Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 25.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Психолого-педагогические условия профилактики суицидального поведения у подростков | Грубова Ольга Мабарякшаевна. Работа №206660

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Грубова Ольга Мабарякшаевна
Статья посвящена актуальной проблеме профилактики суицидального поведения у подростков. Профилактика суицидального поведения у подростков в нашем исследование рассмотрено с позиции снижения психо-эмоционального напряжения  и развития коммуникативных качеств у подростков. В статье приводится теоретическое обоснование и экспериментальное доказательство снижения уровня риска суицидального поведения у подростков, при снижении уровня тревожности, психо-эмоционального напряжения и развития коммуникативных качеств. Результаты исследования показали, что проводимые занятия в группе риска снизили факторы суицидального поведения у подростков. В статье приведена программа по профилактики суицида у подростков в школе.

Грубова Ольга Мабарякшаевна

Научный руководитель: Скоробогатова Юлия Валерьевна,

кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры педагогики и психологии

Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) РГППУ,

г. Нижний Тагил, Россия

e-mail: myftya@mail.ru;

 

ПСИХОЛОГО–ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОФИЛАКТИКИ СУИЦИДАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ У ПОДРОСТКОВ

Аннотация: Статья посвящена актуальной проблеме профилактики суицидального поведения у подростков. Профилактика суицидального поведения у подростков в нашем исследование рассмотрено с позиции снижения психо-эмоционального напряжения и развития коммуникативных качеств у подростков. В статье приводится теоретическое обоснование и экспериментальное доказательство снижения уровня риска суицидального поведения у подростков, при снижении уровня тревожности, психо-эмоционального напряжения и развития коммуникативных качеств. Результаты исследования показали, что проводимые занятия в группе риска снизили факторы суицидального поведения у подростков. В статье приведена программа по профилактики суицида у подростков в школе.

Ключевые слова: подростки, суицидальное поведение, профилактика, коммуникативные качества, эмоциональное напряжение, тревожность, тренинговые занятия, психологический квест.

 

По официальной статистике, каждый год кончают жизнь самоубийством около 1 000 000 человек из них 50 тысяч русских.

Официальная статистика самоубийств не включает в себя статистику попыток уйти из жизни, а следовательно реальные цифры количества суицидентов может быть в разы больше. В своем докладе в 2018 году Сергей Коротких, сотрудник Главного управления криминалистики следственного комитета, на дискуссионной площадке «Право ребёнка на безопасность» озвучил цифры подросткового суицида зафиксированного за периоды 2014 – 2016 года и за первый квартал 2017 года. Как сообщает Коротких, количество суицидов среди несовершеннолетних детей в 2016 году составило 1 633 случая, что на 600 человек больше, чем в 2014 году. А к первому кварталу 2017 года эта цифра уже составляла 692 завершенных суицида среди поростков, из 823 суицидальных попыток [22].

Увеличение числа суицидальных попыток, может быть связано с популяризацией у подростков так называемых «групп смерти». Так, например, за первый квартал 2017 года 287 детей совершивших суицид состояли в «группах смерти», что составляет почти половину от всех пубертатных самоубийств.

Профилактика суицидального поведения является зоной интереса любой страны. В Российской Федерации данное направление регламентируется «Концепцией демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года», утверждённой Указом Президента Р. Ф. и Государственной программы Российской Федерации «Развитие здравоохранения», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г.

Не смотря на множество подходов к решению вопроса о пубертатном суициде, количество суицидов среди молодежи не становится меньше, а продолжает расти. Это вынуждает признать, что проблема профилактики суицидального поведения подростков является серьёзной и актуальной в наше время и требует дальнейшего изучения.

В своих исследованиях мы опирались на статистические данные о количестве суицидентов в России, на законодательные и нормативно правовые акты российской Федерации, на опыт и труды ведущих специалистов по определению суицида и причин его возникновения и на данные проведенного нами исследования на базе одной из школ Нижнего Тагила, среди учащихся 9 классов.

