«Психолого-педагогические технологии в деятельности школьного психолога» | Ильина Наталья Валерьевна педагог-психолог. Работа №210402
Автор: Ильина Наталья Валерьевна педагог-психолог
Сегодня, слово"Технология"все чаще употребляется специалистами в области педагоги и психологии. В психологической литературе данный термин либо совсем не расматривается содержательно или он имеет неоднозначное значение.
«Психолого-педагогические технологии в деятельности школьного психолога»
Сегодня, слово «технология» все чаще употребляется специалистами в области педагогики и психологии. В психологической литературе данный термин либо совсем не рассматривается содержательно или он имеет неоднозначное значение.
Термин «технология», исходя из формулировок многих литературных источников, понимается как искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния.
Любая деятельность может быть либо технологией, либо творчеством. Всё начинается с творческой идеи, а технологией заканчивается.
Тенденция ухудшения здоровья школьников приняла устойчивый характер. Основная причина этого – длительное, ежедневное, стрессогенное влияние образовательного процесса на ученика. Специфика школьной жизни, организация учебно – воспитательного процесса привела к осознанию следующей проблемы: забота о сохранении здоровья учеников, как физического, так и психологического, является необходимым условием повышения качества жизни детей и качества работы педагога-психолога в образовательном учреждении.
Целью деятельности педагога-психолога МАОУ СОШ №1 является обеспечение социально-психологических условий для максимально полного личностного, интеллектуального и социального развития всех участников учебно – образовательного процесса.
Для достижения этой цели решаются следующие задачи:
сопровождение
организации индивидуального и дифференцированного подхода в процессе обучения и воспитания через изучение личности учащихся и ученических коллективов;
реализация программ преодоления трудностей в обучении, создание
условий для получения коррекционно-развивающей поддержки всем нуждающимся школьникам, содействие в социализации, преодолении кризисных периодов на всех этапах обучения;
содействие в приобретении психологических знаний, умений, навыков необходимых для успешного обучения, воспитания и развития всех участников
учебно
- образовательного
процесса;
оказание целенаправленного влияния на формирование благоприятного социально-психологического климата в школе, создание условий для развития ученических коллективов;
выявление и устранения факторов, которые могут вести к нарушению состояния психологического здоровья.
Деятельность педагога- психолога МАОУ СОШ №1 строится согласно трем основным принципам работы:
принцип системности – существование алгоритма работы и использование возможностей всех основных направлений деятельности психолога (профилактики, диагностики, коррекции);
принцип целесообразности – любое психологическое воздействие должно быть осознанным и подчинено поставленной цели, т.е. педагог-психолог должен осознавать причину и цель воздействия (почему и для чего он это делает);
принцип своевременности – любое психологическое воздействие должно быть проведено вовремя и в наиболее благоприятных для его высокой эффективности условиях.
На основании целей, задач, основных принципов деятельности педагога-психолога и алгоритмов выстраивается процесс психолого-педагогического сопровождения обучающихся в МАОУ СОШ №1 г. Лабытнанги.
Педагог-психолог осуществляет процесс психолого-педагогического сопровождения по 2 типам: непосредственное (прямое) и опосредованное (косвенное), которое представлено во внутришкольной модели психолого-педагогического сопровождения развития ребенка
При непосредственном сопровождении педагог-психолог взаимодействует напрямую с учеником. При опосредованном взаимодействии с учеником - через промежуточные звенья: учителя, родителей, другого ученика, источник знаний.
Также в деятельности школьного психолога очень актуальны информационные технологии.
С помощью информационных технологий актуальна реализация основных направлений деятельности школьного психолога: диагностика, консультация, развивающая работа, просвещение, только формы и средства их реализации существенно отличаются от общепринятых.
Говоря о деятельности дистанционной школьной психологической службы, важно отметить, что дистанционная деятельность психолога со всеми целевыми группами должна соответствовать реальной деятельности школьного психолога в настоящий момент в школе, что позволяет обеспечить целостность функционирования всех направлений психологической службы. Кроме того, одна и та же тема должна проходить через работу со всеми целевыми группами.
В целом, использование ИКТ в работе школьного психолога ставит новые задачи по разработке коллекций цифровых источников, коррекционных программ, создания электронных учебников – практикумов по психологии, электронных добавлений к известным УМК по психологии и т.д. Информационные технологии все более прочно входят в деятельность педагога-психолога и используются в привычном режиме.
В деятельности педагога-психолога важную роль играют обучающие игры занимают важное место среди современных психолого-педагогических технологий. Обучающие игры выполняют три основные функции:
Инструментальная: формирование определенных навыков и умений - может выражаться в игровых упражнениях;
Гностическая
: формирование знаний и развитие мышления учащихся – выражается в дидактических методиках;
Социально-психологическая
: развитие коммуникативных навыков, выражается в ролевых играх.
Технология обучающей игры может комбинироваться с такими технологиями как групповая технология, диагностика, тренинг.
