Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта. «Развитие гражданственно-патриотического чувства обучающихся на уроках истории и обществознания». | Кузьмина Мария Алексеевна. Работа №209104
Автор: Кузьмина Мария Алексеевна
Публичное представление собствееного инновационного педагогического опыта. материал для аттестации
Тема инновационного педагогического опыта.
«Развитие гражданственно-патриотического чувства обучающихся на уроках истории и обществознания».
Актуальность.
На протяжении всего существования общества в государстве формирование и развитие гражданственности и патриотизма является актуальной.
Гражданственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения всегда являлось одной из важнейших задач школы. Целью воспитания патриотизма и гражданственности в школе является способствование формированию гражданского сознания, патриотической культуры, нравственных позиций.
Основополагающей задачей педагогов является - подготовка граждан России к жизни и созидательному труду в современных условиях. Портрет выпускника – гражданина России: ПАТРИОТ. Уважающий людей, готовый к сотрудничеству, способный принимать самостоятельные решения.
Концептуальность
(своеобразие и новизна
опяты
, обоснование выдвигаемых принципов и приемов).
История и обществознание являются ключевыми предметами в школе для развития качеств гражданственности и патриотизма. Гражданско-патриотическое воспитание – сложная, систематическая, многоплановая, целенаправленная деятельность образования.
Наличие теоретической базы опыта.
Конституция РФ
, как основной закон страны
Конвенция ООО «О правах ребенка»
Федеральный закон «Об образовании»
Приоритетные направления развития образовательной системы РФ
Федеральный государственный
образовательный
стандарт
В обучении каждого предмета большое значение имеет кабинет. Кабинет истории в нашей школе представлен кабинетом И.Н.Барахова, имеет много наглядных материалов по жизни и деятельности государтсвенного деятеля. Кроме того кабинет оснащен наглядными пособиями, используемыми на уроках: настенные карты, таблицы; есть необходимая на уроке техника: компьютер, подключенный к Интернету, мультимедийный проектор.
УМК по истории и обществознании, в который включены учебники, электронные пособия, комплект методических пособий, дидактические материалы. На своих уроках использую презентации, фрагменты кино и документальных фильмов, ресурсы сети Интернет. По Истории России использую линейку учебников Арсентьева Н.М., Данилова А.А. По Всеобщей истории – Вигасина А.А. – Сороко-Цюпа О.С. Обществозанние – учебники Боголюбова Л.Н.
Ведущая педагогическая идея.
Ведущая педагогическая идея заключается в создании всех необходимых условий, которые содействуют раскрытию потенциальных возможностей каждого ученика на уроках истории и обществознания и во внеурочное время путем использования проектно-исследовательской деятельности, которое позволит наиболее эффективно достигать прогнозируемых результатов обучения и воспитания.
На своих уроках использую наиболее эффективные методы и приемы обучения, средства, способствующие активизации мыслительной деятельности обучающихся. Из современных педагогических технологий предпочтительно использую:
Личностно-ориентированное
обучени
е
,
дифференцированный
так как в основе этого метода обучения лежит признание неповт
оримости, самобытности каждого ученика
.
Проблемно-поисковое
обучения, который способствует обобщению ранее приобретенных знаний, формирует навыки работы с научной литературой, повышает самостоятельность в исследовательской деятельности;
Использование
компьютерных технологий
в ходе всей
деятельности. Они повышают уровень учебной мотивации, развивают навыки самостоятельного поиска информации. Используемые на уроках средства ИКТ существенно повышают наглядность изложения материала и привлекают внимание обучающихся.
Обучающиеся старших классов сами составляют
презентации по пройденным темам, демонстрируя их классу
Игровые технологии
на уроке делают процесс обучения более интересным, создает приятную атмосферу в классе, облегчает преодолевать трудности в обучении;
они ориентированы на расширение кругозора, развитие познавательной деятельности, формировании определенных умений и навыков у учащихся.
П
роектно-исследовательские методы, в котором использую различные формы проектно-исследовательской деятельности обучающихся (урок исследование, создание проектов на уроках).
Оптимальность и эффективность средств.
Организация учебной деятельности на уроках, правильный выбор учителем методов и приемов обучения обеспечивает оптимальность и эффективность средств обучения.
Проведение факультативного курса «Дебаты по современной политике» дал значимые результаты: обучающиеся стали лучше изъяснять свою мысль, начали прислушиваться к мнению других, развился интерес к изучении современной политики, развилось умение выступать перед публикой. Все полученные знания, умения и навыки используются обучающимися в образовательной деятельности.
Результативность опыта.
В проведенных мероприятиях по гражданственности и патриотизму наблюдется всеобщность участия (5-11 классы 100% участвовали в дебатах «Кто такой патриот», 7-9 классы активно участвовали в викторине ко дню правовых знаний, обучающие 100% выходят на митинги ко Дню Республики, 100% участвуют в мероприятиях посвященных значимым датам истории России и Якутии).
Учащиеся ежегодно принимают участие в улусных предметных олимпиадах и получают призовые места.
Таким образом, развитие о обучающихся чувства гражданственности и патриотизма ведется успешно. Интерес к изучении предметов история и обществознания в нашей школе возрастает.