Название статьи:
Психологические особенности леворуких детей | Пискунова Светлана Николаевна. Работа №209632
Дата публикации:
08.04.2019
Автор:
Пискунова Светлана Николаевна
Описание:
Автор: Пискунова Светлана Николаевна
Психологические особенности леворуких детей младшего школьного возраста. Адаптация к школьному обучению.
Психологические особенности леворуких детей младшего школьного возраста.
Общеизвестно, что ежегодно количество леворуких детей увеличивается. Почти в каждом классе есть хотя бы один ребенок-левша. Поэтому совершенно естественно, что проблемы, связанные с обучением этих детей интересуют многих учителей и родителей.
В XX веке существовало множество гипотез, объясняющих возникновение леворукости. Леворукость рассматривалась в них как исключение из правил. Все эти теории делятся на три группы:
генетические теории: левшество обусловлено генетическими механизмами.
социо-культурные: большая праворукость обусловлена культурными условиями, в которых растет ребенок.
патологические теории, которые рассматривают левшество как результат травмы на различных этапах пренатального и постнатального развития.
Согласно одной из таких версий, праворукость связана с несимметричным расположением внутренних органов, которые смещают центр тяжести тела вправо. При этом необходимый упор на левую сторону, делает правую более свободной. Мышцы правой руки тренируются, она становится более развитой, ее движения - более точными.
Праворукость и леворукость формируются в основном к 4 годам, а до этого возраста предпочтение руки может быть неустойчивым. Если в 4 года ребенок предпочитает действовать левой рукой и тем более если среди родственников есть леворукие, то переучивать ребенка нельзя. Леворукие дети обычно очень ранимы, эмоциональны, подвижны, тревожны. Они хуже привыкают к смене обстановки, тоньше чувствуют цвет и форму предмета, видят незначительные отличия предметов, более индивидуализируют окружающий мир. Возможно, именно поэтому в музыкальных и художественных школах, много талантливых леворуких детей.
Следует обратить на такой очень важный момент, как подготовка к письму. Подготовка к письму – особый и отдельный вид занятий с леворуким ребенком еще до школы. Это особая система пошаговых занятий, где важно все: как сидит ребенок, как держит ручку, как лежит лист бумаги или тетради, как выполняет элементарные графические движения. Решая любой из этих вопросов, необходимо учитывать, насколько подготовлен ребенок к письму, можно ли начинать процесс обучения или нужна подготовительная работа.
Младший школьный возраст - это особый период в жизни ребенка, который выделился исторически сравнительно недавно. Его не было у тех детей, которые вообще, но посещали школу, его не было и у тех, для которых начальная школа была первой и последней ступенью образования.
Появление этого возраста связано с введением системы всеобщего и обязательного неполного и полного среднего образования. Содержание среднего образования и его задачи еще окончательно не определились, поэтому психологические особенности младшего школьного возраста как начального звена школьного детства также нельзя считать окончательными и неизменными.
Анализ полученных результатов первого этапа тестирования, целью которого являлось определение ведущей руки, показал, что дети, входящие в экспериментальные группы соответствуют поставленным требованиям, т.е. имеют ведущие правую и левую руки.
На втором этапе исследования изучался уровень тревожности с помощью теста тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен. Результаты подвергались количественному анализу.
В первую группу вошли дети с ведущей левой рукой. Результаты тестирования указывают на высокий уровень тревожности в данной группе, о чем свидетельствует индекс тревожности детей (процентное отношение числа эмоционально негативных выборов к общему числу рисунков). Средний процент в группе составляет 58%.
Вторую группу составили дети с ведущей правой рукой. Результаты тестирования в данной группе указывают на средний уровень тревожности. Средний процент второй группы составил 32 %.
На основании процентных данных можно сделать вывод, о том, что поставленная гипотеза подтвердилась. Леворукие дети имеют более высокий уровень тревожности, по сравнению с детьми с ведущей провой рукой.
Высокий уровень тревожности свидетельствует о недостаточной эмоциональной приспособленности ребенка к тем или иным жизненным ситуациям. Данное проявление может значительно усложнять учебный процесс, негативно сказываться на успеваемости и эмоциональной сфере учащихся.
Заключение
Подробно рассмотрев феномен леворукости, можно сделать вывод о том, что леворукость – очень важная индивидуальная особенность ребенка, которую необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания.
При поступлении в школу ребенок полностью перестраивает свой жизненный уклад. Появляются новые обязанности, требования со стороны взрослых, одноклассники с которыми необходимо строить отношения. Повышается нагрузка, как в физическом, так и в психологическом аспектах. Начинается сложный период адаптации, который для леворукого ребенка проходит еще более тяжело, т.к. все окружающие предметы, да и сама школьная программа приспособлены для правшей.
Леворукость нельзя считать причиной нарушений или отклонений в развитии, причиной сниженных интеллектуальных и физических возможностей. Необходимо помнить, что преимущественное владение рукой зависит не от желания ребенка или его упрямства, а от особой организации деятельности мозга, определяющей не только "ведущую" руку, но и некоторые особенности организации высших психических функций. Ценой больших усилий можно научить леворукого ребенка работать правой рукой, но нельзя изменить его биологическую суть.