Роль обучающих игр в образовании и психологии чрезвычайно важна. В педагогике они являются неотъемлемой составляющей развивающего обучения, которое основывается на развитии активности, инициативы, самостоятельности учащихся. В психологии данные технологии развивают познавательную, социальную, профессиональную активность учащихся.
Данные технологии эффективны в работе с детьми всех возрастных категорий и со взрослыми людьми (учителями, родителями).
Здоровьесберегающие технологии
Целью здоровьесберегающих технологий является обеспечение ребенку возможности сохранения здоровья, формирование у него необходимых знаний, умений, навыков по здоровому образу жизни.
Здоровьесберегающие педагогические технологии включают все аспекты воздействия педагога на здоровье ребенка на разных уровнях — информационном, психологическом, биоэнергетическом.
В современной школе, наряду с ослабленным физическим здоровьем, школьники страдают психологическими проблемами (дезадаптационными нарушениями). Данные нарушения обусловлены влиянием стрессогенной системы организации образовательного процесса. В решении этой проблемы большую роль играет школьная психологическая служба. В рабочем арсенале педагога-психолога находятся методики, способные вывести ребенка из стрессового состояния, снять внутреннее напряжение, выявить возможности появления более оптимистического взгляда на жизненную ситуацию и т.д.
Психологическая деятельность подразумевает применение таких методик, как:
Музыкотерапия
– использование музыки для: расслабления и успокоения, активизации эмоциональной сферы, коррекции эмоционального состояния.
Ароматерапия
– применение душистых веще
ств дл
я релаксации и в эстетических целях.
Цветотерапия
– использование цветовой визуализации при депрессии, тревожности, страхах.
Танцевальная терапия
– использование танцевальных движений или имитаций под музыку для снятия мышечных зажимов.
Телесная терапия
– методы работы с телом, целью которых является улучшение телесного и душевного самочувствия.
Арт-терапия
Арт-терапия включает в себя ряд направлений психологической работы, связанных с творчеством – это изотерапия, цветотерапия, фототерапия, сказкотерапия, музыкотерапия, коллажирование. Психология творчества давно и успешно применяется в работе с детьми и взрослыми. Арт-терапия раскрывает многогранный внутренний потенциал человека и параллельно помогает бороться с рядом серьезных психологических проблем, в числе которых травмы, внутренние конфликты, страхи. Благодаря психологии творчества человек погружается в ситуацию, где можно снять стресс и обрести веру в себя. Чаще всего арт-технологии используются в диагностике, коррекции, психотерапии, а на сегодняшний день и в образовательном процессе на разных ступенях обучения.
Игровая терапия
Данная технология решает следующий спектр задач: психокоррекции, психопрофилактики, развития и гармонизации личности ребенка, способствует улучшению психологического климата в семьях и малых группах.
Игровая терапия включает в себя индивидуальные, парные и групповые игры, техники, предполагающие использование кукол, фигурок, методики релаксационного характера, основанные на активной работе воображения,разных формах художественной экспрессии и др.
По подходу к субъекту педагог- психолог использует технологии:
Сотрудничества
Технологии сотрудничества реализуют демократизм, равенство, партнерство в субъектных отношениях психолога и ребенка. Наиболее актуальной данная технология является при организации научно-исследовательской деятельности, конкурсного движения , а также в тренинговой работе. Взаимодействие психолога и учащегося в сотрудничестве, кроме решения познавательной, творческой цели, предусматривает решение психолого-социальной - в ходе выполнения задания формируется культура общения, отражающая все коммуникативные уровни: «...деятельность - взаимодействие - общение - контакт» (по А.А.Леонтьеву).
Личностно – ориентированные
Ставят в центр всей школьной социально-психологической системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личностно-ориентированная технология представляет собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики.
В центре внимания школьного психолога - уникальная целостная личность ребенка, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открытая для восприятия нового опыта, способная на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях:
Гуманно – личностные
Отличаются прежде всего своей гуманистической сущностью, психотерапевтической направленностью на поддержку личности, помощь ей. Они "исповедуют" идеи уважения и любви к ребенку, оптимистическую веру в его творческие силы, отвергая принуждение:
Термин «психологические технологии» подразумевает аспект, связанный с формированием и развитием личностных качеств субъекта.
Следовательно, под термином «психологические технологии» подразумевается совокупность методов и приёмов, направленных на формирование действенно – практической сферы личности и реализацию природных потенциалов.
Используемые педагогом-психологом технологии выполняют ряд функций: психологическая профилактика, психологическое консультирование, психологическая поддержка, психологическая реабилитация, социально–психологическое обучение.
Психологическая профилактика – содействие полноценному развитию личности всех участников учебно–воспитательного процесса, предупреждение возможных личностных деформаций в процессе взаимодействия, помощь в осознании деструктивного влияния психологического насилия. Основной задачей психологической профилактики является создание условий, содействующих адекватному и компетентному реагированию личности на проявления психологического насилия, отказ от использования его форм во взаимодействии.
В ходе реализации данной функции используются следующие техники:
• Повышение социально–психологической компетентности участников образовательной среды по вопросам психологической безопасности в ходе проведения семинаров, групповых дискуссий по проблемам психологического насилия, проектирование ненасильственных альтернативных моделей поведения.