В своих работах В. Войцех, А. Кучер и В. Костюкевич по психологической профилактике детского суицида определяют три ступени развития суицидальных действий. Где первой ступенью являются пассивные мысли о суициде («Чем так жить, лучше умереть», «Хочется уснуть и не проснуться»), вторая — суицидальные замыслы (продумывается время, место и способ самоубийства) и третья — суицидальные намерения (присоединение к замыслам волевого решения лишить себя жизни). При этом период от замысла о суициде до его намерения может длиться годами.

Э. Шнейдман в своих трудах выделяет такие общие черты, свойственные всем суицидентам: цель всех суицидентов — поиск решения, общим стимулом при суициде является невыносимая психическая (душевная) боль, общей суицидальной эмоцией является беспомощность, общим внутренним отношением к суициду является двойственность, общим действием при суициде является бегство (агрессия).

Г. А. Каршибаева описывает следующие мотивы «пубертатного суицида»: ситуация длительного конфликта в семье или ситуации развода родителей, утрата значимой привязанности, отсутствие в семье «значимого взрослого», средства массовой информации, отсутствие понятия, что смерть не обратима, дисморфофобия, эмоциональная неустойчивость, повышенная внушаемость, сензитивность и некоторая импульсивность.

По классификации А. П. Чуприкова, Г. Я. Пилягина, В. Ф. Войцех различают несколько видов профилактики суицидального поведения: психиатрические, психологические, информационно образовательные, социальные и общемедицинские.

Целью нашей работы явилась разработка методического пособия по профилактике суицидального поведения у подростков для психологов и педагогов в школе.

Мы предположили, что профилактика суицидального поведения у подростков будет успешной, если использовать беседы-консультации, большие психологические игры и социально-психологических тренинги направленные на: снижение психо-эмоционального напряжения, развитие коммуникативных качеств, снижение агрессии, развитие навыков саморегуляции, развитие умений разрешать конфликтные ситуации, выстраивание психологической защиты.

На базе одной из школ Нижнего Тагила было проведено эмпирическое исследование по изучению суицидального риска у подростков. В исследовании приняли участие учащиеся 9 классов. Общее количество опрошенных составило 63 человека из них 26 мальчика и 37 девочек, в возрасте 15–16 лет.

На подготовительном этапе, изучалась и анализировалась психолого-педагогическая литература по теме исследования, выявлялись особенности организации и проведения эмпирического исследования, подготавливались бланки следующих методик: «Методика первичной диагностики и выявления детей «группы риска»», автор: М. И. Рожков, М. А. Ковальчук; «Ваши суицидальные наклонности», автор: З. Королева; «Самооценка психических состояний личности» (Модификация опросника для подросткового возраста), автор: Г. Айзенк; «Шкала безнадёжности BHS», автор: Э. Бек; «Опросник суицидального риска», автор: Т. Н. Разуваевой.

На констатирующем этапе организовывалось и проводилось тестирование учащихся 9 классов.

На третьем этапе обрабатывались результаты тестирований и интерпретация результатов исследования, были сформулированы выводы исследования, составлен психолого-педагогический проект.

По результатам констатирующей диагностики по соотношению всех диагностических показателей 12 подростков находятся в зоне повышенного риска суицида и 15 в группе риска из-за повышенной эмоциональной реакции на проблемы в семье, с одноклассниками и с учителями. Точные данные проведённых методик:

По результатам тестирования З. Корлевой, 17(27%) подростков подсознательно подумывают о смерти, находятся в депрессии, но не собираются совершать суицид, 29(46%) подростков находятся в зоне суицидального риска из них 18(28%) используют суицид как шантаж своих близких и знакомых. Не имеют суицидальных мыслей 17(27%) человек.

По результатам методики первичной диагностики и выявления детей «группы риска» М. И. Рожкова, М. А. Ковальчука в группе суицидального риска оказались 24 подростка, из них 13 девочек и 11 мальчиков. Общий процент детей в группе суицидального риска 38%.

