Психологическая готовность детей к обучению чтению | Зенкова Юлия Анатольевна. Работа №327751
Последние десятилетия в обществе наблюдается повальное увлечение ранним обучением детей чтению. Первоначально это выразилось в виде авторских методик для дошкольников (методика Николая Зайцева, Глена Домана и др.) и позже данная новация увлекла родителей.
Однако подобная практика имеет свои «подводные камни». Растёт число детей, у которых нет интереса к чтению художественной литературы.
Получается некий парадокс: начинаем учить читать все раньше и раньше, а любителей чтения все меньше и меньше. Многие считают, что это влияние компьютеров и телевидения, однако, вряд ли причина лишь в этом. Этот феномен имеет более серьезное обоснование — это психологическая неготовность многих детей к раннему обучению чтению. Данная проблема рождает запрос на разработку ряда критериев психологической готовности к обучению чтению.
Последние десятилетия в обществе наблюдается повальное увлечение ранним обучением детей чтению. Первоначально это выразилось в виде авторских методик для дошкольников (методика Николая Зайцева, Глена Домана и др.) и позже данная новация увлекла родителей.
Однако подобная практика имеет свои «подводные камни». Растёт число детей, у которых нет интереса к чтению художественной литературы.
Получается некий парадокс: начинаем учить читать все раньше и раньше, а любителей чтения все меньше и меньше. Многие считают, что это влияние компьютеров и телевидения, однако, вряд ли причина лишь в этом. Этот феномен имеет более серьезное обоснование — это психологическая неготовность многих детей к раннему обучению чтению. Данная проблема рождает запрос на разработку ряда критериев психологической готовности к обучению чтению:
1. Своевременность,
2. Интерес,
3. Психологическая оснащенность,
4. Детский словарный запас.
Что значит готовность ребенка к обучению чтению? Это, прежде всего, своевременность. Детство — это не подготовка к будущей зрелости. Каждый период детства как бы вкладывает в копилку развития ребенка что- то уникальное именно для определенного возраста. Сегодня начинают обучать чтению в четыре, три, и даже в два года. По данным классической детской психологии, мозг ребёнка наиболее готов к этому к 5-ти-летнему возрасту. Желательно, чтобы к этому моменту у ребёнка была развита речь настолько, что он может без труда выговаривать все звуки родного языка, относительно правильно говорить слова и строить предложения, иметь развитое по возрасту образное мышление. Не стоит начинать раньше, если ребёнок не демонстрирует вышеперечисленные навыки и не достиг 5-ти-летнего возраста.
Мне бы хотелось развенчать миф многих о том, что ребёнок, который в 2 года «знает» буквы, скоро начнёт читать. Очень часто происходит просто «натаскивание» на буквы, также как ребёнок запоминает названия предметов и картинки, он запоминает буквы, если ему их регулярно показывать. Но, если предметы можно потрогать и взаимодействовать с ними каким-то образом, узнать их назначение, то буквы остаются просто значками, которые ребёнок «узнаёт» по памяти. Это не имеет ничего общего с обучением чтению. Потому как в чтении одна из главных составляющих – это складывание букв в слова и понимание смысла прочитанного. Крайне мало детей, способных на это в 2 года.
Письменная речь построена на основе литературного языка. Она базируется на монологической, контекстной речи, которую дети осваивают в полной мере лишь в старшем школьном возрасте. С такими текстами ребенок начинает знакомиться, когда ему читают книги вслух. И это создает мощное эмоциональное подкрепление интереса к книге. Самостоятельное чтение ребенком может быть для него интересным как овладение новым навыком, приобщение к очень важному атрибуту взрослой жизни. Именно поэтому довольно рано у детей возникает игровая имитация к процессу чтения. Таким образом, для большинства детей 5 лет и младше книга – очередная игрушка. Как любая игрушка, она теряет со временем новизну, и интерес к ней гаснет. У большинства детей дошкольного возраста самостоятельное чтение не является еще насущной потребностью. Печатное слово не может конкурировать с образом, который в этом возрасте является основной, ведущей формой мышления ребенка. Таким образом, психологическая готовность к обучению чтению в первую очередь предполагает наличие у ребенка закреплённого «интереса».
Следующем критерии психологической готовности дошкольников к обучению чтению – это «психологическая оснащённость». Письменность – это особая, новая для ребенка знаковая система. Чтобы овладение чтением стало возможным, языковые и когнитивные способности ребенка должны достичь определенного, минимально необходимого уровня зрелости. В настоящее время, как в школах, так и в детских садах основной методикой обучения чтению является аналитико-синтетический метод. Он опирается на обязательное владение фонематическим анализом. Владение техникой чтения предполагает, прежде всего, владение системой графической символизации, т. е. буквенного обозначения фонем.
Первым проявлением способности к символической деятельности в онтогенезе является появление символической игры с характерными для неё действиями игрового замещения предметов и предметного изображения в рисунках. С момента, когда ребенок переходит от каракулей к изображению форм, которым даёт названия, начинается развитие графического символизма. Овладение рисованием — это освоение знаковой деятельности. На ранних этапах развития ребенок сначала изображает что-то, а потом придумывает этому название. Лишь позже, когда созревает способность к рисованию по определенному замыслу, можно говорить о появлении элементарных знаковых операций.
Еще одним важным условием готовности к полноценному овладению чтением является достаточно большой детский словарный запас. Следует иметь в виду, что лексика литературных текстов значительно превышает пределы лексикона разговорной речи. Чем больше расхождение между словарем ребёнка и словарным составом читаемого текста, тем хуже понимание прочитанного.
Проблема оптимального возраста обучения чтению осложняется еще одним обстоятельством. Дело в том, что существует значительный разброс между сверстниками в темпах созревания когнитивных и языковых функций. Определенный процент детей развивается с опережением возрастных показателей, есть дети со средними темпами и дети, развивающиеся с некоторым запаздыванием. Например, к шести годам от 5 до 10 % детей имеют явную неготовность к обучению грамоте. По критериям, которые были описаны выше, эти дети проявляют признаки незрелости. Если начать работу раньше, примерно лет в пять, число незрелых детей будет еще больше из-за индивидуальных темпов детского развития. Иначе говоря, чем младше дети, тем больше среди них будет незрелых детей. Поэтому решение о готовности ребенка к освоению чтения следует принимать индивидуально.
Чтение — это не просто механическое складывание букв в слова, и слова в предложения. Чем больше, к моменту освоения чтения у ребенка накопилось собственного жизненного опыта, с которым он может связать смысл прочитанных слов, тем больше эти слова для него значат. Не заставляете ребенка читать против его воли. Психологи предостерегают: слишком раннее обучение чтению (до трех лет) может привести к дисгармонии развития ребенка. Сделайте ваши занятия систематическими. не учите ребенка читать буквы, читайте слоги. Читайте вслух. Начинайте с простых, односложных слов. Ребенку легче будет начать со слов с повторяющимися буквами - мама, папа, баба. Будьте примером для своего ребенка - читайте сами. Будьте внимательны к своему ребенку, выполняйте эти несложные правила.