• Использование данных о показателях психического здоровья участников с целью формирования индивидуальной программы психогигиены: снижение выраженности синдрома эмоционального выгорания; уровня эмоциональной напряженности; изменение самоотношения; гармонизация соотношения между «Я–реальным» и «Я–идеальным» и т. п.
• Совместное обсуждение и выработка правил безопасного взаимодействия всеми участниками образовательной среды.
Психологическое консультирование – оказание помощи участникам в самопознании, позитивном самоотношении, адаптации к реальным жизненным условиям, формировании ценностно–мотивационной сферы и системы отношений к другим, осознание ценности ненасилия, преодоление профессиональных деформаций, достижение эмоциональной устойчивости, способствующей личностному и профессиональному росту и саморазвитию. Техники группового консультирования, включенные в занятия со всеми учебно–тренировочными группами, опираются на результаты как предшествующей диагностики отношения к образовательной среде, удовлетворенности основными характеристиками взаимодействия с учетом их значимости для субъекта, уровня психологической защищенности (с использованием его структурных составляющих), так и личностно–эмоциональных и коммуникативных характеристик, трактуемых как показатели психического здоровья.
Психологическая коррекция – активное психолого–педагогическое воздействие, направленное на устранение отклонений в личностном и профессиональном развитии, гармонизацию психического здоровья.
В практической психологии выделяют два направления коррекции. Первое представляет комплекс индивидуализированных мероприятий по усилению регулирующих функций психики, развитию эмоционального самоконтроля и самоуправления. Второе – нормативно–ценностная коррекция, которая заключается во внесении определенных направлений в индивидуально–личностную систему норм и поведенческих эталонов, в соответствие с которой человек корректирует исполнение своих жизненных и деятельностных функций.
Психологическая реабилитация – процесс, мобилизующий личностные адаптационные механизмы при переживании психотравмирующих обстоятельств, вызванных состоянием внешней среды. Реабилитация предполагает возвращение того, что утрачено или может быть утрачено в связи с изменением условий.
Именно психологические тренинги, чаще всего, рассматриваются как реабилитационные психотехнологии.
Психолого-педагогическое сопровождение семьи
Проблема сохранения и укрепления психологического здоровья актуальна не только в работе с обучающимися, педагогами, но и в работе с родителями. Работу с родителями педагог-психолог МАОУ СОШ №1 рассматривает как важнейший аспект своей деятельности, направленный на сохранение психологического здоровья семьи. Наиболее эффективны и результативны в работе с родителями следующие формы:
коррекционная работа с детско-родительской парой в процессе психологического консультирования, направленная на гармонизацию дето-родительских отношений;
консультативно-просветительная работа с семьей в рамках системы духовно-нравственного воспитания через работу в рамках школьной конференции отцов.
Необходимо отметить, что одной из проблем, требующей разрешения в работе педагога-психолога с родителями активность самих родителей остается низкой.
Пути профессионального мастерства
Для успешной реализации профессиональной деятельности педагог-психолог постоянно повышает профессиональную квалификацию и педагогическое мастерство на различных курсах, где получает новые знания и делится практическими результатами своей работы.
Таким образом, психолого-педагогические технологии находят своё целесообразное место в целостном педагогическом процессе. Любая психолого-педагогическая технология, её разработка и применение требуют высочайшей творческой активности и профессиональных знаний педагога-психолога.
Список используемой литературы:
Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития.-2-е изд.- Казань: Центр и
нновационных технологий, 2000.
Бордовская
Н.В.,
Реан
А.А. Педагогика: Учеб
.
д
ля вузов. -
Сб
.-
Питер
, 2000.
3. Вачков И.В., Гриншпун И.Б., Пряжников Н.С. Введение в профессию “психолог”. – М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО “МО ДЭК”, 2004. –(серия “Библиотека психолога”).
Леонтьев А.А. Педагогика здравого смысла // «Школа 2000...» Концепция и программы непрерывные курсов для общеобразовате
льной школы.
Вып
. 1. – М., 1997
;
Рудестам
К. Групповая психотерапия.
Психокоррекционные
группы: теория и практика. – М.: Прогресс, 1993.
Смирнов Н.К.
Здоровьесберегающие
образовательные технологии и психология здоровья в школе. - М.: АРКТИ, 2006.
Сухарева О.А. Сборник городской конференции «Современная практика информатизации образования», статья «Эффективность использования информационных технологий в работе школьного психолога»/ под ред. Скиба Н.П., Дубна, М.О. ЦРО, информационный отдел, с. 15, 2006.
Фомин А.С. Игровой танец как технология XXI века// Экология человека: сб. трудов. Том V. Часть VI. Конкретные технологии современного образования.- Новосибирск, 2000.
Шкурко
Т.А. Танец как средство диагностики и коррекции отношений в группе.
Психологический вестник. Выпуск 1, Часть
1
, Ростов-на-Дону, Изд. Ростовского Университета, 1996.