжетному рисунку, по репродукциям картин художников, по заданным теме и плану, опорным словам, на свободную тему, по пословице или поговорке, по воображению и др.);

письменно сочинять небольшие речевые произведения освоенных жанров (например, записку, письмо, поздравление, объявление);

проверять правильность своей письменной речи, исправлять допущенные орфографические и пунктуационные ошибки; улучшать

написанное

: добавлять и убирать элементы содержания, заменять слова на более точные и выразительные;

пользоваться специальной, справочной литературой, словарями, журналами, Интернетом при создании собственных речевых произведений на заданную или самостоятельно выбранную тему.

Выпускник получит возможность научиться:

подробно и выборочно письменно передавать содержание текста;

различать стилистические варианты языка при сравнении стилистически контрастных текстов (художественного и научного или делового, разговорного и научного или делового);

создавать собственные тексты и корректировать заданные тексты с учётом точности, правильности, богатства и выразительности письменной речи; использовать в текстах синонимы и антонимы;

анализировать последовательность своих действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом; оценивать правильность выполнения учебной задачи; соотносить собственный текст с исходным (для изложений

)

и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно составленных текстов);

оформлять результаты исследовательской работы;

редактировать собственные тексты, совершенствуя правильность речи, улучшая содержание, построение предложений и выбор языковых средств.

ФОНЕТИКА, ОРФОЭПИЯ, ГРАФИКА

Выпускник научится:

произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;

характеризовать звуки русского языка: гласные ударные—безударные; согласные твёрдые—мягкие, парные—непарные твёрдые—

мя

гкие; согласные глухие—звонкие, парные—непарные звонкие и глухие; группировать звуки по заданному основанию;

соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объёме «Орфоэпического словаря» учебника);

пользоваться «Орфоэпическим словарём» при определении правильного произношения слова (или обращаться за помощью к другим орфоэпическим словарям русского языка или к учителю, родителям и др.);

различать звуки и буквы;

классифицировать слова с точки зрения их

звуко-буквенного

состава по самостоятельно определённым критериям;

знать последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации;

пользоваться при письме небуквенными графическими средствами: пробелом между словами, знаком переноса, красной строки (абзаца), пунктуационными знаками (в объёме материала изучаемого курса).

Выпускник получит возможность научиться:

выполнять (устно и письменно)

звуко-буквенный

разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения

звуко-буквенного

разбора слова (в объёме материала изучаемого курса).

ЛЕКСИКА

Освоение данного раздела распределяется по всем разделам курса.

Выпускник научится:

осознавать, что понимание значения слова — одно из условий умелого его использования в устной и письменной речи;

выявлять в речи слова, значение которых требует уточнения;

определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря, Интернета и др.;

распознавать среди предложенных слов синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы, устаревшие слова (простые случаи);

подбирать к предложенным словам антонимы и синонимы;

понимать этимологию мотивированных слов-названий;

выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативных задач;

подбирать синонимы для устранения повторов в тексте;

находить в художественном тексте слова, употреблённые в переносном значении, а также эмоционально-оценочные слова, эпитеты, сравнения, олицетворения (без терминологии); оценивать уместность употребления этих слов в речи;

пользоваться словарями при решении языковых и речевых задач.

Выпускник получит возможность научиться:

оценивать уместность использования слов в устной и письменной речи;

подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

иметь представление о заимствованных словах; осознавать один из способов пополнения словарного состава русского языка иноязычными словами;

работать с разными словарями;

приобретать опыт редактирования предложения (текста).

СОСТАВ СЛОВА (МОРФЕМИКА)

Выпускник научится:

различать изменяемые и неизменяемые слова;

различать однокоренные слова среди других (

неоднокоренных

) слов (форм слов, слов с омонимичными корнями, синонимов);

находить в словах окончание, основу (в простых случаях), корень, приставку, суффикс (постфикс

 

-

с

я

),

соединительные гласные в сложных словах, овладевать алгоритмом опознавания изучаемых морфем;

находить корень в однокоренных словах с чередованием согласных в корне;

узнавать сложные слова (типа

 вездеход, вертолёт

 и др.), выделять в них корни; находить соединительные гласные (интерфиксы) в сложных словах;

сравнивать, классифицировать слова по их составу;

соотносить слова с предъявляемыми к ним моделями, выбирать из предложенных слов слово, соответствующее заданной модели, составлять модель заданного слова; самостоятельно подбирать слова к заданной модели;

понимать значения, вносимые в слово суффиксами и приставками (простые случаи); образовывать слова с этими морфемами для передачи соответствующего значения;

образовывать слова (разных частей речи) с помощью приставки или суффикса либо с помощью и приставки и суффикса.