Скачать работу
Общеизвестно, что ежегодно количество леворуких детей увеличивается. Почти в каждом классе есть хотя бы один ребенок-левша. Поэтому совершенно естественно, что проблемы, связанные с обучением этих детей интересуют многих учителей и родителей.
В XX веке существовало множество гипотез, объясняющих возникновение леворукости. Леворукость рассматривалась в них как исключение из правил. Все эти теории делятся на три группы:
генетические теории: левшество обусловлено генетическими механизмами.
социо-культурные: большая праворукость обусловлена культурными условиями, в которых растет ребенок.
патологические теории, которые рассматривают левшество как результат травмы на различных этапах пренатального и постнатального развития.
Согласно одной из таких версий, праворукость связана с несимметричным расположением внутренних органов, которые смещают центр тяжести тела вправо. При этом необходимый упор на левую сторону, делает правую более свободной. Мышцы правой руки тренируются, она становится более развитой, ее движения - более точными.
Праворукость и леворукость формируются в основном к 4 годам, а до этого возраста предпочтение руки может быть неустойчивым. Если в 4 года ребенок предпочитает действовать левой рукой и тем более если среди родственников есть леворукие, то переучивать ребенка нельзя. Леворукие дети обычно очень ранимы, эмоциональны, подвижны, тревожны. Они хуже привыкают к смене обстановки, тоньше чувствуют цвет и форму предмета, видят незначительные отличия предметов, более индивидуализируют окружающий мир. Возможно, именно поэтому в музыкальных и художественных школах, много талантливых леворуких детей.
Следует обратить на такой очень важный момент, как подготовка к письму. Подготовка к письму – особый и отдельный вид занятий с леворуким ребенком еще до школы. Это особая система пошаговых занятий, где важно все: как сидит ребенок, как держит ручку, как лежит лист бумаги или тетради, как выполняет элементарные графические движения. Решая любой из этих вопросов, необходимо учитывать, насколько подготовлен ребенок к письму, можно ли начинать процесс обучения или нужна подготовительная работа.
Младший школьный возраст - это особый период в жизни ребенка, который выделился исторически сравнительно недавно. Его не было у тех детей, которые вообще, но посещали школу, его не было и у тех, для которых начальная школа была первой и последней ступенью образования.
Появление этого возраста связано с введением системы всеобщего и обязательного неполного и полного среднего образования. Содержание среднего образования и его задачи еще окончательно не определились, поэтому психологические особенности младшего школьного возраста как начального звена школьного детства также нельзя считать окончательными и неизменными.
Анализ полученных результатов первого этапа тестирования, целью которого являлось определение ведущей руки, показал, что дети, входящие в экспериментальные группы соответствуют поставленным требованиям, т.е. имеют ведущие правую и левую руки.
На втором этапе исследования изучался уровень тревожности с помощью теста тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен. Результаты подвергались количественному анализу.
В первую группу вошли дети с ведущей левой рукой. Результаты тестирования указывают на высокий уровень тревожности в данной группе, о чем свидетельствует индекс тревожности детей (процентное отношение числа эмоционально негативных выборов к общему числу рисунков). Средний процент в группе составляет 58%.
Вторую группу составили дети с ведущей правой рукой. Результаты тестирования в данной группе указывают на средний уровень тревожности. Средний процент второй группы составил 32 %.
На основании процентных данных можно сделать вывод, о том, что поставленная гипотеза подтвердилась. Леворукие дети имеют более высокий уровень тревожности, по сравнению с детьми с ведущей провой рукой.
Высокий уровень тревожности свидетельствует о недостаточной эмоциональной приспособленности ребенка к тем или иным жизненным ситуациям. Данное проявление может значительно усложнять учебный процесс, негативно сказываться на успеваемости и эмоциональной сфере учащихся.
Заключение
Подробно рассмотрев феномен леворукости, можно сделать вывод о том, что леворукость – очень важная индивидуальная особенность ребенка, которую необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания.
При поступлении в школу ребенок полностью перестраивает свой жизненный уклад. Появляются новые обязанности, требования со стороны взрослых, одноклассники с которыми необходимо строить отношения. Повышается нагрузка, как в физическом, так и в психологическом аспектах. Начинается сложный период адаптации, который для леворукого ребенка проходит еще более тяжело, т.к. все окружающие предметы, да и сама школьная программа приспособлены для правшей.
Леворукость нельзя считать причиной нарушений или отклонений в развитии, причиной сниженных интеллектуальных и физических возможностей. Необходимо помнить, что преимущественное владение рукой зависит не от желания ребенка или его упрямства, а от особой организации деятельности мозга, определяющей не только "ведущую" руку, но и некоторые особенности организации высших психических функций. Ценой больших усилий можно научить леворукого ребенка работать правой рукой, но нельзя изменить его биологическую суть.