Психолого-педагогическое сопровождение студентов колледжа | Кривошапкина Саргылана Владимировна. Работа №206718
Автор: Кривошапкина Саргылана Владимировна
Вся деятельность колледжа работает на студента, и это помогает обучающемуся благополучно адаптироваться и в дальнейшем стать профессионалом своего дела. Главным моментом в личностном и профессиональном развитии студента является определение значимых для него компетенций. Компетентностный подход формирует личность современного студента, в будущем – конкурентно способного и мобильного специалиста, творческого, саморазвивающегося, ответственного за свою судьбу и за будущее своего народа
Психолого-педагогическое сопровождение студентов в условиях колледжа
Педагог-психолог: Кривошапкина Саргылана Владимировна
Получение средне-специального образования является одним из основных прав человека, а обеспечение качества и доступности образования для студентов первостепенная задача для ССУЗов. Субъекты системы психолого-педагогического сопровождения – это специалисты, различных служб колледжа и сами студенты, которые активно взаимодействуют между собой в рамках достижения общей цели.
Вся деятельность колледжа работает на студента, и это помогает обучающемуся благополучно адаптироваться и в дальнейшем стать профессионалом своего дела. Главным моментом в личностном и профессиональном развитии студента является определение значимых для него компетенций. Компетентностный подход формирует личность современного студента, в будущем – конкурентно способного и мобильного специалиста, творческого, саморазвивающегося, ответственного за свою судьбу и за будущее своего народа.
Основная цель психолого-педагогического сопровождения развития студентов – создание благоприятного психологического климата в образовательном пространстве колледжа для гармоничного развития личности студентов.
Задачи психолого-педагогического сопровождения:
- Профилактика возникновения проблем развития студента;
-Проведение психологической диагностики с целью выявления индивидуально- психологических особенностей студентов.
- Психопросвещение.
- Помощь в адаптации студентов групп нового набора.
- Психологическое сопровождение студентов-сирот, детей с ОВЗ. - Работа по выявлению подростков «групп риска», «СОП», «ТЖС».
- Коррекционная работа.
- Индивидуальное консультирование студентов по запросу самих студентов, зав. отделениями, тьюторов, воспитателей, родителей.
- Оформление, ведение и хранение документации в соответствии с требованиями.
- Помощь в развитии психолого-педагогической компетентности тьюторам, воспитателям общежития, педагогам и родителям.
В связи с этим в колледже ведется комплексное сопровождение студентов. Первый этап сопровождения – это «Адаптация». В данном случае актуализируется особая совместная деятельность преподавателя и обучающегося, направленная на определение интересов, целей, возможностей обучающегося и путей преодоления препятствий, мешающих самостоятельно достигать желаемых результатов в обучении, самовоспитании, общении и образе жизни. Второй и третий этапы это введение в профессиональную компетенцию − связывание своих личных планов и интересов с этой деятельностью в перспективе. Студент погружается в колледжную среду, решает свои определенные задачи, реализует свои индивидуальные цели психического и личностного развития, социализации, образования. Сопровождающая работа направлена на создание благоприятных социально-психологических условий для его успешного обучения, социального и психического развития.
Таблица №1 Содержание психолого-педагогического сопровождения студентов в колледже
Цель сопровождения
Содержание психолого-педагогического сопровождения Этап адаптации (1 курсы)
Результат сопровождения
мотивационный компонент
когнитивный компонент
рефлексивный компонент
Определение личностного смысла выбранного направления образования, сущности и социальной значимости будущей сферы деятельности
Неделя первокурсника, включающая мероприятия по адаптации студентов к новой социальной среде, новому статусу, новым условиям обучения. Тьюторские часы
Изучение личных дел первокурсников, анкетирование на предмет установления мотивов поступления в колледж, ожидаемых результатов, потребностей и желаний самореализации в процессе обучения
Разработка планов, программ (при необходимости), выявление студентов «Группы риска», студентов находящихся в «социально опасном положении», попавших в «трудную жизненную ситуацию»
Адаптация к образовательному процессу, активное включение в жизнедеятельность колледжа.
Инструментарий для диагностики:
Анкета для знакомства.
Ш
кала депрессии Зунге (Т.И. Балашовой)
.
У
ровень
воспитанности
и
обученности
.
Анкета «Стресс».
Цель сопровождения
Содержание психолого-педагогического сопровождения Этап введения в профессию (2 курсы)
Результат сопровождения
мотивационный компонент
когнитивный компонент
рефлексивный компонент
Развитие готовности к осознанному, самостоятельному планированию, корректировке и реализации перспектив своего будущего.
Тьюторские часы, тренинги по запросам.
Изучение ценностного отношения к выбранной специальности, отношения в группе.
Разработка планов, программ (при необходимости), анализ работы со студентами 1 курса, определение перспектив работы со студентами, перешедшими на второй и последующие курсы.
Личностное и интеллектуаль-ное развитие, самообразова-ние, оптимистичес-кая социальная позиция студента.
Инструментарий для диагностики:
Шкала депрессии
Э.Бека
Общеучебные умения и навыки
Ценности
жизни
Отношение
к ЗОЖ
Цель сопровождения
Содержание психолого-педагогического сопровождения Этап освоения профессии (3 курсы)
Результат сопровождения
мотивационный компонент
когнитивный компонент
рефлексивный компонент
Формирование готовности принимать решение о продолжении образования или трудоустройстве, формируются навыки поведения на рынке труда.
Тьюторские часы, тренинги по запросам.
Диагностика готовности студентов к педагогической деятельности.
Разработка планов, программ (при необходимости), анализ работы со студентами 2 курса, определение перспектив работы со студентами, перешедшими на третий и последующие курсы.
Готовность к профессиональной деятельности. Успешное трудоустройство выпускников колледжа.
Инструментарий для диагностики:
«Якоря карьеры»
Тест на вы
явление творческого потенциала
(М.В.
Зюзько
.)
Психолого-педагогическое сопровождение – это целостная, системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого обучающегося в образовательной среде.
Таким образом, социально-психологическое сопровождение студентов начинается с поступления в колледж и заканчивается трудоустройством.
Литература
1.Манузина Е.Б. Педагогическое сопровождение студентов в образовательных учреждениях высшего профессионального образования/ Е.Б. Манузина// Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). – 2011. – Вып. 1 (103). – С. 109–113.