Выпускник получит возможность научиться:

понимать роль каждой из частей слова в передаче лексического значения слова;

понимать смысловые, эмоциональные, изобразительные возможности суффиксов и приставок;

узнавать способ образования слова (с помощью суффиксов или приставок);

разбирать самостоятельно (устно и письменно) по составу слова с однозначно выделяемыми морфемами в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом;

подбирать однокоренные слова и формы одного и того же слова с целью проверки изучаемых орфограмм в корне слова, использовать знание графического образа приставок и суффиксов для овладения правописанием слов с этими приставками и суффиксами (при изучении частей речи).

МОРФОЛОГИЯ

Выпускник научится:

определять принадлежность слова к определённой части речи по комплексу освоенных признаков; классифицировать слова по частям речи;

распознавать части речи на основе усвоенных признаков (в объёме материала изучаемого курса);

пользоваться словами разных частей речи и их формами в собственных речевых высказываниях;

выявлять роль и значение слов разных частей речи в речи;

определять грамматические признаки имён существительных — род, склонение, число, падеж;

определять грамматические признаки имён прилагательных — род (в единственном числе), число, падеж; изменять имена прилагательные по падежам;

определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме — лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь представление о склонении личных местоимений; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; правильно употреблять в речи формы личных местоимений;

распознавать неопределённую форму глагола; определять грамматические признаки глаголов — время, число, род (в прошедшем времени в единственном числе), лицо (в настоящем и будущем времени); изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спрягать); изменять глаголы в прошедшем времени в единственном числе по родам; иметь представление о возвратных глаголах;

определять грамматические признаки личного местоимения в начальной форме — лицо, число, род (у местоимений 3-го лица в единственном числе); иметь представление о склонении личных местоимений, изменять личные местоимения по падежам; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов; правильно употреблять в речи личные местоимения;

иметь представление о наречии как части речи; понимать его роль и значение в речи;

различать наиболее употребительные предлоги и определять их роль при образовании падежных форм имён существительных и местоимений;

понимать роль союзов и частицы

 не

 в речи;

подбирать примеры слов и форм слов разных частей речи.

Выпускник получит возможность научиться:

разграничивать самостоятельные и служебные части речи;

сравнивать и сопоставлять признаки, присущие изучаемым частям речи; находить в тексте слова разных частей речи по указанным морфологическим признакам; классифицировать части речи по наличию или отсутствию освоенных признаков;

различать смысловые и падежные вопросы имён существительных;

склонять личные местоимения, соотносить личное местоимение в косвенном падеже с его начальной формой, распознавать падеж личного местоимения в предложении и тексте;

различать родовые и личные окончания глагола;

наблюдать за словообразованием имён существительных, имён прилагательных, глаголов;

проводить полный морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения морфологического разбора;

находить в тексте личные местоимения, наречия, числительные, возвратные глаголы, предлоги вместе с личными местоимениями, к которым они относятся, союзы

 и, а, но,

 частицу

 не 

при глаголах;

находить и исправлять в устной и письменной речи речевые ошибки и недочёты в употреблении изучаемых форм частей речи.

СИНТАКСИС

Выпускник научится:

различать предложение, словосочетание и слово;

устанавливать в словосочетании связь главного слова с

зависимым

при помощи вопросов;

составлять из заданных слов словосочетания, учитывая их связь по смыслу и по форме;

устанавливать при помощи смысловых вопросов связь между словами в предложении, отражать её в схеме;

соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;

классифицировать предложения по цели высказывания и по эмоциональной окраске (по интонации);

выделять из потока речи предложения, оформлять их границы;

находить главные (подлежащее и сказуемое) и второстепенные члены предложения (без деления на виды); выделять из предложения словосочетания;

распознавать предложения с однородными членами, находить в них однородные члены; использовать интонацию при перечислении однородных членов предложения;

составлять предложения с однородными членами и использовать их в речи; при составлении таких предложений пользоваться бессоюзной связью и союзами

 и, а, но.

Выпускник получит возможность научиться:

различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение;

находить в предложении обращение;

выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора.

 

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Виды речевой деятельности

Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей речи. Понимание на слух информации, содержащейся в предложенном тексте, определение основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.

Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение умениями начать, поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т. п. Практическое овладение устными монологическими высказываниями в соответствии с учебной задачей (описание, повествование, рассуждение). Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.

Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.

Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное, выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике (на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).

Обучение грамоте

Фонетика. Звуки речи. Осознание единства звукового состава слова и его значения. Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся одним или несколькими звуками. Составление звуковых моделей слов. Сравнение моделей различных слов. Подбор слов к определённой модели. Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих. Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.

Графика. Различение звука и буквы: буква как знак звука. Овладение позиционным способом обозначения звуков буквами. Буквы гласных как показатель твёрдости-мягкости согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного звука. Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.

