Автор: Чернышина Людмила Алексеевна
Администрация городского округа
город Воронеж Воронежской области
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 94
имени Героя Советского Союза генерала Лизюкова Александра Ильича
Лизюкова ул., 52а, Воронеж, Воронежская область, Россия, 394088
Телефон/факс (473) 202-27-20, e-mail: school94-zonova@mail.ru
ОКПО – 51707534, ИНН/КПП 3662054395/366201001
«Пространственное восприятие букв «И - У».
2 класс
Учитель-логопед
Чернышина Л.А.
Воронеж
2016 г.
Проблема нарушений письменной и устной речи у школьников - одна из самых актуальных для школьного обучения, поскольку письмо и чтение из ЦЕЛИ начального обучения превращаются в СРЕДСТВО дальнейшего получения знаний учащимися.
Цели:
1) Различение букв «И» - «У» на письме;
2) Развитие зрительной памяти, внимания;
3) Уточнение пространственной ориентировки;
4) Выработка слуховых и зрительных дифференцировок;
5) Совершенствование фонематического слуха, звуко-буквенного анализа;
6) Развитие техники чтения, грамотного письма, способности контрольных действий.
Основная задача – научить выделять «опорные», сигнальные признаки, отличающие смешиваемые буквы (и, соответственно, обозначаемые ими буквы).
Последовательность операций такова:
Выделение звука из слова à определение сигнального признака артикулемы à соотнесение этого звука с графемой при помощи мнемотехнического приема (выбор из пары букв) àконтроль правильности выбораàзапись буквы. Необходима согласованная работа 4-х анализаторов: речедвигательного, речеслухового, зрительного и двигательного.
Оборудование: Профили артикуляционного положения звука «И» и «У»; магнитная доска, магнитная азбука, предметные картинки; фасоль; зеркала индивидуальные; строчные буквы для конструирования и записи; карандаши, бархатная бумага; индивидуальные карточки с заданиями; «зашифрованные слова», презентация.
ХОД ЗАНЯТИЯ:
I. Оргмомент.
- Ребята, найдите на табличках, какие буквы спрятаны? (буквы зашумлены). И постарайтесь назвать тему нашего занятия (слайд 2,3).
- Правильно, сегодня мы будем различать гласные «И», «У» на письме, а также выполнять много других заданий.
II. Основная часть. Уточнение связи звука и буквы.
Сравнение по артикуляции звуков И – У и по звучанию (слайд 4,5).
(профили и зеркала) – тактильный и зрительный контроль.
- Чем отличаются звуки по артикуляционному укладу? (положению губ).
- Что у них общего? (поются – гласные).
- Посмотрите на прописные буквы «и», «у». Какой элемент у них общий?
- Какой элемент разный?
- Выложите букву «и», «у» на бархатной бумаге из фасоли. (при произношении «у» - губы вытягиваются, при написании – вытягивается хвостик).
Демонстрация письма строчных букв И – У.
Элементы различия и сходства (на доске).
Выкладывание букв на парте из фасоли.
III. Конструктивная и реконструктивная деятельность, различие буквенного гнозиса (индивидуальные карточки).
1) Зачеркнуть лишние элементы (на индивидуальных карточках написаны прописные буквы с лишними элементами)
2) Обведите правильно написанную букву «И» – голубым, У – красным (на индивидуальных карточках правильно и неправильно написанные прописные буквы).
3) Допишите недостающие элементы букв.
IV. Физкультминутка на ориентацию в пространстве.
(Музыка, глаза у детей закрыты, стоя)
- Выполняем команды: Руки вверх, в стороны, вперед, вниз. Поднимите правую руку вверх, положите ее на левое плечо, теперь левую руку, возьмите левой рукой правое ухо и т.д. В конце физкультминутки прописать в воздухе прописные буквы «и», «у».
V. Объединение схемы и записи.
И У (по артикуляции) (слайд 6).
1) – На доске я зашифровала буквы «И», «У» (слайд 7).
- Сделайте запись в тетради, согласно моей шифровки.
à à à à
- Прочитайте свою запись.
2) – Подберите к символам слова так, чтобы цифра над стрелкой соответствовала месту звука в слове (слайд 8).
1 | 2 | 3 | 1 | 2 | 3 |
à | à | à |
| SHAPE \* MERGEFORMAT
| SHAPE \* MERGEFORMAT
|
Например, (Иван, индюк, иголка, Ира, пришла, привет, слух, муха, ухо, утка, пир …..)
