Проведение районного семинара для воспитателей ДОУ по теме: «Развитие познавательно – исследовательских умений у дошкольников через экспериментирование». | Дуля Наталья Юрьевна. Работа №206065
Автор: Дуля Наталья Юрьевна
Данная публикация будет полезна для методистов детских садов при организации работы с родителями по внедрению экспериментальной деятельности.
В статье дается информация о проведении районого семинара для воспитателей. где представлен опыт работы педагогического коллектива по внедрению в образовательный процесс метода экспериментирования
Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение
«Детский сад №5 «Буратино» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением физического развития воспитанников п. Новосергиевка»
Утверждаю:
Заведующий:
___________________С.В. Сычева
Проведение районного семинара для воспитателей ДОУ по теме: «Развитие познавательно – исследовательских умений у дошкольников через экспериментирование».
Выполнила: Дуля Н.Ю. – старший воспитатель первой категории
П. Новосергиевка
Проведение районного семинара для воспитателей ДОУ по теме: «Развитие познавательно – исследовательских умений у дошкольников через экспериментирование».
28 ноября 2018 года в 10.00 часов в МДОАУ «Детский сад №5 «Буратино», согласно плана РОО, был проведен районный семинар воспитателей ДОУ по теме: «Развитие познавательно – исследовательских умений у дошкольников через экспериментирование».
В семинаре приняли участие 16 педагогов из 15 образовательных учреждений.
Цель семинара поделиться опытом работы педагогического коллектива по использованию экспериментальной технологии в образовательном процессе для развития познавательно – исследовательских умений у дошкольников, для создания развивающей предметно – пространственной среды для экспериментирования, повышение педагогической компетенции как педагогов, так и родителей.
Согласно программы семинара, в спортивном зале учреждения, прошло открытое занятие с воспитанниками подготовительной группы по познавательному развитию, тема: «Лаборатория добрых дел», которое подготовила и провела воспитатель первой категории Мордвинцева С.Ю.
Цель занятия в игровой форме закрепить умения у детей 6 лет:
- выдвигать гипотезы, предположения;
- анализировать явления, делать выводы;
-использовать свои знания при решении проблем методом экспериментирования.
Занятие так же было нацелено на развитие у дошкольников познавательного интереса, логического мышления и формирование привычек совершать добрые поступки.
В ходе занятия дети, в лаборатории « Добрых дел», проводя эксперименты с различными материалами, деревом, пластмассам, бумагой, металлом, красками и т.д. смогли помочь Буратино вовремя попасть в театр «Шляпка», где ребят и гостей ждал сюрпризный момент. На занятии педагогом были использованы опыты, ИКТ, здоровьесберегающие технологии. Дети занимались практической деятельностью. Занятие соответствовало всем требованиям ФГОС ДО.
Далее педагоги, дети и их родители 2 «А» младшей группы представили в игровой форме презентацию мини лаборатории своей группы «Лаборатория Савуньи». Данный проект победил в конкурсе групповых Мини лабораторий, который проводился на День открытых дверей «Хочу все знать» 9 ноября 2018 года. В ходе презентации слушатели (дети в костюмах зверей) лесной лаборатории узнали о свойствах воздуха, побывали на Марсе, провели опыты с шарами, вертушками, музыкальными инструментами, апельсинами.
Заведующий детским садом Сычева С.В. познакомила участников семинарам с реализацией Программы развития ДОУ «Ключ к успеху», и отметила, что для успешного существования в современном обществе необходимо обучать педагогов работе в инновационном режиме, эту задачу выполняет Программа «Управление развитием кадрового потенциала», направлена на повышение профессиональной компетентности педагогов.
Важнейшей задачей современной системы дошкольного образования является формирование совокупности «универсальных учебных действий», обеспечивающих «умение учиться». Программа «Детская экспериментальная лаборатория «Эврика» направлена на формирование у детей интеллектуально активного, эмоционального отношения к окружающему миру.
Необходимость поиска эффективных путей оздоровления детей приобретает первостепенную социальную значимость, поэтому в МДОАУ «Детский сад №5 «Буратино» будет продолжаться работа по Программе «Здоровое поколение» и проекту «Тропа здоровья», которые помогут выстроить систему оздоровления дошкольников в условиях детского сада.