Чтение. Формирование навыка слогового чтения (ориентация на букву, обозначающую гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей индивидуальному темпу ребёнка. Осознанное чтение слов, словосочетаний, предложений и коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений. Знакомство с орфоэпическим чтением (при переходе к чтению целыми словами). Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и при списывании.

Письмо. Усвоение гигиенических требований при письме. Развитие мелкой моторики пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в тетради и на пространстве классной доски. Овладение начертанием письменных прописных (заглавных) и строчных букв. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение приёмов и последовательности правильного списывания текста. Овладение первичными навыками клавиатурного письма. Понимание функции небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса.

Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа. Наблюдение над значением слова. Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их порядка. Интонация в предложении. Моделирование предложения в соответствии с заданной интонацией.

Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:

раздельное написание слов;

обозначение гласных после шипящих (

ча

ща

, чу—

щу

,

жи

ши

);

прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;

перенос слов по слогам без стечения согласных;

знаки препинания в конце предложения.

Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.

4 класс ( 136ч)

Язык и речь (1 ч)

Наша речь и наш язык. Формулы вежливости.

Текст (2 ч)

Текст и его признаки. Тема, основная мысль, заголовок текста. Построение (композиция) текста. Связь между частями текста. План. Типы текста (повествование, описание, рассуждение, смешанный текст).

Предложение (13 ч)

Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Знаки препинания в конце предложений. Диалог. Обращение. Знаки препинания в предложениях с обращением в начале, середине, конце предложения (общее представление). Составление предложений с обращением. Основа предложения. Главные и второстепенные члены предложения. Словосочетание. Вычленение из предложения основы и словосочетаний. Разбор предложения по членам предложения. Однородные члены предложения (общее представление). Предложения с однородными членами без союзов. Интонация перечисления, занятая при перечислении. Предложения с однородными членами, связанными союзами и (без перечисления), а, но. Интонация, знаки препинания при однородных членах с союзами и, а, но. Составление и запись предложений с однородными членами с союзами и без союзов. Простые и сложные предложения (общее представление). Знаки препинания в сложных предложениях. Сложное предложение и предложение с однородными членами.

Слово и его лексическое значение (3 ч)

Обобщение знаний о словах. Лексическое значение слова. Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значения слов. Синонимы, антонимы, омонимы. Устаревшие и новые слова. Заимствованные слова. Устойчивые сочетания слов (фразео-логизмы). Ознакомление со словарем иностранных слов учебника. Формирование умения правильно выбирать слова для выражения мысли в соответствии с типом текста и видами речи. Устранение однообразного употребления слов в связной речи.

Части речи (4 ч)

Обобщение знаний о частях речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, имя числительное, местоимение, предлог). Наречие как часть речи (общее представление), значение, вопросы. Правописание наиболее употребительных наречий с суффиксами , -а (близко, быстро, интересно, влево, направо, заново, справа, слева, издалека). Роль наречий в предложении (второстепенный член предложения).

Состав слова (6 ч)

Состав слова. Распознавание значимых частей слова. Морфемный и словообразовательный разбор слов типа подснежник, русский, травинка, смелость, маленький. Развитие навыка правописания гласных и согласных в корнях слов на более сложном материале. Упражнение в правописании приставок и суффиксов, разделительных твердого (ъ) и мягкого (ь) знаков. Совершенствование звуко-буквеиного анализа с привлечением слов более сложного слогозвукового состава типа сильный, водичка, ёлка, вьюга, съел.

Части речи (101 ч)

Имя существительное (36 ч)

Склонение имен существительных (повторение). Развитие навыка в склонении имен существительных и в распознавании падежей. Несклоняемые имена существительные. Основные типы склонения имен существительных (общее представление). Первое склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 1-го склонения. Второе склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 2-го склонения. 3-е склонение имен существительных и упражнение в распознавании имен существительных 3-го склонения. Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе (кроме имен существительных на я, -ий, -ие, -ия). Ознакомление со способами проверки безударных падежных окончаний имен существительных (общее представление). Развитие навыка правописания безударных падежных окончаний имен существительных 1, 2 и 3-го склонения в единственном числе в каждом из падежей. Упражнение в употреблении падежных форм имен существительных с предлогом и без предлога в речи (пришёл из школы, из магазина, с вокзала; работать в магазине, на почте; гордиться товарищем, гордость за товарища; слушать музыку, прислушиваться к музыке). Склонение имен существительных во множественном числе. Развитие навыка правописания окончаний имен существительных во множественном числе. Формирование умении образовывать формы именительного и родительного падежей множественного числа (инженеры, учителя, директора; урожай помидоров, яблок) и правильно употреблять их в речи.

