Статья Психолого-педагогическое сопровождение студентов колледжа. Автор: Кривошапкина Саргылана Владимировна

Автор: Кривошапкина Саргылана Владимировна
Вся деятельность колледжа работает на студента, и это помогает обучающемуся благополучно адаптироваться и в дальнейшем стать профессионалом своего дела. Главным моментом в личностном и профессиональном развитии студента является определение значимых для него компетенций. Компетентностный подход формирует личность современного студента, в будущем – конкурентно способного и мобильного специалиста, творческого, саморазвивающегося, ответственного за свою судьбу и за будущее своего народа


Автор: Кривошапкина Саргылана Владимировна

Психолого-педагогическое сопровождение студентов в условиях колледжа

Педагог-психолог: Кривошапкина Саргылана Владимировна

 

Получение средне-специального образования является одним из основных прав человека, а обеспечение качества и доступности образования для студентов первостепенная задача для ССУЗов. Субъекты системы психолого-педагогического сопровождения – это специалисты, различных служб колледжа и сами студенты, которые активно взаимодействуют между собой в рамках достижения общей цели.

Вся деятельность колледжа работает на студента, и это помогает обучающемуся благополучно адаптироваться и в дальнейшем стать профессионалом своего дела. Главным моментом в личностном и профессиональном развитии студента является определение значимых для него компетенций. Компетентностный подход формирует личность современного студента, в будущем – конкурентно способного и мобильного специалиста, творческого, саморазвивающегося, ответственного за свою судьбу и за будущее своего народа.

Основная цель психолого-педагогического сопровождения развития студентов – создание благоприятного психологического климата в образовательном пространстве колледжа для гармоничного развития личности студентов.

Задачи психолого-педагогического сопровождения:

- Профилактика возникновения проблем развития студента;

-Проведение психологической диагностики с целью выявления индивидуально- психологических особенностей студентов.

- Психопросвещение.

- Помощь в адаптации студентов групп нового набора.

- Психологическое сопровождение студентов-сирот, детей с ОВЗ. - Работа по выявлению подростков «групп риска», «СОП», «ТЖС».

- Коррекционная работа.

- Индивидуальное консультирование студентов по запросу самих студентов, зав. отделениями, тьюторов, воспитателей, родителей.

- Оформление, ведение и хранение документации в соответствии с требованиями.

- Помощь в развитии психолого-педагогической компетентности тьюторам, воспитателям общежития, педагогам и родителям.

В связи с этим в колледже ведется комплексное сопровождение студентов. Первый этап сопровождения – это «Адаптация». В данном случае актуализируется особая совместная деятельность преподавателя и обучающегося, направленная на определение интересов, целей, возможностей обучающегося и путей преодоления препятствий, мешающих самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении и образе жизни. Второй и третий этапы это введение в профессиональную компетенцию − связывание своих личных планов и интересов с этой деятельностью в перспективе. Студент погружается в колледжную среду, решает свои определенные задачи, реализует свои индивидуальные цели психического и личностного развития, социализации, образования. Сопровождающая работа направлена на создание благоприятных социально-психологических условий для его успешного обучения, социального и психического развития.

 

Таблица №1 Содержание психолого-педагогического сопровождения студентов в колледже

Цель сопровождения

Содержание психолого-педагогического сопровождения Этап адаптации (1 курсы)

Результат сопровождения

 

мотивационный компонент

когнитивный компонент

рефлексивный компонент

 

Определение личностного смысла выбранного направления образования, сущности и социальной значимости будущей сферы деятельности

Неделя первокурсника, включающая мероприятия по адаптации студентов к новой социальной среде, новому статусу, новым условиям обучения. Тьюторские часы

Изучение личных дел первокурсников, анкетирование на предмет установления мотивов поступления в колледж, ожидаемых результатов, потребностей и желаний самореализации в процессе обучения

Разработка планов, программ (при необходимости), выявление студентов «Группы риска», студентов находящихся в «социально опасном положении», попавших в «трудную жизненную ситуацию»

Адаптация к образовательному процессу, активное включение в жизнедеятельность колледжа.

Инструментарий для диагностики:

Анкета для знакомства.

Ш

кала депрессии Зунге (Т.И. Балашовой)

.

У

ровень

воспитанности

и

обученности

.

Анкета «Стресс».

Цель сопровождения

Содержание психолого-педагогического сопровождения Этап введения в профессию (2 курсы)

Результат сопровождения

 

мотивационный компонент

когнитивный компонент

рефлексивный компонент

 

Развитие готовности к осознанному, самостоятельному планированию, корректировке и реализации перспектив своего будущего.

Тьюторские часы, тренинги по запросам.

Изучение ценностного отношения к выбранной специальности, отношения в группе.

Разработка планов, программ (при необходимости), анализ работы со студентами 1 курса, определение перспектив работы со студентами, перешедшими на второй и последующие курсы.

Личностное и интеллектуаль-ное развитие, самообразова-ние, оптимистичес-кая социальная позиция студента.

Инструментарий для диагностики:

Шкала депрессии

Э.Бека

Общеучебные умения и навыки

Ценности

жизни

Отношение

к ЗОЖ

 

Цель сопровождения

Содержание психолого-педагогического сопровождения Этап освоения профессии (3 курсы)

Результат сопровождения

 

мотивационный компонент

когнитивный компонент

рефлексивный компонент

 

Формирование готовности принимать решение о продолжении образования или трудоустройстве, формируются навыки поведения на рынке труда.

Тьюторские часы, тренинги по запросам.

Диагностика готовности студентов к педагогической деятельности.

Разработка планов, программ (при необходимости), анализ работы со студентами 2 курса, определение перспектив работы со студентами, перешедшими на третий и последующие курсы.

Готовность к профессиональной деятельности. Успешное трудоустройство выпускников колледжа.

Инструментарий для диагностики:

«Якоря карьеры»

Тест на вы

явление творческого потенциала

(М.В.

Зюзько

.)

 

Психолого-педагогическое сопровождение – это целостная, системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого обучающегося в образовательной среде.

Таким образом, социально-психологическое сопровождение студентов начинается с поступления в колледж и заканчивается трудоустройством.

 

 

Литература

1.Манузина Е.Б. Педагогическое сопровождение студентов в образовательных учреждениях высшего профессионального образования/ Е.Б. Манузина// Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). – 2011. – Вып. 1 (103). – С. 109–113.

 

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x