Проект «Создание развивающей предметно-пространственной среды» действует с 2012 года и будет действовать в 2018-2021г, он отличается индивидуальностью в подходе по формированию среды, так как вся игровая мебель, нетрадиционное оборудование выполнены руками родителей и сотрудников детского сада.
Действующий проект «День открытых дверей» объединяет всех участников образовательного процесса и является заключительной частью ежегодного блока программы «Ключ к успеху».
Каждый учебный год Программы развития посвящён заданному направлению: 2014г был посвящён теме здоровья и ЗОЖ. В 2015г тема Дня открытых дверей посвящена речевому развитию детей и называлась «Книжки для малышки». В 2016 году День открытых дверей был посвящён театрализации «О талантливых детях - заботливым родителям». 2017-18 годы День открытых дверей назывался «Хочу все знать» и посвящёны исследованию и экспериментированию.
Далее с опытом работы коллектива по развитию познавательно – исследовательских умений у дошкольников познакомила старший воспитатель Дуля Н.Ю. Она сообщила о том, что 2017 году по итогам ежегодного анализа работы учреждения были выявлены недостатки в
познавательном развитии детей. Коллектив поставил задачи: повысить педагогическую компетенцию педагогов в организации и проведении опытно – экспериментальной деятельности с дошкольниками; сформировать у дошкольников познавательно – исследовательские умения; привлечь родителей к данной деятельности; создать развивающую предметно – пространственную среду т.е. детскую экспериментальную лабораторию.
В своем выступлении и показе презентации Наталья Юрьевна рассказала, каких результатов, через совместную деятельность детей и взрослых, добился коллектив.
В течение двух лет:
-изучена научно – методическая литература, интернет ресурсы;
- педагоги получили теоретические основы, сегодня осваивают практические навыки при проведении исследовательской деятельности.
-педагогами были разработанные и реализуются образовательные программы и проекты;
-воспитатели представляли свой опыт на районном уровне;
- для самостоятельной деятельности детей в каждой группе оборудованы «Мини лаборатории» с соответствующим оснащением;
- в течение трех лет в учреждении созданы и функционируют микроблоки для решения поставленных задач ( «Уголки природы», «Огород на окне», уголки «Эрудита», место, где хранятся энциклопедии, детская научно – популярная литература; «Экологическая тропа», макет экологической тропы и т.д.
- для реализации программы «Эврика» заканчивается оснащение детской экспериментальной лаборатории «Хочу все знать», в которой храниться основное оборудование, для работы в группах.
Данное оборудование было представлено педагогами всех групп на семинаре. Так же, был выставлен методический, дидактический материал по следующим объектам исследования: ткань, земля, воздух - ветер, вода, магнит, глина, резина, бумага – дерево, свет – тень, стекло – зеркало - лупа.
Докладчик отметила, что педагогический коллектив добился этих результатов только при тесном взаимодействии с семьями наших воспитанников. И рассказала об опыте проведения ежегодного «Дня открытых дверей» и реализации проекта «Среда своими руками».
Наталья Юрьевна так же обратила внимание на фотовыставку «Удивительное рядом», представленную всеми группами. На фотографиях - дети с родителями знакомятся с окружающим миром. В прошлом году проходила фотовыставка «Папа, мама и я – любознательная семья», там дети с родителями проводили опыты.
Традиционными стали открытые просмотры- занятия и развлечения с участием родителей.
Старший воспитатель сообщила о том, что второй год в детском саду проводится научно – практическая конференция «Юный исследователь» и ежегодно концерт «Созвездие почемучек», в котором принимают участие дети и их родители. В прошлом году они показывали самые интересные опыты, в этом году проекты – победители.
Таким образом, в результате целенаправленной работы педагогического коллектива в учреждении формирована система работы по познавательно – исследовательскому развитию детей .
По итогам семинара был проведен блиц-опрос. Участники семинара дали высокую оценку опыту работы нашего коллектива. Все участники семинара были обеспечены методическим материалом по экспериментальной деятельности (флешка).