Имя прилагательное(28 ч)

Имя прилагательное как часть речи. Связь имен прилагательных с именем существительным. Упражнение в распознавании имен прилагательных по общему лексическому значению, в изменении имен прилагательных по числам, в единственном числе по родам, в правописании родовых окончаний. Склонение имей прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и оканчивающихся на -ья, -ье, -ов, -ин). Способы проверки правописания безударных падежных окончаний имей прилагательных (общее представление). Склонение имен прилагательных в мужском и среднем роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежныхокончаний имен прилагательных мужского и среднего рода в единственном числе. Склонение имен прилагательных в женском роде в единственном числе. Развитие навыка правописания падежных окончаний имен прилагательных женского рода в единственном числе. Склонение и правописание имен прилагательных во множественном числе. Употребление в речи имен прилагательных в прямом и переносном значениях, прилагательных-синонимов, прилагательных-антонимов, прилагательных-паронимов.

Местоимение (5 ч)

Местоимение как часть речи. Личные местоимения 1, 2 и 3-го .'inпа единственного и множественного числа. Склонение личных местоимений с предлогами и без предлогов. Раздельное написание предлогов с местоимениями ( к тебе, у тебя, к ним). Развитие навыка правописания падежных форм личных местоимений в косвенных падежах (тебя, меня, его, её, у него, с нею). Упражнение в правильном употреблении местоимений в речи. Использование местоимении как одного из средств связи предложений в тексте.

Глагол (32ч )

Глагол как часть речи. Упражнение в распознавании глаголов по общему лексическому значению, в изменении глаголов по временам и числам, глаголов прошедшего времени по родам в единственном числе. Неопределенная форма глагола (особенности данной формы). Образование временных форм от неопределенной формы глагола. Возвратные глаголы (общее представление). Правописание возвратных глаголов в неопределенной форме. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Развитие умения изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам, распознавать лицо и число глаголов. Правописание мягкого знака (ь) в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа после шипящих. Глаголы I и II спряжения (общее представление). Глаголы- исключения. Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. Распознавание возвратных глаголов в 3-м лице и в неопределенной форме по вопросам (ч т о д е л а е т ? умывается, ч т о д е л а т ь ? умываться). Правописание буквосочетаний -тся в возвратных глаголах в 3-м лице и -ться в возвратных глаголах неопределенной формы (общее представление). Правописание глаголов в прошедшем времени. Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени, правописание суффиксов глаголов в прошедшем времени (видеть — видел, слышать — слышал)потребление в речи глаголов в прямом и переносном значении, глаголов-синонимов, глаголов-антонимов. Развитие умения правильно употреблять при глаголах имена существительные в нужных падежах с предлогами и без предлогов (тревожиться за отца, беспокоиться, об отце, любоваться закатом, смотреть на закат). Связная речь Речьп ее значение в речевой практике человека. Место и роль речи в общении между людьми. Зависимость речи от речевой ситуации. Текст. Текст, основная мысль, заголовок. Построение (композиция) текста. План. Составление плана к изложению и сочинению (коллективно и самостоятельно). Связь между предложениями в тексте, частями текста. Структура текста-повествования, текста-описания, текста-рассуждения. Составление небольшого рассказа с элементами описания и рассуждения с учетом разновидностей речи (о случае из жизни, об экскурсии, наблюдениях и др.). Изложение. Изложение (подробное, сжатое) текста по коллективно или самостоятельно составленному плану. Использование при создании текста изобразительно-выразительных средств (эпитетов, сравнений, олицетворений), глаголов-синонимов, прилагательных-синонимов, существительных-синонимов и др. Сочинение. Сочинения (устные и письменные) по сюжетному рисунку, серии сюжетных рисунков, демонстрационной картине, по заданной теме и собственному выбору темы с предварительной коллективной подготовкой под руководством учителя либо без помощи учителя. Речевая этика: слова приветствия, прощания, благодарности, просьбы; слова, используемые при извинении и отказе.

Повторение (6 ч)

 

 

Тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на освоение каждой темы

Наименование темы урока

Количество часов, отводимых на освоение каждой темы

Язык и речь – 1 ч.

1

Знакомство с учебником. Наша речь и наш язык

1

 

Текст – 2 ч.

 

2

Р. Подробное изложение повествовательного текста по коллективно составленному плану

1

3

Текст-повествование, описание, рассуждение. Работа с текстом

1

 

Предложение – 13 ч.

 

4

Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания и по интонации. ИКТ

1

5

Диалог. Обращение. Работа с текстом

1

6

Знаки препинания в конце предложений. Главные и второстепенные члены предложения

1

7

Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения

1

8

Словосочетания. ИКТ

1

9

Однородные члены предложения (общее понятие)

1

10

Простые и сложные предложения. Связь между простыми предложениями, входящими в состав сложного

1

11

Сложное предложение и предложение с однородными членами.

