Пространственное восприятие на материале букв "и-у"

Автор: Чернышина Людмила Алексеевна

Пространственное восприятие на материале букв "и-у"

Администрация городского округа

город Воронеж Воронежской области

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 94

имени Героя Советского Союза генерала Лизюкова Александра Ильича

Лизюкова ул., 52а, Воронеж, Воронежская область, Россия, 394088

Телефон/факс (473) 202-27-20, e-mail: school94-zonova@mail.ru

ОКПО – 51707534, ИНН/КПП 3662054395/366201001

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Пространственное восприятие букв «И - У».

2 класс

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель-логопед

Чернышина Л.А.

 

 

 

 

 

 

 

 Воронеж

2016 г.

 

 

 

 

 

 

 

Проблема нарушений письменной и устной речи у школьников - одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из ЦЕЛИ начального обучения превращаются в СРЕДСТВО дальнейшего получения знаний учащимися.

Цели:

1) Различение букв «И» - «У» на письме;

2) Развитие зрительной памяти, внимания;

3) Уточнение пространственной ориентировки;

4) Выработка слуховых и зрительных дифференцировок;

5) Совершенствование фонематического слуха, звуко-буквенного анализа;

6) Развитие техники чтения, грамотного письма, способности контрольных действий.

Основная задача – научить выделять «опорные», сигнальные признаки, отличающие смешиваемые буквы (и, соответственно, обозначаемые ими буквы).

Последовательность операций такова:

Выделение звука из слова à определение сигнального признака артикулемы à соотнесение этого звука с графемой при помощи мнемотехнического приема (выбор из пары букв) àконтроль правильности выбораàзапись буквы. Необходима согласованная работа 4-х анализаторов: речедвигательного, речеслухового, зрительного и двигательного.                   

Оборудование: Профили артикуляционного положения звука «И» и «У»; магнитная доска, магнитная азбука, предметные картинки; фасоль; зеркала индивидуальные; строчные буквы для конструирования и записи; карандаши, бархатная бумага; индивидуальные карточки с заданиями; «зашифрованные слова», презентация.

 

ХОД ЗАНЯТИЯ:

I. Оргмомент.

- Ребята, найдите на табличках, какие буквы спрятаны? (буквы зашумлены). И постарайтесь назвать тему нашего занятия (слайд 2,3).

- Правильно, сегодня мы будем различать гласные «И», «У» на письме, а также выполнять много других заданий.

 

II. Основная часть. Уточнение связи звука и буквы.

 Сравнение по артикуляции звуков И – У и по звучанию (слайд 4,5).

(профили и зеркала) – тактильный и зрительный контроль.

- Чем отличаются звуки по артикуляционному укладу? (положению губ).

- Что у них общего? (поются – гласные).

- Посмотрите на прописные буквы «и», «у». Какой элемент у них общий?

- Какой элемент разный?    

- Выложите букву «и», «у» на бархатной бумаге из фасоли. (при произношении «у» - губы вытягиваются, при написании – вытягивается хвостик).

Демонстрация письма строчных букв И – У.

Элементы различия и сходства (на доске).

Выкладывание букв на парте из фасоли.

 

III. Конструктивная и реконструктивная деятельность, различие буквенного гнозиса (индивидуальные карточки).

1) Зачеркнуть лишние элементы (на индивидуальных карточках написаны прописные буквы с лишними элементами)                     

2) Обведите правильно написанную букву «И» – голубым, У – красным (на индивидуальных карточках  правильно и неправильно написанные прописные буквы).

3) Допишите недостающие элементы букв.

 

IV. Физкультминутка на ориентацию в пространстве.

(Музыка, глаза у детей закрыты, стоя)

- Выполняем команды: Руки вверх, в стороны, вперед, вниз. Поднимите правую руку вверх, положите ее на левое плечо, теперь левую руку, возьмите левой рукой правое ухо и т.д. В конце физкультминутки прописать в воздухе прописные буквы «и», «у».

 

V. Объединение схемы и записи.

Пространственное восприятие на материале букв "и-у"

Пространственное восприятие на материале букв "и-у"И                 У            (по артикуляции) (слайд 6).

 

1) – На доске я зашифровала буквы «И», «У» (слайд 7).

    - Сделайте запись в тетради, согласно моей шифровки.

Пространственное восприятие на материале букв "и-у"

Пространственное восприятие на материале букв "и-у"

Пространственное восприятие на материале букв "и-у"

Пространственное восприятие на материале букв "и-у"

Пространственное восприятие на материале букв "и-у"

Пространственное восприятие на материале букв "и-у"

Пространственное восприятие на материале букв "и-у"                          à à  à         à                                           

 

    - Прочитайте свою запись.

2) – Подберите к символам слова так, чтобы цифра над стрелкой соответствовала месту звука в слове (слайд 8).