По результатам методики «Самооценка психических состояний личности» (Модификация опросника для подросткового возраста) Г. Айзенка, наиболее информативными показателями риска можно считать личностную тревожность и фрустрацию, по данным результатом лишь 11% подростков имеют высокие показатели тревожности и только 5% фрустрации. Но надо заметить, что лишь на основании этого теста нельзя сделать достоверные выводы о наличии риска совершения суицида.

По результатам методики «Шкала безнадёжности BHS» Бека, из 63 опрошенных: у 43(68%) подростков безнадёжность не выявлена;17(27%) подростков находятся в состоянии умеренной безнадёжности и 4(6%) подростка находятся в состоянии тяжёлой безнадёжности.

По опроснику суицидального риска Т.Н. Разуваевой мы можем сделать следующие выводы: у 12 подростков высокий уровень сформированности суицидальных намерений.

Разработанный нами, психолого-педагогический проект по снижению риска суицидального поведения у подростков от 12 до 16 лет, составляет из себя комплекс из 19 групповых занятий, которые рекомендуется проводить два раза в неделю, продолжительностью 45 минут, где количество участников группы должно быть не более 15 человек. Каждое занятие направлено на снижение психического и эмоционального напряжения, на умение выходить из конфликтных ситуаций, на развитие коммуникативных качеств, на повышения самооценки и позитивного отношения к жизни. А также, за счёт групповой работы, показать, что их восприятие себя, ситуации и собственной жизни не являются уникальными, а, следовательно, и не подразумевают исключительные варианты выхода, в частности, суицид.

Общая структура занятия должна включать в себя:

1. Приветствие, сообщение цели занятия.

2. Психологические упражнения, направленные на снижение агрессии, на развитие навыков саморегуляции и коммуникации, на развитие умений разрешать конфликтные ситуации.

Таблица 1.

Психолого-педагогические упражнения для 2 части занятия

снижение агрессии и тревожности

развитие навыков саморегуляции и коммуникации

развитие умений разрешать конфликтные ситуации. Снижение внутриличностного конфликта

«Скульптура» 

«Станьте в круг».

«Я – Герой».

«Датский бокс».

«Коллективная сказка»

«Что я даю людям и чего от них жду?».

«Обзывалки».

«Зеркало»

«Успокойте Бирбала».

«И–а».

«Записки».

«Сиамские близнецы».

«Вверх по радуге».

«Кенгуру».

«Безмолвный крик».

«Неоконченные предложения»

«Комплимент»

«Толкалки».

«Портрет в розовых тонах». 

«Знакомство – интервью»

«Головомяч».

«Фотография на память»

«Хорошие и плохие дела»

«Дотронься до ...».

«Шла Саша по шоссе».

«Найди свое место»

«Хочу — могу».

 

«Кто старше»

«Скелет в шкафу»

 

«Планета чувств».

«Мы не одни».

 

«Радуга чувств»

«А вам не обидно?»

 

«Дерево чувств»

«Бип.

 

«Мы отправляемся в путешествие».

Не могу полюбить себя

 

«Мы высаживаемся на берег».

«Что мне нравится, что я люблю в самом себе?»

 

«Как мы будем жить на острове».

«Что я люблю делать?».

 

«Мы выбираем вождя».

 

 

«Распределяем обязанности».

 

 

«Украли вождя!»

 

 

3.Психологические упражнения, направленные на «позитивное мышление», «позитивное отношение к себе и к жизни», повышение уверенности в себе, на выстраивание психологической защиты.

Таблица 2.

Психологические упражнения для 3 части занятия

позитивное мышление

позитивное отношение к себе и к жизни

повышение уверенности в себе

выстраивание психологической защиты

«Щепки на реке».

«Лучик солнца»

«Самокритика»

«Портрет»

«Что я даю людям и чего от них жду?».

«Пять хороших дел»

«Комплимент»

«Эффективное взаимодействие».

«Словарь хороших качеств».