1

12

Р/р. Составление предложений по схеме: восстановление деформированного текста.

1

13

Сложное предложение и предложение с однородными членами. Работа с текстом

1

14

Обобщение знаний о сложных и простых предложениях

1

15

Контрольная работа по теме «Предложение»

1

16

Предложение. Закрепление по теме «Предложение».

1

 

Слово и его лексическое значение – 3 ч.

 

17

Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов

1

18

Синонимы, омонимы, антонимы. Фразеологизмы

1

19

Р. Обучающее сочинение. Составление текста по рисунку и фразеологизму. ИКТ

1

 

Части речи – 4 ч.

 

20

Части речи. Морфологические признаки частей речи.

1

21

Имя прилагательное. Склонение имен существительных и имён прилагательных

1

22

Наречие как часть речи

1

23

Р/р Обучающее сочинение – отзыв по репродукции картины В.М.Васнецова «Иван – царевич на Сером Волке». ИКТ

1

 

Состав слова – 6 ч.

 

24

Состав слова. Однокоренные слова. Корень слова

1

25

Однокоренные слова. Способы проверки орфограмм в корне слова

1

26

Правописание приставок и предлогов

1

27

Разделительные твердый и мягкий знаки

1

28

Проверочный диктант по теме «Состав слова»

1

29

Упражнение в написании слов с разделительным мягким и разделительным твердым знаками. Работа с текстом

1

 

Имя существительное – 36 ч.

 

30

Склонение имен существительных в единственном числе

1

31

Несклоняемые имена существительные

1

32

Упражнение в распознавании именительного, родительного, винительного падежей имен существительных

1

33

Упражнение в распознавании имен существительных в родительном и винительном падежах, в дательном падежах

1

34

Упражнение в различении имен существительных в творительном и предложном падежах

1

35

Р/р Сочинение – описание по репродукции картины А. А. Пластова « Первый снег»

1

36

Падежи имен существительных

1

37

Три типа склонения имен существительных. ИКТ

1

38

Определение склонения имен существительных

1

39

Определение склонения имен существительных в косвенных падежах

1

40

Определение склонения имен существительных

1

41

Контрольная работа по теме «Особенности падежей имен существительных»

1

42

Определение склонения имен существительных. Работа с текстом

1

43

Ударные и безударные окончания имен существительных

1

44

Именительный и винительный падежи

1

45

Правописание безударных окончаний имен существительных в родительном падеже

1

46

Упражнение в правописании имен существительных в родительном падеже

1

47

Родительный и винительный падежи одушевленных имен существительных

1

48-49

Правописание безударных окончаний имен существительных в дательном падеже

2

50

Упражнение в распознавании безударных окончаний имен существительных в родительном и дательном падежах

1

51

Правописание безударных окончаний имен существительных в творительном падеже

1

52

Р/р. Обучающее изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану

1

53

Правописание безударных окончаний имен существительных в творительном падежах

1

54

Правописание безударных окончаний имен существительных в предложном падеже. Работа с текстом

1

55-57

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных

3

58

Контрольная работа по теме «Имя существительное»

1

59

Проект «Говорите правильно!». ИКТ

1

60

Множественное число имен существительных

1

61

Родительный падеж имен существительных множественного числа

1

62

Родительный и винительный падежи имен существительных во множественном числе

1

63

Дательный, творительный и предложный падежи имен существительных во множественном числе

1

64

Контрольная работа по теме «Множественное число имен существительных»

1

65

Упражнение в написании имен существительных во множественном числе

1

 

Имя прилагательное – 28 ч.

 

66

Изменение имен прилагательных по числам и родам

1

67

Правописание родовых окончаний имен прилагательных

1

68

Р. Обучающее сочинение – описание по сюжетной иллюстрации «Любимая игрушка». ИКТ

1

69

Проект «Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина. ИКТ

1

70

Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода

1

71

Именительный и винительный падежи имен прилагательных

1

72

Родительный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода

1

73

Дательный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода

1

74

Контрольное списывание

1

75

Творительный и предложный падежи имен прилагательных мужского и среднего рода

1

76

Контрольный диктант по теме «Падежные окончания имен прилагательных мужского и среднего рода»

1

77

Р. Выборочное изложение повествовательного текста с элементами описания

1

78

Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных женского рода в единственном числе. Работа с текстом

1

79

Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных именительного и винительного падежа женского рода

1

80

Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных род., дат., твор. и предложного падежей женского рода

1

81

Упражнение в правописании падежных окончаний имен прилагательных женского рода

1

82

Винительный и творительный падежи имен прилагательных женского рода

1

83

Упражнение в правописании падежных окончаний имен прилагательных женского рода

1

84

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»

