Психолого-педагогическое сопровождение молодого специалиста ☼
Автор: Беликова Елена Юрьевна
Психолого - педагогическое сопровождение молодого специалиста.
(адаптация молодого специалиста в ДОУ)
В образовательном пространстве современного российского общества происходят существенные инновационные изменения. Их цель – повысить конкурентоспособность российского образования и социально-инновационный потенциал общества в целом. И эта роль в основном лежит на плечах молодых специалистов.
Профессиональная деятельность является неотъемлемой частью жизни современного человека. Ведь от того, насколько успешно складывается профессиональная карьера, зависит не только удовлетворенность личности своей жизнью, но и ее гармоничное развитие.
Молодые специалисты, которые приходят в дошкольные учреждения, испытывают потребность в общении , более глубоком знании психологии дошкольников, методик дошкольного воспитания .В каждом ДОУ складывается своя система работы с педагогическими кадрами., характер которой зависит от степени сплоченности коллектива, его творческой направленности, профессиональной и личностной зрелости каждого педагога. Поэтому заведующий , старший воспитатель, педгог - психолог должны владеть информацией не только о педагогическом коллективе в целом, но и хорошо знать личностные качества каждого педагога ( особенно молодого специалиста).
Содержание работы с начинающими воспитателями зависит от следующего :
- На сколько хорошо подготовлены теоретически
- имеют ли опыт практической работы с детьми
- каких результатов в своей профессиональной деятельности хотят добиться.
Как правило, в первый год работы молодой специалист имеет низкий статус. Это связано с тем, что он не успел установить и закрепить дружеские связи с другими членами коллектива. На этом этапе работа педагога – психолога направлена на корректировку возникших затруднений. Следующим этапом является коррекционно – развивающий.На этом этапе применяются разные формы и методы работы с молодыми специалистами , способствующие их профессиональной компетенции. Этап этот длится в течение всего учебного года. Большой популярностью у молодых педагогов пользуются деловые игры и тренинги. Когда возникают затруднения в работе молодого педагога, с которыми он не может справиться самостоятельно, собираются балинтовские группы. В них возникшая проблема обсуждается молодыми и опытными педагогами. Так же опытные педагоги продолжают посещать занятия начинающего педагога и наблюдать за его взаимодействием с детьми. Здесь очень важно отмечать положительные моменты его работе, чтобы сделать их опорой для дальнейшего движения вперед. И ,наконец, завершающий этап – подведение итогов или аналитический. В конце учебного года , проанализировав результаты работы , динамику профессионального роста молодого специалиста, руководитель ДОУ , старший воспитатель, педагог – психолог намечают перспективы дальнейшей работы с ним
Известно, что самыми сложными являются первые годы работы, так как именно они в огромной степени влияют на профессиональное развитие личности. Именно этот период психологи считают своего рода тем «испытательным сроком», который в дальнейшем определяет позиции специалиста в социальной и профессиональной среде. А также в первые годы работы происходит профессиональная адаптация личности.
Научно доказано, что начальный период вхождения в профессиональную среду специфичен своей напряженностью, важностью для личностного и профессионального развития начинающего педагога. От того, как пройдет этот период, зависит, состоится ли новоявленный педагог как профессионал, останется ли он в сфере образования или найдет себя в другом деле.
Успешная адаптация за короткий срок обеспечивает высокую эффективность его дальнейшего труда. Затрудненная, затянувшаяся адаптация оказывает не только негативное психоэмоциональное воздействие, но приводит к снижению качества работы и взаимодействия с участниками педагогического процесса, и в конечном итоге, к ухудшению профессиональных показателей деятельности воспитателя. Поэтому изучение процессов адаптации , своевременное оказание реальной поддержки и помощи молодому педагогу становится весьма актуальной.
Особенностью труда молодых начинающих педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и воспитатели с многолетним стажем работы, а родители, администрация и коллеги по работе ожидают от них столь же безупречного профессионализма.
Многие молодые воспитатели боятся собственной несостоятельности во взаимодействии с воспитанниками, их родителями, опасаются критики администрации и опытных коллег, постоянно волнуются, что что-нибудь не успеют, забудут, упустят. Такой воспитатель не способен ни на творчество, ни тем более , на инновации. Чтобы этого не произошло, молодым воспитателям нужно целенаправленно помогать, создавать необходимые организационные, научно-методические и мотивационные условия для их профессионального роста и более легкой адаптации в коллективе.
Профессиональная адаптация начинающего воспитателя в процессе его вхождения в образовательную среду пройдет успешно, если:
- профессиональная адаптация воспитателя осуществляется в непрерывной связи с процессом его личностного и профессионального развития, и определена методической работой учреждения;
- в организации педагогического труда имеют место максимальный учет личностных особенностей и уровня профессиональной подготовки, активная поддержка личностного и профессионального роста воспитателя;
- материально-техническое обеспечение образовательного процесса соответствует современным требованиям и помогает педагогу реализовать инновационные подходы.
Разнообразные формы работы с молодым специалистом способствуют развитию у него познавательного интереса к профессии, освоению приемов работы с детьми и их родителями, оказывают положительное влияние на рост его профессиональной значимости.
В работе по адаптации молодого воспитателя можно использовать следующие формы и методы:
- обучение на рабочем месте (наставничество),
- участие в работе методических объединений (ДОУ, района, города),
-самообразование, включающее самостоятельное изучение образовательной программы,
-обучение на курсах повышения квалификации,
- открытые занятия коллег,
- решение и анализ педагогических ситуаций,
- обучение составлению подробных планов – конспектов занятий.
На основе этого, молодой педагог постепенно начинает внедрять имеющиеся теоретические знания и умения в практику работы с детьми и их родителями. Овладевает искусством общения, может найти подход к любому родителю, а через него узнать как можно больше о ребенке, и в целом может установить доверительные отношения с детьми, а в дальнейшем завоевать любовь детей и уважение их родителей.
Ни один педагогический вуз или колледж не выпускает из своих стен полностью сформированные, высококвалифицированные педагогические кадры. Именно в образовательном учреждении происходит процесс становления педагога как профессионала. От того, как пройдет период адаптации, от того найдет ли он общий язык с коллективом зависит, состоится ли молодой специалист как воспитатель или учитель, останется ли он в сфере образования или найдет себя в другом деле. А если его работа будет окрашена положительными эмоциями. Интерес к ней не только сохраняется, но и нейтрализует возникающие трудности, формирует желание их преодолевать, не вызывая чрезмерной усталости и снижения умственной и физической работоспособности.
Работа, проводимая в ДОУ с молодыми специалистами, способствует развитию у них познавательного интереса к профессии, активному освоению приемов работы с детьми, позволяет развивать навыки самооценки, самоконтроля, стимулирует желание повышать свое образование и квалификационную категорию.