«Волшебная рука»

«Волшебная рука»

«Если бы ты был цветом»

«Неоконченные предложения»

«Комплименты».

«Аплодисменты».

«Неприятность эту мы переживём …»

«Куда уходят мечты?»

«Веселая гусеница».

«Драгоценный подарок».

«Необитаемый остров». 

«Молекулы».

«Царская семья».

Встаньте перед зеркалом.

«Мои ресурсы».

«Автопилот

«Недотроги».

Я в лучах солнца

«Избавляемся от груза».

 

 

«Я ценю себя»

«Гимн себе».

 

 

 

«Самый–самый».

4. Обсуждение упражнений.

5. Релаксация

Первое и последнее занятие отличаются по своей структуре.

На первом занятие основная цель — это создание групповой атмосферы, объяснение правил работы в группе, знакомство и сплочение коллектива. Поэтому все упражнения направлены на решение данной цели.

Последнее занятие является завершающим этапом, на нём мы подводим итоги и предлагаем подросткам пройти «психологический квест» — «Сокровище», целью которого является оптимизация всех полученных знаний на предыдущих занятиях, а также закрепление знаний и навыков. Для прохождения квеста мы предлагаем разделить участников на команды по 5–6 человек.

1 Станция

«Самый, самый»

Приветствие объяснение правил и цели квеста. «Вам предстоит отыскать самое ценное сокровище во всём мире, вы будете получать задания и подсказки, всего вас ожидает 5 станций. Подсказки могут быть приклеены где угодно. Выполнены на белом фоне, красным маркером их не срывать, команда будет оштрафована на 10 минут, за нарушения правил. Итак, берите первое задание, и пусть начнется игра»

«Кто самый, самый?» Каждый участник команды пишет себе не менее десяти комплиментов. Справившиеся с заданием, подходят к педагогу и берут первую букву (и) и подсказку: «Следующую подсказку ты можешь найти в месте с которого начинается школа» (холл школы). Сзади на горшке написан кабинет.

Станция 2

«Страшные тайны»

Каждая команда получает реальные истории 6 попыток самоубийств, которые к счастью заканчиваются хорошо, им необходимо написать все факторы, почему произошла данная ситуация и как её можно было бы избежать. Справившиеся с заданием, подходят к педагогу и берут вторую букву (н) и подсказку: «Следующую подсказку ты можешь найти там, где дисциплина важнее всего» (физкультурный зал) В нем на задней поверхности баскетбольного щитка приклеена записка с номерами кабинетов.

Станция 3

Вариант 1

«Плачущая девочка» возле окна, на полу разбросаны учебники. Если команда помогает, то она задает загадку «Это приходит тогда, когда мы меньше всего ожидаем» (Беда) и они получают букву (ж) и направление к следующему кабинету.

Станция 3

Вариант 2

Если не заметили ребёнка, то в указанном в подсказке кабинете они разгадывают 6 загадок, для получения подсказки. 1. Что является нужнее золота и важнее славы? (Здоровье). 2. Это приходит тогда, когда мы меньше всего ожидаем (Беда). 3. Что нас часто манит, но не всегда приносит счастье? (Богатство). 4. Что помогает нам, когда мы учимся, и является советчиком в несчастье? (Книга). 5. Кто сначала является самым беззащитным, потом сильнее, постепенно переставая таким быть? (Человек). 6. Что идет вперед и не останавливается? (Время).

Станция 4

«Эгоистам тут не место»

Задача участников команды написать по одному комплименту, каждому товарищу. Подсказку и букву (ь) получает команда, в которой каждый участник прочитает, вслух, что о нём написали его друзья.

Подсказка: «Иди туда, где ты можешь встретить одноклассников, учтилей и даже директора за одним делом» (столовая).

Станция 5

«Сокровище»

Столовая. Для участников накрыт стол для чаепития, их встречают родители. Ключевое слово «ЖИЗНЬ» и оно является самым дорогим сокровищем на земле. Победителей нет.