1

85

Упражнение в правописании падежных окончаний имен прилагательных женского рода

1

86

Р Обучающее сочинение по репродукции картины Н.К.Рериха «Заморские гости». ИКТ

1

87

Правописание безударных окончаний имен прилагательных множественного числа в именительном и винительном падежах

1

88

Родительный и предложный падежи множественного числа имен прилагательных

1

89

Дательный и творительный падежи множественного числа имен прилагательных

1

90

Тематическая проверочная работа по теме «Имя прилагательное»

1

91

Склонение и правописание имен прилагательных во множественном числе

1

92

Р Обучающее сочинение по репродукции картины И.Э.Грабаря «Февральская лазурь». ИКТ

1

93

Повторение изученного об имени прилагательном и имени существительном

1

 

Местоимение – 5 ч.

 

94

Местоимения 1,2,3 лица единственного и множественного числа

1

95

Изменение личных местоимений по падежам

1

96

Склонение личных местоимений 3 –го лица

1

97

Упражнение в правописании местоимений и правильном употреблении их в речи. Работа с текстом

1

98

РПисьменное изложение по самостоятельно составленному плану

1

 

Глагол – 32 ч.

 

99

Глагол как часть речи

1

100

Изменение глагола по временам

1

101

Изменение глаголов единственного числа в прошедшем времени по родам

1

102

Р Сочинение по репродукции картины И.И.Левитана «Весна. Большая вода». ИКТ

1

103

Изменение глаголов единственного числа в прошедшем времени по родам

1

104

Неопределенная форма глагола

1

105

Начальная форма глагола. Образование временных форм от глагола в неопределенной форме

1

106

Возвратные глаголы ( общее представление)

1

107

Спряжение глаголов( общее понятие)

1

108

Распознавание лица и числа глаголов. 2 - е лицо глагола

1

109

Употребление мягкого знака (ь ) в глаголах 2 – го лица единственного числа

1

110

Упражнение в правописании глаголов во 2 – ом лице единственного числа и правописании не с глаголами

1

111

Окончания глаголов Ι и ΙΙ спряжения.

1

112

Упражнение в написании личных форм глагола с ударными окончаниями

1

113

РПодробное изложение деформированного повествовательного текста

1

114

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. Работа с текстом

1

115

Упражнение в распознавании спряжения глаголов по неопределенной форме и в написании безударных личных окончаний глаголов

1

116

Правописание безударных личных окончаний глаголов

1

117

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени

1

118

Правописание тся и ться в глаголах ( общее представление)

1

119

Правописание глаголов в прошедшем времени

1

120

Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени

1

121

Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени

1

122

Р/р Контрольное изложение текста «Дед Ларион».

1

123

Правописание глаголов в прошедшем времени.

1

124

Изменение глаголов по временам. Повторение

1

125

Обобщение знаний о глаголе. ИКТ

1

126

Морфологический разбор глагола.

1

127

Использование в тексте глаголов-синонимов и глаголов-антонимов. Словарный диктант

1

128

Контрольная работа по теме «Глагол»

1

129

Правописание глаголов настоящего, прошедшего и будущего времени.

1

130

Использование в тексте глаголов-синонимов и глаголов-антонимов

1

 

Повторение – 6 ч.

 

131

Язык и речь. Текст. Типы текстов.

Повторение и обобщение.

1

132

Предложение и словосочетание. Главные и второстепенные члены предложения. Виды предложений по цели высказывания.

1

133

Повторение. Состав слова. ИКТ

1

134

Повторение. Имя существительное. ИКТ

1

135

Повторение. Имя прилагательное. ИКТ

1

136

Повторение. Глагол. ИКТ

1

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

к рабочей

программе

 

Календарно – тематическое планирование

4 КЛАСС

 

№ урока

Дата проведения

Календарно-тематическое планирование учебного предмета, курса

 

 

Наименование темы урока

Используемые ресурсы РЭШ

 

 

Язык и речь – 1 ч.

 

1

 

Знакомство с учебником. Наша речь и наш язык

 

 

 

Текст – 2 ч.

 

2

 

Р. Подробное изложение повествовательного текста по коллективно составленному плану

 

3

 

Текст-повествование, описание, рассуждение. Работа с текстом

 

 

 

 

Предложение – 13 ч.

 

4

 

Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания и по интонации. ИКТ

 

5

 

Диалог. Обращение. Работа с текстом

 

6

 

Знаки препинания в конце предложений. Главные и второстепенные члены предложения

 

7

 

Главные и второстепенные члены предложения. Основа предложения

 

8

 

Словосочетания. ИКТ

 

9

 

Однородные члены предложения (общее понятие)

 

10

 

Простые и сложные предложения. Связь между простыми предложениями, входящими в состав сложного

 

11

 

Сложное предложение и предложение с однородными членами.