1

2

3

1

2

3

à

à

à

Пространственное восприятие на материале букв "и-у"

 SHAPE 

\* MERGEFORMAT

Пространственное восприятие на материале букв "и-у"

 SHAPE 

\* MERGEFORMAT

Пространственное восприятие на материале букв "и-у"

 

Например,  (Иван, индюк, иголка, Ира, пришла, привет, слух, муха, ухо, утка, пир …..)

- Запишите в тетради слова, которые вы назвали:

«И» обведите голубым, «У» - красным.

         3) Угадайте зашифрованное слово (буквы под наклоном, зрительный гнозис) (слайд 9,10,11)

 

VI. Игра «Вставь подходящую по смыслу букву. Объясни, прочитай».

( игра на магнитной доске )

К

 

Т

Л

 

К

М

 

Р

Т

 

Р

Ж

 

К

С

 

К

П

 

Р

 

Значение слов. Привести в выводу: от 1 буквы меняется смысл (значение) слова.

лик – изображение лица на иконах.

тир – место для стрельбы в цель.

пир – званый обед, обильное угощение.

 

 

 

VII. Игра «Найди друзей слов».

1) У каждого из детей карточка со словами близкими по значению, записанными в 2 столбика.

- Ребята, на карточке у каждого написаны слова с пропущенными «И», «У». Прочитаем по цепочке, уточним значение слов. И вставим нужные буквы.

 

РЕЗ…НКА                               ПАХ…ЧИЙ

ТОВАР…Щ                             ПР…ЛЕЖНЫЙ

Д…ШИСТЫЙ                         ДР…Г

СЛ…ЧАЙ                                ЛАСТ…К

…СЕРДНЫЙ                          ПРО…СШЕСТВИЕ

- Составим предложение из слов: душистый, пахучий, усердный, прилежный, выберем самое лучшее и запишем.

 

Случай – то, что произошло, случилось.

Усердный – выполняет что-то, работает старательно.

Прилежный – старательно выполняет что-то.

Ластик то же, что резинка.

Происшествие – событие, нарушившее обычный ход вещей.

- Ребята, заметили вы, что некоторые слова обозначают одинаковый смысл. Найдите такие слова и соедините линией.

 

2) Л А С Т И К – выполним звуко-буквенный анализ.

- Сколько букв, сколько звуков? (6).

- Сколько гласных? (2) согласных? (4).

- Сколько слогов? (2) Какой слог ударный? (1)

 

VIII. Дифференциация в связном тексте.

( Т.к. дети путают буквы на письме, текст написан прописными буквами Слайд 12)

Барсуки.

В лесу утром можно увидеть барсуков. Эти зверьки не убегают далеко от своих жилищ. Барсуки – безобидные и чистоплотные животные. Очень трудно барсуки привыкают к неволе. В зоопарке днем барсука увидеть не удается, так как он спит в темной конуре.

Малыш…  у  барс…ч…хи  рождаются  слепым…  и не  …меют ходить.

 Барсук – хищный зверь из семейства куниц с неуклюжим телом, острой мордой и длиной грубой шерстью (слайд 13).

- На парте у каждого лежит рассказ, который называется «Барсуки». Прочитаем про себя, потом по цепочке. Последнее предложение надо списать, вставляя буквы «и», «у».

- Что вы узнали о барсуках. Кто это?

 

IX. Итог.

- Чем занимались на занятии? Какие можно сделать выводы? Что понравилось?

 

Список использованной литературы:

1. Гаврикова М.Ю. Коррекционно-развивающие занятия. Развитие речи (1-4 класс): Учеб.-метод.пособие/2-е изд., доп. М.; 2007.

2. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Кн. Для логопедов. М.; Просвещение.1991.

3. Кобзарева Л.Г., Резунова М.П., Юшина Г.Н. Система упражнений по коррекции письма и чтения детей с ОНР/ Практическое пособие для логопедов. Воронеж; ЧП Лакоценин С.С., 2006.

4.  Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников: Учебно-методическое пособие. СПб: Изд. «СОЮЗ», 2001.

5.  Логопедия в школе: Практический опыт. Под ред. В.С. Кукушшина. Издание 2-е, М.;ИКЦ «МарТ», Ростов на/Д, 2005.

6.Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. Психодиагностические таблицы: причины и коррекция трудностей при обучении младших школьников русскому языку, чтению и математике. Издание 3-е, переработана и доп. М.; «Ось-89», 2001.

7. Мазанова Е.В. Логопедия. Оптическая дисграфия: Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. Тетрадь №5. М.: ООО «АКВАРИУМ БУК», 2004.

8. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие М.: «Гуманит.изд.центр ВЛАДОС; 1997.

9. Степанова О.В. Профилактика школьных трудностей у детей: Мет.пособие. М., 2003.

 

 

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x