Проект разработан на основе принципов безопасности, создания атмосферы доброжелательности, принятия каждого ребенка, наглядности, конфиденциальности, свидетельствующие об учете индивидуальных особенностей каждого ребенка и бережного к нему обращения. По окончанию проекта предполагаемым результатом будет являться: подростки демонстрируют уверенность в себе, умение выходить из конфликтных ситуаций, позитивное отношение к жизни, снижение агрессивного отношения к жизни, успешно используют навыки саморегуляции, эмоционально уравновешенные, умеют выстраивать психологическую защиту и как следствие отсутствие риска к совершению суицида.

Данное исследование не претендует на исчерпывающую полноту изучения проблемы и требует дальнейшей разработки психолого-педагогических условий снижения суицидального риска.

Литература

Алимова,

М. А. Суицидальное поведение подростков: диагностика, профилактика, коррекция [Текст] / М. А. Алимова.

Барнаул, 2014.

— С. 100.

Анн,

Л. Ф. Психологический тренинг с подростками

[Текст] / Л. Ф. Анн.

— СПб

. :

Питер, 2007

.

— С. 271.

Битянова

,

М. Р. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками

[Текст] / М. Р. 

Битянова

.

— СПб

. :

Питер, 2008

— С. 304.

Битянова

, М. Р. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками

[Текст] / М. Р. 

Битянова

.

— СПб

. :

Питер, 2002

— С. 302.

Васильев, Н. Н. Тренинг преодоления конфликтов

[Текст] / Н. Н. Васильев.

— СПб

. :

Речь, 2002

— С. 170.

Вачков

, И. В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники

 :

 Учеб

.

п

особие. 2–е изд.

[Текст] / И. В. 

Вачков

.

— М.

 :

«Ось–89», 2001

— С. 224

Войцех

, В., Кучер, А.,

Костюкевич

,

В. Психологическая профилактика

детского суицида

.

[

э

лектронный ресурс] / В. 

Войцех

, А.  Кучер, В. 

Костюкевич

.

Режим доступа:

http://mirznanii.com/a/179692/profilaktike–u–podrostkov–suitsidalnogo–povedeniya

(дата обращения: 18.10.2018)

Государственная программа Российской Федерации «Развитие здравоохранения» утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. № 1640

.

Режим доступа:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162178/#p14

.

Екимова, В. И., Золотова Т. В. Победи конфликт!

Тренинговые

занятия и рекомендации для работы с учащимися подросткового возраста

[Текст] / В. И. Екимова, Т. В. Золотова.

— М.

 :

АРКТИ, 2008

— С. 62.

Каршибаева

, Г. А. Особенности суицидального поведения в подростковом возрасте [Текст] / Г. А. 

Каршибаева

// Молодой ученый, 2015–№ 7.

С. 663–665.

Распоряжение Правительства Российской Федерации от 14.04.2016 № 669-р (Об утверждении плана мероприятий по реализации в 2016–2020 годах Концепции демографической политики Российской Федерации на период до 2025 года)

[Текст].

Сборник Собрание законодательства Российской Федерации от 2016 г., № 17, ст. 2426.

— С. 107.

Сайт РБК Новости. В СК рассказали о росте числа самоубийств детей с тату бабочек и китов

[электронный ресурс].

— Режим доступа:

https://www.rbc.ru/society/29/05/2018/5b0d19f79a7947258bc7f2a9

(дата обращения: 18.10.2018)

Шнейдер, Л. Б.

Девиантное

поведение детей и подростков

[Текст] / Л. Б. Шнейдер.

— М

 :

Гаудеамус, 2007

— С. 336.

Югова, Н. Л., Симакова. Н. Б.

Профилактика суицидального поведения подростков: рекомендации, диагностические методики, тренинги, игры и упражнения

[Текст] / Н. Л. Югова, Н. Б. Симакова.

— Глазов

 :

Глазоская

типография, 2014

— С. 195.

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×