 

12

 

Р/р. Составление предложений по схеме: восстановление деформированного текста.

 

13

 

Сложное предложение и предложение с однородными членами. Работа с текстом

 

14

 

Обобщение знаний о сложных и простых предложениях

 

15

 

Контрольная работа по теме «Предложение»

 

16

 

Предложение. Закрепление по теме «Предложение».

 

 

 

Слово и его лексическое значение – 3 ч.

 

17

 

Однозначные и многозначные слова. Прямое и переносное значение слов

 

18

 

Синонимы, омонимы, антонимы. Фразеологизмы

 

19

 

Р. Обучающее сочинение. Составление текста по рисунку и фразеологизму. ИКТ

 

 

 

Части речи – 4 ч.

 

20

 

Части речи. Морфологические признаки частей речи.

 

21

 

Имя прилагательное. Склонение имен существительных и имён прилагательных

 

22

 

Наречие как часть речи

 

23

 

Р/р Обучающее сочинение – отзыв по репродукции картины В.М.Васнецова «Иван – царевич на Сером Волке». ИКТ

 

 

 

Состав слова – 6 ч.

 

24

 

Состав слова. Однокоренные слова. Корень слова

 

25

 

Однокоренные слова. Способы проверки орфограмм в корне слова

 

26

 

Правописание приставок и предлогов

 

27

 

Разделительные твердый и мягкий знаки

 

28

 

Проверочный диктант по теме «Состав слова»

 

29

 

Упражнение в написании слов с разделительным мягким и разделительным твердым знаками. Работа с текстом

 

 

 

Имя существительное – 36 ч.

 

30

 

Склонение имен существительных в единственном числе

 

31

 

Несклоняемые имена существительные

 

32

 

Упражнение в распознавании именительного, родительного, винительного падежей имен существительных

 

33

 

Упражнение в распознавании имен существительных в родительном и винительном падежах, в дательном падежах

 

34

 

Упражнение в различении имен существительных в творительном и предложном падежах

 

35

 

Р/р Сочинение – описание по репродукции картины А. А. Пластова « Первый снег»

 

36

 

Падежи имен существительных

 

37

 

Три типа склонения имен существительных. ИКТ

 

38

 

Определение склонения имен существительных

 

39

 

Определение склонения имен существительных в косвенных падежах

 

40

 

Определение склонения имен существительных

 

41

 

Контрольная работа по теме «Особенности падежей имен существительных»

 

42

 

Определение склонения имен существительных. Работа с текстом

 

43

 

Ударные и безударные окончания имен существительных

 

44

 

Именительный и винительный падежи

 

45

 

Правописание безударных окончаний имен существительных в родительном падеже

 

46

 

Упражнение в правописании имен существительных в родительном падеже

 

47

 

Родительный и винительный падежи одушевленных имен существительных

 

48-49

 

Правописание безударных окончаний имен существительных в дательном падеже

 

50

 

Упражнение в распознавании безударных окончаний имен существительных в родительном и дательном падежах

 

51

 

Правописание безударных окончаний имен существительных в творительном падеже

 

52

 

Р/р. Обучающее изложение повествовательного текста по самостоятельно составленному плану

 

53

 

Правописание безударных окончаний имен существительных в творительном падежах

 

54

 

Правописание безударных окончаний имен существительных в предложном падеже. Работа с текстом

 

55-57

 

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных

 

58

 

Контрольная работа по теме «Имя существительное»

 

59

 

Проект «Говорите правильно!». ИКТ

 

60

 

Множественное число имен существительных

 

61

 

Родительный падеж имен существительных множественного числа

 

62

 

Родительный и винительный падежи имен существительных во множественном числе

 

63

 

Дательный, творительный и предложный падежи имен существительных во множественном числе

 

64

 

Контрольная работа по теме «Множественное число имен существительных»

 

65

 

Упражнение в написании имен существительных во множественном числе

 

 

 

Имя прилагательное – 28 ч.