- Запишите в тетради слова, которые вы назвали:
«И» обведите голубым, «У» - красным.
3) Угадайте зашифрованное слово (буквы под наклоном, зрительный гнозис) (слайд 9,10,11)
VI. Игра «Вставь подходящую по смыслу букву. Объясни, прочитай».
( игра на магнитной доске )
| Значение слов. Привести в выводу: от 1 буквы меняется смысл (значение) слова. лик – изображение лица на иконах. тир – место для стрельбы в цель. пир – званый обед, обильное угощение.
|
VII. Игра «Найди друзей слов».
1) У каждого из детей карточка со словами близкими по значению, записанными в 2 столбика.
- Ребята, на карточке у каждого написаны слова с пропущенными «И», «У». Прочитаем по цепочке, уточним значение слов. И вставим нужные буквы.
РЕЗ…НКА ПАХ…ЧИЙ
ТОВАР…Щ ПР…ЛЕЖНЫЙ
Д…ШИСТЫЙ ДР…Г
СЛ…ЧАЙ ЛАСТ…К
…СЕРДНЫЙ ПРО…СШЕСТВИЕ
- Составим предложение из слов: душистый, пахучий, усердный, прилежный, выберем самое лучшее и запишем.
Случай – то, что произошло, случилось.
Усердный – выполняет что-то, работает старательно.
Прилежный – старательно выполняет что-то.
Ластик – то же, что резинка.
Происшествие – событие, нарушившее обычный ход вещей.
- Ребята, заметили вы, что некоторые слова обозначают одинаковый смысл. Найдите такие слова и соедините линией.
2) Л А С Т И К – выполним звуко-буквенный анализ.
- Сколько букв, сколько звуков? (6).
- Сколько гласных? (2) согласных? (4).
- Сколько слогов? (2) Какой слог ударный? (1)
VIII. Дифференциация в связном тексте.
( Т.к. дети путают буквы на письме, текст написан прописными буквами Слайд 12)
Барсуки.
В лесу утром можно увидеть барсуков. Эти зверьки не убегают далеко от своих жилищ. Барсуки – безобидные и чистоплотные животные. Очень трудно барсуки привыкают к неволе. В зоопарке днем барсука увидеть не удается, так как он спит в темной конуре.
Малыш… у барс…ч…хи рождаются слепым… и не …меют ходить.
Барсук – хищный зверь из семейства куниц с неуклюжим телом, острой мордой и длиной грубой шерстью (слайд 13).
- На парте у каждого лежит рассказ, который называется «Барсуки». Прочитаем про себя, потом по цепочке. Последнее предложение надо списать, вставляя буквы «и», «у».
- Что вы узнали о барсуках. Кто это?
IX. Итог.
- Чем занимались на занятии? Какие можно сделать выводы? Что понравилось?
Список использованной литературы:
1. Гаврикова М.Ю. Коррекционно-развивающие занятия. Развитие речи (1-4 класс): Учеб.-метод.пособие/2-е изд., доп. М.; 2007.
2. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Кн. Для логопедов. М.; Просвещение.1991.
3. Кобзарева Л.Г., Резунова М.П., Юшина Г.Н. Система упражнений по коррекции письма и чтения детей с ОНР/ Практическое пособие для логопедов. Воронеж; ЧП Лакоценин С.С., 2006.
4. Лалаева Р.И., Венедиктова Л.В. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников: Учебно-методическое пособие. СПб: Изд. «СОЮЗ», 2001.
5. Логопедия в школе: Практический опыт. Под ред. В.С. Кукушшина. Издание 2-е, М.;ИКЦ «МарТ», Ростов на/Д, 2005.
6.Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. Психодиагностические таблицы: причины и коррекция трудностей при обучении младших школьников русскому языку, чтению и математике. Издание 3-е, переработана и доп. М.; «Ось-89», 2001.
7. Мазанова Е.В. Логопедия. Оптическая дисграфия: Комплект тетрадей по коррекционной логопедической работе с детьми, имеющими отклонения в развитии. Тетрадь №5. М.: ООО «АКВАРИУМ БУК», 2004.
8. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие М.: «Гуманит.изд.центр ВЛАДОС; 1997.
9. Степанова О.В. Профилактика школьных трудностей у детей: Мет.пособие. М., 2003.