 

66

 

Изменение имен прилагательных по числам и родам

 

67

 

Правописание родовых окончаний имен прилагательных

 

68

 

Р. Обучающее сочинение – описание по сюжетной иллюстрации «Любимая игрушка». ИКТ

 

69

 

Проект «Имена прилагательные в «Сказке о рыбаке и рыбке» А.С.Пушкина. ИКТ

 

70

 

Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных мужского и среднего рода

 

71

 

Именительный и винительный падежи имен прилагательных

 

72

 

Родительный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода

 

73

 

Дательный падеж имен прилагательных мужского и среднего рода

 

74

 

Контрольное списывание

 

75

 

Творительный и предложный падежи имен прилагательных мужского и среднего рода

 

76

 

Контрольный диктант по теме «Падежные окончания имен прилагательных мужского и среднего рода»

 

77

 

Р. Выборочное изложение повествовательного текста с элементами описания

 

78

 

Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных женского рода в единственном числе. Работа с текстом

 

79

 

Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных именительного и винительного падежа женского рода

 

80

 

Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных род., дат., твор. и предложного падежей женского рода

 

81

 

Упражнение в правописании падежных окончаний имен прилагательных женского рода

 

82

 

Винительный и творительный падежи имен прилагательных женского рода

 

83

 

Упражнение в правописании падежных окончаний имен прилагательных женского рода

 

84

 

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное»

 

85

 

Упражнение в правописании падежных окончаний имен прилагательных женского рода

 

86

 

Р Обучающее сочинение по репродукции картины Н.К.Рериха «Заморские гости». ИКТ

 

87

 

Правописание безударных окончаний имен прилагательных множественного числа в именительном и винительном падежах

 

88

 

Родительный и предложный падежи множественного числа имен прилагательных

 

89

 

Дательный и творительный падежи множественного числа имен прилагательных

 

90

 

Тематическая проверочная работа по теме «Имя прилагательное»

 

91

 

Склонение и правописание имен прилагательных во множественном числе

 

92

 

Р Обучающее сочинение по репродукции картины И.Э.Грабаря «Февральская лазурь». ИКТ

 

93

 

Повторение изученного об имени прилагательном и имени существительном

 

 

 

Местоимение – 5 ч.

 

94

 

Местоимения 1,2,3 лица единственного и множественного числа

 

95

 

Изменение личных местоимений по падежам

 

96

 

Склонение личных местоимений 3 –го лица

 

97

 

Упражнение в правописании местоимений и правильном употреблении их в речи. Работа с текстом

 

98

 

РПисьменное изложение по самостоятельно составленному плану

 

 

 

Глагол – 32 ч.

 

99

 

Глагол как часть речи

 

100

 

Изменение глагола по временам

 

101

 

Изменение глаголов единственного числа в прошедшем времени по родам

 

102

 

Р Сочинение по репродукции картины И.И.Левитана «Весна. Большая вода». ИКТ

 

103

 

Изменение глаголов единственного числа в прошедшем времени по родам

 

104

 

Неопределенная форма глагола

 

105

 

Начальная форма глагола. Образование временных форм от глагола в неопределенной форме

 

106

 

Возвратные глаголы ( общее представление)

 

107

 

Спряжение глаголов( общее понятие)

 

108

 

Распознавание лица и числа глаголов. 2 - е лицо глагола

 

109

 

Употребление мягкого знака (ь ) в глаголах 2 – го лица единственного числа

 

110

 

Упражнение в правописании глаголов во 2 – ом лице единственного числа и правописании не с глаголами

 

111

 

Окончания глаголов Ι и ΙΙ спряжения.

 

112

 

Упражнение в написании личных форм глагола с ударными окончаниями

 

113

 

РПодробное изложение деформированного повествовательного текста

 

114

 

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени. Работа с текстом

 

115

 

Упражнение в распознавании спряжения глаголов по неопределенной форме и в написании безударных личных окончаний глаголов

 

116

 

Правописание безударных личных окончаний глаголов

 

117

 

Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени

 

118

 

Правописание тся и ться в глаголах ( общее представление)

 

119

 

Правописание глаголов в прошедшем времени

 

120

 

Правописание родовых окончаний глаголов в прошедшем времени

 

121

 

Правописание безударного суффикса в глаголах прошедшего времени

 

122

 

Р/р Контрольное изложение текста «Дед Ларион».

 

123

 

Правописание глаголов в прошедшем времени.

 

124

 

Изменение глаголов по временам. Повторение

 

125

 

Обобщение знаний о глаголе. ИКТ

 

126

 

Морфологический разбор глагола.

 

127

 

Использование в тексте глаголов-синонимов и глаголов-антонимов. Словарный диктант

 

128

 

Контрольная работа по теме «Глагол»

 

129

 

Правописание глаголов настоящего, прошедшего и будущего времени.

 

130

 

Использование в тексте глаголов-синонимов и глаголов-антонимов

 

 

 

Повторение – 6 ч.

 

131

 

Язык и речь. Текст. Типы текстов.

Повторение и обобщение.

 

132

 

Предложение и словосочетание. Главные и второстепенные члены предложения. Виды предложений по цели высказывания.

 

133

 

Повторение. Состав слова. ИКТ

 

134

 

Повторение. Имя существительное. ИКТ

 

135

 

Повторение. Имя прилагательное. ИКТ

 

136

 

Повторение. Глагол. ИКТ

 

 

 

 

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x